Open
Close

Вечерня и повечерие. Объяснения церковных и домашних молитв

Повечерие - богослужение, совершаемое поздним вечером, перед самым отходом ко сну. Его название происходит от слова «вечеря» - ужин. В монастырях монахи служат повечерие после окончания общей трапезы.

Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие служится только под праздники Рождества Христова и Крещения Господня, а также во время поста. Малое повечерие - ежедневная служба, которая совершается в некоторых монастырях. В других монастырях повечерие не служится, а прочитывается каждым монахом у себя в келье. До XVII века малое повечерие перед сном читали и миряне, а позднее на его основе возникло используемое ныне .

Во дни, когда совершается всенощное бдение, малого повечерия не бывает, а великое входит в состав всенощной вместо вечерни (накануне Рождества и Богоявления).

Порядок совершения малого повечерия

После читаются 50, 69 и 142-й псалмы, затем вседневное славословие (молитва, восхваляющая благость Божию) и Символ веры. Потом читается канон дня по Октоиху в соединении с каноном святого или праздника. После «Достойно есть» читаются тропари праздника или святого, дня недели, храма, в котором совершается богослужение. Затем читаются молитвы ко Христу и Пресвятой Богородице, священник совершает отпуст и просит прощения у молящихся, потом произносит ектению. По завершении службы все монахи просят прощения у настоятеля, а возвращаясь в келью, каждый читает про себя молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче...» (полностью ее можно найти в разделе «Молитвы вечерние».

Порядок совершения великого повечерия

Великое повечерие состоит из трех частей. В первой части после обычного начала читаются псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90. На 1-й неделе Великого поста вместо них читается псалом 69, а затем Покаянный канон преподобного Андрея Критского. После этого хор поет стихи из книги пророка Исайи «Яко с нами Бог», затем тропари, в которых благодарит Бога за прошедший день и просит у Него ночи без греха и соблазнов. Читается символ веры, тропари дня и молитвы. Во второй части читаются псалмы 50-й и 101-й, читается молитва Манассии (из ветхозаветной Книги Паралипоменон), «Отче наш» и тропари. Третья часть начинается псалмом 69 (на 1-й неделе Великого поста - 142), затем следует вседневное славословие и канон святому или Богородице. Поются хвалебные стихи Богу, во время Великого поста произносится молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Затем читаются молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, священник совершает отпуст (в пятницу или накануне праздников вместо отпуста читает особую молитву) и просит прощения у молящихся, потом произносит ектению. По завершении службы все монахи просят прощения у настоятеля, а возвращаясь в келью, каждый читает про себя молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче...» (полностью ее можно найти в разделе «

Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают вообще (по причине популярности пассий, которые совершатся воскресными вечерами), или же совершают сразу после великой вечерни.

Канон Богородицы из Октоиха не поется, так как накануне совершалось бдение. В Неделю 1-ю Великого поста полагается особый канон пророков из Триоди; в другие недели канон поется только в тех случаях, если на данное повечерие переносится служба святому Минеи.

По Трисвятом тропари по обычаю:

- в храме Господском и Богородичном : тропарь храма, тропарь дня тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»;

- в храме святого : тропарь дня «Небесных воинств Архистратизи…», тропарь храма (в храме Архангельском опускается), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...».

После «Иже на всякое время…» священник вместо «Молитвами святых отец…» возглашает: «Боже, ущедри ны...».

Чтец : «Аминь».

Священник произносит дважды молитву преподобно­го Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после чего чтец говорит: «Аминь» и читает Трисвятое по «Отче наш…» («конечное Трисвятое»).

Священник (возглас ): «Яко Твое есть Царство...».

Чтец : «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз ) и «Нескверная, Неблазная...» (далее по чину).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Постная и цветная триодь

Постная и цветная триодь.. глава подготовительный период к великому.. общая характеристика периода постной триоди неделя о мытаре..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неделя о мытаре и фарисее
Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопени

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это - объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста
В храме Господском: - в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое


Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука), преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Начало (вечерня)
После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...»,

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Чин пассии
Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии бы

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
- в храме Господском или Богородичном:тропарь храма, тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом
Канон:1 – 5 песни: - в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Кара

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12, катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям - «Слава

Изобразительны
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:


В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал - 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон - трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее)
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. - Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Пасхальная полунощница
Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триод

Устав совершения малого повечерия находится в Часослове и в Октоихе «в субботу на повечерии». Краткие замечания о нем сделаны в 7 и 9 главах Типикона. Последование малого повечерия полностью содержится только в Следованной Псалтири и Каноннике, а в Часослове дано неполное последование со ссылками на молитвословия из Великого повечерия и вседневной полунощницы.

