Open
Close

Точильные камни и методы заточки стамесок и рубанков. Как делается заточка садового инструмента? Правильная заточка столярных инструментов

ЗАКАЛКА И ЗАТОЧКА СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТА

1.Закалка инструмента

Не каждую сталь можно подвергать термической обработке в домашних условиях. Наиболее распространенная, углеродистая, сталь, из которой изготовлены многие инструменты, в том числе напильники, поддается закалке легко. Старые напильники — удобные заготовки для выполнения, например, прямых и полукруглых стамесок, особенно полукруглых резцов. Закалка включает две операции.
Во время первой операции инструмент нагревают до вишнево-красного свечения на газовой горелке или другим способом. Хорошо прочищенная кухонная газовая горелка для нагрева небольших инструментов вполне подходит. Нагретый инструмент быстро опускают в воду, сосуд с которой находится как можно ближе к горелке, и резко перемещают его, чтобы избавиться от образующейся вокруг паровой оболочки, мешающей контакту металла с водой.
Вторая операция (отпуск) заключается в смягчении закаленной до хрупкости стали. Теперь резец нагревают незначительно, контролируя цвет побежалости. Поэтому образовавшуюся на инструменте окалину при первой операции нужно снять легкой полировкой до блеска на мелкой шкурке (хотя бы фаску заточки), стараясь не испортить лезвие. На пламени нагревают участок на расстоянии 1-2 см от конца резца. Нельзя нагревать сам режущий кончик, который может быстро перегреться. Кончик должен нагреться внутренним теплом, идущим от стержня. Надо следить за цветом побежалости на полированной поверхности, уловить момент, когда режущий кончик из синего начнет превращаться в вишневый, и резко опустить его в воду (лучше со слоем масла на поверхности).
Затем инструмент, например резец, пробуют на дереве и затачивают ещё раз начисто. Если при резьбе режущая кромка выкрашивается, необходимо повысить температуру второго нагрева до соломенного цвета побежалости.
Мнущееся лезвие инструмента говорит о несоответствии режима закалки сорту стали или о неудачно проведённой операции: недостаточно высокой температуре первого нагрева, замедлении при опускании в воду, не резком охлаждении из-за слоя пара, образовавшегося в канавках и пазухах инструментов, слишком высокой температуре отпуска.
В иных случаях, когда инструмент изготовлен не из углеродистой стали, лучше обратиться за помощью к специалисту, так как в домашних условиях не удастся получить достаточно высокую температуру для закаливания высококачественных сталей.
Для столяра, имеющего возможность нагреть инструмент, например, в муфельной печи или кузнечном горне, приведём некоторые основные рекомендации.
Сорт стали можно ориентировочно определить по искре на точильном круге в затёмненном месте. Так, белый пучок искр с отдельными звездочками указывает на то, что сталь углеродистая, требует незначительного нагрева при закалке (до температуры 780°С — вишнево-красное свечение) и отпуска при переходе цвета побежалости от фиолетового (для режущего инструмента) к соломенному (для работы киянкой). Термическую обработку такой стали можно вести дома на газовой горелке.
Если короткий пучок тёмно-красных искр почти без звездочек, сталь быстрорежущая Р18. Она требует высокой температуры закалки — около 1270°С, что соответствует ярко-белому свечению. Добиться этого можно только в большой муфельной печи или в кузнечном горне.
Немного ниже температура закалки (около 1230°С) у быстрорежущей стали Р9. Она закаливается при светло-желтом свечении, а на точильном круге дает красновато-оранжевые искры с небольшим количеством звездочек.
Другие легированные стали (хром даёт едва различимые желтые искры, вольфрам — хорошо выраженные красные) закаливаются при светло-красном свечении (температура 820-900°С). Легированные стали лучше закаливать в масле или в подогретой до температуры 70°С воде.
Приблизительно такая же температура требуется и для отжига стали перед её обработкой: легированные стали нагревают до 1000°С, быстрорежущие до 1200°С. После нагрева они должны медленно остывать вместе с печью.
Следует учесть, что при высоком и длительном нагревании происходит выгорание углерода. Поэтому лучше не делать закалку инструмента с очень тонким участком, или после закалки снять на бруске или точиле с охлаждением острый обезуглероженный кончик. По этой же причине не надо бояться делать заточку инструмента, особенно первую, до образования заусенца по всей длине лезвия. Также, если первая пробная работа закаленным и заточенным инструментом не дает желаемого результата, надо повторить заточку.

