Open
Close

Филькина грамота значение и происхождение фразеологизма. Кто писал филькины грамоты

Филькина грамота (презр.) — о пустой, ничего не стоящей бумаге, не имеющем никакой силы документе. Существует несколько версий происхождения фразеологизма:
1. Первоначально это грамота, написанная безграмотным человеком «подлого сословия», простофилей. Простофиля — от греч. Филипп, рус. Филя, Филька. Этим именем бары часто называли своих слуг.
2. Выражение образовано по модели оборотов духовная грамота, купчая грамота и т. д. от переносного значения имени Филька -…

Филькина грамота. Смысл выражения.

Издревле на Руси именем Филя или Филька называли людей не знатных, из народа.
В нарицательном смысле оно применялось к людям простодушным, доверчивым, наивным. Назвать этим именем человека знатного считалось оскорблением. Само же выражение филькина грамота появилось во времена правления царя Ивана IV Грозного в XVI веке.

В те времена Иван Грозный вел борьбу за выход к Балтийскому морю. Этим он стремился укрепить военное могущество Руси и облегчить торговые отношения с соседними странами. Замыслы царя осложнялись тем, что приходилось вести бесконечные войны с поляками на западе, шведами на севере и татарами на юге. Кроме того, Грозному активно противодействовали бояре. Они были против продолжения войны. Нередки были откровенное предательство и переход бояр на сторону врага.

Столкнувшись с противодействием бояр, царь уехал в Александровскую слободу (нынешний…

Что означает выражение «филькина грамота» Раньше на Руси имена Филя,Филька,Филимон давали людям не знатным,то есть обычным гражданам у которых не было золотых унитазов.
Так же словом «Филька» называли простодушных,наивных и доверчивых людей.Человека знатного подобное прозвище могло сильно оскорбить.
Возникновение фразеологизма «филькина грамота» историки относят к правлению царя Ивана 4,прозванного в народе «Грозным». Он правил Россией в 16 веке.

Читайте ещё: значение выражения Мерлезонский балет

Откуда произошло выражение «филькина грамота»?

В те далекие и суровые годы Иван Грозный задался целью укрепить могущество Руси и создать для нее выход к Балтийскому морю.Таким образом упрощались торговые отношения с другими странами,что дало бы огромный приток денежных средств в казну государства.
Однако времена были беспокойные,с одной стороны на Русь нападали паны и панове,с другой стороны шведы,так же не давали спокойно жить татары,которые вовсю…

Фразеологизм «Филькина грамота» значение

Так мы называем не имеющую никакого значения пустую бумажку, н обладающий какой-либо реальной ценностью документ.
В этом фразеологизме слово филька употреблено в значении «глу пый, недалекий человек» (вспомните слово простофиля) и образовано от имени Филя, Филимон. Наверное, жил когда-то некий Филимон, от личавшийся такой безграмотностью, что имя его стало нарицательным.
Таким образом, филькина грамота буквально означает: глупо со ставленный, плохо написанный документ.

Выражение Филькина грамота пошло совремён Ивана Грозного. Митрополит Филипп в своих многочисленных посланиях к царю – грамотах стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.

Пример: «Царский манифест, о котором ты говоришь,…

Есть такое понятие, как «филькина грамота». Значение фразеологизма мы рассматриваем сегодня. Также, как всегда, нас очень интересуют происхождение выражения и примеры. Все это непременно нас ждет впереди.

Иван Грозный и фразеологизм (происхождение)

Всем известно, как суров был Иван Грозный. Из всех методов воздействия на людей он предпочитал прежде всего насилие и террор. Как ни странно, выражение «Филькина грамота» – это нам, современным людям, «привет» из тех времен.

Был один человек, который не боялся Ивана Четвертого, — митрополит Московский Филипп. Наверное, священнослужитель в глубине души понимал тщетность своих усилий, но все равно он вновь и вновь писал послания (грамоты) самодержцу. Иван Четвертый называл их презрительно Филькиными грамотами, вкладывая в словосочетание не самый приятный смысл. Такие дела. С тех пор «филькина грамота» (значение фразеологизма следует далее) – это документ, который не имеет никакой, но прежде всего юридической,…

Откуда взялось выражение Филькина грамота.

Существует несколько версий происхождения этого выражения. Какая из них верна решайте сами.

