Open
Close

В великую субботу святейший патриарх кирилл посетил ряд московских храмов. Святейший патриарх кирилл посетил троицкий храм в норильске

Патриарх Кирилл побывал в праздник Пасхи в знаменитой Бутырке - московском СИЗО №2. Он благословил на брак молодых людей - Ярослава и Марию. Ярослава ждет 12-летний срок, Мария хочет стать его женой, любить и ждать. Зашел в карцер к штрафнику Ивану Иродовскому (так он представился "РГ") и к заключенному Александру, осужденному на пожизненный срок.

Влюбленных нельзя не заметить. Как "две белые гвоздики - на черном смокинге", выглядели и эти двое, стоявшие в храме у колонны - до того, как туда зашел Патриарх. Она - гуляющим по лицу счастьем и неудержимо вспыхивающей в глазах - полные 220 вольт - лаской к нему. Он - умностью и чистотой мужского лица, которое бывает только у верных мужей и монахов.

"Ярослав и Мария", - нехотя назвал он имена, а она тут же спрятала счастье под испугом.

И только слова "какие же вы молодцы!" и " ничего на свете нет красивее человеческой преданности!", как всякая похвала, возвращает им доверие.

Он с бородой и похож на отца из "Каникул в Простоквашино", только совсем молодого, она - на бесконечных кино-Наташ Ростовых, вечной надеждой на жениха и счастье. Впрочем, почему надеждой - находкой. Она нашла его. Нашла - и это пока больше, чем ожидающая их его 12-летняя жизнь в узах.

Правда, больше. Потому что я видела ее глаза. Это глаза всех влюбленных на свете.

Они познакомились "случайно" ("Нет, не случайно", - тут же добавляет он) на вечеринке у общих знакомых. Стали встречаться, поняли, что это "встреча". Потом он оказался в Бутырке.

И это ничего для них не изменило.

Ему - 32, ей 26. Он из Томска, она из Москвы. У нее высшее образование, но банальное "менеджерское", он учился в хорошем - Томском - университете, но бросил на последнем курсе. "Главные свои университеты, - строго иронизирует над собой, - я прохожу здесь, в Бутырке, это меня "образовывает" круче всего предыдущего."

Вообще, есть закон для всех мало-мальски умных и гуманных людей - до революции это понимали и простые люди: с заключенным не говорят о преступлении.

Только по околичностям я понимаю, что он через увлеченность компьютером и возникающим в инете отношениям неаккуратно втянулся в тяжелое преступление (распространение наркотиков). Судя по здоровому и спокойному лицу, сам не употреблял.

С раскаянием и непониманием себя, "втянутого не туда", проблем нет. Уже известно, что он будет отбывать свой срок в Томске, а она переедет туда же и будет жить с его родителями.

Тюремные режимы позволяют свидания, а вспышки счастья на их лицах дают надежду, что это будет настоящая семья.

Желаю ему УДО, а ей сил.

Слова остановившегося и что-то недоступное журналистскому уху говорившего им Патриарха были обращены только к ним двоим.

В бутырской тюрьме всегда любили верных жен. Еще в XIX веке тюрьма содержала специальное помещение для тех из них, кто, будучи на свободе, решил следовать за осужденными мужьями в ссылку. В ожидании этапа они могли поселиться в Бутырке.

То, что Патриарх в великие праздники посещает места печали и боли, стало почти традицией. Он может прийти в гости к детям-инвалидам или пообедать в приюте, где живут бомжи. Это всегда "шаг за пределы привычного", напоминание о человеческом страдании и необходимости сочувствия к нему. И праздник - символ радости, счастья и торжества - оборачивается вглядыванием в боль и человеческое преодоление. Но "тюрьма" - это совсем особое место.

Здесь мы сталкиваемся со страданиями, которые люди сами для себя сотворили, заметил Святейший патриарх. Как исправить учиненные другим и самому себе страдания, как начать "новую жизнь", не знаю, успели ли заключенные вдуматься в эти вопросы. Но, это точно, все пережили визит патриарха как "встречу". Почти невероятную для себя.