2.Заточка инструмента

Весь секрет изготовления хорошего столярного инструмента складывается из двух факторов: правильной заточки и правильно выбранного сорта стали, которая эту заточку долго сохраняет, не мнётся и не выкрашивается от любой древесины. Если сорт стали не всегда зависит от мастера, то заточка зависит только от него. Но для её правильного выполнения надо иметь некоторые знания. Затачивание инструмента состоит из двух операций.
Задача первой операции — добиться ровной плоскости стачивания (она называется фаской) без заоваливания её на самой кромке и без пережога стали. При этой операции стачивают металл с одной стороны режущей части инструмента (как у стамесок) или с двух её сторон (как у ножа) с образованием требуемой для данного инструмента формы лезвия. Другая задача первой операции — поставить фаску под определенным углом по отношению ко второй плоскости (пласти или фаске) при жале лезвия, требуемым именно для данного инструмента. Этот угол, называемый углом заточки, бывает различным: 7-8° у ножа, 15-25° у стамесок, 37-42° у рубанков и 50-53° у специального рубанка — шлифтика.
Угол заточки инструмента находится в строгой зависимости от угла наклона режущей грани (плоскости) лезвия по отношению к поверхности древесины, что определяется сложной формулой. Если в таких инструментах, как нож, стамески, топоры, мы можем к углу наклона режущей грани приспособиться в процессе работы, а значит, и угол заточки при лезвии может варьироваться в зависимости от потребности (срезания древесины вручную или ударами молотком, киянкой), то в других инструментах, например рубанках, этот угол заточки должен быть выдержан строже.
Задача второй операции — правки — не испортить угол заточки и добиться острого жала лезвия, что связано со снятием с него неровностей, мелких зазубрин, заусенцев, с полировкой до блеска обеих поверхностей лезвия.
Первую операцию выполняют, как правило, на механическом точиле — вращающемся абразивном круге. Заканчивают её вручную на большом плоском бруске. Доводить заточку лезвия на точиле до остроты опасно, так как в этом случае трудно контролировать перегрев стали при больших оборотах круга, когда неожиданно на тонкой кромке лезвия при точении появляется цвет побежалости — признак того, что прочность стали нарушена и заточка испорчена. Такое место придется полностью срезать на том же точиле и сделать заточку заново.
Для того чтобы уменьшить последующую ручную работу на бруске, стараются на точиле максимально снять металл по всей фаске, кроме её кромки, что делать нетрудно на точиле цилиндрической формы: она позволяет выемкой на фаске убрать лишний металл со всей её середины.
Чтобы сталь не перегрелась, инструмент периодически макают в воду и само точило также пропитывают водой. Исчезновение капелек воды на кончике лезвия или их закипание — признак того, что пора его опустить в воду.
Начинающему точильщику целесообразно затачивать инструмент на точиле так, чтобы круг вращался не навстречу лезвию, а наоборот или под некоторым углом к нему (в разных направлениях). Так меньше опасности при неверном движении врезаться точилом в лезвие и испортить всю работу. Однако во всей литературе рекомендуется любой инструмент затачивать на точиле только при его вращении навстречу лезвию. Но это правило подходит только для специалиста или мастера, имеющего большой опыт заточки. Несомненно, что при движении поверхности круга навстречу лезвию его заострение получается лучше: меньше происходит выкрашивание частиц металла на самой кромке лезвия — они как бы прижимаются при вращении, а не отрываются от него, когда движение точила происходит от лезвия. Также при этом не получаются столь большие заусенцы, как при затачивании "по лезвию", где больше возможностей для загиба кромки, что и дает заусенец. Кроме того, при строгом соблюдении правил заточки инструмента навстречу лезвию, если он точно зафиксирован (при помощи специального упора или тренированными руками), получается и четко поставленная грань лезвия. Таковы положительные стороны заточки методом навстречу лезвию. Но в нем есть и отрицательные стороны, весомость которых более существенна, особенно для начинающего точильщика. Главный недостаток — это то, что мы не можем доводить заточку до острого жала лезвия, так как при этом слишком велика опасность сжечь его. Доводить до нужной остроты лезвие инструмента можно только на водяном точиле, скорость вращения которого очень маленькая (при увеличении скорости вода заливает руки). На всех других механических точилах заточка ведется без воды. Но и после водяного точила лезвие получается острым только за счет хорошего угла заточки и четко поставленных граней. На самом же деле оно иссечено зазубринами от песчинок абразива и представляет собой как бы пилку с очень мелкими зубчиками. Такое лезвие будет резать древесину, но след среза будет неровным, не блестящим. Лезвию потребуется основательная правка — полное снятие жала и формирование нового.
Для того чтобы довести до конца заточку инструмента на жестком бруске, лучше зажать брусок в тисках или закрепить на верстаке. Тогда работу можно будет вести с прижимом, двумя руками. Брусок предварительно, а затем периодически надо промывать водой с мылом с помощью щетки, так как он засаливается и забивается мелкими металлическими опилками и абразивной пылью, хорошо его пропитывать водой. В процессе работы поверхность бруска удобнее протирать мокрой тряпкой. Именно при таких условиях поверхность бруска хорошо стачивает металл.
Затачивая инструмент, нужно особенно следить, чтобы фаска соприкасалась с поверхностью бруска всей плоскостью, чтобы не испортить угол заточки. Водить инструментом по бруску можно в любом направлении, но по мере заострения лезвия и появления на нем заусенца — тонкой блестящей полоски загибаемого металла на жале лезвия — с направлением движений при заточке следует поступать более осторожно. Во избежание риска врезаться в абразив лезвием инструмента лучше полностью прекратить его движение навстречу и вдоль лезвия. Предпочтительнее делать движения под углом 45° как в одну, так и в другую сторону по отношению к кромке лезвия, в направлении от него. Именно таким образом мы уменьшаем усилие, которое загибает жало лезвия в заусенец. Подобный метод заточки подтверждается практикой опытных мастеров. Известно, что парикмахеры подобным образом правят опасные бритвы.
Вторую операцию заточки — правку — выполняют сначала на мелкозернистом бруске или специальной заправочной доске, затем на оселке или на гладком, затертом при заточке месте заправочной доски, иногда на оселке или заправочной доске, обтянутой кожей, с применением специальной пасты.
Заправочная доска обклеена мелкой наждачной бумагой (лучше шкуркой на ткани). Края её приклеены встык на одной из узких сторон доски. Одну сторону заправочной доски стоит предварительно скруглить, причём с разной кривизной вдоль по кромке. На ней мы будем делать правку вогнутой пласти полукруглых стамесок.
При правке на оселке можно делать сначала и круговые движения инструментом (например, стамеской), акцентируя усилия при движении от лезвия, но на заправочной доске надо сразу же остерегаться делать движения навстречу лезвию: мягкая ткань или бумага шкурки от нажима хоть незначительно, но прогибается и лезвие "атакует" наждачную поверхность под большим углом, что приведет к заоваливанию фаски, т.е. к изменению угла заточки. Также по вышеописанным причинам лезвие может быть испорчено от задевания за неровности на поверхности затачивания. Например, при заточке на заправочной доске ножа навстречу лезвию случается даже, что он срезает часть наклеенной шкурки.
Во время правки надо периодически поворачивать инструмент с одной стороны на другую, пока обе грани лезвия не будут отполированы до блеска, а заусенец не исчезнет полностью. По мере заканчивания правки движения руки должны становиться все более частыми и легкими, также и затачиваемые грани взаимозаменяют чаще.
После правки надо сделать пробную резьбу, испытав инструмент в приемах резания вдоль и поперек древесины, особенно твёрдой. Вполне вероятно, что лезвие ин струмента при этом "сядет" и не даст желаемого результата. Это не всегда является признаком плохой стали, а скорее всего это результат выгорания углерода из кромки лезвия при закалке, о чем мы говорили выше. Правда, такое случается и с инструментом, не подвергавшимся термической обработке. Во всяком случае, необходимо снова его подправить и проверить, пока режущая кромка не устоится.
Хорошо заточенный инструмент служит долго и не требует частой заправки. Его подправляют только после многочасовой работы. Для более скорого достижения результата, если инструмент уже давно используется, можно при заправке слегка усилить контакт кромки затачиваемого лезвия с бруском, учитывая, что при первоначальной заточке угол заострения его был достаточно острым. При этом угол заточки немного увеличивается и образуется вторичная фаска. Естественно, через некоторое время придется снова выправлять угол заточки лезвия на бруске, а то и на круге ручной дрели. Практика показала, что применять полировочную пасту или масляную краску "Окись хрома" для окончательной правки инструмента необязательно. В процессе работы на заправочной доске появятся места более гладкие (сработанные) и более жесткие, что позволит использовать одну и ту же шкурку на доске для последовательной заточки: от грубой к чистой.

3.Точильный круг

Абразивный круг, приводимый во вращение механическим или электрическим приводом, принято называть точилом, шлифовальным или точильным кругом. Абразивные диски, продаваемые в хозяйственных и инструментальных магазинах, как и другие шлифовальные круги, изготовляются из искусственных минералов: электрокорунда, карбида кремния (карборунда), карбида бора и др., иногда из наждака (наждак — это природный минерал и в настоящее время используется в основном для производства шлифовальных шкурок).Лучше покупать абразивный диск из белого электрокорунда (его маркировка на круге начинается с ЭБ) или монокорунда (маркировка М). Они больше подходят по твёрдости зерен для чистовой обработки, а в нашем случае — для заточки закаленного инструмента — хорошо зарекомендовали себя в шлифовании весьма твёрдых поверхностей металла с малой глубиной стачивания.
Маркировка твёрдости на абразивных кругах указывается начальными буквами слов: мягкие (М), средне-мягкие (СМ) и далее аналогично — средние, среднетвёрдые, твёрдые, весьма твёрдые, чрезвычайно твёрдые и добавлением цифр 1 и 2 (иногда 3), уточняющих степень твёрдости.
Современные шлифовальные круги сформованы на прочном связующем, обладают большой сопротивляемостью на разрыв, обеспечивающей им в два-три раза большую частоту вращения, чем та, которую сообщает электродрель. И тем не менее после покупки шлифовального диска, особенно если он без маркировки, обязательно следует проверить его на большой частоте вращения, приняв меры безопасности (не находиться в плоскости вращения диска) на случай разрыва. И в дальнейшем целесообразно при холостых (т.е. максимальных) оборотах круга не держать голову в плоскости его вращения. Эти меры нужны на случай брака или дефекта диска.
А для уверенности, что вращение нового шлифовального круга в дрели безопасно, полезно знать следующие сведения. Обычно на маркировке диска указана не частота вращения (в об/мин), а окружная скорость (в м/с). Это связано с тем, что центробежная сила (а значит, и разрывная) зависит не только от частоты вращения, а и от диаметра круга. Для примера рассчитаем окружную скорость зерен на ободе шлифовального круга диаметром в 175 мм, вставленного в электродрель, дающую 2000 об/мин. При длине окружности обода 0,175? 3,14 = 0,55 м, частота вращения составит приблизительно 33 об./с (2000:60), а окружная скорость зерен на нем 0,55? 33 = 18,15 м/с. А допустимая скорость вращения современных шлифовальных кругов колеблется от 35 до 40 м/с, что превышает нашу расчетную более чем в два раза.
Надо заметить, что целесообразнее брать для точила к электродрели круги диаметром меньше 175 мм. Это удобнее по многим причинам. Часто в процессе работы приходится затачивать инструмент, держа дрель с точилом в левой руке и включая её короткими импульсами, — так больше уверенности не испортить заточку и не сжечь сталь. В этом случае масса круга, влияющая на его инерционность, будет каждый раз мешать включению дрели. По этим же причинам нежелательна и чрезмерная окружная скорость поверхности затачивания, которая связана с диаметром круга. Понятно, что с уменьшением диаметра круга уменьшится и наша расчетная окружная скорость, т.е. повысится степень безопасности работы.
Как раз в этом смысле очень удобны для работы по заточке инструмента абразивные пальчики длиною 25 мм и диаметром 10 мм на металлической оси вращения, изготовляемые специально для электродрели и поступающие иногда в продажу.
Точильные круги обладают способностью самозатачиваться, т.е. снашивающиеся и затупившиеся зерна абразива постепенно отлетают, уступая место новым. Но они требуют и определенных условий эксплуатации: надо стараться так вести заточку инструмента, чтобы круг стачивался равномерно по всей поверхности, без образования канавок. Поэтому нельзя его использовать для затачивания инструмента вручную, в качестве бруска — это приведет к местному повреждению его поверхности и к эксцентриситету при вращении.
Промышленные диски изготовлены так, что отверстие каждого из них согласовано с центром тяжести и с геометрическим центром окружности обода. Также и при насадке круга на ось вращения эти условия необходимо выдержать. Такую ось, диаметром до 9 мм, можно сделать из болта, от которого отпиливают головку. На резьбовом конце между шайбами, пластинчатыми прокладками и гайками зажимают диск. Предварительно в отверстие диска вбивают вкладыш из твёрдого дерева, точно находят его центр относительно внешней цилиндрической поверхности диска и сверлят отверстие под выбранную ось. Диаметр шайб и прокладок под них должен превышать диаметр вкладыша, а вкладыш должен быть обрезан заподлицо с диском. Затем на малых оборотах дрели нужно проверить центровку диска, касаясь кончиком карандаша или мела его цилиндрической поверхности.