Первая – связана непосредственно с толкованием самого этого имени. В словарях русского языка В. Даля и Ушакова, Филя означает – простачество, недоумство. На Руси это имя считалось простецким и чаще всего принадлежало людям «подлого сословия».

Простофиля – это прозвище, образованное от этого имени. Так на Руси называли безграмотных людей низкого сословия.

А выражение сохранилось в языке, скорее всего, благодаря нелепому и смешному контрасту между высоким уровнем официального документа, которым была грамота, и простецким положением его составителя.

Филька, не имеющий даже фамилии, конечно, не имел права прикладывать руку к важному документу. А значит, бумага эта - липа, не имеющая юридической силы.

В русском языке сохранились пословицы, относящиеся к этому нарицательному персонажу:…

Иван IV, вознамерившись ослабить боярскую и княжескую власть, влияние духовенства, ввел опричнину. Верные слуги под предлогом защиты интересов царской особы бесчинствовали и наводили ужас на все население Руси. Подобным ходом событий были недовольны многие влиятельные лица, в том числе и митрополит Московский. Поэтому, когда Иван Грозный попросил благословения у священнослужителя, тот отказал самодержцу. Более того, во время очередного богослужения, где присутствовал царь со своей свитой, Филипп позволил себе сделать замечание опричнику, находившемуся в храме в головном уборе, запрещенном церковью. Иван IV счел это личным оскорблением. После того начались гонения на митрополита, который вынужден был поселиться в монастыре. По повелению царя особая комиссия организовала сбор информации о якобы «порочной жизни» Филиппа, однако полученные сведения не были подкреплены достоверными фактами.

Возмущенный митрополит, взывая к разуму, отправлял Ивану Грозному письма с требованием…

Филькина грамота, или Как Иван Грозный расправился с митрополитом Филиппом?

Будущий митрополит Филипп происходил из знатного рода бояр Колычевых. Его отец Степан Иванович был любимым воеводой Василия III; мать Варвара наследовала богатые новгородские земли, отличалась набожностью и состраданием к бедным. Их сын Федор, родившийся в 1507 году, получил хорошее образование. Великий князь Василий взял Федора во дворец, и юный Иван полюбил его. Колычевы пострадали в правление княгини Елены за участие в заговоре на стороне князя Андрея Старицкого, дяди Ивана. На 30-м году жизни Федор был пострижен с именем Филиппа в Соловецком монастыре. Через девять лет братия избрала Филиппа игуменом. Он оказался прекрасным организатором и сумел преобразовать суровый соловецкий край. Монастырь стал одним из самых богатых и известных в России, куда стекались тысячи паломников. Филипп обладал суровым характером, непреклонностью, самостоятельным взглядом на происходящие события. Его поддерживали…

У многих слов, как собственно и у людей, своя история, своя судьба. Мы вспомним, откуда появились такие, ставшие крылатыми, выражения как «Филькина грамота», «Метать бисер перед свиньями», «Как пить дать» и многие другие.

Прошляпить

Ерунда
Семинаристы, изучавшие латинскую грамматику, имели к ней серьезные счеты. Взять, например, герундий - этот почтенный член грамматического сообщества, которого в русском языке просто нет. Герундий - нечто среднее между существительным и глаголом, причем применение сей формы в латыни требует знания такого количества…

«Филькина грамота» — это фразеологический оборот, под которым понимается документ, не имеющий никакой силы, иными совами — пустышка. Существует две популярные версии происхождения этого выражения.

Филька или Филя в 17-18 вв. было популярным именем простолюдина или слуги, являющегося, как правило, человеком безграмотным, не умеющим ни читать, ни писать. В 19 в. в литературном языке имя собственное приобретает нарицательное значение, филя (простофиля) ассоциировался с глупым человеком, разиней и простаком (см. Толковый словарь Даля). Что можно взять с человека недалекого ума и к тому же еще безграмотного?! По другой версии появление этого выражения относят к правлению Ивана Грозного. В период опричнины русским митрополитом являлся Колычев Филипп, народный любимец и человекозаступник, который посредством писем (грамот) призывал царя опомниться и отказаться от своей политики (пощадить людей). Но царь был сам себе на уме и подобные просьбы попросту игнорировал, считал их…

На Руси оно считалось простецким и чаще всего принадлежало людям «подлого сословия». Современные словари указывают значения слова «филька» в качестве рода карточной игры и шутливого наименования филёра (сыщика).

