Open
Close

Оформление красного угла в доме. Иконы в доме: Как выбрать и куда поставить

Прятали от стороннего глаза. Опасно было их выставлять напоказ. Время было коммунистическо-атеистическое. Потому утратили культуру веры, не знаем, где в квартире должны стоять иконы. Вроде нет в этом никакого секрета. Располагайте, где душе угодно. Но иконы разные, и к каждой - свой подход. Давайте разбираться, каково правильное расположение икон в квартире.

Старинные традиции

Христианству уже более тысячи лет. Иконы в старину считали большой ценностью. Кстати, не каждая семья владела такой реликвией, а если были в доме образа, то берегли их как зеницу ока. В далекие времена никто не задумывался, где в квартире должны стоять иконы. Видели их с самого детства, традиции впитывали с молоком матери. Образа располагали в Имеется в виду не цветовая гамма места, а его суть. "Красный" означало "парадный", "торжественный" и тому подобное. А угол, потому что планировка избы была простой. Окна имелись не на всех стенах. Освещение было скудным, только свечи и лучины. Красным углом делали тот, на который попадало больше солнца. Как правило, располагался он в восточной части здания. И окна заранее планировали так, чтобы с двух сторон свет попадал на этот праздничный, парадный угол. Место украшали как могли. Девицы рушники и салфетки зимними вечерами мастерили, вышивали, плели. Цветы в теплое время рядом ставили. И обязательно лампадку поджигали. Негоже было, чтобы святые образа в тени находились. Вам, милый читатель, наверняка интересно, почему так относились к иконам.

Что для человека образа?

Необходимо сделать небольшое отступление. Подумайте над тем, а что для вас лично образа? Те, кого интересует, где в квартире должны стоять иконы, по-видимому, являются людьми верующими. Образа - это не просто красивые картинки. С них на верующего смотрят жившие когда-то люди, сумевшие сохранить верность Господу, стать частью доказательства его правоты и любви к человечеству. Но они все в корне отличаются от всевозможных гуру, которым принято поклоняться. Вспомните: Христос говорил, что пришел к людям дать свет, показать дорогу к праведности. Он звал идти той дорогой, которую указывает, сердцем ее ощущать и понимать. И те люди, чьи лики мы вешаем на стену, это осознали и как умели воплощали при жизни.

Иконы - это портреты близких, на которых верующий желает походить, с кого берет пример. То есть это духовные друзья и покровители. А вы станете уважаемого и дорогого человека прятать в пыльном чулане? Нет, конечно. Придет в гости - посадите на лучшее место, угостите и развлечете интересной беседой. Образа - это даже не визитеры, а члены семьи, почитаемые и любимые всеми. Такое отношение раньше передавалось как обычные правила поведения. Потому люди и не задавались вопросом, где в квартире должны стоять иконы. Им отводился красный угол, самый нарядный, светлый и чистый.

Как ныне устраивают иконостас

Церковные правила, предписывающие держать образа в восточной части здания, теперь практически утратили силу. Батюшка, увидев, что иконы стоят в другом месте, не станет делать замечание. То есть ставить можно там, где удобно. Однако ряд требований к месту все же имеется. Когда раздумываете, где в квартире должны стоять иконы, не забывайте об их религиозном содержании. Неуместно рядом держать светские картины, книги сомнительного толка. Еще рекомендуется делать красный угол подальше от телевизоров и компьютеров. Считается, что эти устройства несовместимы с духовными размышлениями и молитвой. Обычно иконы используют для обращения к Господу. Следовательно, располагать их нужно так, чтобы места рядом хватило всем членам семьи. Молитва произносится в уединении, толкаться в этот момент не принято. Поэтому хозяину дома виднее, где должны стоять иконы в квартире. Фото выше иллюстрирует один из вариантов.

Как правильно расставлять образа

Иконостас можно соорудить из обычной полки или небольшого столика на высоких ножках. На нем расставьте образа и разложите книги религиозного содержания, если они имеются. Позволительно и желательно украсить иконостас салфетками, рушниками собственного изготовления. Нынче рукоделие не в чести, люди покупают в магазине красивые изделия. А ведь во время работы над специальной салфеткой для иконостаса вы станете размышлять о Боге, что пойдет на пользу душе. Раньше, во всяком случае, именно так и поступали. Посмотрите на свой красный угол: не мало ли там света? Хорошо бы расположить рядом специальные лампы. Не забывайте протирать пыль регулярно, иногда зажигать свечи или лампадку. В доме рекомендуется держать и Богородицы. Еще часто рядом ставят лик ангела-хранителя. Им является святой, чье имя вы носите от рождения или крещения (иногда они разные).

