Open
Close

Первое воскресенье после Пасхи: Красная горка. Поминальная неделя после пасхи, что нужно знать об этих днях

Поминовение усопших в дни Пасхи – как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших на Пасху

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта :

– это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей .

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление . Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном православном молитвослове для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

с использованием материалов сайта zavet.ru

Следующее за Пасхой воскресение называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот день издавна считается праздничным и является своего рода второй Пасхой. Именно тогда апостол Фома, который изначально не поверил в воскрешение Иисуса Христа, убедился в том, что Спаситель вернулся к жизни, и поверил в свершённое Богом чудо.

С Антипасхи начинается вторая пасхальная седмица, называемая Фоминой неделей. Для православных христиан, помимо воскресенья, особое значение имеет и Фомин вторник. На него приходиться Радоница - день особого поминовения усопших, когда радость от их перехода в Царствие Божие должна быть сильнее грусти из-за разлуки с теми, чей земной путь уже окончен.

Отвечая на вопрос, какой православный праздник после Пасхи отмечается христианами, мы тут же вспоминаем об Антипасхе. Она именуется также Фоминым воскресением. Этот церковный праздник получил свое второе название в честь Фомы, одного из учеников Иисуса Христа.

Выражение о неверующем апостоле Фоме слышал, наверное, каждый. Но очень важно правильно понимать его смысл. Фома искренне почитал Бога, много времени проводил в молитвах, и его вера во Всевышнего была нерушима. После казни Иисуса Христа он был в страшном горе. Фома не присутствовал среди апостолов в момент первого явления им воскресшего Спасителя и отказался верить на слово апостолам, поведавшим ему о свершившемся чуде.

Согласно Евангелию, Фома хотел лично убедиться в том, что всё рассказанное учениками Христа - правда, и заявил им, что не поверит в воскрешение Сына Божиего до тех пор, пока своими глазами не увидит его и не дотронется до ран от гвоздей на его руках и до его рёбер. С точки зрения православной церкви это свидетельствовало не столько о его недоверии, сколько об огромном всепоглощающем желании Фомы лично пережить встречу с вернувшимся к жизни Сыном Божиим, и не с чужих слов, а своим сердцем ощутить радость этого светлого события.

Иисус Христос внял желанию своего ученика и явился ему спустя неделю после своего воскрешения. В Евангелие по этому поводу написано, что Спаситель пришел в комнату, двери которой были заперты. Встал среди апостолов и обратился к Фоме со словами «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим». На что его ученик ответил: «Господь мой и Бог мой!». После чего Иисус вновь обратился к апостолу: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После свершенного чуда апостол Фома безоговорочно поверил в Воскрешение Спасителя и стал проповедовать христианство, странствуя по миру. В память об этих событиях в церковном календаре , называемый также Фоминым воскресеньем, являющийся своего рода обращением к прошедшему , его повторением.

В православные христиане празднуют второе явление Спасителя апостолам, утвердившее веру в истинность его Воскрешения.

Антипасха и Радоница

Во всех православных храмах праздники после Пасхи продолжаются еще в течение 39 дней, вплоть до дня Вознесения Христова.

Период Что принято делать
Светлая седмица - неделя после Пасхи. На протяжении всей первой недели после светлого Христова Воскресения, называемой Светлой седмицей, в церквях идут праздничные богослужения с открытыми царскими вратами, сопровождаемые крестным ходом вокруг храма.
Антипасха, или Фомино воскресение. В Фомино воскресение, когда заканчивается Светлая седмица, во всех храмах проводят последнюю литургию по пасхальному чину, после чего священнослужители закрывают алтарные врата. И следующие богослужения проходят уже менее торжественно и празднично.
После Антипасхи наступает Фомина неделя. В Фомин вторник, на девятый день пасхальный день, называемый Радоницей, все православные христиане поминают умерших.

Название праздника происходит от слов «род» и «радость», и он является днём особого поминовения усопших. На Радоницу нельзя грустить и тосковать по людям, которых нет рядом с нами. В этот день православным христианам, наоборот, предписывается радоваться за родных, которые уже «ушли» в Царствие Божие.

На Радоницу также принято:

  • молиться за упокой души покойных родственников;
  • посещать храм;
  • убираться на кладбище после зимы;
  • проводить поминальные трапезы с традиционными пасхальными угощениями, чтобы разделить с покойными радость от Воскресения Христова.

При этом Церковь предписывает верующим устраивать поминальные трапезы дома, а не на кладбищах. И не оставлять на могилах покойных родственников стакан водки с хлебом, а также крашеные яйца и куличи, так как это языческий, а не христианский обычай.

Угощение лучше всего отдать нуждающимся людям, либо просто подать милостыню нищим.

Красная горка - время свадеб и сватовства

Фомино воскресенье, также как и вся Фомина неделя, которая также называется Красной горкой, издавна считалась на Руси порой сватовства и свадеб. В этот период, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Поэтому на Фомину неделю люди отмечали не только церковные праздники, но и многочисленные свадьбы.

