Open
Close

Акме в психологии и других науках. Акмеология как наука о путях достижения профессионального расцвета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (филиал) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой «ПиП»

Захарченко Н.А.

(подпись)

«___» __________ 2015 г.

На правах рукописи

АКМЕОЛОГИЯ

Конспект лекций

для студентов 1 курса всех форм обучения

и направлений подготовки магистратуры

Составитель: к.психол.н., доцент Ситдикова С.Н.

для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Психология и педагогика».

Протокол № 1 от 31.08.2015 г.

Лекция 1. Определение акмеологии как науки, её предмет и задачи.

Место акмеологии в системе наук.

1. Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии.

2. Задачи акмеологии.

3. Понятийный аппарат акмеологии.

4. Место акмеологиии в системе наук.

Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии.

Акмеология (от греч. акmе – высшая степень чего – либо ) – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись.

Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.



Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня АКМЕ . Термин «акме» используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об «акме», имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком. Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда. И наконец, есть исследователи, например, сначала Н.А. Рыбников , а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин «акме» включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами. Движение взрослого человека к своему акме или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуравнево, как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека.

К настоящему времени, помимо общей акмеологии стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др., решающие задачи профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности.

Таким образом, предмет акмеологии центрируется на закономерностях и механизмах развития и саморазвития человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости и особенно на достижении им вершины в своем физическом здоровье, в проявлениях в поступках своего духовного и гражданского потенциала и в деяниях в качестве профессионала.

В последние годы все сильнее утверждается в научных кругах более широкая трактовка содержания предмета акмеологии . В него стали включать малые и большие общности людей, например, управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др. Акмеология ищет и анализирует закономерности и механизмы их развития и саморазвития, результатом действия которых оказывается достижение ими акме.

Итак, возникнув и интенсивно развиваясь, наука акмеология всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.

Одновременно столь же последовательно и целенаправленно акмеология прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей, и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции. Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая вышеназванные задачи, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса.

Задачи акмеологии.

Акмеология как наука решает ряд следующих важных теоретико-практических задач.

λόγος , logos - учение) - раздел психологии развития , исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития . В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных » дисциплин, как синергетика , имиджеология, акмеология , соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области .

Краткая история формирования акмеологии в России

Согласно паспорту специальности ВАК , акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук .

Направления акмеологии

Новейшее состояние - синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний - синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры - это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание - это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Акмеология (от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития. Её создателем явился Н.А. Рыбников. В 1928 году он предложил использовать этот термин, как науку "о развитии зрелых людей". Затем в середине 20-го века Ананьев определил её в систему наук о человеке. И в 1995 году был образован Санкт-Петербурский институт психологии и акмеологии.

Естественно, что это наука изучает не только достижения человека в период его зрелости, но и то, что привело его к этому. Она буквально определяет, при каких условиях человек сможет достичь максимального развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Изучение этого помогает понять смысл жизни человека.

Акмеология изучает:

  • закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
  • факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;
  • закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
  • самообразование, самоорганизацию и самоконтроль;
  • закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Направления акмеологии:

  1. Общие основы акмеологии.
  2. Профессиональная акмеология, которая делится на:
  • педагогическая акмеология,
  • военная акмеология,
  • социальная акмеология,
  • школьная акмеология,
  • медицинская акмеология.
  1. Акмеология управления.
  2. Креативная акмеология.
  3. Синергетическая акмеология.
  4. Акмеология образования.
  5. Коррекционная акмеология.
  6. Этнологическая акмеология.

В представлении создателей данного направления вершина зрелости человека — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.д. Естественно, что данное состояние изменчиво. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает, поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.

Акмеология как наука изучает и проясняет те факторы, которые обусловили полноту, широту развития, продуктивность, время наступления и прочее. Она отслеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо — и микросоциумов (государство, трудовой коллектив, семья и т.д.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, разрабатывая определённые тактики и стратегии, которые будут способствовать самореализации человека.

Данное направление отвечает на вопросы о том, как происходит самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека и как ему добиться вершин признания.

Построение, на основе полученных знаний, модели самосовершенствования жизненного пути человека позволяет быстро добиться максимального успеха во всех областях.

В зарубежной психологии акмеологию не стали выносить в отдельное направление, однако в России акмеология получила большое признание на государственном уровне.

Конечно же, человек достигает вершин в своей жизни, в первую очередь, благодаря вере в свои силы, самоподготовке и самореализации. Однако, используя акмеологию, он может добиться всего гораздо быстрее и эффективнее, заранее зная, что его ждёт на жизненном пути.

С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология.

В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.

Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «… она определяет сходное и различное у разных людей и в том же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».

