Open
Close

Реактивы для золочения в домашних условиях. Как позолотить металл в домашних условиях

Контактный способ - электролитическое золочение без внешнего источника тока - позволяет получить равномер-ные и очень плотные покрытия, достаточно плотно держащиеся на поверхности металла. Так как в данном случае процесс “электролиза” осуществляется в результате разности потенциалов детали и электролита, то качественно позолотить удается лишь латунные детали или детали из других металлов, предварительно покрытых тонким слоем латуни.

Рис.1. Устройство ванны для электролитического нанесения слоя позолоты контактным способом:
1 - стеклянный сосуд, 2 - кольцевой электрод из цинка, 3 - стакан из пористой керамики, 4 - медная проволока - подвеска, 5 - опоры подвески - изолятор.

Перед нанесением слоя латуни на поверхность изделия из стали, изделие шлифуют, полируют, после чего его поверхность обезжиривают и протравливают, то есть подвергают химической обработке. Первые три операции не требуют особых пояснений. Травление же стальных изделий проводят в щелочном растворе, содержащем 20 - 30 г/л гидрата окиси калия (или гидрата окиси натрия) и нагретом до 75 - 85 гр. С. Время травления изделия в горячем растворе составляет при-мерно полчаса, при комнатной температуре изделие держат в щелочи не менее 1 ч. После тщательной промывки в проточной воде деталь погружают на 1 минуту в 0,5%-ный раствор соляной кислоты, чтобы удалить с поверхности металла следы окислов железа. Из раствора соляной кислоты (опять же после тщательной промывки) деталь помещают в ванну для электролитического латунирования, причем, чем скорее влажная деталь очутится в ванне, тем лучше будет покрытие.

Состав электролита (гальванической ванны) для латунирования приведен ниже (в г/л):

Ционид меди 30 - 35;
- ционид цинка 8 - 12;
- ционид натрия 20 - 25;
- карбонат натрия 6 - 8;
- бикарбонат натрия 8 - 12;
- гидроокись аммония 3 - 5.

Компоненты электролита растворяют в дистиллированной воде. Латунирование ведут при температуре раствора 25 - 35 градусов С и плотности тока 0,3 - 0,5 А/кв.дм. В качестве источника тока подойдут гальванические элементы типа 373. Понадобится также реостат для регулирования тока.

Анодом служит пластина из латуни марки М70. Для получения более однородного по толщине покрытия деталь в процессе электролиза необходимо поворачивать. Так как слой латуни служит подслоем для последующего слоя золота, требуется нарастить слой латуни толщиной не менее 1 мкм, для чего потребуется примерно 15 - 20 минут. Учтите, что поверхностный слой свежеосажденной латуни получается весьма непрочным, и касаться его нельзя.

В тех случаях, когда слой латуни выполняет роль декоративного покрытия, его рекомендуется обработать раствором какого-либо пассиватора для повышения прочности и атмосферостойкости. В нашем же случае латунный слой - промежуточный “продукт”, так что его незапассированная поверхность только способствует взаимной диффузии латуни и золота, приводя к упрочнению соединения слоев. Поэтому после тщательной промывки в горячей воде отлатунированную деталь сразу переносят в ванну для золочения. Некоторые составы ванн для контактного золочения приведены в таблице.

Компоненты , г/л электролит I электролит II электролит III

Хлорное золото 0,4 3,5 1,5
Бикарбонат калия 50 - 100
Хлористый натрий - 2 -
Сульфид натрия (кристаллический) - 30 -
Железосинесодержащий калий - 3 -

Температура раствора в процессе золочения - 70-80 гр., время для получения слоя золота толщиной около 0,1 мкм составляет: для ванны I - 3-5 минут; для ванны II и III - 5-10 минут. Значительно увеличивать время пребывания изделия в ванне не имеет смысла - при достижении указанной выше толщины слоя золота процесс практически прекращается и утолщения слоя позолоты получить не удается.

Контактное золочение осуществляется в электролитической установке, разрез которой показан на рис. Как видно из рисунка, в стеклянной емкости размещен цилиндрический электрод (анод) из цинка, погруженный во вспомогательный электролит - раствор хлористого натрия (концентрация раствора 30 г/л). Внутри стакана из пористой керамики на медной проволоке подвешивают деталь, которую требуется позолотить. Проволока удерживается в центре стакана с помощью опоры (например, трубки) из изолирующего материала, которую крепят на стакане. Таким образом, проволока не контачит со стаканом, но электрически соединена с цинковым анодом.

