Open
Close

Конспект урока по литературному чтению на тему Г. Х. Андерсен " Гадкий утенок". О братьях наших меньших

план к рассказу гадкий утенок 3 класс

2017年03月23日 (木 )

3 дек 2014 ... Реальное и фантастическое в этой сказке. ІV. .... д) на птичьем дворе; (« Гадкий утенок») ... (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану. ... 3-я группа-встреча с принцем и принцессой; РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС (для школ с украинским... Тема. Аудирование. Слушание рассказа-миниатюры. Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта). Цель: учить учащихся... «Гадкий утёнок». « Стойкий... 22 сен 2015 ... Сочинения › Сочинение «Добро и зло в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная... за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, ... Пятый класс представляет особый этап в литературном образовании и развитии школьников. ... составление плана сказки (картинного, словесного); ... сказки «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», .... III. Методическая модель изучения рассказа. Рассказ - это небольшое... 3 автора, отмечая его национальное своеобразие и общечеловеческую... Содержание программ 5–9 классов определяется кругом интересов... В дальнейшем, при знакомстве с рассказом Е. И. Носова «Белый гусь», это...... Составление плана к тексту художественного произведения (несколько эпизодов). Его сказка Гадкий утенок была впервые опубликована в 1845 году. ..... Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней... мать, как она должна поступать, что были приняты во времена ее детства . ... стремлением заслужить одобрение правящего класса (своей деревни) и... метаурок 11 класс, зарубежная литература. ... Композиция новеллы состоит из 3-х частей, имеет завязку, кульминацию, развязку. Сюжет новеллы...

Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. ... составление плана сказки (картинного, словесного); ... «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Девочка... Бессмертные персонажи сказок Андерсена живут сегодня в Дании и на всем земном шаре. План пересказа для сказки Андерсена Гадкий утенок: Рождение утят. ... Утка учит утят плавать, гадкий утенок не отстает и утка понимает, ... Почему Ганс Христиан Андерсен назвал свою сказку Гадкий утенок? Краткое содержание сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» с экранизацией. Читается за 2 минуты (оригинал - 15 мин). «Гадкий утёнок» (дат. Den grimme Ælling) - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, ... Ганс Христиан Андерсен. Язык оригинала:. Г.Х. Андерсен. Гадкий утёнок. Х орошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; ... 22 апр 2014 ... «Гадкий утёнок» - рисованный советский мультфильм, экранизация одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Создан... План пересказа для сказки Андерсена Гадкий утенок: Рождение утят. ... Утка учит утят плавать, гадкий утенок не отстает и утка понимает, ... Почему Ганс Христиан Андерсен назвал свою сказку Гадкий утенок?

Контрольная работа
по детской литературе №1
«Анализ зарубежной литературной сказки»

Выполнила:
студентка
группы РЛ-31
Малаева Р.
Проверила:
Николаева С. Ю.

История создания
«Гадкий утёнок» - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, впервые опубликованная 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо - это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка - столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом - одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Стиль Г. Х. Андерсена
Из сказанного выше, я хочу выявить одну из особенностей стиля датского писателя – автобиографичность, которая имеет место не только в выбранной мной сказке, а также во многих других его творениях.
Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей - таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
Звукоподражание является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность.
Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи - разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
Динамичность повествования - одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника.
У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей.

