Open
Close

Какую скрипку лучше купить начинающему. Выбор скрипки для ребенка

Фабричное производство инструментов скрипичного семейства насытило рынок скрипками, альтами и виолончелями разного класса и качества, но не справилось с главной задачей- созданием идеального инструмента в котором гармонично будут сочетаться звуковые качества с удобством игры.

Даже среди недорогих скрипок можно выбрать качественный инструмент с хорошим звуком. С удобством игры на дешевых инструментах дела обстоят не так оптимистично, практически каждая скрипка купленная в магазине требует доработки мастера в виде и верхнего порога, контроля расстояний между струнами. Частым дефектом магазинных скрипок так же является некорректно поставленная душка, что не только сказывается на звуке, но и может привести к более серьезным поломкам в процессе эксплуатации. Слишком туго поставленная душка при транспортировке и усушке древесины на свежих инструментах приводит к возникновению трещин в первую очередь на верхней деке, иногда на нижней. Естественно треснувший еще в магазине инструмент никто покупать не будет, но возникновение подобных дефектов может не заставить себя ждать сразу же после приобретения, например после перепада влажности и температуры так свойственных нашему климату.

Если играть на скрипке будет учиться ребенок-тут все ясно, нужно найти педагога и он подскажет, как выбирать инструмент. Выбирать скрипку для ребенка самому не желательно, она может не подойти в первую очередь по размеру. Лучше посоветоваться со знающим человеком и не просто знакомым скрипачом-любителем, а педагогом, который будет заниматься с ребенком.

Классическими размерами скрипок и виолончелей считаются размеры от 1/16 до 4/4. То же касается и смычков к ним. С размерами альтов и контрабасов дело обстоит немного по другому, это связанно с тем,что обучение игре на этих инструментах начинают в более позднем возрасте. Обычно выбор необходимого размера происходит так: скрипку прикладывают к ребенку, если левая рука свободно и без напряжения обхватывает завиток скрипки-это правильный выбор.

Большую опасность для здоровья представляют крупные инструменты. Для начинающего музыканта, будь то ребенок или взрослый, крупная неправильно подобранная скрипка или виолончель может стать непреодолимым препятствием в осуществлении мечты научиться играть на инструменте. Даже одинаковые на первый взгляд инструменты в магазине могут сильно отличаться в рамках одного размера. На недорогих инструментах редко встречаются удобные шейки, это опять таки связано с невыдержанной древесиной (тонкая шейка может просто согнуться или сломаться). Удобство шейки скрипки или виолончели определяется не только толщиной, но формой. Конечно же при фабричном производстве существуют определенные нормы и стандарты, но подбор прилично звучащего и удобного инструмента дело сугубо индивидуальное.

Выбор смычка зачастую становится трудно разрешимой задачей не только для новичка- любителя, но и для опытного музыканта. Не зря многие солисты ищут смычки на протяжении всей жизни и имеют несколько десятков смычков. Найти универсальный смычок, которым было бы одинаково удобно играть музыку Моцарта, Баха, Брамса или Крейслера, очень непросто.

Смычки бывают разными по цене и качеству. Разница в цене между самым дешевым смычком, произведенным в Китае, и раритетным смычком знаменитого мастера наводит на размышления. Так, например, смычок, изготовленный в 19 веке французским мастером Франсуа Туртом, которым более 40 лет играл знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин, был продан с аукциона Sotheby"s за 42 тысячи фунтов стерлингов.

Существует несколько общих правил при выборе смычка.
Для начала нужно выяснить какого размера должен быть смычок. Это касается ученических смычков для детей. Взрослые музыканты играют смычками размера 4/4, за исключением индивидуального строения рук предполагающего смычок на несколько сантиметров короче обычного, так называемого 7/8. Смычки современных производителей так же как и скрипки делятся на 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4.
Лучше всего проконсультироваться по поводу выбора размера смычка у педагога, который будет учить ребенка играть на скрипке. Если по каким то причинам этого сделать нельзя, главным критерием должна быть длинна руки ребенка, если поставить смычок на струну у конца, локоть должен быть разогнут, но без напряжения. При слишком коротком смычке ребенок не сможет разогнуть правую руку до конца, при слишком длинном- не будет доводить смычок до конца и будет заводить правую руку за спину. Неправильный выбор размера смычка в дальнейшем может отрицательно сказаться на постановке рук и даже на здоровье начинающего скрипача. Смычок для ученика не должен быть слишком тяжелым.
Итак, с размером определились, как выбрать качественный смычок?
Если предположить, что цена соответствует качеству - все просто. Не стоит ждать от дешевого нового магазинного смычка каких то особых игровых качеств и надежности при эксплуатации, но даже из имеющихся в наличии смычков всегда можно и нужно выбирать лучший.

