Open
Close

Демьян бедный. Биография

Основные издания произведений Д. Бедного

Собрание сочинений в одном томе. Изд. «Рабочей газеты», 1922.

Полное собрание сочинений в 19 томах. М., Госиздат, 1925–1930.

Однотомник. М., изд-во «Художественная литература», 1937.

Избранное. М., изд-во «Советский писатель», 1948.

Собрание сочинений в 5 томах. М., Гослитиздат, 1948.

Собрание сочинений в 8 томах. М., изд-во «Художественная литература», 1964.

Библиотечка избранной лирики. М., изд-во «Молодая гвардия», 1967.

Из книги Гоголь автора Золотусский Игорь Петрович

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ Сочинения П. В. Гоголя. Изд. 10-е. Текст сверен с собственноручными рукописями автора и первоначальными изданиями его произведений Николаем Тихонравовым. Т. 1-10. М., 1889.Гоголь Н. В. Полное собрание художественных произведений с

Из книги Некрасов автора Скатов Николай Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Н. А. НЕКРАСОВА Стихотворения. СПб., 1856.Стихотворения, т. I-IV. СПб., 1879.Полное собрание сочинений и писем, т. I-XII. М., 1848-1953.Собрание стихотворений, «Библиотека поэта». Большая серия, т. I-III. Л.,1967.Полное собрание сочинений и

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Основные издания произведений К. И. Чуковского Собрание сочинений. В 6 т. М.: Художественная литература, 1965–1969.Сочинения. В 2 т. / Сост. и общая редакция Е. Ц. Чуковской; Послесл. В. Берестова. М.: Правда, 1990.Полное собрание сочинений. В 15 т. М.: Терра – Книжный клуб, 2001 – наст.

Из книги Шандор Петефи автора Гидаш Анатоль

1. ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПЕРЕВОДОВ ПЕТЕФИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ На русском языке стихи поэта появлялись начиная со второй половины XIX века. Первый перевод принадлежит В. Бенедиктову (1857), затем Петефи переводили М. Михайлов, Н. Аксенов, Ф. Берг, О. Михайлова, П. Быков, Н. Нович (псевдоним

Из книги Гамсун. Мистерия жизни автора Будур Наталия Валентиновна

Основные издания произведений Кнута Гамсуна на русском языке Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1905–1908.Полн. собр. соч. В 5 т. СПб., 1910.Собр. соч. В 6 т. М., 1991–2000.Август. М., 2002.А жизнь продолжается. М., 2003.Виктория. М., 1994.В сказочном царстве. М., 1993.В сказочном царстве // Рюдберг Б., Фёрланд У.

Из книги И.А. Гончаров автора Рыбасов Александр

I. Основные издания сочинений И. А. Гончарова Полное Собрание сочинений И. А. Гончарова, т. I–VIII (подготовленное автором), издание И. И. Глазунова, СПБ, 1884.Полное Собрание сочинений И. А. Гончарова, т. I–IX (подготовленное автором), издание И. И. Глазунова, СПБ, 1886–1889.Полное

Из книги Крылов автора Степанов Николай Леонидович

Основные издания сочинений И. А. Крылова И. Крылов, Басни в девяти книгах. Пб., 1843.Полное собрание сочинений И. А. Крылова. С биографией его, написанной П. А. Плетневым. Тт. I–III. Пб., 1847.Полное собрание сочинений И. А. Крылова. Под ред. В. В. Калаша. Тт. I–IV. Пб., 1904–1905, то же 1918.Полное

Из книги Пушкин автора Гроссман Леонид Петрович

1. ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ А. С. ПУШКИНА Полное собрание сочинений. Изд. Академии наук СССР, т. I–XVI. М.-Л., 1937–1949.Полное собрание сочинений. Изд. Академии наук СССР, т. I–X. М.-Л., 1949.Полное собрание сочинений. Под ред. М. А. Цявловского. Изд. «Academia». Гослитиздат, т. I–VI. М.-Л.,

Из книги Демьян Бедный автора Бразуль Ирина Дмитриевна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. БЕДНОГО 1(13) апреля 1883 - Родился в селе Губовка Александрийского уезда Херсонской губернии (Кировоградская область).1894 - Окончил сельскую школу.1896 - Принят в Киевскую военно-фельдшерскую школу.1900 - Выпущен из школы ротным

Из книги Сигрид Унсет. Королева слова автора Слапгард Сигрун

Основные издания произведений Сигрид Унсет на русском языке «Весна».Перевод Е. Благовещенской. - Л.: Время, 1928.Перевод Э. Панкратовой // Унсет С. Фру Марта Оули. Весна: Романы. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.«Возвращение в будущее».Перевод Э. Панкратовой. - М.: ОГИ,

Из книги Лермонтов: Мистический гений автора Бондаренко Владимир Григорьевич

Основные издания М. Ю. Лермонтова Прижизненные издания В 1840 году в типографии И. И. Глазунова тиражом тысяча экземпляров напечатана и единственная прижизненная книга стихотворений М. Ю. Лермонтова. В маленькой книжке (168 страниц) всего 28 произведений: 26 стихотворений и две

Из книги Мирзо Турсун-заде (очерк творчества) автора Османова Зоя Григорьевна

Основные издания сочинений М. Ю. Лермонтова Сочинения, приведенные в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным: В 2 т. СПб.: Изд-во И. И. Глазунова, 1860.Сочинения: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. П. А. Ефремова. СПб.: Изд-во И. И. Глазунова, 1873.Сочинения: В 5 т. / Под ред. П. А.

Из книги Федор Сологуб автора Савельева Мария Сергеевна

Из книги Жизнь и творчество Николая Носова (сост. С. Миримский) автора Миримский С. Е.

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФЕДОРА СОЛОГУБА Сологуб Ф. Стихи. Книга I. СПб., 1896.Сологуб Ф. Тени. Рассказы и стихи. СПб., 1896.Сологуб Ф. Собрание стихов. Книга III и IV. М., 1904.Сологуб Ф. Жало смерти. М., 1904.Сологуб Ф. Книга сказок. М., 1905.Сологуб Ф. Политические сказочки. СПб.,

Из книги История русской литературы автора Ивинский Дмитрий Павлович

Основные издания произведений Н.Н. Носова Собрание сочинений в 3-х томах. - М., Дет. лит., 1968-1969. Рис. Г. Валька, И. Семёнова, В. Ладягина, Г. Позина.Т. I. Рассказы, сказки, повести. 1968, 663 с.Т. II. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. 1969, 496 с. Ил. А. Лаптева.Т.

Из книги автора

Приложение V. Основные издания произведений русских писателей XVIII – начало XIX вв.Богданович И. Ф. Собр. соч. и переводов / Собраны и изданы Платоном Бекетовым: Т. 1-6. М., 1809-1810; 2-е изд.: Т. 1-4. М., 1818-1819.Державин Г. Р. Соч.: Т. 1-5. СПб., 1808-1816.Капнист В. В. Собр. соч.: Т. 1-4. СПб., 1787;

Советский поэт, писатель.

При рождении – Ефим Алексеевич Придворов. Псевдонимом Демьян Бедный хотел подчеркнуть свое простое происхождение – отец был простым рабочим. Критики характеризуют творчество Бедного достаточно противоречиво: он был бесспорно талантливым, но был вынужден идти по системному режиму государства.

Свой творческий путь начал с публикации в большевистском издании. Его стихи, фельетоны, басни получались живыми, выразительными, удивительно точными. Народу пришлись по душе работы Бедного, что они призывали взять его стихи за эталон всей советской литературы. Правительство также восторженно принимали Демьяна Бедного, и выделили ему квартиру в Кремле. На почве литературы поэт подружился со Сталиным. Но когда Сталин перешел к полной власти над государством, он пересмотрел свое окружение. Демьян Бедный попал в список опальных. Несмотря на все неприятие нынешней власти, Бедный должен был ее восхвалять.

