Open
Close

Устройство дорожных покрытий и площадок. Технология устройства дорожек и площадок

Дача для городского человека всегда была местом, где можно отдохнуть от суеты. Наше время внесло некоторые коррективы в общепринятое понимание, что такое дачный участок и для чего он нужен. Дачи перестают быть лишь источником получения сельскохозяйственной продукции, они все более приобретают черты загородных вилл с разбитыми под линеечку декоративными садами, подстриженным газоном, обустроенными пешеходными дорожками и мощеными площадками всех свободных открытых пространств. Сами грядки теперь выглядят скорее как элемент декора, атрибут ландшафтного дизайна, наряду с красивыми цветочными аллеями.

При обустройстве пешеходных дорожек, аллеек и мощеных площадок дачных участков важно понимать, с какой целью они создаются, на какой срок службы рассчитываются. Как обычно, любые постройки ставятся надолго, и исходя из этого, надо подбирать необходимый для строительства материал. Назначение дорожек и площадок бывает разным: для ходьбы, игр, проведения пикников в шумной компании, проезда и стоянки легкового автомобиля, что также влияет на выбор материала.

Рассмотрим, какие в наше время существуют доступные виды покрытий, которые можно использовать при устройстве дорожек и площадок дачных участков.

Содержание статьи:

1. Дачные дорожки и площадки из натурального камня

Натуральный камень хоть и дорогой вид покрытия, но он отвечает всем основным требованиям: прочный, надежный и долговечный. Существуют разные типы камня с различной твердостью, цветом и плотностью. При желании можно подобрать камень под любой креативный замысел. Наиболее часто используется гранит.

1.1 Гранит

Он прекрасно подойдет для мощения площадок, по которым будет ездить автомобиль, так как гранит очень твердый и прочный, стойкий к перепадам температур, не разрушается от воздействия воды и не истирается, его очень трудно разбить, или повредить каким-либо другим образом.

Купить камень можно как в натуральном виде, так и нарезанным, определенного размера. Их есть несколько: 200х100х100; 100х100х100; 50х50х50; 50х100х100 мм.

Легче выкладывается гранитный камень ручного кола – у него ровные края и он имеет правильную геометрическую форму. Укладывается такая брусчатка на заранее подготовленную «подушку», состоящую из щебня, гравия, отсева или бетона, поверх которой засыпается и тщательно трамбуется сухая смесь. После укладывания брусчатки оставшиеся швы засыпаются песком. Рисунок укладки камня в зависимости от фантазии может быть разнообразным: веером, полукругом, фонтаном, прямыми строчками. Кроме того, гранит можно сочетать с другими видами камня, что может по желанию разнообразить рисунок.

1.2 Плитняк, булыжник и гравий

Для укладки дорожек и площадок, менее подверженных весовым нагрузкам подходит плитняк, галька, обычный булыжник и гравий. Плитняк имеет плоскую, неровную поверхность и толщину до 70 мм. Хотя из него невозможно выложить идеальную поверхность, но зато он имеет природную красоту и дорожки выглядят как созданные самой природой.

Фото натурального камня - плитняка

Обычно камни укладывают на определенном расстоянии друг от друга, а промежутки засыпают либо смесями, либо песком. Можно также оставлять места между камнями не засыпанными, для возможности прорастания травы в этих участках. Такие дорожки и площадки с проросшей травой смотрятся хорошо, но требуют некоторого ухода за ними. Недостатком определенных видов плитняка является то, что он плохо переносит морозы. Вследствие перепада температур плитняк может лопнуть. Чтобы этого избежать, необходимо приобретать камень из северных месторождений.

Красивая дорожка из плитняка. Между швами проросла трава, что придаёт особую эстетику

1.3 Карельский камень

Среди природного камня, который пригоден для устройства дорожек и площадок элитным по праву считается карельский камень. Имея нежный, розово-серый цвет с маленькими крапинками, он не только красив и прочен, но и экологически чист, так как не имеет радиационного фона. Сюда можно отнести шунгит, он очень устойчив к истиранию и имеет цвет от пепельного до черного, а также гранит разных оттенков: от оранжево-черного до идеально черного с серебристыми вкраплениями габбро-диабаза.

Ценность карельского камня в том, что он долгое время сохраняет свои декоративные качества. У него гладкая, чистая поверхность и он однороден, без каких-либо включений.

2. Материалы на основе дерева для площадок и дорожек

На данный момент очень популярным и современным материалом на основе дерева является декинг. Декинг может быть представлен в виде доски (в таком случае его ещё называют - террасная или палубная доска), а также в виде плитки, которую именуют садовым паркетом.

Декинг в виде доски

Из чего изготавливают декинг? Существует три вида декинга:

  1. Массив древесины без добавок;
  2. Древесно-полимерный композит (ДПК) - состоит из древесной муки и полимерного связующего;
  3. Комбинированный либо модульный с подложкой из пластика и верхом из древесины.

