Open
Close

5 предложений в научном стиле. Научный стиль речи

Человек, использующий , в своей жизни никогда не разговаривает в одной манере: с друзьями он говорит по-одному, во время научного доклада — по-другому. Иными словами, он использует разные стили речи.

Вконтакте

Общее понятие

Стиль – это основополагающий элемент речи, её оформление, способ изложения мыслей, событий, фактов. Если же обратиться к строго научному определению, то стиль речи – это система разнообразных языковых средств выразительности и способов изложения . Это значит, что для определённой сферы жизнедеятельности характерны свои особенности разговора. Например, человек, работающий на заводе, будет немного иначе говорить, нежели работник какого-нибудь банка во время общения с клиентом. Стилистика русского языка очень разнообразна, давайте же узнаем, какие бывают стили текста и подкрепим информацию примерами.

Виды

Во время общения со своими друзьями люди используют так называемый разговорный стиль речи . Он включает в себя слова, фразы и выражения, которые характерны именно для устной, а не для письменной речи.

Люди ведут диалог, передают какую-либо информацию в неформальной обстановке, потому используют слова обыкновенные, жаргонные, нехарактерные, например, для работника банка. Но если с устной речью всё ясно, то как же быть с письменной?

Чем отличается текст судебного приговора от произведения Пушкина? Всё, что не относится к устной речи, а называется книжным стилем, в который включают ещё 4 вида текста.

Публицистический стиль

Очень многие называют данный стиль официальным.

Важно! Публицистический стиль может использоваться не только в текстах, но и в устной речи. Например, во время репортажа какого-нибудь телеканала с места событий репортёры и корреспонденты используют именно публицистический стиль.

Главная цель использования — воздействие на читателя или слушателя, чаще всего при помощи СМИ, для формирования определённого общественного мнения.

Чтобы лучше понимать, как определить публицистический стиль, выделим его характерные черты:

  • Использование отличительной эмоциональности и образности для создания нужной атмосферы.
  • Наполненность речи уверенностью, оценочными суждениями, предположениями, заинтересованностью.
  • Для того, чтобы поступающая информация не выглядела недостоверной, все утверждения обосновываются, аргументируются, подтверждаются фактами и доказательствами.
  • Применяются эмоциональные слова , устойчивые выражения и фразеологические обороты. В зависимости от аудитории, могут употребляться диалектные или жаргонные слова.
  • Используется как можно больше прилагательных, и .

Для наглядности давайте рассмотрим примеры текстов: «В ветеринарной клинике на улице x был зафиксирован акт жестокого обращения с животными .

Сигнал поступил сегодня утром в 9:30 по Московскому времени. На место событий уже прибыли полицейские, в отношении преступников уже заведено уголовное дело по статье о жестоком обращении с животным. Обвиняемым грозит до 5 лет лишения свободы.»

Также стоит знать, что публицистический стиль довольно часто объединяется с научным, ведь некоторые их особенности очень похожи.

Научный стиль

Уже из самого названия понятно, что подразумевает собой использование научного стиля. Такой текст будет повествовать о каких-либо научных событиях, явлениях, фактах, доказательствах, теориях, открытиях и так далее. Рассмотрим подробнее, как определить стиль текста.

Внимание! Не будет научным являться стиль в том случае, когда, например, средства массовой информации повествуют о чём-то научном: “Вчера вечером в Калифорнийском научном университете группа студентов провела эксперимент, и открыла новый химический элемент, ранее нигде не встречавшийся.” Данный отрывок скорее будет относиться к публицистике, чем к науке.

Характерными чертами для научного стиля будут являться:

  • Научные заметки, записки, письма, процессы и результаты экспериментов.
  • Курсовые или дипломные работы для учёной степени.
  • Различные доказательства того, или иного утверждения. Научные теории, гипотезы .
  • Существование не только в письменном виде, но и в устной речи, ведь какие-либо научные доклады, лекции и дискуссии также будут к нему относиться к научному стилю.

Подводя итог, мы понимаем, что научный стиль – это результат или отчёт о какой-либо исследовательской деятельности . Для того, чтобы текст был более информативным, его снабжают доказательствами, описанием исследования, формальным изложением всей информации. , аннотации, доклады – всё это относится к данному виду.