По легенде, к нему был приставлен шпион, который передавал его слова Сталину, зачастую искаженные, с противоположным смыслом. Началась травля, которая продолжалась до конца жизни Демьяна. Стихи подвергались разгромной критике, практически перестали печатать. Бедный начал писать восторженные оды власти, положительно характеризовал все их поступки, даже снос храма Христа Спасителя. Все это не помогло, его исключили из Союза писателей. Только после смерти Сталина его репутация была восстановлена, вернулся интерес к его произведениям.

Псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства.

Эти тяжелые годы дали Д. Б. хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами.

Когда Д. Б. было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным.

Здесь же имели место первые литературные опыты Д. Б. (сатирические стихи на школьные темы). По окончании школы Д. Б. отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет.

Школа и солдатчина воспитали Д. Б. в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Д. Б., но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением.

Д. Б. сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала "Русское Богатство", т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

Б январе 1909 Д. Б. дебютировал в "Русском Богатстве" стихотворением за подписью Е. Придворова.

В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты "Звезда", Д. Б. стал сотрудничать в ней - сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию.

В 1912 он участвовал в основании газеты "Правда" и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Д. Б. был арестован.

В годы империалистской войны Д. Б. был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. "Современный Мир" и в разных провинциальных изданиях.

После Февральской революции Д. Б. сотрудничает в "Правде" и др. большевистских газетах.

После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах.

В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Д. Б. за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Д. Б. - идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.

Стихи Д. Б. периода "Русского Богатства" по содержанию и форме - обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Д. Б. в "большевика поэтического рода оружия" (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии.

Тематика Д. Б. охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Д. Б. Значение своеобразной художественной летописи революции.

Дореволюционные стихи Д. Б. говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Д. Б. борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов.

Красная армия находит в Д. Б. своего художника-агитатора.

Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался "к обманутым братьям в белогвардейские окопы". Одновременно Б. отмечал недостатки советского строительства.

Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы "Красноармейцы", "Мужики", "Царь Андрон" и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество Д. Б.: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства ("Отцы духовные, их помыслы греховные"), в поэме же "Новый завет без изъяна" Д. Б. идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия Нэп вызвал Д. Б. на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией.

Многочисленны у Д. Б. также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.). Жанры, которыми пользуется Д. Б., крайне разнообразны.

Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику ("В огненном кольце" и др.). Реже встречается лирика интимная ("Печаль", "Снежинки"), тоже социально направленная.

Прибегает Д. Б. и к эпосу: хронике ("Про землю, про волю, про рабочую долю"), абстрактному сюжетному эпосу ("Главная улица") и конкретному сюжетному эпосу ("О Митьке бегунце и об его конце", "Клятва Зайнет" и др.). Особенно часто Д. Б. пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.

В эпоху "Звезды" и "Правды" и империалистской войны основным жанром Д. Б. стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Д. Б. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Д. Б. пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора.

Характерно для него снижение сюжета и стиля, - прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию.

Д. Б. любит пародировать "высокий стиль" (следует отметить бытовую трактовку евангелия в "Новом завете"). Основной источник технических новшеств стиха Д. Б. - фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д. Популярность Д. Б. чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах.

По данным красноармейских библиотек.

Д. Б. самый читаемый автор. Некоторые стихи Д. Б. стали популярными народными песнями ("Проводы" и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Д. Б., официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества.

Начало серьезной критической литературе о Д. Б. положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923). Отдельные произведения Д. Б. неоднократно издавались брошюрами и книжками.

В 1923 изд-во "Крокодил" выпустило "Собрание сочинений" Д.Б. в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского.

ГИЗ выпускает "Собрание сочинений" Д.Б. в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича.

Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Д. Б. на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. "Книгоспiлка" выпустило "Новый завет без изъяна" в переводе О. Вараввы.

Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского "Демьян Бедный", М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

Лит. Критическая литература о Д. Б. обширна.

Кроме упомянутой брошюры Л. Войтоловского, см. Фатов, Н., Демьян Бедный, М., 1922 (2-е дополн. изд., М., 1926); Ефремин, А., Демьян Бедный в школе, М., 1926; Медведев, П., Демьян Бедный, Л., 1925; см. также статьи: Л. Троцкого в книге "Литература и революция", М., 1923; П. Когана в книге "Литература этих лет", Иваново-Вознесенск, 1924; А. Воронского в книге "Литературные типы", М., 1925; Л. Сосновского в журн. "На посту", № 1, 1923; Г. Лелевича в журн. "Молодая Гвардия", № 9, 1925. Библиография в книге И. Владиславлева "Русские писатели", Л., 1924, стр. 346-347, и в указателе В. Львова-Рогачевского и Р. Мандельштам, "Рабоче-крестьянские писатели", Л., 1926, стр. 13-14. Г. Лелевич.

Бедный, Демьян - псевдоним современного поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Род. в семье крестьянина Херсонской губ., служившего в Елизаветграде церковным сторожем.

Свое детство Б. яркими красками описал в автобиографии: "Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье.

Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское.

С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень. Что касается матери, то если я остался жильцом на этом свете, она менее всего в этом повинна.

Держала она меня в черном теле и била смертным боем. Под конец я стал помышлять о бегстве из дому и упивался церковно-монашеской книгой "Путь ко спасению"". Тринадцати лет Б. был отдан в киевскую военно-фельдшерскую школу. Двадцати одного года поступил на историко-филологический факультет петербургского университета. "После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня революции 1905-1906 и еще более ошеломительной реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательски благонамеренное настроение.

В 1909 я стал печататься в Короленковском "Русском богатстве" и очень близко сошелся с известным поэтом-народовольцем П. Ф. Якубовичем-Мельшиным... Дав уже раньше значительный уклон в сторону марксизма, в 1911 я стал печататься в большевистской - славной памяти - "Звезде". Мои перепутья сходились к одной дороге.

Идейная сумятица кончалась... С 1912 жизнь моя - как струнка... То, что не связано непосредственно с моей агитационно-литературной работой, не имеет особого интереса и значения", впервые выступил 7/20 мая 1911 на страницах "Звезды". Начав в следующем году свое сотрудничество в "Современном мире" (см.), Бедный превращается в присяжного фельетониста большевистской прессы.

Огромное большинство его произведений впервые появляется на страницах "Звезды", "Правды", "Бедноты", "Известий ВЦИКа". В 1913 выпускается первый сборник его "Басен". Эпоха гражданских войн 1918-1920 создала исключительную популярность Б. в широких массах рабочих и беднейшего крестьянства.

В особенности большим успехом пользовалось его творчество в Красной армии. Неутомимый агитатор, "доблестный кавалерист слова", Б. в 1923 был награжден орденом Красного знамени.

В своей сопроводительной грамоте Президиум ВЦИКа отметил "особо выдающиеся и исключительные заслуги" Б., произведения которого, "простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, - зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы". На какой социальной основе выросло творчество Б., иначе говоря, каков классовый генезис его поэзии? Такой базой необходимо считать крестьянство.

В этом нас убеждают не столько факты его биографии (сами по себе достаточно красноречивые), сколько вся устремленность его творчества раннего периода.

Своими темами, образами, выразительными и изобразительными средствами поэтической речи молодой поэт тесно связан с деревней, с бытом и мироощущением великорусского крестьянства.

Это определение нуждается конечно в немедленном социологическом уточнении.

Такие поэты, как Клюев (см.) или Клычков (см.), с большой художественной силой закрепили в своем творчестве строй переживаний зажиточной, крестьянской верхушки.

Б. представляет диаметрально противоположную группу крестьянства - недостаточного, беднейшего, пролетаризующегося.