Лучшим материалом для декинга является древесина ясеня, дуба и лиственницы, но наиболее ценное сырье, это древесина экзотических деревьев тропических лесов. Эта древесина наиболее стойкая и долговечная в любых климатических условиях. Однако какой бы качественной ни была доска, она требует постоянного ухода.

Красивая дачная терраса из палубной доски (декинга)

2.1 Декинг из массива термодревесины

Для сокращения физических и материальных затрат на уход за древесным покрытием, в качестве материала можно использовать современную продукцию – термодревесину. Отличается она от обычной древесины способом обработки. Под действием водяного пара без доступа кислорода при высоких температурах до 240° C - влага, содержащаяся в древесине, полностью удаляется. В итоге полученный материал выглядит, как обычная доска, но не рассыхается, не набухает от влаги, не плесневеет и не утрачивает свою форму на протяжении всего срока службы.

2.2 Древесно-полимерный композит (ДПК)

Наиболее современным и востребованным материалом на сегодня является древесно-полимерный композит, ДПК-декинг, который состоит из дерева и пластика. Главное его достоинство в том, что он не заражается грибком и не требует особого ухода. Композит можно использовать в устройстве обычных дорожек и террас, а также площадок возле водоемов, где повышенная влажность. Специально для этих целей производится ДПК-декинг с рифленой поверхностью, которая минимизирует возможность скольжения.

Имеет этот материал и некоторые недостатки. Один из них – это возможность биологического заражения дерева и его гниения. В этом случае доска меняет цвет и прогибается. Поэтому композит укладывают на лаги с небольшими промежутками. Лаги дают возможность циркулировать воздуху под покрытием.

2.3 Модульный декинг

Модульный декинг – это древесина с пластиковым основанием. Он выполняется в виде плитки размером 30х30 см и очень удобен для укладки на тесных участках.

Вывод

Возможно, со временем появятся более практичные материалы, но и те, что имеются в продаже сейчас, вполне пригодны для устройства дорожек, настилов и площадок на открытых местностях дачного участка. Они прочны, надежны, долговечны и красивы. Остается сделать выбор необходимого материала и приступить к работе.

К атегория: Садово-парковое строительство

Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Классификация дорожек и площадок

Дорожки и площадки являются одним из основных элементов планировки объекта озеленения. Дорожки служат для прогулок, а на площадках посетители отдыхают. Дорожки и площадки предназначены также для отвода поверхностных ливневых и талых вод.

Виды садово-парковых дорожек. Размеры и протяженность дорожно-тропиночной сети определяются назначением объекта озеленения. Выделяется всего пять классов садово-парковых дорожек.

К первому классу относятся главные дорожки, по которым распределяются основные потоки посетителей, ко второму классу - второстепенные дорожки, предназначенные для более равномерного распределения посетителей по территории объекта и соединяющие главные дорожки друг с другом. Третий класс - дополнительные дорожки, которые как бы «пронизывают» всю территорию, соединяют отдельные элементы планировки друг с другом (площадки, видовые точки и т. п.). К четвертому классу относятся тропы, предназначенные для одиночного движения посетителей. Пятый класс - хозяйственные дороги, по которым осуществляется транспортное движение с целью подвоза материалов и оборудования для ремонта насаждений или сооружений, а также продуктов питания для столовых, кафе и т. п.

Для городских парков и лесопарков характерны все пять классов дорог и дорожек. На бульварах, в скверах, небольших садах устраивают дорожки первых трех классов. На микрорайонных территориях прокладывают дорожки второстепенные- третьего и четвертого классов, играющие роль соединения отдельных элементов планировки друг с другом. В общем балансе распределения территории объекта аллеи и дорожки могут занимать от 5 до 20% его площади.

В соответствии с назначением тех или иных участков объекта и его посещаемостью определяются класс дорожек, а также типы их конструкций. Важным показателем является нагрузка от движения посетителей, которые распределяются по объекту далеко не равномерно. Главные дорожки с интенсивным движением должны быть в меру широкими и иметь прочные малоизнашиваемые и долговечные конструкции. Кроме того, они должны отвечать эстетическим и санитарно-гигиени-ческим требованиям. Очень важно (еще на стадии проектирования) определить достаточную ширину дорожки. Нередко слишком узкая дорожка, предусмотренная в посещаемой части объекта, приводит к вытаптыванию бровок газона и повреждению насаждений.

Рис. 1. Типы профилей садовых дорожек и их конструкции а - односкатный, с бетонным открытым лотком; б - двускатный

В больших парках ширина главных дорожек в зависимости от посещаемости может составлять 15-20 м и более, ширина второстепенных, прогулочных, обычно принимается в пределах 4,5-15 м, а дополнительных дорожек - 2,5-5 м. Ширина тропинок может составлять от 0,5 до 1,5 м в зависимости от планировочных особенностей участков.

