Open
Close

Психологические типы личности по К. Юнгу

На что же опирается власть и без чего она невозможна? Анализ политической истории и биографий лидеров самого разного калибра подсказывает, что таких оснований, как правило, три. Первое и самое очевидное – формальный статус, приобретаемый лидером. Когда человека назначают топ‑менеджером, командиром, премьер‑министром или архиепископом, он приобретает власть над другими людьми автоматически. Вне зависимости от его личных качеств, истории его жизни, степени его компетентности. Достаточно назначения.

На бытовом уровне статуса может быть для власти достаточно. Мы с детства привыкаем к тому, что властью обладают люди «при должности», те, кто наделен определенными формальными атрибутами. Видя человека в униформе полицейского, мы понимаем, что перед нами представитель власти, и ведем себя соответственно. Ведь подразумевается, что эту форму он не мог получить просто так: она положена ему в силу служебного статуса. Именно поэтому символами статуса – «корочками», униформой, даже автомобильными номерами – могут воспользоваться мошенники, выдающие себя за официальных лиц, за людей во власти.

Однако признаки статуса должностью и униформой не исчерпываются. Статус, которому мы с детства инстинктивно повинуемся независимо от качеств носителя, – статус отца. Представьте себе, что мальчик, которого воспитывает мать‑одиночка, однажды возвращается домой и видит за кухонным столом маму с незнакомым дядей. Мать поворачивается и говорит: «Познакомься, это твой отец». Удивительным образом этот мужчина уже приобретает власть над ребенком, пусть они и видят друг друга впервые в жизни. Ребенок принимает правила игры. Новый человек может обратиться к нему: «Сходи, принеси то‑то и то‑то». И мальчик, не сопротивляясь, идет.

Похожая история рассказывается в фильме Андрея Звягинцева «Возвращение». Два брата, поссорившись, приходят домой и узнают, что вернулся их отец – смутно знакомый им человек, которого они не видели много лет. Старший брат Андрей сразу принимает его как отца и с готовностью ему подчиняется. Он лучше помнит отца, и тем болезненней было для него отсутствие этого человека. Он нуждается в том, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Младший же брат Иван, наоборот, воспринимает отца настороженно и ждет случая, чтобы взбунтоваться. На этом конфликте и строится дальнейшее повествование.

Почему статус отца так сильно влияет на нас? Фрейдисты и неофрейдисты объяснили бы это наличием архетипа, который с древних времен запечатлен в нашем сознании и «программирует» на определенное поведение. В течение многих тысячелетий власть в обществе и группе концентрировалась в руках одного безусловного лидера – отца, который брал на себя всю ответственность за все решения, не считаясь с другими и не воспринимая их всерьез. Отец монополизировал право на сексуальные отношения и право на насилие, а сопротивление детей, попытки принимать самостоятельные решения, особенно со стороны сыновей, карались смертью, болью или изгнанием.



(Фрейд бы добавил, что если сопротивление ребенка оказывается удачным и ему удается сломить, убить отца, то его все равно настигает чувство вины и стремление к искуплению. Так возникают табу и социальные нормы: над обществом возвышается архетип теперь уже мертвого отца, который незримо наблюдает за происходящим с того света, видит не только поступки, но и побуждения. Полагаю, читатель без труда узнал лейтмотивы мифов ведущих мировых религий.)

И возможно, именно этим архетипом, запечатленным у нас в подкорке, объясняются влияние и власть главы семьи даже в наше время. Возможно, именно этот архетип и его использование – одна из предпосылок харизматического влияния в принципе. Мы видим в старших, в лидерах аналог отеческой фигуры – и действуем по отношению к ним так, как запрограммированы поступать в присутствии отца. К этой гипотезе мы еще вернемся.

Вернемся к примеру с матерью‑одиночкой. Представляя незнакомого мужчину как нового в ее жизни человека, с которым она хочет построить отношения, мать надеется, что мальчик будет ему как сын. Сопротивление ребенка в этой ситуации может быть довольно сильным. Его интересы ущемлены, мать пытается вырваться из‑под его монопольной власти. И это может даже усилить позицию ребенка: статус сына дает ему власть над особью более низкого статуса – маминым любовником, претендующим на то, что ему не полагается.

