Open
Close

Ландшафтный дизайн японского сада – искусство высшей гармонии.

Создание садов в японском стиле строится по принципу эстетики Дзэн.

Сад в японском стиле, как и другие сооружения, имеет глубокий философский смысл.

Грубые необработанные камни - обязательный атрибут японского сада. Их размер должен быть различный, а расположение непараллельным.

Культура Японии является полной противоположностью европейской. Даже в таком стиле поможет вам создать атмосферу спокойствия и умиротворенности на участке.

Эстетика Дзэн зародилась при слиянии 2-х религий: дзэн-буддизма и коренной религии японцев — синтоизма. Слияние культур сформировало совершенно новую систему взглядов и ценностей, где природа и человек взаимодействуют друг с другом.

Природа считалась божественной: величественные горы и скалы, озера, леса — все это наделялось магическими свойствами. Такие необычные представления и вошли в основу создания японских садов. Главная цель сада — создание уменьшенной модели вселенной на достаточно малом участке земли.

Первые японские сады имитировали морские побережья при помощи искусственных водоемов, где в центре располагались такие же искусственные скалы и острова.

Основными элементами японского сада всегда являются хвойные деревья, вишни (сакура). Дополняют композицию мох и вода в искусственном водоеме. Все вышеперечисленные элементы должны быть живыми. Единственное исключение — допускается заменять воду на камни, имитируя водопады и прочие красивые композиции.

Создавая сад в японском стиле, помните о главных правилах:

  • соблюдение основных природных принципов;
  • полное отсутствие симметрии и параллельных линий;
  • неповторимость, нечетность и незавершенность элементов;
  • сад должен быть небольшим;
  • в нем должны присутствовать различные зонтики, фонарики, мостики и клумба.

Вернуться к оглавлению

Японские сады: плоские и холмистые

Плоский сад в японском стиле создают при помощи песка, маленьких камней, мха. Яркый пример — сад Реандзи: песок обрабатывается граблями, тем самым создаются волны (море), затем в произвольном порядке выкладываются камни и мох по периметру.

Холмистые же сады можно создавать и при отсутствии зелени. Горы, камни, галька, песок — все это поможет вам создать хороший пейзаж. Использование камней — главное правило. Так, вертикально установленный камень символизирует гору, плоские булыжники напоминают склоны, галька изображает водоем.

В японском стиле часто оформляется клумба и внутренние дворики, при условии, если фасад дома выполнен в подобающих тонах. Если же дом оформлен в европейском стиле, то лучше перенести свой живописный японский уголок подальше, расположив его в глуби участка, где деревья будут закрывать фасад дома.

Вернуться к оглавлению

Главные элементы японского сада

Вернуться к оглавлению

Места для отдыха

Беседка для японского сада должна представлять собой небольшой домик, в котором будут проводиться церемонии чаепития, не более того. Основная задача — отдалиться от мирской суеты и успокоиться. Беседка должна быть изготовлена из камня или дерева. Конструкция должна сочетаться с дизайном сада, располагаться она должна в самом укромном уголке сада. Рейки навеса по японским обычаям располагают с запада на восток, южная сторона должна покрывать глухую стену беседки. В таком случае люди, отдыхающие в беседке, будут укрыты от знойного палящего солнца.

Вернуться к оглавлению

Фонарики для японского сада

Каменные фонарики применяются в декоративно-функциональных целях. Они могут быть выполнены в любой цветовой гамме, форме и размере. Раньше фонари устанавливались с целью помощи гостям найти дорогу к храму, беседке, дому в темное время суток, ведь именно вечером люди отдыхали в уютной беседке после тяжелого трудового дня. Размещаются фонари, как и раньше, вдоль узких дорожек в саду. Хотя сейчас фонари и выполняют исключительно декоративную функцию, помните о том, что раньше в эти светила вкладывался особый глубокий смысл. Свет фонарей инекоми-гата должен падать исключительно на землю, ни коим образом не должна освещаться клумба, нельзя, чтобы свет соприкасался с посторонними предметами, деревьями, местами отдыха.