По указанию 7 главы Типикона малое повечерие должно совершаться в притворе. В настоящее же время малое повечерие в большинстве случаев читается священнослужителями келейно или же входит в состав вечернего монашеского правила (малое повечерие с 3-мя канонами и вечерние молитвы) и совершается в храме, а не в притворе.

Перед началоммалого повечерия священник облачается в епитрахиль и поручи (согласно установившейся повсеместной практике), крестится, целует край святого престола и Евангелие и снова крестится. Затем при закрытой завесе царских врат, он выходит северной дверью на солею. Сотворив три поклона перед царскими вратами, священник возглашает: «Благословен Бог наш...».

Примечание. Такое начало малого повечерия положено в том случае, если оно совершается после великой вечерни или же отдельно, в своё время, но не сразу же за вечерней. Если же перед малым повечерием совершалась вседневная вечерня, то священник после произнесения отпуста вечерни в алтарь не уходит, а сразу же на солее полагает начало малого повечерия: «Благословен Бог наш...». После трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» он уходит северной дверью в алтарь, где, закрыв завесу, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, покрывает престол покрывалом и снимает фелонь.

Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды) и три псалма: 50 псалом –«Помилуй мя, Боже...» (находится в последовании вседневной полунощницы), 69 псалом – «Боже, в помощь мою вонми...» (находится в последованиивеликого повечерия) и 142 псалом –«Господи, услыши молитву мою...» (находится в последовании великого повечерия).

Священник после трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» уходит северной дверью в алтарь, становится перед престолом и стоит здесь до конца малого повечерия, произнося положенные возгласы.

Примечание. Если малое повечерие совершается отдельно от вечерни, то начало обычное: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…». Далее : «Господи, помилуй» (12 раз) и «Приидите поклонимся…» (трижды).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» (находится в последованиивеликого повечерия), которое читается и на утрене. После славословия читается «Символ веры» (находится в последованиивседневной полунощницы) и далее читается канон. О каноне в Часослове умалчивается, но 9 гл. Типикона указывает молебный канон Божией Матери из Октоиха рядового гласа, да и в самом Октоихе на каждый день седмицы, в том числе и накануне воскресенья, помещается канон Пресвятой Богородицес указанием припева к нему: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено:

1) Пасхальная седмица;

2) седмичные дни периода Пятидесят­ницы;

3) начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых;

5) вечер недели сыропустной, если совершалось бдение;

6) седмичные дни мясопустной и сыропустной недели, кроме сыропустной среды и пятка. Но если в сыропустную седмицу случиться Сретение, то на повечерие переносится трипеснец Триоди утрени того дня на который выпал праздник.

Дни, когда на малом повечерии вместоканона БогородицыизОктоихаположены другие каноны:

1) в дни предпразднства праздников Рождества Христова, Богоявления и Преображения, а именно: с 20 по 24 декабря, с 2 по 5 января и 5 августа (если выпадает в воскресенье). В эти дни канон БогородицыОктоихазаменяется трипеснцами иканонами Минеи;

2) в первое воскресенье Великого поста читается канон пророкам из Триоди;

3) в пятницы сырной седмицы и седмиц Пятидесятницы (исключение: пасхальная седмица), когда читаются заупокойные каноны гласа из Октоиха, положенные в субботу на утрени и каноны святых, прилучившихся в субботы и воскресенья;

4) от пятницы седмицы Ваий до дня Пасхи, когда читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной;

5) в день праздника Пятидесятницы читается канон Святому Духу из Триоди.

Дни, когда на малом повечерии положеныдваканона:

1) во все воскресные дни Великого поста, когда поются каноны святых, память которых случится в период от субботы Лазаревой до Антипасхи, а также в 2-ое, 3-ье, 4-ое и 5-ое воскресенье, в среду 4-ой и четверг 5-ой седмиц Великого поста. Сначала поётся канон Богородицы, а потом канон Минеи;

2) от вечера Антипасхи до субботы перед Пятидесятницей, когда к канону Богородицы добавляются трипеснцы Триоди(причём трипеснцы заменяют те песни, на которых они добавляются, например, в понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни канона опускаются, а вместо них поются трипеснцы).

