Open
Close

Чинопоследование вседневной. Вседневная (будничная) утреня

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня, совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком.

Вседневная (будничная) вечерня

С вечерни начинается суточный богослужебный круг . Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером . Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный . …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существует несколько видов вечерни :

    Малая вечерня . Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

    Вседневная или будничная вечерня . Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

    Великая вечерня . Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона ,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«Свете Тихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен – Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби, Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

«Ныне отпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: "Благословен Бог наш..."

Начало обычное, если не читался 9-й час

"Приидите, поклонимся..." (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

"Господи, воззвах..." [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святому Минеи

* (если в Минее служба двум святым, то: 3 стихиры 1-му св., 3 стихиры 2-му св.)

Слава: святому Минеи (если есть)

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Свете Тихий…"

Прокимен дня

"Сподоби, Господи…"

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Ныне отпущаеши…"

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

__________________________________________________________________

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, след. образом.

После молитвы 9-го часа: "Владыко Господи…" отпуста не бывает.

Свящ-к по окончании молитвы 9-го часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря сев. дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: "Благословен Бог наш…".

Чтец: "Аминь", "Приидите поклонимся…" (трижды), после чего читает 103 пс. - предначинательный: "Благослови, душе моя, Господа".

В тех случаях, когда 9-й час не совершается , вечерня начинается так:

Свящ-к возглашает: "Благословен Бог наш…".

Чтец отвечает: "Аминь" и читает обычное начало, т.е. "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся…" (трижды), а затем 103 пс.

Во время чтения 103 пс. свящ-к, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно 7 светильничных молитв, к-рые находятся в Служебнике в самом начале "Чина вечерни". Светильничными эти молитвы назыв-ся потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 пс., произносит "Слава. И ныне", с троекратным "Аллилуиа".

После этого свящ-к, стоя на том же месте, на солее, произносит велик. ектению : "Миром Господу помолимся".

Если со свящ-ком служит диакон, то по окончании 103 пс. он исходит сев. дверями на амвон, кланяется свящ-ку и произносит великую ектению, свящ-к же уходит в алтарь.

По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит свящ-к, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает…").

После возгласа читается рядовая кафизма . Кафизма начинается чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

"Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее.

Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые 3 стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные - из Минеи.

Общее количество стихир по Уставу положено 6, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне".


С пятницы на субботу на "И ныне" поется догматик гласа истекающей недели.

В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи.

Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богородичен берется на "И ныне" из приложения Минеи по гласу "Славы".

Во время пения стихир "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то свящ-к, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя сев. дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.

После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом свящ-ка и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).

После стихир на "Господи, воззвах", хор поет "Свете Тихий" (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если свящ-к служит без диакона, то он произносит: "Вонмем", "Премудрость, вонмем" и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).

Хор поет прокимен.

После прокимна чтец: "Сподоби, Господи…".

Затем свящ-к (или диакон) произносит просит. ектению : "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви".

Если службу совершают свящ-к с диаконом, то возгласы после "Свете Тихий", "Вонмем" и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола).

Произносить же просит. ектению, как и все др. ектении, диакон выходит на солею.

После ектений следует возглас свящ-ка: "Яко благ и человеколюбец Бог еси…".

Хор: "Аминь".

Свящ-к: "Мир всем".

Хор: "И духови Твоему".

Диакон: "Главы наша Господеви приклоним".

Хор: "Тебе, Господи" (протяжно).

Свящ-к тайно читает молитву главопреклонения . После этой молитвы он возглашает: "Буди держава Царствия Твоего…".

Затем поются стихиры на стиховне .

В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в др. дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день.

В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и 2 стихиры на "Господи, воззвах" мученичны "Слава" святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на "Слава" из 2-го приложения Минеи, а Богородичен "стихиры на стиховне" опускается.

После стиховных стихир читается "Ныне отпущаеши…" и Трисвятое по "Отче наш…".

Затем свящ-к произносит возглас: "Яко Твое есть Царство…".

Хор поет тропарь .

В обычные дни исполняется тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу тропаря.

В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь праздника. Если в один день совершается память 2м святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь 1-му святому, затем "Слава" - тропарь 2-му святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря.

В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению , начиная с прошения: "Помилуй нас, Боже…" (ектения эта находится в Служебнике).

По возгласе: "Яко милостив…" диакон возглашает: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свящ-к: "Сый благословен…".

Хор: "Утверди, Боже…".

Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Хор: "Честнейшую…".

Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".

Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови".

Свящ-к северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст .

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии свт. Иоанна Златоуста.

Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни свящ-к будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

После отпуста поется многолетие: "Великаго Господина…".

Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: "Утверди, Боже…", свящ-к произносит возглас: "Слава Святей…" и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.