А вот фонари под названием тачи-гата как раз предназначены для освещения фигурок и декоративных растений в саду. Высота таких фонарей не должна превышать 3х м.

Оки-гата предназначены для освещения водоемов (естественных и искусственных).

Эки-гата представляют собой белоснежные фонарики с эффектом покрытия снегом, они используются для освещения беседки.

Традиционные японские ландшафтные сады предназначены для мирного, сосредоточенного созерцания красоты природы. Идеей они в значительной степени опираются на буддийскую, даосскую и даже синтоистскую философии. Задача японского сада – стать духовным убежищем. Основной акцент восточного сада – природа. Элементы в японском саду символизируют или даже имитируют природные стихии. Таким образом, правильные геометрические формы и элементы из искусственных материалов не присущи японскому ландшафтному дизайну. Естественность и гармония японского сада способствуют созерцанию.

Японский ландшафтный сад отличается простотой. В дизайне японского сада используется всего четыре основных элемента:

  • камни,
  • вода,
  • растения,
  • орнаменты.

При выборе и организации этих элементов в гармоничном пространстве японского сада, не забывайте основные принципы:

Правила создания сада в японском стиле.

  • Выбирайте простые природные материалы – гравий, камень, бетон.
  • Смягчайте острые углы. Избегайте прямых линий.
  • Выбирайте правильные растения, обратите внимание на вечнозеленые – различных размеров и текстур.
  • Камни в японском саду должны быть в изобилии.
  • Каменные фонари и дождевые цепочки – неотъемлемый декор восточного сада.
  • В японском саду обязательно должно быть много воды.
  • Атмосфера должна быть спокойная, настраивающая на созерцание. Поэтому – никаких ярких кислотных цветов. Только природные оттенки!
  • В японском саду должен быть мост, ну или хотя бы стилизация под мост.

Это были базовые правила. Теперь обратимся к практике и рассмотрим пошаговую инструкцию создания японского сада, а точнее опишем реализацию различных элементов в духе японского ландшафтного дизайна.

Дорожки в японском саду.

– едва ли не первый элемент, на который Вы должны обратить внимание при планировании японского сада.Важно проложить простые и естественные дорожки. Используйте гравий или камень. Бетон также часто используется в качестве материала мощения в японских садах.

Главное, на что Вы должны обратить внимание:

  • Садовые дорожки не должны быть прямыми.
  • Они не должны выглядеть отдельным элементом, наоборот, дорожки должны сливаться с окружением.
  • Они не должны выглядеть новыми. Пусть кажется, что по этим дорожкам ходили давно и природа уже поглотила их.
  • Края дорожек не должны быть четко очерченными. Сделайте так, чтоб растения прикрывали края.

Хороший вариант – любой, в котором наблюдается баланс природы и человеческого труда.

Растения для японского сада.

Какие растения подходят для японского сада? Японские сады отличаются пышными вечнозелеными растениями и ярко цветущими цветами – особенно красных оттенков.

Азалия садовая – вечнозеленый цветущий куст с яркими цветами.
Черная сосна – сосна часто неправильной формы. Достигает 25 метров в высоту, родом из Японии
Папоротник – добавит вашему японскому саду более пышный вид
Хоста – теневыносливый многолетних, выращиваемый ради декоративной пестрой листвы.
Японский клен - небольшое дерево, становится ярко-красным осенью.
Мох – отличный вариант напочвенного покрова для японского сада, лучше всего растет во влажных, затененных местах.
Барбарис Тунберга – кустарник, достигающий 2 метров, с красными побегами.
Аир злаковый – растение, растущее в форме пышной копны.

Японский сад камней.

Поговорим о том, где и как нужно размещать камни в японском саду.

Камни играют важную роль в японских садах. Согласно японской философии, скалы и камни олицетворяют силу и желание. В Японии размещение камней в саду считается духовным и художественным процессом. Форма камней должна быть естественной. Размер камней в одной композиции должен отличаться – едва ли Вы видели два одинаковых лежащих рядом камня в природе.

