Изучаем азбуку с детьми: стихи про букву Ч. Истории про буквы, сочиненные первоклассниками и записанные их родителями Правило сплошных исключений
Буква «Д»
Давным-давно в одной деревне жила-была буква «Д». Однажды днем она пошла гулять. Погода была чудесная. «Д» двигалась по длинной дороге и дошла до середины леса, где росли дивные деревья и душистые травы. Она долго ходила, устала и задремала под деревом, пока ее не разбудил дождик.
Он длинными струйками стекал по ее ручкам и ножкам. «Д» подумала: «Хорошо дятлу, у него есть домик! Он спрятался в дупле на дереве. А мне досадно, что даже нет дождевика». Она поспешила домой.
Дома «Д» закинула дрова в печь, поставила пластинку с джазом, выпила чаю с джемом. «Вот и день прошел, уже десять! Пора спать!» - пробормотала буква «Д» и задремала.
Буква «С»
Однажды буквы из азбуки пошли в поле погулять, как вдруг налетели тучи и начался сильный дождь. Буквы разбежались кто куда, а буква «С» зацепилась за травинку, упала и забралась в траву поглубже, чтобы не вымокнуть. Согрелась и заснула. Выглянуло солнышко. Вышли в поле девушки, хотели нарвать сочной травы для своих коров, но только дело это оказалось трудное. Трава резала руки, не давалась. Вдруг одна из них увидела в траве букву «С». «Не поможешь ли ты мне?» - спросила ее девушка. «Отчего же не помочь?! Помогу», - ответила буква. Девушка приделала к «С» деревянную ручку, взялась за нее и стала быстро срезать траву. Отличный получился серп! «Вот и я пригодилась!» - с гордостью подумала про себя буква «С».
Буква «Ф»
Жила-была во Франции фиолетовая фея. Она была похожа на букву «Ф». По утрам она пила кофе с фисташковым мороженым. Днем фотографировала фазанов, любовалась длинноногими фламинго. Вечером кушала фрукты и финики и фантазировала, как отправиться путешествовать по Франции.
Буква «Г»
В сказочной стране поселилась гусеница по имени Герасим. Он был очень галантный, носил галстук и гордился тем, что он гусеница. Ему очень нравилась буква «Г», потому что его имя с нее начиналось. У Герасима был друг Гантелькин, очень спортивный червячок. Они вместе занимались спортом. Когда Гантелькин поднимал тяжести, то его хвостик отклонялся назад и становился похожим на маленькую букву «Г». От этого Герасима и Гантелькина многие считают братьями. Уж очень они похожи!
Буква «О»
Жила-была буква «О». Была круглая и важная, как полная Луна. Буква «С» очень завидовала букве «О», она-то была тонкая, как стройный месяц. Ей не нравилась ее маленькая головка, к тому же месяц появлялся на небе гораздо чаще, чем Луна, поэтому люди его не так ждали. «Как же мне хочется быть такой же полной, как ты!» - сказала однажды буква «С» букве «О». И та посоветовала обратиться к волшебнику.
Волшебник очень удивился: «Я могу совершить такое чудо, но тогда больше никогда не пойдет снег, перестанет светить солнце, исчезнут собаки, перестанут расти сосны». Буква «О» услышала это и стала уговаривать свою подружку: «Весь мир изменится! Твой друг серебряный месяц заболеет, потому что будет ранен в самое сердце, туда, где живешь ты!» Подумала-подумала буква «С», да и побежала домой, где ждала ее любимая собака.
А вечером они вдвоем сидели на крылечке и смотрели в небо. Ждали, когда из-за дальнего леса появится месяц.
Вычислить шпиона
Иностранца в России можно распознать по тому, как он произносит слова, в которых есть буква Ч, например «чудо» или «ночной». У англичанина или немца звук [ч] распадется на две составляющие - [т] и [ш]. Дело в том, что звук [ч] - аффриката. Он состоит из двух звуков, произносимых слитно. В английском тоже своя аффриката - [j]. Она состоит из [д] и [ж] и напоминает звуки, произносимые нами на стыке слов «вот же». Но английское J - звонкое и твердое. А наше Ч - противоположность, мягкое и глухое. Поэтому слово «чудо» мы произносим как [чюдо], а в сочетании ЧН у неграмотного человека рука тянется поставить мягкий знак. Иностранцу воспроизвести [ч] очень сложно, вместо этого выходит твердое [тш].
Родственные связи
Свое очертание Ч, по одной из версий, заимствовало от греческого Y (ипсилон). Но в греческом языке такого звука нет, и создателям кириллической азбуки пришлось придумать для Ч новый знак. В древнерусском письме буква очень похожа на Ц - тот же двурогий церковный подсвечник. Это неудивительно, ведь и звук [ц] по свойствам похож на [ч]: тоже аффриката, только твердая. В говорах русского языка эти два звука иногда меняются местами или вытесняют один другой. Так, в России есть регионы, в которых вместо «черт» говорят «цорт», а где-то вместо «церковь» произносят «черква».
Аз есмь начало и конец
Многие слова на Ч в русском языке восходят еще к древнему индоевропейскому языку (на нем говорили 7–5 тысячелетий назад). Вот, к примеру, «чадо» - слово устаревшее, но все еще нам понятное. Праславянское čędo происходит от корня со значением «начинать». Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Звук [k], стоящий перед [i] и [e], еще в общеславянском дал звук [ч], [еn] перешло в [ę] (Э носовое), а потом в [а]. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок - «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история. Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время - это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Корень ken/kon имел значение времени. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» (то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо»), а второй - к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением.