В данной установке стакан из пористой керамики играет роль полупроницаемой диафрагмы, разделяющей растворы двух электролитов и препятствующих их смешению, но не создаю-щей преград для процесса электронно-ионной проводимости. Если такого стакана у Вас нет, в качестве полупроницаемой перегородки подойдут брезент, фильтрованная и даже непроклеенная бумага. Только учтите, что при замене материала перегородки придется экспериментально определить время электролиза и откорректировать состав ванны. После золочения деталь тщательно промывают и высушивают на воздухе. Несмотря на небольшую толщину слоя золота, покрытие получается достаточно плотным, прочным и блестящим.

Характерной особенностью данного способа золочения является высокая прочность сцепления слоя позолоты с основным металлом, но этот показатель, как уже говорилось ранее, в большой степени зависит от качества предварительной подготовки поверхности металла под латунирование.

В тех же случаях, когда не требуется высокая прочность сцепления покрытия, и слой позолоты предназначен для чисто декоративных целей, лучше воспользоваться так называемым горячим способом золочения - методом менее трудоемким и более безопасным.

Для горячего золочения готовят раствор следующего состава (в г):

Кислота азотная (плотность 1,36 г/куб.см) 20;
- кислота соляная (плотность 1,18 г/куб.см) 20;
- золото 1;
- сурьма хлористая 1;
- олово 1;
- борная кислота (насыщенный раствор) 20.

Раствор готовят следующим образом. В стеклянной посуде смешивают азотную и соляную кислоту и в получившей-ся “царской водке” растворяют золото, после чего добавляют хлористую сурьму и олово. Далее посуду ставят на водяную баню и после полного растворения олова в раствор добавляют борную кислоту. Работать с раствором надо с соблюдением всех необходимых предосторожностей - жидкость весьма агрессивна, так что попадание ее кожные покровы опасно, а пары жидкости - ядовиты (содержат окислы азота и хлор).

Изделие, предназначенное для золочения, предварительно шлифуют, полируют, обезжиривают, а также протравливают, прокипятив в щелочи. После чего “золотой” раствор наносят на промытую подготовленную поверхность изделия мягкой кистью. Когда раствор подсохнет, изделие прогревают в пламени спиртовки или на костре из древесного угля. В результате образуется позолота, не требующая дополнительной обработки, но сцепление слоя позолоты с основным ме-таллом не обладает высокой прочностью.

Золочение в домашних условиях осуществляют двумя способами: электролитическим (гальваническим) и химическим. Для покрытия изделий позолотой требуются реактивы, которых не найти в свободной продаже: цианид калия, азотная и соляная кислоты. Также необходимо специальное оборудование: электролитические ванны и источник постоянного тока. Процесс золочения достаточно трудоемкий, требует сноровки, аккуратности и некоторого опыта.

Химический способ

А) Химическое золочение - процесс нанесения хлорида золота на металл, из которого сделано изделие. Хлорное золото готовится так: металл нужно расковать в фольгу и измельчить на мелкие кусочки, погрузить их в смесь азотной и соляной кислот (в так называемую царскую водку). Необходимо взять 30 г концентрированной соляной и 10 г концентрированной азотной кислот. На 1 г золота должно приходиться 10 мл раствора.

Нанесение позолоты в домашних условиях

Растворение должно происходить в фарфоровой посуде, процесс может длиться от нескольких часов до 2-3 суток. Когда металл полностью растворится, необходимо выпарить смесь в водяной бане при 70-80 градусах до появления вязкой золотистой жидкости. При выпаривании раствор помешивают стеклянной палочкой.

Чтобы приготовить смесь для золочения, потребуются:

  1. Горячая очищенная (дистиллированная) вода (50-60 градусов) в объеме 2 литра.
  2. 15 г сиропа хлорной соли золота.
  3. По 65 г карбоната калия (поташа) и хлорида натрия высокой очистки (соль «Экстра»).

Перед нанесением позолоты поверхность предмета необходимо обезжирить 10-20% едким натрием или кипячением в растворе соды. Далее промывают изделие в 25% растворе соляной кислоты, т. е. протравливают. После обезжиривания необходимо промыть предмет в воде.

Далее погружают изделие для позолочения в приготовленную смесь из горячей воды, поташа, хлорида натрия и хлорного золота. Предмета касаются цинковой палочкой, через некоторое время он становится позолоченным. После этого его извлекают и промывают, вытирают насухо и полируют при помощи шерстяной ткани.

Б) Помимо метода химического золочения используют метод натирания при помощи пасты. При таком способе нанесения позолоты слой покрытия тоньше. В состав пасты для натирания входит желтая кровяная соль (гексацианоферрат калия), винный камень, порошок из мела, хлорное золото. Для изготовления 100 г пасты берут 55 г мела, 5 г кремортартара, 30 г желтого гексацианоферрата калия и 10 г хлорида золота, ингредиенты перемешивают. Полученную пасту разбавляют водой до образования кашицы. Этой смесью натирают обезжиренное изделие при помощи шерстяной ткани.