А вот Филю знатоки русского языка В. Даль и Д. Ушаков называют олицетворением простачества, недоумства и т. п. Тверичи и псковичи под этим словом и вовсе подразумевали… кукиш. Кроме прозвания «простофиля», образованного от этого имени, сей нарицательный персонаж запечатлен в пословицах:

Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.
Обули Филю в чертовы лапти.
У Фили были, у Фили пили, да Филю же и побили.

Последнее высказывание, как ни печально, имеет некоторое смысловое отношение к истории, в ходе которой возник оборот «филькина грамота». Его выдал русскому языку не кто-нибудь, а сам царь всея Руси Иоанн Васильевич, сиречь Иван Грозный.

С. М. Соловьев в «Хрестоматии по истории России» сообщает:…

11.02.2017

Русский язык может похвастаться большим количеством крылатых слов и выражений, имеющим многовековую историю. Как правило, эти словосочетания очень любимы народом, однако, новое поколение не всегда понимает значение того или иного фразеологизма. Кроме того, не всегда люди имеют хоть малейшее представление о том, как выражение появилось в языке. К числу таких крылатых оборотов можно смело отнести и «филькину грамоту». В этой статье речь пойдет о происхождении фразеологизма «филькина грамота» и его значении.

Для того чтобы узнать о происхождении выражения «филькина грамота», необходимо обратиться к истории. Наверняка, каждый из нас слышал о суровом Иване Грозном. Этот правитель прославился тем, что из всех методов воздействия на своих подданных, он неизменно выбирал насилие и террор. Именно во времена правления Ивана Грозного и появилась всем известная «филькина грамота».

Дело в том, что митрополит Московский Филипп не боялся царя. При этом, понимая тщетность…

Филькина грамота

Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.

Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.

В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.

За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.

Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный,…

У многих слов, как собственно и у людей, есть своя история, своя судьба. Из данной статьи вы узнаете происхождение таких крылатых выражений, как «Филькина грамота», «Метать бисер перед свиньями», «Как пить дать» и многих других.

Прошляпить

Это слово, равно как и выражение «Эй ты, шляпа!», не имеет никакого отношения к головным уборам, мягкотелой интеллигенции и прочим стандартным образам, которые возникают в нашей с тобой голове. Словечко это пришло в жаргонную речь прямиком из идиша и является исковерканной формой немецкого глагола «schlafen» - «спать». А «шляпа», соответственно, «соня, раззява». Пока вы тут шляпен, ваш чемодан драпен.

Семинаристы, изучавшие латинскую грамматику, имели к ней серьезные счеты. Взять, например, герундий - этот почтенный член грамматического сообщества, которого в русском языке просто нет. Герундий - нечто среднее между существительным и глаголом, причем применение сей формы в латыни требует…

Русский язык – один из самых образных, метких и выразительных языков мира. Он имеет большой лексический запас, который постоянно меняется в связи с развитием науки и техники, культуры и искусства..

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей»,- писал Максим Горький.

Особую группу в словарном составе русского языка составляют устойчивые сочетания слов – фразеологические образы, которые берутся из языка в готовом виде. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов «фразис» — выражение, «логос» — учение.

Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер народа. В русской фразеологии отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. В XVII веке родилось выражение «положить в долгий ящик». Оно связано с царствованием Алексея…

Миша Фирсов (Балашиха)

статус: получил консультацию

В присказке «Филькина грамота», кто такой Филька? Откуда пошло?

Мы ведь здесь все очень умные через поисковик!!!)22 марта 1568 года Иван Грозный со своими опричниками прибыл в Москву. Первым делом Государь поехал в Успенский собор на богослужение. По окончании службы царь подошёл к митрополиту…

Вячеслав Романов (Железнодорожный)

статус: получил ответ

Откуда появилось выражение «Филькина грамота»..?

Московское предание связывает это выражение с именем Филиппа Колычева (1507-1569) — митрополита Московского и всея Руси. Он был митрополитом всего три года — с 1566-го по 1569-й, но в страшное для России время разгула опричнины Ивана…

Наталья добрева (Долгопрудный)

статус: получила ответ

Что такое «Филькина Грамота» , откуда происходит название?