Сначала нужно произвести визуальный осмотр всего смычка. Вы должны быть уверены, что на смычке нет трещин. Дешевые смычки обычно покрываются непрозрачным лаком и выявить наличие трещин непросто. Смычок достаточно сильно натягивается и претерпевает определенную нагрузку при игре и последующих вставках волоса, поэтому наличие трещин недопустимо. При покупке ненового смычка возможны следующие нюансы связанные с произведенной ранее реставрацией: смычок может быть доставлен под канителью, при реставрации сломанного в верхней части смычка иногда врезается новый кусок трости с головкой по принципу «ласточкин хвост», при реставрации головки делается врезка пластины, иногда встречаются склейки после поломки в середине трости. Наличие темных пятен может быть следствием непрофессионального вмешательства в пружину смычка путем неравномерного прогревания. Для того что бы выявить дефекты и правильно оценить состояние смычка лучше обратиться к специалисту.
Для изготовления самых лучших смычков используется бразильское тропическое дерево Pernambuco (фернамбук). Предпочтение отдается древесине с Севера Бразилии, благодаря ее особым физическим и механическим качествам. Несмотря на наличие других различных пород дерева, до сих пор не найдено равноценной альтернативы фернамбуку.
Как определить фернамбук?
Лучше всего конечно же обратиться к опытному специалисту. Визуально фернамбук характеризуется наличием равномерных полосок, образующих правильное кольцо вокруг трости, шириной около полумиллиметра или чуть больше. Существую сорта фернамбука без ярко выраженной « сеточки», так же есть сорта дерева не имеющие никакого отношения к фернамбуку, но с «сеточкой».
Смычки студенческого уровня изготавливаются из бразильского дерева (Brazilwood). Это дерево имеет достаточную плотность и упругость. Самые дешевые смычки изготавливаются из других пород древесины, в том числе и из Каучукового дерева.
Когда из фернамбука выпиливаются заготовки, они сортируются мастерами по качеству. На практике это выглядит так: ведущий мастер пробует руками каждую заготовку на упругость и осматривает, как расположены слои в дереве. У дешевых смычков часто упругость становится « дубовостью», а излишняя чувствительность откровенной слабостью и рыхлостью трости.
Любой косослой будет способствовать искривлению смычка. Заготовка фернамбука должна быть строго радиального распила. Различные ошибки в изготовлении трости смычка возникают как при выпиливании ее сразу с заданной кривизной, так и при изгибании трости после ее выпиливания в прямом виде. Вопрос о том, изгибать ли прямую трость или выпиливать с заданной кривизной, решается однозначно: трость следует выпиливать вдоль волокон дерева. Таким образом, при прямослойной древесине мы должны изгибать прямую трость. Процесс производства смычков достаточно трудоемкий, в основном это ручная работа.

Вес скрипичного смычка обычно составляет от 55 до 65 г. Оптимальным весом принято считать скрипичные смычки от 59 до 62 г. Альтовые 68-74 г, виолончельные - 78- 88г, контрабасовые 130- 170г.
Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и центр тяжести (18-19 см от колодки) были найдены эмпирически. Так, положение центра тяжести устанавливалось путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической канители на трость и металлических деталей на колодке с винтом.
Параметры идеального смычка, подходящего для многих скрипачей: вес 60 гр. Центр тяжести 18 см от колодки. Обычно центр тяжести находится в 16,5 - 19 см от начала колодки при не натянутом волосе, то есть колодка находится в крайнем положении. Если центр тяжести смещен к головке смычок кажется тяжелей и наоборот.
При натягивании волоса хороший смычок полностью выпрямляется, т.е. не остается никаких прогнутостей, ни у конца, ни в середине. В старинных смычках встречается обратная выгнутость рядом с колодкой или в верхней части, такими особенностями обладают многие смычки знаменитых французских мастеров, например Лями.
Натянув волос в игровое состояние, держите двумя пальцами (указательный и большой) за колодку и трость. Конец смычка направлен вверх. Безымянным пальцем ударьте по трости - она будет вибрировать в темпе обычного рикошета или сотийе. Очень быстро и мелко - не хорошо. Медленно - не совсем плохо. Не вибрирует - смычок не будет давать ни звука, ни штрихов.
Поставьте смычок на струну и попробуйте не проводя звука медленно наклонить трость влево и вправо, из стороны в сторону. Трость должна гнуться плавно, без провалов и скачков.
Чем меньше волоса тем сильнее трость и наоборот. Многие старые французские смычки изначально изготавливались под маленькое количество волоса. Пазы в колодках, полукольца в них рассчитаны на 100- 130 волосков. Достаточно посмотреть на оригинальные колодки Турта, Кнопфа и многих других старых смычковых мастеров что бы понять что в такие колодки нельзя ставить много волоса.