Для создания атмосферы японского сада лучше подходят темные камни. Центральная композиция из камней должна быть опорной точкой, центром, якорем всего пространства. Количество камней в композиции должно быть нечетным. Чаще всего композиция состоит из трех камней, это количество символизирует Буддийскую троицу.

Декоративные элементы в японском саду

Поскольку основной акцент в дизайне японского традиционного сада ставится на природу, такие сады имеют минимальное количество декора. Но есть несколько ключевых декоративных аксессуаров, без которых невозможно воссоздать настроение японского сада.

Первый и самый важный декоративный элемент – это каменный фонарь. Фонари в саду часто размещаются набольших плоских камнях рядом с водой – прудом или фонтаном.

Уместными в японских садах будут и статуи из камня или состаренной бронзы. Часто статуи изображают религиозные фигуры, например, Будду. Однако, они также могут быть в виде животных или иметь абстрактную, но не геометрическую, форму.

Еще один распространенный аксессуар для декора японских садов – дождевые цепочки. Это замена для традиционных желобов водосточных труб, которые обеспечивают прекрасное стекание дождевой воды. Цепочки крепятся к существующим желобам. При помощи такого нехитрого приспособления собирается дождевая вода. Воду можно повторно использовать в Вашем саду.

К элементам декора сада в японском стиле также можно отнести разнообразные ветряные колокольчики или гонги.

Вода в японском саду.

Вода играет большую роль в дизайне японского сада. Она символизирует течение времени или используется в качестве средства физического и духовного очищения перед входом в дом.

Фонтан в японском саду – не фонтан в привычном нам смысле. Это скорее просто текущая вода. Такие фонтаны хорошо гармонируют с природой, ведь вместо рафинированного бассейна мы видим камни с неровными краями, на которые стекает вода. Японские фонтаны всегда очень просты — акцент делается непосредственно на текучести воды, а не на внешнем виде фонтана. Возле воды нужно посадить папоротники и другие вечнозеленые растения. Фонтан в саду в японском стиле – не элемент декора, а неотъемлемая часть ландшафта.


Если у вас есть возможность и пространство – организуйте ручей, пруд или водопад. Помните, Японский сад - подражание природе, поэтому для ручьев или прудов создают извилистые природные формы. Для придания естественности пруду используйте водные растения и декоративных рыб.

Не у всех, кто хочет создать сад в японском стиле, есть возможность использовать воду. В таком случае течение воды нужно имитировать при помощи волн на песке.

Ограда и забор в японском саду.

Чтобы стать настоящим оазисом японского спокойствия, Ваш сад должен быть закрыт и отделен от внешнего мира. Ограждение в саду имеет важное значение для создания спокойной среды, подходящей для созерцания. В качестве ограждения можно использовать заборы, каменные стены или ухоженные живые изгороди.

Бамбук — самый часто используемый материал в дизайне японского сада, потому что он и выглядит хорошо, и является природным материалом. Вы можете соорудить бамбуковый забор самостоятельно, либо установить уже готовые бамбуковые панели.

Вход в японский сад.

Вход в сад в японском стиле должен быть гостеприимным. Широкие ворота или просто промежуток в живой изгороди можно окружить горшками с деревьями бонсай. Ворота являются доминирующей чертой японских садов. Ворота тории особенно популярны в Японии. Первоначально эти ворота служили входом в синтоистские храмы. Ворота тории олицетворяют переход из обычного мира в сакральное пространство.

Места для отдыха в японском саду.

В традиционном понимании, в японском саду не должно быть мест для отдыха. Это пространство, по которому нужно прогуливаться и предаваться созерцанию. Однако, можно устроить патио или беседку. Постарайтесь, чтобы место для отдыха не нарушало всеобщей гармонии.

При выборе садовой мебели, следуйте принципу простоты. Небольшие садовые скамьи не отвлекут от созерцания окружающей среды. Садовая скамейка из бамбука, тикового дерева или натурального камня гармонично впишется в ландшафт японского сада.