Нкакой не Грозный. Это выражение пошло от митрополита Филарета после указа Александра2 об отмене крепостного права в…

В чем значение и каково происхождение выражения?

Авторство этого выражения связывают с именем Ивана Грозного. В те времена, когда он развернул в стране террор, опричнину, казни. Всем этим он преследовал цель — ослабить влияние бояр, которые в те времена имели большую власть и церкви.

С таким положением вещей никак не мог согласиться Митрополит Московский Филипп. Вот его то и прозвал царь презрительно Филькой. Так как он все не мог успокоиться и завалил Грозного грамотами, в коих пытался убедить царя упразднить опричнину и отказаться от террора.
Эти грамоты Грозный называл филькиными.

Митрополит поплатился за смелость своих взглядов и высказываний. Царь его заточил в Тверской монастырь. Помните Малюту Скуратова? Вот он то его там и задушил.

Есть еще одна версия — все идет от слова «простофиля».

Первоначально это грамота, написанная безграмотным человеком «подлого сословия», простофилей. Простофиля — от греч. Филипп, рус. Филя,…

Раньше на Руси имена Филя,Филька,Филимон давали людям не знатным,то есть обычным гражданам у которых не было золотых унитазов.
Так же словом "Филька " называли простодушных,наивных и доверчивых людей.Человека знатного подобное прозвище могло сильно оскорбить.
Возникновение фразеологизма "филькина грамота " историки относят к правлению царя Ивана 4,прозванного в народе "Грозным". Он правил Россией в 16 веке.

Откуда произошло выражение "филькина грамота"?

В те далекие и суровые годы Иван Грозный задался целью укрепить могущество Руси и создать для нее выход к Балтийскому морю.Таким образом упрощались торговые отношения с другими странами,что дало бы огромный приток денежных средств в казну государства.
Однако времена были беспокойные,с одной стороны на Русь нападали паны и панове,с другой стороны шведы,так же не давали спокойно жить татары,которые вовсю шалили на юге.
Кроме того в самом ближнем окружении царя батюшки обнаружилась пятая колонна в лице богатейших бояр,которые весьма негативно относились к продолжению военных действий.Как и в наше время,многие люди из правительства продали родину и оказались в стане врага,так и в то время бояре вовсю чинили препятствия всем начинаниям Ивана Грозного.

Столкнувшись с таким противодействие бояр,царь осерчал и уехал в Александровскую слободу,сейчас этот город называется Александров.Он отказался от царствования,поясняя своим близким,что с такими боярами каши не сваришь.
Оказавшись без руководства,бояре слегка приуныли,ведь держать твердой рукой всю страну дано не многим.Они отправляют в Александровскую слободу обширную делегацию.
Лишь с третьего раза эта миротворческая миссия увенчалась успехом и царь согласился вернуться на престол,тем более,что он сам затосковал по дворовым девкам.
Однако царь выдвинул весьма серьёзные условия,которые скрепя сердце,бояр решили удовлетворить.
Условия заключались в том,что царь просил себе выделение,так называемой опричнины,то есть особых владений.

В эту самую опричнину включили самые развитые города и волости.Он поселил на них преданных ему людей.Простой люд,крестьян и помещиков переселили в другие места.По большей части на окраины государства,в наиболее неспокойные районы.
Так же Иваном Грозным было создано новое войско,которое называлось - опричники.Они подчинялись напрямую Ивану Грозному.То есть эти подразделения предназначались для выполнения карательных действий,подавления всякого сопротивления,казни неугодных.Если называть вещи своими именами,то опричнина постепенно превратилась в подразделения карателей и террористов,которые не гнушались ни какими преступлениями.
Хотя надо отметить большую результативность опричнины,никто более не осмеливался перчить царю.
Может стоит взять подобное на вооружение и в наше время?

Против воли царя и опричнины решился выступить лишь один Митрополит Московский Филипп.
До принятия сана его звали Федор Колычев.Этот служитель культа не побоялся регулярно отправлять письма Ивану Грозному в которых с неприглядной стороны показывал действия опричников.Царь,который за годы своего правления привык,что его бояться и не перечат был весьма разозлен на подобное отношение к себе и своему войску.Подобные письма царь обозвал "Филькиными грамотами " показывая тем самым,как он относится на самом деле к священнику.Гораздо позже нашлись завистники,которые оклеветали Митрополита Московского и тот был казнен по самом приказу царя.