Выбор твердости шлифовального инструмента.

Таблица1.


Шлифовальные круги для чернового ручного шлифования.

Таблица2.

Шлифовальные круги для резания и чистового шлифования.

Таблица3.

Таблица4.

Режущий инструмент

Участок затачивания

Марка шлифовального круга

Токарные резцы из
быстрорежущей стали

Задняя и передние грани

25А 30-20-Н СМ2

Токарные резцы с
пластинками твердого
сплава

Задняя и передняя грани стружколома.

64С 40-16Н СМ2

64С 16-5-Н СМ2

Пильные полотна

Крупные зубья

Мелкие зубья

25А 25-Н СТ1

18А 16-Н СМ2

Пильные диски из
быстрорежущей стали

25А 10-8-Н-СТ1

Пильные сегменты из
быстрорежущей стали

25А 25-Н СТ1

Спиральные сверла из
быстрорежущей стали:
небольшого диаметра
большого диаметра


Конусная часть

25А 25-Н СТ1
25А 30-25-Н СТ1

Спиральные сверла с пластинками твердого сплава

64С 16-5-Н СМ2-СТ1

Шлифовальные круги.

Таблица 5

Марка круга

Назначение шлифовальных кругов

55С 100-25-Н СМ2-Т2 К

65С 30-16-Н СМ2-СТ1 Б

64С 40-5-Н СМ2-СТ1 К

64С 40-6-Н СМ2-СТ1 К

Шлифование материалов с низкой

прочностью при растяжении:серого чугуна,

латуни, твердых сплавов, стекла, камня,

керамики и пластмасс

25А 30-5-Н СМ2-СТ2К

94А 40-16-Н СМ2-СТ1 К

качественной стали всех марок

25А 25-Н СМ2 К

Шлифование с окружной скоростью до 50 м/с

18А 100-16-Н-СТ1-Т1 К

55С 100-40-Н Т1 Б

18А 100-60-Н СТ2-Т1 Б

Шлифование вручную и на станке

конструкционной стали, круги с

бакелитовой (Б) связкой-для окружной

скорости до 50 м/с

94А 40-13-Н СМ2-СТ1 К

Шлифование особо прочной стали

55С 25-Н М1 В

64С 6-Н М1 В

18А 30-16-Н М1 В

25А 16-Н М1 В

Полирование

64С 25-13-Н СТ1 К

25А 10-5-Н СТ2 К

Заточку стамесок и лезвий рубанков можно сравнить с тренировками в спортивном зале: мы знаем, что этим давно пора заняться, но постоянно находим причину отложить это на потом.

Чем чаще вы затачиваете свои инструменты, тем дольше они служат. Чтобы этот процесс перестал быть скучным занятием, необходимо правильно подобрать инструменты и способы заточки.

Для начала стоит ознакомиться с основными этапами такой работы, которые актуальны для любого из способов.

Сначала формируем фаску

Прежде чем на лезвии образуется острая режущая кромка, нужно сначала сформировать основной скос (так называемую первичную фаску). Этот этап, собственно говоря, и является заточкой. Большинство лезвий стамесок и рубанков имеют первичную фаску с углом 25° или 30°.

При заточке создается свежая скошенная грань, расположенная под прямым углом к боковым кромкам, и на ней не должно быть вмятин, сколов или царапин. Быстрее всего можно получить первичную фаску с помощью заточного станка (электроточила), особенно в тех случаях, когда на поврежденном лезвии имеются зазубрины и требуется снять много металла (фото А).

Точило формирует вогнутую фаску (см. схему. «Два типа заточки»).

Заточка на круге электроточила формирует вогнутую фаску (слева), а наждачная бумага или плоский камень формируют плоскую фаску (справа).

Крупнозернистые круги из карбида кремния, которыми комплектуются многие заточные станки, слишком грубы для заточки столярных инструментов. Чтобы избежать перегрева режущей кромки и появления так называемых цветов побежалости (быстро меняющей окраску оксидной пленки), сигнализирующих о снижении твердости стали, чаще охлаждайте кончик лезвия, погружая его в воду.

Если у вас нет заточного станка, первичную фаску можно сформировать с помощью заточного приспособления-тележки и грубозернистого абразивного камня или наждачной бумаги № 100-320 (см. предыдущую статью « »). При этом образуется плоская грань (см. рис. «Два типа заточки»), которая позволяет получить такую же острую режущую кромку, как и вогнутая, но процесс занимает больше времени, так как приходится удалять много металла с меньшей производительностью (по сравнению с заточным станком).

Получение режущей кромки

Неважно, каким способом сформирована первичная фаска на лезвии вашего инструмента. Теперь требуется добиться настоящей остроты. (Данный этап называется доводкой.) Для этого увеличьте угол наклона вашего заточного приспособления-тележки на 3-5° и сформируйте вдоль края первичной фаски еще одну узкую грань, называемую микрофаской (см. рис. «Получение микрофаски»), с помощью набора камней или абразивной бумаги зернистостью от 600-1000 до 5000-8000 единиц (грит). Процесс резания древесины осуществляется лишь самым кончиком лезвия (режущей кромкой), поэтому нет смысла шлифовать всю первичную фаску. Это позволяет сэкономить много времени и сил, а также продлить срок службы ваших средств для заточки.

Рисунок 2. Как получить микрофаску

После заточки основной (первичной) фаски под нужным углом создайте микрофаску, слегка приподняв лезвие, чтобы оно касалось камня только передним краем.

Умейте вовремя остановиться

В процессе доводки режущей кромки, переходя от одного размера зерен абразива к более мелкому, вы продолжаете удалять металл, и кромка становится все острее. Мелкие абразивные зерна не только удаляют риски (царапины) от предыдущих, более крупных номеров, но и делают кромку тоньше, доводя ее до остроты, позволяющей легко внедряться в материал. Закончив доводку слишком рано, вы получите лезвие, которое станет резать древесину, но обрабатываемая поверхность не будет чистой, процесс резания потребует больших усилий, а сама режущая кромка быстрее затупится. Чем острее инструмент, тем дольше его режущая кромка сохраняет рабочие свойства.

Важно научиться правильно определять момент, когда следует завершить доводку. Начав резать древесину, острая режущая кромка неизбежно изнашивается.

Скорость ее затупления зависит от свойств древесины и особенностей выполняемых операций. Заметив, что инструмент режет уже не так легко или менее чисто, как раньше (фото С и D), заново заострите режущую кромку, отшлифовав микрофаску под тем же углом. Начните доводку с абразива средней зернистости (1000-4000 грит) и продолжайте в том же порядке, что и раньше, закончив полировкой кромки абразивами зернистостью 5000-8000 грит.

После нескольких (обычно трех-пяти) доводок микрофаска становится слишком широкой, и ее шлифовка отнимает все больше времени. В таком случае выгоднее заново заточить инструмент, сформировав новую первичную фаску, а затем отшлифовав с помощью доводки новую микрофаску.