В) Существует третий метод покрытия. Для этого 10 г золота растворяют в смеси азотной и соляной кислоты, воды - всех компонентов взять по 25 г. Добавляют в этот состав 300 г поташа (карбоната калия). Готовят котел, в котором кипятится вода (2 л), вливают в нее эту смесь. Кипячение продолжается 2 часа.

Украшения, нуждающиеся в позолочении, прокаливают и протравливают сначала серной кислотой, потом азотной. Затем изделие обматывают проволокой из латуни (сплав цинка и меди), и погружают на мгновение в смесь азотной, серной и соляной кислот. Потом предметы ополаскивают, далее поочередно загружают их в ртуть, а потом в воду. Через полминуты их окунают в приготовленную жидкость, моют, высушивают в горячих опилках.

Изделие с позолотой

1) Железо и сталь.

Чтобы покрыть позолотой изделия из стали и железа, необходимо растворить сироп хлорида золота в эфире. Полученным составом, нанесенным на тряпочку, покрывают и натирают поверхность предмета из стали или железа. Затем эфир испаряется, а золото остается.

Если необходимо не просто покрыть позолотой изделие, а сделать на нем узор, то в смеси эфира с хлорным золотом смачивают перо и проводят им по предмету.

Желательно до позолочения предметов из железа, стали, олова, цинка покрывать поверхность медью, так как на нее лучше ложится позолота.

2) Цинковые предметы.

Покрытие цинковых изделий осуществляется при помощи натирания их пастой. Готовится она из 60 г цианида калия, 20 г хлорного золота и 100 г воды - эти ингредиенты смешиваются. В данный раствор добавляют 5 г кремортартрата и 100 г порошка карбоната кальция (мела). Полученный состав наносят при помощи щеточки или кисти.

3) Серебро.

Для покрытия серебряных украшений есть два варианта раствора, в которые погружают предметы:

  1. 10 г хлорида золота, 30 г калия цианида, соды и хлорида натрия по 20 г, полтора литра воды.
  2. 7 г хлорида золота, по 30 г поташа, желтого гексацианоферрата калия и хлорида натрия, литр воды.

Во время погружения изделия необходимо прикоснуться к нему цинковой палочкой и оно начнет покрываться золотом. После этого предмет извлекается из раствора, промывается и вытирается, полируется шерстяной тряпкой.

4) Латунь.

Хлорид золота (2 г) и цианид калия (32 г) растворяют в 0,5 л воды. В других полутора литрах воды тем временем растворяют едкий калий (6 г) и фосфорно-натриевую соль (10 г). Смешивают оба раствора и кипятят.

Гальваника

Существует два способа:

  1. Готовят три раствора: 60 г фосфата натрия с 700 г воды; 2,5 г хлорида золота и 150 г воды; 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия со 150 г воды. Первые два раствора смешивают, третий добавляют последним. Температура - 50-60 градусов. Анод - из платины. При истощении электролитного раствора добавляют хлорид золота.
  2. Ванна по Зельми: по 1 г гексацианоферрата калия (желтого) и карбоната натрия смешать с 30 г воды, нагреть в чашке из фарфора. Добавить в смесь осажденное нашатырным спиртом золото. Кипятить в течение 10-12 минут. При испарении воды ее добавляют, пропускают через раствор ток элемента Даниеля. Время воздействия - 15-16 часов.

Способы позолоты в домашних условиях трудоемки и не всегда доступны. Предпочтителен метод химического золочения или натирания.

Золото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом

Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется. Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается). Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения

Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.

Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Мастерство декоративного золочения различных поверхностей относится к тем редким старинным ремеслам, которые требовали не только высокого мастерства, но и хорошего вкуса. Нет ничего проще, как испортить изящный предмет, нанеся на него толстый неаккуратный слой позолоты, превращая элемент дизайна в безвкусную пошлую вещь...

С книгой издания 1895 года мы попробуем разобраться в тайнах этого ремесла, научимся грамотной подготовке поверхностей и правильной подборке необходимых материалов. Сам автор считает, что процесс домашнего золочения вообще-то сам по себе ничего сложного не представляет: покрой поверхность клейким веществом, а сверху на нее наложи листок с золотым покрытием, стараясь, чтобы он лег ровно и гладко. Но как и в любом мастерстве, тут имеются свои секреты.

Золочение по маслу (матовое золочение)

Этот тип золочения изделий считается одним из наиболее распространенных - хотя бы потому, что только выполненная таким способом позолота способна стойко переносить перепады температур и атмосферные осадки без ущерба внешнему виду.