Центральным образом ранних произведений Б. следует считать батрака, энергично борющегося с кулацким засильем. "Строчит урядник донесение: " - Так что Нееловских селян, ваш-бродь, на сходе в воскресенье мутил Демьян..."" ("О Демьяне Бедном - мужике вредном", 1909). Путь демьяновского революционера обычен: "хватание за букварь, а после за листовки, тюремный курс за забастовки". Но примечательно, что этот "Товарищ Борода" - по своему происхождению - мужик, "взрощенный деревенским полем, обкочевавший все большие города", что в прошлом у него "десятки лет батрацкого скитания по экономиям помещиков былых". Поэт неоднократно разрабатывает образ молодого крестьянина, ушедшего в город, поступившего там на фабрику, участвовавшего в рабочем движении и возвратившегося в деревню для новой и упорной борьбы.

Персонаж этот проходит через все творчество Б., найдя себе законченное выражение в поэме "Мужики" . Петр Костров вернулся из Питера в родную деревню, "перешел, забыв завод, на крестьянский обиход". Завод не забыт им, разумеется: уроки пролетарской борьбы запомнились Петру навсегда, но это оружие Костров применяет в родной ему обстановке против "богатеев", сбивающих с толку деревенский люд. Тематика молодого Демьяна отражает в себе психологические настроения этих бедняцких слоев дореволюционной деревни.

Сатирический показ сельских "мироедов" (старшина, урядник, лавочник, вообще кулак, помещик и поп), непримиримая рознь между ними и эксплуатируемым "народом", темнота деревни, ее материальная бедность и социальная приниженность - все эти мотивы с неоспоримостью устанавливают батрацкий генезис демьяновской поэзии.

Пред нами - художник "деревенского пролетариата, и если Петр Костров воплощает в себе черты сельского революционера, борющегося тем оружием, владеть которым его научил фабричный город, то не менее аллегоричен и другой герой Б. - деревенский дед, одетый в худые лохмотья - "в промокших дырявых онучах". Этот странник попадает в Пугачевский комитет бедноты: "Над крышею крайней избушки кумачный полощется флаг". В комитете деда одевают в то, что еще вчера было отобрано у деревенских "живоглотов". "Надевши тулуп без заплатки, вздохнул прослезившийся дед: - "До этого места, ребятки, я шел ровно семьдесят лет"". То, что Б. вошел в сознание читателей как рабочий поэт, ни в коей мере не противоречит всему сказанному выше. Б. свободно перебрасывается в своем творчестве к рабочим мотивам и тем не менее остается поэтом деревенской бедноты.

Батрак, выходящий на арену широкой социальной борьбы, воспринимает идеологию рабочего, за которым все же остается политическое руководство.

Нужно учесть также и то, что рабочий класс неослабно пополнял свои кадры именно в эти годы и именно из этого необъятного резервуара деревенского батрачества (1912-1914 - эпоха наивысшего расцвета русского капитализма).

Выросшее на батрацком корню творчество Б. впитало в себя затем "конгениальные" рабочие мотивы; это было предопределено всей ориентацией передовых слоев его классовой группы.

Характерно, что в песне деда Софрона: "Как я гряну во все сорок сороков, да сороков, как я крикну на Москве всех батраков, всех батраков" - мотивам рабочей революции придаются черты батрацкого восстания.

С годами диапазон творчества Б. расширился, но батрацкая подоснова его стиля осталась неизменной.

Это признал и сам поэт. Избрав себе на заре творчества псевдоним "Демьяна Бедного - мужика вредного", он неоднократно подчеркивал свою органическую связь с деревенским пролетариатом: "Мне родня всесоветская, мужики...", "Нету, братцы, у меня такого дня, чтоб я не думал о крестьянах...", "В печальных странствиях, в блужданиях по свету я сохранил себя природным мужиком...", "Вам, кровным братьям мужикам, для глаз - далеким, сердцу - близким, вам, горемыкам-беднякам, я поклонюсь поклоном низким.

Вот, братцы, я, каков уж есть - мужик и сверху и с изнанки" (повесть "Красноармейцы") и т. д. В этих признаниях - глубокая социологическая правда.

В литературу Б. пришел из деревни, и те батрацкие настроения, которыми наделила его классовая группа, определили собой его литературный стиль. Свой путь Б. начинает с гражданской поэзии.

Первые опыты отмечены явными подражаниями Некрасову и Якубовичу (см.). Но скоро поэт находит себя. От пессимистических самообличений он обращается к сатире.

Объектами ее служат душители рабочей печати ("Звезда"), разные оттенки соглашательского меньшевизма ("Муха"), либерализм ("Кукушка"), третьеиюньская дума ("Притон"), черносотенство ("Союзники") и пр. Но основной и характернейшей темой этого периода является классовая борьба в деревне.

Перед читателем проходят эксплуататоры всех видов и мастей, данные в намеренно примитивном и обнаженном раккурсе.

Тут и помещик-"народник", ищущий популярности у мужиков, но морщащийся, когда те заводят разговор о "землице". Тут и лавочник Мокей, который, пожертвовав на погоревших 50 рублей, стал затем чинить в своей лавке "дневной грабеж" ("Мокеев дар"). Тут и Сысой Сысоич, "туз-лабазник", который "боялся упустить из рук барыш большой, перед иконою престольной в светлый праздник скорбел душой" ("В церкви"). Им противостоит эксплуатируемая деревенская голытьба.

Стражник Фаддей провоцирует поджог. "В огне погибли все достатки несчастных батраков", и в довершение всего их же обвинили в поджоге и "упекли в тюрьму". Но рисуя угнетенных, Б. с особенным вниманием и сочувствием останавливается на протестантах, бунтарях.

Таков бедняк Фока: "Аль наша память коротка? Аль мужики от бар когда добро видали? Проваливай отсель, собачий сын, пока тебе бока не обломали". Поэт констатирует усиление в деревне именно тех форм классовой борьбы, которыми так богат капиталистический город. "Над мужиком, над Еремеем, в деревне первым богатеем, стряслась беда: батрак от рук отбился, батрак Фома, кем Еремей всегда хвалился" ("Хозяин и батрак"). Жанры этого периода - сказка, фельетон и эпиграмма, а чаще всего - басня (см.). Поэт пользуется этой сатирической формой, предоставляющей удобные возможности для замаскированного обличения.

За Еремеем или Фокой цензору не видно представляемых ими классов; с другой стороны, непременный довесок басни - ее "мораль" - дает возможность настроить читательское восприятие в нужном направлении, подсказать ему разгадку авторской аллегории.

Как и все мастера басни, Б. охотно прибегал к использованию звериных личин. В хищном обжоре-кроте нетрудно было угадать кулака, образы мухи и паука были достаточно ясны по своей классовой принадлежности.

Продолжая щедринское противопоставление щук - ершам, Бедный восклицал в конце басни: "У щуки сила есть (к чему самообман?). Опомнившись, она затеет новый план. Ерши, вам надо ждать великой передряги, Объединяйтеся, миляги". Восприняв этот жанр от Крылова (см.), Б. насыщает его той революционной тематикой, к-рая отсутствовала у его предшественника.

Мораль Крыловских басен, даже в наиболее обличительных местах, откровенно буржуазна; басни Б. служат делу социальной революции. "Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат.

Вот как-то довелось им встретиться случайно.

Клоп рад был встрече чрезвычайно.

Панкрат не слишком рад... Взобравшись ловко по обоям к Панкрату на рукав, клоп этаким героем уселся на руку и шарит хоботком.

От злости наш Панкрат позеленел весь даже: "Ах, чорт, и ты туда же, кормиться мужиком". И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой" (басня "Клоп"). Аллегория ясна; но учитывая, что неискушенный читатель может не понять ее, Б. спешит поставить все точки над і: "Сижу, ужасною догадкой потрясенный: ну что, как этот клоп казенный?" Октябрьская революция ставит предел дальнейшему развитию демьяновской басни. Этот иносказательный жанр теряет свои права на существование в эпоху обостреннейших гражданских войн. Центр тяжести поэзии Б. перемещается на открытую, недвусмысленную сатиру.