26.01.2018

Если вы читаете эту статью, значит, вам не объяснили в музыкальной школе, какая скрипка нужна вашему ребенку. Скажем честно – это плохое учебное заведение, и если у вас есть возможность, меняйте школу или преподавателя. Если такой возможности нет, тогда мы постараемся максимально подробно рассказать, как выбрать скрипку для начинающего музыканта.

Первое, с чего стоит начать свой выбор – определить свой бюджет.

От того, сколько вы готовы потратить на скрипку для своего ребенка, будет зависеть класс инструмента и страна производства, на сегодняшний день подавляющая часть всех моделей производится в России, Китае, Индонезии, Германии, Румынии, Чехии, Италии и Японии. Скрипки Российского производства лучше обойти стороной, так как они имеют самое низкое качество. Если Вы хотите познакомить своего ребенка со скрипкой, и пока не желаете приобретать дорогой инструмент, стоит обратить свое внимание на экземпляры, произведенные в Китае и Индонезии. Но, выбирая скрипки, изготовленные в этих странах, стоит учесть, что качество может достаточно сильно разниться, и скорее всего, вам придется потратить много времени на поиск хорошего инструмента. Румыния и Чехия создают неплохие модели, но опять же качество здесь может сильно отличаться. Прочную середину занимают инструменты, выпущенные в Японии, ну и самые лучшие скрипки делаются в Германии и Италии.

Разобравшись с бюджетом, необходимо выбрать подходящий размер скрипки для вашего ребенка, для его определения пользуйтесь приведенной ниже таблицей:

  • 1/16 – инструменты для самых маленьких (до 5 лет);
  • 1/10 – редкий, практически не встречающийся размер;
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 – самые популярные детские размеры от 5 до 11 лет;
  • 7/8 - редкий, практически не встречающийся размер.


Выбрать размер скрипки достаточно просто: для этого нужно взять и примерить ее, и если середина ладони ребенка ложиться на оголовье грифа, при этом юный музыкант не испытывает никакого дискомфорта – это его размер. Подбородник для скрипки выбирается по тому же принципу: нужно просто примерить его, если все удобно, значит, он подходит вашему ребенку.

Как правило, со всеми скрипками в комплекте будет идти кофр, смычок и канифоль, этого набора вам хватит на первое время, пока начинающий музыкант не освоится. Так как пока ни у вас, ни у вашего ребенка нет навыков в оценке звучания, вам нужно просто осмотреть новую скрипку на предмет трещин и неровностей, этого будет достаточно, чтобы приобрести инструмент для начала занятий. В будущем, если вашему ребенку понравится играть, он уже сам придет к вам и скажет, какую скрипку ему купить, сам выберет и проверит ее.

(скрипок) могут немного варьироваться у того или иного производителя, изготавливающего серийные инструменты, так и мастера, который изготавливает инструменты штучно. Как результат - максимальное колебание размера 4/4 скрипки может иногда достигать 1,90 сантиметра (для скрипки полного 4/4 размера). Если вы не знаете или не уверены, какого размера инструмент у вас есть, будет необходимо тщательно произвести два замера: используя ленту/тесьму или шнурок/нить. Это позволит точно определить размер скрипки.

  1. Для начала замерьте длину от верхней части завитка до нижней части деки (за исключением расположенной в нижней части корпуса «пуговицы», за которую жилкой крепится подгриф (струнодержатель).
  2. Далее измерить заднюю деку от «плеча» скрипки (верхняя часть деки рядом с пяткой) до низа деки. Не включать в измерения часть деки ("пятка"), выступающую у основания шейки скрипки со стороны задней деки.