3) в те дни, на которые по Типикону и Минее переносятся службы святых (главным образом каноны): св. Евдоксия 9 сентября, св. Андрея Юродивого 2 октября, преп. Палладия 27 ноября и другие.

Каноны исполняются следующим образом. После окончания вседневного славословия и прочтения Символа Веры поётся канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов ) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек),моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце каждой песни: «Слава» тропарь, «И ныне» Богородичен. Таким образом, исполняются все песни канона.

По 3-й песни кондак и седален Минеи.

По 6-й песни седален Богородицы (см.: Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»).

По 9-й песни стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» Богородичен или Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение).

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым , находим полный и, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поётся канон Богородицы (Октоиха), потом святого(Минеи). По 3-й песни седален Минеи, «Слава, и ныне» Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни седален святого, «Слава, и ныне» седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см.выше), «Слава» святого (если есть), «И ныне» Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» третья стихира святого, «И ныне» Богородичен или Крестобогородичен.

Если же малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то к положенным Уставом канонам (а иногда и вместо них) добавляются каноны изКанонника, которые входят в правило при подготовкек Причащению.

Затем поётся «Достойно есть…». В Страстную седмицу вместо «Достойно есть…» поётся ирмос 9-й песни канона. В вечерже двунадесятых праздников и в дни попразднства пение задостойника Уставом не полагается. Только в вечер недели Пятидесятницы, т. е. в навечерие понедельника Святого Духа поётся ирмос 9-й песни канона Святому Духу. Но в последовании недели Антипасхи и Самаряныне указывается «Достойно есть…», а о«Светися, светися…» ничего не говорится.

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и тропари по Уставу (см.:Типикон, гл. 52). Сначала тропарь дню седмицы, затем святому, храму и рядовые тропари по Часослову: тропарь всем святым – «Боже отец наших...», тропарь мученикам –«Иже во всем мире мученик Твой...», «Слава» – – «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам...».

Порядок пения или чтения тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.

В среду и пятницу в течение всего года в храме, посвящённом Господу, не читается тропарь храма, а читается тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на Крест...» (см.:Типикон, гл. 52).

В субботу сначала читается тропарь храма, затем дневной тропарь: «Апостоли, мученицы…», «Слава» кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» кондак: «Яко начатки естества…». Если же храм освящён в честь святого, то тропарь храма не поётся «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые (см.:Типикон, гл. 52). Если же в субботу отправляется заупокойная служба, то после дневного тропаря: «Апостоли, мученицы…» добавляетсязаупокойный тропарь: «Помяни, Господи, яко благ…». Затем«Слава» кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» кондак: «Яко начатки естества…».

Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящён храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд­ничные дни, или же если совершалась славословная или полиелейная служба, а также в период предпразднства и попразднства, вместо них читается только кондак праздникаилисвятого. Если же совершалась славословная или полиелейная служба в период предпразднства и попразднства, то читается кондак святому, «Слава, и ныне» кондак праздника.В седмичные и воскресные дни периода Пятидесятницы от Пасхидо недели Всех Святых читаются кондаки Цветной Триоди. В воскресные дни (если совершается великая вечерня отдельно от утрени, тогда совершается и малое повечерие) читается воскресный кондак гласа, но от недели Мытаря и фарисея и во всю Четыредесятницу читаются кондаки Триоди Постной.

После пения тропарей и кондаковчтец произносит: «Господи, помилуй» 40 раз и молитву: «Иже на всякое время и на вся­кий час...» (находится в последовании вседневной полунощницы). Далее:«Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче» (находится в последованиивседневной полунощницы).

Священник в алтаре произносит возглас: «Молитвами святых отец…».

Чтец: «Аминь» и молитву к Пресвятой Деве: «Нескверная, неблазная…» (находится в последованиивеликого повечерия). Затем следует молитва к Господу: (находится в последованиивеликого повечерия). За этими молитвамичтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...» (находится в последованиималого повечерия). И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (находится в последованиималого повечерия).

Примечание. Если малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то после молитвы: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...» читаются тропари: «Помилуй нас, Господи…», «Слава» «Господи, помилуй нас…», «И ныне» «Милосердия двери…» и далее последование «Молитв на сон грядущим» которое заканчивается краткой сугубой ектенией и малым отпустом.

Священник во время чтения молитвы: «Упование мое Отец…» выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды).«Благослови».