Вот такова история возникновения крылатого выражения "филькина грамота ".

Согласно весьма распространенному среди филологов мнению, выражение это, так сказать, царского происхождения.

Филькиной грамотой часто называют безграмотно составленный, не имеющий юридической силы документ. А само имя Филька является синонимом глупого, недалекого человека. Любопытно было бы узнать, кто такой Филька и почему его послания приобрели столь дурную славу.

Согласно весьма распространенному среди филологов мнению, выражение это, так сказать, царского происхождения. Время его возникновения относят к царствованию Ивана Грозного, который для усиления своей самодержавной власти ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.

Смелым обличителем опричнины выступил митрополит Московский Филипп. В своих многочисленных посланиях к Грозному он стремился убедить царя отказаться от проводимой им политики террора и распустить опричнину. Но Грозный не слушал увещеваний, презрительно называл строптивого митрополита Филькой, а его послания - филькиными грамотами.

Впоследствии за смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов. А выражение «филькина грамота» укоренилось в народе.

Однако все это не более чем гипотеза, причем малоубедительная. Во-первых, митрополит Филипп причислен к лику святых и маловероятно, чтобы народ так презрительно отзывался о его грамотах. А во-вторых, никаких посланий митрополита Филиппа к царю просто не существует, так как владыка обличал опричнину в своих устных проповедях, во время богослужений. Так что это толкование нашего фразеологизма следует признать филькиной грамотой и решительно от него отказаться.

Другая версия гласит, что в конце XIX- начале ХХ вв. слово филька было просторечно-шутливым названием филёра. Французское слово филёр означает «полицейский агент, сыщик». Фильками в старой России называли сыщиков, ведущих негласное наблюдение за лицами, которых подозревали в каких-либо неблаговидных деяниях. Эти фильки обязаны были представлять своему начальству донесения о результатах слежки. Многие такие донесения были безграмотно написаны. К тому же филеры, дабы подчеркнуть свое усердие и рвение к службе, часто расписывали в них свои несуществующие подвиги. Вот эти-то документы и стали называть филькиными грамотами. Правда, если раньше этот фразеологизм имел шутливый оттенок, то ныне о филькиных грамотах говорят в презрительном тоне.

Наконец, в словарях русского языка В. Даля и Ушакова, Филя означает – простачество, недоумство. На Руси это имя в XVII-XVIII веках считалось простецким и чаще всего принадлежало людям «подлого сословия»:

«Февраля 15 учился Филька оправлевать париков, дано 6 гульденов» (Куракин «Дневник и путевые заметки 1705-1710 г.»);
«У самого крыльца стояло человек до десяти исполинов, еще десять Антонов, которые, однако, назывались не Антонами, а Фильками, Фомками, Васьками, Федьками, Яшками и Дормидошками. Все они, впрочем, имели одно общее название малый» (Панаев «Актеон»)
«Я кликнул своего слугу; Филькой он у меня прозывается. Вошел слуга со свечкой. - Что это, - я говорю, - братец Филька, какие у тебя беспорядки! Ко мне собака под кровать затесалась» (Тургенев «Собака»).

В русском языке сохранились пословицы, относящиеся к этому нарицательному персонажу: «Обули Филю в чертовы лапти», «У Фили были, у Фили пили, да Филю же и побили», «Был Филя в силе – все други к нему валили, а пришла беда – все прочь со двора».

А выражение сохранилось в языке, скорее всего, благодаря нелепому и смешному контрасту между высоким уровнем официального документа, которым была грамота, и простецким положением его составителя.

Выражение "филькина грамота" активно употреблялось на Руси в ХVIII веке в качестве обозначения неловкого, неуклюжего, бестолкового, непредусмотрительного человека. В литературном сатирическом журнале «Почта духов», издаваемом И. А. Крыловым с 1789 по 1790 годы, звучит: «…вообрази себе, какое счастие иметь мужем такого фалю, которого в день можно по сту раз обманывать».