Чтобы точно выдержать нужный угол заточки, пользуйтесь приспособлением

Для аккуратной заточки первичной (основной) фаски или доводки микрофаски используйте заточное при способление (так называемую «тележку»), которое удерживает лезвие инструмента под нужным углом. Мь предпочитаем модель Veritas Mk.ll, которая позволяет затачивать лезвие шириной от 6 до 73 мм под углами от 15° до 54° (этих возможности более чем достаточно для заточки большинства столярных инструментов), а широкий ролик обеспечивает этому приспособлению надежную опору на всех испытанных нами камнях и пластинах. Для работы с приспособлением прочно закрепите в нем лезвие инструмента, следуя инструкции, чтобы сохранить прямоугольность его рабочей части.

Оперев на камень или наждачную бумагу фаску лезвия и ролик приспособления-тележки, передвигайте их взад-вперед до тех пор, пока основная фаска не станет совершенно плоской. Начинайте заточку на грубых абразивах (100-325 грит), а затем переходите к доводке (созданию и полировке микрофаски) с последовательным увеличением номеров абразива (достаточно трех-четырех ступеней зернистости от 600 до 8000 грит с приблизительным удвоением номера каждого последующего абразива), не меняя положения лезвия в приспособлении. Прекратите доводку, когда микрофаска достигнет ширины около 1 мм.

Фото А: Быстрое получение фаски на заточном станке

Сформируйте первичную фаску на стамесках и , используя круги из оксида алюминия, менее склонные к перегреву режущих кромок, и подручник для соблюдения угла заточки.

B: При работе с приспособлением-тележкой главное внимание уделяйте постоянному контакту ролика и фаски лезвия с абразивной поверхностью.

С: Лезвие этого рубанка, отполированное до зеркального блеска на камне с зерном 8000 грит, снимает тончайшие стружки с торца доски.

D: Заточка этого лезвия была завершена на абразиве зернистостью 1000 грит, и вместо стружек из летка выходят грубые опилки, а на торце доски возникли сколы. Здесь не помешала бы доводка на двух мелкозернистых камнях.

1. Наждачная бумага и заточка

Что потребуется.

Если вы планируете формировать вогнутую первичную фаску с помощью заточного станка, для доводки нужна абразивная бумага N ° 220; 320; 600 и 1200, а для окончательной полировки режущей кромки возьмите бумагу со сверхтонким абразивом (2000-4000 грит).

Без полировки тонкими абразивами инструмент будет резать древесину, но его затупление происходит быстрее. Для формирования плоской первичной фаски добавьте бумагу с зерном 1 20 грит. Кроме того, вам потребуется плоская поверхность, к которой приклеивается бумага. Можно использовать толстое стекло или гранитную плиту, но мы находим, что для ежедневной заточки достаточно обрезка МДФ-плиты толщиной 19 мм.

Наклейте бумагу на прямоугольные куски МДФ размером 75×200 мм (фото справа) с помощью аэрозольного клея. Когда абразив будет изношен, просто выбросьте такой обрезок и возьмите новый.

Как это работает.

Постелите на верстак резиновый коврик, чтобы ваши средства для заточки не сдвигались в процессе работы. После формирования первичной фаски перед доводкой, используя разные номера абразивов в той же последовательности, выровняйте и отполируйте обратную сторону лезвия (участок шириной около 12 мм, непосредственно прилегающий к режущей кромке).

Преимущества заточки ножей инструмента и пр. на наждачке

  • Этот метод обойдется дешевле других – стоимость наждачной бумаги, клея и МДФ не нанесет ущерба вашему бюджету. Приобретение толстого стекла или гранитной плиты потребует дополнительных вложений.
  • Наждачную бумагу хорошего качества можно купить практически везде.
  • Для достижения отличных результатов не требуется смачивать бумагу, и при заточке не образуется грязь.

Недостатки и минусы

  • Абразивная бумага быстро изнашивается, особенно при заточке инструментов из твердой стали. Любая из четырех испытанных нами марок бумаги в течение первых 30 секунд теряла способность быстро удалять металл. После этого на поверхности оставались тупые зерна абразива, и бумага становилась негодной через 5-7 минут работы.
  • Если вы регулярно занимаетесь заточкой, придется часто менять бумагу, и тогда низкие начальные затраты могут обернуться постоянными расходами. А цена бумаги со сверхтонким абразивом, необходимой для окончательной полировки режущей кромки, намного выше обычной.

Вывод. Если нужно всего лишь заточить несколько инструментов два-три раза в год и вы хотите минимизировать затраты, метод заточки с использованием наждачной бумаги будет самым подходящим.

Фото 2: Заточка на наждачной бумаге:

Просто выбросьте кусок МДФ-плиты с наклеенной на него наждачной бумагой, когда абразив придет в негодность, и вам не придется тратить время на чистку стеклянной пластины или гранитной плиты.

2. Заточка на Водном камне – как правильно?

Что потребуется. Три камня зернистостью 1000; 4000 и 8000 грит, которые обойдутся примерно в $150-200, полностью обеспечат все ваши потребности.

Для формирования первичной фаски можно приобрести камень зернистостью 220 единиц, однако алмазная пластина справится с этим намного быстрее. Хороший способ экономии – покупка комбинированных (двухслойных) камней, имеющих две рабочие грани с разной зернистостью, и это обойдется на 20-30% дешевле нескольких однородных камней.

Как это работает.

Используйте заточное приспособление-тележку как описано выше, но сначала замочите камни. Эти прямоугольные бруски состоят из частиц окиси алюминия, прочно связанных между собой связующим веществом.

Перед началом работы камни нужно полностью погрузить в воду не менее чем на 15 минут. В процессе заточки и доводки приходится регулярно добавлять воду на поверхность камня для восстановления абразивных свойств и удаления частиц металла.

После того как на лезвии сформирована плоская или вогнутая первичная фаска, приступайте к доводке, начав ее с камня зернистостью 1000 грит и заканчивая 4000 и 8000 грит.

Преимущества

  • Набор из трех водных камней обойдется на 30-50% дешевле, чем такой же комплект керамических или алмазных абразивов.
  • Водные камни зернистостью 4000 единиц и более грубые можно хранить в воде, чтобы они всегда были готовы к работе. Однако мелкозернистые камни от постоянного нахождения в воде могут разрушиться.

Недостатки

  • Водные камни быстро изнашиваются. Рабочая поверхность становится вогнутой и на ней появляются борозды от заточки инструментов, поэтому ее необходимо регулярно выравнивать с помощью специального камня, наждачной бумаги или грубой алмазной пластины. Как часто придется прибегать к выравниванию, зависит от выбранной марки камня. Чтобы быть уверенным в том, что рабочая поверхность плоская, всегда выравнивайте камни перед каждым сеансом заточки.
  • На некоторых водных камнях доводка происходит слишком медленно, особенно когда требуется освежить режущую
  • кромку в третий или четвертый раз. Мы считаем, что после двух доводок на таких камнях лучше снова заняться заточкой для формирования первичной фаски, а затем сделать новую микрофаску. (С мелкозернистыми водными камнями марки Norton вы можете доводить кромку не менее трех раз, прежде чем обновлять первичную фаску.)
  • Вода и смесь абразива с частицами металла образуют грязь, оставляющую трудноудаляемые пятна на верстаке и чугунных столах станков.
  • Мокрые или недостаточно просушенные водные камни могут трескаться на морозе.

Вывод. Водные камни являются отличной комбинацией рабочих свойств и умеренной цены, и работа с ними не требует особых навыков.

Фото 3: Заточка на водном камне

Водные камни перед работой нужно погрузить в воду на 15 минут. Мы подкладываем под них деревянные рейки на дно пластикового контейнера.

3. Абразивная керамика и заточка на ней

Что потребуется.

Обзаведитесь керамическими абразивными камнями зернистостью 1000, 4000-5000 и 8000 единиц. Не стоит покупать для заточки первичной фаски грубые камни с зерном 220 или 320 грит – они работают медленнее, а стоят дороже алмазных пластин такой же зернистости.

Как это работает.

Керамические абразивные камни во многом похожи на водные, но их не требуется замачивать (наоборот, при замачивании они нередко разрушаются). Вместо этого на рабочую поверхность нужно лишь время от времени добавлять немного воды для лучшего скольжения и удаления шлама.