В завершение рассмотрим примеры текста : «Сила инерции – это сила, появление которой не обусловлено действием каких-либо определённых тел. Необходимость их введения вызвана только тем, что системы координат, относительно которых рассматривается движение тел, являются не инерциальными, то есть имеют ускорение относительно Солнца и звёзд.»

Как определить стиль текста, указанного выше, всем понятно. Тут и научные термины, и определения научных явлений, и доказанные наукой утверждения.

Художественный стиль

Самый красивый, легко читаемый и распространённый стиль текста в русском языке. Функции очень просты – максимально подробная и красивая передача эмоций и мыслей от автора к читателю.

Главная отличительная черта этого стиля – обилие литературных средств выражения мысли. Он воздействует на воображение, фантазию, чувства, заставляет читателя переживать.

Его называют языком литературы и искусства. Способ самовыражения авторов – вот что есть художественный стиль.

Давайте рассмотрим его отличительные черты:

  • Фигурирует в стихотворениях, поэмах, пьесах, рассказах, романах.
  • Обилие литературных приёмов – эпитетов, олицетворений, гипербол, антитез и других.
  • Литературные средства выразительности , которые используются в данном стиле, описывают художественные образы, передают эмоции, мысли и настроение писателя.
  • Упорядоченность текста является ещё одной характерной чертой. Деление на главы, действия, явления, прозы, сцены, акты.

Важно! Художественным стилем могут заимствоваться черты публицистического и разговорного, так как их использование может заключаться в творческом замысле автора.

Примеры текстов художественного стиля — это абсолютно любые литературные произведения.

Официально-деловой стиль

В реальной, повседневной жизни данной стиль встречается гораздо чаще, чем, например, художественный. Инструкции, техники безопасности, официальные документы – всё это относится к официально-деловому стилю.

Главная цель его использования – максимально подробное донесение информации . Если человек подписывает трудовой договор на новой работе, то он получит огромное количество документов, ведь в них отражен вся нужная информация. Стилистическая принадлежность текста в данном случае определяется очень легко.

Черты официально-делового стиля текста:

  • Информативная направленность, отсутствие словесной «воды».
  • Отсутствие размытых формулировок. Точные, понятные, конкретные фразы.
  • Возможна сложность в восприятии и понимании текста из-за его административно-правовой направленности.
  • Какая-либо эмоциональность, языковые и литературные средства выразительности в таких текстах отсутствует полностью. Факты, условия, обоснованные гипотезы – вот, что должны содержать официальные документы.
  • Регулярно используются речевые штампы, языковые клише, устойчивые выражения.
  • Предложения, применяемые в официально-деловых документах, в большинстве случаев осложнены различными оборотами и достаточно объёмны.

Давайте разберём примеры текстов : «Я, Петрова Анна Ивановна, ученица 11 класса образовательного учреждения «X», получила в библиотеке пятнадцать экземпляров толкового словаря русского языка, и обязуюсь их вернуть в течение двух недель».

«Данный документ свидетельствует о том, что Иванов Иван Иванович, 12 октября в 12:32 по Московскому времени занял у Игорева Игоря Игоревича 1000 рублей, и обязался вернуть эти деньги в течение одного месяца.»

Какие бывают стили речи в русском языке, урок

Обзор стилей речи в русском языке

Вывод

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем определить по отличительным чертам стили текста в русском языке, которые попадутся нам под руку. Обилие языковых и литературных средств выразительности? Определённо художественный.

Репортаж от средств массовой информации, наличие оценочных суждений? Это точно публицистический стиль. Факты, гипотезы, доказательства, сложные термины – явные признаки научного текста. Ну а к официально-деловому тексту можно отнести все официальные документы.

Приветствую вас, друзья! На связи Павел Ямб. Помните, мы начали разговор о стилях речи, их особенностях? У каждого стиля они свои. Самым сложным считается стиль научный. Не будет лишним узнать о нем больше. Итак, научный стиль текста и его особенности.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    — Да он пропил всю стипендию. Вместо ого чтобы «комп» купить себе новый или хотя бы «ноут»

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни. "

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    — А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха»

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Переход к многоуровневой архитектуре интернет-ориентированных клиент-серверных приложений поставил перед разработчиками проблему распределения функций обработки данных между клиентской и серверной частями приложения.»