Однако представление, что статус и есть власть, – большая ошибка, испортившая жизнь многим. Власть, которая восходит исключительно к формальному статусу, остается неустойчивой. Есть масса причин, по которым руководитель может быстро и безвозвратно утратить статус. Вышестоящие начальники могут однажды отобрать у него звания и должности. Депутата могут отозвать избиратели, его могут лишить мандата его же коллеги. Кроме того, не меняясь личностно, не укрепляя власть другими, кроме статуса, компонентами влияния, лидер может превратить в ад и свою жизнь, и жизнь людей, над которыми он поставлен.

История приводит красноречивые примеры, когда одного лишь статуса недостаточно, чтобы сохранить власть. В частности, Мария‑Антуанетта оставалась королевой Франции вплоть до официального упразднения монархии 21 сентября 1792 года. Но реальную власть королева потеряла задолго до того, а последние месяцы своего формального правления и вовсе провела в заключении.

Знать = управлять?

А что могло бы вернуть Марии‑Антуанетте прежнюю власть? Например, угроза войны. Для предотвращения этой угрозы понадобился бы человек, разбирающийся в политических хитросплетениях, находящийся в родстве или тесной дружбе с главами других держав, способными повлиять на ситуацию. Возможно, королева могла бы претендовать на роль такого спасителя. И это означало бы, что ее власть опирается на что‑то еще – не только на статус.

Таким образом, вторым основанием власти является компетентность. Бывает так, что власть человека над другими людьми базируется на том, что он опытнее их, знает и умеет больше. Рядовой солдат, может иметь влияние на своих сослуживцев в силу того, что служит дольше, участвовал в реальных сражениях. В проблемных ситуациях они обращаются именно к нему. А если командира рядом нет, могут следовать приказу своего авторитетного товарища. Офицер, разжалованный в солдаты, тоже сохраняет часть прежнего влияния и уважения: рядовые смотрят на него иначе.

Подобной же властью пользуется и профессор на кафедре, который более компетентен, более уважаем в научном мире, чем заведующий кафедрой. Пятнадцатилетний хулиган имеет власть над двенадцатилетними мальчишками в силу своей большей компетентности, опыта в хулиганских делах (хотя и в силу более высокого статуса тоже – ведь он смотрит на них с высоты своих лет). Почти наверняка и в вашей организации есть авторитетный и знающий сотрудник, у которого нет власти приказывать, но к мнению которого прислушиваются все, включая и его начальника.

Немало организаций возводят компетентность в ранг формального, объективного, зримого качества. Еще в имперском Китае, почти две тысячи лет назад, многие претенденты на государственные посты должны были сдавать экзамены. Сегодня – по крайней мере теоретически – компетентность признана во многих странах принципом госслужбы: ты растешь над собой, учишься решать все более сложные задачи, и за это тебя вознаграждают повышением. Многие частные компании объявляют, что в них царит меритократия – власть достойных людей, заслуживших свое положение профессиональными успехами.

Компетентность, впрочем, не может стать надежной заменой статуса. Не так уж много лидеров выдвигаются на руководящие позиции и сохраняют их лишь в силу своей компетентности. А как гласит знаменитый «принцип Питера», в иерархической системе каждый работник рано или поздно достигает своего уровня некомпетентности. Это классическая трагедия менеджера. Сотрудник компетентен в роли исполнителя или руководителя среднего звена. Тут он на своем месте, постоянно радует начальство высокими результатами. Наградой выдающемуся работнику становится позиция топ‑менеджера, где его некомпетентность и проявляется, мешая жить как ему самому, так и всем остальным в компании. Справедливости ради нужно сказать, что эта ситуация не фатальна. Если новоиспеченный менеджер принялся осваивать новую для себя роль, активно учится, читает нужную литературу, просит советов, – он рано или поздно станет достаточно компетентным для своего нового статуса, и… ему станет скучно. Тут он получит новое назначение и так далее.

Очевидно, статуса недостаточно, чтобы обеспечивать руководителю прочную власть. Есть немало случаев, когда человек, утрачивая компетентность, утрачивает и часть своей власти, даже если он сохраняет при этом свой статус. Вот конфликт, с которым часто сталкивались российские предприятия лет десять‑пятнадцать назад.