Священник произноситмалый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Затем священник творит земной поклон в сторону народа, приклоняет колена и испрашивает себе про­щение у молящихся в храме: «Благословите, отцы святии (в приходском храме«братия и сестры»), простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все­ми моими чувствы».

Молящиесяотвечают: «Бог простит тя, отче святый».

Священник, став прямо лицом к алтарю произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...» (см.:Часослов, Последование вседневной полунощницы и Служебник, Приложения, Триодь Постная).

Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй» (единожды).

После последнего прошения священника: «Рцем и о них» хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...».

Хор: «Аминь».

После этого священник совершает три поясных поклона перед царскими вратами, входит в алтарь южной дверью, делает поклон перед престолом, целует край его и разоблачается совершенно. Сотворив поклоны святому престолу, он выходит из алтаря, полагает малый поклон пред царскими вратами и оставляет храм.

III. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ

ПОЛУНОЩНИЦА

В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от­дельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, в Типиконе есть устав вседневной (Понедельник 1-ой седмицы Великого поста), и воскресной (см.Типикон, гл.7) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз­но с днём седмицы и указанием Устава.

Вседневная полунощница совершается во все дни седмицы кроме субботы.

Субботняя полунощница совершается только по субботам.

Воскресная полунощница совершается только по воскресеньям и только в том случае, если по каким-либо причинам не служится бдение, а совершаются отдельно великая вечерня и полиелейная утреня.

Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение , а также в некоторых других случаях (см.:Типикон, гл.2, 7; пятница и суббота 5 седмица Великого поста, среда Страстной седмицы).

Иногда полунощницу положено совершать не в храме, а в келлиях: пятница 5 седмицы Великого Поста и период от Великого четверга и до Фоминой недели.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трижды с поклонами .)


Господи, помилуй. (Трижды ).
Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (12 раз ).
Слава, и ныне:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон. )
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон. )
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон. )

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Псалом 69

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная, Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Вседневное славословие

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя (поклон ), кланяем Ти ся, славословим Тя (поклон ), благодарим Тя, великия ради славы Твоея (поклон. ). Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе: Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу: седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: яко у Тебя источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Сподоби, Господи, в нощь сию без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

КАНОН
Пресвятей Богородице, глас 6
Песнь 1

Ирмóс :Яко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Припев :Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон. )
Неоскудну благодать имущи яко Божественную, Мати Безневестная, к Тебе прибегающих не презри, от бед и скорбей присно спасающи.

Се время наста моего уныния, востани, Пречистая Владычице, и помощи даждь ми руку: Ты бо мир Божественнаго веселия исполнила еси.
Слава : Державный Твой покров, Богородительнице, яко Заступница сущи, даждь ми вскоре напастьми одержиму, и невредна от сих сохрани мя.
И ныне : Души моей смерть притекает, искушения же ненавидящих, яко аспиды, обыдоша погубити мя: но Сама мя, Богородице, спаси.

Песнь 3

Ирмос :Разширишася на враги моя уста моя, яко утвердися о Господе сердце мое.

Умерщвленную душу мою прегрешеньми, Живот яко рождшая, Богородице, оживи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
От всякаго искушения соблюди к Тебе прибегающих, Богородице, упование наше.
Слава : От востающих на мя напастей горько спаси мя, Мати Господа моего Пренепорочная.
И ныне : Яже мирови спасение подающи Божественным Рождеством Твоим, от бед мя премени.

Песнь 4

Ирмос :Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Изнеможе нищетою крепость души моея, Богородительнице, и лютое на мя омрачение нападе, от прегрешений имущее наход: призри, яко светоносный облак Божий, и просвети мя, молюся.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Бури зол моих и смущение прегрешений, преложи в тишину спасения, яко сущи пристанище, Всенепорочная: рыкающе ищут мя, яко львове, пожрети, пагубы тех избави мя, молюся.
Слава : В нощи и во дни, на земли же и в мори, и на всяком месте спасение твердо сущи, Богородице покрове непобедимый, спасай мя: по Бозе бо на Тя воистинну христиане уповаем.
И ныне : От великих и различных прегрешений же и напастей всегда спасаеши мя: темже яко рождшую Тя Господа молю, и к Тебе прибегаю, непобедимей помощи скорбящим: от бед изведи мольбами Твоими.

