Open
Close

Проблемы борьбы с организованной преступностью. Прощание с губопом

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Преступная деятельность простого уголовника от целой группы отличается организованностью и продуманностью действий. Масштаб причинения вреда стране от нее огромен. Лидера преступной группировки сложно вычислить и задержать, так как официально он не имеет отношения к этим действиям. Финансовые махинации, экстремизм, контрабанда, киднеппинг, терроризм - и это только часть совершаемых ими проступков. Именно сотрудникам, которые посвятили свою деятельность выявлению главарей преступных группировок, их разобщению, задержанию и доведению до суда, и посвящен этот профессиональный праздник.

Когда отмечается

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью празднуется ежегодно 15 ноября.

Кто празднует

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью 2019 по традиции отмечают действующие сотрудники ГУПЭ (Главное управление по противодействию экстремизму) МВД РФ, а также ветераны службы.

История праздника

15 ноября 1988 года Приказом МВД Советского Союза № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» было организовано 6-е управление МВД СССР в количестве 32 человек. Эта дата и стала точкой отсчета в формировании данных подразделений.

В феврале 1991 г. оно было переименовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, а через год преобразовано в ГУОП (Главное управление по организованной преступности) МВД России. Следующий виток реформирования наступил в 1999 году. С ним пришло новое название - ГУ по борьбе с организованной преступностью. В 2004 г. оно стало Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. Реформирование 2008 года привело к созданию новой аббревиатуры - ГУПЭ МВД России. Сейчас это главное подразделение в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Для поддержки проводимых его сотрудниками действий и операций созданы отряды быстрого реагирования.

О профессии

В обязанности сотрудников ГУПЭ МВД РФ входит не только проведение мероприятий, направленных на выявление экстремизма, а также борьба с терроризмом, наркотическим бизнесом, незаконной реализацией оружия, коррупцией, раскрытие особо тяжких и тяжких преступлений на региональном и международном уровне и многое другое. Помимо этого, они занимаются проведением профилактических мер, целью которых является предупреждение и пресечение данных видов деятельности.

До 1985 года в СССР не признавали наличие организованной преступности, хотя ее становление начало происходить с 1960-х гг.

Самая большая по численности Сицилийская мафия насчитывает 50 тысяч членов - 150 семей, в то время как в России эта цифра достигает 160 тысяч членов - 12 000 групп.

На докладе Совета Европы 2004 года говорится о том, что российские международные преступные организации, действующие на территории Европы, являются одними из самых опасных в сфере вымогательства, незаконной миграции и экономических преступлений.

Организованная преступность по модели правления представляет собой государство с олигархической формой правления. В преступном обществе также есть власть, органы системы безопасности, образования (для воспитания молодых преступников), суды, оппозиция и даже издаются нормативные акты (предписания). У них есть свой кодекс поведения, музыка, речь, обычаи и традиции, которые нельзя нарушать.

«Русская мафия» - это не только российские преступные организации. К ним также относятся группировки стран СНГ и миграционные проявления дальнего зарубежья.

По территориальности организационная преступность сконцентрирована в южных регионах России, не считая крупных городов и промышленных центров. На мировой арене она действует в 44 странах.

Воровской жаргон был создан на основе русского, украинского языков и идиша и изначально принимался с целью выделения «своих из толпы». Многие ученые, поэты и писатели в годы репрессии были заключены в тюрьмы и описывали быт, заимствовали уголовные термины и понятия. Вскоре они прочно вошли в разговорный и литературный языки.

Прародителями воровского языка стали офени - бродячие деревенские торговцы. Их условный язык назывался «феней». Отсюда и пошло всем известное название уголовного жаргона.

В конце осени, 15 ноября, вся Россия отмечает День создания подразделений о борьбе с организованной преступностью. Для многих этот праздник остается загадкой, но для посвященных это знаковый день – он символизирует борьбу с бандитизмом 90-х, борьбу за мирные улицы и честный бизнес.

ОБОП – один из самых легендарных отделов в составе МВД. Их сотрудники, штатские аналитики и «люди в масках» наводят страх на представителей ОПГ и вызывают восхищение у рядовых граждан. Но так было не всегда.

Экскурс в историю

До 15 ноября 1985 года этого отдела не существовало в структуре МВД. Появился он, как ни странно, на периферии – первый коллектив состоял всего из двадцати пяти человек и занимался криминогенной обстановкой в Узбекской ССР. На месте подразделение назвали отделом по борьбе с организованными преступными группами МВД Уз ССР.

