Open
Close

Перемыть кости значение. Откуда появилось выражение «перемывать кости»? Упоминания выражения в письменных источниках

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ (КОСТИ) (НЕОДОБР.)

злословить, сплетничать, судачить о ком-либо. Выражение связано с древним обрядом вторичного захоронения покойника. По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть сохранившиеся кости чистой водой. Этот обряд стал со временем связываться с разбором поступков и различных сторон характера человека.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ (КОСТИ) (НЕОДОБР.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОСТОЧКИ
    - …
  • КОСТИ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • КОСТИ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть свои кости выпирающими из тела - означает, что предательство мнимых друзей готово поразить Ваш ДУХ.Видеть груду костей - к …
  • КОСТИ
    город в Судане, в провинции Голубой Нил, на левом берегу Белого Нила. 30 тыс. жителей (1962). Пищевая промышленность. ТЭС и …
  • КОСТИ
    твердые части, соединение которых составляет скелет или остов тела позвоночных и которые характеризуются большой твердостью, значительным содержанием минеральных веществ и …
  • КОСТИ
    ? твердые части, соединение которых составляет скелет или остов тела позвоночных и которые характеризуются большой твердостью, значительным содержанием минеральных веществ …
  • КОСТИ в Словаре великорусского языка делового общения:
    кост ы (ударение на посл. слоге, от costs, Kosten), к о сти (ударение на первый слог) - затраты. Бить косты …
  • КОСТИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Игра в кубики для …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
    несов. перех. 1) Мыть всё или многое, всех или многих, одно (одного) за другим. 2) Мыть заново, еще …
  • КОСТИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. мн. разг. Тело или части тела человека или животного. 2. мн. разг. Останки, прах …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    перемыв`ать, -`аю, …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    перемывать, -аю, …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Орфографическом словаре:
    перемыв`ать, -`аю, …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Словаре Даля:
    перемыть что, мыть сызнова, получше; | мыть в количестве или вымыть все, о чем речь. Посуда еще не перемыта. | …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    перемываю, перемываешь. Несов. к перемыть. Перемывать косточки - см. …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
    перемывать несов. перех. 1) Мыть всё или многое, всех или многих, одно (одного) за другим. 2) Мыть заново, еще …
  • КОСТИ в Толковом словаре Ефремовой:
    кости 1. мн. разг. Тело или части тела человека или животного. 2. мн. разг. Останки, прах …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
  • КОСТИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
    несов. перех. 1. Мыть все или многое, всех или многих, одно (одного) за другим. 2. Мыть заново, еще …
  • КОСТИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I мн. разг. Тело или части тела человека или животного. II мн. разг. Останки, прах …
  • ПОШЕЛ ЧЕРНЫХ КОБЕЛЕЙ НАБЕЛО ПЕРЕМЫВАТЬ. в Пословицах русского народа Даля.
  • МУСКУЛЬНЫЕ КОСТОЧКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    косточки, межмышечные, или мясные, косточки, парные тонкие кости у костистых рыб. Располагаются в миосептах - соединительнотканных прослойках между мышечными сегментами …
  • ЧЕРЕП, В АНАТОМИИ
  • СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ossicula auditiva) — находятся в полости среднего уха позвоночных животных и морфологически представляют части висцерального скелета (см. Позвоночные). У амфибий, …
  • ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ГРИФЕЛЬНЫЕ КОСТОЧКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    рудиментарные органы в ноге лошади. Лошадь имеет на передних и задних ногах лишь по одному пальцу (3 или средний); но …
  • ЧЕРЕП, В АНАТОМИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (ossicula auditiva) ? находятся в полости среднего уха позвоночных животных и морфологически представляют части висцерального скелета (см. Позвоночные). У амфибий, …
  • ГРИФЕЛЬНЫЕ КОСТОЧКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? рудиментарные органы в ноге лошади. Лошадь имеет на передних и задних ногах лишь по одному пальцу (3 или средний); …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СУП ИЗ ВИШЕН С РИСОМ в Книге о вкусной и здоровой пище:
    Вишни промыть, вынуть из них косточки. Косточки залить 4-5 стаканами горячей воды, положить сахар, вскипятить и процедить. В полученный отвар …
  • ОСТЕОХОНДРОПАТИИ в Медицинском словаре:
  • в Медицинском словаре:
  • ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ в Медицинском словаре:
  • ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
    Переломы костей предплечья составляют 11,5-30,5% от общего числа закрытых повреждений. Классификация - Перелом локтевого отростка - Перелом венечного отростка - …
  • ОСТЕОХОНДРОПАТИИ в Медицинском большом словаре:
    Остеохондропатия - общее название болезней, характеризующихся возникновением асептического некроза губчатого вещества эпифизов трубчатых костей и клинически проявляющихся нарушением функции сустава …
  • ОПУХОЛИ КОСТЕЙ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ в Медицинском большом словаре:
    Хондрома - опухоль детского и юношеского возраста. Вовлекаются чаще короткие трубчатые кости кисти и стопы. К хондромам следует относиться как …
  • ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ СКЕЛЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    скелет, висцеральный череп, у позвоночных животных и человека скелетные элементы, закладывающиеся в ротовой и глоточной области кишечной трубки. У низших …
  • УХО, ОРГАН СЛУХА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    слуховой аппарат позвоночных животных, хотя для низших позвоночных, а именно для рыб, слуховая функция этого аппарата не доказана. В опытах …
  • СТОПА, В АНАТОМИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    нижняя часть ноги, которая граничит с одной стороны с большой и малой берцовой костями и сзади заканчивается пяткой, а спереди …
  • СЛОНОВАЯ КОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с древних времен составляла драгоценный материал для выделки предметов роскоши. Древние греки делали даже колоссальные статуи из С. кости: остатков …
  • РУДИМЕНТАРНЫЕ ОРГАНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПЛОД, БОТАНИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (fructus) — возросшая после оплодотворения завязь цветка. Стенка завязи превращается в околоплодник, или перикарпий (pericarpium), a находящиеся внутри семяпочки — …
  • ПЕРСИКОВОЕ ДЕРЕВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    растение из семейства розоцветных (Rosaceae), подсемейства миндальных (Amygdaloide? s. Prunoide?). Весьма близко к миндалевому дереву, от которого отличается только плодами. …
  • ПЕРСИКОВОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Персиковое дерево - растение из семейства розоцветных (Rosacex),подсемейства миндальных (Amygdaloidex s. Prunoidex). Весьма близко кминдалевому дереву, от которого отличается только …
  • МЛЕКОПИТАЮЩИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОСТЯНОЕ УДОБРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    одно из самых важных, так как содержит фосфор и азот, которых очень мало в почвах — элементы, существенно необходимые для …
кому . ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому . Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком-либо. - Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и безделицах, разговор на минуту, было, замолк (Гл. Успенский. Из деревенского дневника). - Первоначально выражение имело прямой смысл - перемывать или мыть кости, косточки (останки) умерших - и было связано с обрядом так называемого второго захоронения, существовавшего в далеком прошлом у некоторых народов. По суеверным представлениям некоторых славянских народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет заклятие, после смерти выходит из могилы обычно в виде упыря, вампира, оборотня, вурдалака и губит людей, высасывая у них кровь. Так продолжается якобы до тех пор, пока с умершего не будет снято это заклятие, пока останки покойного через несколько лет после захоронения не будут выкопаны, а сохранившиеся кости промыты чистой водой или вином и вновь погребены. Сам обряд постепенно стал связываться с разбором, оценкой различных сторон характера умершего человека, его поступков при жизни. Отсюда и идёт переосмысление самого выражения. Лит.: Виноградов В. В. Из истории русской лексики и фразеологии // Докл. и сообщ. Ин-та языкозн. АН СССР. - 1954. - Вып. 6. - С. 3.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Перемыть косточки" в других словарях:

    перемыть косточки - обтереть, обсудить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ

    перемыть косточки - Позлословить, посплетничать о ком л … Словарь многих выражений

    ПЕРЕМЫТЬ КОСТИ - кто кому, {реже }кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

    перемыть - мо/ю, мо/ешь; св. см. тж. перемывать, перемываться кого что разг. 1) Вымыть заново, ещё раз. Перемы/ть пол. 2) Вымыть всё, многое или всех, многих. Перемы/ть вс … Словарь многих выражений

    перемыть - мою, моешь; св. кого что. Разг. 1. Вымыть заново, ещё раз. П. пол. 2. Вымыть всё, многое или всех, многих. П. всю посуду. ◊ Перемыть косточки. Позлословить, посплетничать о ком л. ◁ Перемывать, аю, аешь; нсв. Перемываться, ается; страд … Энциклопедический словарь

    ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ - Этимологические и культурно исторические корни многих выражений русского литературного языка восходят к глубокой, дописьменной старине. Восстановить полную семантическую историю этих выражений на всех этапах их устно народного и литературного… … История слов

    ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ - кто кому, {реже }кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

    Кому. ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому. Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком либо. Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и безделицах, разговор на… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Перемывать косточки (значение ) — судачить, осуждать (Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) )

Перемывать косточки кому (разг.) — сплетничать о ком-нибудь (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова)

Выражение связывают с древним и забытым обрядом перезахоронения, распространенного у некоторых славянских народов, когда спустя некоторое время после смерти покойника его извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков.