Царский крестный ход сегодня ночью возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Накануне глава Русской православной церкви посетил Алапаевск. 100 лет назад там погибли члены царской семьи, в том числе родная сестра последней российской императрицы Елизавета Фёдоровна.

У шахты под Верхней Синячихой, где погибла великая княгиня Елизавета Фёдоровна, настоящее людское море. В «Царские дни» тысячи паломников идут по святым местам, связанным с памятью алапаевских мучеников. Здесь и потомки императорского рода – Ольга Куликовская-Романова, сноха великой княгини Ольги Александровны. Она была младшей сестрой погибшего Николая Второго. Возглавляет процессию патриарх Кирилл.

Патриарх Кирилл, Московский и Всея Руси: «Трудно себе представить, глядя на это место, на практически полностью засыпанную шахту, весь тот страх и ужас, который охватил ни в чем неповинных людей. Перед этими палачами ведь были не преступники – люди, которые не нарушили ни одного закона и не представляли никакой угрозы, потому что они отказались от всякой политической борьбы».

Большевики сбросили представителей царской династии в 20-метровую шахту, а затем туда же кинули гранаты. Узники погибли не сразу и еще долго мучились, умирая. Их тела удалось достать спустя три месяца, когда город заняли белые. Сейчас на месте гибели монастырь. К памятной дате патриарх Кирилл привез сюда мощи преподобномученицы Елизаветы. Паломники выстраиваются в очередь, чтобы приложится к святыне.

История великой княгини в подлинниках – фотографии, личные вещи, одежда, воссозданная по лекалам той, что она носила. Елизавета Фёдоровна – старшая сестра последней императрицы Александры Фёдоровны и супруга великого князя Сергея Романова. Когда ее муж погиб от бомбы революционера Каляева, она отказалась от светской жизни, продала драгоценности и на эти деньги открыла Марфо-Мариинскую обитель.

Именно здесь, в напольной школе Алапаевска, Елизавета Фёдоровна и представители императорского дома Романовых провели последние месяцы жизни. Первое время узникам разрешали выходить в город, великая княгиня даже разбила тут сад, но потом школа стала для них настоящей тюрьмой: им ограничили паек, запретили выходить на улицу и забрали личные вещи.

В ночь на 18 июля 1918 года алапаевских узников отсюда повезли на казнь. Теперь в здании напольной школы музей. Он открылся к 100-летию со дня гибели царской семьи. Больше 300 экспонатов из музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга рассказывают о царских мучениках. Кроме Елизаветы Фёдоровны, это великий князь Сергей Романов, также князья императорской крови Игорь, Константин, Владимир и Иван.

Экспозиция станет постоянной. Над ней трудились год: собирали раритеты, делали ремонт в здании. Позаботились и о территории вокруг – теперь здесь парк, аллея памяти и новый храм в женском монастыре в честь преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны. Святейший патриарх Кирилл освящает его.

Патриарх Кирилл, Московский и Всея Руси: «В Алапаевске зажжена свеча монашеского женского присутствия, и с этой свечой мы ведь связываем сохранение благочестия в народе, потому что если монашествующие живут по заповедям Христовым, если они являют пример, тогда этот пример укрепляет веру во всех людях, которые приходят в святые обители».

Куда бы патриарх Кирилл не прибыл, он всюду дарит прихожанам подарки – маленькие иконы с изображением великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Для многих уральцев она остается почитаемой святой. Житель Алапаевска Андрей Никонов рассказывает, как его бабушка в 1918-м встретила царскую особу в местной церкви.

Андрей Никонов, житель Алапаевска: «Елизавета Фёдоровна молилась, обронила платочек. И вот какое-то отчуждение настолько было – никто не захотел помогать, и моя бабушка подала платочек ей, и Елизавета Фёдоровна ее благословила».

Свято-Троицкий собор находится неподалеку от той самой церкви, где молилась великая княгиня. Сюда в 1918-м из шахты привезли ее тело. Тогда в храме было совершено отпевание, прошла заупокойная литургия. Теперь это место памяти – на площади рядом установлен памятник Елизавете Фёдоровне и сохранен склеп, где прятали тела алапаевских узников.

Сегодня Алапаевск является частью императорского маршрута, это национальный проект, он включает в себя города и села, которые так или иначе связаны с царской семьей – императорские резиденции, места паломничества, милосердия и ссылки последнего российского монарха и его родственников.