Преимущества и плюсы абразивной керамики

  • Профессиональная серия керамических камней и стеклянных пластин марки Shapton позволяет добиться остроты быстрее, чем на водных камнях, и получить тончайшую полированную режущую кромку, которую почти невозможно сделать другими средствами. Вы даже можете сэкономить, отказавшись от покупки камня с зерном 8000 грит и заканчивая доводку на камне с абразивом 5000 грит, не заметив при этом существенной разницы.
  • Стеклянные пластины с абразивной керамикой марки Shapton вдвое тоньше и имеют стеклянную подложку, однако работают ничуть не хуже полноразмерных камней. При этом они стоят на 30-40% дешевле.
  • Большая часть керамических абразивных камней обладает большей твердостью и плотностью, чем водные, и изнашивается почти в два раза медленнее, поэтому они дольше остаются плоскими и сохраняют высокие абразивные свойства.
  • Уход за такими камнями несложен – просто ополосните их водой и вытрите насухо.

Недостатки

  • Три керамических камня, рекомендованных нами, обойдутся в приличную сумму (около $300).
  • Камни марки Naniwa в наших тестах оказались наименее агрессивными. Они быстро засаливались металлическими частицами, рабочие поверхности становились вогнутыми, и их приходилось выравнивать чаще, чем керамические камни других марок.

Вывод. В большинстве случаев абразивная керамика превосходит водные камни и наждачную бумагу, давая сверхострые полированные режущие кромки. Покупка таких камней обойдется в кругленькую сумму, но они прослужат вам два-три десятка лет. Однако при этом требуется еще и средство для заточки (формирования первичной фаски).

Даже совершенно сухие камни из абразивной керамики перед работой нужно лишь слегка увлажнить из опрыскивателя.

Мелкозернистые керамические камни Naniwa изнашивались так быстро, что нам приходилось прерывать доводку, чтобы их выровнять. Если этого не делать, режущая кромка инструмента не будет прямой.

Не связывайтесь с масляными камнями

Хотя они долгое время были самыми распространенными, теперь их применение считается непрактичным по трем причинам.

  1. Высокая стоимость. Эти натуральные камни становятся все более редкими и дорогими.
  2. Низкая эффективность. Они плохо справляются с заточкой и доводкой лезвий из современных твердых сталей, таких как А2 в лезвиях новых рубанков, и очень быстро засаливаются частицами металла.
  3. Грязная работа. Подумайте, что проще и быстрее удалить – масло или воду? Решайте сами. Некоторые современные абразивные материалы вообще не нуждаются в смазке.

4. Алмазные пластины и заточка на них инструмента

Что потребуется.

Нет ничего тверже алмаза, и эти стальные пластины, покрытые алмазными частицами, уверенно и быстро справляются с заточкой даже самых твердых инструментальных сталей.

Но нам не удалось получить по-настоящему острые режущие кромки только с их использованием, поэтому планируйте дополнить свой арсенал другим средством для окончательной доводки и полировки.

Две рабочие поверхности с различной зернистостью позволяют значительно ускорить процесс заточки и начальной доводки. Выберите пластину с зерном 1 20-325 грит для формирования плоской фаски, а для следующего шага потребуется 1000-1200 грит. Или (если вы делаете вогнутую фаску с помощью электроточила) купите двухстороннюю пластину 600/1200 грит. Как это работает. Вы передвигаете лезвие инструмента по алмазной пластине точно так же, как и по любому другому абразивному камню или наждачной бумаге. Для предотвращения засаливания абразивного слоя алмазным пластинам требуется смазка (обычная вода), но при этом не образуется столько грязи, как при работе с водными камнями.

На пластинах DMT DuoSharp (внизу слева) имеются небольшие отверстия в стальной подложке, где скапливаются частицы снятого металла.

Такие пластины работают агрессивнее, чем DMT Dia-Sharp со сплошной поверхностью, покрытой плотным слоем алмазных зерен и напоминающей алмазную абразивную бумагу. Обе пластины во время работы нужно время от времени смачивать водой. Пластина Trend Classic Pro имеет на поверхности сетчатый рисунок из мелких канавок, служащих для отвода грязи, но продающееся вместе с пластиной масло быстро расходуется, и рабочая поверхность загрязняется сильнее, чем при использовании воды.

Флакон такого масла стоит недешево, но вместо него лучше использовать воду. (Хотя компания Trend рекомендует масло для защиты стальной подложки от коррозии, мы предпочитаем чистить пластину и высушивать ее после работы.)

Преимущества и плюсы

  • Алмазные пластины DMT работают намного быстрее других, испытанных нами средств для заточки.
  • Двухсторонние пластины будут выгодным приобретением. DMT DuoSharp выпускаются в четырех комбинациях различной зернистости. Trend Classic Pro существует только в варианте 300/1000 грит, хотя компания предлагает отдельно одностороннюю пластину с зерном 220 грит. Односторонние пластины DMT Dia-Sharp имеют шесть степеней зернистости.

Недостатки и минусы

  • Алмазные пластины Trend работают медленнее, чем пластины DMT, однако они в любом случае намного агрессивнее наждачной бумаги, водных и керамических камней.
  • Агрессивность алмазных абразивов приводит к появлению глубоких рисок на затачиваемых поверхностях, и окончательную доводку режущей кромки приходится выполнять с помощью мелкозернистой алмазной пластины (600-1200 грит) и водного или керамического камня (5000-8000 грит). На заключительном этапе можно также использовать наждачную бумагу (№2000-4000).

Вывод. Советуем укомплектовать свой набор средств для заточки хотя бы одной алмазной пластиной. Они быстро удаляют металл, не требуют ухода (кроме ополаскивания) и могут использоваться для выравнивания водных и керамических камней.

Фото 4: Использование алмазных пластин для заточки

Рабочая поверхность алмазных пластин может выглядеть по-разному. В круглых углублениях и бороздках (слева и справа) скапливаются частицы снятого металла, оставляя абразив чистым. Другие пластины (в центре) не обладают такими свойствами.

На что лучше потратить деньги

После покупки электроточила с кругом зернистостью 120 грит и хорошего заточного приспособления-тележки рекомендуем приобрести двухстороннюю алмазную пластину DMT DuoSharp с грубым и мелким зерном (325/1200 грит), а также керамический абразив Shapton на стеклянной подложке (6000 грит). Такой набор позволит вам выполнить все операции заточки и доводки. Электроточило поможет быстро сформировать вогнутую первичную фаску, микрофаска образуется с помощью грубой стороны алмазной пластины, шлифуется на мелкозернистой ее стороне и полируется на керамическом камне. Во время трех последних операций также шлифуется обратная сторона лезвия. Пользуясь самыми производительными средствами, вы будете тратить меньше времени на заточку и доводку инструментов и больше времени уделять столярной работе.

Дополнительная информация

Заточка: наждачной бумаге не угнаться за алмазами

Всем нам хочется поскорее закончить заточку, чтобы вернуться к столярной работе. Чтобы выяснить, какой способ позволяет быстрее всего справиться с задачей, мы испытали более дюжины разных средств, начиная от наждачной бумаги и заканчивая алмазами. Только заточной станок способен в рекордно короткое время сделать на тупом или поврежденном лезвии новую первичную фаску, но если вы предпочитаете ручную заточку с помощью наждачной бумаги или плоского камня, выбирайте абразив зернистостью 120-325 единиц (грит). В наших испытаниях успешнее других абразивов оказались алмазные пластины с грубым зерном, выполнившие работу всего за полторы минуты. И даже более мелкие алмазные зерна удаляют металл быстрее, чем другие типы абразивов. Делаем вывод: для быстрого формирования плоской первичной фаски лучше выбирать алмазные пластины.

Доводка: и снова алмазы быстрее всех

После заточки основной фаски нужно отшлифовать и отполировать кончик лезвия для получения острой режущей кромки, и для ее доводки нужны мелкозернистые камни или наждачная бумага. Сравнивая различные абразивные средства зернистостью 800-1200 грит, мы записывали время, затраченное на доводку режущих кромок, затем кромки тупились, и процедура повторялась еще два раза (каждая последующая доводка требует больше времени, так как с увеличением ширины микрофаски приходится удалять все больше металла). Как и при заточке, на этапе начальной доводки самыми быстрыми оказались алмазные пластины. Эффективность всех испытанных нами марок наждачной бумаги сохранялась только в течение первых минут доводки, поэтому листы приходилось выбрасывать после каждого применения.

