Open
Close

Периодичность проведения капремонта многоквартирных домов. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Действующее законодательство достаточно подробно регламентирует вопросы, связанные с осуществлением всех мероприятий и сроками проведения капитального ремонта многоквартирного дома.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование таких вопросов, является Жилищный Кодекс Российской Федерации . Именно он регулирует сроки проведения капитального ремонта в жилых домах.

Таким образом, периодичность выполнения работ по капитальному ремонту для каждого дома должна устанавливаться индивидуально исходя из того, какие коммуникации и инженерные сооружения должны подвергаться ремонту или реконструкции. Об этом говорит и Пункт 1.7. Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной Постановлением Госстроя №79 от 17 декабря 1999 года и вступившей в силу с 1 января 2000 года.

Как узнать сроки проведения капитального ремонта конкретного дома?

Многие задают актуальный вопрос: можно ли как-то узнать сроки проведения капитального ремонта дома? Отвечаем, узнать срок капитального ремонта дома можно. А как — расскажем ниже.

Так как даже новостройки через несколько лет их эксплуатации (как правило, срок составляет от трех до пяти лет) включаются в разноуровневые программы капитального ремонта (как федеральные, так и региональные), любой житель того или иного многоквартирного дома может узнать срок капитального ремонта многоквартирного дома по адресу.

Для того, чтобы получить информацию через сколько лет проведут капитальный ремонт дома, можно действовать тремя путями :

  • первый путь подразумевает обращение в собственное ТСЖ или в свою управляющую компанию с целью выяснения, на какой год дом включен в программу капитального ремонта;
  • вторым путем станет обращение в администрацию того населенного пункта, в котором находится дом, с аналогичной первому пути целью выяснения нахождения здания в перечне программы капитального ремонта;
  • третий путь будет наименее затратным с точки зрения времени и сил, так как позволит выяснить всю необходимую информацию через сайт программы Содействия реформированию ЖКХ (при условии, что дом включен в соответствующую региональную программу).

В этом случае, кроме того, что будет получена информация о времени проведения работ, также можно будет ознакомиться с примерным перечнем этих работ, а также с тем списком коммуникаций, которые будут подлежать ремонту.

В том случае, если дом в программы не включен, жильцы вправе потребовать от управляющей компании или единогласным решением участников ТСЖ внести его в соответствующий перечень (путем проведения осмотра всего здания специально уполномоченной комиссией с составлением акта о результатах осмотра).

Что делать, если ремонт нужен срочно?

Бывают такие ситуации, когда дом определен в ремонт через десять лет, а необходимость в нем наступает уже срочно (например, из-за постоянно протекающей кровли необходимо срочно менять электрическую проводку во всем доме, чтобы избежать короткого замыкания и пожара).

Возможен ли перенос срока капитального ремонта на более ранний? Как быть в этой ситуации? Неужели нельзя передвинуть начало ремонта ?

Так как его проведение возможно только после согласования специальных смет на выполнение работ, то сразу после принятия решения о переносе сроков ремонта начать работы не удастся. На такое согласование уходит, как правило, около 6 месяцев.

Кроме того, согласно ч.3 ст. 189 Жилищного Кодекса РФ , не менее, чем за 6 месяцев до начала года, в котором должен осуществляться ремонт, лицо, ответственное за содержание в надлежащем состоянии общедомового имущества (чаще всего им является председатель ЖСК или ТСЖ) должен довести соответствующую информацию до собственников помещений с подробной расшифровкой всех положений о проводимых работах, а также провести собрание среди жильцов с целью утверждения всех смет и перечня проводимых работ.

То есть, за год до начала проведения ремонта (если он проводится в запланированные изначально сроки), жильцы начинают процесс согласования смет на проведение работ и осуществляют довнесение недостающих средств на счет, на котором накапливаются деньги на проведение работ.