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным. "

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    « – Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.

    – Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.

    – Уууу… – Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.

    – Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.

    – Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.»

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки за границу по семейным обстоятельствам. Прилагаю вам справку по состоянию здоровья моей жены. 8 октября 2012 года. "

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Я ученик 7 в класса взял в школьной библиотеке книгу „Алиса в стране чудес“ для урока литературы. Обязуюсь вернуть её 17 января. 11 января 2017 года»

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «За время войны в с. Боровом уцелело 45 домов из 77. В наличии у колхозников оставались 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка. Большинство садов на приусадебных участках, а равно и фруктовый сад общей площадью в 2,7 га, принадлежащий колхозу «Красная заря», оказались вырубленными. Ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников, исчисляется приблизительно в 230 700 рублей.»

Для чего он

Научный стиль нужен для точного, краткого и ясного выражения мыслей исследования. Форма высказывания монологическая, изложение последовательное, завершенность выводов и фраз.

Научный стиль используется в технической и научной сферах для оформления и выражения различных идей, достижений, гипотез. Отчет об исследованиях создан для людей, способных оценить результаты.

Главные особенности:

  • Соответствие нормам литературного языка.
  • Отсутствие личной оценки событий.
  • Информативность, объективность.
  • Четкая структура текста.
  • Использование специальной терминологии и специфических языковых средств.

Разновидности и отличия

Особенность научного стиля и его отличие от других – деление на подстили. Произведения научного стиля больше используют в письменной форме, благодаря четкости оформления и содержания. По степени научности выделяют:


Умея писать такие тексты можно неплохо зарабатывать на бирже текстов , например Advego или Etxt .

Академический жанр адресован профессионалам. Цель подстиля – выявление новых данных. Используется для написания диссертаций, рефератов, научных докладов. Примеры произведений академического жанра – статьи-монографии.

Произведения научного стиля оформлены в виде отдельных трудов, законченных работ с соответствующей жанру структурой. К научной прозе относят рецензии, лекции, доклады, устные выступления на симпозиумах и конгрессах, научные отчеты и диссертации. Труды созданы автором впервые. Потому относятся к первичным.

Обобщение данных, вторичные информативные материалы – произведения, созданные в виде рефератов или аннотаций.


Публикации в научно-учебном стиле – для учащихся, студентов, то есть будущих специалистов, которых нужно научить описывать факты. Поэтому примеры приведены типовые. Обязателен принцип от общего к частному.

Присутствует строгая классификация, активно используются термины. Примерами подстиля являются учебники, лекции, справочники. Курсовые работы, доклады для семинаров тоже написаны в учебно-научном жанре.


Чтобы донести факты и результаты исследований до читателей-неспециалистов, используется научно-популярный стиль. Он напоминает художественный и публицистический , так как в нем рассказывается доступно и понятно о сложном.

Читатели, для которых предназначен научно-популярный жанр, специальных знаний не имеют. Поэтому при сохранении четкости научного стиля изложение упрощенное, используются даже эмоциональные языковые средства. Цель публикаций – познакомить читателей с описываемыми фактами.

Специальные термины и числовые данные используются по минимуму и каждый раз подробно поясняются. Читать такие тексты просто, есть сравнения с привычными предметами, изложение упрощено, а частные факты рассмотрены без общих обзоров.

Подстиль используется в научно-популярных изданиях, книгах, детских энциклопедиях. Отличается большей свободой и способен изменяться от газетной рубрики «Это интересно» до научно-популярной книги, близкой к учебнику.

Изложение доступное и ясное. Но по этому критерию научные научно-популярные и учебно-научные тексты немного различаются.

Научно–популярный текст предлагает читателям самые интересные факты, а изложение напоминает книжный стиль, доступный для неспециалистов. Такие публикации отличаются от академических тем, что термины объяснены доступным языком, результаты изложены без лишних подробностей. Нейтральный стиль похож на научно-популярный.


Вторичные тексты, то есть составленные на базе уже имеющихся источников, – авторефераты, конспекты, тезисы, аннотации. Для сокращения объема при написании информация при подготовке свертывается.

Для каждого подстиля или жанра характерны свои особенности, но они не разрушают единства научного стиля, поддерживая общие признаки.

Основные отличия научного стиля от других

Все остальные стили я описал в этой статье .