Свое внимание Демьян Бедный отдает "Денике-воину", "Кулаку Кулаковичу", "Иуденичу", "купцу Шкуродерову и орловскому помещику Зубодробилову". Однако объектом ее становится не только белогвардейщина, хотя в этой области Б. создает ряд любопытных произведений (особенно удачен пародийный "Манифест барона Врангеля"). Внимание поэта привлекают: эмигранты, рыцари "ера" и "яти" (цикл "Выметенный сор"), западноевропейские социалисты (цикл "О пресмыкающихся"), объединившиеся против советской страны империалисты ("Грабьинтерн"). Но всего шире распространяется антирелигиозная сатира.

Ранние басни почти обходили церковь: их не пропустила бы цензура.

С 1918 Б. отдает этому жанру все свое внимание.

Осмеянию подвергаются сначала корыстные и сластолюбивые служители культа (одну из наиболее характерных сатир "Пауки и мухи" читатель найдет на стр. 50 этого тома в статье "Агитационная литератуpa"). Приблизительно с 1920, когда стихают военные бури, Б. переходит к планомерной атаке самой религии.

Отметим здесь особенно "Землю обетованную" (март 1920), в которой традиционный эпизод исхода евреев из Египта передается в плане снижения стиля и пародийной "руссификации" фабулы. "Расскажу я по-своему всей Рассее об Аароне и Моисее.

Вот были мужики: настоящие большевики". Б. применяет приемы травестирования (см.): за еврейской оболочкой скрывается русская действительность.

В поэме действуют иудейские меньшевики и эсеры, Елдад и Модад, анархисты, спекулянты на манной крупе ("манне небесной"), жандармы и даже бронированные колесницы! Все это введено в рассказ не только в сатирических, но и в дидактических целях. "Но из библии все ж почерпнем мы урок: пусть былые ошибки послужат нам впрок". "Если дрогнете вы, как евреи когда-то, слабость духа в беде обнаруживши ту же, ваш конец будет многим похуже". В "Новом завете без изъяна евангелиста Демьяна", написанном позднее , Б. пытался, точно придерживаясь канонических текстов Евангелия, "показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать... Для большей жизненной убедительности я привлек к делу многочисленных русских христов и христоносиц". Здесь, как и в "Земле обетованной", поэт снижает и пародирует высокий евангельский стиль: "Иоанн Предтеча" у него превращается в "Ивана Захарьича Иорданского", "Осип" ведет "Марью" в Вифлеем "на регистрацию" и т. д. Пародируются не только евангельские образы, но и выспренняя лексика: "Аще кто ударит тебя по ланите, то бишь на нынешнем языке звезданет тебя по щеке...". В развитии антирелигиозной пропаганды эти демьяновские поэмы сыграли безусловно весьма значительную роль. Следующим объектом его сатиры той поры является деревня.

Поэт изображает уцелевшие в ней враждебные революции силы. "У кулака под вечер гости, попа расперло от ухи... - Отец, еще по рюмке, что ли? Кумышка ж право не плоха, - за гибель всей батрацкой голи! их-хи-хи-хи, ах-ха-ха-ха!" В целом ряде произведений Б. разрабатывает одну и ту же сюжетную схему: деревня недовольна советской властью, но вот приходят белые, вводят там царские порядки, и крестьяне с восторгом встречают возвращающуюся Красную армию. Так построены: "Генерал Шкура", "Беседа дяди Софрона", горькая дезертирская повесть "О Митьке-бегунце и об его конце" и в особенности "апокалиптическая поэма" "Царь Андрон". Как ни широко раскидывается в эту пору сатира Б., ею не исчерпывается его творчество.

Гражданская война, борьба с белогвардейщиной требовала от революции предельной мобилизации ее моральных и физических ресурсов.

От поэта, желавшего ускорить эти процессы, требовалось не только яростное отрицание отживающих форм жизни, но и глубокий революционный пафос. Что Б. вступил на этот путь, достаточно красноречиво свидетельствуют заголовки его стихотворений: "Обманутым братьям в белогвардейские окопы", "Пора", "Защищайте Советы", "Ура, добьем Юденича", "На защиту Красного Питера" и т. д. Пафос этот облекается в различные поэтические формы. На первом плане высокая лирика: "Враг опьянен безумною отвагой, Идет к концу неразрешенный спор, В последний раз с дворянской тонкой шпагой Скрестили мы наш боевой топор. Пронзит ли враг нам сердце острой сталью, Иль голова слетит с дворянских плеч? От братских сил отрезаны мы далью, А у врага нет сил для новых сеч. В отчаянье он все на карту ставит, Ему назад дорога отнята.

Вперед, бойцы, и пусть змею раздавит Железная рабочая пята!" ("Набат", 1919) С подобной агитацией поэт обращается к крестьянам: от того, с кем пойдут они, зависит исход революции и будущее деревенского "пахаря". "Убогие пахари, Фролы, Афоньки, вставайте! Решается ваша судьба: казацкие кони, казацкие кони крестьянские топчут хлеба" ("За волю и хлеб", 1919). И когда приходит наконец победа, поэт приветствует "советского часового", - крестьянина, стоящего на страже наших границ. "Герой, принесший гибель змею, твоих имен не перечесть.

Тебе, - Вавиле, Фалалею, Кузьме, Семену, Еремею, слагаю стих я, как умею, и отдаю по форме честь". Жанры эпохи гражданской войны необычайно разнородны.

Здесь мы встречаем и патетическое воззвание, и примитивную, намеренно грубую "агитку". Марши и песни уживаются бок-о-бок с язвительными эпиграммами.

Патетическая лирика неотрывна от сатирического эпоса. Все эти формы Б. проникнуты единым и целостным устремлением.

Разнообразие жанров обозначает лишь различие установок, многосложность заданий, стоявших перед поэтом восставшей и борющейся за свое существование революционной страны.

Окончание гражданской войны определяет наступление нового, третьего по счету, периода в творчестве Б., периода, который продолжается до наших дней. Изменившаяся обстановка требует новых тем. Строки демьяновских сатир посвящены возникновению и развитию нэпа ("Эп", "В Спекуляндии"). На политической арене - новый враг - нэпман, расходящийся с партией только... в земельной программе: "вы в землю бы меня охотно закопали, а я бы вас!" ("Пустяки разница"). Особо заслуживает здесь быть отмеченной мастерская поэма "Непград", написанная в форме дантовских терцин.

Начинается стремительное развитие фельетона (см.), малой формы, отличительной чертой которой надо считать ее злободневность.

Б. откликается на все события дня, к какой бы области они ни принадлежали.

Он пишет фельетоны о мостовых без снега, о будильниках, вызванивающих царские гимны, о собачьей выставке, о хулиганстве, о фабричных прогулах и о "головешках", "дымящихся" во время партийных дискуссий.

Окончив работу над большими полотнами гражданской войны, Б. принимается за каждодневное, будничное производство фельетонов, которые по необходимости должны стать экспромтами. "Пригоняю к строчке строчку, чтоб вышло вовремя и в точку. Наше время стремительно! - На призыв "будь готов" умей отзываться незамедлительно: "всегда готов "" ("Олимпа нет", "О литературном ремесле"). Не следует думать однако, что фельетоны этого периода исключительно сатирические.

В них часто вспыхивает прежний пафос. Говорит ли поэт о прекращении ввоза иностранного угля, напоминает ли о появившейся в Балтике английской эскадре, о том, что у нас "за каждым плугом и станком стоит советский военком", приветствует ли юбиляров, скорбит ли о смерти революционного деятеля - этот демьяновский пафос присутствует всегда.

Особое место здесь по-прежнему занимает деревня.