В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков понятие «филя» из словарей исчезло, но лет через сорок возродилось в литературе в несколько ином произношении: фатюй, фетюк, фалалей, фофан. «Переехавши границу, русский культурный человек становится необыкновенно деятельным. Всю жизнь он слыл фатюем, фетюком, фалалеем; теперь он во что бы то ни стало хочет доказать, что по природе он совсем не фатюй, и ежели являлся таковым в своем отечестве, то или потому только, что «заела», или потому, что это было согласно с видами начальства» (Салтыков-Щедрин «За рубежом», глава 2)

Собственное имя Филя вошло и в состав слова простофиля. Слово простофиля со значением «простак» внесено в «Словарь Академии Российской» 1822 года издания. опубликовано

Справочник составлен редакцией портала «Грамота.ру» по материалам следующих изданий:

    Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

    Душенко К. В. Словарь современных цитат. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

    Душенко К. В. Цитаты из русской литературы. Справочник. М., 2005.

    Кочедыков Л. Г. Краткий словарь иноязычных фразеологизмов. М., 1995.

А был ли мальчик? – выражение крайнего сомнения в чём-либо. Восходит к фразе «да был ли мальчик-то?» из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». В одном из эпизодов романа рассказывается о катанье детей на коньках. Дети проваливаются в полынью, девочку спасают, а мальчику Клим бросает конец своего ремня, но затем, испугавшись, что и его затянет в воду, отпускает ремень. Мальчик тонет. Когда утонувшего ищут, Клим слышит чей-то недоверчивый голос: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика и не было?».

А Васька слушает да ест (ирон.) – о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело. Выражение – цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813). В басне повар укоряет кота Ваську за то, что тот ворует пищу на кухне. Васька же, слушая укоры повара, спокойно продолжает есть украденного цыпленка.

Авгиевы конюшни – 1) о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте (в результате длительного небрежения), помещении, где царит полный беспорядок; 2) о каком-либо учреждении, организации и т. п., где царит беспорядок и хаос, полная неразбериха в ведении дел; 3) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов. Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла. Герой смог очистить скотный двор царя Авгия, где содержались быки, подаренные Авгию отцом. Этот двор не убирался в течение многих лет. Геракл же разрушил с двух сторон стену, окружавшую двор, и отвел туда воду двух полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода унесла весь навоз за один день. «Скотный двор» царя Авгия при калькировании на русский язык был неточно переведен словом конюшни.

А все-таки она вертится – выражение приписывается великому итальянскому астроному, физику и механику Галилео Галилею (1564–1642). Привлеченный к суду инквизиции за приверженность к «еретическому» учению Коперника о движении Земли, он вынужден был, стоя на коленях, поклясться в том, что отрекается от ереси. Как гласит легенда, после отречения Галилей, топнув ногой, сказал: «Eppur si muove» («А все-таки она вертится»). Легенда эта основана на сообщении французского писателя Трэла (Augustin Simon Trailh 1717-1794) в его книге «Литературные распри» (Париж 1761). Легендарная фраза Галилея, получившая крылатость, употребляется как формула неколебимой убежденности в чем-либо.

Адвокат Божий (устар. ирон.) – о человеке, идеализирующем окружающих, видящем во всём лишь хорошие стороны и закрывающем глаза на недостатки. Выражение связывают с католическим обычаем, существовавшим со времён средневековья: когда церковь решает канонизировать нового святого, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего – это адвокат Божий , другому поручается доказать, что канонизируемый немало грешил и недостоин такого высокого звания, это – адвокат дьявола .

Адвокат дьявола (книжн. ирон.) – о человеке, любящем сквернословить в чей-либо адрес, старающемся и в хорошем найти недостатки. Это выражение восходит к средним векам. Латинскими словами advocatus diaboli называли участника богословского диспута, который в споре выступал как противник богослова, стремившегося доказать некое положение (например, при канонизации святого). Адвокат дьявола выдвигал возражения как бы от имени врага рода человеческого. Таким образом богослов должен был продемонстрировать умение вести дискуссию с самым недоброжелательным и хорошо подготовленным противником. Как правило, на роль адвоката дьявола выдвигался опытный и эрудированный богослов. См. также мотивировку выражения Адвокат Божий .