Анна Громова, председатель наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»: «Мы знаем, что на 1917 год семья государя насчитывала 65 человек, кроме государя столько великих князей, князей императорской крови. И у каждого была своя программа, у них у всех были усадьбы, великокняжеские резиденции».

Приезд патриарха Кирилла к алапаевским святыням – лишь начало масштабного маршрута «Царских дней». Уже сегодня ночью святейший возглавит крестный ход от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, а в ночь с 17 на 18 июля посетит малый крестный ход в Алапаевске.

Яна Юмакаева















17 августа 2018 года, в ходе первого визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на архипелаг Новая Земля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм святителя Николая Чудотворца в поселке Белушья Губа - административном центре архипелага. Деревянный храм, являющийся самым северным на территории России, был построен в 2006 году на пожертвования новоземельцев.

Святейшего Патриарха Кирилла у храма встречал благочинный Арктического округа Нарьян-Марской епархии, настоятель храма иеромонах Гавриил (Богданов).

На ступенях церкви Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен.

Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; иеромонах Гавриил (Богданов).

На молебне присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, заместитель министра обороны РФ - начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-полковник А.В. Картаполов, начальник 12-го Главного управления Министерства обороны РФ генерал-майор И.А. Колесников, начальник Центрального полигона РФ полковник А.А. Синицын, глава муниципального образования городской округ Новая Земля Ж.К. Мусин, командиры и воины частей, дислоцирующихся на архипелаге, жители поселка с детьми.

Богослужебные песнопения исполнил хор московского храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине (регент О.А. Гуськов).

Со ступеней храма Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Предстоятель Русской Церкви вручил церковные награды. Юбилейной медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» были удостоены помощник начальника 12-го Главного управления Министерства обороны по работе с личным составом полковник К.С. Шуркалин и начальник Центрального полигона РФ полковник А.А. Синицын.

Затем Святейший Владыка пообщался с детьми, проживающими на Новой Земли, которые подарили Его Святейшеству керамическую фигурку белого медведя и цветы новоземельской тундры.

Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей Центрального полигона Российской Федерации в Доме офицеров поселка Белушья Губа. Об истории Православия на Новой Земле, о прошлом и будущем архипелага Его Святейшеству рассказал заместитель начальника полигона по работе с личным составом капитан первого ранга А.В. Давыденко.

Затем в Офицерском собрании Центрального полигона РФ в поселке Белушья Губа - административном центре Новой Земли состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с представителями Министерства обороны РФ.

Перед началом встречи епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков представил Его Святейшеству стенд, посвященный планам строительства храмов и развития церковной жизни на Новой Земле.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам встречи со словом, в котором, в частности, выразил надежду на то, что церковная жизнь на Крайнем Севере, в том числе на Новой Земле, будет укрепляться.

По окончании встречи, в завершение визита на Новую Землю Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил морской переход по акватории Белушьей Губы.

В створе залива Белушья Губа находится остров Патриарший. Все корабли и суда идут в Белушью Губу по пеленгу на этот остров. В 2017 году в связи с празднованием 100-летия восстановления Патриаршества в России ранее безымянный остров был назван Патриаршим, на острове был установлен поклонный крест.

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:

10 сентября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках визита в Норильскую епархию Красноярской митрополии посетил село Хатанга — один из самых северных населенных пунктов России, находящийся в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, сообщает Патриархия.ru .

Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Норильский и Туруханский Агафангел.

В аэропорту Хатанги Святейшего Владыку встречал глава сельского поселения Хатанга А.В. Кулешов. Из аэропорта Патриарх направился в Богоявленский храм, где Его Святейшество приветствовали настоятель иеромонах Евфимий (Гончаров) и жители Хатанги.

В храме Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен.

В приветственном слове иеромонах Евфимий отметил, что за четыре века существования храма в Хатанге его впервые посещает Предстоятель Русской Церкви. Настоятель храма преподнес Его Святейшеству резное изображение охотника на оленей и православный календарь ручной работы, выполненный долганскими мастерами.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященства, Ваше Преосвященство! Отец Евфимий, дорогие жители Хатанги!