Публикации в научном стиле соответствуют всем требованиям литературного языка. В них часто употребляют стандартные выражения и обороты, язык графики, формулы, символы, рисунки, чертежи, используют примечания и ссылки для точности цитат и проверяемости источников.

Нередко используются языковые клише и штампы: «речь идет о проблеме», «следует отметить», «переходит к анализу».

Научный текст начинается с введения в суть задачи, обоснования необходимости исследования и новизны проблемы. Выделяется предмет исследования, ставятся цели для решения задач.

Дается обзор научных источников по предмету исследования, база для работы, обосновывается теоретическая и практическая значимость публикации. Приводится содержание работы, описание экспериментов, результаты исследований и выводы по их итогам.

Особенности лексики

  • Главные отличительные черты научного стиля – обобщенность и отвлеченный тон.
  • Слова употреблены в конкретных значениях (словообразование, конфликт).
  • В качестве терминов использованы привычные слова: катушка, муфта, трубка.
  • Главная смысловая нагрузка – на термины. Обязательно использование специальных понятий, например, этногенез, синусоида.
  • Используют : ГОСТ, млн. Сведения точны, выводы объективны, а характер – обобщенно-отвлеченный.

Особенности изложения:

  • Отвлеченность предложений: представляется, что…
  • Обобщенное значение глаголов. Используют формы прошедшего и настоящего времени для указания закономерности явления: «автор отмечает…».
  • Большая часть – глаголы несовершенного вида в устойчивых оборотах: покажем на примерах. Преобладают неопределенно-личные формы с оттенком необходимости: «нужно уметь…»
  • Для акцента на описании процесса используют возвратные глаголы и страдательные причастия: «детально объясняется», «определение дано…»
  • Использование кратких прилагательных и местоимения «мы» вместо «я» для обобщенности текста и акцентирования внимания на отстраненности позиции автора: «отношение характерно», «мы пришли к выводам…»
  • Строение предложений и словосочетаний особое: сжатый объем, но повышенная информативность.
  • Определительные словосочетания: ликвидность валюты.
  • Определения используют как термины: «твердый знак», «безусловный рефлекс».

Особенности синтаксиса

Предложения сложные. Использованы однородные члены и обобщения. Широко используются подчинительные союзы «вследствие того, что …», «ввиду того что …». Активно употребляют вводные слова «во-первых…», «наконец» для последовательного повествования. Для объединения логически связанных абзацев применяют сочетания слов «таким образом», «в заключение».

Почти все предложения повествовательные. Очень редко применяют вопросительные, только для повышения внимания читателей к вопросу.

Действующего лица нет: по большей части предложения безличные, обобщенные либо неопределенные. Обстоятельствам и действию уделяется основное внимание. Для введения терминов используют обобщенно-безличные конструкции: «Рассмотрим следующий пример».

Качества или свойства явления описаны наречиями: интересно, убедительно, по-новому.

Научный стиль изменениям не поддается. Языковые нормы определены, и научный текст «держит» благодаря им форму.

Общие особенности стиля

Главные особенности научного стиля – специфические средства лексики и грамматики, особые конструкции предложений, превращающие текст в сухое и точное повествование, понятное узкому кругу специалистов.

Для научного стиля характерно обдумывание изложения заранее, четкий и строгий выбор средств языковой выразительности. Научный стиль отличается предварительным обдумыванием изложения, строгим отбором языковых средств и нормированностью речи. Повествование – монолог. Диалога с читателем нет.

Факты объяснены четко, показаны причинно-следственные связи, закономерности.

Изложение в научном стиле строго логичное. Между частями есть смысловая связь. Высказывания автора точны, сжаты, понимаются однозначно.

Главная форма мышления ученого – понятие. Все научные определения даны четко и однозначно, термин раскрывает их содержание. Это слово, означает понятие из специальной сферы. В научном стиле среди профессионализмов, номенклатурных наименований термины преобладают. Они занимают пятую часть общей лексики.

Термины употреблены только в одном значении. Многозначные слова используют в научном стиле в одном значении, редко в двух. В научном стиле используется абстрактная лексика: «Научный язык совпадает с понятийно-логичным, выступая как более абстрактный».

В научном стиле собственная терминология: «солнечное сплетение», «деепричастный оборот» и тому подобные.