Для работы используется темное и светлое листовое золото, часто продаваемое в виде квадратных книжек, из которых по мере необходимости вынимаются листки. как старинные, так и современные мастера для работы часто используют поталь , являющейся бюджетной имитацией сусального золота.

Профессиональные золотильщики в своей работе часто используют такой прием: берут из книжки золотой лист, расправляют его на кожаной подушке, окруженной защитным экраном. Такую подушку делают из листа фанеры, покрытого слоем байки, двумя-тремя слоями фланели, а поверх них - тонкой кожей. Вокруг подушки находится небольшой бортик, защищающий тонкий лист золота от дыхания мастера. Снизу подушки приделывается петля, в которую вставляется большой палец левой руки золотильщика.

Листок кладут на подушку, осторожно расправляют с помощью легких дуновений, после чего лист делится на нужное количество частей тупым ножом. До лезвия ножа категорически не рекомендуется дотрагиваться руками, т.к. из-за этого он будет не резать, а комкать тонкие листы золота.

Если, допустим, требуется позолотить полосу шириной в 5 см, то листок необходимо нарезать на полоски, ширина которых на 5-7 мм будет больше, чем ширина полосы. каждую полоску захватывают специальной кистью и накладывают на подготовленную поверхность. Старинный учебник по золочению называет эту кисть из редкого верблюжьего волоса "типом" и дает совет по ее изготовлению: сделать тип можно из двух старых игральных карт, вклеив между ними необходимое количество щетины - см. рисунок.

Очень удобно использовать тип при работе с неровной поверхностью: щетина кисти легко подстраивается под любой рельеф.

Далее следует забавный совет: золотильщику рекомендуется провести типом по собственной прическе, что придает щетине кисти легкую "маслянистость" в той степени, которая необходима для прилипания золотой полоски к кисти. Затем листок переносят на подготовленную и смазанную клеем поверхность, и он легко отклеивается от кисти. Можно предположить, что дело не в маслянистости, а в обычном статическом электричестве...

Следует помнить, что листки золота очень тонкие, ломкие и легко деформируются, поэтому при обращении с ними необходимо быть очень осторожным. При золочении в домашних условиях может пригодиться такой прием : поверх золотого листка накладывают лист вощеной бумаги и очень легко его разглаживают. После этого золото легко прилипает к бумаге и так же легко переносится на нужную поверхность, где его уже фиксирует клеевой состав.

Золотильщики старой школы для этих целей пользовались специальной палитрой: дощечкой, к которой приклеивался лоскут полотна. если на такую палитру дыхнуть несколько раз, то листок золота легко к ней приклеивался и переносился в нужное место без повреждений.

Если на золотом листке оказались трещины или незакрытым остался небольшой фрагмент обрабатываемой поверхности, то исправляется это так: кончиком перочинного ножа, смоченного в маленькой капле воды (или просто языком), берут небольшие фрагменты золотого листка и накладывают на дефектное или непокрытое место. После этого лоскутки плотно прижимаются круглым тампоном из ваты, обтянутой тонкой кожей. Затем уже обычным ватным тампоном легко протирают работу, удаляя излишки листового золота и придавая поверхности гладкость.

Клей для масляного золочения

Классический клеевой раствор для золочения подразумевает варку льняного масла с окисью свинца, или, иначе говоря - олифа, приготовленная по старинному рецепту. Недостатком этого клея можно считать то, что покрытая им поверхность для золочения будет готова лишь часов через двенадцать; преимуществом - возможность использовать клей для наружных работ.

Более быстрое средство - "клей для лакировщиков" пригоден для золочения уже через 2-3 часа, но его можно использовать только для внутренних работ. Также считается, что этот клей гораздо слабее, чем приготовленный по классическому рецепту, а потому позолота на его основе нуждается в дополнительном покрытии лаком.

Если позолоту совершают по грунту желтоватого или красноватого цвета, то в клей для золочения рекомендуется добавлять немного желтой или красной охры. Лучше всего клей наносить кистью из верблюжьего волоса - так слой клеевого состава получается ровнее и глаже. От равномерности высыхания клея будет зависеть и качество золочения: на слишком тонких местах клей быстро высохнет и позолота будет иметь слишком блестящий вид; на утолщениях клей останется влажным и позолота приобретет тусклость.

Чтобы определить готовность клея к нанесению золота, необходимо легко прикоснуться к нему суставом пальца: чуть липкий клей пригоден для работы, а вот смазанный слой говорит о необходимости дальнейшего подсыхания. Однако, тут есть важный нюанс: если предстоит работа с листовым серебром, то для него слой клея должен быть более влажным, чем для золота!

Золочение дерева

Простое, неполированное дерево обладает пористой структурой и потому нуждается в тщательном грунтовании. Для этого его можно пропитать составом, приготовленным из льняного масла и плотного красящего вещества (в современном мире можно воспользоваться готовой грунтовкой по дереву ).