В лубочной поэме "Шефы" (надписи к юбилейному плакату) изображены старые знакомые - деревенские поп и кулак в новой обстановке, отступающими и деморализованными.

В поэме "Куриный брод" повествуется о том, как комсомольцы (им посвящена поэма) кладут конец взаимной вражде двух соседних деревень.

Необходимо остановиться здесь на двух формах: эпиграмме и раешнике (см.), столь характерных для этого периода.

Эпиграммам Б. присуща не только их обычная сжатость и острота, но и неожиданная смена интонаций.

Таковы напр. эпиграмма на "хлюста по женской части" - Чемберлена или на Керзона, поносящего Коминтерн: "У буржуазии, на вид такой победной, Есть очень грозный супостат.

Так хмурый лорд Керзон дал лестный аттестат Организации зловредной.

Вреди, голубушка, вреди! Работы много впереди!" Не менее любопытен его раешник - рифмованный стих, свободный в числе слогов, количество которых меняется от пятнадцати до одного.

Этой формой написано большинство фельетонов Б., в частности все дипломатические послания "Наркомнеудела". Раешник отвечает содержанию фельетона, облегчает разговорный яз. автора.

В эту достаточно свободную форму Б. в изобилии вбрасывает прозаические цитаты - протоколы, сообщения газет, цитаты из старых, сто лет тому назад изданных книг и пр. Иногда цитата является эпиграфом фельетона, и тогда самый раешник развертывает намеченную в ней схему. Но чаще она вводится в самый текст, который приобретает внешнюю растрепанность.

По сути дела здесь та же смена интонаций, что и в эпиграмме, но гораздо более усложненная.

Фельетон, построенный по этому принципу, приобретает все черты "разговора", как бы он ни был велик размером.

Мы восстановили главные вехи, по которым развивалась поэзия Б. Этапы ее эволюции неотрывны от русского революционного движения.

В дооктябрьскую пору господствует басня, в эпоху гражданской войны она уступает место сатирической поэме и патетической лирике.

Последний период творчества отмечен расцветом фельетона.

Смена жанров обусловлена своеобразием тех заданий, которые последовательно ставила перед Б. действительность, и, обратно, по эволюции его творчества можно восстановить динамику последнего двадцатилетия.

В своей работе поэт использовал разнообразные формы классической поэзии.

Здесь он снял обильную жатву с тем, чтобы употребить ее для новых социальных целей. Сатирический лубок Б. в основе своей имеет форму исторической песни и былины (см.). "Выезжали три богатыря могучие, Вудро Вильсон, чудо заморское, Клемансо, парижский банкирский прихвостень и Ллойд-Джордж, приказчик купеческий". Но сюжетная схема былины преодолена: богатырей побеждает неведомая сила: "Исполать тебе, сила великая, защитница наша народная, наша храбрая Красная армия!" ("Старая былина на новый лад"). Пушкинский мосье Трике превращается у Б. во французского спекулянта при самарском правительстве.

Стихотворение написано в размерах "Онегинской строфы", но в эту форму вкладывается новое классовое содержание: "Напрасно ждет Трике Жаннет: Мы за нее дадим ответ Чехо-словацкой подлой банде В французских шорах и узде, Белогвардейской всей орде, Всей черной Дутовской команде.

Мы свой ответ мосье Трике Дадим - с винтовкою в руке". Стиль Б. своеобразен.

Он характеризуется намеренным примитивизмом образов (социальных "масок" попа, буржуя или батрака); почти полным устранением из повествования пейзажей (ни в сатирической, ни в патетической поэзии им места не находится); плакатной резкостью композиционных приемов (любимейшим из них является противопоставление "старого" и "нового"; отсюда - позднейшие довески к ранним басням).

Наконец, стиль Б. характеризуется особым языком, "дерзким и колким", "без вывертов, без хитростей, без вычурных прикрас", языком, заимствовавшим из мужицкой речи крепкое словцо и острый образ. Вопрос о том, насколько художественна эта поэзия - праздный вопрос.

У каждого класса своя эстетика.

Класс, который говорил устами Демьяна, не выдвинул до сих пор большего художника, нежели Демьян.

Тем самым его творчество приобретает особую значительность.

Путь Демьяна - это путь поэта деревенской бедноты в эпоху пролетарской революции.

Библиография: I. Первое собр. сочин. Б. вышло в 1923, в изд. "Крокодил", в одном томе, с вводными статьями К. Epемеева и Л. Войтояовского.

В настоящее время Госиздатом заканчивается 13-томное собр. сочин. Вышло 12 тт. (М. - Л., 1926-1928) под ред. Л. Сосновского, Г. Лелевича и А. Ефремина, со вступит, статьями редакторов (тт. I, II и XI) и комментариями.

Издание это мало удовлетворительно: в него не вошла проза Б., хронологический принцип размещения материала постоянно перебивается тематическим; явно недостаточны комментарии. II. Из отдельных статей о Б. отметим: Воронений А. "Красная новь", кн. 6, 1924; Войтоловский Л., "Печи рев.", кн. 4, 1925; Лелевич Г., "Молодая гвардия" кн. 9, 1925 и др. Отдельн. книги: Фатов Н. Н., Д. Б., М. 1922, 2-е дополн. изд., М., 1926; Сперанский В., Д. Б. М., 1925; Войтоловский Л., Д. Б., М., 1925; Mедведев П. Н., Д. Б., Л., 1925; Ефремин А., Д. Б. на противоцерковном фронте, М., 1927 и др. Отдельн. главы посвящены Б. в книгах: Троцкий, Л. Д., Лит-pa и революция, неск. изданий;

Коган П. С., Лит-pa этих лет, неск. изданий;

Львов-Рогачевский В. Л., Новейшая русская литератуpa и др. Библиография отдельных изданий Б. и всей критической литературы о нем - в библиографических указателях: Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Русская поэзия XX в. (Антология), ред. Ежова и Шамурина, М., 1925; Витман, Эттингер и Xаймович, Русская литератуpa революционного десятилетия, М., 1926; Львов-Рогачевский В. и Мандельштам Р., Рабоче-крестьянские писатели, Л., 1926. А. Г. Цейтлин. {Лит. энц.} Бедный, Демьян (Ефим Алексеевич Придворов).

Семьдесят лет назад, 25 мая 1945 года, умер первый советский писатель-орденоносец Демьян Бедный. Он быстро прошел путь из низов - крестьян - до «классика пролетарской поэзии». Бедный долгие годы жил в Кремле, его книги издавались большими тиражами. Он умер, оставив о себе весьма неоднозначную память, особенно в среде творческой интеллигенции, частью которой, по сути, он сам так и не стал.

Бастард великого князя

Ефим Алексеевич Придворов (1883-1945) - так на самом деле звали Демьяна Бедного - смолоду искал правду-матку и шел на огонь просвещения. Шел, пытаясь утвердить свое литературное дарование. Крестьянский сын, он стал не только одним из первых поэтов Советской России, но и наиболее темпераментным из многих ниспровергателей старой культуры.

Крестьянин села Губовки Александровского уезда Херсонской губернии, до семи лет Ефим жил в Елисаветграде (ныне Кировоград), где его отец служил церковным сторожем. Позже довелось ему хлебнуть крестьянской доли и в деревне - вместе с «удивительно душевным стариком» дедом Софроном и ненавистной матерью. Отношения в этом треугольнике - раздолье для любителей психоанализа. «Мать держала меня в черном теле и била смертным боем. Под конец я стал помышлять о бегстве из дому и упивался церковно-монашеской книгой "Путь ко спасению"», - вспоминал поэт.

В этом коротком мемуаре все интересно - и озлобленность нелюбимого сына, и признание в увлечении религиозной литературой. Последнее скоро прошло: атеистический марксизм оказался для юного Ефима Придворова по-настоящему революционным учением, ради которого стоило отречься и от прошлого, и от всего самого заветного, что в нем было, кроме, наверное, любви к простонародью, к «деду Софрону». Ефим попал в школу военных фельдшеров в Киеве, и модный тогда марксизм хорошо лег на мальчишеское недовольство армейской дисциплиной и другими проявлениями самовластия.