Среди грамматических особенностей – обобщенность и отвлеченность. Словоформы женского рода заменил мужской: «манжета» — «манжет».

Единственное число – в значении множественного: «Липа начинает цвести с конца июля». Вещественные существительные используются во множественном числе: смазочные масла.

Более употребляемы существительные, так как понятия преобладают над действиями. Большая часть глаголов выполняет роль связок: стать, казаться, представляться. В научных публикациях преобладают абстрактные значения глаголов: существовать – быть, происходить, изменяться…

Значения числа, лица и времени ослаблены: «перегонка производится» вместо «перегонку производят».

Для характеристики признаков и свойств исследуемого явления используется настоящее вневременное значение форм: «Самую важную часть растения составляет углерод».

Вневременное значение обретает и прошедшее время: «Проделано m опытов, в каждом из которых h принял определенное значение».

Настоящее вневременное преобладает над прошедшим, составляя более половины всех глагольных форм.

Обобщенность сказалась и на употреблении видов глаголов. Практически все несовершенного вида, то есть более отвлеченные. Лишь в устойчивых оборотах форма будущего времени используется как настоящее вневременное: рассмотрим, уравнение принимает вид. У большинства глаголов несовершенного вида нет пар совершенного: «Металлы режутся легко».

В научном стиле не так просто, особенно адресованную специалисту, не будучи им. Но такое задание попадается редко: чаще заказчики дают задание по написанию научно-популярных статей. Так что знать особенности этого стиля авторам важно для собственного роста и повышения уверенности в своих силах.

Вот такой, этот научный стиль. Сможете таким стилем оставить комментарий? С вами был Павел Ямб. До связи!

Научный стиль, примеры которого предлагаем изучить, - это разновидность общелитературного языка. Он применяется в научной среде - словарных статьях, монографиях, учебниках и пособиях, научных докладах. Чтобы получить более детальную информацию об этом стиле языка, ознакомьтесь с материалом статьи.

Научный стиль и его подстили, сфера применения

Одно и то же явление, событие или факт можно передать различным набором слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Именно специальный подбор форм выражения мысли формирует стили текста.

Стили вырабатывались на протяжении всего времени функционирования языка. На сегодняшний момент различают:

  • официально-деловой (язык бюрократической корреспонденции, законов, актов, приказов и т. д.);
  • публицистический (язык журналов и газет);
  • разговорный (формы и обороты речи, которые используются в межличностном общении);
  • художественный - язык художественной литературы;
  • научный стиль.

Все эти стили существуют в двух формах - устной и письменной. Они имеют свои отличия и характеристики. Расскажем подробнее о том, что представляет собой научный стиль речи, в чем его особенности и какие есть варианты этого стиля в зависимости от целей использования.

Чтобы составить яркое представление о специфике стиля научной литературы, предлагаем сравнить два описания одного и того же природного явления - грозы.

Антон Чехов в повести «Степь» писал так:

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.

Писатель использует слова и обороты, которые передают чувственное восприятие этого явления.

Научный текст о грозе будет иным. В энциклопедии это природное явление описано таким образом:

Гроза - атмосферное явление, когда в кучево-дождевых облаках или между облаками и поверхностью земли возникают электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Как правило, грозу сопровождают ливни.

Из примеров видно, насколько разительны описания, созданные в двух стилях. Научный стиль - это сухое изложение фактов, сопровождаемое использованием терминов и четких научных понятий.

Этот стиль имеет такие особенности:

  • Обнуление личности автора.

Когда автор излагает в научном тексте результаты исследования, описывает факты, с которыми имел дело, делает выводы, то прячется за обобщенным «мы». В научных текстах допускаются только обороты от 3-го лица множественного числа: мы считаем, на наш взгляд, проведенный нами эксперимент и т. д.

  • Специальная терминология.

Лексика научного текста - специальные термины, которые используются в определенной дисциплине или имеют общефилософское значение.

Кроме того, принято использовать стандартные схемы словосочетаний и синтаксических конструкций: «актуальной темой является…», «в современной науке особую остроту приобрела тема…», «среди ученых, которые занимаются данной проблемой, не выработан единый подход…», «из всего сказанного следует…» и пр. При этом эмоциональная лексика практически не используется.