После покрытия дерева слоем грунта, ему дают хорошо просохнуть, после чего тщательно шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой до состояния гладкости. После этого наносят еще 2-3 слоя грунта, повторяя процесс. От качества грунтования будет зависеть и качество золочения, поэтому не стоит спешить с подготовительным этапом. Затем на идеально ровную и гладкую поверхность наносят клеевой состав и производят процедуру золочения.

Золочение картона

Материалы, по структуре подобные картону, также нуждаются в грунтовании, но не на масляной основе, а водным раствором грунтового состава. Мастера прошлых лет использовали для этих целей раствор гуммиарабика или рыбьего клея, а иногда - и отвар обрезков пергамента в желатиновой смеси. Но также, как и в случаях с масляной грунтовкой, современные мастера могут пользоваться широким ассортиментом готовых грунтовок.

Грунтовку наносят полосой, ширина которой должна быть чуть больше полосы, на которую будет нанесен клей. Это делается для того чтобы защитить работу от масляных потеков, которые могут появиться при использовании клея. Технология нанесения позолоты такая же, как и при работе с деревом.

Если позолоту собираются накладывать на обратную сторону фотографии , то грунтовать эту фотобумагу не нужно: ее поверхность уже готова к нанесению клеевого состава и листового золота.

Золочение по тканям

При золочении поверхностей из шелка и других видов тканей необходимо нанесение такого же типа грунта, как и для картонных изделий. Грунт накладывают несколько раз - каждый слой после высыхания предыдущего.

Эта мера поможет избежать появления некрасивых жирных пятен и полос, которые неизбежно появятся на ткани после нанесения на нее масляного клея. Если в работе используется грубый и плотный материал, наподобие коленкора, то в качестве грунтовки хорошо подходит слабый раствор столярного клея .

Золочение по камню и штукатурке

Эти материалы относятся к пористым, а потому требуют особого внимания к наложению и качеству грунта. Старинные мастера утверждают, что самой лучшей грунтовкой для подобных материалов является смесь гуттаперчи и шеллака, растворенных в бензине. Такой грунт не только способствует качественному золочению, но и предохраняет материал от воздействия сырости.

Надо заметить, что рецепт этого грунта долгое время считался секретом английских декораторов, которые широко им пользовались при украшении церквей. С помощью этого раствора позолоту можно было накладывать прямо на стены, не прибегая к покрытию масляной краской или к использованию дополнительных подкладок из цинка, как это делалось раньше.

При золочении по камню используется грунтовка, состоящая из шеллака, растворенного в винном спирте. Камень отмывают от загрязнений, дают хорошенько просохнуть, иначе со временем грунтовка начнет отслаиваться вместе с позолотой. Если часть камня, за исключением позолоченных мест, должна оставаться в естественном виде, то в таком случае при нанесении масляного клея нужно следить, чтобы он не заходил за границы шеллакового грунта, иначе на соседних с позолотой частях появятся некрасивые жирные линии. Но эта предосторожность будет излишней, если при работе использовался "клей для лакировщиков".

Золочение на гипсе

Все гипсовые предметы отличаются пористой структурой и потому нуждаются в качественной грунтовке. Как правило, для работы необходимо 3-4 слоя олифы, нанесенных с суточным интервалом. При работе с изделиями больших размеров, у которых отсутствует мелкая отделка, можно воспользоваться "клеем для лакировщиков" с добавлением желтой охры, предварительно хорошо растертой.

Для гипсовых изделий с мелкими деталями (статуэтки, медальоны) лучше всего использовать водный раствор клея с мелко растертой желтой охрой.

  • следует запомнить, что полированные и крашеные поверхности в грунтовании не нуждаются, но перед золочением их необходимо тщательно протереть от пыли и других загрязнений;
  • металлы обладают низкой впитывающей способностью и потому также способны обходиться без грунтования, но для более качественного золочения и защиты от ржавчины рекомендуется сначала покрасить их поверхность;
  • для наружных работ больше всего подходят цинковые изделия, т.к. они стойки к коррозии, но важно учесть и такую особенность цинка. как склонность к деформации поверхности при сильном нагревании солнечными лучами.

Глянцевое золочение

При этом виде золочения блеск деталей будет зависеть от гладкости поверхности или качества операции, известной в этом ремесле под названием "обжига".

Золочение по стеклу

Самым подходящим материалом для глянцевого золочения считается стекло. Благодаря идеально гладкой и ровной поверхности стекло позволяет наиболее качественно наложить листовое золото или серебро.