Главному бухгалтеру завода не удается вписаться в новые экономические условия: она никак не может освоить компьютеры и программу «1С». Молоденькие девочки, закончившие трехмесячные бухгалтерские курсы, научились работать на компьютерах и не испытывают с этим проблем. А она по‑прежнему считает на калькуляторе, выписывает цифры в столбик карандашиком. Может быть, она – гениальный бухгалтер. Она прошла огонь, воду и медные трубы, на нее охотился ОБХСС (и не поймал). Но теперь подчиненные чуть ли не в открытую насмехаются над ней. Они скрывают от нее информацию, саботируют ее распоряжения. А все дело в том, что уровень компетентности руководителя оказался для них под вопросом.

Один из самых опасных мифов о лидерстве, настойчиво воспроизводимый родителями из поколения в поколение, звучит так: достаточно быть компетентным человеком, получить хорошее, современное, «правильное» образование, попасть в хорошее место на хорошую должность – и тебя ждет успех. На самом деле и статус, и компетентность могут оказаться слишком шаткими основами власти и успеха. Это факторы переменчивые. Они оставляют власть лидера в руках других людей, которые могут его разжаловать. Они оставляют его влияние во власти внешних обстоятельств, которые могут оказаться сильнее его знаний и навыков.

Но есть и третье основание власти, которое в сочетании с достаточным формальным статусом и достаточной компетентностью делает эту власть непоколебимой. Оно позволяет лидеру сохранить свои позиции, даже когда его статус оказывается под ударом, а компетентность – под сомнением. Этот третий ингредиент – то явление, которое и является предметом нашей книги, – харизма.

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного - мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы Великого Отца и Великой Матери

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер. Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть - проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.


Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.

Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация - слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре - архетипическом образе Самости.


Эвридика в символическом образе Анимы - души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское - может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.


Архетип Анимы в образе Венеры - богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.


Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.


Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.


Социальные модели поведения диктует человеку Персона - лицо личности

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.


Символическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины - Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.


Символическое изображение акта спасения души - Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Комментарии

    Управленец, организатор, Квалифицированный, действительный, эффективный, продуктивный, уверенный, ответственный, ролевая модель

    Желание: контроль, создать преуспевающую, успешную семью, компанию, сообщество
    Цель: создать процветающее, успешное общество
    Страх: хаос, быть свергнутым
    Стратегия: власть
    Слабость: авторитарность, неумение делегировать
    Талант: ответственность, лидерство
    Известен как: босс, лидер, аристократ, король, королева, политик, управленец

  • Архетипы: описание. Правитель: водить руками или руководить.

    С точки зрения людей, пользующихся стратегиями прежде рассмотренных архетипов, начиная со Своего Парня и заканчивая Изгоем - естественно, первое. Но уже Шут способен понять, в чем прикол. Мудрец и Маг тем более способны. Но они способны еще и не вляпаться в обстоятельства, в которых Правитель живет - в отличие от самого Правителя.

    Разумеется, все знают (а мы уже знаем, кто эти "все"), как узнать Правителя по одежде. Правитель одет в 1) очень новое (такое, какого еще ни у кого нет) 2) очень качественное 3) поэтому очень дорогое 4) сделанное из того, чего в природе от "мало" до "почти нет", или из того, что очень трудоемко производится.

    Правитель, конечно, может попытаться выдать себя за Своего Парня, за Искателя, за Романтика и за что угодно еще, но все время его будет выдавать, как разведчика выдает волочащийся сзади парашют, привычка к уникальному качеству тех предметов, которыми он пользуется. Дело, разумеется, не только в предметах, и потеряв "паркер" за пару тысяч не рублей, которым его знакомые Свои Парни открыли пиво, он будет расстроен не ценой потери, а тем, что остальные ручки в этом доме не столько пишут, сколько сажают кляксы и бумагу царапают.

    При этом с утра в голове у Своих Парней, при виде этих обломков ценой в их годовой доход дружно занявших очередь в сортир, будет только мысль в том, какой клок их шкуры будет востребован в качестве компенсации, а у местного Гарун-аль-Рашида, в рамках исследования родного этноса предпринявшего эту экспедицию, будет в голове мысль совсем другого содержания: кто та сука, которая выдает за пиво то пойло, которое он вчера пил, и что с ним следует сделать: сдать в налоговую или прямо без затей в этом пиве утопить. И понять друг друга им не суждено.