  • В научном стиле преобладают существительные.

Так исключается эмоциональная составляющая изложения.

  • Точность.

В научном стиле преобладают однозначные слова или используются слова в прямом значении.

  • Прямой порядок слов в предложении.

В построении предложений неприемлема инверсия - нарушение порядка слов в предложении, когда глагольная группа слов выстраивается перед группой существительного. Инверсия обычно используется как средство эмоционального окрашивания высказывания, в целях создания ритмичности, а это не присуще научному стилю.

  • Преобладают сложные синтаксические конструкции средней длины.

В научном тексте допустимо использование сложных предложений с различными вводными и вставными конструкциями, однородными и обособленными членами предложения. Они, как правило, реализуют пояснительную функцию научного стиля.

  • Используются пассивные конструкции.

Например: «К предмету была применена сила, действующая одинаково на обе стороны». Или: «Можно обозначить эту функцию как КС».

  • Логика изложения.

Научный стиль предполагает, что каждый последующий абзац будет дополнять, уточнять изучаемое явление.

  • Доказательность.

В научных работах приводятся примеры, факты, которые подтверждают позицию автора.

Однако и среди текстов, которые принадлежат к научному стилю, наблюдаются отличия. Они обусловлены:

  • спецификой адресата;
  • уровнем знаний автора и адресата.

В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:

  1. Академический . Этим стилем написаны диссертационные исследования, монографии, научные статьи и доклады. Это стиль общения преподавателей, исследователей, аспирантов.
  2. Научно -учебный. Студенты, школьники встречают его в учебных пособиях, методических рекомендациях, кратких курсах лекций.
  3. Научно-справочный . Таким стилем написаны справочники и энциклопедии.
  4. Производственно-технический . Это стиль изложения инструкций, памяток, некоторых учебников.
  5. Научно-популярный . Им пишут заметки и очерки, в которых популярно рассказывают о каком-то природном, физическом, культурном или социальном факте, явлении. Это стиль литературы, адресованный широкой аудитории.

С научным стилем человек встречается ежедневно, когда обращается к справочнику или энциклопедии, словарю, чтобы отыскать значение нового слова. Чаще всего имеют дело с этим стилем учащиеся, студенты.

Ничто не дает такого четкого понимания того ли иного явления, как наглядность. Поэтому предлагаем изучить примеры научного стиля, чтобы четче усвоить его особенности.

Пример 1. «Универсальная научно-популярная энциклопедия»:

АЙСБЕРГИ - крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море, или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7–9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.

Пример 2. Шиманович И. Е., Василевская Е.И. и др. «Химия. 10 класс»:

Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений.
Начнём с простых веществ - металлов и неметаллов. Многие из них, соединяясь с кислородом, образуют основные и кислотные оксиды . Например, металл барий при этом окисляется до основного оксида BaO, а неметалл фосфор - до кислотного оксида. Эти сложные вещества, присоединяя молекулы воды, превращаются в соответствующие гидраты оксидов, или гидроксиды, которые, как вы уже знаете, делятся на основания и кислородсодержащие кислоты.

Пример 3. М.С. Иванов. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности:

Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности.
Вследствие этого мы имеем огромное количество научных фактов, законов и закономерностей, описывающих протекание тех или иных психических процессов, но имеем очень скудную информацию о психической жизни человека как целостного существа. В этой связи понятие самореализации представляется как подходящее «связующее звено» для многочисленных научных знаний о психологии человека, позволяющее, во-первых, привести многие из них к методологическому «общему знаменателю», во-вторых, применить их в совокупности для более комплексного описания и прогнозирования поведения человека.

Пример 4. Том Нилон. «Битвы за еду и войны культур»:

В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существуют две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая - о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого.
Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере - 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков.
Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений - мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.

Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстиле научного стиля.

Научный стиль, как и любой другой стиль языка, - явление, которое проходит этапы становления и изменений.

В современном мире наука становится органической составляющей нашей жизни. Мы учимся, познаем мир всю жизнь, поэтому не сможем избежать использования научной литературы.

Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы - доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности и будьте во всеоружии.

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(С. Есенин.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).