Если вы хотите оборудовать место для приема пищи на открытом воздухе – остановитесь на мебели в современном стиле с нечеткими линиями. Опять же, лучше остановить выбор на натуральных материалах. Цвет патио мебели должен быть как можно более незаметным. Обеденная зона может быть обозначена отличающимся мощением или отделена при помощи бамбуковых панелей.

Мостики и павильоны в японском саду.

Мост в японском саду не обязательно должен быть функциональным, то есть служить надземным переходом. Он может быть просто декоративным.

Крупные японские сады, как правило, содержат два элемента: мост и павильон. Если у вас есть достаточно пространства, вы можете рассмотреть возможность добавления одного или обоих этих элементов, чтобы ваш собственный сад полностью соответствовал японскому стилю.

Мосты в японском саду просты. Самый распространённый вид мостов –деревянный арочный мост. Второй возможный вариант – плоский зигзагообразный мост. Согласно древним поверьям, зигзагообразные мосты помогают удержать злых духов в страхе, потому что духи способны перемещаться только по прямой линии. Мосты имеют два символических значения. Во-первых, они символизируют жизненный путь. Во-вторых, они выступают переходом от мирского царства в духовное царство.

Павильон, или по-нашему беседка, может быть открытым или крытым. Как правило, павильоны строят из бамбука, но можно использовать любой тип древесины.

Мы с Вами обозначили основные элементы, на которые нужно обратить внимание при создании сада в японском стиле, теперь очередь Вашей фантазии и умения претворить в жизнь эту идею: создать японский сад своими руками.

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Есть что-то врождённое, глубокое, успокаивающее в азиатском стиле с восточным подтекстом, в японском дизайне, и архитектуре в частности. Может быть, это влияние философского мировоззрения в сторону жизни, которое сформировало принципы проектирования в течение нескольких столетий; или это может быть сочетание с жизненным образом, которое тесно связано с природой и рельефом, предлагающими им уникальную возможность заглянуть в каждый аспект существования.

(от MARPA Design Studio)

Так или иначе, слияние всех этих факторов сформировало японскую культуру, эстетические и естественные, приятные формы, которые Запад щедро заимствовал в прошлом веке. Лучшие сады мира именно у этого народа – ещё один замечательный подарок, особенно, если учесть, что многие современные дома имеют спокойную и безмятежную атмосферу.

Здесь вы можете получить вдохновение, которое (как мы надеемся) поможет добавить компактный, но живой садик на вашу территорию. Каждая конструкция имеет уникальное сочетание элементов, которые, в свою очередь, демонстрируют уникальное отличие. Наслаждайтесь!

(от Richard Kramer)

(от Gaile Guevara)

Миниатюрные ландшафты с вековыми традициями

(от New Eco: Urban Landscape Design)

Изначально японские парки заимствовали китайские модели, и это продолжалось в течение нескольких столетий. Они разработали свой неповторимый колорит и особенности только спустя долгое время, и теперь всё это является неотъемлемой и важнейшей частью. В основном все они небольшие, но имеют грандиозный садовый ландшафтный дизайн .

(от Grace Design Associates)

Никто не поймёт японский сад, пока не пройдёт через него и не услышит хруст под ногами, не почувствует его запах, и вы получите опыт только спустя годы. Теперь нет идеальной фотографии или видео, которые могли бы дать вам полное знание, поскольку это больше, чем просто визуальный блеск.

(от Debra Prizing)

(от Angelina Landscape)

(от SRM Architecture and Interiors)

(от Charles McClure)

Эстетическое мастерство в естественности

Баланс, равновесие и ощущение естественной красоты, которая не принудительная, не надуманная – это суть дизайна страны восходящего солнца. Создав в центре вашего дома живой и бодрящий концентратор, открытый интерьер приобретёт совершенно новый смысл, а прогуливаясь там, вы сможете погрузиться в свои мысли, и может быть, даже принять важное решение.

Одна из главных вещей – симметричность, про которую нельзя забывать. Это тщательно спланированная особенность, которая сделает место более привлекательным, притягательным.