* Обратите внимание, что ширина скрипки (измерения верхнего или нижнего "овала") колеблется в широких пределах от производителя к мастеру или стиля к стилю. Инструменты, сделанные в стиле (по модели) Guarneri, как правило, имеют более широкие низкие овалы чем модели Strad и таким образом больший объем и глубину тона (может также зависеть от конкретного инструмента).

Используя данную таблицу можно подобрать ориентировочный размер* инструмента для ученика:

Размер

скрипки

Длина скрипки

корпус / общая (см.)

Примерный

возраст (лет)

35,5 см / 60 см

11 — 12 / взрослый

34,3 см / 57,2 см

11+ / взрослый

33 см / 53,3 см

9 —12

31,75 см / 52 см

7 — 9

28 см / 48,25 см

5 — 7

25 см / 43 см

4 — 6

1/10

22,9 см / 40,6 см

4 — 5

1/16

20,3 см / 36,8 см

3 — 5

1/32

19 см / 32 см

1 — 3

  • в силу индивидуальных данных ученика, необходимый размер инструмента может отличаться в меньшую или большую сторону.
  • размер скрипки 7/8 применим не только для учеников, но также для взрослых музыкантов чей рост и данные требуют использования данного размера скрипки.
Подобрать* смычок для скрипки можно используя данные параметры:

Размер скрипки

Длина руки

Размер смычка

(длина см.)

Примерный

возраст (лет)

58 см и более

75 см

11 — 12+ / взрослый

56 см и маленькие кисти рук

75 см (4/4)

11+ / взрослый

54,6 — 56 см

68,6 см

9 —12

50,8 см

62,2 см

7 — 9

45,7 — 47 см

57,15 см

5 — 7

42 см

48.9 см

4 — 6

1/10

38 см

45 см

4 — 5

1/16

35,5 см

42,5 см

3 — 5

1/32

менее 35,5 см

38 см

1 — 3

  • точный размер и замеры, могут слегка изменяться от мастера к мастеру или изготовителя.

Некоторые дети являются исключения из этого правила, но эта диаграмма/таблица дает понимание общего возрастного диапазона и градаций для данного музыкального инструмента (скрипка).

Самое главное при принятии решения относительно правильного (необходимого) размера скрипки убедиться, что ученик/студент может с комфортом играть на инструменте в гармонии. Четвертый палец (мизинец) попадают в интонацию комфортно (может играть в интонации все необходимое?) может быть решающим фактором.

Как правило большинство взрослых людей играет на скрипке полного размера 4/4, за исключением очень маленьких взрослых и некоторых подростков. Эти музыканты будут играют на 7/8 размера скрипки как основном инструменте, если данный размер является для них идеально приемлемым.

Скрипка – это классический четырехструнный инструмент, на котором играют с помощью смычка и регулирования игры пальцами по струнам. Чаще всего скрипка используется в классической музыке, но также и в кантри, фолк, рок и некоторых других музыкальных стилях.

Если родители решили, что их ребенок будет играть на скрипке, то они пойдут в музыкальную школу или найдут педагога. Однако часто и взрослые «новички» хотят освоить этот музыкальный инструмент.

И в том и в другом случае возникает вопрос – как правильно выбрать скрипку?

Не следует срочно бежать в ближайший музыкальный магазин за приобретением инструмента, это очень ответственное дело, отнестись к нему нужно серьезно. Убедитесь, что располагаете достаточными средствами для покупки скрипки.

Лучше всего совершить покупку в специализированном узконаправленном магазине, где гарантировано качество товара.

Все скрипки, даже фабричного производства, разные, поэтому обязательно возьмите с собой человека, который уже играет на скрипке. Он сможет оценить удобство, звучание и качество инструмента.

Фабричные скрипки могут иметь различные мелкие дефекты, не всегда заметные неопытному глазу. Например, слишком высокая или кривая подставка, которая поддерживает струны. Она не должна быть изогнута, если смотреть на нее в профиль. Также это могут быть плохо пригнанные колки, ими тяжело будет настраивать скрипку. Колки и машинки на подгрифнике (это нижний крепеж струн) должны легко поворачиваться без всяких дополнительных физических усилий.

Подобные дефекты может устранить только скрипичный мастер, что ведет к лишним расходам. Да, и обязательно проверьте смычок. В ненатянутом состоянии должен быть сильный прогиб посередине. Иначе говоря, трость должна касаться волоса. Волос, кстати, предпочтительнее натуральный (конский) и белый. Черный синтетический допустим только на самом начальном этапе освоения инструмента.