Никакой предварительной подготовки, кроме очистки от загрязнений, стекло не требует. Однако следует избегать неосторожных прикосновений к поверхности руками - даже небольшой след от пальца способен испортить всю работу.

Самым важным моментом при золочении по стеклу считается тот факт, что работа производится всегда по обратной стороне предмета , поэтому все изображения или буквы должны накладываться в зеркальном отражении.

Предварительное очищение стекла удобнее всего производить белилами, которые хорошо удаляют жирные пятна и следы от пальцев. Стирать белила очень удобно небольшим шелковым лоскутом.

При работе со стеклом кисть-тип обычно не используется, автор предлагает более оригинальный способ нанесения позолоты, удобный при работе с небольшими поверхностями:

Если на позолоте имеются трещины, то для их устранения нужно подышать на такое место и тут же наложить маленький кусочек листового золота. Затем, когда все дефекты будут заделаны, лоскутки золота придавливают ватным тампоном по всей поверхности. Затем стекло слегка нагревают и протирают сухой ватой - позолота будет казаться равномерной и однородной.

Очень важно во время работы защитить стекло от прикосновений руками. Для этих целей необходимо использовать специальные подставки, сделанные по типу мольберта.

Получив позолоченную поверхность, приступают к ее детальной обработке, если конечной целью является получение золотого орнамента или надписи. Для этого необходимо поверх золотого слоя нанести нужные детали и удалить излишек позолоты. Очень часто для рисования деталей используется клей для лакировщиков в смеси с желтой охрой или брауншвейгская черная краска (в качестве пигмента используется истолченные в порошок минералы).

После того как контур рисунка высохнет, приступают к удалению излишка позолоты: как правило, это делают влажным ватным тампоном. Чтобы частицы позолоты не размазывались по стеклу, тампон рекомендуется заменять как можно чаще

Для золочения стеклянных изделий большого размера способ нанесения золота на просто увлаженную поверхность не подходит, в данном случае необходимо использование клеевых составов. Удобно для этих целей использовать водный раствор рыбьего клея: чайную ложка клея разводят в двух чайных ложках горячей воды, добавляют к ней также две ложки винного спирта и фильтруют. Клей удобнее всего наносить плоской кистью, а золото накладывают с помощью типа или любым другим способом.

При желании усилить позолоту, все вышеописанные операции повторяют с той лишь разницей, что клей наносят не кистью, а просто наливают на поверхность и позволяют свободно растекаться. Затем накладывают листовое золото вторым слоем. После высыхания всех слоев можно приступить к дальнейшей отделке: чтобы придать поверхности сильный блеск, ее обливают горячей водой, хотя при этом способе всегда существует риск испортить проделанную работу.

Как сделать золотые блестки

Золотые блестки часто используются для декорирования различных поверхностей, как прозрачных, так и матовых. Чтобы сделать блестки, берут стеклянную бутылку и покрывают ее слоем листового золота, используя для работы водный раствор рыбьего клея. Затем позолоту покрывают копаловым лаком и тщательно просушивают бутылку в теплом месте.

После того как лак затвердеет, с помощью небольшого узкого шпателя с бутылки снимают слой позолоты, разместив ее над листом бумаги. Показателем того, что лак хорошо высох, будет его хрупкость: частицы позолоты должны отлетать от стекла легко и быстро.

При декорировании стекла серебряными или золотыми блестками желательно использовать не клей, а лак в чистом виде, т.к. клей портит цвет золота. Обратную сторону стекла покрывают лаком и наносят блестки; если в работе используется большая поверхность, то к лаку добавляют одну или две капли масла, чтобы слой такого грунта высыхал помедленнее.

Также следует помнить, что при наложении блесток поверхность лака должна быть более влажной, чем при нанесении листового золота: на лаке не должно быть следов его высыхания.

Если в работе необходимо создание теней у некоторых элементов декора, то необходимо использовать брауншвейгскую черную краску. Тени создают следующим образом:

  • на позолоте брауншвейгской черной краской рисуют контуру нужных предметов;
  • на высушенной поверхности стекла убирают излишки позолоты влажным тампоном;
  • стекло помещают под источник тепла так, чтобы черная краска немного нагрелась;
  • кусок ваты обмакивают в терпентин и начинают стирать черную краску, периодически заменяя тампон;
  • если под воздействием терпентина позолота приобретает блеклый вид, то стекло снова нагревают и позолоченную поверхность протирают ватой, обмакнутой в мелко истолченные белила, которые после этой операции смахивают шелковой тканью;
  • стекло кладут лицевой стороной вниз на черный лист бумаги или ткани и острой палочкой на позолоте процарапывают необходимые линии (см. пример на рисунке ниже);
  • затем заднюю поверхность стекла раскрашивают цветными красками в нужные цвета.