Не нужно удалять заусенец

У большинства мастеров принято во время доводки переворачивать лезвие после шлифования микрофаски на каждом последующем камне, чтобы удалить неизбежно образующийся заусенец. Но это необязательно, если обратная сторона лезвия отполирована. Продолжая доводку микрофаски под тем же самым углом на все более мелких абразивах, вы непременно обнаружите, что в конце концов заусенец отвалится сам, обнажив острую режущую кромку.

На заметку:

Чудо-дощечка для заточки

Много мастеров сталкиваются с проблемой доводки режущего инструмента до бритвенной остроты. Если нож или резец просто немного затупился, эту проблему легко решить благодаря нехитрому приспособлению.

Материалы: доска кусок некрашеной кожи толщиной 4-5 мм эпоксидный клей полировальные пасты.

Наношу разметку на досточку и выпиливаю деталь. Люблю делать это маленькой ленточной пилой: она позволяет резать очень чисто и практически по любым кривым линиям. Кроме того, образуется мелкая древесная пыль, которой замазываю недочеты в других изделиях, смешивая ее с эпоксидной смолой.

Края выпиленной доски зачищаю наждачной бумагой - рез ленточной пилы очень качественный, и ему требуется лишь минимальная доводка.

Проделываю отверстие под подвес. И наношу украшения с помощью прибора для выжигания (фото 1). Отрезаю по шаблону кожаную деталь для дощечки. Приклеиваю ее, прижав с помощью обрезка доски и струбцины (фото 2).

Деревянную часть изделия равномерно покрываю спиртовым раствором шеллака. Прикрепляю подвес. Работа завершена.

При заточке равномерно наношу пасту ГОИ или полировальные пасты и аккуратными равномерными движениями довожу нож (резец) до бритвенной остроты.

Хранить древесную пыль удобно в плотно закрывающейся пластиковой упаковке, например, из-под мороженого.

КАК ПРАВИЛЬНО НАТОЧИТЬ НОЖ – ПОДРОБНОЕ ПОШАГОВОЕ ФОТО

Казалось бы, что может быть проще, чем заточить нож? Разве что забить гвоздь. В этом убеждены многие, но получают подчас плачевные результаты. На самом деле это действительно несложно, если, конечно, речь не идёт об исключительном или экзотическом ноже, но важно знать несколько элементарных правил, чтобы избежать грубых ошибок.

Первая типичная ошибка-продольное движение клинка во время заточки. Подобным образом устроены почти все точилки, которые продаются в каждом хозяйственном магазине. Приемлемой остроты добиться с их помощью можно, но толку от работы будет мало - вскоре придётся повторять заточку, снова и снова, пока клинок не придет в полную негодность. Правильнее, когда нож двигают не вдоль, а поперёк, режущей кромкой вперёд, как бы «срезая» с точила тонкий слой. При этом на режущей кромке образуется упорядоченная микроструктура. напоминающая при большом увеличении сер-рейтор. Именно так выглядит заводская заточка. При резании такая пилочка буквально «вгрызается» в материал.

Другую ошибку совершают обладатели точильных кругов со скоростным электроприводом. На таком станке удобно точить топоры и лопаты, зубила и стамески, а если ножи, то только совсем уж простые. Дело в том. что тончайшая режущая кромка при заточке на станке мгновенно перегревается, а ведь лезвие настоящего ножа закалённое. Происходит отпуск металла, и закалки как не бывало. Нож будет испорчен навсегда, закалить его повторно в домашних условиях не удастся.

Нам потребуется точильный камень. Выбрать сейчас есть из чего, цена изделий от именитых производителей может достигать сотен долларов. С другой стороны, до сих пор остались ценители дешёвых брусков советского производства, которые всё ещё можно найти на блошиных рынках. Для большинства применений «арканзас» или «водный камень» не обязательны, к тому же они требуют владения специальными навыками. Может быть вполне достаточно недорогих двусторонних абразивных брусков из Китая или Польши. изготовленных из оксида алюминия (электрокорунда), стоимостью пару долларов за штуку. Конечно, они оставляют желать лучшего, зато их не жалко выбросить даже после небольшого износа, а плоскостность бруска имеет первостепенное значение для качественной заточки.

Заточить потребовалось лёгкий складник Buck QuickFire (модель 0288BKS с 7-сантиметровым лезвием), который использовался в основном для очинки карандашей, и, хотя с этой задачей он по-прежнему справляется успешно, бумагу на весу уже не шинкует, и более увесистый туристический нож Tramontina Camping (модель 26003/106, длина клинка - 140 мм), «прописанный» главным образом на кухне и переставший уже нормально резать даже хлеб.

Лезвие первого сделано из высокоуглеродистой разновидности бюджетной мартенситной нержавеющей стали марки 420, которая проходит особую термообработку в специализированной фирме по закалке Paul Boss, благодаря чему становится сравнимой по характеристикам с гораздо более дорогими марками ножевой стали.

Про материал клинка второго ничего доподлинно неизвестно. Производитель указывает лишь, что это нержавеющая сталь. За несколько лет нещадной эксплуатации полировка не потускнела и не поцарапалась, что косвенно говорит о неплохом качестве и самой стали.

Скорее всего, та же 420-я. Лист бумаги на прищепке эти ножи только кромсают, стало быть, нуждаются в заточке.

Прежде всего, заклеим лезвие скотчем, разумеется, оставив открытой режущую кромку. Это позволит избежать повреждений от случайного контакта боковой поверхности с абразивом. Практика показывает, что такая мера предосторожности не лишняя даже при наличии опыта - полировка царапается корундом от малейшего неудачного прикосновения.

Далее, подбираем угол заточки. Для обычных ножей он составляет порядка 20-30° Для этого «примеряемся», прикладывая режущую кромку к бруску под разными углами. Нужно почувствовать и «поймать» рукой верный угол и в дальнейшем строго держать его в течение всего процесса заточки.

Если нож из хорошей стали слишком быстро тупится, можно попробовать увеличить угол заточки. И наоборот, если желаемой остроты добиться не удаётся, угол заточки можно попробовать уменьшить. Однако без необходимости менять его не стоит: он устанавливается производителем исходя из параметров и назначения ножа.

Точим каждую сторону по очереди равномерно по всей режущей кромке. Длительность заточки зависит от стали лезвия и свойств точильного камня. Чаще всего хватает 10-20 движений или даже меньше. Сильно прижимать лезвие к бруску не следует, но и скользить оно тоже не должно.

Заточенную режущую кромку полезно немного отполировать, тогда она дольше сохранится

до следующей заточки. Удобно делать это на отрезке старого кожаного ремня, положив его изнаночной стороной вверх на ровную досточку. Нож при полировании должен двигаться обухом вперёд. Ускорит работу паста ГОИ. если предварительно натереть ею ремень, но важно вовремя остановиться, чтобы не затереть образовавшиеся при заточке микроскопические зубчики на режущей кромке. С полировальной пастой этот момент легко пропустить.

В завершение наглядно убедимся в удовлетворительной остроте ножа. Воспользуемся тестом на «шинкование» бумаги на весу. Все предсказуемо- к «баку» вернулась былая сила; ну а от «трамонтины» чистого реза листа и не ожидаем, но для отличного несения службы на кухне нож снова годен.

КАК НАТОЧИТЬ НОЖ – ФОТО


КАК ПРАВИЛЬНО НАТОЧИТЬ НОЖ
КАК ПРАВИЛЬНО НАТОЧИТЬ НОЖ
КАК ПРАВИЛЬНО НАТОЧИТЬ НОЖ

Для любого мастера своего дела очень важно иметь острый инструмент. Ведь, качество выполненной работы напрямую зависит от хорошо заточенного инструмента. Поэтому в столярном деле настоящего профессионала отличает его особое внимательное отношение к инструменту, которым он пользуется.

Если инструмент будет оставлять плохой срез, то и репутация мастера изрядно подпортится. К тому же гораздо приятнее работать с острым инструментом. Если вы чувствуете, что вам требуется прилагать больше усилий для работы с инструментом, и точность выполненной работы не достаточно хорошая, то, скорее всего причиной будет некачественная заточка столярного инструмента или он просто затупился.

Секреты настоящих мастеров: как оценить заточку столярного инструмента?