Для меня большая радость приехать сегодня к вам и вместе с вами помолиться. Хатанга — самый северный христианский приход в мире, причем не только среди православных приходов. И когда думаешь о том, что еще 400 лет назад сюда пришли наши первопроходцы, православные люди, и основали этот храм, то понимаешь, какой же силой обладал наш народ. 400 лет назад только закончилось Смутное время, но и после смуты, которая так подорвала силы страны, нашлась все-таки сила пойти навстречу солнцу — без карт, без дорог — и прибыть сюда, в Хатангу. И первое, что делали наши люди, — это строили православные храмы. Поэтому Хатанга — не просто северный поселок, это совершенно особое место на карте мира и особенно на карте Русской Православной Церкви.

Когда меня спрашивали, зачем я еду в Хатангу, я мало кому отвечал на этот вопрос. Но вам я сейчас рассказал, почему я здесь, — потому что это особое место, связанное с особым подвигом тех, кто здесь жил, кто обустраивал здесь жизнь и кто живет здесь сегодня. Радуюсь, что вы в таком множестве собрались, чтобы вместе со мной помолиться, потому что молитва достигает небес, на молитву отвечает нам Господь, через молитву мы становимся сильнее.

И как важно, чтобы вера христианская не уходила из нашей жизни! Наверное, здесь, в отдаленном месте, особенно чувствуется Божие присутствие и необходимость общения с Богом. Я хотел бы выразить всем вам большую благодарность за все то, что вы здесь делаете. Вы поддерживаете поселок, такой важный для нашей страны, вы создаете семьи, и я радуюсь, видя здесь так много детей и молодежи. Это означает, что у Хатанги будущее, и будущее непременно хорошее.

Но для того чтобы было так, мы все должны очень стараться. Конечно, нужно хорошо трудиться, обустраивать свой поселок, но все это возможно только в том случае, если у человека есть внутренняя сила. В первую очередь, сила для того, чтобы преодолевать свои собственные слабости, свои греховные наклонности; сила для того, чтобы делать жизнь вокруг себя светлее, красивее, лучше.

Вот если есть внутренняя сила, то человек и вокруг себя распространяет все то, что служит добру и правде. А внутренняя сила у нас — от Бога. Человек может иметь крепкие мышцы или быть хорошим специалистом, но если нет внутренней силы духа, то такой человек мало что в своей жизни сможет сделать. Поэтому я и хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, в первую очередь мира, любви в ваших семьях. Чтобы следующее поколение, родившееся здесь и еще находящееся в детском возрасте, восприняло от старшего поколения замечательные традиции Хатанги, чтобы это поколение сохраняло веру, чтобы люди отсюда не уезжали, а наоборот, делали все для того, чтобы жизнь на Севере становилась лучше. Дай Бог, чтобы силой Божией изгонялись всякие пороки и мы становились сильнее, красивее, чтобы жизнь вокруг нас становилась лучше.

Пусть Господь хранит каждого из вас — пап и мам, бабушек и дедушек, детей и внуков. Я еще раз хотел бы сказать, что очень рад видеть перед собой всех вас на фоне этого северного пейзажа, у стен древнейшего храма, где уже 400 лет теплится свеча Православия, и дай Бог, чтобы никакие ветры ее никогда не потушили. Пусть Бог помогает вам во всех обстоятельствах вашей жизни».

В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Спасителя; верующим были розданы иконки Божией Матери с Патриаршим благословением. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил настоятеля храма иеромонаха Евфимия (Гончарова) за труды и удостоил права ношения креста с украшениями.

17 августа начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархии Русского Севера.

С посещения одной из самых удаленных от «континента» территорий Государства Российского - архипелага Новая Земля - началась поездка Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла в епархии Русского Севера. В ближайшие дни Первосвятитель посетит Нарьян-Марскую, Великоустюжскую и Котласскую епархии, а также Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Некоторые из этих мест будут впервые принимать Предстоятеля. Об этом поистине уникальном визите, его значимости для северных епархий и особенностях церковного служения на Русском Севере Телеканалу «Царьград» в эксклюзивном интервью рассказал епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий (Перов).

