Open
Close

Покадровая анимация. Анимация формы

В первом уроке базового мини-курса «Основы анимации в Actionscript 3.0» вы узнаете о том:

  1. Что такое анимация
  2. Как добиться иллюзии движения с помощью кадров
  3. О возможностях покадровой анимации
  4. Об особенностях и преимуществах программной анимации

Adobe Flash , по сути, является своеобразной машиной для анимации. Уже в своих самых первых версиях он создавал ее с помощью концепции Tween . Она представляет из себя следующее:

  • на шкале времени создаются два ключевых кадра с разным содержанием (изменяются положения объектов, их форма, цвет и т.д.);
  • все промежуточные (переходные) кадры Flash создает самостоятельно (рис. 1).

Вот как это выглядит в программе Adobe Flash CS6 .

Но, этот урок и курс в целом не только о Tween, а о мощном языке, который встроен во Flash и называется ActionScript . Изучая его, вы узнаете много полезного и практичного, особенно в таких разделах как имитация физических явлений реального мира и математические вычисления . Очевидно, что подобные знания дадут вам полный контроль при создании интерактивных приложений, чего вы никогда не смогли бы добиться только с помощью Tween.

Но прежде чем мы перейдем к конкретным приемам, техникам и формулам, которые помогут вам анимировать объекты с помощью ActionScript, давайте более детально разберем саму идею анимации, ее некоторые базовые техники и то, как они в ней используются, а также как сделать ее более интересной, а главное динамической.

Что же такое анимация?

Итак, чем же, по сути, является анимация? Определение этого понятия можно найти во многих словарях. Вот, например, одно из них, которое дает Wikipedia:

В переводе на обыденный язык анимация означает движение . Если же несколько расширить это определение, то можно сказать, что анимация - это изменение во времени . В особенности это касается визуальных (видимых) изменений. Движение же - это изменение положения во времени . В один момент времени объект находился в одном месте, а через минуту в другом. Теоретически, он также находился и в промежуточных точках между начальной и конечной по мере движения времени.

Но объект не обязательно должен менять свое положение для того чтобы считаться анимированным. Он может просто изменить свою внешнюю форму. В 90-х годах (страшно сказать, прошлого века!) были популярны компьютерные программы, которые делали морфинг .

К примеру, у вас есть две картинки: девушка и тигр. Программа создает плавный переход/анимацию между ними (морфинг).

При создании этого флеш-ролика использовалась программа Sqirlz Morph 2.1

При морфинге объект также может изменять свой размер или местоположение. Например, таким образом можно создавать иллюзию растущего дерева, вращающегося мяча или изменение цвета у объекта.

Привязка анимации ко времени - это важная концепция.

Без видимого движения или изменения анимации нет, а, следовательно, отсутствует и ощущение времени у зрителя!

Вы, наверняка, много раз видели съемку камерой, на которой отсутствует всякое движение, например, пустой комнаты или городского пейзажа.

В такой ситуации трудно сказать, что перед вами: обычное фото или видео-клип. По мере просмотра вы, вдруг, замечаете небольшие изменения в кадре: легкое движение, изменение потока света или перемещение тени. Даже такие небольшие изменения явно сообщают вам о том, что время идет и, если вы продолжите наблюдать, то, возможно, изменится что-нибудь еще. Если в течение следующего промежутка времени никаких изменений нет, то вам снова будет казаться, что вы смотрите на фотографию. Следовательно, отсутствие времени в кадре означает, что картинка будет неизменна.

Все вышесказанное подводит нас к очень важному выводу: анимация, движение вызывают у нас зрительный интерес .

Все помнят картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» - шедевр живописи, одну из самых известных картин в мировой истории искусств.

Можно с большой долей вероятности предположить, что обычный человек заскучает уже после нескольких минут осмотра и очень скоро начнет искать следующий объект для «изучения». Но, начните показывать ему последний голливудский блокбастер и он не заметит как пролетит пара часов. Вот в чем сила анимации!

Как создается иллюзия движения в покадровой анимации

Давайте на секунду вернемся к определению анимации, с которым мы познакомились выше:

Анимация - это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов - морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

Авторы подобных определений вынуждены вводить в них слово иллюзия . Часто происходит так, что только иллюзия движения и существует в тех видах искусства или средах-носителях, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Поэтому здесь самое время ввести концепцию кадров.

Теоретически, все виды визуальной анимации используют кадры - последовательность картинок или фотографий, быстро показываемых зрителю для того, чтобы имитировать движение или изменение .

То, что вы видите на экране компьютера, телевизора или в кинотеатре основано на кадрах. Все началось еще с первых мультипликационных фильмов, где отдельные картинки рисовались на листах прозрачной пленки и первых фильмов, где такая же техника использовалась при показе серии фотографий.

Концепция проста: вам показывают последовательность картинок, одну за другой, которые слегка отличаются между собой и ваш мозг соединяет их вместе в единую движущуюся картинку.

Тогда почему же мы должны называть это иллюзией движения?

Если вы видите девушку, которая идет по улице на экране вашего монитора, это что не является движением? Конечно, это только изображение девушки, а не реальный объект, но это не главная причина по которой мы считаем такое движение иллюзией.

Помните, я говорил об объекте, который в один момент времени находится в одном месте, а через минуту уже в другом? Я при этом сказал, что он движется в реальном пространстве. Вот только такой род движения мы и можем называть реальным. Объекты двигаются в пространстве плавно, а не скачками, как это происходит во всех видах покадровой анимации . В них объект не движется от одного места к другому; он исчезает, а затем появляется в другом месте в следующем кадре. Чем быстрее он двигается, тем длиннее такие прыжки.

Если бы я показал вам фотографию девушки, которая находится в одном месте, а через несколько секунд другую фотографию с той же девушкой, но уже в другом месте, то вы бы сказали, что это были две фотографии, а не анимация.

Если бы я показал вам несколько ее фотографий в процессе движения, то вы все равно сказали бы, что это лишь серия фотографий.

Если бы я показал вам некоторое количество фотографий довольно быстро, то это не изменило бы того факта, что они по-прежнему являются фотографиями, но вы бы начали их воспринимать по-другому.