Для переноса срока начала ремонта или изменение положения конкретного дома в рамках региональной программы, необходимо обратиться в свою управляющую компанию (а в случаях с ТСЖ – в подразделение в администрации муниципалитета) с целью вызова для осмотра состояния дома специальной комиссии, которая по результатам осмотра нуждающихся в ремонте, реконструкции или замене тех или иных инженерных частей дома, вынесет соответствующее представление с указанием сроков обязательного проведения ремонтных работ.

Однако, как уже говорилось выше, утверждение плана проведения работ должно быть осуществлено не позднее, чем за шесть месяцев до начала года, в котором будет проводиться ремонт.

Исключение может составить только внеплановый, который будет назначен по итогам осмотра всего здания оценочной комиссией.

Сроки проведения работ

Работы по капитальному ремонту представляют собой достаточно сложные по затратам как человеческих сил, так и материальных ресурсов, виды деятельности, которые должны выполняться очень тщательно, так как зачастую, от их качества будут зависеть эксплуатационные возможности того или иного здания, а также безопасность его жильцов.

Именно по этой причине такие работы не могут выполняться за один день. Однако, и быть растянутыми на несколько лет они тоже быть не могут.

Если для текущего ремонта Приложение №6 к Постановлению Госстроя № 170 от 27.09.2003 года определило сроки в 22 рабочих дня на проведение всех необходимых работ, то относительно капитального оговоренных в законодательстве их нет.

Однако, если обратиться к ч. 5 ст. 189 Жилищного Кодекса, можно увидеть, что сроки проведения работ по капитальному ремонту утверждаются непосредственно на собрании собственников жилья в многоквартирном доме.

Таким образом, можно сказать, что жильцы сами должны определить, в течение какого времени должны быть выполнены все работы.

Единственное условие, которое устанавливает законодатель, что сроки должны быть разумными и не доставлять неудобство жителям дома.

Если время подошло, а ремонта нет?

Бывают и такие случаи, когда время проведения капитального ремонта подошло, а он не осуществляется. Как быть в таких случаях?

Причин, по которым такая ситуация может сложиться, бывает несколько.

Среди них можно выделить три наиболее важные :

  • недостаток средств, которые были накоплены на счете регионального оператора;
  • исключение дома из региональной программы капитального ремонта по причине признания его аварийным;
  • отказ управляющей компании в осуществлении ремонта по причине нежелания проводить такие работы.

С последней причиной можно бороться только путем обращения в контролирующие органы с соответствующим коллективным заявлением (сначала – в Жилищную инспекцию, затем – органы Прокуратуры и суды). А вот с первыми двумя справиться легче.

Что касается недостатка средств, то его можно покрыть путем внесения соответствующей графы в квитанции об оплате содержания жилья (разделив недостающую сумму на количество проживающих в доме или квадратных метров всего, а также на количество месяцев, оставшихся до конца календарного года, так как именно в рамках года осуществляется оплата всех заключенных контрактов).

В том случае, если дом признали аварийным и исключили из программы, необходимо обратиться в те государственные или муниципальные органы, которые ответственны за принятие таких решений, и потребовать предоставить акт осмотра здания с подписанным заключением.

Если правомерность вынесенного решения вызывает сомнения, то смело можно обращаться в контролирующие органы для устранения выявленного нарушения. Если решение оправдано – необходимо ожидать, когда будут готовы документы для переселения из аварийного и ветхого жилья.

Капитальный ремонт – процесс достаточно сложный. Однако, когда есть достаточно полная информация о том, что и в какие сроки должно осуществляться, он пройдет легко и предоставит незначительные неудобства.

Надеемся, теперь вы знаете, через сколько лет проводится капитальный ремонт многоквартирного дома и как часто он делается.

Владея информацией о том, как узнать срок проведения капитального ремонта и как перенести срок капремонта на более ранний, вы сможете сделать качество своей жизни более высоким.

1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями , утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4.2. Изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.

5. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

6. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным

В процессе эксплуатации многоквартирных домов, в связи с износом и повреждениями конструкций, материалов и декоративной отделки, постоянно возникает необходимость в ремонте. В зависимости от степени износа или повреждений определяются виды и сроки ремонтно-восстановительных работ.