Впрочем, в те годы будущий Демьян сохранял благонамеренность. Сам великий князь Константин Константинович (поэт и куратор военно-учебных заведений) позволил способному юноше экстерном сдать гимназические экзамены для поступления на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Кстати, позже Бедный поддерживал слух, что «придворную» фамилию дал ему великий князь… как своему бастарду.

В университете Ефим Придворов окончательно пришел к марксизму. В ту пору он сочинял стихи в некрасовском гражданственном ключе.

Но с годами убеждения становились все радикальнее. В 1911-м он уже печатался в большевистской «Звезде», и первое же стихотворение так полюбилось левой молодежи, что его название - «О Демьяне Бедном, мужике вредном» - дало поэту литературное имя, псевдоним, под которым ему суждено было стать знаменитым. Псевдоним, что и говорить, удачный: запоминается с ходу и вызывает правильные ассоциации. Для «Звезды», «Невской звезды», «Правды» этот искренний, едкий автор из народа был находкой. А в 1914-м в остроумной поэтической газетной поденщине мелькнуло поразительное четверостишие:

На фабрике - отрава,
На улице - расправа.
И там свинец и тут свинец…
Один конец!

И здесь дело не только в том, что автор ловко связал гибель рабочего завода «Вулкан», которого на демонстрации застрелил городовой, с фабричными отравлениями свинцом. В лаконичном тексте есть поэтическое вещество, выделяющее его из прочей стихотворной публицистики. К чести Демьяна, спустя много лет, на встрече с молодыми писателями в 1931-м эту давнюю миниатюру он признал одной из своих удач.

Воюя с цензурой, поэт сочинял «Басни Эзопа» и цикл про купца Дерунова: из-под его пера чуть ли не в ежедневном режиме выходили рифмованные шпильки в адрес самодержавия и гимны рабоче-крестьянской партии. Владимир Ульянов (Ленин) из своего «далека» призывал товарищей пестовать талант Демьяна. Иосиф Сталин, в 1912-м руководивший партийной прессой, с ним соглашался. И всю жизнь поэт гордился тем, что сотрудничал с вождями задолго до Октября.

Чтоб я не бил по дичи мелкой,
А бил по зубрам бы, бродившим по лесам,
И по свирепым царским псам,
Моею басенной пристрелкой
Руководил нередко Ленин сам.
Он - издали, а Сталин - был он рядом,
Когда ковалась им и «Правда» и «Звезда».
Когда, окинувши твердыни вражьи взглядом,
Он мне указывал: «Не худо б вот сюда
Ударить басенным снарядом!»

«В Красной армии штыки…»

В годы Гражданской войны Демьян Бедный пережил высочайший взлет популярности. Его дарование было отменно приспособлено к работе в режиме цейтнота: «Читай, белогвардейский стан, посланье Бедного Демьяна!»

Самая виртуозная из агиток тех лет называлась «Манифест барона фон Врангеля» - реприза на репризе. Конечно же, к реальному Петру Врангелю, без акцента говорившему по-русски и в Первую мировую получившему ордена за сражения с немцами, все это не имело никакого отношения, но таков уж жанр недружеского шаржа. Поэт приплел сюда все, что мог, изобразив генерала русской армии «Вильгельма-кайзера слугой». Что ж, после войны антигерманские настроения были еще сильны - на них и решил сыграть Демьян.

Не исключено, что это лучший образец русской макаронической поэзии (род шуточных стихов, характеризующихся смешением «французского с нижегородским»): если только Иван Мятлев да Алексей Константинович Толстой столь же остроумно и обильно вводили в русский рифмованный текст иностранные словечки. А фраза «Мы будем посмотреть» и вовсе стала крылатой.

Определенно, в белом стане равного по задору и мастерству поэта-сатирика не нашлось! Бедный в Гражданскую переиграл всех маститых королей журналистики Серебряного века. И побеждал он, как видим, не только «идущим за читателем, а не впереди него» частушечным демократизмом: от «баронской штучки» не отказались бы ни Некрасов, ни Минаев, ни Курочкин. Тогда же, в 1920-м, родилось, пожалуй, лучшее лирическое стихотворение боевого запевалы рабочего класса - «Печаль».

Но - полустанок захолустный...
Гадалки эти... ложь и тьма...
Красноармеец этот грустный
Все у меня нейдет с ума! Сквозь тучи солнце светит скудно,
Уходит лес в глухую даль.
И так на этот раз мне трудно
Укрыть от всех мою печаль!

1 ноября 1919-го за несколько часов Демьян написал фронтовую песню «Танька-Ванька». Тогда говорили: «Танки - последняя ставка Юденича». Командиры опасались, что бойцы дрогнут, увидев стальных монстров. А тут появилась немного скабрезная, но складная песня, над которой хохотали красноармейцы.

Танька - ценный приз для смелых,
Трусу - пугало она.
Стоит таньку взять у белых -
Белым сразу грош цена
.

Панику как рукой сняло. Неудивительно, что партия ценила изобретательного и преданного делу агитатора. Он умел перехватить довод противника, процитировать его и вывернуть наизнанку для пользы дела. Почти в каждом стихотворении поэт призывал к расправам над врагами: «В брюхо толстое штыком!»

Приверженность самым простым фольклорным формам заставляла Демьяна Бедного спорить и с модернистами всех направлений, и с «академиками». Он осознанно взял на вооружение частушку и скороговорку: здесь и простецкое обаяние, и несомненный козырь массовой доступности.

Это не легенда: его агитки действительно воодушевляли идейных красноармейцев и превращали колеблющихся крестьян в сочувствующих. Много верст Гражданской войны он отмахал на телеге и бронепоезде, а бывало, что метко бил по далеким фронтовым «танкам-танькам» и из Петрограда и Москвы. В любом случае орден Красного Знамени был Бедным вполне заслужен: боевой орден - за боевые стихи.

Придворный поэт

Когда советский строй утвердился, Демьяна осыпали почестями. Он - в полном соответствии с настоящей фамилией - стал придворным поэтом. Жил в Кремле, ежедневно пожимал руки вождям. В первое советское десятилетие общий тираж его книг превысил два миллиона, а ведь были еще и листовки. По меркам 1920–1930-х - колоссальный размах.

Бывший бунтарь принадлежал теперь к официозу, и не по таланту громкая слава, честно сказать, была двусмысленной. Сергей Есенин любил называть «коллегу» Ефимом Лакеевичем Придворовым. Впрочем, это не мешало Демьяну находиться в эпицентре исторических событий. Например, по свидетельству тогдашнего коменданта Кремля, матроса Балтфлота Павла Малькова, пролетарский поэт был единственным, за исключением нескольких латышских стрелков, человеком, видевшим расстрел Фанни Каплан 3 сентября 1918 года.

«К моему неудовольствию, я застал здесь Демьяна Бедного, прибежавшего на шум моторов. Квартира Демьяна находилась как раз над Автоброневым отрядом, и по лестнице черного хода, о котором я забыл, он спустился прямо во двор. Увидя меня вместе с Каплан, Демьян сразу понял, в чем дело, нервно закусил губу и молча отступил на шаг. Однако уходить он не собирался. Ну что же! Пусть будет свидетелем!

К машине! – подал я отрывистую команду, указав на стоящий в тупике автомобиль. Судорожно передернув плечами, Фанни Каплан сделала один шаг, другой… Я поднял пистолет...»

Когда тело расстрелянной облили бензином и подожгли, поэт не выдержал, потерял сознание.

«Он подходил с насмешкой к алтарю…»

С первых дней Октября революционный поэт вел пропаганду не только по актуальным вопросам Гражданской войны. Он атаковал святыни старого мира, и прежде всего православие. Демьян то и дело выставлял карикатурные образы священников («У батюшки Ипата водилися деньжата…»), но этого ему было мало.