Так как дорожки играют роль водоотвода, то их поверхностям придают определенные уклоны в зависимости от материалов, из которых сделаны покрытия. Чем совершеннее материалы, из которых сделано покрытие, тем легче будет осуществляться сток воды с дорожки и тем меньше должен быть поперечный уклон. Так, для покрытий из твердых материалов - бетона, асфальта, плиток - уклон принимается в размере 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - в размере 0,03-0,06 (в зависимости от ширины дорожки). Все дорожки устраивают с выпуклым двускатным либо односкатным профилем. Выпуклый двускатный профиль обычно делают на прогулочных дорожках первого и второго классов. Односкатный профиль предусматривается на дорожках, проектируемых на склонах (рис. 1).

При устройстве дорожек важное значение имеют продольные уклоны. Максимально допустимый продольный уклон дорожки составляет 0,07 (т. е. на каждые 10 м длины участка перепад рельефа составляет 70 см). При уклонах свыше 0,07 (для удобства передвижения) устраиваются садово-парковые лестницы.

Важное значение имеет сопряжение дорожек с окружающими участками насаждений. В северных, северо-западных и центральных районах страны, где осадков выпадает значительное количество, дорожки устраиваются обычно ниже или на одном уровне с окружающей территорией, при этом вдоль дорожек по их границам устраивают открытые лотки для сбора воды. Это необходимо для дренирования участков и сбора излишней поверхностной влаги, что способствует лучшему росту и развитию растительности и предотвращению заболачиваемости территорий.

В южных и юго-восточных районах страны, где осадков выпадает сравнительно мало, дорожки устраиваются несколько выше окружающей территории и без открытых лотков. Это позволяет отвести атмосферную воду с поверхности дорожки на участки насаждений, которые нуждаются во влаге. В обоих случаях дорожки должны иметь выпуклый двускатный или односкатный профиль.

Виды садово-парковых площадок. Площадки являются важными элементами планировки объекта озеленения и предназначаются для отдыха, проведения массовых мероприятий и хозяйственных нужд. Все садово-парковые площадки можно подразделить на две категории: площадки для отдыха и хозяйственные площадки. В особую категорию выделяются спортивные площадки (см. ниже).

Площадки для отдыха, в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от их использования различными возрастными группами посетителей. Так, выделяются следующие типы площадок: детские, площадки для тихого отдыха взрослых посетителей, площадки (или поляны) для массовых игр и гуляний.

Площадки для тихого отдыха взрослого населения характерны для всех объектов озеленения. Хозяйственные площадю устраиваются на различных объектах озеленения.

Все площадки, особенно детские, рекомендуется устраивать на сухих, слегка возвышенных местах. Поверхность площадок должна быть ровной и иметь уклон в одном или двух направлениях не менее 0,006 и не более 0,03. Такие уклоны, во-первых, создают благоприятные условия для поверхностного стока дождевых и талых вод, а, во-вторых - удобны для передвижения и отдыха. Считается, что уклоны круче 0,03 уже неблагоприятны для постоянного движения и пребывания на площадке.

В ряде случаев на участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод предусматривается дренаж площадок. Поверх-постный сток организуют так, чтобы вода быстро отводилась в дождеприемные колодцы и затем в ливневую канализацию.

Основные типы конструкции дорожек и площадок. Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, одежды и водоотвода (рис. 1).

Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщины дорожной одежды. Земляное полотно является опорой всех элементов одежды и воспринимает нагрузки от движения пешеходов, передавая их на земную поверхность. Дорожная одежда состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия. Подстилающий слой устраивается из песка и служит для уменьшения нагрузок, возникающих от движения пешеходов, а также выполняет роль дренажа, особенно на малопроницаемых для воды грунтах.

Основание - главный конструктивный элемент одежды, являющийся основной несущей частью и определяющий степень долговечности и прочности. Основание служит для равномерного распределения нагрузок от одежды и внешних нагрузок на земляное полотно. Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от движениия; важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду, размокае-мости во время дождя.

Покрытия дорог, дорожек и площадок в зависимости от материалов бывают усовершенствованные и простейшие. К усовершенствованным покрытиям относятся покрытия из каменных, бетонных и керамических плит, а также клинкерные, кирпичные и в ряде случаев - из монолитного бетона или асфальта. Простейшие покрытия - щебеночные, гравийные, грунтовые в смеси с цементным порошком. На рис. 2 показаны конструкции дорожек с простейшим покрытием из щебеночных материалов.