Ваш мозг стал бы видеть их как движущуюся девушку. По сути, подобное представление ни чем не отличается от первых двух фотографий, т.е. реальное движение в них отсутствует, но в определенный момент мозг сдается и покупается на эту иллюзию . Естественно, что в индустрии производства фильмов этот эффект был очень хорошо изучен.

После проведенных исследований было установлено, что при скорости показа 24 кадра в секунду , зритель воспринимает их как единую движущуюся картинку. Если показывать медленнее, то изображение начинает раздражающе «скакать» и иллюзия движения разрушается. Если же ускориться до 50 кадров в секунду, то реализма изображению это не добавит (хотя в программной анимации при интерактивном взаимодействии зрителя с картинкой ответ будет более быстрым и движение объектов на больших скоростях более «гладким»).

Концепция кадров делает возможными три вещи:

  • хранение
  • передачу
  • и показ

Очевидно, что вы не можете хранить, передавать и затем показывать реальную девушку идущую по улице, но вы можете хранить ее изображение/фото или их серию, а затем уже передавать их и показывать. Таким образом, у вас есть возможность воспроизводить анимацию почти всегда и везде, при имеющемся доступе к сохраненным фотографиям и возможности их показывать.

Настало время дать более общее определение кадру. До сего момента, говоря о нем, мы имели в виду фотографию, картинку или рисунок. Теперь давайте считать следующим образом: кадр - это запись системы в определенный момент времени .

Этой системой может быть:

  • фотография пейзажа, которую вы сделали из собственного окна;
  • коллекция виртуальных объектов (записью, в таком случае, были бы их формы, размеры, цвета, местоположение и т.д. в определенный момент времени. Таким образом, ваш фильм превратился бы из серии картинок в серию записей описаний картинок. Вместо того чтобы просто показывать картинку, компьютер берет такое описание, создает из него картинку и затем уже показывает);
  • кадры, содержащие определенные программы.

Программирование кадров

Поскольку компьютер может считать «на лету», то у вас есть возможность обойтись без длинного списка описаний для кадров. Вы можете все упростить, описав только первый кадр и установив правила по созданию всех последующих кадров . Теперь компьютер не просто создает картинку из описания, а:

  • сначала создает описание,
  • затем генерирует картинку на основе этого описания
  • и в конце показывает эту картинку.

Только представьте себе какое количество места вы могли бы сэкономить, используя такой подход! Картинки всегда занимают приличный объем дискового пространства и пропускной способности сетей. А 24 картинки в секунду могут стать просто «неподъемными». Если вам удастся свести все к одному описанию и определению правил, у вас появляется возможность уменьшить размер файла в сотни раз.

В 90 случаях из 100 даже самая объемная программа с правилами того, как объекты должны двигаться и взаимодействовать занимает меньше места, чем одна картинка среднего размера. Поэтому, один из первых эффектов, который был отмечен при изучении программной анимации - это ее экономичность с точки зрения размера файла .

Определенно существует компромисс. Если ваша система начинает разрастаться, а правила становятся все сложнее и сложнее, то компьютер должен тратить все больше ресурсов для обработки каждой последующей сцены, а затем еще и значительное время для вывода их на экран.

Если вы стараетесь поддерживать определенную частоту кадров, то она порой не оставляет времени вашему процессору (миллисекунды) все это «переварить». Поэтому если компьютер не может просчитать сцену вовремя, то качество воспроизведения (частота кадров) будет страдать. С другой стороны, обычная анимация, основанная на картинке, мало заботится о том, что находится на сцене и насколько эта картинка сложна. Она просто вовремя показывает следующую картинку и все.

Преимущества программной анимации

Следующее преимущество программной анимации по отношению к покадровой, которое мы сейчас обсудим, идет гораздо дальше простого размера файла. Это уже установленный факт, что программная анимация в большинстве случаев используется именно как динамическая .

Вы, наверняка, смотрели фильм «Терминатор 2: Судный день». В конце фильма, каждый раз Терминатор исчезает в плавильном котле с фразой «I’ll be back». Он делает это в кинотеатрах, по телевизору и на DVD. Даже нажимая на кнопку «Стоп» или «Пауза», вы не в состоянии его остановить. И это потому, что обычный фильм - это не более чем последовательность картинок . В конце этого фильма они (картинки) показывают исчезающего в пекле Терминатора и это все на что они способны.

Теперь давайте перейдем от Терминатора к обычному флеш-сайту. В конце 90-х, когда Flash стремительно набирал свою популярность, только ленивый не хотел использовать его возможности у себя на сайте:

  • двигающиеся, появляющиеся и исчезающие формы;
  • сопроводжающая музыка;
  • внезапно выскакивающий призыв к чему-нибудь;
  • появляющееся пятно света или тени.

Тогда подобные вещи были в новинку, поэтому и хотелось воскликнуть: «Круто!» Справедливости ради, нужно сказать, что не все из подобных сайтов были действительно крутыми. Вспоминая сегодня то, что я видел тогда, можно сказать, что только два или три из них, действительно, врезались в память.

По длительности анимация на них была не более минуты. Этого хватало только на то, чтобы я просмотрел их раза три подряд. Они что были плохими? Нет, просто после нескольких просмотров внимание слабело, потому что смотреть уже было больше нечего, как в фильме о Терминаторе. И здесь можно говорить об определенном парадоксе - в фильмах такого рода анимация не меняется, каждый кадр, от первого до последнего заранее предопределен.

Вернемся к программной анимации. Она не обязательно должна быть динамической. Вы можете создать объект и с помощью кода, определить его местоположение на сцене и затем заставить его перемещаться вдоль нее. В такой ситуации, каждый раз при запуске такого клипа, будет работать тот же код, вызывая то же движение. И, очевидно, что динамики здесь нет.

А что, если взять тот же объект и с помощью кода, случайным образом определить местоположение этого объекта, направление его движения и скорость? В такой ситуации, после запуска ролика каждый раз, мы будем видеть нечто отличное от предыдущего.

Но есть и третий вариант. После запуска ролика будут определяться время дня, месяц и год и на основании этих данных строиться сцена, например, зимнее утро, летний полдень или сентябрьский вечер?