    Захребетник он, Правитель, короче, и сволочь страшная, а еще мироед, с какой стороны ни глянь - это если смотреть с точки зрения Своего Парня. И бедная деточка, с фальшивыми елочными игрушками, которые не радуют, потому что даже и они-то по регламенту, не говоря уже про все остальное - это если смотреть с точки зрения Шута. А своей точки зрения у него нет, ему некогда ее сформировать в отношении себя, потому что отвлечься от этих
    -безвольных...
    -косоруких...
    -безмозглых ротозеев...
    -которым нельзя дать в руки ничего сложнее метлы, чтобы они все не разнесли...
    -думающих только о <цензоред>, причем дальше мыслей пойти не способных...
    -хулиганов и бардачников, способных не сотворить, так вытворить...
    -психов с дурацкими идеями, практического применения не имеющими...
    -чудом не преступников, опасных в первую очередь для самих себя...
    что, узнали? ага, именно так и выглядит. Из глаз Правителя.

    Вы никогда не узнаете, что ему нравится носить на самом деле. Потому что это не ваше дело (я тоже не узнаю, успокойтесь). Носить он будет... см выше, короче, не буду повторять. С едой будет то же самое: вы никогда не узнаете, что на самом деле он любит есть, потому что при вас он будет есть, скорее всего, по протоколу, составленному для него личным поваром (или личным врачом для личного повара) или распорядителем приема. И это еще лучший вариант, потому что есть более скверный: он будет есть то же, что и вы, и это будет в чистом виде этикетный жест. И вы никогда не узнаете, как он выглядел на следующий день и что сказал его личный врач, на это глядя. В общем, лучше не пытайтесь это сыграть, затея изначально провальная. Но если все-таки очень нужно...

    Хорошо запомните следующие слова:
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Нет, не ваша, не беспокойтесь. ПЕРЕД ВАМИ. И нужно уметь ее спрашивать и требовать. Ответственности требовать, да-да. Да не мучайтесь вы в поисках смысла, это же роль.

    КОНТРОЛЬ. Да-да, ваш. Это неважно, что вы напрочь не в курсе, что именно вы собрались контролировать, хотя бы на уровне названия, не то что функций. Задать вопрос и потребовать понятного вам ответа вы не только вправе, но и обязаны - такая роль.

    БЛАГО и БЛАГОПОЛУЧИЕ. Говорим про общее. Подразумевать можно при этом чье угодно.

    СТАБИЛЬНОСТЬ. По умолчанию - вашего положения, остальное опционально.

    ДОГОВОРЕННОСТИ. С вами, да. И нарушать их - нельзя. Если у вас есть возможности сделать больно в ответ за нарушение договоренностей, не выходя из роли - не стесняйтесь. если нету - сделайте вид, что договоренностей не было. И второй договаривающейся стороны тоже не было. И сейчас нет.

    ДОВЕРИЕ. К вам, разумеется. Что бы вы ни... допустим, предлагали.

    СТАТУС. Ваш и всего, что от вас исходит, да.

    ПРЕСТИЖ. См. выше.

    А вот эти слова, наоборот, забудьте навсегда

    свобода - у вас она и так есть, пока вы в роли, а остальные обойдутся, лучше не напоминать, чревато.
    разнообразие - это слово не танцует вместе со словом "КОНТРОЛЬ", значит, нечего. Им нечего. А у вас на этот случай есть другие слова.
    равенство - ну тут все ясно: или все равны, и тогда на кой предмет тут Правитель, или тут есть Правитель, и тогда на кой предмет тут упоминается слово "равенство". Так и до бунта недалеко, нечего.
    чувства - в отношении ваших чувств это одна история, и очень печальная: дело в том, что роль Правителя играется, по возможности, с покерфейсом вместо выражения лица. В отношении чувств остальных это другая история, и тоже невеселая: дело в том, что пока вы в роли, вы лучше знаете, что им надо, и принимать их чувства во внимание - это давать им повод усомниться в вас.
    факты - тут тоже понятно: или вы осведомлены, и "спасибо, я в курсе", даже если вы об этом не знали, референта потом взгреете за прокол; или вас тычут в морду чем-то, что очень похоже на последствия ваших неверных решений, и валить со сцены надо было пять минут назад.