Адресат цель

Академический
Ученый, специалист
Выявление и описание новых фактов, закономерностей


Научно-учебный

Учащийся
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом


Научно-популярный

Широкая аудитория
Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов, термины

Академический
Отбираются новые факты.
Общеизвестные факты не объясняются
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный
Отбираются типовые факты

Все термины объясняются

Научно-популярный
Отбираются интригующие, занимательные факты

Минимум терминологии.
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический

Рассуждение
Отражает тему, проблему исследования
Кожина М.Н.
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный
Описание

Отражает тип учебного материала
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный

Повествование

Интригует, вызывает интерес
Розенталь Д.Э.
«Секреты стилистики»

Лексические особенности научного стиля речи

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

г) редкое использование неполных предложений;

д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи
Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.

Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.

Пример: текст по геометрии не похож на материал по философии.

Научный стиль речи отличается логическим, последовательным изложением, точным выражением, сохранением информации.

  • Понятность. Заключается в ясности и доступности изложения.
  • Последовательность. Определяется правильным содержанием текста, разбитого логическими частями.
  • Логичность. Заключается во взаимосвязанном содержании текста, состоящего из логичных блоков.

Научная сфера включает в себя две главные функции: изучение новых знаний и донесение их до слушателей. Функции научного языка передаются в точности информации, способах хранения. Этап изучения и совершения открытия играют самую важную роль в научной сфере, но к изучению новых знаний научный стиль речи относится больше.

Формы стиля

Различают две формы выражения научной речи: устная и письменная.
А Письменная считается основой научной речи. Она помогает надолго зафиксировать материал, неоднократно к нему возвращаться, выступает надежным источником хранения, помогает обнаружить допущенные ошибки, наиболее экономна (скорость восприятия информации зависит от самого человека). Пример экономичности: научный доклад в устной форме длится 30 мин, а его прочтение занимает только 10 мин.

Б Устная форма используется так же часто, как и письменная, но имеет второстепенное значение, потому что текст, прежде всего, составляют, обрабатывают и только потом проговаривают устно.

Способы выражения

Написание научного или другого вида речи подразумевает под собой применение неодинаковых способов изложения информации. Самыми распространенными считаются следующие способы:

  • Исторический. Информация описывается согласно хронологии событий, описываются изменения, произошедшие со временем.
  • Последовательный. Текст содержит структурированный завершенный вид.
  • Концентрированный. Информация сконцентрирована вокруг главной темы, раскрытие которой начинается с общего вопроса и заканчивается конкретным рассмотрением.
  • Дедуктивный. Информация в тексте начинается с общих положений и заканчивается конкретными деталями и изложением фактов.
  • Индуктивный. Информацию располагают согласно конкретным правилам, начинают с конкретных вопросов, постепенно переходя к общему содержанию.

Жанры и разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи применяется во многих сферах человеческой деятельности. Он влияет на разнообразие литературного языка, так как техническое развитие человечества способствует появлению большого количества новых терминов и определений. Технические определения пришли в обиход русского языка из журналов, словарей, специальных изданий.

Развитие и массовое применение этого вида повлияло на разновидности научного стиля речи:

  • Научный. Этот стиль предназначен для ученых и узко профильных специалистов. В него входит доклад, статьи, диссертации. Его цель состоит в нахождении, представлении новых знаний или открытий.
  • Научно - популярный. Научно - популярный стиль включает в себя учебные лекции, очерки или статьи. Аудитория этого стиля не обладает специальными знаниями. Он пишется общедоступным языком, имеет художественный окрас. Цель научно - популярного стиля заключается в знакомстве аудитории с научными явлениями, фактами. Использование специальных терминов и цифр минимально.
  • Учебно - научный. Учебно - научные стилевые жанры включают в себя многопрофильные учебные материалы, методички, конспекты, книги необходимые для эффективного изучения предмета. Он адресован студентам и ученикам. Главная цель заключается в обучении новым знаниям и материалам. В учебно - научном стиле используются специальные термины и определения.

Пример: «физика – это наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении».

Жанры учебно - научной речи: ответы, сообщение, рассуждения, пояснение.

  • Деловой. Деловой подстиль научной речи состоит из технической информации, контрактов, инструкций. Он занимает важное место в этом стиле речи, включает в себя элементы официального стиля. Такие жанры, как отчет о проделанной научной работе или исследовательские материалы. К деловой речи предъявляют ряд требований: уникальные языковые средства, ясное, точное описание, должное хранение материала, соответствие стандартам деловой речи.
  • Информационный. Это аннотация, рефераты, информационные описания.
  • Справочный. Справочные подстили представляют собой справочную информацию: каталоги, энциклопедии, словари.