Чтобы проверить винт, нужно волос натянуть до выпрямления трости и отпустить. Вращаться винт должен без усилия, а резьба не должна быть сорвана, что весьма часто бывает даже с новыми фабричными смычками.

Затем натяните волос до выпрямления трости и слегка ударьте по пальцу или ладони. При этом смычок не должен резко отскакивать, не отскакивать совсем, а также ослаблять натяжение после нескольких ударов.

Проверить ровность смычка можно, посмотрев на него со стороны винта, как бы сведя трость в одну точку. Упругость и вес – важные параметры смычка.

Гриф должен быть без заусенцев, во избежание дискомфорта при занятиях. Обратите внимание на толщину и цвет лака. Прикиньте приблизительно, чтобы он обладал естественным цветом и плотностью.

Дерево для скрипки. Самое лучшее - это клен, хвойные породы деревьев, ива, самшит, розовое и черное дерево. Постарайтесь избежать покупки инструмента, сделанного из другой древесины.

Размер скрипки должен соответствовать вашему физическому строению. От этого зависит такой немаловажный фактор, как удобство игры на ней. Скрипка должна быть и не маленькой, и не большой. Измерить скрипку можно, поставив ее на левое плечо и не напрягая, вытянуть в сторону, слегка вперед от себя, левую руку. Если скрипка доходит до середины вашей ладони, а пальцы при этом свободно обхватывают головку целиком, то эта скрипка вашего размера!

Существуют следующие размеры скрипок:

  • 1/16 – (для 3-4-х летнего возраста);
  • 1/10 – (редкий промежуточный размер);
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 – (самые употребительные детские размеры);
  • 7/8 – (редкий промежуточный размер);
  • 4/4 – (целая скрипка для среднестатистического взрослого).

Имейте ввиду, что игра на инструменте, который велик, тяжела физически и может привести к зажатости мышц плечевого пояса и их чрезмерному напряжению, а также к перекосам постановки у начинающих.

Уделите внимание стране–производителю инструмента. Российский производитель делает инструмент только для начинающих, чтобы понять, где какие ноты находятся. Китайский - в определенном ценовом диапазоне можно найти вполне рабочий учебный инструмент. Румыния и Германия производят инструменты, с которыми можно выступать на сцене.

Чтобы скрипка комфортно располагалась между подбородком и плечом, применяют два приспособления - подбородник и мостик (подушечку).

Подбородники существуют глубокие, плоские, высокие и низкие. Обычно он располагается слева от подгрифника или струнодержателя, но некоторые крепятся посередине.

Если вдруг фабричный подбородник неудобен для вас, то стоит поискать его ручной работы. Здесь не место для экономии. Как временная мера – вообще снять его до тех пор, пока не найдется подходящий.

Самым маленьким музыкантам вместо подбородника можно использовать небольшие поролоновые подкладочки-наклейки.

Исходя из физических особенностей, некоторым подходит подушечка. Некоторые скрипачи играют и вовсе без "подпорок". Есть фирменные, но можно сделать самому, используя поролон требуемого размера. Крепится просто – длинной резинкой перехватить поперек скрипки от пуговицы до угла.

Мостов существует великое множество, разной высоты и формы. Они дают возможность выгибать форму по плечу, варьировать высоту с обеих сторон моста и выдвигать по ширине как требуется для инструмента. Для маленьких, начиная с 1/16, один мостик раздвигается на 2 размера.

Теперь немного об «особенностях» электроскрипки .

Если вдруг отключится электричество, вы не сможете на ней играть. Даже на концерте. Также не получиться играть в местах, где электричества никогда и не было, например деревенский домик в лесной глуши. Или отсутствует возможность подключения к электричеству по какой-то причине

Забудьте про игру в оркестре. Звук вашей скрипки будет резко выделяться среди других по тембру, а на это любой дирижер отреагирует резко отрицательно.

Электроскрипка намного тяжелее простой, что создает дополнительные трудности для начинающих.

Тем, кто хочет играть на скрипке с современной усилительной аппаратурой, рекомендуется обзавестись звукоснимателем. Их можно подключать к любой аппаратуре, включая беспроводной радиомикрофон. Звукосниматели очень легкие и не создают скрипачу практически никаких неудобств.