Усовершенствованные покрытия обычно предусматриваются на дорожках и площадках в наиболее посещаемых и ответственных частях объекта озеленения. В настоящее время широкое распространение в садах и парках получают покрытия из сборных или «штучных» элементов (рис. 3). Такие покрытия очень удобны и экономичны в эксплуатации. Применение различных по форме и размерам плит, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимый декоративный эффект (рис. 4, 5). Достоинством сборных покрытий из бетонных и керамических плит является то, что плиты не размягчаются, подобно асфальту, в жаркую погоду, покрытия из них не пылят, а во время дождя не становятся скользкими.

Рис. 2. Конструкции садовых дорожек а - с покрытием простейшего типа и бровкой из грунта; б - то же, с бордюрным камнем

Плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, и через зазоры между плитками воздух и влага поступают в почву, тем самым улучшается микроклимат участка.

В настоящее время в СССР выпускаются различные по форме и размерам плиты, применяемые как для дорожных уличных покрытий, так и для покрытий площадок, дорожек в садах и парках. Установлен государственный стандарт на бетонные плиты. Стандартом предусмотрены следующие размеры плит: квадратные 25X25, 37,5X37,5, 50×50 см; прямоугольные 37,5X25, 50X25, 50×37,5, 75×37,5, 75×50 см; шестиугольные 25X43,2, 37,5×64,8, 50×86,5 см. Толщина плит колеблется в зависимости от характера нагрузки и толщины основания и составляет 5-6 см. Для второстепенных парковых дорожек допускается изготовление плит размером 20X20 см и толщиной 3,5 см. Для скверов, бульваров и участков в общественных центрах плитки выпускаются различного цвета - с красителями.

Рис. 3. Виды раскладки плит на садовых дорожках

Рис. 4. Общий вид садовой дорожки из плиток со швами, заполненными почвой и засеянными семенами трав

Рис. 5. Общий вид площадки с газонно-плиточным покрытием

Распространение получают также и керамические плитки размером 20X20 см и толщиной 1,5 см. Такими плитками можно создавать прочные декоративные покрытия различного цвета и рисунка.

Высокодекоративными и долговечными являются покрытия из плит, изготовленных из естественного камня. Они распространены в районах, где камень является местным, доступным Для строительства материалом.

Кирпичную крошку в чистом виде для покрытий применять нельзя, так как покрытие получается «подвижным», пылит, окрашивает обувь пешеходов.

Важным вспомогательным элементом дорожек и площадок являются водоотводные сооружения. Открытым лотком простейшего типа называется сооружение, предназначенное для сбора и отвода поверхностных вод в дождеприемники и состоящее из бортового камня и части одежды дорожки или площадки. Открытые лотки более сложных типов могут устраиваться из кирпича, выложенного плашмя вдоль границ дорожки, или из специальных бетонных изделий. Лотки простейшего типа устраиваются на большинстве второстепенных и дополнительных дорожек, а более сложных типов - на дорожках с ярко выраженным рельефом, на склонах, у откосов и подпорных стенок и т. п.

В качестве бордюра применяются камни правильной формы, выпиленные из гранита или сделанные в специальных формах из бетона. На простейших дорожках вместо бордюра устраиваются бровки из грунта и дерна. Бортовой камень и бровка являются элементами сопряжения между дорожкой или площадкой и прилегающими участками газона.

Технология строительства дорожек и площадок

Устройство полотна дорожек осуществляют при помощи автогрейдеров или бульдозеров (рис. 7). Дну полотна придают выпуклый профиль с поперечными уклонами. Профиль дна корыта проверяют с помощью специального деревянного шаблона, а продольные уклоны - геодезическими инструментами.

Дно корыта уплотняют катком весом до 5 т, начиная от краев к середине полотна с перекрытием следа катка на 20- 30 см. Песчаные и супесчаные грунты уплотняют увлажненными (полив из расчета 5 л на 1 м2 поверхности).

Подстилающий слой из песка (10-20 см) рассыпают по дну, затем его планируют и уплотняют катком. Следует учитывать, что коэффициент уплотнения песка составляет 1,1- 1,15, поэтому укладываемый слой должен быть большей толщины (примерно на 4-5 см), чем проектный, с учетом будущего уплотнения. После этого приступают к устройству бровок или бордюра.

Рис. 7. Работы по устройству полотна садовой дорожки

При устройстве основных дорожек по их краям устанавливают бортовой камень или бордюр. Второстепенные и дополнительные дорожки устраивают без бордюра, но с бровками. При перенесении проекта в натуру надо четко обозначить границы дорожек и площадок. Бровки устраивают строго по шнуру вдоль границ путем подсыпки слоя растительной земли. Землю равномерно расстилают и планируют. Затем осуществляют уплотнение почвы с помощью трамбовок и «обрезку» бровки по линии границы лопатой. Высота бровки устанавливается проектом и должна составлять не менее 10 см над поверхностью покрытия. Готовую земляную бровку обкладывают дерниной.