Данный вопрос регулируется на законодательном уровне, а технические параметры устанавливаются ГОСТами. Ими же определяется и время для проведения тех или иных работ.

В зависимости от общего срока эксплуатации жилого дома, нормами ГОСТов определены следующие виды ремонтов:

  1. Текущий. Данный вид работ производится в профилактических целях для поддержания безопасной и устойчивой эксплуатации здания и инженерных систем. При текущем ремонте производится замена отделочных материалов, профилактические работы и ремонт инженерных систем, покрытия кровли здания и внешнего покрытия стен.
  2. Внеплановый. В отличие от текущего ремонта внеплановый производится в тех случаях, когда возникает угроза аварии или нарушения безопасной эксплуатации здания. Перечень производимых работ – тот же, что и при текущем ремонте.
  3. Капитальный. Это самый сложный вид ремонта, в который входит ремонт частей несущих конструкций здания, кровли, работы с фасадом, ремонт лифтового оборудования и шахт, работы с инженерными сетями газоснабжения, водоснабжения и отведения сточных вод, а также ремонт фундамента и подвальных помещений.

Текущий ремонт производится планово, в установленное нормативными документами время. Также при нем сами виды работ определяются нормативными документами.

При внеплановом и капитальном ремонтах перед непосредственным проведением работ требуется провести обследование и экспертизу, на основании которых будет приниматься решение о возможности дальнейшей эксплуатации здания, а также виды необходимых работ.

Порядок проведения капитального ремонта

Законодательством Российской Федерации, в том числе и жилищным кодексом, определено, что возмещение расходов на работы, связанные с капитальным ремонтом в многоквартирном доме осуществляется за счет средств бюджета. Однако, в настоящее время местные органы управления все активнее внедряют плату за капремонт, с целью формирования фонда капремонта здания.

В Марте 2016 года Конституционный суд РФ признал законным введение платы жильцами за капремонт в многоквартирном доме.

Однако споры по данному вопросу, в некоторых случаях, продолжаются.

Сроки проведения капремонта устанавливаются законодательством на каждый конструктивный элемент по отдельности. К примеру, для канализационных труб из пластика – 60 лет, для кровельных материалов – от 10 до 60 лет, в зависимости от самого материала.

Законодательством установлено минимальное время безопасной эксплуатации ответственного элемента. Ремонт должен производиться не позднее, чем работоспособность элемента перестанет выполнять свои функции, обеспечивая безопасное и комфортное проживание жильцов многоквартирного дома.

Для начала проведения капремонта необходимо распоряжение организации, ответственной за ремонт и содержания многоквартирного дома. Основанием для такого распоряжения может выступить окончание времени эксплуатации отдельных элементов здания или требование жильцов, в связи с неисправной работой конструктивного элемента.

Если письменная жалоба жильцов не будет удовлетворена в установленное законодательством время, то жильцы вправе требовать проведение работ в судебном порядке.

Подготовка к капремонту

В отличие от текущего ремонта, где работы производятся на участках с невысокой степенью ответственности, при капремонте подлежат замене или ремонту ответственные части и элементы. Поэтому перед началом работ потребуется провести детальное обследование участка.

Данные работы должна выполнять организация, имеющая все необходимые разрешительные документы, квалифицированных специалистов и необходимое оборудование. Во время проведения такого обследования отдельные узлы здания (стены или колонны) могут быть вскрыты, для обследование арматурного каркаса.

То же касается и инженерных систем, где могут быть также вскрыты или удалены небольшие участки, которые затем будут обследованы в лабораторных условиях. По результатам обследования, после проведения как полевых, так и лабораторных работ, организация должна предоставить отчет об исследованиях, а также дать рекомендации, перечни работ и срок их проведения.

Начало отчета должно содержать сведения о текущем состоянии как отдельных элементов, так и здания в целом.