Анализ сказки «Гадкий утенок»
Сначала обратим свое внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно является темой произведения.
В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но,как и многие литературные сказки, она имеет черты других жанров.
Я думаю, что в сказке есть элемент мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становится игрушкой неподвластных ему событий.
Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой.
Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающим. Утенок был не гадким, он был иным. Его мама увидев его сказала: «И совсем не похож на других
В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:
«Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше »…
Также сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:
"Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда.
"Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
“Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!”
А также о психологической напряженности свидетельствует следующее:
«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты».
Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяются на фоне других:
“Глаза б мои на тебя не глядели!”
Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения:
Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:
«Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».
Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинной, внутренней матери. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.
Также если говорить о символах, то примечательным является образ человека, спасшего утенка изо льда. Это спасение может символизировать вызволение изо льда, т.е. спасение от недостатка чувств, безразличия.
Несмотря на то, что это сказка о животных, мы все же видим в них сходства с людьми. Это потому что автор изобразил их животными лишь внешне. Андерсен показывает нам отношения между людьми. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит
этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде - есть надежда, что из него все же выйдет толк.
Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями.
Все персонажа этой сказке можно найти реальных аналогов среди людей. В нашей жизни мы можем встретить и «жирную утку, петуха, курицу, кота и самого героя».
«Гадкий утенок» - почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. Читая сказку, мы видим нелегкий путь становления главного героя. Ведь с самого начала его жизнь была сплошными испытаниями:
«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою»
«Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры»…
«А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью»…
«Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму»…
Но несмотря на все беды и горести, несмотря на отчаяние, маленький, беззащитный утенок оказался сильнее обстоятельств, и в конце концов обрел свое счастье:
«Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами»…
В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

Упражнение «Гусеница»

Деление на группы (Мозаика).

Учитель.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!



Слайд 2

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

-

сказки.


И знаем, что сказки бывают по виду - Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству - литературные (авторские) и народные.

(«Дикие лебеди»

-

Ученик

С 1967 года - день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Ученик

Ханс - Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец - сапожник, мать - прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

5. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Приём “Прогнозирование”.

Дети обобщают

-

- , завязывается спор:

6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

1. Антипация по заголовку

2.Словарная работа.

5 проверка восприятия.

1гр.-ст 88-91

2гр. Ст.91-93

2) Приём “Корзина идей” :

(На доске -аппликация гадкого утёнка)

-„Чем все закончится?”

Физминутка для глаз (1 мин.)

Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. В основе лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы с учениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главной мысли произведения).

Физминутка (1 мин.)

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

Олицетворение )

Предлагаю подумать - а как может повести себя утёнок в такой ситуации?

Был ли он высокомерен?

)

9. Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы - напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

10. Итоги урока

Спасибо вам за урок!

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" »

Урок литературного чтения.Х. К. Андерсен "Гадкий утёнок". 3-й класс

Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Вид деятельности – работа с художественным текстом.

Тип урока : Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

Оборудование:

    Учебник: “Литературное чтение”. Ч. 1

    Презентация по сказкам Г.Х. Андерсена

    ТСО: эл. магн.доска, компьютер.

    Карточки для групповой работы.

  • Оценочные листы

    Награды звёздочки

    Аппликация гадкого утёнка

    Белые розочки (сделанные ребятами)

Ход урока

    Организационный момент (1 мин.) Создание коллаборативной среды

Упражнение «Гусеница»

Деление на группы (Мозаика).

Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!

2. Мотивация учебной деятельности. (1-2 мин.)
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

Слайд 2

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется «Жили были сказки»

В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки. -Почему вы любите слушать и читать сказки?

Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)

на прошлом уроке мы с вами составили кластер

И знаем, что сказки бывают по виду – Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству – литературные (авторские) и народные.

А в каких сказках мы не можем ничего изменить или вставить что-то своё?

Вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с 1 сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

Как начинаются русские народные сказки? Ну, конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»

У Андерсена все иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку...» («Огниво»)

2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист»)

3. «Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь!..» («Снежная королева»)

4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...» («Дикие лебеди»

4. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)

Хотите познакомиться ещё с одной сказкой Андерсена?

- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений и животных. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Чтение стихотворения учеником

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

У. Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Ученик

С 1967 года – день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Ученик

Ханс – Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец – сапожник, мать – прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

-А какие произведения Х.К. Андерсена вы уже читали?

Наверное, нет в мире человека, который не знает имя замечательного датского сказочника Х.К.Андерсена. «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Соловей», «Дикие лебеди» - кто не читал этих «историй»? Волшебный мир Андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

5. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Приём “Прогнозирование”.

А что вы уже знаете о лебедях? (Дети рассказывают о них)

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.

- Дети высказывают свои предположения , завязывается спор:

Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.