Цели, объект и предмет акмеологии

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека, как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда.

Акме - (от греч. АСМЕ - вершина, цветущая пора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается что АКМЕ приходится на период взрослости или зрелости человека.

Акмеограмма - основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме (В.Г.Зазыкин).

Акмеолог - специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг психологических и акмеологических профессиональных задач, в том числе специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.

Акметектоника (греч. akme – "вершина, расцвет, зрелость"; tektonike –"строительное искусство, мастерство") – акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Данная категория предложена А.С.Гусевой. Акметектоника – это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме. Образ акме – совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

Активность – многозначный термин, используемый в разных науках физиологии, (электрофизиологическая активность мозга), социологии, (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значения. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В амкеологическом понимании активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствовании. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.

Анализ акмеологический - как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Воздействие акмеологическое - это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью - на благо развивающейся личности, к тому же многие виды психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность (А.А.Деркач, А.В.Кириченко).

Гетеростаз - исходное положение о том, что многие люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации (Л.Хьелл).

Деятельность высокопродуктивная - характеризуется высокими показателями качества по основным показателям, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности), преследующая положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняющая здоровье субъекта труда и развивающая как профессионала и личность (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Задачи акмеологические - отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются так же разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.

Закономерности акмеологические - характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности. Акмеологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим (Е.Н.Богданов, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин).

Законы акмеологические - личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала; самовыражении личности в профессии (А.А.Деркач). В настоящее время имеют описательную форму. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием личностной целостности. Закон самовыражения личности в профессии описывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопредления, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Знание акмеологическое - это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действительности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта (Абульханова К.А.). Это знания, включающие социокультурную направленность, гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики.

Гуманитарный компонент акмеологического знания включает комплекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генетикой, андрогогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания.

Технологический компонент акмеологического знания приравнивается к искусству, мастерству, т.е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к "магическому". Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение - упорядочить все "частности" деятельности, перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремесленные технологии», в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных, особых навыков (К.А.Абульханова, И.Н.Семенов).

Зрелость – длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.

Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное "плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.

В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

Изменчивость - исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.

Инварианты профессионализма акмеологические - это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития (В.Г.Зазыкин).

Исследование акмеологическое - научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии, осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследования могут быть теоретическо-методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Концепции акмеологические - системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретические основания. Концепция гуманитарно-технологического развития (А.С.Гусева), нравственного развития личности (Е.Н.Богданов), субъектогенеза (А.С.Огнев), акмеологического воздействия (А.В.Кириченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В.Г.Зазыкин), профессионализма военных специалистов (Л.Г.Лаптев) и другие.

Компетентность акмеологическая - категория, предложенная А.К.Марковой, в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Компетентность профессиональная - в акмеологическом понимании это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Компетентность психологическая - это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы». По данным Н.В.Кузьминой психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Критерий акмеологический - мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными (В.Г.Зазыкин).

Мастерство - категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности».

Метод акмеологический - совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи.

Метод акмеографический - разновидность акмеологического метода, являющийся инструментальной реализацией акмеографического подхода, включающий акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Модель акмеологическая - система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Амеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр. (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Объект акмеологии - на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.

Описание акмеографическое - способ представления информации, предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальное или лингвистическое (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеологический - базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Подход акмеографический - система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности, Является развитием профессиоргафического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеоцентрический - ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеологических и акмеографических (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Показатели акмеологические - характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала (В.Г.Зазыкин).

Потенциал личностный - в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А.А.Деркач, В.Н.Марков).

Предмет акмеологии - на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и, соответственно, разные исследовательские сферы и практики. В более узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции, самоорганизации.

В широком понимании предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к отимальным путям самореализации.

Профессионал - в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Основаниями для категорий профессионализм личности и деятельности стало определение профессионализма, предложенное Н.В.Кузьминой.

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Развитие личностно-профессиональное - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).

Развитие гуманитарно-технологическое - процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие - это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» - процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения (А.С.Гусева).

Самоэффективность - свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой, подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.

Технология акмеологическая - категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличающаяся более узкой направленностью, имеющей гуманистическое содержание - на прогрессивное личностно-профессиональное развитие. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

Технология гуманитарная - способы и механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности (А.С.Гусева).

Уровень акмеологический - характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности (А.А.Деркач, А.А.Мироедов).

Условия акмеологические - это прежде всего значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Данное понимание акмеологических условий (и факторов) отражает нынешнее состояние акмеологии (В.Г.Зазыкин).

Факторы акмеологические - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (В.Г. Зазыкин).

Холизм - исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии (Д.Зиглер).