По результатам исследований специалисты могут сделать следующие выводы:

  • многоквартирный дом или отдельные ответственные элементы находятся в работоспособном состоянии и могут обеспечивать безопасную работу в течение определенного времени. Время, на которое специалисты продлят срок службы элемента, должно быть обязательно указано. Также должны быть даны рекомендации по содержанию элемента в текущий период времени;
  • здание или отдельные элементы нуждаются в проведении капитального ремонта. В данном случае должны быть указаны все узлы и элементы, которые подлежат ремонту или замене;
  • здание не пригодно к эксплуатации. Такое заключение экспертная комиссия может выдать в том случае, если повреждения или износ ответственных конструкций является критическим и возможности их восстановить так, чтобы обеспечить безопасное проживание жильцов, нет. После такого заключения местные власти обязаны выселить жильцов в безопасное жилье в установленное законодательством время.

В том случае, когда было сделано заключение о необходимости проведения капремонта, органы управления или управляющая компания, на балансе которой находится многоквартирный дом, обязаны обратиться в проектный институт, где на основании выданных предписаний будет составлен проект капитального ремонта здания.

Осуществлять сами ремонтные работы имеют право только организации, имеющие необходимые лицензии, так как это очень ответственные работы.Следует также отметить, что должностные и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, несут ответственность за его безопасную эксплуатацию.

В тех случаях, когда капитальный ремонт не был проведен в установленном порядке, в результате чего пострадали жильцы или их имущество, ответственные за это понесут наказание в судебном порядке, в том числе и уголовное.

Если капитальный ремонт является плановым, то организация, на балансе которой находится многоквартирный дом, обязана принять решение и оповестить всех жильцов дома о проведении капремонта за 6 месяцев до его начала.

В таком уведомлении должны содержаться смета, перечень работ, сроки проведения работ, источник финансирование и наименование организаций, которые будут производить необходимые работы.

Комплексный ремонт и модернизация здания

На сегодняшний день установилась практика принятия коллективных решений в области проведения ремонтных работ. Такие решения до их принятия обсуждаются с жильцами дома. Также принимаются предложения и пожелания самих жильцов.

Помимо проведения ремонтных работ, коллективным согласием часто принимается решение о комплексном ремонте и модернизации. Это может относится как к самому зданию или его элементам, так и к инженерным сетям.

К примеру, при ремонте и модернизации систем отопления или газоснабжения жильцы могут принять решение об установке индивидуальных приборов отопления, которые смогут в будущем существенно сэкономить расходы на отопление и горячее водоснабжение, а также сделают проживание в квартире более комфортным. А при ремонте фасада здания может быть принято решение о его утеплении, что также позволить сэкономить на обогреве жилой площади.

При принятии подобных решений дополнительные расходы на модернизацию или ремонтные работы будут оплачивать сами жильцы. Поскольку сразу оплатить такую большую сумму многим жильцам не по карману, то подрядные организации предлагают такие работы и оборудование в рассрочку.

Оплачивать подобные расходы жильцы будут постепенно, иногда в течении нескольких лет. Сама сумма будет включена в извещение об оплате коммунальных услуг отдельной графой.

В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы

1. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - Порядок) определяет правила установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" (далее - региональная программа), в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 168, частью 5 статьи 181, частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт) устанавливается комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта, созданной Департаментом капитального ремонта города Москвы (далее - Комиссия) с учетом утвержденных в установленном порядке методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме:

2.1. В случае, предусмотренном частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города Москвы сообщения Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - Фонд) о поступившем в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. N 306-ПП "Об утверждении Порядка зачета средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", заявлении о зачете средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, от представителя собственников помещений в многоквартирном доме (далее - заявление о зачете средств в счет ранее выполненного капитального ремонта).

2.2. В случае, предусмотренном частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города Москвы информации о том, что капитальный ремонт в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой.