До установки бортового камня делают разбивку участков по границам с помощью специальных металлических штырей и шнура. После разбивки выкапывают канавки шириной и глубиной, зависящей от величины бортового камня. В канавки укладывают цементный раствор или бетонную смесь. Вслед за этим на раствор или смесь укладывают бортовой камень. Укладку выполняют строго в соответствии с разбивкой. Бортовой камень втапливают в раствор или смесь и «осаживают» с помощью деревянных трамбовок (рис. 8). Для прочного соединения бортовых камней швы заливают раствором, а с боков у основания подсыпают и утрамбовывают бетонную смесь. После укладки бортового камня приступают к устройству основания.

Устройство ведется в определенной последовательности. Сначала завозят щебень и осуществляют послойную его укладку, планировку и проверку поперечных уклонов. Затем уложенный щебень укатывают катком. После укатки небхо-димо еще раз проверить уклон.

Рис. 8. Работы по установке бордюрного камня а - установка на бетонное основание; б - «осаждение» с помощью деревянных трамбовок

Следует учитывать, что сначала укладывают слой щебня с крупными фракциями, а затем - второй слой. Каждый слой укатывают 8-10 раз, проходя по одному следу и перекрывая его на 0,2-0,3 ширины цилиндра катка от краев к середине. При укатке следует одновременно поливать полотно дорожки исходя из расчета 5 л на 1 м2. Признаком окончания укатки является отсутствие заметного следа после прохода катка, а также подвижности щебня. Если брошенные под задний цилиндр катка зерна щебня размером 3-4 см легко вдавятся в основание, то укатку следует продолжить. Затем приступают к устройству покрытия.

Покрытия из плит можно устраивать на основании из щебня или песка, в который добавлен сухой цемент (соотношение цемента и песка 1:10); песчано-цементное основание делают слоем 10-12 см. При укладке плиты «осаживают» специальными деревянными трамбовками и втапливают в песчано-це-ментную смесь примерно на 1/3 их толщины. Впоследствии при увлажнении основания происходит «схватывание» плит цементом, и покрытие делается прочным. Небольшие плитки укладывают вручную, крупные плиты - автокраном. Во избежание размыва плиточных швов дождевой водой дорожки с плиточным покрытием всегда должны иметь односторонний уклон без каких-либо переломов их профиля. При укладке плит следует следить за тем, чтобы покрытие было ровным и плиты не выступали своими гранями над поверхностью. Для этого их укладывают с помощью специальной рейки или деревянного шаблона, которым проверяют правильность укладки и уклоны поверхности всего покрытия в разных направлениях.

Покрытия из специальных смесей (высевки строительного мусора, гранитная и кирпичная крошка, гашеная известь, грунт и песок и т. п.) укладывают в один слой по основанию из щебня, планируют и проверяют шаблоном. Затем поверхность поливают и после высыхания примерно через 2--3 дня укатывают легким катком весом 1-2 т. Сверху посыпают песком слоем 1 см и снова укатывают легким катком.

Покрытия из грунтоцемента устраивают непосредственно на уплотненном земляном полотне по тому же принципу. При этом на 10 частей грунта добавляют одну часть цемента. Затем производятся увлажнение, тщательная профилировка и укатка поверхности дорожек и площадок.

Рис. 9. Работы по укладке плит на садовых дорожках и площадках а, б - укладка плиты на основание; в, г - укладка и уплотнение, проверка уклона и выравнивание поверхности шаблоном

Гравийно-песчаные дорожки устраивают в тех случаях, если имеются в наличии соответствующие материалы необходимого качества, например, если рядом с объектом есть карьер с гравием и песком,

При устройстве грунтовых дорожек плодородный слой почвы срезают, а в образовавшееся «корыто» засыпают бесплодный грунт. Затем в соответствии с проектом осуществляют профилировку и последующую укатку полотна. Если же почвы бесплодны, то полотно дорожки разрыхляют в ее границах, а затем профилируют и укатывают. В сыпучий песчаный грунт следует добавить сухую размельченную глину из расчета 0,2 м3 на 1 м2, с тем чтобы увеличить связность частиц, а к тяжелой глине добавляют песок или гравий в том же количестве для уменьшения скольжения.

Покрытия из торцов дерева или клинкера устраиваются на хорошо подготовленном и спланированном песчано-цементном основании толщиной 10-15 см. Торцы или кирпич втапливают в основание, слегка постукивая кувалдой. Выравнивание осуществляется деревянной рейкой. Торцы кладут вплотную друг к другу, швы засыпают цементом. Кирпичи укладывают на ребро вплотную друг к другу и швы заливают цементным раствором.



- Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Проектирование и создание дорожно-тропиночной сети является важной частью в процессе создания поместья. Дорожно-тропиночная сеть даёт Вам возможность добраться до каждого объекта Вашего поместья самым удобным и кратчайшим путём. Она образует некие путеводные нити, которые объединяют в единый ансамбль все функциональные зоны поместья и другие элементы ландшафтного дизайна, находящиеся на Вашем участке. Красивые и удобные дорожки позволяют достичь завершённости всего художественного облика Вашего поместья.