Хорошо заточенный инструмент определяется по таким параметрам, как острота и прямизна режущей кромки. Он надолго сохраняет остроту и дает гладкую поверхность среза. Одним из способов, которым мастера проверяют заточку ножа для рубанка и других инструментов для работы с деревом, это брить волосы на предплечье. Хотя многие уже так не делают, и некоторые мастера считают это довольно ненадежным способом. Люди с большим опытом проверяют режущую кромку пальцами и определяют по тактильным ощущениям. Хотя объяснить, как это работает, затрудняются.

Проверка заточки столярного инструмента на древесине

Так как инструмент все-таки заточен для работы с древесиной, то разумно проверять его на самой древесине поперек волокон. Как один из вариантов, можно взять сухую сосновую дощечку и постругать несколько раз (20-30) поперек волокон или под углом. Если после этого срез делается гладким и блестящим, а инструмент не мнет и не рвет кожу (можно иметь кусочки конской кожи для проверки заточки), то заточка получилась хорошая.

Качество заточки стамески можно определить по чистому блестящему срезу на полуторце мягкого дерева (например, липы). На нем не должно быть матовости и рисок.

Проверка заточки на ткани

Кто-то проверяет при помощи ткани: на кусок дерева кладется ткань, и лезвие проводится по ткани. Хорошо заточенный резец с легкостью режет ткань.

Что же касается заточки других столярных инструментов, заточка топора должна иметь параболическую форму, а не прямую ли бритвенную. Такой топор меньше тупится, не заклинивает и хорошо колет дрова.

При заточке цепи для электро- и бензопил важно отдать это дело в руки профессионалов, а не в дешевую мастерскую на рынке. После некачественной заточки, цепь пойдет на выброс, а вам потребуются дополнительные затраты.

Только хорошо и правильно заточенным инструментом легко и приятно работать.

Для столярной работы, когда требуется рубанок или стамеска, способные без лишних усилий снимать с дерева тонкую вьющуюся стружку. Здесь можно воспользоваться системой, позволяющей получить совершенно плоские, исключительно острые и блестящие как зеркало режущие кромки.

Главным звеном системы, как заточить инструмент , является набор из четырех японских водных камней. Эти искусственные заточные камни содержат мельчайшие абразивные частицы, такие как природная глина и карбид кремния, соединенные в блоки керамической связкой.

Грубый камень зернистостью 700 единиц (грит) марки Bester для удаления крупных рисок от заточного круга на новом инструменте или после серьезной переточки.

Камень марки Bester зернистостью 1200 грит для промежуточной правки и удаления рисок от предыдущего грубого камня.

Камень марки Shapton зернистостью 2000 грит для тонкой доводки режущей кромки.

Камень марки Takenoko зернистостью 8000 грит для окончательной шлифовки до получения зеркального блеска.

Каждый камень одинаково важен для процесса заточки. Пропустив один из промежуточных камней, вы столкнетесь с теми же проблемами, что и при шлифовке дерева наждачной бумагой: придется дольше выводить риски и царапины, оставленные грубым абразивом, чем при последовательных переходах от крупнозернистых к более мелким.

До начала работы с водными камнями приготовьте следующие принадлежности: емкость с водой для замачивания камней, чистую ткань, салфетки или полотенца для протирки лезвий и вытирания лужиц и потеков, а также средство для предотвращения коррозии. Заточные приспособления, фиксирующие лезвие под нужным углом, кюветы для воды, шаблоны для проверки углов и другие принадлежности помогут сделать процесс заточки легким и аккуратным.

Подготовьте камни

Перед началом работы погрузите камни в чистую воду на две-пять минут, пока из них не перестанут выходить мелкие пузырьки воздуха. После замачивания отшлифуйте рабочую сторону каждого камня, чтобы получить ровную плоскость для заточки. Можно воспользоваться для этого абсолютно плоским алмазным бруском марки Shapton, не менее эффективен и более дешевый способ: лист водостойкой наждачной бумаги зернистостью 150 единиц поверх квадрата из толстого стекла со стороной около 300 мм.

Хорошо увлажите водостойкую наждачную бумагу и положите ее на стекло. Вода удерживает бумагу на стекле, препятствуя се сдвиганию. Чтобы избежать засорения мелкозернистых камней частицами крупною абразива, сначала выровняйте водный камень зернистостью 8000 грит, а затем последовательно более грубые, заканчивая камнем 700 грит. Двигайте камень по бумаге вперед и назад, время от времени совершая круговые движения (фото А), до полного исчезновения следов предыдущей заточки. Выровненная поверхность камня должна быть вся покрыта тонким слоем воды, а не только в центре или на краях.

А. Мелкие царапины на рабочей стороне, такие как на левом камне, означают, что его поверхность нуждается в шлифовке на мокрой абразивной бумаге.

Тщательно ополаскивайте абразивную бумагу перед выравниванием следующего камня. Промойте все камни проточной водой перед тем, как начать заточку лезвий.

Приступайте к заточке

Рассмотрим приемы работы на примере стамески, но принципы заточки не меняются и для другого режущего инструмента, например лезвия рубанка. Ваша задача — получить совершенно плоские фаску и тыльную сторону лезвия, пересечением которых образуется прямая и острая режущая кромка. Пока нет опыта, сосредоточьтесь на выработке согласованных движений и равномерном нажиме. Скорость придет со временем.

Положите замоченные и выровненные камни на ровную поверхность, чтобы они не сдвигались и не качались при работе. Удобно использовать для этого небольшой антифрикционный коврик, но его можно заменить несколькими старыми газетами.

В. Начните с выравнивания тыльной стороны лезвия стамески. Одной рукой прижимайте инструмент к поверхности, а другой – держите его перпендикулярно длинной стороне камня.

Начните заточку стамески или лезвия рубанка с выравнивания тыльной стороны. Начиная работу на водном камне зернистостью 700 единиц, держите лезвие инструмента перпендикулярно длинной стороне камня, прижав его к абразиву плоской стороной на ширину 12-15 мм (фото В). Не выравнивайте сразу всю плоскость лезвия, требуется только удалить грубые риски вблизи режущей кромки.

С легким нажимом передвигайте инструмент вперед-назад по всей длине камня. Вырабатывайте согласованность движений и неизменность положения рук, чтобы наклон лезвия и давление на него не менялись и при работе на трех остальных камнях. Вам предстоит обработать тыльную сторону и фаску, прежде чем перейти к следующим водным камням и закончить работу, отполировав лезвие на камне зернистостью 8000 грит.

Теперь обработайте фаску.

Одной рукой удерживайте инструмент под нужным углом. Кончиками пальцев другой руки плотно и с постоянным усилием прижимайте лезвие фаской к поверхности водного камня (фото С).

С. Затачивая любые стамески (кроме самых узких), двумя пальцами равномерно и плотно прижимайте лезвие фаской к камню. Другой рукой держите инструмент под нужным углом.

Используйте всю поверхность рабочей стороны камня, чтобы избежать неравномерного износа абразива в середине или у одного края. С практикой техника заточки непременно будет улучшаться, поэтому не начинайте заточку с лучших стамесок. Затачивайте лезвия рубанков и узкие стамески последними, когда приобретете необходимый навык. У широких стамесок проще выдержать нужный угол заточки, так как пальцы при этом лучше чувствуют, что лезвие прилегает к камню всей фаской.

Если не уверены в твердости своих рук и нуждаетесь в помощи для удержания лезвия под нужным углом, воспользуйтесь простыми приспособлениями для заточки наподобие показанного на фото D. Пользуйтесь заточным приспособлением, пока не научитесь прижимать фаску лезвия рубанка или стамески к поверхности камня всей плоскостью и удерживать постоянный наклон инструмента.

Из множества существующих моделей выбирайте приспособление с опорным роликом достаточной ширины для уменьшения износа поверхности камня. Вначале проверяйте качество работы, осматривая фаску после трех четырех движений, чтобы вовремя заметить возможные ошибки. Таблица внизу поможет обнаружить недостатки вашей техники, прежде чем они превратятся во вредную привычку.

Когда тыльная сторона лезвия и фаска будут равномерно обработаны, переходите к следующему водному камню вплоть до зернистости 8000 единиц (грит). Вы можете менять камень сразу же, как только будут удалены все следы шлифовки предыдущим. Но перед этим обязательно ополосните инструмент водой и тщательно протрите его, чтобы удалить все остатки абразива и не засорять ими более мелкозернистый камень.