2.3. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города Москвы обращения с приложением акта обследования технического состояния многоквартирного дома о переносе установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту в связи с тем, что оказание или выполнение запланированного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в срок, установленный региональной программой, не требуются, от собственников помещений в многоквартирном доме, обладающих не менее чем 10 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, или от лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - управляющая организация), или от Фонда (далее - обращение о переносе в региональной программе срока выполнения капитального ремонта).

3. В состав Комиссии включаются представители Департамента капитального ремонта города Москвы, Государственной жилищной инспекции города Москвы, Фонда, управляющей организации, а также представители собственников помещений в многоквартирном доме.

Положение о Комиссии, порядок ее работы утверждаются Департаментом капитального ремонта города Москвы.

4. В случае поступления в Департамент капитального ремонта города Москвы сообщения Фонда о поступившем заявлении о зачете средств в счет ранее выполненного капитального ремонта Комиссия принимает одно из следующих решений:

4.1. О необходимости повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту в части отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в срок, установленный региональной программой.

4.2. Об отсутствии необходимости повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту в части отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в срок, установленный региональной программой.

5. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения извещает Фонд о необходимости проведения капитального ремонта в сроки, установленные региональной программой.

6. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 4.2 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

6.1. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в части переноса срока повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на более поздний период в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

6.2. Уведомляет Фонд о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

7. В случае если капитальный ремонт в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, Комиссия принимает одно из следующих решений:

7.1. О необходимости проведения капитального ремонта.

7.2. О возможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в более поздние сроки, чем установленные в региональной программе сроки.

8. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 7.1 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

8.1. Принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в порядке, установленном частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

8.2. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

8.3. Уведомляет владельца специального счета, управляющую организацию, Государственную жилищную инспекцию города Москвы, Фонд о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

9. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 7.2 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

9.1. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в части переноса срока оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту на более поздний период в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

9.2. Уведомляет владельца специального счета, управляющую организацию, Государственную жилищную инспекцию города Москвы о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

10. В случае поступления в Департамент капитального ремонта города Москвы обращения о переносе в региональной программе срока выполнения капитального ремонта Комиссия принимает одно из следующих решений:

10.1. О необходимости проведения капитального ремонта в сроки, установленные в региональной программе.

10.2. О возможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в более поздние сроки, чем установленные в региональной программе сроки.

11. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 10.1 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы уведомляет лицо, направившее обращение о переносе в региональной программе срока выполнения капитального ремонта, способом, подтверждающим получение указанного уведомления.

12. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 10.2 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

12.1. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в части переноса срока проведения капитального ремонта в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

12.2. Уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, управляющую организацию, Государственную жилищную инспекцию города Москвы, Фонд о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

13. Региональная программа подлежит актуализации на основании предложений Департамента капитального ремонта города Москвы, указанных в пунктах 6.1, 8.2, 9.1 и 12.1 настоящего Порядка, не реже чем один раз в год.

14. Решения Комиссии о необходимости проведения капитального ремонта должны содержать адрес многоквартирного дома, наименование видов работ и (или) услуг по капитальному ремонту, необходимость проведения которых установлена Комиссией, срок проведения таких работ и (или) оказания таких услуг по капитальному ремонту.

Обзор документа

Необходимость проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается комиссией, созданной Департаментом капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители Департамента капитального ремонта, Государственной жилищной инспекции, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы (далее - Фонд), управляющей организации, представители собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае поступления в Департамент сообщения Фонда о поступившем заявлении о зачете средств в счет ранее выполненного капремонта комиссией принимается решение о необходимости проведения повторного капремонта или об отсутствии необходимости его проведения. В первом случае Департамент извещает Фонд о необходимости проведения капремонта в сроки, установленные региональной программой. Во втором случае Департаментом готовятся предложения о внесении изменений в региональную программу в части переноса срока выполнения работ по капремонту на более поздний период.

Если капремонт в многоквартирном доме, собственники которого формируют фонд капремонта на спецсчете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, комиссия принимает решение о необходимости проведения капремонта или о возможности проведения капремонта в более поздние сроки, чем установлено в региональной программе.