А вот и четвертый. Во время фильма, зритель, с помощью мыши или клавиатуры, по своему желанию, мог бы изменять некоторые факторы? Это позволило бы ему взаимодействовать с объектами на сцене. Такой фильм был бы уже далеко не таким каким мы его привыкли видеть, правда? Можно было бы, даже, спасти Терминатора!

Виртуальная реальность

Возможно, что наиболее интересный аспект динамической анимации - это применение к созданным в ней объектам законов математики и физики реального мира . Вы можете не только заставить такой объект двигаться в случайном направлении, но и имитировать воздействие на него гравитации. В результате он начнет падать. Когда падение закончится, он ударится о землю и отскочит, но на высоту не равную той, с которой начал падать. В конце концов, он перестанет скакать и останется лежать на «земле».

После этого вы могли бы разрешить пользователю взаимодействовать с ним:

  • «взять» его мышью
  • или перемещать с помощью клавиатуры.

После того, как пользователь начнет взаимодействовать с ним таким способом, у него возникнет полное ощущение, что это реальный физический объект.

Вы можете в этом убедиться сами, поиграв с красным мячом ниже.

Создавая подобную анимацию, вы заставляете пользователя чувствовать, что он не просто смотрит на то, как движутся кадры, а что он находится в некоем пространстве, созданном вами . Как долго он будет там находиться? Да ровно столько пока ему будет интересно. Чем больше вы ему дадите возможностей для взаимодействия, тем дольше он будет там оставаться, а потом еще и возвращаться многократно.

Итоги

В этом вступительном уроке мы обсудили:

  • основы анимации;
  • отличия покадровой и программной анимации;
  • основные преимущества динамической анимации.

Это концептуальные, базовые знания, на основе которых будет строиться весь последующий материал бесплатного мини-курса «Основы анимации в Actionscript 3.0 ».

В следующих уроках я собираюсь рассказать о некоторых инструментах, которые вы сможете применять в своей работе. Наиболее очевидное использование всей той информации, которая будет обсуждаться в этом курсе - это создание игр. Ясно, что именно они требуют наибольшего взаимодействия с пользователем, где от него требуется решать определенные задачи и достигать поставленные цели.

Но информация этого курса может быть с успехом использована для вашей профессиональной работы как веб-дизайнера. Например, для создания интересного меню на сайте, баннерной рекламы или приложений (программ) для системы образования.

А какой вид анимации вызывает больший интерес лично у Вас? Напишите об этом, оставив комментарий ниже. Также если у Вас появились вопросы во время изучения этого урока, то задавайте, не стесняйтесь, я с удовольствием на них отвечу.

До встречи в следующем уроке!

Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы увидеть комментарии.

Программа Anime Studio Pro, строго говоря, не предназначена для создания покадровой анимации, поскольку у нее есть значительно более мощные анимационные инструменты. Но, тем не менее, возможность для покадровой анимации в программе имеется.

Покадровая анимация является традиционным способом анимирования, когда рисуются фазы движения персонажей. Эффект непрерывного движения получается, когда эти рисунки, выстроенные последовательно в ряд, прокручиваются достаточно быстро, чтобы глаз не успел различить отдельные фазы. Программа Anime Studio Pro работает по иному принципу. Создается объект, затем создаются ключевые кадры с данным объектом, а все промежуточные кадры программа рассчитывает и дорисовывает сама. То есть всю черновую работу по рисованию отдельных фаз движения программа берет на себя. Аниматор задает только опорные (ключевые) кадры.

Рассмотрим пример создания покадровой анимации движения сферы. Отметим 2 важных момента, о которых следует помнить. Во-первых, если каждая фаза движения сферы рисуется вами на отдельном векторном слое, то, если ничего не предпринять, слои (вернее, то, что нарисовано на них) будут видны один изпод другого. Другими словами, все фазы движения будут видны сразу. Нам же надо, чтобы в данный момент был виден рисунок только одной фазы.

Вспомним, что есть специальный переключающий слой типа Switch , который делает видимым только один из множества слоев, входящих в его состав. Поэтому все создаваемые векторные слои следует объединить в один переключающий слой. Если вы рисуете на одном слое, то, конечно, никаких переключающих слоев применять не надо. Во-вторых, рисуя следующий кадр, надо иметь перед собой рисунок или хотя бы контур рисунка, показанного на предыдущем кадре. Это нужно для того, чтобы было на что ориентироваться в процессе рисования. Ведь последующий кадр не должен сильно отличаться от предыдущего, иначе анимация получится не плавной, а скачкообразной. Для этой цели предусмотрен специальный инструмент воспроизведения контура предыдущих и последующих кадров, называемый Onionskins (Полупрозрачная бумага). Настройки этого инструмента показаны на рис. 6.89. Они расположены в верхней строке окна временной шкалы.

Рис. 6.89. Настройки инструмента Onionskins

Начнем рисовать кадры нашей анимации. Откройте новый проект. По умолчанию в нем уже имеется один векторный слой Layer 1. Чтобы лучше понять механизм покадровой анимации, в начале поработаем с одним векторным слоем. Проверьте, чтобы вертикальный указатель текущего кадра указывал на кадр 0. Инструментом Oval (Овал) нарисуйте овал (рис. 6.90). Откройте настройки инструмента Onionskins Relative frames (Относительные кадры) (рис. 6.90). Это даст вам возможность создавать маркеры предыдущих и последующих кадров. Закройте настройки Onionskins Onionskins .

Переместите вертикальный указатель текущего кадра на кадр 3 и щелкните левой кнопкой мыши под номером кадра 1 оцифрованной линейки номеров кадров. Появится серый прямоугольник маркера кадров. Маркер показывает на кадр 1, а вертикальный указатель - на кадр 3 (рис. 6.91). Это важно. С помощью инструмента Translate Points (Переместить узлы) немного передвинем вправо наш овал. Станет заметен контур овала, оставшийся от предыдущей позиции овала, позиции, в которой он был на кадре 1 и на которую указывает маркер (рис. 6.91). Такой контур рисунка, играющий вспомогательную роль, называют призраком или (если переводить дословно) луковой кожурой.

Передвинем вертикальный указатель текущего кадра на кадр 5 (рис. 6.92). Вы увидите, что призрак овала догнал реальный овал, то есть их позиции совместились, как и должно быть, потому что мы перемещаемся с шагом 2 кадра. Инструментом Translate Points (Переместить узлы) передвинем вправо наш овал, ориентируясь на предыдущую позицию, показываемую призраком.