    И да, вот еще что:
    - если люди, окружавшие вас в начале сюжета, каким-то странным образом выпадают из кадра, все больше на скорой помощи в больничку, или без объяснения причин и не попрощавшись;

    Если люди, окружавшие вас в начале сюжета как самостоятельные, ответственные, думающие и кажущиеся надежными, начинают тупить и косорезить:

    Если друзья, к которым без проблем можно было повернуться спиной, с которыми вы делили книги, любимые мелодии, последний кусок хлеба, диван в офисе после сдачи проекта, деньги с халтуры и что только не, начинают или хамить вам в лицо, или открыто подставлять вас;

    Если ваш/и партнер/ы по вечернему чаю, переходящему в утренний кофе, или обижены и недоступны, или не принимают вас всерьез, или недоступны без объяснения причин
    - вы заигрались. Пора заканчивать. Лучше бы постараться слиться со сцены - ну или из кадра - до того, как вы увидите в случайной отражающей поверхности первую кривую рожу в ваш адрес у вас за спиной. И уж всяко до того, как вас спросят о том, а кто вы, собственно, такой, чтобы указывать всем, что они должны думать по тому или иному поводу, чувствовать к тем или иным событиям и персоналиям, и что они должны любить, а что ненавидеть. И учтите, что роль затягивает, и можно не успеть понять, что вы видите именно это.

    Если вы вдруг почему-то общаетесь с живым настоящим Правителем, то помните, что:

    он скорее всего любит и для него скорее всего важно
    ПОНИМАНИЕ (и ему очень важно, чтобы его выслушали, поддержали и позволили ему быть слабым и некомпетентным)
    ЗАБОТА (и ему очень нужно, чтобы кто-то сказал ему, как Шут королю Лиру - дядюшка, ты, кажется, расстроен... - и принес бы чаю, и отобрал бы телефон, а взамен дал бы книжку с картинками)
    ПРИНЯТИЕ (и для него бесценно, когда кто-то говорит ему "привет, я все еще здесь, все еще с тобой, несмотря на всю эту кашу вокруг тебя, и мне неважно, что про тебя говорят окружающие")
    ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ (и для него дороже жизни, то есть - настоящей жизнью являются те моменты в потоке, когда он знает, что вот здесь, сейчас, этими людьми он оценен не будет, ни хорошо, ни дурно, никак, что он тут без оценок нужен)

    он скорее всего не любит
    -недосказанностей и недомолвок, а тем более прямого вранья
    -замены и подмены смысла сказанного
    -ловушек в общении и попыток им манипулировать (хотя ждет этого постоянно, а особенно от близких, и здесь его нелюбовь ничего не меняет)
    -ощущения неосведомленности и некомпетентности, и ситуаций, в которых это ощущение может на него настать
    и что больше всего он боится увидеть утром в зеркале
    -Вселенское Зло, настоящее, без печенек.
    -тупомордого урода, который ради своего удовольствия запустил все эти кошмарные маховики, перемалывающие живых людей в щебень и фарш.
    -марионетку на нитках.
    -сумасшедшего.

    А так, если все эти страхи и слабости вывести за скобки - это прекрасные люди, как мужчины, так и женщины - волевые, умные и обычно довольно порядочные. Хотя толку с этого, если скобки раскрыть...

    P.S.: в процессе написания текста ни один директор или президент не пострадали

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология , индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного .

Эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы , или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы , являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции , выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция .

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд . Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

"Есть женщины разные, по-своему прекрасные: уникальные и неповторимые, нежные и непобедимые, ранимые и ревнивые, и, всё же, любимые…".

А действительно, ведь какими бы мы ни были разными, нас всё равно любят из века в век! Что же такого есть в нас, что побуждает мужчин снимать шляпу, преклонять колено, носить на руках, завоёвывать, обожать, вожделеть, ненавидеть, предавать, сжигать, порабощать, защищать, воспевать, возносить до небес, боготворить и любить?

Видимо, всё дело в нашем наследии — мы вобрали в себя опыт всех женщин от начала сотворения мира, и поэтому обладаем удивительными сокровищами, за которыми и охотится сильная половина человечества.

Сокровища эти проявляются в нас через архетипическую память, т.е. память историческую, помогающую воспользоваться опытом наших очень далёких предков. Для большей наглядности можно выделить несколько женских архетипов, которые могут предопределять ту уникальность каждой из нас, которая так завораживает и притягивает наших мужчин.

Итак, это архетипы:

  • Амазонки,
  • Гейши (Гетеры),
  • Ведуньи,
  • Матери,
  • Жены,
  • Королевы,
  • Музы (Феи),
  • Богини (Богородицы).

Чем же они отличаются и какими особенностями "награждают" своих обладательниц?

Женщина-Амазонка

Она всегда на коне (или на мотоцикле, мужчине, вершине горы или карьеры), всегда в боевом раскрасе, с луком и стрелами в руках (или с испепеляющим взглядом, высокомерным тоном и саркастическими шуточками по поводу слабаков).