Данный обряд был хорошо известен еще в 12 веке. Например, в «Слове о полку Игореве» говорится: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны»).

Близкий обряд сохранился на горе Афон (см. ).

Примеры

(1860 - 1904)

"Из записок вспыльчивого человека" :

"После длинного разговора о любви одна из девиц встает и уходит. Оставшиеся начинают перемывать косточки ушедшей."

Н. Стружкин

"Деловое время" :

Около столика, в барской гостиной,
Дамы уселись вокруг
И занялися беседой невинной:
Косточки моют у близких подруг.

Гл. Успенский

"Из деревенского дневника" :

"Когда мы таким образом (называя кого - или дураком, или подлецом) перемывали всем нашим знакомым косточки ... разговор на минуту замолк".

(1826 - 1889)

Губернские очерки, 7, Корепанов.

Во многих источниках можно прочитать, что выражение перемывать косточки пришло к нам из глубокой древности и появилось благодаря обряду так называемого «вторичного погребения». У разных народов, в том числе и у славян, существовал обычай: через несколько лет после смерти человека его останки выкапывали из земли, перебирали и промывали, а затем перезахоранивали. В процессе перемывания костей вспоминали покойного, говорили о нем. Отсюда и пошло выражение перемывать кости в значении ‘говорить о ком-либо’ (первоначально в нейтральном или положительном ключе). Со временем фраза приобрела отрицательный эмоциональный оттенок и стала означать сплетни, недоброжелательное обсуждение кого-либо.

Такое объяснение правдоподобно и убедительно. Вполне возможно, что оно истинное . И все же мы не можем быть полностью уверены, что фразеологизм перемывать косточки возник именно так, а не иначе.

Время появления этого фразеологизма нам неизвестно. В литературных текстах он встречается с середины XIX века; видимо, именно тогда он попал из народной речи в литературный язык. Форма выражения обладает небольшой вариативностью: перемывать (также употреблялись глаголы вымыть, промывать ) косточки (кости) . Есть еще варианты перебирать косточки и разбирать по косточкам, однако они являются более поздними.

Конечно, если выражение фиксируется на письме лишь с XIX века, то это еще не значит, что в живой речи оно не употреблялось раньше. Можно даже допустить, что выражение перемывать косточки на самом деле очень древнее и пришло из дохристианской эпохи, где возникло как отражение обряда «вторичного погребения» с промыванием останков покойного. Проблема в том, что нет свидетельств о бытовании этого обычая у наших тогдашних предков. В VI – IX вв. славяне сжигали тела умерших; в наши дни при раскопках пережженные остатки костей иногда находят тщательно очищенными от золы и углей. Археологи считают, что они могли быть промыты. Но мытье здесь - этап единого погребального обряда, без перезахоронений.

В древнерусскую эпоху обычаи уже изменились. Так, вторичное погребение практиковали древнерусские монахи (например, в Киево-Печерском монастыре); эту традицию они переняли примерно в XI веке у греков. О бытовании вторичного погребения у остального населения Древней Руси точных сведений нет. «Повесть временных лет» сообщает, что в 1044 году по распоряжению Ярослава Мудрого были извлечены из могил кости Олега и Ярополка - братьев Владимира Крестителя. Над останками князей провели обряд крещения, затем похоронили их в церкви. Вот, пожалуй, и все упоминания…

Однако вторичное погребение было широко распространено у южнославянских народов (болгар, сербов, македонцев и др.). Об этом есть многочисленные подробные свидетельства, поскольку данный обычай существовал даже в ХХ веке. У южных славян бытовало представление, что душа человека после смерти только тогда освобождается полностью, когда истлевает тело в земле. Через несколько лет после первых похорон могилу раскапывали, дабы оценить состояние останков, промыть их и снова захоронить. Если от тела к тому времени оставался лишь скелет, это считалось хорошим знаком. В случае, когда труп истлевал не полностью, предполагали проклятие на покойном или совершённый им при жизни тяжкий грех, мешающий душе найти успокоение. Но больше всего опасались обнаружить в могиле совершенно не поврежденное разложением тело: согласно народным верованиям, такое случалось, если покойный был упырем. Он вылезал по ночам из могилы и питался кровью живых людей. Поэтому при нахождении хорошо сохранившегося мертвеца требовалось вбить ему в грудь осиновый кол.