Ташкент — столица Узбекской ССР

Разработки велись руководством страны с начала осени того же года. Бандитизм и финансовые пирамиды, рэкет и кровавые разборки между членами бандформирований уже нельзя было подавить рядовыми силами МВД, преступность распространялась в геометрической прогрессии. Правительство пошло на крайние меры и издало «Указ о создании во всех МВД союзных и автономных республик, УВД краевых и областных, исполнительных комитетов специальных подразделений по борьбе с организованной и групповой преступностью». Первыми успели в МВД Узбекистана.

Затем пришла очередь Татарстана. Преступность распространялась и набиралась силы и власти, население тревожилось и требовало у правительства принять меры. В ноябре 1988-го года на базе Управления угрозыска МВД ТАССР возникла специальная группа по борьбе с организованной преступностью. Затем к масштабной борьбе с бандитизмом приступила Казань и остальные регионы: к началу 90-х подразделения по борьбе с организованной преступностью появились в 58 МВД, УВД союзных республик.

Весной 1991 года из структур и отделений МВД выросли подразделения ОРБ – оперативно-розыскные бюро. Летом того же года утверждена Концепция работы, численность штата выросла втрое. Февраль 1992 года ознаменовался образованием ГУ (Главное Управление) по ОП (организованная преступность) МВД России. Борьба с экономической преступностью и бандгруппированиями постепенно переходила из местного подчинения к федеральному.

В помощь отделу по борьбе с ОПГ выделили специальные отряды – для силовых акций службу усилили отрядами СОБРа. Они взяли на себя физическую поддержку отдела по борьбе с ОПГ: захват боевиков, изъятие незаконных боеприпасов и наркотиков, а также предотвращение терактов и распространения незаконных веществ и оружия. Сотрудники в масках чаще других представителей отдела попадают в кадры телевизионных хроник и на страницы газет.

С 2004 года управление взяло на себя функции по борьбе с терроризмом. К этому моменту окончательно оформились цели отдела: война с преступностью, наркоторговлей, торговлей оружием и экстремизмом. В задачи организации входит профилактическая работа и силовые акции.

Кого поздравлять

В этот день подарки получают только причастные люди – действующие сотрудники и пенсионеры службы. При этом не имеет значения – занимался специалист аналитической работой или принимал участие в силовых акциях: все вносили неоценимый вклад в дело мира в нашей стране.

Благодаря этим людям предприниматели сегодня не должны платить за «крышу», девушки не боятся возвращаться вечером с работы или учебы, а молодежь не страшится выйти вечером в парк.

Что дарят настоящим мужчинам? – Все зависит от степени близости и бюджета (так же, как в день защитника Отечества):

— соседа можно поздравить и бритвенным набором, как бы банально это не выглядело;

бритвенный набор

— мужу или отцу нужно сделать настоящий мужской подарок: оружие, технику, набор покрышек автолюбителю или роскошный спиннинг рыболову.

Цветы мужчинам дарить не принято – не на этот праздник, но выразить уважение и поддержку просто необходимо: борьба против ОПГ и терроризма ведется ради нас с вами.

История создания структуры

Советская эпоха характеризовалось одним из самых низких уровней преступности в современном обществе. Правоохранительные органы работали очень хорошо, так что процент раскрываемости был необычно высоким. И в то же время, суровость наказания остужала многих злоумышленников, которые вынуждены были отказываться от своих противозаконных действий.

Но под конец существования СССР ситуация в корне поменялась и во время перестройки начали массово появляться организованные преступные группировки, которые фактически контролировали целые регионы.

Милиция не была готова к встречи с новым для себя врагом, который часто превосходил силовиков в техническом оснащении и имел разветвленную агентурную сеть, в том числе и среди сотрудников правоохранительных органов. Так что нужно было создавать принципиально новое управление, которое могло бы противостоять угрозе государственной безопасности.

День образования УБОП приходится на 15-ое ноября 1988-го года, когда по приказу всесоюзного МВД было создано 6-ое управление МВД СССР. Новое ведомство было укомплектовано из самых лучших сотрудников с безупречной репутацией и большим опытом. Всего первый состав насчитывал 32-а человека, которые, конечно же, не могли сами остановить растущую преступность.

Волнения в стране и отсутствие политической, экономической и социальной стабильности толкали все больше людей вступать в банды. Если изначально ОПГ состояли из 4-5 человек, то вскоре их «штат» расширился до нескольких десятков. Причем везде была четкая иерархия, а во главе нередко стояли кадровые военные, которые не смогли найти себя в мирной жизни после возвращения из Афганистана.

Поэтому в феврале 1991-го года новое ведомство было реорганизовано, а в его ответственность вошла борьба с наиболее опасными преступлениями, а также коррупция и наркобизнес. Через полгода Союз перестал существовать, и последовала очередная реорганизация структуры в Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации. Но День УБОП все равно продолжили считать от образования первой структуры.