При поступлении в Департамент обращения о переносе срока выполнения капремонта, комиссией также принимается решение о необходимости проведения капремонта в сроки, установленные в региональной программе, или о возможности проведения капремонта в более поздние сроки, чем установленные в региональной программе.

Региональная программа может корректироваться на основании поступивших предложений Департамента капитального ремонта не реже чем один раз в год.

Домоуправление

Предельные сроки проведения капремонта в многоквартирных домах (МКД) определяются региональной программой, разработанной властями субъекта Федерации. Она формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта во всех МКД, расположенных на территории региона и рассчитана до 2043 года. Очередность проведения капитального ремонта определяется на основании продолжительности эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов МКД и оценке их технического состояния.

При этом собственники помещений в МКД, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, могут принять решение о проведении работ по капитальному ремонту раньше сроков, установленных региональной программой. Согласно ст.189 Жилищного кодекса РФ, капремонт проводится на основании решения общего собрания собственников жилья в этом доме. Решение о проведении капитального ремонта в МКД принимается по предложению лица, осуществляющего управление этим домом, регионального оператора либо по собственной инициативе. Право проведения ремонта в более ранние сроки определено частью 4.1 ст.170 ЖК РФ.

Как правильно оформить решение о досрочном проведении капремонта?

Для успешной реализации такого решения необходимо соблюдение условия о том, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования. При этом частью 7 ст.189 Жилищного кодекса определено, что в случае, если капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

При этом стоит отметить, что аккумулирование денежных средств на проведение капитального ремонта на спецсчете исключает возможность заимствования собранных денег с этого счета на нужды других МКД. Также исключается возможность пополнение этого счета с других счетов на нужды этого дома. Соответственно, собственникам будет необходимо принять решение о привлечении недостающих средств за счет оформления льготного кредита либо иных целевых средств.

В решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении досрочного капитального ремонта в многоквартирном доме должны быть определены и утверждены:

  • перечень работ по капитальному ремонту;
  • смета расходов на капитальный ремонт;
  • сроки проведения капитального ремонта;
  • лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ (статья 189 Жилищного кодекса РФ).

Финансирование и контроль проведения досрочного капитального ремонта

Если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете МКД, то собственники при проведении капитального ремонта общего имущества могут рассчитывать исключительно на накопленные или собранные ими средства, либо могут воспользоваться денежными средствами кредитных организаций.

Организация капитального ремонта в кредит позволяет собственникам провести в многоквартирном доме выборочный или полный капремонт, не дожидаясь сроков, определенных региональной программой. Проведение капитального ремонта в кредит - наиболее финансово сбалансированная схема организации капитального ремонта, требующая минимальных бюджетных расходов. В накопительной системе финансирования капитального ремонта существует проблема несоответствия стоимости капитального ремонта размеру платежа за капитальный ремонт. В модели кредитования капитального ремонта такая проблема отсутствует - платеж в точности обеспечивает финансирование понесенных расходов.

Правительство России планирует запустить программу кредитования капитального ремонта многоквартирных домов по льготной ставке 12% годовых, обещал не так давно замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Объем программы в настоящее время уточняется.

Что касается выбора исполнителя, который может выполнять работы в рамках проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, необходимо отметить, что он напрямую зависит от избранного собственниками помещений в МКД способа формирования фонда капитального ремонта.

В случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, согласно п. 3 ч. 1 ст.180 ЖК РФ фонд капремонта осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества. Он обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры (ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). При этом выбор им подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД согласно ч. 5 ст.182 ЖК РФ осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае, если денежные средства на капремонт собираются на специальном счёте, то весь процесс от начала и до конца будет контролироваться самими собственниками квартир, расположенных в этом доме. При этом, возможно, придётся подучиться разбираться в технологии проведения ремонта, по возможности больше узнать о критериях оценки качества работы, расширить свои знания в сфере строительных материалов. Но в результате можно получить именно тот капитальный ремонт, который нужен конкретному дому.