Жанры и подстили научного стиля выполняют отдельные функции, используются только по назначению. Жанры научного стиля сохраняют языковые средства, содержат его признаки и черты.

Языковые особенности научного стиля

Любая форма и вид речи имеет свои характерные признаки и свойства. Признаки научного стиля:
А Лексические. Лексические признаки научного стиля речи вытекают из использования в тексте специальной терминологии и фразеологии. Лексика применяется в словах, подразумевающих под собой конкретное определение или понятие.

Пример: «Аксиома - это математический термин, а меридиана - географический»

Лексика научного стиля отличается от других видов применением обобщающих слов. Лексика разговорного или экспрессивного жанра, наоборот, не применяется, как и узкоспециализированная терминология.

Язык науки в качестве главного средства выражения подразумевает понятие. Оно помогает обозначить не конкретный предмет, а образ или действие. Понятие показывает содержание терминов, является одним из главных элементов научного стиля.

Пример применения понятий: радиоволны, оптика, кислота.

Часть терминов русского языка появилась из иностранных выражений. Термины читаются условными средствами научной речи и рассматриваются как отдельные элементы русского языка. Согласно статистическим данным, термины заполняют 25% текста, придавая ему конкретный завершенный вид.

Главным правилом их использования является простота и современность. Они должны логически вписываться в текст, быть наиболее близки к международному языку.

Пример общепринятых терминов: макро, микро, био, нео и так далее.
Б Лингвистические. Для этого вида характерна объективность и безэмоциональные средства выражения. Узкоспециализированная сфера общения несет ряд морфологических особенностей. Лингвистические средства научного стиля отличаются от других видов своей отвлеченностью, обобщением в речи, степенью повторений. Для экономичного использования лексических средств, в речи применяют укороченные фразы.

Пример упрощения языковых средств: замена существительного с женского на мужской род, множественного числа на единственное.

Глаголы в научном стиле меняются на существительные. Так нужно для уменьшения их в тексте и улучшения качества материала, потому что использование большого количества глаголов в тексте ведет к лексической потере, делая его абстрактным. Однако, это не мешает содержать ряд глаголов, сохраняющих необходимые сочетания слов, передающих главное лингвистическое значение.

Пример применения глаголов: производится, существовать, продолжать и так далее.

Для придания тексту обобщенного вида используются именные сказуемые в несовершенном виде. Они могут быть в будущем времени. Личные местоимения зависят от самого научного текста, в основном применяются в 3 лице.
В Синтаксические. Синтаксические предложения состоят из сложных местоимений, имеют сложное строение с использованием составного сказуемого. Текст этого вида делится на части: введение, содержание, заключение.
Сложные предложения помогают яснее показать значение слова, связать между собой термины, причины, следствие. Синтаксис научного стиля определяется обобщенным и однородным элементом речи. В тексте используются составные подчиненные предложения, сложные союзы и наречия. Примеры синтаксического предложения можно найти в научных энциклопедиях или учебниках.

Использование словосочетаний помогает объединить части речи. Главным требованием синтаксического текста считается логическое связывание между собой предложений. Они должны быть правильно построены, дополняя друг друга. Такие предложения не имеют главного действующего лица, вопросительная форма отсутствует.

Пример анализа русского научного текста

«Графика - вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику».

Тема текста: научное значение графики;

Идея: определение и вид графики;

Стиль: научный;

Жанр: научно-справочный.

Анализ стилистический

  • характеристика текста: фонетико - стилистический;
  • стиль повествовательный, не восклицательный, книжный;
  • текст соответствует нормам литературного произношения;
  • расположение пауз и синтагм соответствует научному стилю речи;
  • предложения построены логически верно и тесно связаны по смыслу между собой;
  • структура текста правильная, последовательная.

Анализ лексическо - семантический

Слова используются однозначные в прямом значении, фразы с применением терминологии.

Без научного стиля речи немыслимы лекции, доклады, школьные уроки и другие выступления, связанные с наукой, передачей точной информации и знаний.