Open
Close

Современные технологии в доу. Виды инновационных технологий применяемых в доу

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
  • 2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Пальчиковая гимнастика
  • 2. Гимнастика для глаз
  • 3. Дыхательная
  • 4. Артикуляционная
  • 5. Музыкально-дыхательные тренинги
  • 6. Динамические паузы
  • 7. Релаксация
  • 8. Арттерапия, сказкотерапия
  • 9. Двигательная терапия, музыкотерапия
  • 10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Работа в группах, парах
  • 2. Беседы, дискуссии
  • 3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • - эвристические беседы;
  • - постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • - наблюдения;
  • - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • - опыты;
  • - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • - подражание голосам и звукам природы;
  • - использование художественного слова;
  • - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • - трудовые поручения, действия.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
  • 2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • ? Исследовательский характер
  • ? Легкость для самостоятельных занятий детей
  • ? Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • ? Возрастное соответствие
  • ? Занимательность.

Классификация программ:

  • ? Развитие воображения, мышления, памяти
  • ? Говорящие словари иностранных языков
  • ? Простейшие графические редакторы
  • ? Игры-путешествия
  • ? Обучение чтению, математике
  • ? Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

  • ? Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • ? Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • ? В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • ? Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • - Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • - Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • - Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • - Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

  • - Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  • - Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • - Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • - Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • - Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
  • 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Игры, спортивные досуги, НОД
  • 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
  • 3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

  • 1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
  • 2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • 1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  • 2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
  • 3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
  • 4. Решение задач «социального» закаливания
  • 5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • 1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
  • 2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
  • 3. Сказкотерапия
  • 4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
  • 5. Тренинги, самопрезентации.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Современные образовательные технологии в ДОУ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в ДОУ

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов

Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап -подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Развитие проектных умений у детей

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ

Последовательность работы педагога над проектом

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5.Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________________________


3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - ребенок, ребенок - ребенок, дети - родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

приключенческие,

практико-ориентированные.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

по количеству участников:

индивидуальный,

групповой,

фронтальный.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .

материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Использованная литература:

Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.

Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.

Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.

Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.

Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.

Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.

Проблема : недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в современном дошкольном образовании.

Цель: повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

  • повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
  • применить полученные знания на практике;
  • определить эффективность современных педагогических технологий;
  • повысить качество образования воспитанников.

Предмет исследования: современные педагогические технологии.

Гипотеза исследования: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.

ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве.

Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.

На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Отличия от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к воспитаннику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Нет связи со школьными технологиями, где ещё сильна авторитарная система.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени.

Требования к педагогу.

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Использование технологий на практике.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Технологии интерактивного обучения. В последнее время обретают большую значимость (интерактивные музеи мира)

Позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.

1. Работа в парах. (тест карандаши)

2. Карусель.

4. Работа в малых группах.

5. Аквариум.

6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды...)по цепочкке.

7. Мозговой штурм.

8. Броуновское движение.

9. Дерево решений.

10. Ролевая (деловая) игра.

11. Мастерская.

Технология ИКТ – интерактивная технология.

Использование ИКТ – результат реализации программы “Электронная Россия”

ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Занятия демонстрационного типа - презентация.

2. Занятия – викторины, тесты.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

3. Обучающие компьютерные игры.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

4.Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

5. Работа с родителями.

Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.

6. Использование для профессионального роста воспитателя.

Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. копилку, куда педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т.д.

Использование ИКТ - технологий на уроке позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
  • И, как следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знаний учащихся.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В своей работе я использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

Приёмы мнемотехники широко использую на занятиях по математике, ИЗО.

Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам, по результатам обследования у детей была отмечена положительная динамика: заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. А также дети стали осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

Важнейшие принципы мнемотехники.

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Закономерности
  • Знакомые числа

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.

Рассмотрим, как можно использовать мнемотехнику на занятиях. Из своего опыта знаю, что информация в стихотворном виде запоминается надолго.

Для запоминания прямого и обратного счёта:

6.7.8.9.10 – надо мысли все нам взвесить.

10,9.8.7 – вот мы взрослые совсем.

6.5.4.3.2.1 – вот и весь ваш господин.

Временные отношения: Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь;

Геометрич. материал: луч, волнистая, кривая, ломаная, отрезок.

Мнемотаблицы по месяцам, знаки больше, меньше, минус, плюс.

Запоминание цифр, состава чисел, таблицы сложения. Название чисел второго десятка сорок, девяносто, сто – примеры в таблицах.

Технология проектов.

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

Является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Повышает качество образовательного процесса;

Служит развитию критического и творческого мышления.

Способствует повышению компетентности педагогов.