Бедный даже Пушкина взял в союзники в своем стихотворном Предисловии к «Гавриилиаде», недвусмысленно заявив о великом поэте: «Он подходил с насмешкой к алтарю…» Столь воинствующий безбожник Демьян - лучше не придумать для богоборческой агитации, ведь не иноверец, не инородец, а пролетарий крестьянского происхождения, несомненный представитель большинства.

Сначала - книжка стихов «Отцы духовные, их помыслы греховные», бесконечные рифмованные фельетоны против «церковного дурмана», а позже - ернический «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», в котором Бедный попытался частушкой переосмыслить Писание.

Эти попытки вызывали оторопь даже на фоне истерической антирелигиозной пропаганды Емельяна Ярославского. Казалось, в Демьяна вселился бес: с таким остервенением он плевал и в без того уже поверженные иконы.

В главном булгаковском романе именно его черты угадываются в образах Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного. И что правда, то правда: Бедный с великой силой тщеславия страстно желал остаться в истории богоборцем номер один. Для этого он зарифмовал сюжеты Писания, прилежно опуская стиль до «телесного низа». Получился абсурдный рассказ про алкоголиков, мошенников и волокит с библейскими именами… У Демьяна находились благодарные читатели, принимавшие этот океан ерничества, но «Завет без изъяна» стеснялись переиздавать даже в годы новых антирелигиозных кампаний.

В похабной поэме Бедный апеллирует к известному антицерковному сюжету евангелия от Иуды. Эпатажная идея реабилитации «первого борца с христианским мракобесием» тогда витала в воздухе. Собственно, уже в декадентской традиции начала ХХ века проявился интерес к неоднозначной фигуре падшего апостола (вспомним повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот»). А уж когда на улицах во весь голос запели «Мы на небо залезем, разгоним всех богов…», соблазн возвеличивания Иуды было никак не обойти. К счастью, вожди революции оказались не столь радикальны (получив власть, любой политик невольно начинает курсировать к центру) и в ленинском «плане монументальной пропаганды» не нашлось места для памятника Иуде.

Рутина «литературно-агитационной работы» (так не без кокетства, но и с коммунарской гордостью определял свое творчество сам Демьян) порождала настолько шершавую газетную поэзию, что иной раз автора можно было заподозрить в сознательной самопародии. Впрочем, сатирики и пародисты обыкновенно не видят собственных изъянов - и Бедный вполне самодовольно откликался в рифме на злободневные события политической жизни.

Поэт создал тома зарифмованных политинформаций, хоть они день ото дня и устаревали. Власти помнили, сколь эффективным агитатором Демьян был в Гражданскую, и его статус в 1920-е и в начале 1930-х оставался высоким. Он явился настоящей звездой «Правды» - главной газеты «всего мирового пролетариата», писал широко пропагандируемые поэтические послания съездам партии. Его много издавали, прославляли - как-никак влиятельная фигура.

В то же время над псевдонимом Бедный в народе уже посмеивались, пересказывая анекдоты о барских замашках рабоче-крестьянского поэта, собравшего в революционной суматохе и нэповском угаре бесценную библиотеку. Но наверху бытовые пристрастия небедного Бедного терпели.

«В хвосте у культурных Америк, Европ…»

Проблемы начались из-за другого. Мизантропическое отношение к русскому народу, его истории, характеру и обычаям, то и дело проявлявшееся в стихах Демьяна, вызвало вдруг негодование патриотически настроенных деятелей ВКП(б). В 1930-м три его стихотворных фельетона - «Слезай с печки», «Перерва» и «Без пощады» - дали старт суровой политической дискуссии. Еще бы, поэт не пожалел уничижительных красок, бичуя «родовые травмы» нашей истории.

Рассейская старая горе-культура -
Дура,
Федура.
Страна неоглядно-великая,
Разоренная, рабски-ленивая, дикая,
В хвосте у культурных Америк, Европ,
Гроб!
Рабский труд - и грабительское дармоедство,
Лень была для народа защитное средство…

Рапповцы, и прежде всего неистовый ревнитель революционного искусства Леопольд Авербах, встретили эти публикации с восторгом. «Первый и неутомимый ударник - поэт пролетариата Демьян Бедный - подает свой мощный голос, клич пламенного сердца, - писали о них тогда. - Демьян Бедный воплотил призывы партии в поэтические образы». Авербах вообще призывал к «повсеместному одемьяниванию советской литературы»…

И вдруг в декабре 1930-го ЦК ВКП(б) принял постановление, осуждающее демьяновы фельетоны. Поначалу резолюцию связывали с именем Вячеслава Молотова, и Бедный решился принять бой: отправил полемическое письмо Иосифу Сталину. Но очень быстро получил отрезвляющий ответ:

«Когда ЦК оказался вынужденным подвергнуть критике Ваши ошибки, Вы вдруг зафыркали и стали кричать о "петле". На каком основании? Может быть, ЦК не имеет права критиковать Ваши ошибки? Может быть, решение ЦК не обязательно для Вас? Может быть, Ваши стихотворения выше всякой критики? Не находите ли, что Вы заразились некоторой неприятной болезнью, называемой "зазнайством"? Побольше скромности, т. Демьян...

Революционные рабочие всех стран единодушно рукоплещут советскому рабочему классу и, прежде всего, русскому рабочему классу, авангарду советских рабочих, как признанному своему вождю, проводящему самую революционную и самую активную политику, какую когда-либо мечтали проводить пролетарии других стран. Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала еще Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Все это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса.

А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Уже в феврале 1931-го Бедный каялся, выступая перед молодыми писателями: «У меня по линии сатирического нажима на дооктябрьское "былое" были свои "прорухи"»…

После 1930 года Демьян много и зло писал о Троцком и троцкистах (начал еще в 1925-м: «Троцкий - скорей помещайте портрет в "Огоньке". Усладите всех его лицезрением! Троцкий гарцует на старом коньке, Блистая измятым оперением…»), но левацкий уклон нет-нет да и проскальзывал. Новый конфуз вышел пуще прежнего, и его последствия для всей советской культуры оказались колоссальными.

Старый скандал уже почти забылся, как вдруг кто-то подтолкнул поэта придумать фарс о Крещении Руси, да еще и окарикатурить былинных богатырей… Комическую оперу «Богатыри» по либретто Бедного поставил в московском Камерном театре Александр Таиров. Левые критики были в восторге. И многие из них сгинули в дни ближайших чисток...

Молотов же ушел со спектакля в возмущении. В итоге постановление ЦК о запрете пьесы «Богатыри» Демьяна Бедного от 14 ноября 1936 года положило начало масштабной кампании по восстановлению старых устоев культуры и «освоению классического наследия». Там, в частности, отмечалось, что Крещение Руси было прогрессивным явлением и что советский патриотизм несовместим с издевками над родной историей.

«Борись или умирай»

За «Богатырей» через год-другой Демьяна - члена партии с 1912-го - исключили из ВКП(б) и Союза писателей СССР. Удивительный факт: из партии выгнали, по существу, за непочтительное отношение к Крещению Руси! «Меня преследуют потому, что на мне ореол Октябрьской революции», - говаривал поэт в кругу близких, и эти слова в распечатанной «прослушке» доставили к сталинскому столу...

Еще осенью 1933-го Осип Мандельштам создал знаменитое «Мы живем, под собою не чуя страны» - стихотворение про «кремлевского горца»: «Его толстые пальцы, как черви, жирны…»

Ходил слушок, что это Бедный порой жаловался: Сталин берет у него редкие книги, а потом возвращает с жирными пятнами на страницах. Вряд ли «горцу» надо было выяснять, откуда Мандельштам узнал про «жирные пальцы», но в июле 1938 года имени Демьяна Бедного вдруг как будто не стало: прославленный псевдоним исчез с газетных страниц. Разумеется, прервали работу над собранием сочинений пролетарского классика. Он готовился к худшему - и одновременно пытался приспособиться к новой идеологии.