Песнь 5

Ирмос :Свет возсияй миру, Христе, просвети сердце мое, от нощи Тебе зовуща, и спаси мя.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Спасения Тя покров славим, Слова Мати, Всенепорочная, навет не боящеся человеческих.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Имуще Тя стену необориму, искушений же и печали востания избавляемся, Пречистая.
Слава : Изми мя от злых человек языка, Чистая: якоже бо бритва изострися, погубите иский душу мою горько.
И ныне : Прилежно Ти припадаю, моляся: яко Мати Зиждителя моего, одержащих мя бед свободи.

Песнь 6

Ирмос :Китом пожрен греховным, вопию Тебе, Христе: яко пророка из истления мя свободи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Горести вкус прием, Божественныя сладости отчуждихся, Пречистая. Темже вопию Ти: даруй ми помощь.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Омрачение страстей раба мя тли содела: темже, Свет рождшая, свободи мя, Владычице.
Слава : Согласно Тебе и верно исповедаюся, Пречистая, и пожру Ти жертву, Тобою избавлься скорби.
И ныне : Отверзошася на мя неправды уста, Владычице: темже мя, яко Заступница, сих вскоре свободи.

Господи, помилуй. (Трижды. )
Слава и ныне: Кондак,глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Песнь 7

Ирмос :Росодательну убо пещь содела ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Искушения души моея, юже тучнии юнцы ныне обыдоша, Пресвятая Дево, Сама мя сих свободи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Защищающи тощно в беде сущих и в печали, радость, Богородице, подаеши всегда.
Слава : Побеждена мя всего отчаянием дел и печали, огради мя, Дево, яко покров всем нерушимый.
И ныне : Предстательством Твоим избавляемся бед и скорбей и обретаем богатство велие неистощаемо.

Песнь 8

Ирмос :Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

От человеческих снедаюся озлоблений и молюся, Богородице, избави мя суетнаго совета их.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Победихся в печалех искушении моими и молюся, Владычице, от сих мя спаси невредима.
Слава : Спаси мя, Чистая, от человека льстива, и языка, и уст, и мучительства, и всякия нужды.
И ныне : Иже нравом прельщаем есмь, без ответа сый, к Богородице зову: всяческих мя избави зол.

Песнь 9

Ирмос :Еже, радуйся, от Ангела приимшая, и рождшая Создателя Своего, Дево, спаси Тя величающия.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
(Поклон. )
Милостива ми в печалех жития, Богородице, буди, и спаси от бед, ныне прибегающаго к Тебе.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Воистинну едина на земли и в мори явилася еси, Чистая, кров неразоримь, прибегающим Ти несумненною душею.
Слава : Без ума себе всяческими поработившу лютыми паденьми, мольбами Твоими свободу подаждь ми, Всепетая.
И ныне : Тя надежду и заступление твердо стяжав, Чистая, величая Тя, яко Богородицу, песнь верою скончаваю.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды с поклонами .)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды ).
Слава, и ныне:
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Кондак воскресный, глас 6

Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Вокресение и Живот, и Бог всех.

Господи, помилуй. (40 раз. ) Молитва свт. Василия Великого

Иже на всякое время, и на всякий час, на Небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды. )
Слава и ныне:
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон. )
Именем Господним благослови, отче.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва ко Пресвятей Богородице,
Павла, монаха обители Евергетиды,
сиречь Благодетельницы

Нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, Чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надежда и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище. Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы, и словесы, и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша; но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне, грешнем и блуднем, и приими мое, еже от скверных устен приносимое Тебе моление, и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзет и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко Милостивая, и Милосердная, и Благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательнице и помощнице, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя; и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи; в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи. Юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу,
Антиоха, монаха Пандекта

И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души, и сохрани нас от мрачнаго сна греховнаго, и от всякаго темнаго и нощнаго сладострастия; укроти стремления страстей, угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстивно движимыя; плоти нашея востания утоли, и всякое земное и вещественное наше мудрование успи. И даруй нам, Боже, бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся, сон легок и всякаго сатанина мечтания изменен. Возстави же нас во время молитвы утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща; всенощное славословие нам даруй, во еже пети и благословити и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. ОКОНЧАНИЕ ПОВЕЧЕРИЯ

Слава и ныне: Господи, помилуй. (Трижды. ) Господи, благослови.
Воскресый из мертвых, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Прощение

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове, яже в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Молитва конечная

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой я, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды .)