Рис. 6.90. Создание кадра 0

Рис. 6.91. Создание кадра 3 с контуром предыдущего кадра

Рис. 6.92. Создание кадра 5 с контуром предыдущего кадра

Повторите аналогичные действия и создайте 31 кадр (с шагом 2 кадра). Я построил траекторию вверх, а затем опустил вниз к исходной позиции. Просмотрите анимацию. По сути мы делали вручную то, что программа Anime Studio Pro делает автоматически. Мы могли бы просто задать 2 или 3 ключевых кадра, отмечающих поворотные позиции на траектории движения, которую хотим получить, и программа рассчитала бы все необходимые промежуточные кадры. Мы могли бы задать закон интерполяции, который следует применить при переходах между кадрами, и в итоге получили бы такое же движение, какое мы получили, выстраивая анимацию по кадрам. Анимировать вручную целесообразно, если хотите получить весьма изощренное движение с изменением положения узлов на форме. Ведь можно пользоваться подсказками не только одного призрака и не только от предыдущего кадра. Расставьте маркеры с шагом один кадр следующим образом: 4 маркера до и 4 маркера после текущего кадра (рис. 6.93).

Рис. 6.93. Использование 8 маркеров

Теперь вы видите существенную часть траектории, по которой двигается ваш объект, и можете что-то изменить. Давайте добавим новый узел на сферу, несколько изменив ее форму (рис. 6.94). Так как узел не анимирован, то он остается на месте, в то время как остальные узлы будут двигаться по траектории.

Рис. 6.94. Добавление неанимированного узла

Рис. 6.95. Создание стробоскопического эффекта

Удалите добавленный узел и создайте стробоскопический эффект, добавив несколько кадров перемещения сферы за пределы траектории. Кадры должны идти без промежутков друг за другом. На рис. 6.95 это кадры с 9 по 17.

Так как теперь маркеры нам не нужны, удалите все маркеры. Чтобы стереть маркер, достаточно щелкнуть по нему один раз левой кнопкой мыши. Можно также щелкнуть по кнопке Clear All (Очистить все) в настройках инструмента Onionskins (Полупрозрачная бумага) (рис. 6.89). Выделим, удерживая нажатой клавишу , все ключевые кадры слева и справа от кадров, дающих стробоскопический эффект. Удалим их, щелкнув по кнопке Delete , которая находится в верхней строке панели Timeline (Временная шкала). Должны остаться только кадры с 9 по 17 (рис. 6.96).

Рис. 6.96. Оставшиеся кадры

Зациклим наши стробоскопические кадры, то есть кадры с 9 по 17. Щелкнем правой кнопкой по кружочку ключевого кадра 17 и в контекстном меню выберем метод интерполяции Cycle (Циклический). В диалоговом окне Cycle Interpolation (Циклическая интерполяция) (рис. 6.97) введите номер кадра 9. Это означает, что цикл будет начинаться с 9 кадра и заканчиваться кадром 17. Цикл будет выполняться безостановочно на протяжении всех кадров анимации или пока на треке анимируемого свойства не появится ключевой кадр, не входящий в состав кадров цикла.

Просмотрите полученную анимацию. Вам должно понравиться.

При создании покадровой анимации можно пользоваться также переключающим слоем типа Switch . В этом случае создается столько векторных слоев, сколько кадров анимации вы собираетесь создать. Причем каждый новый слой создается именно в том кадре, в котором рисуется фаза движения. Слой типа Switch будет автоматически переключать слои, делая видимым в данный момент только один слой.

Рис. 6.97. Настройка цикла

Откройте новый проект и, находясь на нулевом кадре, добавьте переключающий слой типа Switch . Переименуйте его. Пусть его имя тоже будет Switch (рис. 6.98). Перетащите ярлык векторного слоя Layer 1 на ярлык слоя Switch, чтобы слой Layer 1 стал подслоем слоя Switch (рис. 6.98). Визуальным признаком подслоя является сдвиг надписей на ярлыке подслоя на одно знакоместо вправо. Щелкните правой кнопкой по ярлыку слоя Switch и в появившемся списке поставьте галочку напротив имени слоя Layer 1. Щелкните левой кнопкой мыши по ярлыку слоя Layer 1. Слой Layer 1 должен быть выделен (рис. 6.98). Инструментом Oval (Овал) нарисуйте овал. Это будет начальный кадр анимации. Напомню, что мы находимся в кадре 0.

Передвигаем вертикальный указатель текущего кадра на кадр 3 и создаем векторный слой Layer 2. Этот слой автоматически включается в состав подслоев переключающего слоя и размещается над слоем Layer 1 (рис. 6.99). В этот момент овал перестает быть виден, так как его закрывает слой Layer 2, расположенный над слоем Layer 1. Но так как нам нужно видеть расположение рисунка на предыдущем кадре, то воспользуемся инструментом Onionskins (Полупрозрачная бумага). Откройте настройки инструмента Onionskins (Полупрозрачная бумага) и установите флажок Relative frames (Относительные кадры) (рис. 6.99). Это даст вам возможность создавать маркеры кадров.

Закройте настройки Onionskins (Полупрозрачная бумага), щелкнув левой кнопкой мыши по надписи Onionskins . Поставьте маркер на кадр 2. Сразу же появился контур овала, изображенного на предыдущем кадре (рис. 6.99).

Рис. 6.98. Кадр 0

Рис. 6.99. Установка маркера кадров

Рисуем новый овал, ориентируясь на расположение овала предыдущего кадра. Применим к новому овалу инструмент масштабирования Scale Points (Масштабирование узлов), немного увеличив размер овала (рис. 6.100).

Передвигаем вертикальный указатель текущего кадра на кадр 5 и создаем векторный слой Layer 3. Маркер переместился вместе с вертикальным указателем. Теперь он соответствует кадру 3 и выводит контур (призрак) изобра-

жения, находящегося в кадре 3. Ориентируясь на призрак, рисуем очередной овал, применяя к нему масштабирование (рис. 6.101). Обратите внимание, что маркер типа Relative frames (Относительные кадры) привязан к вертикальному указателю текущего кадра, но не к какому-либо определенному кадру. Если вы переместите вертикальный указатель, то вместе с ним переместится и маркер. Теперь маркер будет указывать уже на другой кадр и выведет контур изображения, нарисованного в этом кадре.