Фомину неделю стали называть Красной горкой благодаря тому, что по древнерусским обрядам в это время в деревнях проходили весенние смотрины невест. В Фомину неделю все молодые незамужние девушки, или красны девицы, как их тогда называли, собирались на холмах посреди сел и хором пели особые праздничные песни, а женихи во время таких гуляний приходили к холму и смотрели, какие невесты сейчас на выданье. Так и повелось с тех пор, что в честь песен и хороводов, устраиваемых на холмах красными девицами, этот праздник прозвали в народе Красной горкой.

В это же время праздновалось и огромное количество свадеб. Наши предки издавна считали, что браки, заключенные на Красную горку, будут очень счастливыми, а молодые, венчанные в эти дни, проведут всю свою жизнь в любви и согласии.

Этот обычай сохранился и до наших дней, и многие христиане предпочитают вступать в брак именно на Фоминой неделе.

Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.

Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.

Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.

Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды

Известно много примет касательно молодых девушек:

  • замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
  • зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
  • ударилась локтем - кавалер вспоминает;
  • накликает свидание муха, упавшая в суп;
  • чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
  • красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.

Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.

Старинные обычаи и забавы

Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.

Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.

Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.

В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.

В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.

Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.

Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.

Традиции всех дней Светлой седмицы

Каждый день праздничной недели имел своё назначение.

  1. Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
  2. Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
  3. Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
  4. Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
  5. Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
  6. Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
  7. Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.

Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.

Первая неделя после Пасхи называет Светлая седмица или Светлая неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: "Христос Воскрес - Воистину Воскрес!".
Понедельник
Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь остаются в этот день дома.
Вторник
Во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьямии. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
Среда
По средам "Великодних святок" многие селяне устраивили танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались "на музыку", чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя - топтали их приговаривая: "Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать".
Четверг
В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины и молодые люди присматривали себе невесту. Когда-то на четвертый день пасхальной недели "водили кобылу". На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган "грыз" ей ухо и она вставала. Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: "Христос воскрес-Воистину воскрес!" Так позволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.
Пятница
В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которых приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.
Суббота
Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.
Воскресенье
Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.
Что можно и нельзя
Поскольку праздник Пасхи - торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Воскресенье Христово закончилось, но верующие почему-то продолжают приветствовать: «Христос Воскресе!»

У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства - период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски.

Попразднство Пасхи, главного христианского праздника, самое длинное - 38 дней.

Учитывая сам день праздника и день отдания, православные празднуют Пасху 40 дней.
Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения.

Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи - Светлая седмица.

Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами « воскресе!» - «Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в воскресение Господа, обмениваемся красными яйцами, которые символизируют новую жизнь.

Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление».

Христианская новозаветная Пасха - это день, в который совершился наш переход от смерти к нетленной жизни, от земли к Небу.

Своим воскресением Господь открыл людям врата рая, подарил великую радость и надежду.

Спаситель воскрес в ночь на третий день после крестной смерти, Сам, силой Своего Божества. Ночью сотряслась земля, с небес сошел ангел и отвалил камень от двери гроба-пещеры.

На рассвете женщины, взяв с собой благовонное миро, отправились ко гробу, чтобы помазать тело умершего Спасителя. Они увидели камень, отваленный от двери гроба, и ангелов, которые возвестили им о воскресении Христа.

Мироносицы поспешно рассказали об этом апостолам, но те не поверили.
Однако Иоанн и Петр все же побежали ко гробу и увидели в пустом гробу сложенные погребальные одежды.
Когда ко гробу пришла плачущая Мария Магдалина, ей явился воскресший Христос.
В тот же день Его увидели другие мироносицы, Петр, евангелист Лука, другие апостолы, кроме Фомы.
Но прежде всего, согласно Священному Преданию, воскресший Иисус явился Своей Пречистой Матери.

Итак, празднование продолжается:

*по завершение Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху, но с уже с меньшей торжественностью, до Вознесения Господня, т.е. еще 32 дня;

*общее число дней празднования Пасхи равно 40 - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ НА ПАСХУ:

Когда можно разговляться на Пасху?

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи?

Есть ли вещи, которые нельзя делать?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить?

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху?

Это знак особой милости Божией или наказание?

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться.

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать пепел там, где люди и животные не будут попирать его ногами. Или опустить в речку. Или, заранее договорившись со служителем в храме, принести скорлупки туда: в каждом храме есть так называемое «непопираемое место».


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ДНИ ПАСХИ

Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

И существующий в настоящее время обычай посещать кладбища в первый день Пасхи - противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в Храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается). В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Можно ли после Пасхи идти на кладбище и наводить порядок на могилах, до поминальных дней?

После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище, чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей.

В случае смерти человека, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится.

Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.