Откуда и в какое время появилось вторичное погребение и перемывание останков у южных славян? Был ли этот обряд заимствован у греков или являлся наследием собственной языческой традиции? Насколько он был распространен у других славянских народов? Ответов пока нет.

Подытожим сказанное. Существовал ли у наших предков обычай вторичного погребения в языческую эпоху, точно неизвестно. Во времена Древней Руси как минимум иногда такое практиковали (вспомним о монахах и перезахороненных князьях). Могло ли произойти устойчивое выражение перемывать кости от вышеназванного обычая? Или вообще от обычая промывать кости - неважно, целые или сожженные? Конечно, но ключевое слово здесь - могло . Точных свидетельств нет. Поэтому утверждение, что данный фразеологизм берет начало в древнем похоронном обряде, точнее будет сопровождать оговоркой «возможно» или «скорее всего»…

Литература:

Виноградов В. В. История слов. - М., 1999.

Шанский Н. М. В мире слов. - М., 1985.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. - Т. 4. - М., 2009.

Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. - М., 1990.

Русанова И. П. Славянские древности VI – IX вв. между Днепром и Западным Бугом // Свод археологических источников. - Вып. Е1-25. - М., 1973.

Иллюстрация:

Гужавин М. «Сплетницы» (1927, фрагмент).

Фразеологизмы прочно закрепили свою позицию в современном русском языке и не редко сейчас их используют в обычной разговорной речи. Такие обороты делают ее довольно самобытной и насыщенной. Фраза «перемывать косточки» знакома многим с самого детства. И говорит она о том, что кто-то становится объектом активных сплетен и обсуждений. Как правило, этот фразеологический оборот звучит в негативном контексте.

История возникновения выражения

Как и многие крылатые фразы, это выражение пришло в настоящее время из далеких исторических времен. Его возникновение имеет довольно интересную этимологию. С самого начала «перемывать косточки» было не просто выражением со скрытым смыслом, а буквальным действием. В греческой ритуальной культуре давних времен существовал некий обычай двойного погребения усопших. А именно, тела умерших выкапывали из их мест последнего пребывания, а затем кости покойных буквальным образом тщательно мыли водой и крепким красным вином. Затем уже абсолютно чистенькие и проспиртованные части скелета вновь укладывали на свое законное место.

Уж кто первым додумался до этого, история скромно умалчивает, но что этот «енот полоскун» решил «перемывать косточки» покойников, является весьма странным и занятным фактом. Данный ритуал частично перешел и в славянскую культуру, а потому подобные странные действия совершались и нашими далекими предками. С того времени и пришло это выражение в народ, закрепилось там, обретя свой настоящий смысл.

«Перемывать косточки» в современной интерпретации

Собираются «кумушки» в птичьи стаи, и давай «перемывать косточки» всем, кого знают. И не всегда это благостные обсуждения, а зачастую злые и завистливые. Имеет этот фразеологический оборот однозначно негативный окрас и довольно тяжелую эмоциональную нагрузку. Если вернуться вновь в далекое прошлое, то возникает справедливый вопрос. За каким таким «чертом» мыли и окропляли вином, кости покойников? И ответ не заставит себя долго ждать. Существовало поверье, что если мягкие ткани покойника остаются не истлевшими до костей, значит это никто - другой, как вурдалак, вампир или упырь. Встает этот «товарищ» время от времени из своей могилы для того чтобы попить крови человеческой. Если же плоть истлела, и остались лишь кости, все замечательно. Помыли их, окропили винцом и опять упокоили. Вроде все понятно. Только ведь, если кости перемывают, значит, покойник был вполне хорошим, а не наоборот. И чего уж тогда смысл такой сейчас у этого фразеологизма?