(от Kikuchi & Associates)

Японские сады получают свою красоту от перемешивания и смешивания различных элементов в символической и естественной манере, создавая гостеприимную обстановку. Камни, песок, вода, бамбук, деревья, цветы и, даже, мосты, устанавливаются с точностью, чтобы получить исключительное чувство органической асимметрии.

(от Garden Mentors)

(от Garden Architecture)

Баланс символических элементов

(от Eco Minded Solutions)

Наиболее соблазнительные аспекты в них – это те элементы, которые имеют определённое значение. Вода является одним из основных компонентов, это, по-прежнему, могут быть небольшие прудики, декоративный бассейн , бегущие ручейки и даже каскады; также можно включить в них какие-то необходимые вам функции.

Водичка и камень – это Инь-Ян, следовательно, они уравновешивают друг друга и их расположение должно быть соответствующим. Для тех, кто не в восторге от её расхода – песок может стать заменой, так как они имеют сходство, а в японском контексте он представляет собой облака.

(от HartmanBaldwin Design)

Скалы так же важны. Но их значение зависит от того, как они размещены и из чего состоят. Они могут быть даже высокими, омываемыми водой. Пруды с кувшинками, каменные фонари, садовые мостики и умывальники – все эти компоненты создадут идеальный пейзаж.

Придумывать и создавать японский сад – это задача для творческого хозяина дома, или для специалиста, который знает это ремесло. С правильным воображением и техникой можно действительно воссоздать кусочек рая, задрапированный зеленью.

(от Huettl Landscape Architecture)

Статья посвящена одному из самых самобытных и ярких стилей этнического направления ландшафтного дизайна — японскому саду. Для его создания необходимо не только изучить стилистику и принципы устройства ландшафтного дизайна, но и постичь философскую и духовную составляющую паркового искусства Японии.

Этническое направление ландшафтного дизайна — это способ придать участку индивидуальный и неповторимый вид, создать для себя и своих близких атмосферу и антураж полюбившегося этноса. Очень многие этнические сады вступают в противоречие с существующей экосистемой. Результатом серьезных усилий и материальных затрат становится создание на участке уменьшенной копии какой-либо части света со своими законами, концепцией, колоритом.

Этнический стиль ландшафтного дизайна многоцветен, разнообразен, непредсказуем, как и сами этносы, населяющие Землю, однако некоторые общие принципы построения этнических садов выделить можно:

  1. Все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Это касается всего: сооружений, ограждений, малых форм, водоема и растений. Именно поэтому достаточно сложно переделать уже обустроенный участок в этническом направлении.
  2. Важно привести в соответствие и сам ландшафт. Например, для скандинавского или альпийского стиля потребуются скалы и склоны гор. Именно поэтому дизайнеры советуют отталкиваться от природных особенностей участка, а не наоборот.
  3. Продуманные малые формы и предметы быта выбранного этноса — способ сведения всех элементов воедино, создания национального колорита.
  4. В каждой стране есть свои национальные цвета. Их использование помогает сделать стиль узнаваемым.
  5. Растения выбранной части света — логическое завершение стилистического образа. Они должны быть ухоженными и цветущими. Не стоит пытаться развести те растения, которые категорически не смогут жить в нашем климате, в этом случае стоит продумать устройство зимнего сада, где теплолюбивые растения могут пережить суровую зиму.
  6. Использование только природных, натуральных материалов — обязательное условие создания любого ландшафтного дизайна в этническом стиле.

Идейная составляющая японского стиля

Японцы считают, что сад является своеобразным отражением души хозяина. Именно поэтому каждая деталь в нем имеет важное символическое значение.

Отрицание духовной составляющей, небрежное отношение к концепции — недопустимая ошибка при устройстве японского сада. Никакая стилизованная мебель, предметы быта или бессмысленно нарисованные иероглифы не смогут вдохнуть в участок дух Японии, не сделают стиль узнаваемым. И хотя это общее правило для всех этнических садов, японский стиль особенно чувствителен к степени философского осмысления и воплощения традиций и верований в ландшафтном дизайне.