Порядок совершения Великого повечерия

Первая часть

  1. Господи, помилуй (12 раз)
  2. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  3. Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  4. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  5. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  6. С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста , в этом месте Великого повечерия, читается Псалом 69: Боже, в помощь мою вонми́,.. с пением Великого покаянного канона преподобного Андрея критского . В остальных случаях следуют:
  7. Псалом 4: Внегда́ призвати ми, услыша мя Бог правды моея:..
  8. Псалом 6: Господи, да не яростию твоею обличиши мене,..
  9. Псалом 12: Доко́е, Господи, забудеши мя до конца;..
  10. Слава.., И ныне.., Аллилуйя
  11. Псалом 24: К Тебе, Господи, воздвиго́х душу мою,..
  12. Псалом 30: На Тя, Господи, упова́х, да не постыжу́ся во век,..
  13. Псалом 90: Живы́й в Помощи Вышняго, в кро́ве Бога Небеснаго водворится...
  14. Слава.., И ныне.., Аллилуйя (трижды), Господи, помилуй (трижды), Слава.., И ныне..,
  15. С нами Бог (Ис. 8:9-10)
  16. Тропари День преше́д,..
  17. Безплотное естество херувимское,..
  18. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя,.. (Никео-Цареградский Символ веры)
  19. В Великий пост священник выходит на амвон и творит запевы с земными поклонами, а хор повторяет их: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных - в праздники опускаются
  20. «Первое» Трисвятое по Отче наш . Возглас священника: Яко Твое есть Царство,..
  21. Хор: Аминь и тропари : в понедельник и в среду вечера: Просвети очи мои Христе Боже,.. Слава.., Заступник души моея буди Боже,.. И ныне.., Яко не имамы дерзновения.., , во вторник и четверг вечера: Невидимых враг моих неусыпание ве́си Господи,.. Призри и услышим я Господи Боже мой. Яко страшен Суд Твой Господи,.. Слава.., Слезы ми даждь Боже,.. И ныне.., Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея,.. В Рождество и Богоявление вместо этих тропарей зажигается свет во всём храме , отверзаются Царские врата и поётся тропарь праздника , после чего врата затворяются
  22. Господи, помилуй (40 раз)
  23. Слава.., И ныне.., Честнейшую херувим,.. Именем Господним благослови, отче
  24. Иерей : Молитвами святых отец наших,..
  25. Господи Господи, избавле́й нас от всякия стрелы, летящия во дни,..

Вторая часть

Третья часть

  1. Приидите, поклонимся.., (трижды)
  2. Псалом 69: Боже, в помощь мою вонми́,..
  3. Псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во Истине Твоей,..
  4. Сподо́би Господи в нощь сию́ без греха сохранитися нам...
  5. На всенощном бдении праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения в этом месте Великое повечерие может оканчиваться, после чего следовать Лития . В дни Великого поста в этом же месте Великого повечерия могут вставляться каноны Богородице (или заупокойный) из Октоиха и святому (чаще с другого дня) из Минеи со стихирами и тропарём, после которых - Достойно есть
  6. «Третье» Трисвятое по Отче наш . Возглас священника: Яко Твое есть Царство,..
  7. Хор поёт велегласно и косно (громко и медленно): Аминь. Господи сил, с нами буди,.. , повторяя после каждого стиха псалма 150-го , далее: Слава.., Господи, аще не бы́хом святыя твоя имели молитвенники,.. И ныне.., Многая множества моих Богородице прегрешений,.. Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене,.. Все упова́ние мое на Тя возлагаю,.. В случае полиелейного праздника вместо этих песнопений читается Кондак святому
  8. Чтец: Господи, помилуй (40 раз), далее: Иже на всякое время и на всякий час,.. Господи помилуй (трижды) Слава.., И ныне.., Честнейшую херувим.., Именем Господним благослови, отче
  9. Священник: Боже, ущедри ны,.. и Молитву Ефрема Сирина с четырьмя земными и двенадцатью поясными поклонами
  10. Чтец: Аминь . Трисвятое - по Отче наш , Господи помилуй -12 раз, Нескверная, небла́зная, нетленная, Пречистая,.. И даждь нам Владыко на сон грядущим покой тела и души,.. Преславная Приснодева, Мати Христа Бога,.. Упование мое Отец,.. .
  11. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше слава Тебе.
  12. Хор: Слава.., И ныне.., Господи помилуй –трижды, Благослови
  13. Священник становится на амвоне на колени лицом к народу и читает первую молитву-прошение Литии : Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш,..
  14. Продолжая стоять на коленях, священник испрашивает прощение: Благослови́те, отцы́ святи́и, бра́тья и се́стры и прости́те ми гре́шному вся, ели́ка согреши́х в сей день: де́лом, сло́вом и помышле́нием.
  15. Народ отвечает: Бог да прости́т тя, о́тче честны́й, помоли́сь и о нас гре́шных.
  16. Священник: Благода́тию и человеколю́бием свои́ми Бог прости́т и поми́лует всех нас , и повернувшись к алтарю на амвоне произносит Заключительную ектению и отпуст
  17. Краткое наставление