Проектирование дорожно-тропиночной сети осуществляется на этапе проектирования всего поместья. Большое значение имеет протяжённость дорожной сети. Анализируя различные проектные решения и исследуя садово-парковые территории, можно сделать вывод, что дорожная сеть и площадки занимают 10 – 15%, а иногда их протяжённость достигает 20% от всей занимаемой площади участка. Относительная протяжённость дорожек на 1 га составляет примерно 300 – 400 м.

Ширина дорожек и площадок различна в разных частях участка и зависит от их назначения. По функциональному назначению все дорожки можно подразделить на две большие группы: утилитарные и декоративные.

  1. Утилитарная группа дорожек.

К этой группе дорожек относятся все дорожки, которые соединяют все хозяйственные постройки и активно эксплуатируются в течение года. К этой группе также относятся все подъездные дороги и дорожки к площадкам для автотранспорта.

  1. Декоративные дорожки.

Данный тип дорожек используют, прежде всего, для украшения поместья. Они прокладываются для совершения прогулок, позволяющих Вам наслаждаться красотами поместья.

Классификация дорожек по функциональному назначению

В садово-парковом дизайне дороги, дорожки и аллеи в зависимости от их функционального назначения можно разделить на 6 классов.

I класс - главные дороги и аллеи. К этому классу относятся такие дороги и аллеи, по которым проходит основной поток посетителей объекта. Они используются в качестве основных маршрутов движения посетителей, и поэтому должны выдерживать большие нагрузки. Из этого следует, что они должны быть достаточно широкими и их конструкция должна быть очень прочной. Покрытие таких дорог и аллей должно быть прочным и декоративным. Для этих целей используются мало изнашиваемые материалы, такие как плиты, камни и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки и аллеи. Они соединяют различные узлы объекта и подводят посетителей к главным маршрутам движения по объекту, площадкам для спорта и отдыха, подводят к различным видовым точкам и другим элементам планировки объекта. Интенсивность движения пот таким дорогам, дорожкам и аллеям меньше, чем на главных. Эти дорожки уже, нежели главные, поэтому пропускная способность их также меньше. Покрытие таких дорог, дорожек и аллей может быть менее прочным, чем на главных, но не менее декоративным.

III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы. Дополнительные дороги, дорожки и тропы этого класса используют для соединения различных второстепенных объектов. Они играют роль переходов и подходов к различным сооружениям и цветникам, а также являются «ответвлениями» от главных и второстепенных дорог и дорожек. Интенсивность движения на дорогах, дорожках и тропинках данного класса ниже, чем на двух предыдущих. В этом классе можно использовать конструкцию и покрытия дорожек более упрощёнными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы. IV класс дорог и троп используется обычно в парках и лесопарках. Они располагаются на отдельных полосах главных дорог и аллей. Основной целью сооружения таких дорог и аллей являются прогулки, осмотр достопримечательностей, иногда используются для спортивных соревнований. Конструкция для велодорог должны быть прочными и устойчивыми.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом. Дороги этого класса предназначаются для прогулок и осмотра достопримечательностей, для занятий конным спортом. Обычно они используются в больших парках, лесопарках и спорткомплексах. Дороги этого класса должны иметь специальные типы покрытий.

VI класс - хозяйственные дороги и проезды. Хозяйственные дороги и проезды предназначаются для движения специализированного автотранспорта, такого как поливомоечные машины, машины для перевозки материалов и оборудования для различных хозяйственных нужд и т.д. и т.п. Конструкции и покрытие для таких дорог делаются из прочных твёрдых материалов, позволяющие выдерживать большие нагрузки.

Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок, применяемую в садово-парковом дизайне. Но все эти классы используются далеко не всегда. Все 6 классов можно встретить только на крупных по площади объектах. В небольших скверах, на дачных участках, в поместье обычно используются дороги, дорожки и тропинки, принадлежащие первым трём классам. На таких объектах по основным и второстепенным дорогам предполагается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации.

Основным связующим элементом поместья являются - главные дорожки. Их ширина должна быть не менее 1,2 метра. При определении ширины дорожки необходимо учитывать её назначение и исходя из этого, рассчитываем ширину дорожки. На главных дорожках необходимо учитывать возможность того, что при встрече двух человек они могли бы свободно разойтись, не причиняя неудобства друг другу.

Второстепенные дорожки могут быть уже главных дорожек. Опять же для определения ширины дорожки учитываем её назначение. Ширина дорожек должна быть не менее 0,5 – 0,7 метра.

Тропинки являются самыми узкими дорожками в вашем поместье. Ширина их предусматривает комфортное движение одного человека и составляет 0,5 – 0,7 метра.