Царьград: Владыка святый, наш Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, уже неоднократно посещал Русский Север, в том числе его врата, Вологодчину. Но этот Первосвятительский визит - особенный: Его Святейшество посетит многие места, где прежде никогда не бывал. В чем значимость этого посещения как для Великоустюжской епархии, так и для Русского Севера в целом?

Епископ Тарасий: За весь Русский Север я, конечно, не берусь отвечать, но не секрет, что Святейший очень трепетно относится к нашим северным святыням, часто посещает и Валаам, и Соловецкий монастырь. Для него это, очевидно, связано с личными переживаниями: его дед был узником Соловецкого лагеря. Конечно, теплота Святейшего в отношении к Северу чувствуется, и такие внешние моменты говорят о том, что Патриарх действительно уделяет Русскому Северу особое внимание.

Для Великоустюжской епархии визит Святейшего, конечно, очень важен. В первую очередь, для верующих людей значителен факт того, что здесь, на нашей земле, будет совершаться молитва первосвятителя, предстоятеля нашей Церкви. Для нас важна его молитвенная и отеческая поддержка. Пастырское слово, сказанное вблизи, лицом к лицу, а не с экрана телевизора, и отклик будет иметь живой и настоящий.

Не сомневаюсь, что Первосвятительская проповедь Святейшего послужит укреплению многих в вере, а для кого-то, может быть, станет тем необходимым поводом, чтобы обратить свой взор в сторону Бога, по-другому переосмыслить свою жизнь и отношение к вере. В развитии епархии, я думаю, этот визит также сыграет свою роль. Мы надеемся на поддержку Святейшего в решении вопросов, связанных с реставрацией наших святынь, на его совет и опытный взгляд.

Мы благодарны Святейшему Патриарху за то, что в своем действительно очень плотном графике он нашел место для визита в Великий Устюг, тем самым завершая посещение Вологодской митрополии. В июне Святейший Владыка побывал в Вологодской и Череповецкой епархиях, а сейчас вот и в Великоустюжской.

Ц.: Вся Ваша жизнь связана с Русским Севером. В чем, по Вашему личному опыту, особенности церковного служения, в том числе миссионерской деятельности, в северных епархиях нашей Церкви?

Епископ Тарасий: Север - место особое. Я бы сказал, что главная особенность людей здесь - отсутствие фальши. Отличительная черта северян - искренность. Здесь это в большей степени проявляется, ввиду, наверно, климатических условий. Север соединяет людей с волевым характером, настойчивостью, упертостью в своих взглядах. С одной стороны, это хорошо, это дает прочную основу, но, с другой стороны, требует более внимательного подхода, в том числе и миссионерского. Миссионерская деятельность здесь требует большой отдачи.

Конечно, церковное служение везде тяжело. Я не хочу сейчас сравнивать служение в Москве, например, и здесь. Везде свои сложности. Здесь люди в меньшей степени защищены социально, у них меньше развлечений, но они ждут Слова, живого свидетельства о Боге. Если сравнивать Великоустюжскую епархию и Мурманскую, то Великоустюжская - это настоящий Русский Север. В Мурманской епархии живет большое количество представителей разных народов и культур, представителей других религий, а устюжская земля сберегла свою самобытность, традиционность. И эта традиционность позволяет людям сохранять свое нутро, свою суть, слышать слово Божие и интересоваться им.

При всем этом, во многих моментах миссионерскую работу здесь необходимо начинать с самых азов, с элементарных представлений о вере. И в этом, конечно, есть наша недоработка, скорее даже катехизаторская, а не миссионерская. Во многом представления о вере сводятся к обрядовой стороне, что требует просветительской работы. Нам необходимо, в первую очередь, донести до сознания людей, что главная книга христиан, главный путеводитель - это Евангелие. Не просто привить людям привычку к обряду, а именно донести Слово Божие. Необходимо подлинное просвещение, чтобы христианство у людей ассоциировалось не только с крещенской водицей и кроплением яиц на Пасху. Необходимость просвещения, кстати, касается и самих миссионеров. Необходимо повышать еще и уровень общей культуры. Миссионер должен быть способен на примере и светского искусства, литературы уметь говорить о Боге.