Изначально Великое повечерие совершалось отдельно от других служб. И теперь может совершаться отдельно - в установленные Типиконом дни Сырной седмицы и в дни Великого поста . За первые четыре дня Великого поста на великом повечерии прочитывается весь великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Может быть в составе праздничного всенощного бдения , где соединяется с литиёй : на праздники Рождества Христова и Богоявления - в какой бы день они ни прилучились; на Благовещение , если оно случится в те дни Великого поста , когда положено совершать великое повечерие (в седмичные дни, в Субботу акафиста , в Лазареву субботу , в Великий вторник , Великую среду и Великий четверг (Типикон 25 и 26 марта); на храмовые праздники, если они придутся в субботу 1-й седмицы и во вторник - субботу 2-й - 6-й седмиц Великого поста (Типикон, Храмовые главы 32, 35).

Малое повечерие

Во все прочие дни, по Уставу, должно совершаться малое повечерие, представляющее собой значительное сокращение великого. Согласно Уставу, должно совершаться вслед за вечерней . В отдельные дни Устав указывает совершать малое повечерие келейно. Малое повечерие (также и полунощницу) предписано совершать даже в дни великих праздников , если в храме по какой-либо причине нет Всенощного бдения (для этой цели в октоихе на воскресных службах всех восьми гласов приводятся специальные каноны , пое́мые на повечерии).

Порядок совершения Малого повечерия

Напишите отзыв о статье "Повечерие"

Литература

  • // Иустин, еп. Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. М., 1894

Примечания

Ссылки

  • Повечерие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Церковнославянский перевод текста повечерия.