6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

1. Антипация по заголовку

Что вам сообщает название произведения?

(Сказ. О животных. , ГЛ. герой_ утёнок, который был некрасив, гадким или таковым казался кому-то, он у всех вызывал отвращение

2.Словарная работа.

Как вы понимаете слово гадкий?

Придумайте синонимы к слову ГАДКИЙ-

(противный, мерзкий, омерзительный, отвратительный, скверный, неприятный…)

Неужели утёнок был именно таким?

3. Установка на эмоциональный настрой.

И так я приглашаю всех в сказку, но хочу предупредить, что сказки Андерсена часто бывают грустными,герои сказок подвергаются тяжёлым испытаниям, страдают. А что если это именно такая сказка?

4. Комбинированное чт.1 части сказки

1-читает учитель-ученик-учитель

5 проверка восприятия.

Приём Закрытый и открытый вопросы по прочитанному

1гр.-ст 88-91

2гр. Ст.91-93

1) Просмотр мультфильма по сказке Андерсена

2) Приём “Корзина идей” :

(На доске –аппликация гадкого утёнка)

-„Чем все закончится?”

(на стрелочках - линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста)

Ответы детей группы № 1 (самооценивание и взаимооценивание)

Ответы детей группы № 2(самооценивание и взаимооценивание)

Физминутка для глаз (1 мин.)

2) Чтение “буксир” (за сильными учениками)

Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположитьварианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. Воснове лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы сучениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главноймысли произведения).

Так как же встретили утёнка на птичьем дворе? (воспроизведение информации)

Что сказала об утином выводке знатная утка?

Как жилось утёнку на птичьем дворе?

Как ко всему этому относилась его мама?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Физминутка (1 мин.)

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

Какое настроение сложилось у вас после знакомства с1 частью сказки Г.Х.Андерсена? Объясните почему?

Образовывались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

8. Выявление идеи произведения. (2 мин.)

Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?

Как называется такой приём в литературе (Олицетворение )

Предлагаю подумать – а как может повести себя утёнок в такой ситуации?

Работа в группах (ДЕТИ предлагают свои выходы из положения)

Был ли он агрессивен к обитателям двора?

Был ли он высокомерен?

Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя?

(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного. )

А сейчас посмотрите слады и постарайтесь набрать побольше звёздочек за прочитанные произведения.

Просмотр иллюстраций по сказкам Андерсена

9. Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы – напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

У меня сегодня тоже есть белая роза...

Ребята, давайте представим себе, что у нас появилась уникальная возможность поблагодарить великого датского сказочника за его прекрасные произведения.

За что сегодня каждый их нас мог бы сказать «спасибо» Гансу Кристиану Андерсену. Давайте сейчас, вместе с этой белой розой, передадим свою любовь, тепло своих рук и сердец Х.К.Андерсену... Роза вместе со словами благодарности переходит из рук в руки...

Ну а подарком великому сказочнику станут ваши рисунки к сказкам.

10. Итоги урока

(сдаются оценочные листы и учитывая их выставляется суммативная оценка за урок)

11. Домашнее задание.(1 мин.)

2) составить диафильм к сказке;

3) придумать другую концовку к сказке

Спасибо вам за урок!

Цели:

    Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”

    Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена

    Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи

    Пополнение словарного запаса учащихся

    Отрабатывать дикцию и выразительность

    Воспитывать любовь к родной природе

    Расширить читательский кругозор

    Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива

Оборудование:

    Учебник литературного чтения

    Выставка книг Г.Х. Андерсена

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по новой теме

а) знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена

Сегодня мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена (вывешивается на доску портрет).

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника. Отец его был сапожником, а мама целые дни, стоя по колено в холодной речной воде, стирала бельё для богатых людей. Люди они были добрые и работящие, но никак не могли выбраться из нужды. Он отличался от других детей своей фантазией, именно это качество и было той волшебной палочкой, по взмаху которой стены бедной каморки раздвигались, и ящик с землёй под окном превращался в цветущий сад. Самым его сильным увлечением был театр. Он был рад театральной афише, которую он получал в награду за помощь. Дома он раскрывал эту афишу и начинался спектакль, созданный его воображением. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. И вот настал тот день, когда родной город встречал его праздничными фейерверками.