Ну это уже, так сказать, небольшие нюансы. А современная интерпретация данного выражения «перемывать косточки» все же подразумевает говорить о человеке всякие гадости и непристойности. У фразеологизма имеется и похожие по значению слова и фразы:

Сплетничать;

Судачить;

Шушукаться;

Трезвонить;

Злословить:

Копаться в грязном белье;

Разобрать по косточкам;

Чесать языки;

Чесать зубы;

Разносить сплетни;

Распускать слухи:

Молотить языком;

Пересуживать;

Злоязычничать;

Разбирать по ниточке;

Говорить напраслину;

Обсуждать за глаза.

Все эти слова и словосочетания несут в себе отрицательную энергетику, связанную с уничтожением репутации и достоинства отдельного человека. Но в этом случае уничтожается не только доброе имя человека, но и имя того, кто говорит о нем гадости. Ведь, прослыв в обществе сплетником, рискуешь потерять у других доверие и уважение. Обсуждать за спиной кого-то, значит бояться сказать в глаза человеку. А это уже и трусостью называется. Вообщем, вывод неутешительный как раз для того, кто пытается активно разрушить чью-то репутацию.

Фразеологизм в литературе

В художественной литературе данное крылатое выражение используют повсеместно. Авторы художественных произведений начала 19 века активно используют данную фразу в своих нетленных творениях. Писатели Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Чехов, Достоевский - все они применяют это выражение в своих литературных трудах, чтобы передать с помощью известного фразеологического оборота нравы, царившие в обществе.

У Н.В. Помяловского в очерках «Поречане» использован данный фразеологизм. Он несет здесь легкую эмоциональную нагрузку, указывающую лишь на болтливость и недалекость, а не злобливость женской аудитории: «...наконец, поречанки, по общей слабости женщин – перемывать кости ближнего, любили во время похода болтать в Крутогорске». Известно, что женщины известные болтушки и сплетницы. А что касается красивой подружки в их обществе, так ей точно проходу от сплетен не будет.

У Мельникова-Печерского в романе «На горах» также есть такая фраза, и она уже с некоторым злым смыслом неизбежности от людской злобы: «...Всем косточки перемыли, всем на калачи досталось, – известное дело, от пересудов, да напраслины, да сплеток ни пешком не уйти, ни на коне не уехать».

Также Мельников-Печерский этим фразеологизмом в «Бабушкиных россказнях» показывает, что недобрая молва способна навредить немало человеку: «Уж и промывали ж они ей за то косточки: каких сплеток не выдумывали... чтоб как-нибудь честь ее да доброе имя опорочить...».

Антон Павлович Чехов указывает в своем произведение «Из записок вспыльчивого человека» на привычную картину, которая и сейчас бытует, но уже в современном обществе. «...Одна из девиц встает и уходит. Оставшиеся начинают перемывать косточки ушедшей. Все находят, что она глупа, несносна, безобразна...». Привычная картина, не правда ли? Общество изменилось, а нравы остались прежними. Но ради справедливости нужно отметить, что не всегда обсуждают человека из-за нелюбви к нему. Не редко это происходит из-за обыкновенной скуки.

Конечно, это не оправдание тому, что скучающие развлекают себя, говоря об отсутствующем товарище всякие гадкие вещи, но такие действия наносят меньший вред прежде всего самим сплетникам. Гораздо хуже, когда обсуждения третьего лица происходит из-за черной зависти к его заслугам. Такое «перемывание косточек» несет разрушающую силу говорящим «напраслину». Казалось бы, они наносят вред тому, кого обсуждают за глаза. Страдает его репутация. Но если человек реально достойный, надолго к нему грязь не прилипнет. А вот сплетникам воздастся по заслугам. Грязные слова, вылетевшие из их уст, лягут на них самих тяжелым бременем.

Фразеологизмы – достояние культуры языка

Странный обычай двойного погребения канул в лету. Может и фразеологизм «перемывать косточки» перестанет практиковаться как действие, а останется лишь витиеватой фразой в нетленных произведениях писателей. Время покажет. Общество меняется. Может и нравы станут другими. Зависть к чужим победам сменят восхищение и логичное уважение. И не станет «кумушек», рассказывающих гадкие небылицы про неугодного им персонажа. Может для этого нужно, чтобы наступил тотальный индивидуализм. И никого и ничто не будет интересовать, а только лишь свой собственный мир. Ведь если сам себе «перемываешь косточки», то, по крайней мере, имеешь на это полное право. Ведь кто нас знает лучше, как не мы сами? Ну, а пока за нашими спинами «косточки перемывают», значит это кому-то нужно. И если от этого они станут чуточку счастливее, да и пусть себе моют на здоровье.