Классификация дорожек по типу мощения

Классификация дорожек может быть не только по назначению, но и по типу мощения.

Дорожное покрытие является важным элементом при проектировании любой дорожки. При проектировании дорог необходимо учитывать конструкцию, прочность и долговечность их покрытия. В зависимости от назначения дорог и их дальнейшего использования выбираются материалы и технологии их укладки. По типу мощения все дорожки делятся на две группы:

1. Жёсткое покрытие – кирпич, монолитный бетон, натуральный камень, тротуарная плитка и т.д.;


2. Мягкое покрытие – гравий, галька, щебень, гранитный отсев (крошка) и т.д.


Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок по их функциональному назначению, которое непосредственно влияет на выбор типа мощения. Создавайте красивые и удобные дорожки в Вашем поместье. Пусть они принесут Вам радость, удовольствие и комфорт. Удачи Вам. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.

Покрытие - это «верхняя одежда» любых элементов благоустройства территории в садах и парках.

Существует большое разнообразие типов и «фасонов» такой «одежды», которая, как правило, не только прочна и устойчива к атмосферным воздействиям, различным пешеходным и транспортным нагрузкам, но и красива.

Покрытие как средство декорации или оформления также играет важную роль в создании ландшафтных композиций, поэтому тип покрытия и материал обычно соответствуют особенностям ландшафтной архитектуры (рельефа и насаждений), общей композиции парка и функциональному назначению соответствующих элементов планировки.

Площадки и дорожки характерны, без исключения, для всех типов садов и парков. Поэтому имеет смысл, не вдаваясь в подробности (речь ведь не идет о строительстве сада или парка, а только о понимании сущности предмета), рассмотреть основные типы конструкции дорожек и площадок.

Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, «одежды» и водоотвода.
Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщиной «дорожной одежды».

«Дорожная одежда» состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия.
Подстилающий слой часто устраивается из песка. Он служит регулятором нагрузок, возникающих от движения пешеходов и индивидуально-групповых транспортных средств, а также дренажа.
Основание - главный конструктивный элемент, несущая часть, от него зависит степень долговечности и прочности «дорожной одежды». Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент, «верхняя одежда», непосредственно воспринимающая нагрузки от движения. Важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду и размокаемости во время дождя. Поскольку покрытие предназначено преимущественно для пешеходов, то оно должно быть ровным, но не скользким.

В качестве материалов для покрытия горизонтальных и вертикальных элементов благоустройства используют натуральный камень, различные виды дорожной плитки, плит и рулонов, декоративный бетон и клинкерный кирпич, дерево, траву (в том числе искусственную), а также сыпучие материалы: гранитную и мраморную, туфовую, резиновую (каучуковую) и кирпичную крошки, щебень, гальку и гравий, древесную кору.

Все материалы для покрытия делятся на две группы: твердые и мягкие.
Мягкое покрытие (крошка, щебень, кора) используется преимущественно на пешеходных тропинках и детских площадках.

Самыми несовершенными и одновременно экологически чистыми покрытиями являются естественные травянистые, грунтовые покрытия и покрытия, изготовленные из утрамбованной измельченной древесной коры. Они есть и останутся почти в каждом саду и парке, но их доля, удельный вес будет сокращаться.

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, поэтому используется в парках, расположенных в богатых лесом районах, где для этих целей используют отходы деловой древесины твердых пород, обычно хвойных (шашки из некондиционных досок и горбыля или спилы цилиндрической формы из кругляка). Например, деревянные ограничители на пологих лестницах-сходах, или мозаичное покрытие вертикальных участков декоративных стенок.
В некоторых садах и парках сохраняются деревянные дорожки-настилы, но это практически исключение.

деревянный настил-дорожка двумя рядами деревянной изгороди, парк Виндзор, окрестности Лондона, Великобритания

деревянные ступенчатые дорожки серпантина - Сад цветов (Garden-flowers-mae-fah-luang),
Chiang Rai, Таиланд

В современной практике на смену деревянным дорожкам-настилам давно пришли более прочные песчано-гравийные или щебеночные. Щебенка покрыта слоем мелкой крошки (кирпичной, гранитной, туфовой) и утрамбована катками. Получаются цветные яркие покрытия, хорошо сочетающиеся с зеленью насаждений.

В некоторых парках для покрытия используют морскую или речную гальку, прекрасный материал для создания сложных многофигурных композиций - красивых мозаичных панно с изображениями цветов, птиц, причудливых морских или фантастических животных.

Предлагаю вашему вниманию четыре примера, которые дадут некоторое представление о разнообразии композиций на примере сада Чжаньюань, в Нанкине, Китай


Современные индустриальные технологии внесли свою лепту в перечень мягких материалов используемых для покрытий. Широкое распространение получили резиновая (каучуковая) крошка, резиновые плитки и плиты, рулоны прессованной резины и искусственной травы.