Где должна стоять икона Семистрельная в квартире

Поговорим о специальных случаях расположения святых ликов. К некоторым иконам у верующих особенное отношение. Считается, что они уберегают от напастей, вражеского влияния, дурных страстей. Например, часто вешают в своем кабинете руководящие работники. Эти люди уверены, что Богородица защитит их от интриганов и конкурентов. А дома такую икону рекомендуется повесить над входной дверью. Церковнослужители говорят, что лик Богородицы отведет от дома незваного гостя с дурными намерениями. Кроме того, говорят, что Семистрельная защищает хозяев от негативных помыслов, ссор, взаимных обвинения и скандалов. А напротив входной двери советуют повесить икону «Троица». Она очищает визитеров от дурных намерений.

Детская: где в комнате должны стоять иконы

Часто мамы и папы думают о том, как защитить чадо от дурного глаза, болезней и иных проявлений дьявольщины. Иконы для этого подходят больше всего. Их можно повесить в комнате малыша. Желательно расположить образ Богородицы в восточном углу помещения. Соблюдайте правила, приведенные выше. То есть икону вешайте подальше от транслирующих электронных устройств. Находящийся в комнате святой лик обязательно вызовет у ребенка интерес к вере. Научите его молиться, расскажите о том, чем являются иконы для людей. Наверное, так мы постепенно сможем вернуть себе старинные традиции духовного воспитания. А вы как считаете?

В доме каждого православного обязательно должна быть икона Господа нашего Иисуса Христа и Крест. Это главная икона для каждого из нас.

Также в домашнем иконостасе хорошо иметь икону Пресвятой Богородицы и святых, почитаемых в семье – покровителей тех, кто живет в доме, и тех, кому часто молится. Не стоит иметь слишком много икон, в домашнем иконостасе лучше иметь иконы тех, кому регулярно молишься.

Не надо ставить в иконостас фотографии близких людей – живых или умерших.

КНИГА протоиерея Сергия Николаева о ДОМАШНЕМ ИКОНОСТАСЕ

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов - ежедневных свидетелей нашей жизни - не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.

Приходской священник часто бывает в жилищах своих прихожан. Его призывают освятить квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство елеосвящения (соборования). Во время таких посещений я всегда обращаю внимание, какое место отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги.

Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас - Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих - святые иконы.

Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью.

Иногда, особенно в тех семьях, где православная церковная традиция как-то прерывалась, верующие и вполне благочестивые хозяева не знают, как им лучше устроить новые для их дома святые иконы, лампады, подсвечники. Ведь икона - это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Как “вписать” ее в сложившуюся привычную обстановку?

Куда вешать икону в квартире?

Прежде все убранство крестьянской горницы шло от красного, или святого угла с иконами. Даже само название “горница”, вероятно, происходит от горнего места (по-русски - небесного, верхнего), то есть места, где находится часть неба - святые иконы. И сегодня лучше определить для икон удобное, красивое место в свободном углу или на стене, даже если это потребует некоторой перестановки.

Во время молитвы или в праздники перед иконами зажигают лампаду или свечу. Пламя горящей лампады, стремящееся вверх, - символ нашей молитвы, нашего горения к Богу. Можно заметить, что лампадка безопаснее в быту. Но все же для торжественных или особенных случаев хорошо иметь в доме и подсвечник, свечи. Лампады бывают нескольких видов: подвесные и стоячие. Хозяин дома, исходя из эстетики и удобства, может выбрать себе ту или иную.

Икону принято ставить не прямо на полку, а на небольшую красивую салфетку, или, как ее называют, пелену. Она может быть украшена вышивкой, кружевом, оборкой. Здесь вполне могут выразить себя фантазия, вкус и умение хозяйки.