Демьян сочинил надрывный памфлет против «адского» фашизма, назвав его «Борись или умирай», но Сталин язвительно бросил: «Новоявленному Данте, т. е. Конраду, то бишь... Демьяну Бедному. Басня или поэма "Борись или умирай", по-моему, художественно-посредственная штука. Как критика фашизма, она бледна и неоригинальна. Как критика советского строя (не шутите!), она глупа, хотя и прозрачна. Так как у нас (у советских людей) литературного хлама и так не мало, то едва ли стоит умножать залежи такого рода литературы еще одной басней, так сказать... Я, конечно, понимаю, что я обязан извиниться перед Демьяном-Данте за вынужденную откровенность. С почтением. И. Сталин».

Демьяна Бедного гнали поганой метлой, а в чести теперь были поэты, напоминавшие белопогонников. Владимир Луговской написал отчетливо «старорежимные» строки: «Вставайте, люди русские, на смертный бой, на грозный бой!» - и вкупе с музыкой Сергея Прокофьева и кинематографическим мастерством Сергея Эйзенштейна (фильм «Александр Невский») они стали ключевыми в предвоенной героике. Быстрый высокий взлет молодого поэта Константина Симонова с традицией воинской славы был связан еще крепче.

Демьяна окончательно отлучили от Кремля, причем не только в переносном, но и в прямом смысле. Опального, его заставили переехать в квартиру на Рождественском бульваре. Он был вынужден распродавать реликвии из той самой своей библиотеки. Поэт пытался вернуться в литературный процесс, но не получалось. Фантазия работала вроде бы неплохо, он даже придумал образ двуединого, по индийскому образцу, божества «Ленин-Сталин», которое и воспевал - взахлеб, суетливо. Но дальше порога его не пускали. А характер у него был крепкий: в 1939-м, на пике опалы, Бедный женился на актрисе Лидии Назаровой - Дездемоне из Малого театра. У них родилась дочь. Между тем пули проходили близко: Демьян в свое время сотрудничал со многими «врагами народа». С ним вполне могли поступить как с Фанни Каплан.

Хорошо ее курнуть...
Бей проклятого фашиста,
Не давай ему вздохнуть!

В самые трудные дни Великой Отечественной он написал: «Я верю в свой народ несокрушимою тысячелетней верой». Главные публикации военных лет прошли в «Известиях» под псевдонимом Д. Боевой с рисунками Бориса Ефимова. Поэт возвращался, его стихи появлялись на афишных тумбах - в качестве подписей к плакатам. Он любил призывы:

Слушай, дядя Ферапонт:
Шлите валенки на фронт!
Шлите срочно, дружно!
Это - то, что нужно!

Ферапонт здесь упомянут не только рифмы ради: колхозник Ферапонт Головатый в то время внес 100 тысяч рублей в фонд Красной армии. Цепкий глаз журналиста не мог не ухватить этого факта.

Перевоспитанный партийной критикой, теперь Придворов-Бедный-Боевой воспевал преемственность героической истории страны с победой на Куликовом поле и восклицал: «Помянем, братья, старину!» Он прославлял Русь:

Где слово русских прозвучало,
Воспрянул друг, и враг поник!

Вот уже и в «Правде» начали появляться новые стихи, подписанные привычным литературным именем Демьян Бедный: разрешили! Вместе с другими поэтами он еще успел пропеть славу Победе. И умер через две недели, 25 мая 1945 года, опубликовав последнее стихотворение в газете «Социалистическое земледелие».

По не вполне достоверной легенде, в роковой день его не пустили в президиум некоего торжественного заседания. Злой гений Бедного - Вячеслав Молотов - будто бы прервал движение поэта к креслу вопросом-окриком: «Куда?!» По другой версии, его сердце остановилось в санатории «Барвиха» за обедом, где рядом с ним за столом сидели актеры Москвин и Тарханов.

Как бы то ни было, на следующий день все газеты СССР сообщили о смерти «талантливого русского поэта-баснописца Демьяна Бедного, боевое слово которого с честью служило делу социалистической революции». Он не дожил до Парада Победы, хотя в одном из последних стихотворений говорил о «победоносных знаменах на Красной площади». Книги Демьяна снова выходили в лучших издательствах, в том числе в престижной серии «Библиотека поэта». Но в партии его восстановили только в 1956 году по требованию Хрущева как «жертву культа личности». Выяснилось, что Бедный был любимым поэтом нового первого секретаря ЦК КПСС.

Демьян Бедный (1883-1945)

Демьян Бедный (настоящее имя - Ефим Александрович Придворов) родился в деревне Губовка Херсонской губер-нии в семье крестьянина, церковного сторожа. В 1890 - 1896 гг. учился в сельской школе, после окончания поступил в Киев-скую военно-фельдшерскую школу. Как лучший ученик был представлен инспектору-попечителю военных заведений, ко-торым был тогда великий князь Константин Константино-вич, он же русский поэт К. Р. По окончании училища Е. При-дворов был определен на службу в военный лазарет в Елизаветграде, где проработал почти три года (с 1900 по 1903 г.). Благодаря протекции великого князя (К. Р.) в порядке ис-ключения ему было разрешено в 1904 г. экстерном сдать экзамены за курс гимназии, чтобы одаренный молодой чело-век мог продолжить обучение в высшем учебном заведении. В том же 1904 г. Д. Бедный поступил на историко-филологи-ческий факультет Петербургского университета. Звание дей-ствительного студента Санкт-Петербургского университета гарантировало ему право проживать в столице (до 1914г.) и заниматься литературной деятельностью.
Впервые его стихи появились в газете «Киевское сло-во» в 1889 г., активно заниматься литературным творчеством он начал с 1909 г., сотрудничая с народническим журналом «Русское богатство». С 1911 г. началось тесное сотрудниче-ство поэта с большевистской печатью (газеты «Звезда» и «Правда»). В «Звезде» было опубликовано его стихотворе-ние «О Демьяне Бедном, мужике вредном», где впервые прозвучало литературное имя поэта. Член партии больше-виков с 1912 г. Постоянный сотрудник «Правды» (в первом номере было помещено его стихотворение «Полна стра-даний наша чаша...»). В годы работы в «Правде» склады-ваются основные черты его творчества, определяются жан-ры его поэзии, характерные особенности стиха. Основным жанром становится сатирическая басня, его басенный стих во многом связан с традициями народной сатиры, лубочно-го раешника. Это была сатира прежде всего политическая, публицистическая. Она вбирала в себя черты фельетона, пам-флета, прокламации. Огромную политическую роль играла поэзия Демьяна Бедного в годы гражданской войны. Аги-тационная по своей направленности, выраженная в форме частушки, песни, пафосного, патетического стихотворения, до-ступная для широких масс, она распространялась больши-ми тиражами с красочными карикатурами и шаржами. В роли пропагандиста и агитатора он выступал и в после-революционные годы, и в годы Великой Отечественной вой-ны. Язык поэзии Демьяна Бедного опирался прежде всего на разговорные традиции широких масс. Речь его пестрит грубовато-насмешливыми, хлесткими оборотами, присловь-ями, договорками. Обращался Демьян Бедный и к большой повествовательной форме. В годы первой мировой войны он написал повесть в стихах «Про землю, про волю, про рабо-чую долю».
В. И. Ленин, который «усиленно и неоднократно подчер-кивал агитационное значение Демьяна Бедного», по воспо-минаниям М. Горького, также сетовал на то, что поэт-агита-тор «идет за читателем, а надо быть немножко впереди». По-видимому, за эту нерасторопность Д. Бедного в 1938 г. исключили из партии. В 1956 г. Д. Бедный был восстановлен в партии посмертно.