Криминогенная обстановка после распада СССР стала еще хуже. На улицах многих городов шли настоящие войны, причем не только между силовиками и бандитами, но и между противоборствующими группировками. Жители находились в постоянном страхе, поэтому нужны были действенные меры от властей.

Численность ведомства была значительно увеличена, а техническое оснащение доведено до высших стандартов. С 2004-го по 2008-ой год структура носила название «Департамент по борьбе с организованной преступностью, экстремизмом и терроризмом МВД России».

В 90-ые годы удалось остановить преступность и вернуть гражданам спокойствие. Но пришла новая беда - терроризм. Бороться против такого врага значительно сложнее, так как выявить его очень сложно, поскольку зачастую подготовка боевиков ведется в иностранных государствах, а в Россию их переправляют только непосредственно перед совершением теракта. В связи с этим реформа 2008-го года преобразовала ведомство в «Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ».

Чем занимается УБОП сегодня?

День УБОПа в России в 2016 году состоится совсем скоро, поэтому нужно подготовиться к поздравлениям сотрудников. О них редко говорят в новостях, но если взглянуть на статистику, то можно увидеть, что выявление и задержание опасных преступников и боевиков производятся едва ли не каждый день.

Так что силовики прекрасно справляются со своей задачей и дают людям возможность жить нормальной жизнью. Перед управлением ставится довольно обширный перечень заданий:

  1. Оперативно-розыскная деятельность с целью выявления и обезвреживания преступных группировок и экстремистских организаций.
  2. Освобождение заложников и поиск похищенных граждан.
  3. Слежка за «ворами в законе» и криминальными авторитетами.
  4. Борьба с коррупцией и превышением служебных полномочий.
  5. Расследование этнических преступлений.
  6. Предотвращение экономических преступлений государственного масштаба.
  7. Взаимодействие с иностранными коллегами для противоборства транснациональным преступным группировкам.
  8. Ликвидация каналов незаконного оборота оружия.
  9. Выявление и блокировка маршрутов поставок наркотиков в РФ.

Действует УБОП, как самостоятельное подразделение в структуре Министерства Внутренних Дел. Главный упор в работе делается именно на борьбу с терроризмом, так как этот фактор больше всего угрожает национальной безопасности и способен дестабилизировать обстановку в обществе, вызвав панику у населения.

Еще одной важнейшей задачей является наблюдение за криминальными лидерами. С помощью слежки можно заранее узнавать о готовящихся акциях и предотвращать преступления.

В частности, в текущем году сотрудниками ведомства было задержано несколько десятков человек, находившихся в федеральном розыске. Всего в 2016-ом году предотвращено более сотни преступлений и терактов, о подготовке которых стало известно благодаря агентурной сети и наружной слежке.

Как поздравить сотрудников подразделения?

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью стал поворотным моментом в жизни страны. Раньше люди смотрели фильмы о мафии, якудза, триадах и других преступных группировках только в кинотеатрах. Но переходной период привел к появлению ОПГ на улицах родных городов. И именно сотрудники УБОПа стали щитом, который защищал граждан от насилия.

А сегодня отважные силовики противостоят террористам, оберегая покой в каждом доме. Поэтому нельзя не поздравить их в профессиональный праздник и не сказать несколько теплых слов.

День подразделений по борьбе с организованной преступностью отмечают 15-го ноября. Помимо поздравлений от представителей власти и руководства МВД, проходит также чествование ветеранов и награждение особо отличившихся сотрудников.

Вручаются медали, почетные грамоты, присваиваются очередные и внеочередные звания. Обязательно проходит праздничный концерт, на котором выступают различные коллективы. Обязательно возлагают цветы к мемориалам в память о тех, кто отдал свою жизнь при исполнении служебных обязанностей.

Подарки сотрудникам УБОП можно приобретать в военторге. Именно здесь легко найдутся подходящие аксессуары с соответствующей символикой, которая всегда будет напоминать о важности своей службы.

УБОП - это выбор смелых людей, которые готовы оберегать покой родины в круглосуточном режиме. Поэтому в качестве презента нежно подобрать что-то соответствующее. Лучше всего остановиться на полезном аксессуаре, который будет полезен во время несения службы.

Если кто-то из близких служит в УБОП, нужно обязательно устроить праздничный ужин и собрать всех друзей. Всем будет приятно осознавать, что окружающие ценят его труд, который часто остается за кадром.

И никакие награды и звания не заменят любящую семью и тепло домашнего очага. Если дома ждут любимые, то можно преодолеть все преграды и справиться с самыми сложными заданиями, поборов ради них любую преступность.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.