Ад кромешный (неодобр.) – 1) место мучений, где условия жизни невыносимы; 2) невыносимый шум, толчея, суматоха, сумятица, хаос. Прилагательное кромешный образовано от слова кро ма "граница, край" (ср. кромка ). По древним представлениям, солнце светит до определенного предела земного круга, дальше которого начинается другой, внешний мир, где царит полный мрак. Со временем слово кромешный стало обозначать "тягостный, отчаянный", а ад кромешный – "место мучений". Затем сочетание стало ассоциироваться с хаосом, невообразимым шумом при ссорах и перебранках.

Альфа и омега (книжн. высок.) – самая суть, основа чего-либо. Буквальное толкование фразеологизма – «начало и конец чего-либо» – восходит к цитате из Библии: «Я есмь альфа и омега, начало и конец...» (Апокалипсис, 1, 8); «Я есмь альфа и омега, первый и последний» (там же, 1, 10). Фразеологизм построен на столкновении антонимических компонентов: альфа и омега – названия первой и последней букв греческого алфавита. В русский язык оборот заимствован из старославянского. Сейчас постепенно выходит из активного употребления, становясь устарелым, архаичным.

Ани ка-воин (ирон.) – о хвастливом человеке, бахвалящемся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности. Выражение связано с народной поговоркой Аника-воин сидит да воет , в которой имя избрано не случайно: греч. а – «не», nike – «победа». Видимо, поэтому была сложена сказка «про воина Анику», где герой хвастается, что не боится Смерти, а когда она вдруг появляется перед ним, начинает трусить и умолять о прощении.

Аннибалова (Ганнибалова) клятва (книжн. высок.) – твердая решимость бороться с кем-чем-либо за что-либо до конца; обещание неизменно следовать своим идеалам. Выражение из античной истории. По свидетельству Полибия (ок. 201–120 гг. до. н. э.) и других историков, карфагенский полководец Аннибал (Ганнибал, 247–183 до н. э.) сам рассказывал, что перед отправлением в поход, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться перед алтарем быть непримиримым врагом Рима. Клятву свою Аннибал сдержал.

Филькина грамота. Смысл выражения.

Издревле на Руси именем Филя или Филька называли людей не знатных, из народа.
В нарицательном смысле оно применялось к людям простодушным, доверчивым, наивным. Назвать этим именем человека знатного считалось оскорблением. Само же выражение филькина грамота

Появилось во времена правления царя Ивана IV Грозного в XVI веке.

Из истории происхождения фразеологизма «филькина грамота»

В те времена Иван Грозный вел борьбу за выход к Балтийскому морю. Этим он стремился укрепить военное могущество Руси и облегчить торговые отношения с соседними странами. Замыслы царя осложнялись тем, что приходилось вести бесконечные войны с поляками на западе, шведами на севере и татарами на юге. Кроме того, Грозному активно противодействовали бояре. Они были против продолжения войны. Нередки были откровенное предательство и переход бояр на сторону врага.

Столкнувшись с противодействием бояр, царь уехал в Александровскую слободу (нынешний город Александров, Владимирская область) и отказался от царской власти, мотивируя это массовым предательством бояр. Уговаривать Грозного вернуться на престол приезжала целая делегация. С третьего раза ей это удалось. Царь вернулся на престол, но выдвинул некоторые условия. Одним из них было выделение ему опричнины – особых владений. Что и было выполнено.

В опричнину были включены наиболее развитые экономически волости и города. На их территории поселялись преданные лично царю бояре. Помещики и простой люд переселялись в другие земли. Как правило, на окраину государства. Туда, где была высока вероятность нападений со стороны сопредельных государств.

Было создано отдельное войско – опричники. Они выполняли указания только Ивана Грозного. Фактически опричники нужны были для проведения репрессий, казни неугодных царю людей, подавления сопротивлению воле царя. Таким образом, опричнина превратилась в особый государственный строй, узаконенный терроризм. Осмелившихся выступить против царя не было.

Исключение составлял Митрополит Московский Филипп. До принятия сана – Федор Колычев. Митрополит писал грамоты царю, в которых резко осуждал опричнину и чинимые опричниками безобразия. Ивана Грозного, привыкшего, что ему не перечат, грамоты непокорного митрополита конечно же выводили из себя. Он называл их «филькины грамоты », одновременно показывая свое пренебрежительное отношение к их содержанию и митрополиту, давая ему такое имя. Позже Филиппа оклеветали и казнили по приказу Ивана Грозного.