Если нет свободного угла или удобной части стены и при этом жаль нарушать сложившийся интерьер, то иконы можно поместить на книжной полке, комоде, невысоком серванте, пианино. Временно, конечно. В таком случае следует обратить внимание, какие книги стоят на полке, вполне ли они сочетаются со стоящей над ними святыней. Может, лучше убрать их или по крайней мере закрыть чем-нибудь. Посмотрите, не стоят ли рядом с иконами фарфоровые собачки, подарочные чашечки или другие не очень нужные здесь бытовые украшения. Нелепо выглядит под иконами и телевизор. И еще одно условие: над иконами ничего не располагают. Часы, картины, фотографии и прочие элементы декора должны занять место несколько в стороне. Так когда-то не позволялось строить здание выше храма в непосредственной близости к нему.

Присутствие святыни в доме обязывает хозяев заботиться не только о внешнем благолепии интерьера, но и о внутреннем содержании, то есть подвигает их к благочестию. Обязательно посмотрите, все ли в вашем доме находится в соответствии со святынею, нет ли противоречий.

В “Древнем патерике” можно прочесть случай, происшедший с одним отшельником. Как-то во время молитвы инок увидел Пресвятую Деву, стоящую на пороге его келии. Она как бы собиралась войти, но потом отошла и исчезла. Видение повторилось, и опечаленный отшельник обратился к Богоматери: “Владычица, почему ты никак не хочешь войти в мое жилище?” На что Божия Матерь отвечала: “Как я могу войти туда, где находится враг мой”. Отшельник долго размышлял над словами Пречистой Девы и вспомнил, что в его келии среди книг стоит книга с трудами некоего еретика, которую инок забыл отдать хозяину. Тотчас отшельник вынес книгу из келии.

Если семья дружная, то такие “враги” после обсуждения на семейном совете также могут быть вынесены из дома. А они есть почти у всех. По этому поводу мне вспоминаются два случая. В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было “нехорошо”. Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что “нехорошо” в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же.

А вот в другом доме нерешительность хозяев лишила их замечательной святыни. Одному человеку благочестивая старая женщина подарила прекрасную икону - “Явление Божией Матери преп. Сергию Радонежскому”. Икона была прекрасна сама по себе, да к тому же была написана и подарена своей владелице известным иерархом Русской Православной Церкви, что сообщало ей некоторую особенность. Новый владелец нашел для драгоценной святыни место на стене в гостиной, но, к сожалению, напротив висели три гравюры. Старые гравюры в прекрасных рамах, три женских портрета: Венеры, Леды и Клеопатры. Близкие склоняли хозяев снять эти три изображения мировых блудниц, дабы они не висели напротив Богородицы, но нежелание разрушать интерьер и не совсем правильно воспринятое понятие культуры не позволило им сделать верный выбор.

На следующее утро, рано, так рано, как только позволяет приличие, раздался телефонный звонок: благочестивая старушка умоляла вернуть ей икону и вернуть скорее. “Я не спала всю ночь, мне казалось, что что-то случилось с моей иконой. Я дам вам другую, а эту привезите ко мне, я отдам ее вам впоследствии”, - просила она. Конечно же, святыня вернулась к своей прежней владелице, а любители старинных гравюр получили в подарок другую икону. Ее поставили в другой комнате на полочку среди других икон, так как она по своим размерам и исполнению более подходила туда. Не знаю, случайно или нарочно Любовь Тимофеевна выбрала замену. Это тоже был образ Божией Матери, назывался он “Млекопитательница”. Быть может, здесь был намек на духовный возраст ее приятелей? Правда, урок не прошел даром, через некоторое время место сомнительных портретов заняли три пейзажа.

Где вешать икону?

Иногда возникает вопрос: в доме несколько комнат, где уместнее расположить иконы? Особого правила нет. Но молитесь вы чаще в той комнате, в которой спите. К тому же молитва требует некоторого уединения. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне…” (Мф. 6, 6), - читаем в Евангелии. Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед которыми вы будете читать утренние и вечерние молитвы.

Если у вас есть детская комната, то в ней обязательно должна находиться икона. Ребенок часто по-своему, по-детски обращается к “Боженьке”, хорошо, если при этом он может видеть образ. Кроме того, любая святая икона - чудотворная, и она чудесным образом охранит ваше дитя.

Вспомните, что в общей комнате собирается вся семья, здесь часто происходит общая трапеза, и здесь также должен находиться святой образ. Не забудьте и про кухню. В ней хозяйка проводит большую часть времени. Кухня - место будничных завтраков и ужинов. Молитву перед вкушением пищи лучше произносить, обратив взгляд на икону. Итак, пусть иконы будут в каждой комнате и в кухне. “…Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения” (1 Тим. 2, 8), - говорит Апостол. “На всяком месте…”

Какие иконы обязательно должны быть в доме?