резиновая каучуковая крошка


плитка и брусчатка (в средине снимка) из резиновой крошки

рулоны для спортивного покрытия


Чаще всего такие материалы используют в качестве покрытий детских и спортивных площадок или зон «тихого» отдыха.
Конструкция этой «дорожной одежды» во многом аналогична применяемой ранее, поэтому не требует серьезной специальной подготовки, а яркая цветовая окраска создает веселое разноцветье, радующее глаз и создающее хорошее настроение.

наливное бесшовное покрытие на основе резиновой крошки для детских площадок


искусственный газон


Твердые материалы обычно применяют для обустройства наиболее интенсивно используемых элементов планировочной структуры парков (большой ширины и высоты) - дорог и дорожек на главных «маршрутах» и в соответствие с характером окружающей среды.

плиточное покрытие парадной въездной аллеи, дворец Фонтенбло, Франция

плиточное покрытие терассы. Нагорный парк. Баку, Азербайджан


Процесс устроения твердых покрытий, используемых на дорожках, террасах, лестницах и некоторых площадках в садах и парках называют «мощением».
Мощение - необходимый элемент благоустройства садово-парковой территории. Оно используется, например, для покрытия площадок - мест активного отдыха, спорта или садовых дорожек/парковых аллей, связывающих между собой различные функциональные зоны.

Покрытия из природного камня прочны и красивы, они сохраняют декоративность в течение десятилетий, но они дороги. Поэтому их широко используют в композициях на площадках вокруг памятников, фонтанов. Обычно это небольшие плиты из твердых (гранит, гнейс или базальт) и мягких пород (песчаник, туф, известняк-ракушечник).

Из каменных шашек различной формы размером 3-7 см создано множество мозаичных покрытий горизонтальных уступов террас и лестниц, видовых и смотровых площадок, декоративных подпорных стенок и т.п.

Покрытия из кирпича-клинкера или керамейи по прочности, долговечности и разнообразию цветовых оттенков сопоставимы с натуральным камнем. Кирпичи-клинкеры, как и плитки из декоративного бетона или природного камня, укладывают клеткой, елочкой, а также плашмя или на ребро, утрамбовывают, а промежутки заполняют песком. В результате паркоустроители получили возможность создать и поддерживать неповторимость графического рисунка садово-парковых площадок, дорог и дорожек.

Использование индустриальных технологий позволило создать новые виды брусчатки на основе керамейи и резиновой крошки, высокая прочность и простота заменяемости позволяет решить проблему благоустройства на самых напряженных по степени изнашиваемости участках парковых дорог.

Декоративные плиты и плитки разных цветов и оттенков открывают широкие возможности для создания красочных панно на садовых вазах, кашпо, парапетах, бордюрах и тетивах лестниц. Они могут иметь неповторимый рисунок за счет искусственных швов или вставок из гальки, щебня, гравия.

В заключение. Современные дороги, дорожки, площади и площадки делятся на простейшие и усовершенствованные. Наибольший интерес представляют усовершенствованные покрытия, используемые в наиболее посещаемых и ответственных частях садов и парков. К ним относятся различные (по форме и размерам) покрытия из сборных или «штучных» элементов: плиты, плитки и рулоны.
Такое рулонно-плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, через зазоры вода и воздух поступают в почву, улучшая микроклимат территории сада или участка парка.
Эксплуатационные и декоративные свойства таких элементов, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимые условия для организации качественного отдыха людей и нормального функционирования садов и парков.

Характеристикой покрытий заканчивается комплекс трех основополагающих разделов: растения, рельеф и воды, но по аллеям и дорожкам садов и парков наш
путь продолжится, нас ждут новые темы и объекты садово-парковых ландшафтов.

Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают 10-20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300 - 400 м на 1 га.

Технология устройства дорожек и площадок .

При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил.

Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки с применением геодезических инструментов и приборов.

Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности.

Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем.

Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

Поверхность полотна уплотняется моторными катками. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта.

Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классывзависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

1класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Конструкция этого типа дорог должна быть очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов.

2 класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки.

Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

3 класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

4 класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы;

5 класс - дороги для конной езды ;

6 класс - хозяйственные дороги и проезды;

Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей.

Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории:

Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

Площадки активного отдыха, семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

Типы покрытий для дорожек и площадок

Покрытия из бетонных плиток. Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве.

Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:

Прессования;

Вибропрессования;

Вибропроката;

Вибрирования.

Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости.

Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками.

Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка,

Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.

Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве.

Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам.

Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли, Высота валика должна составлять не менее 15 см. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки.

Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра бортового камня.

После установки бордюра и подготовки полотна по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки.

Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию.

Освещение территории.

Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок.

При освещении парковых территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов.

Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников.

Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время.

При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона.

Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом цветовой гаммы растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1-1,5 м.

Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.

Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.

Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.