Создайте, таким образом, еще несколько слоев с соответствующими кадрами и просмотрите анимацию.

Рис. 6.100. Создание второго овала

Рис. 6.101. Создание третьего овала

March 8th, 2012

Сейчас довольно популярны так называемые "живые" фотографии - синематографии, где часть изображения, словно живая - движется. Действительно, довольно красивые результаты можно получить, если правильно подобрать объект анимации.
Для сообщества 30_day_photo (где одним из заданий является создание как раз такой "живой" фотографии) я написала урок. Очень старалась писать подробно - так, чтобы даже новичок, недавно познакомившийся с фотошопом, сумел создать свою собственную синематографию.

Сначала, вдохновения ради, предлагаю вам посмотреть несколько чудесных "живых" снимков!

Конечно же, мой пример в уроке не такой эффектный, но моей задачей было лишь показать принцип созданий подобных изображений. А уж с полученными навыками их оригинальность и эффектность полностью в ваших руках!

Теоретический урок.

Итак, что же такое синематография?
По сути - это набор кадров, сменяющих друг друга.
Например, на первом кадре человек с закрытыми глазами, на втором - начинает открывать, на третьем - еще больше, на четвертом - глаза совсем открыты, а дальше - в обратном порядке.
Чтобы на вашем снимке двигались только глаза (а не случайно дернувшаяся рука, уголок губ, или упавшая прядь волос), анимацию оставляют только на нужном участке снимка.
Как это сделать?
Двумя способами.

1) Из каждого кадра вырезать область, которая должна двигаться на фото, а остальное - удалить, оставив лишь один кадр невредимым - он и станет фоном для всей анимации. Допустим, вы анимируете то же моргание человека. У вас, скажем, 10 кадров на который человек моргает.
В 9-ти из 10-ти кадров вы удалите все, кроме глаз. 10-й кадр будет фоном, его мы расположим под остальными. Фон будет видно всегда, а вот кадры с морганием будут попеременно сменять друг друга.

2) Все кадры оставляем невредимыми, кроме одного - в нем вырезаем "дырку" в том месте, где хотим видеть движение, и располагаем его выше других.
Допустим, в том же примере с морганием, мы берем один из 10 кадров и удаляем на изображении глазницы (жутковато:))). Перед нами картинка, у которой нет глаз - это фон. Зато через эту "дырку" можно видеть кадры, расположенные под фоном. Фон остается на месте все время, а кадры сменяют друг друга.

Возможно звучит все это немного заморочено, но на деле все окажется простым, вот увидите:)
В своем практическом примере я буду разбирать второй случай, мне так удобнее. Но вам может показаться удобнее первый, поэтому не сбрасывайте его со счетов:)

Откуда взять эти самые кадры для анимации?
Откуда же взять эти самые кадры, из которых нужно что-то вырезать?
Опять же - есть два варианта - можно использовать для создания синематографии видео (снятое самостоятельно, или готовое, взятое из сети), а можно - ряд фотографий.
В первом случае вам нужно будет снять или найти подходящее видео, а потом придется пользоваться специальной программой (или ставить дополнительные кодеки для ФШ) для того, чтобы сохранить часть из этого видео как набор скриншотов, кадров, которые мы в последствии сможем использовать.
Во втором случае нам нужно выбрать объект съемки, и с помощью режима скоростной съемки вашего фотоаппарата сделать серию снимков, где выбранный вами объект движется.

Так как мы в этом сообществе все-таки фотолюбители, а не видеолюбители - я предлагаю разобраться во втором случае - скоростной съемке, и работой с множеством получившихся дублей (по желанию расскажу позднее как работать с видео).

Что именно фотографировать/снимать на видео?
Сложность синематографий в их оптимизации, ведь формат gif, поддерживающий анимацию, может содержать в себе не больше 256 цветов (считаются все оттенки!). Отсюда первое правило создания "живого" снимка:

Правило №1. Не выбирайте объектом вашей анимации предметы ярких насыщенных цветов. При их оптимизации на вашем снимке проявится немало неприятных артефактов (проще говоря - фотография запестрит пикселями). Берите спокойные тона, желательно, чтобы на всей вашей будущей синематографии этих цветов оказалось немного. Избегайте градиентов, радуги, и других пестрых текстур.

Правило №2. Выбирайте объект, который совершает цикличное движение! Проще говоря, не фотографируйте рыбок, хаотично плавающих в аквариуме - вы никогда не сможете "закольцевать" такую съемку. Ваш предмет должен совершать движение и возвращаться на тоже место, на котором был в начале!
Человек открыл глаза - человек закрыл глаза. Листик на ветке качнулся и вернулся обратно. Или же ваш объект должен изначально отсутствовать в кадре, потом появляться, а потом снова исчезать. Например, таракан, пробегающий по столу раз за разом. Или капля воды, падающая из крана вниз.
Если в качестве вашей модели выступает живой человек, просите модель как можно меньше шевелиться, не совершать лишних движений.

Правило №3. Берите маленький движущийся объект (небольшую область анимации). С большим сложнее работать - легче допустить ошибку при съемке. К тому же анимация большого объекта будет немало "весить". А какой смысл живой фотографии, если ее нельзя никому показать?

Итак, мы с вами обсудили теорию создания синематографии. Переходим к практике:)

Практический урок.

Этап 1. Фотографируем.
Для первых экспериментов предлагаю выбирать неодушевленный объект, совершающий простое повторяющееся движение. И лучше, для первого раза, один. Ну вот, например, вентилятор. Стоит на месте, никуда не убежит, крутится циклично - отличная модель.
Я ставлю свой вентилятор на кухонный стол, где достаточно света для съемки, расставляю там еще несколько предметов, создавая натюрморт. Сажаю ребенка, чтобы получилось живописнее. Убираю все лишние предметы, стараясь свести к минимуму последующую обработку в фотошопе.