А вообще, самый главный миссионерский посыл - это то, как мы сами живем, потому что можно говорить сколько угодно красивых слов, но если люди видят, что жизнь священнослужителя далека от тех истин, которые он озвучивает, то слово его не найдет отклика в сердцах. И напротив, батюшка может быть совсем не красноречив, но самой жизнью своей учить любви. Это и есть главное миссионерство. Без этой основы все бессмысленно. Какие бы красивые слова мы ни говорили, сколько бы книг ни прочитали, сколько бы встреч ни провели, все без толку, если не будет живой основы.

Ц.: Недавняя трагедия в Карелии с особой остротой поставила вопрос сохранения русского деревянного церковного зодчества, в первую очередь, конечно же, северного. Насколько эта проблема значима для Великоустюжской епархии? Что делается в этом направлении?

Епископ Тарасий: Проблема сохранения памятников деревянного зодчества для нас не столь актуальна, как для Карелии, потому что у нас в основном храмы каменные. Конечно, вопрос сохранения памятников тоже стоит, но решается в штатном режиме, во взаимодействии с музеем и органами власти. Здесь, конечно, тоже есть свои сложности. Мы понимаем, что государство стоит на защите храмов-памятников, и это хорошо. Но сегодняшняя система согласования реставрационного процесса часто приводит к тому, что даже незначительные ремонтные работы для храма выливаются в месяцы, а то и годы ожидания реальных действий и огромные, часто совершенно неподъемные суммы.

Конечно, контроль со стороны государства необходим, я не говорю сейчас о перспективе вседозволенности в вопросах реставрации, но мне кажется, что перечень обязательных для жесткого согласования работ должен быть каким-то образом пересмотрен. В конце концов, мы делаем общее дело и, в первую очередь, должны быть нацелены на результат. У нас же часто получается так, что пока памятник разрушается, до него нет дела органам охраны, а как только кто-то берется за восстановление, начинают сыпаться директивы и штрафы. На мой взгляд, это нечестно, и в этом на сегодняшний день состоит основная проблема.

Ц.: Великий Устюг в народном сознании очень часто ассоциируется с «родиной деда мороза», нет ли в этом языческих пережитков? Как Вы вообще уживаетесь с таким «соседом»?

Епископ Тарасий: В ответ могу лишь спросить: «У кого ассоциируется?». Наверное, в большей степени у журналистов, которые почему-то вновь и вновь муссируют эту тему вместо того, чтобы говорить о святых устюжской земли, о наших прославленных землепроходцах.

Говоря о Деде Морозе, необходимо четко разделять понятия проекта и людей, которые в нем заняты. Устюжане не поклоняются Деду Морозу, нет культа его. Изначально это был проект, направленный на решение многих социальных проблем, которые остро стояли перед регионом в тяжелый экономический период, проект, имеющий добрую и положительную основу. Язычество и сказка - это все-таки несколько разные вещи. А с людьми, которые заняты в этом проекте, мы сотрудничаем, они часто приходят нам на помощь. Что касается туристов, они, приезжая к Деду Морозу, приходят в наши храмы, открывают для себя красоту Русского Севера, историю наших святых.

Что касается языческих пережитков, меня, честно говоря, гораздо больше волнует то, что у нас на Крещение за водичкой толпами идут, а на Причастие - единицы. Не с Дедом Морозом бороться надо, а с языческими пережитками у нас в храмах. Не о том думаем, не с тем боремся.

Ц.: Ваш край очень богат православными святынями. Расскажите, пожалуйста, об этом. Какие великоустюжские святые места стоит посетить православному паломнику?

Епископ Тарасий: Великий Устюг - это родина святителя Стефана Пермского, место подвига святых Прокопия и Иоанна Устюжских, Киприана Устюжского, наших местночтимых покровителей семьи и брака - Иоанна и Марии Устюжских. Много можно рассказать о Великом Устюге, потому что это действительно намоленная земля, богатая подвигами святых от древних времен до эпохи новомучеников. Приезжайте, помолитесь, познакомьтесь ближе с историей нашего старинного города - ровесника Москвы, посетите наши храмы. Мы рады гостям и всегда готовы оказать помощь, если потребуется.