Правило сплошных исключений
В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало». Во-вторых, [ч] оказался на мес те сочетаний tj, kj. Именно поэтому мы говорим «свеча» - она «светит» и «я плачу» - от «плакать». Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Рядом с ней идут гласные, которые обычно «командуют» твердыми звуками: А, О, У (а не Я, Ё, Ю). Зато для И и Е сделано исключение: вспомните хоть одно слово с ЧЫ и ЧЭ. Трудно? Практически невозможно. Зато ЧИ и ЧЕ - сколько угодно: «чистюля», «читатель», «чебурек», «черемуха» и т. д. Этому есть простое объяснение: когда-то в русском языке всякий согласный звук был либо мягким, либо твердым. От гласных он не зависел. Но потом это правило перестало работать, и за одной и той же буквой начали скрываться два звука. Перед «твердыми» гласными - твердый, перед смягчающими, которые пришлось специально для этого придумать, - мягкий. Букву Ч это не коснулось - никакого твердого [ч] у нас не было и нет до сих пор. ЧА, ЧУ, ЧО нельзя прочитать иначе, чем [чя], [чю], [чё], а потому смягчающие буквы не понадобились - факт, который осчастливил школьников правилом «ЧА пиши с буквой А».
Скачать –
Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Произнесите первый звук в словах. Черепаха – [ч"], чеснок – [ч"], чайник – [ч"]… Это звук [ч"] – мягкий согласный. Когда мы произносим этот звук, мы слышим только шум, голоса не слышно, значит этот звук глухой. Звук [ч"] обозначается буквой “чэ”.
Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка назвать слова с новым звуком. Придумайте свои слова со звуком [ч"]. Понаблюдайте, где находится звук (в начале слова, в середине или в конце).
Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, почему этот фрагмент в уроке про букву “чэ”. Обсудите содержание фрагмента. Следите за речью ребёнка, помогайте правильно построить предложения. Назовите слова с новым звуком.
Почитайте стихи на 5 слайде, пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слово с новым звуком. Распечатайте страничку с раскраской, попросите ребёнка заштриховать или раскрасить букву.
Напишите букву в альбоме, пофантазируйте, на что похожа буква. Можно дорисовать букву до образа.
Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!
Для загрузки ролика может понадобиться некоторое время.
Если Вам необходимо заменить личинку замка , необходимую информацию Вы найдёте на сайте Goo-d-lock. Здесь Вы можете найти всю необходимую информацию о замене замков в квартире, о различных моделях замков, о частичной замене замков и получить онлайн-консультацию. Своевременная замена дверных замков при правильной установке – гарантия надежной защиты и безопасности вашего жилища.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
- познакомить с новым звуком и буквой;
- развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
- воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: дифференцированная, мультимедиа.
Методы: эвристический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
Я знаю, что вы любознательные дети
Обо всем хотите узнать на свете.
Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
На доске буквы: а, у, е, и, е, я, ш.
– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя? Почему?
– Назовите гласные.
– На какие группы их можно разделить?
III. Изучение нового. (Слайд 3)
– Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите
внимательно отрывок.
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?
– Давайте сформулируем тему урока.(Слайд 4)
– Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.
– Рассмотрите картинки. (Слайд 5)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Какой первый звук в этих словах?
– Произнесем хором.
– Дадим характеристику звуку.
– Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)
– Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли
отличия?)
– Как же оденем звуковичка? (Слайд 6)
Куда его поселим? Есть ли у него
пара?
Доскажите словечко:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач). (Слайд 7)
– Выполните звуковой анализ слова.
Отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 8)
– Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.
– Давайте ее проверим. О чем забыл Чебурашка?
– Буква, которая обозначает звук [ч], называется буква ЧЕ.
– Откройте буквари. Рассмотрите эту букву. На что она похожа?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя! (Слайд 9)
– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 10)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и
хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? (Слайды
11–15)
Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.
Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.
– Прочитаем слова в букваре цепочкой. Какие родственные слова встретили?
Работа в прописи:
– Напишите ч
.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать
– Прочитаем слоги.
– Какое соединение у всех слогов?
– На какие слоги надо обратить особое внимание? Напишите.
– Прочитаем обратные слоги. Какое соединение будет с ч
? (Верхнее.)
IV. Физкультминутка.
Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.
Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:
Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай.
– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.
V. Задание в парах.
– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 16)
VI. Работа над лексическим значением слова.
1) – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и
задумался. (Слайды 17–18)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)
– Составим предложения с этим словом.
– Запись предложений с комментированием. (Слайд 19)
2) – Послушайте еще одну загадку:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка там не для красы –
Время скажут вам… (Часы.) (Слайды 20–29)
Стихотворение читает подготовленный ученик:
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
М смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.
(В.Орлов)
– О чем идет речь? (О времени.)
– Какая орфограмма спряталась в отгадке?
– Есть часы разные: башенные, настенные, уличные, вокзальные, корабельные. Есть
часы карманные, но чаще наручные. Бывают даже песочные часы. Но все они должны
показывать точное время.
– Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д. (Слайд 30)
– Молодцы!
– Достигли мы поставленных целей?
– Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.
– Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно!
Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на страницах книги
Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд 31)
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация « Звук Ч.Б уква Ч». Работа ученика 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 49 Куликова Сергея
Буква Ч Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
Слова на букву Ч Чиполлино Чеснок Чайник Черепаха Чемодан Чашка Черника
Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий.
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет...
Они стоят, они идут, Они спешат, и отстают, И говорят за шагом шаг То «тик», то «так». Хотя ни языка, ни ног Найти бы ты у них не смог, Они нужны не для красы – Диктуют время нам …
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»
Скороговорки с буквой Ч У четырех черепашек четыре черепашонка. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".
Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".
Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...
Проект: "Весёлая азбука. Буква П".
Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".
Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....
Проект: "Весёлая азбука. Буква А".
Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....