Дальше разбираемся с настройками вашего фотоаппарата.
Вам необходимо найти режим скоростной съемки, чтобы быстро и без проблем отснять движение лопастей вентилятора. Этот режим означает, что, зажав кнопку съемки, вы сделаете не один кадр, а сразу много - фотоаппарат будет снимать, пока вы не отпустите кнопку (или пока не закончится флешка:))
Скорость съемки напрямую зависит от того, какая именно у вас камера.

Ну а дальше все просто - ставите свой фотоаппарат на штатив (или на ровную устойчивую поверхность), чтобы все кадры были сняты с одинаковой точки, и наша анимация не прыгала. Это очень важный момент! Если камера будет сдвигаться хоть на мм во время серийной съемки - все пропало:)

Включаем вентилятор, а потом делаем серию снимков.
Сколько именно снимков - вы легко выясните, приступив к практике. Конечно, чем дольше длится движение вашего объекта - тем больше кадров вам нужно сделать. Вентилятор делает поворот вокруг своей оси довольно быстро, поэтому мне хватило 30 кадров (и то - при обработке мы часть дублей удалим, чтобы уменьшить вес нашей анимации).

Этап 2. Работаем с получившимся материалом.

Я работаю в фотошопе версии Cs2 и Cs5 (оба - на английском языке), урок буду писать, пользуясь 5 версией. В принципе в новой версии не появилось ничего уникального, связанного с анимацией, но некоторые команды изменили свое расположение. Поэтому спрашивайте, если что:)

1. Посмотрите все кадры, которые вы отсняли.
Найдите начало и конец движения, в нашем случае - когда вентилятор сделал полный круг. Все кадры после этого можно удалить.

2. Если ваш объект совершает небольшое движение, а дублей вышло слишком много - удалите лишние кадры через один.
Как правило, после двух этих действий у вас останется немного кадров - 10-30.

3. Откройте все снимки в фотошопе. Перетащите все снимки в один файл - один слой над другим, в том порядке, в котором вы их снимали. Нижним слоем получится начало движения, наверху - конец.

4. Теперь создаем ту самую дырку - маску - через которую будет видно движение только в необходимой области.
В нашем случае эту дырку нужно сделать на месте, где лопасти вентилятора.
Пусть слой, оказавшийся выше всех станет фоном, в котором мы и будем делать дырку. Выделите его, щелкнув по нему мышкой.
Теперь перейдите в режим быстрой маски - кнопка для перехода в этот режим находится внизу панели инструментов:

После этого возьмите инструмент "Brush tool" (кисть) и закрасьте с его помощью ту область, где нужно сделать дырку. Лучше пользоваться кистью с жесткими краями, чтобы видеть четкие границы области, которую вы выделяете:

После того, как вы закончили с закрашиваем области, снова нажмите на кнопку режима быстрой маски, выключив его. Вы увидите выделенную область:

Теперь превратим выделенную область в векторную маску. Для этого щелкнем по кнопке "Add vector mask" на панели "Layers" (Слои):

И вы увидите, что около вашего слоя появилась маска с черной областью - это и есть дырка, через которую мы будем видеть слои, расположенные под нашим "фоном":

Важно: Напоминаю, что я использую этот способ (делаю дырку-маску в самом верхнем слое, а остальные оставляю нетронутыми) потому, что он удобен лично мне, и хорошо подходит для этого конкретного случая, когда вентилятор крутится всегда в одной и той же области, по кругу.
Здесь мы сразу видим область, в которой будет происходить анимация. Но бывает и иначе.
Когда необходимо сделать более аккуратные выделения (например у нас анимация человека в толпе, и мы не хотим, чтобы другие люди двигались), то удобнее пользоваться вторым способом, который я описывала выше - фон, который останется нетронутым, размещать под всеми остальными слоями. А к ним, в свою очередь, (к каждому слою!) дорисовывать маску нужной формы.
Если этот момент непонятен кому-то - напишите, я могу дописать урок, приведя конкретные практические примеры.

5. Теперь создаем анимацию.
Для этого откроем панель "Animation" (Анимация) с помощью команды "Window - Animation".
Панель выглядит вот так:

Сейчас перед вами только один кадр - значит анимации нет.
Прежде всего нам нужно создать другие кадры. Кадров должно быть столько же, сколько у вас слоев (за исключением фона с маской). У меня 8 слоев, поэтому я должна создать еще 7 кадров.
Это делается с помощью кнопки "Duplicate selected frames" (дублировать выделенные кадры):

Я нажала 7 раз на эту кнопку, и вот все мои 8 кадров:

Сейчас они все выглядят одинаково, ничего не меняется от кадра к кадру.
Нам необходимо выставить правильную видимость слоев для каждого кадра.
На всех кадрах должен быть виден наш фон-верхний слой один из оставшихся кадров.
Т.е. на первом кадре видно фон слой0, на втором - фон слой 1, на третьем - фон слой 2, и т.д.
Сделать слой видимым или невидимым можно нажав на значок глазика рядом с ним.
Вот, для наглядности:

Выставляя видимость слоев, вы сразу же будете видеть результат - как происходит анимация от кадра к кадру.
Когда вы закончите - подберите скорость перехода от кадра к кадру. Выделите все кадры с помощью кнопок Shift или Ctrl на клавиатуре и из выпадающего списа выберите нужное значение:

Я выбрала 0,1 секунды. No delay - значит без остановки.
Вот и все! Анимация готова:)

6. Доводим картинку до ума.
Т.е. занимаемся украшательствами:) Этот шаг необязательный в создании синематографии, но совсем без обработки не делается практически ни одно фото. На моей картинке явно не хватает света. И еще хотелось бы подправить цвета.

Я создаю два корректирующих слоя (убедитесь, что при этой вы находитесь на первой кадре анимации! действия, сделанные на первом кадре анимации - будут распространяться и на все остальные кадры) - Selective color (редактирование цветов) и Curves (кривые) с помощью кнопки "Create new fill or adjustments layer" (создать новую заливку или корректирующий слой), которая находится внизу на панели "Layers" (Слои):

Получаем вот такой красивый результат:

С помощью команды "Image - Image Size" (Изображение - размер изображения) уменьшаем нашу синематографию до нужный размеров. Я выбрала размер 700 по большой стороне.