Она активна, при любых обстоятельствах оказывается впереди всех, и никому не подчиняется, решая все проблемы и сложности сама, либо сидит в засаде на своём персональном острове (в крайнем случае, в своей квартире или на коммунальной кухне) и безжалостно "отстреливает" всех особей мужского пола, претендующих на её руку и сердце.

К сожалению, она почти не бывает счастлива в отношениях и семье, причём последняя (в смысле, семья) вообще редкость у представительниц клана Амазонок. И, как и древние Амазонки, она если и сходится с мужчиной, то только чтобы родить ребёнка. А потом начинает тихо (или явно) ненавидеть отца своего ребёнка, т.к. он в любом случае оказывается слабее её хотя бы в чём-нибудь, и, значит, не достоин её внимания и снисходительности вообще.

К счастью, архетип Амазонки так сильно и выпукло проявлен не у всех современных женщин, поэтому мужчины на планете живы, активны и всё ещё любят нас, слабую половину человечества. (Правда, если этот архетип совсем не проявлен у женщины, то она совершенно не способна защитить себя ни от какого рода насилия, давления или принуждения.)

В идеале женщина-Амазонка должна дорасти от яростной мужененавистницы до надёжной соратницы мужчины. Современная гармонично развитая Амазонка — символ социальной успешности и конкурентоспособности, символ неуязвимости и самодостаточности.

Женщина-Гетера (Гейша)

В отличие от воинственной Амазонки ("железной леди"), Гетера наслаждается жизнью, причём как сама по себе, так и в компании мужчин. Она любит эстетику, красоту, антураж, она ценит вкус удовольствий и умеет усладить любого. Она красива, сексуальна, обольстительна. Вокруг неё всегда фейерверк красок, цветов, ароматов, яств, шёлка, шика, пикантности и страсти.

Однако будьте осторожны! Если женщина "увязла" в этом архетипе, то живёт она исключительно ради своих интересов, своей выгоды и своего удовольствия. У неё толпы поклонников и обожателей, которых она одаривает своим вниманием изредка и только чтобы удержать около себя. Она не вступает в долгосрочные отношения, т.к. до смерти боится привязаться к кому-либо, и терпеть не может обязательства. Женщина-Гетера дорожит своей свободой ради океана удовольствий. И больше всего на свете любит игру "Обольщаю-приручаю-низвергаю к своим ногам". Неугодных она отвергает холодно и зачастую жестоко. Это роковая женщина.

Если же архетип Гетеры у женщины слабо развит, то она не имеет доступа к своей сексуальной энергии и даже боится её и тех взаимоотношений, которые могут пробудить источник этой энергии.

А золотая середина, естественно посередине: в соединённости со своей природной, земной женственностью, что является первой ступенью на пути к становлению истинной женщины. Поэтому при гармоничном проявлении архетипа Гетеры женщина является величайшей дипломаткой и хранительницей связей между мужским и женским мирами, блюстительницей их интересов. Такая женщина обладает исцеляющей творческой энергией эротизма, которую она дарит своему мужчине, и умеет искусно использовать животворящую силу своей женской природы.

Женщина-Ведунья

Она знает так много, что иногда становится даже страшно — страшно, что она будет использовать эти знания в своих непонятных никому целях. Кажется, что она, как Ведьма из сказки, может приготовить ядовитое зелье и опоить, а может излечить все недуги чудодейственным отваром. Ведунья собирает тайные знания и либо плетёт интриги, либо — если это ей выгодно — даёт клубочек волшебный, который приведёт любого к заветной цели.

Если же говорить по-человечески, а не иносказательно, то эта умная женщина видит всех насквозь и от этого ей становится скучно — скучно общаться, скучно знакомиться с новыми людьми, скучно слушать других. Поэтому она превращается либо в холодную Снежную Королеву, игнорирующую всех и вся, либо в эгоистичную интриганку, чтобы хоть как-то разнообразить свои будни. Ведь большой интеллект требует широко поля деятельности — почему бы не сплести какую-нибудь мудрёную сеть, чтобы никто не смог её распутать… А если рядом нет того, кого можно было бы "учить жизни" — она чахнет, засыхает и занудничает. И часто остаётся "в старых девах", т.к. мало кто способен конкурировать с её интеллектом — а только это её и возбуждает.