Больше всего на свете Г.Х.Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Герои сказок Г.Х.Андерсена – люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей.

Давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие сказки написал Г.Х.Андерсен (на доску вывешивается по очереди каждая картинка со сказкой Андерсена: “Огниво”, “Снежная королева”, “Новый наряд короля”, “Свинопас”, “Дюймовочка”, Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.

Ребята, обратите внимание на выставку книг. Все эти сказки принадлежат перу Г.Х.Андерсена. Одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.

3. Сообщение цели урока

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок” и узнаем трогательную историю его героя.

О чём вам говорит заголовок?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами послушаем часть этой сказки (учащиеся слушают грамзапись).

4. Первичное восприятие текста сказки

Какое чувство пробудила у вас эта история? Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту сказку? Почему так называется сказка?

Выразите своё отношение к сказке.

Мне очень жаль бедного утёнка, так как он не виноват в том, что родился таким некрасивым. У него доброе сердце и это поможет ему в жизни.

5. Вторичное осмысленное чтение

Ребята, сейчас мы прочитаем ещё раз первую часть этой сказки. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать нам непонятные (трудные) слова, которые встретятся нам при чтении.

6. Словарная работа

    Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

    Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

    Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

    Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.

    Озираться – оглядываться назад.

    Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.

    Канава – длинный, неширокий ров.

    Бултыхнуться – падать в воду.

    Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

7. Физкультминутка (под музыку)

Учитель:

Кто хочет разговаривать,/
Тот должен выговаривать,/
Всё правильно и внятно,/
Чтоб было всем понятно.//

Дети:

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Как можно озаглавить первую часть? Но сначала давайте представим себе лопух, в чаще которого сидела утка, и заглянем туда.

Что мы там увидим?

“Рождение утят”

Ожидание последнего утёнка”

Некрасивый утёнок” (деление на микрочасти)

Вот мы прочитали с вами первую часть и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части.

Вспомним, о чём первая часть? (Как родились на свет утята).

А вторая часть? (Ожидание последнего утёнка из большого яйца).

А третья часть? (Некрасивый утёнок).

б) Какие чувства мы должны у них пробудить?

Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у вас, т.е. мы должны вместе определить задачу чтения каждого отрывка.

Рождение утят”

Итак, скорлупки затрещали, утята выкарабкались, посмотрели кругом.

Мы рады, что утята появились на свет? (да)

Ожидание последнего утёнка”

Утка-мама увидела ещё одно целое яйцо и все стали ожидать рождения последнего утёнка. Когда будем читать, что передадим слушателям? (Все волнуются и ждут рождения последнего утёнка).

Некрасивый утёнок”

О чём сообщается в этом отрывке? (Появление последнего утёнка на свет).

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подготовка к выразительному чтению.

А теперь давайте выберем тон (загадочный); темп (неторопливый).

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

8. Работа по второй части

Вторичное осмысленное чтение второй части сказки.

Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

Деление на микрочасти.

Купание утят”.

О чем мы прочитали? (как утята научились плавать).

Птичий двор”.

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

Утенок убежал”.

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

А как бы вы поступили на ее месте?

Что мы сообщим нашим слушателям? (Нам жаль бедного утенка, мы осуждаем тех, кто его обижал)

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

Чему учит сказка? (Нельзя судить только по внешности, надо судить по поступкам и делам)

Молодцы, ребята.

9. Подбор пословиц к сказке.

Давайте подберем пословицы к этой сказке (у каждого ученика листочек с пословицами) и объясним их смысл.

    Язык острее меча.

    Некрасив собой, но красив душой.

    Суди не по внешности, а суди по делам.

    Всему свое время.

    Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

    Не бросай друга в несчастье.

    Друзья познаются в беде.

10. Поурочный балл

11. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки

12. Итог урока

Что особенно понравилось на уроке?

Чтобы вы хотели повторить?