7. Сохраняем нашу синематографию.
Для этого пользуемся командой "File - Save for Web & Devises" (Файл - Сохранить для Веб и устройств).
В появившемся окне нам предлагают выбрать настройки оптимизации формата gif. Как я и говорила ранее, в формате gif лишь 256 цветов, поэтому качество изображения непременно пострадает, это неизбежно. В каких-то случаях это видно не сильно, в каких-то - довольно заметно. Именно поэтому я давала советы по выбору исходника по цветам.

Расписывать все настройки оптимизации я не возьмусь - это материал для отдельного большого урока, извините:) Но, меняя настройки, вы сами сможете увидеть, что лучше в вашем случае - все изменения будут отображаться на превью слева.
Покажу лишь какие настройки выставила я:

После этого жмете "Save", даете имя, и ваша "живая" фотография готова!

Чем лучше вы продумаете свою синематографию, чем тщательнее выберите объект анимации, чем аккуратнее снимете - тем лучше получится результат.

Важно: Мы создали синематографию с помощью серийной съемки. Но не у всех фотоаппаратов есть возможность делать быструю серийную съемку. Да и не всегда этот способ удобен. Помните, что вы можете также снимать видео! При съемке видео обязательно ставьте видеокамеру/фотоаппарат на штатив. И не делайте длинных роликов (не больше 10-20 секунд), иначе замучаетесь удалять ненужные кадры.
Получившийся ролик необходимо разобрать на кадры, которые потом вы сможете, словно серийную съемку, с которой мы работали, превратить в анимацию. В последних версиях фотошопа есть возможность разложения видео на кадры-слои, это очень удобно. Команда звучит как "Fшle - Import - Video Frames to Layers"
(Файл - импорт - Видео кадры как слои). У кого фотошоп старых версий - придется воспользоваться Adobe Image Ready, или сторонней программой для сохранения скриншотов из фильмов.
Если кому-то будет интересен данный способ создания синематографий - напишите, я расскажу.

Творческих успехов вам!

Покадровая анимация является самой простой формой анимационных изображений в . Покадровая анимация характеризуется использованием в каждом кадре, и потому очень подходит для создания сложных анимаций, в которых каждое движение будет индивидуальным и неповторимым. Конечно, для создания неповторимых изображений в каждом кадре может потребоваться масса терпения и выдержки, а также большое количество времени, но результат может превзойти все ожидания.

Применение покадровой анимации также увеличивает размер итогового файла видео, так как вес имеет каждый кадр. В программе Macromedia Flash Professional 8 каждый кадр, содержащий уникальное изображение, называется ключевым кадром . Для создания покадровой анимации нужно нарисовать уникальное изображение в каждом кадре, и таким образом каждый кадр становится после этого ключевым.

Добавление ключевых кадров в Macromedia Flash Professional

Для того, чтобы добавить ключевой кадр , выделите на кадр, который будет ключевым, и выберите в меню Insert — Timeline — Keyframe . Можно также для создания ключевого кадра кликнуть на нужном кадре правой клавишей мыши, и выбрать команду Insert Keyframe .

Обратите внимание: при создании нового документа первый кадр является ключевым в любом случае. А вот остальные ключевые кадры нужно создавать.

Например, выберите десятый кадр, и сделайте его ключевым. При этом в изображении кадра появится точка. Теперь Вы можете проигрывать анимацию. Для этого достаточно нажать Enter на клавиатуре компьютера, и Вы увидите, как воспроизводящая головка побежит по временной ленте, воспроизводя каждый кадр по очереди. Теперь осталось только сделать ключевые кадры в тех местах, которые Вам нужны, и создать в них изображения.

Ключевыми кадрами можно сделать не все кадры. Допустим, Вы сделали ключевыми кадры 1, 5, 6, 7 и так далее. Изображение, которое Вы создадите в кадре 1, будет оставаться видимым, пока не дойдет очередь до кадра 5. Таким образом Вы как-бы увеличиваете длительность проигрывания первого кадра в пять раз.

Создание покадровой анимации

  1. Сделайте изображение в первом кадре.
  2. Выберите кадр, с которого начнется анимация. Сделайте его ключевым с помощью меню Insert — Timeline — Keyframe , или с помощью клика правой клавишей мыши Insert Keyframe .
  3. Измените изображение в новом ключевом кадре.
  4. Продолжайте добавлять новые ключевые кадры и изменять их содержимое до тех пор, пока анимация не будет готова.
  5. Протестируйте Вашу покадровую анимацию, нажав Enter или выбрав в меню Controle — Play .

Копирование изображений при создании покадровой анимации

Для создания изображений в ключевом кадре может возникнуть необходимость копирования изображения, которое есть в другом кадре. Для этого выделите кадр, изображение которого будете копировать, и выберите в меню Edit — Select All , или нажмите клавиши Ctrl+A . Все изображение станет выделенным. После этого копируете изображение с помощью меню Edit — Copy (или Ctrl+C ), затем выделяете ключевой кадр, в который Вы будете копировать изображение, и выбираете меню Edit — Paste in Place (или Ctrl+Shift+V ). Изображение будет вставлено в новый ключевой кадр, и Вам останется только его отредактировать.

Еще проще скопировать сам ключевой кадр, и вставить его в другое место на временной ленте. Для этого нажимаете на кадре, который Вы хотите скопировать, правой клавишей мыши, и выбираете Copy Frame . Нажимаете правой клавишей мыши после этого на кадр, вместо которого хотите поставить скопированный кадр, и выбираете Paste Frame . Кадр будет скопирован.

Работа с кадрами в программе Macromedia Flash

Во время создания покадровой анимации Вам придется работать с кадрами: добавлять ключевые кадры, удалять лишние ключевые кадры, вставлять и удалять обычные кадры. Все это делается либо через меню Edit — Timeline , либо через клик правой клавишей мыши. Кликнув правой клавишей мыши на кадре, Вы можете:
  • Insert Frame — вставить кадр;
  • Insert Keyframe — вставить ключевой кадр;
  • Remote Frames — удалить кадры (один или несколько). Если Вы выделите сразу несколько кадров с помощью перемещения по ним мышкой с нажатой левой клавишей, Вы их сразу все можете удалить.
  • Insert Blank Keyframe — вставить пустой ключевой кадр, изображение в котором не будет повторять изображение предыдущего кадра;
  • Clear Keyframe — удалить изображение ключевого кадра, при этом он перестанет быть ключевым.
  • Clear Frames — удаляет изображение кадров (одного или нескольких). Если удалить изображение ключевого кадра, он станет пустым ключевым кадром.