Конечно, для устройства ландшафтного дизайна в японском стиле не потребуется глубокое изучение философии дзен, но знать основные принципы этого мировоззрения, в применении к ландшафтному дизайну, важно:

  1. Гармония и духовность.
  2. Символизм, сакральность каждого элемента.
  3. Естественность. Стиль не терпит никаких элементов и украшений, не свойственных окружающей природе.

Типы классических японских садов

Классические японские сады делятся на типы. Это деление имеет под собой серьезное духовное и символическое обоснование:

  • дворцовые;
  • храмовые;
  • сады чайной церемонии;
  • сады у жилого дома;
  • абстрактные сады.

Каждый стиль имеет свои отличительные особенности, но в современном ландшафтном дизайне нашли свое применение в основном последние три типа.

Вопросы зонирования японского сада

Очень важной особенностью японского сада является «контролируемый масштаб». Он не должен создавать впечатления тесноты, замкнутости. И хотя может показаться, что минимализм и небольшие размеры как раз и отличают японский стиль от большинства этнических садов, это абсолютно не верно. Японский стиль гораздо более «мощный» и объемный — даже небольшой участок должен символизировать целый мир.

Можно выделить несколько общих правил зонирования, присущих только японскому стилю:

  1. Прямоугольная или квадратная форма участка.
  2. Плавность переходов и линий.
  3. Центр композиции — либо водоем, либо камни. При этом необходимо соблюдать «зону пустоты» — оставляя пространство вокруг центральных элементов доступным для обзора с любой точки сада.
  4. Ассиметрия и уникальность, нечетность. Ни один элемент сада, ни одна зона не может быть парным, иметь аналогов по пропорциям и размерам.

Цветовые решения

Японский сад почти одноцветен. Пестрота, яркие краски, которые обычно отличают этнический стиль, в данном случае, наоборот, вносят диссонанс и искажают стилистику. Природная цветовая гамма во всех ее оттенках — вот основное и единственно возможное цветовое решение. Зеленый, серый, коричневый должны стать преобладающими.

Чисто белый цвет, являющийся у японцев цветом траура и тоски, в оформлении участка использовать крайне нежелательно.

Дорожки

Все дорожки в японском саду должны иметь произвольные очертания и плавные изгибы.

Строгая геометрия и наличие углов — исключены. При этом ширина дорожек значения не имеет. Их мостят из плоских булыжников или используют натуральное дерево. Допускается определенная «запущенность» и «состаренность» исходного материала. Гравийные или песчаные дорожки, наоборот, содержатся в идеальном порядке, равняются граблями.

Ограждения

Японский стиль предполагает покой и уединенность. Поэтому вполне допустимо высокое каменное ограждение. Высокие каменные стены помимо своего функционального назначения послужат идеальным фоном для общей композиции.

Особенно стильно смотрятся стены, покрытые мхом или лишайником, выращенным по специальной технологии. Также наружные ограждения могут быть глинобитными, бамбуковыми или деревянными. Важно только помнить о натуральном цвете, в случае если понадобится покраска или побелка.

Внутренние ограждения лишь символически делят участок на зоны. Они должны быть сквозными и не затруднять общий обзор.

Малые формы

Как и всем элементам сада, малым архитектурным формам придается большое смысловое и стилистическое значение, для их создания используются только натуральные материалы — дерево или камень. Очень популярным материалом, который часто используется дизайнерами, является бамбук. Из него делаются арки, разделительные ограждения, садовые ширмы.

К традиционным для японского сада малым формам относятся:

1. Стилизованные фонари (чаще всего каменные). Их располагают вдоль дорожек, мостков, над скамейками и композициями растений.

На небольшом участке большой красивый фонарь может стать центром композиции, неся смысловую нагрузку.

2. Пагоды, устанавливаются на самой высокой точке участка.

Специализированные магазины предлагают готовые пагоды из различных материалов, но вполне можно возвести это ритуальное сооружение своими руками из натурального камня или дерева.

Важно: пагода должна быть выше фонарей как минимум в 1,5 раза.

3. Скамейки без спинок и низкая садовая мебель (только из камня или дерева).