В процессе заточки на первых двух грубых камнях вы почувствуете, а возможно, и увидите образующийся на режущей кромке тончайший заусенец. Он должен исчезнуть к концу заточки.

Когда закончится шлифовка лезвия на камне зернистостью 8000 грит, режущая кромка будет сиять как зеркало. Ополосните лезвие чистой водой, насухо вытрите его и нанесите тонкий слой легкой смазки для защиты от ржавчины. (Не допускайте попадания смазки на камни!) Проверьте качество заточки лезвия на торце обрезка доски (фото Е). E. Плоская фаска и плоская тыльная сторона образуют острую режущую кромку, способную снимать тончайшие стружки даже на торце дерева.

Прежде чем убрать камни для хранения, вымойте их и просушите. Остро заточенные лезвия стамесок закрывайте пластиковыми защитными колпачками.

Уход за водными камнями

Водные заточные камни прослужат вам много лет, требуя лишь минимального ухода.

■ Некоторые мастера постоянно держат камни в воде, но это порой приводит к порче отдельных типов камней, а коррозия въевшихся в поры камня металлических чешуек вызывает изменение его цвета.

■ Не допускайте попадания масла или силиконовой смазки на водные камни. Это приводит к снижению абразивных свойств и необратимой потере рабочих качеств.

■ Берегите мокрые камни от мороза. Замерзающая вода может привести к появлению трещин.

■ Храните камни, оберегая их от падений и ударов. Пластиковый контейнер с крышкой — отличное вместилище для хранения камня и для его замачивания.

Предлагается удалять деревянные подставки на камнях, осторожно спиливая их на ленточной пиле. Это необязательно, но без подставок камни удобнее хранить и замачивать. Если хотите отделить подставку от камня, не пытайтесь оторвать ее стамеской или ударами молотка — грубые сколы на камне появятся прежде, чем клей поддастся вашим усилиям.

  1. Следы заточки смещены к одному краю фаски.

Решение. Узкие стамески (6-12 мм) имеют малую площадь контакта фаски с камнем, затрудняя прижим всей плоскостью. Воспользуйтесь приспособлением для заточки или приобретите навык, затачивая широкие лезвия.

  1. Следы заточки шире у переднего конца фаски или видны только на одном из концов.

Решение. Чаще прерывайте работу для контроля результата. Сконцентрируйтесь на обеспечении постоянного угла наклона лезвия, даже если для этого придется ослабить нажим.

  1. Следы заточки не достигают центра фаски.

Решение. Абразивный круг точила делает фаску слегка вогнутой, поэтому грубые риски в ее центре при доводке на плоском камне исчезнут в последнюю очередь. Продолжайте заточку до получения однородного блеска, служащего признаком ровной и плоской фаски.

  1. Многочисленные грани на фаске.

Решение. Если стамеска выглядит так после заточки на точиле, переточите фаску заново. Если грани появились при заточке на водных камнях, сосредоточьтесь на удержании инструмента под одним и тем же углом при движениях вперед и назад по поверхности камня.

  1. Проблема. Не знаете, когда остановиться?

Решение. Фаска почти готова (заметьте несколько рисок вверху слева). Для получения острой режущей кромки и окончательной полировки требуется еще несколько движений по камню зернистостью 8000 грит. Идеально заточенная фаска отражает луч света точно так же, как зеркало.

В процессе работы режущий инструмент (режущая кромка ) затупляется.

Инструмент не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их.

В результате качество обработанной поверхности снижается и увеличиваются усилия, требующиеся для обработки заготовки.

От качества заточки инструмента зависит конечный результат вашей работы с древесиной.

Режущий инструмент необходимо регулярно затачивать .

Это можно сделать вручную на бруске (оселке), вручную на наждаке или при помощи заточного станка (электроточила).

Электроточило

Затачивание инструмента состоит из трёх операций:

1.Придание правильной формы и угла заточки (черновая операция).

Снятие большого слоя металла на наждаке, для получения углов, близких к нужным.

Требуется для самостоятельно изготавливаемых инструментов или с повреждённой режущей кромкой.

Для инструментов приобретаемых в магазине не требуется.

Стамеске требуется доводка
(лезвие повреждено)

2.Доводка - получение ровной плоскости стачивания (фаски) без заваливания её на кромке и без перегрева стали (нужно охлаждать инструмент ).

При этой операции стачивают металл с одной стороны режущей части инструмента (как у стамесок) или с двух её сторон (как у ножа) с образованием требуемой для данного инструмента формы лезвия.

Другая задача - поставить фаску под определенным углом по отношению ко второй плоскости (пласти или фаске) жала лезвия, требуемым именно для данного инструмента.

Этот угол, называемый углом заточки, бывает различным: 7-8° у ножа, 15-25° у стамесок, 37-42° у рубанков.

Угол заточки инструмента находится в строгой зависимости от угла наклона режущей грани (плоскости) лезвия по отношению к поверхности древесины, что определяет условия резания (прикладываемые усилия, качество поверхности резания).

У ножа, стамески, топора угол наклона режущей грани и угол заточки может варьироваться в процессе работы в зависимости от потребности (срезания древесины вручную или ударами молотком, киянкой), у рубанка эти углы должны быть выдержаны строже.

В результате заточки лезвие и фаска ножа рубанка, долота, стамески должны быть прямолинейными , иметь правильный угол и расположены под прямым углом к боковым граням .

Это проверяют с помощью угольника и специальными шаблонами .

При заточке на электроточиле нужно периодически охлаждать инструмент (лезвие) в воде, т.к. при сильном нагреве (перегрев) изменяется внутренняя структура металла (уменьшается твердость).

Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию (на кромке) тонкой и ровной полоски заусенцев (1).

Стамеске требуется правка
(образовалась ровная кромка заусенцев)

3.Правка – получение нужной остроты лезвия (при большом увеличении видно, что лезвие иссечено зазубринами от песчинок абразива и представляет собой как бы пилку с очень мелкими зубчиками).

Такое лезвие будет резать древесину, но след среза будет неровным, не блестящим.

Инструмент после заточки и доводки шлифуют на бруске с очень мелким зерном (инструмент плотно прижимают к бруску и перемещают прямыми и круговыми движениями, при этом надо следить, чтобы фаска всей плоскостью прилегала к бруску) или полируют на станке специальным полировочным кругом.

Во время правки надо периодически поворачивать инструмент с одной стороны на другую, пока обе грани лезвия не будут отполированы до блеска, а заусенец не исчезнет полностью .

Затачивание вручную
1 – стамеска; 2 – приспособление; 3 – брусок (оселок).


Проверка угла заострения лезвия после заточки
(при помощи шаблона)

Проверка прямолинейности лезвия угольником

Для заточки ножовки сначала выравнивают зубья по высоте (фугуют).

Это делается для старых пил, у которых зубья стали разной высоты.

Ножовку закрепляют в тисках и фугуют зубья трёхгранным или плоским напильником, закреплённом в деревянном бруске.

После этого проводят разводку зубьев пилы (если требуется).

После развода зубья затачивают.

Полотно пилы должно быть хорошо зажато в тисках между деревянными брусками, как можно ближе к зубьям.

Сначала трёхгранным или ромбическим напильником затачивают зубья, отогнутые «от себя».

После завершения работы с одной стороны полотно поворачивают на 180° и затачивают вторую сторону.

Каждый зуб затачивают до образования режущей грани – ровной, прямой, острой, без заусенцев.

Пилы для продольного пиления затачивают под прямым углом по отношению к полотну (прямая заточка).

Для поперечного – под углом 60°-80° (косая заточка).


Фугование зубьев:
1 – брусок для напильника; 2 – напильник; 3 – полотно пилы;
4 – брусок для закрепления пилы.

Заточка зубьев пилы и проверка
равномерности развода зубьев:

1 – шаблон; 2 – зубья; 3 – полотно пилы; 4 – напильник;
А – для продольного пиления; В – для поперечного пиления.

Заточка двуручной пилы

Техника безопасности при заточке инструмента

1.На станке работать только в очках или с защитным экраном.
2.При заточке не наклоняться близко к шлифовальному кругу.
3.Не проводить пальцами по лезвию инструмента.
4.Не перегревать лезвие инструмента.
5.Контролировать правильность заточки.
6.Для закрепления пилы и напильника использовать брусочки.
7.Следить, чтобы фаска соприкасалась с поверхностью бруска всей плоскостью, чтобы не испортить угол заточки.