Есть еще один вопрос. Какие иконы лучше иметь дома? Здесь также нет правила, а есть лишь благочестивая традиция. Большинство наших молитв обращено к Спасителю и Божией Матери. Разумно иметь дома образ Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

В русском православном доме чаще всего вы встретите триптих: Спаситель, Богородица и святитель Николай. Почитание в России святителя Николая настолько широко, что вряд ли какой святой может сравниться в этом смысле с Мирликийским чудотворцем. Причина тут простая: как известно, к высохшему колодцу за водой не ходят. Святитель Николай любим и почитаем у нас как скорый помощник, заступник и великий чудотворец. Почти в каждой семье имеется опыт его чудесной помощи.

Благочестивые люди обычно имеют образ своего небесного покровителя, чье имя они носят. Иногда тот или иной угодник Божий оказывается чем-то близок нам. Мы находим в его жизни какую-нибудь близкую или любимую нами черту характера, нас восхищает какое-то деяние или чудо, сотворенное по «его молитве. Появляется желание иметь дома образ этого святого. Конечно, молитва перед ним будет особенно сердечна. Наше патриотическое устроение, любовь к Отечеству может выразить себя в особом почитании и теплой молитве перед образами преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского, благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского. Любовь к России неразделима с любовью к чудотворным иконам Заступницы Усердной, Божией Матери, через которые столько чудес проистекло на нашу землю. Это иконы Владимирская, Казанская, Тихвинская, Державная и многие другие.

Праздники Господские и Божией Матери также изображаются на иконах. Можно иметь дома икону Сретения, Благовещения, Крещения, Покрова Божией Матери.

Всмотритесь в икону “Рождество Христово”. Какой тихий, мирный, семейный, именно семейный образ. Бог-Младенец и взирающие на Малютку в тихом умилении Мать и Обручник; пастухи, поклоняющиеся Спасителю, со страхом и радостью простого и верного сердца; мудрецы-волхвы, принесшие дары-символы, знак того, что земная мудрость всего лишь часть мудрости небесной. Мирная ночь, а над всем Вифлеемская звезда. Сколько мыслей и молитв родится рядом с этой иконой.

А взгляните на образ “Введение во храм Пресвятой Богородицы”. Родители привели единственное, долгожданное, любимое дитя в храм для того, чтобы оставить его там. Девочке всего три года. Как милы малютки в это время, как чисты и невинны! Как ласкает родительское сердце один вид их! Но где лучше сохранить и укрепить эту чистоту? В храме. Иоаким и Анна отдали Марию на воспитание в храм. Смотрите, родители, и ваше дитя должно чтить Закон Божий, и вашему ребенку необходимо быть в храме. Взирая на этот образ родительского подвига и надежды на Бога, молитесь о своих чадах, размышляйте о своих обязанностях.

Сколько необходимого для нашей души найдем мы, глядя на икону “Сретение Господне”. Сретение, по-славянски встреча, то есть встреча Спасителя и старца Симеона. Какие замечательные слова произнес Богоприимец Симеон, приняв на руки Младенца Иисуса: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром” (Лк. 2, 29). Потому что было праведному старцу откровение, что не умрет он до той поры, пока не увидит Христа Спасителя. И мы при встрече с Господом, будь то в молитве, в Его храме, в чтении Священного Писания, у мощей Его святых угодников, так же расстаемся с земным, временно умираем для забот и скорбей этой жизни. “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…”

Почему бы вам не иметь образа Животворящей Троицы: три Ангела, сидящих за трапезой, - символ бесконечной любви и единения.

А какое утешение для православного человека видеть распростертый над миром омофор Богородицы на иконе праздника Покров Божией Матери. Не отчаивайся, человек, - и над тобою покров Заступницы Усердной.

Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освященный образ - святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретенный в антикварном магазине раритет - все это икона. Конечно, приятно иметь высокохудожественный образ, написанный грамотным специалистом изографом, такие сегодня можно купить в Троице-Сергиевой Лавре, Свято-Даниловом московском монастыре, где есть свои художественные мастерские. Замечательно, если дома есть старые семейные иконы. Но не следует пренебрегать и современной репродукцией. В Крыму, в Ливадии, в императорском дворце в кабинете императора Николая II, человека очень религиозного и благочестивого, стены буквально заполнены иконами. Старинные, драгоценные по письму иконы, а рядом простенькие “деревенского” письма, а кое-где литографии и фотографии. И все эти святыни - и дорогие, и скромненькие - встречали молитвенный взор святого человека, стоявшего с умиленным сердцем перед ними. Думается, что дело здесь не только в том, какая икона перед нами, но и в нас самих. Мне приходилось видеть равнодушные пустые лица и перед иконой Божией Матери Владимирской, и перед Троицей письма Андрея Рублева. “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 21), - сказал Спаситель.

Хочется пожелать вам, чтобы святые иконы чаще пребывали перед вашим взором, подвигая к молитве и богомыслию, вознося над мирской суетой, утишая страсти и исцеляя болезни. Аминь.

——————————————————————————–

Иконы в нашем доме. О молитве. О милостыне. - М.: Даниловский благовестник, 1997.- 48 с. - (Серия «За советом к батюшке»).

Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь. Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми, но при этом надо помнить, что молимся мыБогу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно. Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире,была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.

Где должны быть иконы? Как их расположить?

Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света. Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами. Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).

В наше времястроители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательнак установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.

Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:

1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;

2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;

3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;

4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;

5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;

6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;

7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;

8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;

9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);

10) их русских святых очень частов семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;

12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;

13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;

14) иконостас надо увенчать крестом;

15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;

16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;

17) иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;

18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.

Помните, что:

1) иконаИоанна Сочавского Чудотворцадля молитвы об оказаниипомощи в торговле и бизнесе);

2) икона Иоанна Воина убережетот воровства;

3) икона "Неопалимая Купина"сохранит от пожара;

4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;

5) икона Киприана и Иустинии - от зависти и действий конкурентов.

Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.

Для начала, давайте разберемся с понятиями. Итак, что же такое домашний иконостас?

Если брать только утилитарное значение, то это перегородка в храме, которая зонирует пространство и служит подставкой для икон. Но устанавливаться такое сооружение может и в доме или в квартире. К тому же далеко не каждая полка может выполнять эту функцию. Исторически сложилось, что к этому предмету интерьера предъявляют серьезные требования. Как и при создании самих икон, при изготовлении иконостасов руководствуются канонами и традициями:

  • Соблюдают особую форму;
  • Используют специальные материалы;
  • Строго следуют определенной последовательности расположения икон.

Взять обычную полку из мебельного магазина и расставить на ней иконы - своеобразный «моветон» (тоже самое относится к всевозможным этажеркам, книжным шкафам и стеллажным конструкциям, которые, наверняка, есть в каждой квартире). Если вы обустраиваете домашний «красный угол», то стоит или подобрать соответствующее изделие в церковной лавке, или оформить заказ на индивидуальное изготовление достойного обрамления для церковных образов.

Иконостас, размещаемый в квартире: особенности

В зависимости от размеров жилого помещения и желания хозяев подбирается оформление для «красного угла». Это, на самом деле, может быть просто угол в уединенной комнате со специальными полками или киотами, где каждый член семьи будет оставаться наедине с образами и обращаться к Богу. Такой вариант чаще всего выбирают жители квартир, где метраж ограничен несколькими десятками квадратных метров.

Раньше для размещения икон в доме выбирали самую большую и светлую комнату - горницу, расставляли образа в главном углу, напротив входной двери. Сейчас главное условие - подальше от ТВ, компьютера, не рядом с постерами и картинами.

Владельцы загородной недвижимости, просторных коттеджей в несколько этажей, чаще всего для размещения икон выделяют молитвенную комнату. В этом случае вместо «красного угла» оборудуется полноценный иконостас. Конечно, он будет специальный, домашний, который может походить на церковный, но будет иметь меньшие размеры.

В квартире же для икон подойдут достаточно скромные и компактные иконостасы. Они вмещают самые важные образа, а также оставляют место для лампадок, свечей, святой воды и священных книг. Очень распространенное решение - угловые навесные иконостасы или киоты для дома. Там, где места чуть больше, используют напольные варианты.