Недостатки: низкая мотивация воспитателей, родителей;

Недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской деятельности

Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.

Подведение итогов

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

Педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

Педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Департамент образования и науки Тюменской области

Автономное образовательное учреждение Тюменской области

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования»

Современные образовательные технологии дошкольного образования Тюмень

Белькович В.Ю., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.пед.н.

Менчинская Е.А., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.пед.н.

В сборник вошли материалы преподавателей ТОГИРРО:

Гадиева Р.Г., к.пед.н.; Карасевой Е.Г., к.пед.н.; Кучинской Г.К., к.пед.н.; Тепловой З.И., к.пед.н.; Яковлевой И.В., к.мед. н., а также Лобода Н.В, воспитателя МАДОУ д/с № 14 г.Ишима.

Современные образовательные технологии дошкольного образования.

Методическое пособие. –

Тюмень: ТОГИРРО, 2013 - 64 с.

В предлагаемом методическом пособии «Современные образовательные технологии дошкольного образования» представлены педагогические технологии, которые помогут педагогам не только в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, но и на их основе разрабатывать собственные системные подходы во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.

Каждая педагогическая технология содержит описание методов, приемов и гиперссылку на источник информации (литературный и электронный).

Предлагаемое пособие может быть интересно студентам дошкольных факультетов педагогических вузов, колледжей, а также учителям начальной школы, родителям.

© ТОГИРРО, 2013

ВВЕДЕНИЕ 3

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 9

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 16

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 23

Правила выбора темы 48

Материалы и программы для создания мультфильма из пластилина: пластилин, фотоаппарат, компьютер, микрофон, и программы для видеомонтажа (например, Киностудия Windows Live, Windows Live Movie Maker, Nero, или программы для создания пластилиновых мультфильмов Claymation Studio, Moho, Anime Studio Pro). По этой технике можно создавать также рисованные или кукольные мультфильмы. 50

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 53

Введение

В российском образовании провозглашены принципы развивающего обучения, гуманизации, дифференциации и индивидуализации, которые дают педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений возможность выбирать и конструировать образовательный процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности ребенка дошкольного возраста.

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия для развития детей, включающие механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по воспитанию, обучению и развитию личности.

Прогресс дошкольного образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий.

Важность овладения основами технологизации образовательного процесса объясняется несколькими факторами. Во-первых, для современного дошкольного образования характерна тенденция к реализации системного подхода в решении педагогических проблем, относящихся к проектированию образовательного процесса, к созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности детей. Во-вторых, педагогические технологии существенно активизируют образовательный процесс, создают условия для творческой деятельности детей. В-третьих, возрастает потребность в компетентных педагогах, способных разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников.

Особая необходимость внедрения образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов.

Таким образом, основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля – той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным воззрения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Понятие технологии обучения и воспитания (педагогическая технология) – это направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

В Психолого-педагогическом словаре (1998) понятие «технология обучения» трактуется как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

В «Педагогическом словаре» (2001) отмечено, что технология обучения и воспитания (педагогическая технология) представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определённая система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе технологии обучения и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов».

    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

    Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

    Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

    Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

    Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

    Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

    Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

    Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. Е.С. Полат под технологией обучения понимается не только совокупность приёмов, но и действий учащихся, выполняемых в определённой последовательности, позволяющая реализовать тот или иной метод обучения, обеспечивающих реализацию определённого подхода к обучению, реализацию определённой дидактической системы.

Педагогическая практика – процесс творческий. А.А. Леонтьев утверждал, что нельзя выучить технологии и стать педагогом. Любые технологии сами по себе ещё не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих воспитанников.

Характерной особенностью современного дошкольного образования является реализация личностно-ориентированного подхода, который предполагает: поддержку индивидуальности ребенка; предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе; успешность деятельности; обеспечение зоны «ближайшего развития»; предоставление права выбора деятельности, партнера и др.; создание возможностей для развития творческих способностей; демократический стиль взаимоотношений.

Реализация любой образовательной технологии осуществляется на основе следующих принципов:

    гуманизации - приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;

    целостности образа мира , реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

    учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

    учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса ин­тересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятель­ности, инициативности;

    комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе - свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе та­кого взаимодействия ребенок может выбирать виды дет­ской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

    педагогической поддержки - решение совместно с ребен­ком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ре­бенка способами и приемами; основной критерий реали­зации данного принципа - удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоцио­нальной напряженности;

    профессионального сотрудничества и сотворчества - про­фессиональное взаимодействие воспитателей и специали­стов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.