Если же рисунок должен быть не золоченым, а раскрашенным и при этом располагаться на золоченном фоне, то узор наносят на стекло перед золочением. Сначала накладывают слой прозрачных красок, затем - непрозрачных, а после того, как работа высохнет, выполняют золочение фона.

При золочении рельефного стекла используются те же способы, как и на плоской поверхности, за тем исключением, что клей должен быть более густой консистенции. Те части стекла, которые должны оставаться прозрачными, защищаются смолистой краской, а все остальные фрагменты протравливаются плавиковой кислотой, придающей стеклу матовый вид.

Для создания рельефного рисунка на стекле черной брауншвейгской краской рисуют нужный узор и оставляют его сохнуть. После этого по краям стекла делают бортик из воска, разбавляют плавиковую кислоту на 2/3 водой и заливают ее на поверхность работы таким образом, чтобы слой кислоты составлял около 5 мм.

Стекло должно лежать очень ровно, чтобы протравливание происходило равномерно. Спустя 30-40 минут в восковом бортике делают щель и очень аккуратно сливают кислоту в подставленный нестеклянный сосуд. Части стекла, защищенные краской, окажутся выпуклыми, а после смывания этой краски вышеуказанным способом линии узора находящиеся под ней, останутся блестящими и прозрачными, по сравнению с остальной матовой поверхностью.

Важно помнить, что все рельефные работы производятся на задней поверхности стекла и потому все узоры, надписи и пр. выполняются в зеркальном отражении, выпуклости - вытравливаются, а впадины - остаются нетронутыми.

Глянцевое золочение на непрозрачных поверхностях

Для полированных поверхностей клеевой состав готовится без добавления спирта, все остальные работы производятся также, как и на стекле. Необходимо помнить, что любую позолоченную деталь необходимо защищать от истирания прозрачным лаком, иначе работа окажется недолговечной.

Для золочения своими руками подходят абсолютно любые гладкие поверхности, будь то полированное дерево, гладкие металлы или все виды стекла. Кроме того, непрозрачные поверхности позволяют использовать одновременно сочетание двух видов золочения: глянцевого и матового. К примеру, на поверхность наносится орнамент, детали которого нарисованы клеем для лакировщиков в смеси с желтой охрой.

Когда клей высохнет, в определенные части орнамента тампоном втирают бронзовый порошок и затем всю поверхность золотят. На бронзированных частях рисунка позолота окажется матовой, а на всех остальных - глянцевой.

Серебрение кистью

Очень простой способ серебрения различных изделий:

40 г хлористого серебра растирают с 40 г винного спирта, добавляют 40 г нашатырного спирта, 35 г поваренной соли, 1/2 г кристаллической борной кислоты и 25 г винного камня. Ингредиенты растирают и в процессе загустения массы добавляют нашатырный и винный спирт до получения густой текучей жидкости.

Смесь хранят в сосуде из темного стекла, т.к. хлористое серебро на свету теряет свои свойства. Нужные предметы хорошо очищают от загрязнений, кистью наносят серебряную смесь, затем обливают водой и сушат в древесных опилках.

Золочение стальных предметов

Хлорное золото, по возможности свободное от кислоты, разводят в воде, добавляют эфира, взятого в количестве в 3 раза больше, чем хлорного золота. Смесь настаивают в течение суток, после чего в получившийся эфирный раствор погружают необходимый стальной предмет.

На поверхности предмета образуется тонкий позолоченный слой. Чтобы получить на предмете надпись или рисунок, на его поверхность с помощью лака наносят нужное изображение, погружают в приготовленный раствор, после чего лак удаляют спиртом или льняным маслом.

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать позолоту, золочение, позолотить или провести серебрение, посеребрить различные металлические поверхности в домашних условиях. Химические и гальванические методики и технологии серебрения и золочения металлов своими руками

Золочение изделий из стали, меди и других металлов и сплавов — дело не простое! Здесь как при приготовлении реактивов, так и при подготовке изделий к золочению требуется опыт. Малейшая неточность в технологии, крошечная ошибка в рецепте способны перечеркнуть не только результаты работы, но и безвозвратно уничтожить драгоценный металл.

Поэтому для приобретения опыта, да и просто для перестраховки все предстоящие операции предварительно осмыслите и манипулируйте сначала с малыми количествами реактивов. Испорченные же растворы не выбрасывайте, а собирайте в отдельные емкости для возможной их регенерации, а также выделения золота.

Известно, что золото дает хорошее сцепление с основой из меди, латуни и серебра. А вот сплавы, содержащие никель (например, нержавеющая сталь), требуют особой подготовки, поэтому при золочении изделий из никеля на их поверхность обычно наносят подслой из меди.