Очевидно, что от зрелости и уровня сознания такой женщины зависит — будет ли она коварна и опасна, или же эрудированна и образована. При высоком уровне развития и культуры Ведунья компетентна и адекватна, адаптирована в обществе и весьма полезна. Она легко может быть хорошим исследователей, учёным, педагогом. Главное, чтобы она не потакала своему эго, которое у неё очень велико — потому что большой ум гуляет под руку с гордыней.

Женщина-Жена и Мать

Если три предыдущие архетипа Амазонки, Гетеры и Ведуньи, в случае своей яркой проявленности, отличались эгоизмом и себялюбием, то архетип Жена-Мать наконец-то наделяет женщину способностью любить, заботиться, опекать, исцелять и благословлять…

Совершенно не случайно этот архетип является "сдвоенным" — состоит из двух граней, двух ролей, двух сторон одной медали — роль Жены без материнства неполноценна, а роль Матери, при отсутствии женской реализации, наполнена горечью одиночества. Так, Мать-одиночка часто впадает в гиперопёку по отношению к своим детям, чтобы таким образом компенсировать недостаток своей реализации как женщины. А бездетная женщина будет выплёскивать свой "материнский инстинкт" и на мужа, и на всех окружающих, погружая их бессознательно в безопасную, но довольно тесную утробу.

Интересно, что архетип Матери является гораздо более древним, чем архетип Жены. Поэтому он исподволь так и норовит перевесить чашу весов в свою сторону: женщине гораздо привычнее, удобнее и комфортнее всех опекать и воспитывать, чем строить истинные партнёрские отношения с человеком, таким не похожим на неё саму. А если, к тому же, архетип Жены у женщины находится "в стадии зародыша", т.е. ещё не актуализирован, не раскрыт, не развит, то такая женщина будет испытывать определённые трудности при построении долговременных отношений с мужчиной, ей будет сложно решиться на создание семьи, или же "семья" просто ещё не вошла в систему её жизненных ценностей.

Только зрелая в своём личностном и духовном развитии женщина умеет гармонично и сбалансировано проявлять этот партнёрский комплекс двух архетипов: она будет сначала Женой своему мужу, а потом — Матерью и ему, и их детям. Ведь, в идеале, чтобы родить детей, нужно сначала обрести мужа, а значит, стать женой.

Чем же наделяет женщину эта архетипическая пара Жена-Мать? Гармоничная женщина-Жена является настоящим партнёром своему мужу, сотворит ему, вынашивает его идеи, замыслы и его семя. Она наполнена истинным женским принятием, и эта женская энергия является очень вдохновляющей для её мужчины и крайне необходимой для развития его истинной мужественности. А зрелая женщина-Мать взращивает детей не слепо-инстинктивно, а как плоды сотворчества со своим мужем, создавая самые благоприятные условия для их развития. При этом гармоничное материнское начало должно уметь 3 главные вещи:

  • Вскармливать и взращивать маленьких детей;
  • Инициировать, обучать подрастающих детей;
  • Отпускать и благословлять выросших.

Итак, четвёртый архетип наконец-то делает женщину Женщиной, т.е. женой, сотворящей своему мужу в созидании новой жизни. Здесь сливаются главные сотворящие силы женщины — женственность и материнство.

Женщина-Королева

От неё невозможно оторвать восхищённых глаз, она поражает своей статью и достоинством, она идёт по жизни с высоко понятой головой, и всегда понятно, что это сама Королева, даже если рядом нет свиты и мантия оставлена дома на кресле.

Женщина-Королева обладает самыми разными способностями и талантами. Но главное из них — это чувство Женского Достоинства, которое является одним из основных оберегов женщины, способным очищать неправильные мысли окружающих, легко избегать ненужных контактов, открывать закрытые двери, расстилать ковровую дорожку под ногами, привлекать потоки благоденствия как в её жизнь, так и в жизнь её семьи и окружения.

Она обладает мудростью и глубоким знанием законов (как социальных, так и духовных), что наделяет её большим терпением и огромной женской силой. Безусловно, с такими качествами она способна вершить великие дела, служа не только своему благу, но, в первую очередь, благополучию близких ей людей. Истинная архетипическая Королева рождает вокруг себя изобилие, щедрость и изысканную красоту, в атмосфере которой хочется буквально купаться, напитываться и наполняться энергиями благосостояния. Женщина-Королева умеет не только одаривать окружающих своими дарами и достоинствами, но также способна раскрывать у людей, с ней соприкасающихся, скрытые потенциалы, благородство, заботу и другие замечательные качества…

В наши дни такая женщина чаще всего социально очень успешна, состоятельна, активна и признанна строгим мужским миром. Она легко и естественно реализует все свои намерения и желания, не прикладывая к этому чрезмерных усилий.