Создаем анимацию в программе Macromedia Flash

Сделайте такой, или похожий ролик:

и сохраните его с помощью меню File — Save as , в формате .fla .

В качестве подсказки можете посмотреть изображение временной ленты, которая у меня получилась.

Используйте при создании Вашей покадровой анимации инструмент Text .

Инструмент Text

Используйте этот инструмент для написания текста. Для его активации нажмите на иконку с изображением буквы А. Пропишите текст, задайте его свойства в панели свойств, если нужно, передвиньте границы, чтобы он весь поместился, а затем, при необходимости, с помощью инструмента Free Transform измените его размеры.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Вам может быть необходим целый замок, но может ли вам хватить просто танцзала и темницы? Сузьте свой взгляд до действительно необходимого для рассказа истории. Я это сделал - вместо «убийственных полей», о которых говорилось чуть выше, сделал бесконечный коридор в After Effects.

Поверьте, мне хотелось снимать в большом красивом кабинете. Но вместо этого я сделал одну комнату, покрытую фетром. А потом крепко задумался о том, какую историю я могу рассказать из этой голой серой комнаты? На что похожа эта комната? Операционная! Конечно! «Ленивое» решение о съемочной площадке диктует историю. Я бы хотел целый город, но операционная проще.

Другой вопрос: как это снимать? Сначала я собирался использовать приложение для анимации iMotion на моем телефоне. Но живые сценки нам пришлось снимать на , и они выглядели потрясающе, так что уровень качества был установлен высоко - надо было соответствовать. Я решил взять цифровой фотоаппарат в аренду.


2. Не бойтесь своего оборудования

Это то, что я сказал себе сам. Так что я взял в прокат на две недели Nikon D7100, в комплекте с двумя объективами: 35мм и 28-70мм. В следующие две недели я потратил около 50 часов в моем подвале, перемещая эти маленькие куклы. Самой сложной частью всего процесса было расставлять их. Как я мог заставить их встать и двигаться? Об этом и поговорим дальше.

3. Заведите друзей в хозяйственном магазине

Вам постоянно будет что-то нужно: металлическая труба, сверхпрочная лента, деревянные бруски, да и кто еще знает, что потребуется! Я провел часы в «Hankins Hardware» в Хоторне, осматривая их полки в поисках подходящего. Я подпирал кукол маленькими трубками, вставленными в деревянные блоки и приклеенными скотчем к спине. Для маленьких кукол я использовал L-образные отрезки стальной ленты. Моими подвесами для полетов были куски жесткой проволоки, привязанной к грузу, и моток лески.

Итак, куклы закреплены, а фотоаппарат - на треноге. Сделайте кучу фотографий, проиграйте их быстро и вы - аниматор, не так ли? Ну, вы можете попробовать этот способ. Вы можете продолжать снимать на SD-карточку, вытаскивать ее из фотоаппарата, скачивать фотографии на компьютер, вставлять карточку обратно, потом готовить фильм в After Effects или чем-то вроде того. Я поступил проще - я взял Dragonframe.


4. Используйте правильные программы

Dragonframe - программное обеспечение для анимации, контролируемое через USB. Вы подключаете ваш фотоаппарат через USB-порт к компьютеру, а Dragonframe получает от нее изображения сразу, как только вы их делаете. Вы можете проиграть фотографии в обратном порядке, переходить между ними, а также использовать функцию «луковая кожура», располагая кадры один над другим. Мне это оказалось полезным, например - для совмещения кадра с ножом и кадра с мышиным ухом. Конечно, вы можете сделать это в After Effects, но это никогда не будет выглядеть так же хорошо, как если это сделать сразу камерой.

Важно заметить, что Dragonframe может работать с большим количеством разных камер, но не со всеми. Проверьте список поддерживаемого оборудования прежде чем взять камеру в аренду.


5. Для каждой сцены сделайте «чистый» снимок

«Чистый» снимок - это фотография сцены в момент пока на ней не установлено ни одной куклы, только сам задник. В этом случае, если на каком-то кадре будет виден кусочек поддерживающего куклу оборудования, вы сможете заменить его на фотографию задника из чистого снимка. Соответственно, лучше всего будет спрятать стойку, помните: лучшая подчистка - отсутствие подчистки.


6. Анимируйте задом наперед

Если сцена должна закончиться с героями на определенной позиции, лучше всего снимать задом наперед. Тогда вы начинаете с последнего кадра и точно попадаете в нужную позу. Именно так я сделал кадры где Сэмми входит в операционную.


7. Монтируйте прямо в процессе съемок

Не дожидайтесь момента, когда камеру нужно будет вернуть, а вы останетесь с кучей материала без возможности что-то доснять и исправить. В конце каждого дня я собираю все мои кадры в черновом монтаже, и это не раз выручало меня. Помимо всего прочего, такая привычка позволяет иначе взглянуть на отснятый материал и скорректировать процесс съемок. Например, в процессе первичного монтажа я обнаружил, что куклы выглядят больше и страшнее при экстремально крупном плане, так что моя камера становилась к ним все ближе и ближе.


8. Придавайте вещам жизни

Половина кадров этого анимационного фильма - кадры с разными реакциями. Моим первым планом было использовать фотографии. Однако когда я сделал первый черновой монтаж, я увидел, как это выглядит: как статичные и не очень интересные картинки. Стало понятно, что если мои куклы будут что-нибудь делать, воображение зрителя дорисует им нужные личностные качества. Движение не может быть случайным, даже небольшая дрожь может рассказать о многом.

Когда вы закончите снимать, вы выйдите из своей пещеры, моргая и потирая глаза, словно медведь, поднимающийся из спячки. Мир будет ярким и шумным. Люди будут спрашивать где вы пропадали, а вы будете вспоминать как разговаривать. Затем вы постепенно будете возвращаться к привычной жизни, а часы в темной комнате покажутся странными и далекими, как сон, который я анимировал. Это подводит меня к следующему - самому главному совету.