Различают как гальванический, так и химический способы золочения. Но гальванику в домашних условиях осуществить очень сложно, так как для этого процесса потребуются специальное оборудование (гальваническая ванна; источник, позволяющий обеспечить ток плотностью 0,1-0,3 А/дм2, система подогрева электролита до 70-80°С), а также достаточно редкие реактивы — дорогие и ядовитые, которые в открытую продажу обычно не поступают.

Намного практичнее химические способы золочения. Правда, составы для химического золочения также включают в себя цианистые соединения, но не на основе ядовитого цианистого калия, а на основе безвредной желтой кровяной соли.

Основа всех рецептов для химического золочения — цианистое золото. Чтобы приготовить его, понадобится изготовить "царскую водку", то есть смесь концентрированных кислот: соляной HCl и азотной HNO3, взятых в соотношении 3: 1 (по объему). Готовим "царскую водку" в фарфоровом сосуде. Помните, операция эта очень опасная! Берегите глаза, кожу и органы дыхания. Смешивание кислот обязательно проводите под вытяжкой или, в крайнем случае, на открытом воздухе. Готовую "царскую водку" выдерживают под крышкой сутки.

Далее готовим золото: золотой предмет расковываем в фольгу и режем на кусочки. Загружаем эти кусочки в "царскую водку" из расчета 1 г золота на 10 мл раствора и ждем, когда они растворятся (это может занять и 2-3 ч, и 2-3 суток — все зависит от крепости кислот и толщины кусочков фольги). Получившийся раствор сливаем с осадка.

Собираем водяную баню и осторожно выпариваем раствор при 70-80 °С, помешивая его стеклянной палочкой, до получения густого "сиропа" темно-желтого цвета. Раствор нельзя перегревать, так как золото выпадет в нерастворимый осадок. Полученный "сироп", содержащий хлорное золото АuС13, и будем использовать как основу составов для предстоящего золочения.

Теперь займемся собственно раствором для химического золочения. Готовим в фарфоровой чашке емкостью 2-3 л (подойдет и 3-литровый стеклянный баллон, конечно, тщательно промытый) смесь из 2 л горячей (50-60°С) дистиллированной воды (или воды от "шубы" из морозильника холодильника), 15 г сиропа (хлорного золота), 65 г поташа (углекислого калия К2СО3), 65 г поваренной соли ("Экстра"). Предназначенный для золочения предмет тщательно очищаем от жира, прокипятив в стиральной соде или в 10-20%-ном растворе NaOH, и после промывки протравливаем в 25%-ной соляной кислоте, после чего опять промываем.

Остается в фарфоровую емкость налить нужное количество горячего (50-60°С) раствора для золочения, погрузить в раствор наше изделие и дотронуться до него цинковой палочкой. На поверхности изделия появляется слой золота. Изделие извлекаем, промываем и слегка полируем шерстяной тканью.

Существует и более простой способ золочения — натиранием, но нанесенный слой золота при этом получается тоньше.

Паста для натирания:

хлорное золото…………….10 г
желтая кровяная соль……...30 г
винный камень (кремортартар, КС4Н5О6)... .5 г
молотый мел (зубной порошок)…………….55 г

Добавим к смеси компонентов воду до образования кашицы, и шерстяной тряпочкой натираем этой кашицей предварительно обезжиренное, протравленное соляной кислотой и промытое в воде изделие.

В случае если золотое покрытие получится неровным, пятнистым, хорошо поможет делу предварительное меднение изделия.

Практичный способ химического меднения железа и стали заключается в следующем. Сначала изделие покрывают с помощью кисти раствором, состоящим из 20 г соляной кислоты, 20 г воды, 10 г хлористого цинка. Дают раствору стечь, после чего наносят второй состав (другой кистью), приготовленный из 10 г медного купороса и 160 г воды..

Когда готовят этот раствор, то выпадает осадок, и, чтобы его растворить, в состав добавляют нашатырный спирт.

Менее качественное меднение обеспечивает погружение предварительно протравленного железного (стального) изделия в раствор, содержащий 50 г медного купороса, 50 г 98%-ной концентрированной серной кислоты и 1 л воды. Не забудьте только, что необходимо кислоту лить в воду.

Как меднение, так и золочение можно производить в домашних условиях, но успех зависит от выполнения следующих требований:

Грамотное составление растворов;
применение чистых реактивов;
использование только дистиллированной воды;
тщательная подготовка поверхности изделий;
соблюдение температурного режима.

Поэтому перед тем как решиться на золочение, тщательно прикиньте свои возможности, и только найдя их достаточными, приступайте к делу.

Общеупотребительные названия и формулы примененных реактивов:

Поташ — углекислый калий К2СО3;
желтая кровяная соль, желтое синь-кали — железосинеродистый калий K4}