В частном доме или коттедже, где для молитвы выделено целое помещение, киоты заменяют полноценными иконостасами. Это сооружения во всю стену, со складным или стационарным аналоем, подвесными лампадами и подсвечниками.

Из чего изготавливаются?

Основной материал для изготовления иконостасов для дома - натуральное дерево. Особо крупные изделия могут крепиться на металлическую раму. Скромные бюджетные варианты изготавливают из листовых материалов (например, МДФ).

Для изготовления иконостасов от 3dekor используются классические породы дерева, подготовленного особым образом. Камерная сушка и определенный процент влажности древесины - обязательные условия для получения качественного изделия.

Мастера нашей студии в качестве декора используют резьбу по дереву. Высокая детализация и фотографическая точность изображений возможна благодаря использованию современного фрезерного оборудования. Именно автоматизация производства и компьютерный контроль позволили нам значительно сократить время изготовления и снизить стоимость работ, сделав их доступными. Иконостасы премиум-сегмента изготавливаются из ценных пород дерева и украшаются ручной резьбой.

Канонический религиозные изделия для дома. Где купить?

Мы изготавливаем иконостасы по всем канонам. Всегда в наличии есть множество изделий, позволяющих обустроить домашний уголок для единения с Богом: резные иконостасы, готовые киоты и небольшие полки для икон. А также иконы из дерева, религиозные панно, распятия и многое другое. Вы подберете для своего дома или в подарок подходящие изделия!

В том случае, если в красном углу должны находиться не только обязательные иконы, но и лики святых, к которым вы привыкли обращаться, тогда вам подойдет изготовление иконостаса на заказ. А также если у вас есть особые пожеланию к готовому изделию - размеры, число рядов, наличие створок и т.д.

Классические иконостасы мы изготавливаем на пять рядов:

  • Праотеческий;
  • Пророческий;
  • Праздничный;
  • Деисусный;
  • Местный.

Лики располагаются в строгом порядке, согласно установленной иерархии и значимости. Мы можем выполнить иконостасы под ваши иконы, которые вы вставите в предусмотренные рамки. Размеры будут точно соответствовать имеющимся у вас полотнам. Также есть возможность выполнить резные иконостасы из дерева, где лики святых будут выгравированы на материале. Покрытие лаком и позолотой по желанию заказчика.

Перед началом работы к вам приедет мастер и сделает точные замеры, если вы выбрали встроенный иконостас или иконостас во всю стену. Наши художники разработают несколько эскизов будущего изделия и представят вам на утверждение реалистичные 3D-модели, в том числе можно будет увидеть, как они будут смотреться в интерьере в вашей квартире или дома. Только после утверждения всех этапов мы приступим к производству.

Иконостасы, изготовленные специально для вашего дома от 3Dekor - прочные, долговечные, оригинальные и чрезвычайно красивые. Доставка по всей России! Звоните!

Икона.

Мы поклоняемся Иконам и благоговеем перед ними (так же как перед Крестом и Евангелием), веруя, что поклонение, оказанное этим символам, становится реальным, то есть передается действительным лицам, изображенным на Иконах.
Мы поклоняемся Создателю, но не создаваемому. Созданное мы лишь используем для того, чтобы почитать Создателя. Как говорится в Ветхом Завете, идолопоклонники верили, что их боги живут внутри идолов или сами являются идолами и поэтому в идолах заключена сила. У нас нет такой веры относительно красок, древесины и других материалов, употребляемых при создании Икон, Креста или книг Евангелия; сами по себе они не имеют никакой силы, они безжизненны.
Иконы пишутся в особом иконописном стиле, потому что их авторы хотят передать природу личности, которая была преображена милостью Божией. Именно поэтому иконы несколько формализованы и стилизованы. Несущественные мирские детали, такие как морщины или родинки, на иконных ликах не изображаются. Иконы стараются показать силу Божию, когда Он становится видимым нам, либо изображают небесные силы и святых, отражающих величие Господа. Символизм Икон служит для того, чтобы выразить новое творение, преображенный мир; как говорит Святой Апостол Павел: «…все (мы) изменимся…» (1Кор. 15,51).

Икона.
Цикл православных фильмов «Человек перед Богом.

Как устроить домашний иконостас

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13 ) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2:8 ).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4:36 ).

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11:1 ).

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27 ).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1Пар. 16:29 ) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии : не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3 ) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20:26 )

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Иконостас в Храме.

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.