4. Уникальными элементами японского стиля являются внутренние деревянные калитки, которые встраиваются в композиции.

5. Деревянные мостики устанавливаются не только над водоемами, они могут служить продолжением дорожки, выполняя чисто декоративную функцию.

6. Беседка в японском саду — место уединения и созерцания.

Ее лучше всего расположить так, чтобы открывался максимальный обзор, но при этом она не отвлекала внимание от центра композиции.

Вместо беседки можно использовать открытую террасу или возвести закрытый чайный домик

7. Скульптуры.

Хотя скульптуры в национальном стиле — отличный способ стилизации сада в большинстве этнических садов, в японском стиле есть свои нюансы. Некоторые ландшафтные дизайнеры считают их не свойственными традиционно японской садовой культуре. В любом случае к вопросу стоит подойти со всей серьезностью, если принято решение установить скульптуру, то это должны быть стилизованные изображения таких животных, как восточный лев, черепаха, журавль.

Особенно осторожно нужно отнестись к установке статуи Будды, как несущей определенное религиозно-культовое значение.

8. Фольклорные элементы внесут в общий стиль больше правдоподобности. Например, водяное японское пугало «шиши-одоши» из бамбука.

Водоемы

Идеальным решением для японского сада является пруд. С его помощью создается один из главных стилистических приемов стиля — зеркальность.

Водная гладь должна отражать самые красивые картины пейзажа, создавая тем самым иллюзию бесконечности. Очень интересным стилистическим приемом является размещение у водоема японского фонаря. Иногда его устраивают над водой, так, чтобы его пламя отражалось в воде.

В оформлении пруда широко используются большие валуны. Очень часто устраивается один или несколько островков, соединенных невысокими мостиками.

Также к традиционным японским водоемам относятся:

1. «Звенящие» водопады, в которых вода падает с большой высоты, издавая чистый и громкий звук и разбрасывая брызги. Материалом для устройства фонтана должен служить только натуральный камень.

2. Тсукубаи — каменные сосуды с водой, встроенные в композиции из растений, камней. Рядом с сосудом, можно поместить фонарь, повесить бамбуковый ковш.

3. Каре-сансуи — сухой пейзаж из гальки и песка, имитирующий водоем.

Мини-сады

В ландшафтном дизайне очень часто стилистика упомянутых в начале статьи типов используется для создания мини-садов. Таким образом оформляется в японском стиле не весь участок, а лишь его часть. Это отличный способ создать на участке уголок Японии, не меняя уже устроенный ландшафтный дизайн. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные варианты мини-садов.

Сад цубо

В переводе с японского звучит как «кувшин». В соответствии с названием устраивается на очень небольшой площади в укромном уголке сада. На площади в несколько квадратных метров создается стилистически узнаваемый, полноценный японский сад.

Единственное, что отличает сад цубо от большого японского сада — растения для него лучше высаживать одного вида. Например, только бамбук.

Чайный сад

Место, где проводится чайная церемония. Обязательно наличие «тсукубаи», чайного павильона, низенькой скамейки без спинки (матиая). Чем проще и скромнее выглядит чайный сад, тем лучше. Ничто не должно отвлекать от церемонии. Главное условие — чистота и ухоженность.

Сад камней

Каменный сад несет глубокую философскую нагрузку, поэтому требует ознакомления с основами и принципами. Представляет собой нечетное количество камней (имитирующих острова), разложенных в определенном порядке на песке (имитирующем море). Требует тщательного ухода и даже полива.

Сад бонсай

Его можно устроить на всей территории участка, а можно занять карликовыми деревьями лишь совсем небольшой, не более метра, клочок земли. В саду бонсай в горшках располагаются самые обычные деревья, которые выращивают, подстригая особым образом крону и корни. В результате такой «формовки», дерево вырастает карликовым, с задуманной хозяином формой кроны.

Устройство японского сада дело непростое, требующее не только материальных затрат, но и духовных усилий. Но в результате участок превратится в уголок умиротворения, покоя, гармонии с миром и самим собой.