Однако, если этот архетип у женщины развит с искажениями, то проявлять его она будет через агрессию, авторитарность и давление, а не через царскую опеку и покровительство. А истинная женщина-Королева очень щедра и благородна в своём общении: она, в отличие от предыдущих 4-х архетипов, взаимодействующих только со своим партнёром или детьми, содействует очень многим — друзьям, знакомым знакомых, соседям, случайным попутчикам и просто первым встречным…

Женщина-Муза (Фея)

Она очень легка в общении, и при этом очень мудрая; она добрая, и при этом очень много делающая; она заботливая и активная, творческая и очень широкая… Как только она появляется где-то, всем почему-то становится радостнее, интереснее, ярче, чище, проще. Вместе с собой она всегда приносит лучшие человеческие качества, атмосферу счастья и радости. Эта женщина вдохновляет всех, кто с ней соприкасается, она исцеляет, поддерживает, помогает, одаривает… Кажется, что она Фея из волшебной сказки. А её путеводная звезда — это жизнь для других!

Женщина-Муза (Фея) прекрасна, нежна, ею можно только восхищаться, у неё хочется учиться, подпитываться от её волшебных сил и возможностей.

Единственная её сложность заключается в том, чтобы соблюдать баланс помощи другим и заботы о самой себе — иначе она может перерасходовать свои внутренние резервы и остаться без сил, истратив запасы жизненной энергии. В этом случае она может буквально слечь и долгое время восстанавливаться, перестав на какое-то время реализовывать свою волшебную миссию. Правда, у окружающих в это время появляется возможность отблагодарить свою Фею, помогая ей исцелиться.

Самая главная особенность женщины-Музы состоит в том, что она не только помогает и служит другим, но и сама своей жизнью являет пример того, что удача, добрые сюрпризы и чудеса всюду — нужно только открыть глаза и распахнуть сердце! У неё все получается удивительно легко и естественно, она всего достигает с куражом и радостью, паря на крыльях творческого вдохновения.

Женщина-Муза (Фея) — это всегда начало чего-то нового — нового этапа, прорыва, качества, взгляда, посыла, подхода, отношения, нового уровня осознанности… Новой жизни…

Женщина-Богиня (Богородица)

Она является вершиной зрелости истинной женственности. Она не только вбирает в себя все предыдущие роли и умеет их гармонично сочетать, но ещё и наделена высшей безусловностью — безусловной любовью, бескорыстной помощью и заботой, божественным принятием и безграничным терпением.

Окружающим кажется, что она ничего конкретного не делает, однако всё случается — как будто само собой. Она не тратит проявленных усилий, как Фея, помогая всем окружающим, однако всё происходит мгновенно и безошибочно. Такое впечатление, что женщина-Богородица способна решить все проблемы одной только мыслью.

Самое важно, что приносит в жизнь такая женщина — это умение инициировать растущее, развивающееся мужское начало и воскрешать разрушенное. Она создаёт особую среду, атмосферу, которая исцеляет и взращивает любого мужчину, помогая ему по-настоящему раскрыть и проявить свой мужской дух.

Женщина-Богиня освещает пространство и судьбы вокруг себя светом своих глаз и своей души. Она внутренне очень цельна, смела, независима и неуязвима. И, самое главное, вся её жизнь созидательна и гармонична. Женщина, достигшая уровня зрелости Богородицы, талантлива во всём, легко находит выход из сложных ситуаций, а реализация любых её замыслов встречает своевременную поддержку со стороны мира в виде благоприятных событий и оптимального стечения обстоятельств.

Итак, мы внимательно присмотрелись к семи женским архетипам, и поняли, что женщина действительно существо уникальное и неповторимое, особенно если она умеет гармонично сочетать и проявлять все эти семь граней женственности. Но всё это может оказаться ненужным, невостребованным и нереализованным, если рядом с ней нет настоящего мужчины, любимого и любящего, если нет истинного партнёра по жизни.

А вот что нужно, чтобы такой партнёр был в нашей жизни — это уже совсем другая история…