Отрывок, характеризующий Повечерие

– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию...
– А как давно вы здесь? Вы знаете, что с нами будут делать? – стараясь говорить уверенно, тихо спросила я.
– Мы недавно... Он всё время приносит новых людей, а иногда и маленьких зверей, и потом они пропадают, а он приносит новых.
Я с ужасом посмотрела на Стеллу:
– Это самый настоящий, реальный мир, и совершенно реальная опасность!.. Это уже не та невинная красота, которую мы создавали!.. Что будем делать?
– Уходить. – Опять упорно повторила малышка.
– Мы ведь можем попробовать, правда? Да и бабушка нас не оставит, если уж будет по-настоящему опасно. Видимо пока мы ещё можем выбраться сами, если она не приходит. Ты не беспокойся, она нас не бросит.
Мне бы её уверенность!.. Хотя обычно я была далеко не из пугливых, но эта ситуация заставляла меня очень сильно нервничать, так как здесь находились не только мы, но и те, за кем мы пришли в эту жуть. А как из данного кошмара выкарабкиваться – я, к сожалению, не знала.
– Здесь нету времени, но он приходит обычно через одинаковый промежуток, примерно как были сутки на земле. – Вдруг ответил на мои мысли мальчик.
– А сегодня уже был? – явно обрадованная, спросила Стелла.
Мальчонка кивнул.
– Ну что – пошли? – она внимательно смотрела на меня и я поняла, что она просит «надеть» на них мою «защиту».
Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу...
– Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!..
Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности... Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет.
Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни...
– Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!!
Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути... Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть...
Вдруг резко потемнело. Иссиня-чёрные тучи неслись по небу, будто гонимые сильным ветром, хотя никакого ветра пока что не было. В недрах чёрных облаков полыхали ослепительные молнии, красным заревом полыхали вершины гор... Иногда набухшие тучи распарывало о злые вершины и из них водопадом лилась тёмно-бурая вода. Вся эта страшная картинка напоминала, самый жуткий из жутких, ночной кошмар....
– Папочка, родимый, мне так страшно! – тоненько взвизгивал, позабыв свою былую воинственность, мальчонка.
Вдруг одна из туч «порвалась», и из неё полыхнул ослепительно яркий свет. А в этом свете, в сверкающем коконе, приближалась фигурка очень худого юноши, с острым, как лезвие ножа, лицом. Вокруг него всё сияло и светилось, от этого света чёрные тучи «плавились», превращаясь в грязные, чёрные лоскутки.
– Вот это да! – радостно закричала Стелла. – Как же у него это получается?!.
– Ты его знаешь? – несказанно удивилась я, но Стелла отрицательно покачала головкой.
Юноша опустился рядом с нами на землю и ласково улыбнувшись спросил:
– Почему вы здесь? Это не ваше место.
– Мы знаем, мы как раз пытались выбраться на верх! – уже во всю щебетала радостная Стелла. – А ты поможешь нам вернуться наверх?.. Нам обязательно надо быстрее вернуться домой! А то нас там бабушки ждут, и вот их тоже ждут, но другие.
Юноша тем временем почему-то очень внимательно и серьёзно рассматривал меня. У него был странный, насквозь пронизывающий взгляд, от которого мне стало почему-то неловко.
– Что ты здесь делаешь, девочка? – мягко спросил он. – Как ты сумела сюда попасть?
– Мы просто гуляли. – Честно ответила я. – И вот их искали. – Улыбнувшись «найдёнышам», показала на них рукой.
– Но ты ведь живая? – не мог успокоиться спаситель.
– Да, но я уже не раз здесь была. – Спокойно ответила я.
– Ой, только не здесь, а «наверху»! – смеясь, поправила меня моя подружка. – Сюда мы бы точно не возвращались, правда же?
– Да уж, я думаю, этого хватит надолго... Во всяком случае – мне... – меня аж передёрнуло от недавних воспоминаний.
– Вы должны отсюда уйти. – Опять мягко, но уже более настойчиво сказал юноша. – Сейчас.
От него протянулась сверкающая «дорожка» и убежала прямо в светящийся туннель. Нас буквально втянуло, даже не успев сделать ни шагу, и через какое-то мгновение мы оказались в том же прозрачном мире, в котором мы нашли нашу кругленькую Лию и её маму.
– Мама, мамочка, папа вернулся! И Велик тоже!.. – маленькая Лия кубарем выкатилась к нам навстречу, крепко прижимая к груди красного дракончика.. Её кругленькая мордашка сияла солнышком, а сама она, не в силах удержать своего бурного счастья, кинулась к папе и, повиснув у него на шее, пищала от восторга.
Мне было радостно за эту, нашедшую друг друга, семью, и чуточку грустно за всех моих, приходящих на земле за помощью, умерших «гостей», которые уже не могли друг друга так же радостно обнять, так как не принадлежали тем же мирам...
– Ой, папулечка, вот ты и нашёлся! А я думала, ты пропал! А ты взял и нашёлся! Вот хорошо-то как! – аж попискивала от счастья сияющая девчушка.
Вдруг на её счастливое личико налетела тучка, и оно сильно погрустнело... И уже совсем другим голосом малышка обратилась к Стелле:
– Милые девочки, спасибо вам за папу! И за братика, конечно же! А вы теперь уже уходить будете? А ещё когда-то вернётесь? Вот ваш дракончик, пожалуйста! Он был очень хороший, и он меня очень, очень полюбил... – казалось, что прямо сейчас бедная Лия разревётся навзрыд, так сильно ей хотелось подержать ещё хоть чуть-чуть этого милого диво-дракончика!.. А его вот-вот увезут и уже больше не будет...
– Хочешь, он ещё побудет у тебя? А когда мы вернёмся, ты его нам отдашь обратно? – сжалилась над малышкой Стелла.
Лия сначала ошалела от неожиданно свалившегося на неё счастья, а потом, не в состоянии ничего сказать, так сильно закивала головкой, что та чуть ли не грозилась отвалиться...
Простившись с радостным семейством, мы двинулись дальше.
Было несказанно приятно опять ощущать себя в безопасности, видеть тот же, заливающий всё вокруг радостный свет, и не бояться быть неожиданно схваченной каким-то страшно-кошмарным ужастиком...
– Хочешь ещё погулять? – совершенно свежим голоском спросила Стелла.
Соблазн, конечно же, был велик, но я уже настолько устала, что даже покажись мне сейчас самое что ни есть большое на земле чудо, я наверное не смогла бы этим по-настоящему насладиться...
– Ну ладно, в другой раз! – засмеялась Стелла. – Я тоже устала.
И тут же, каким-то образом, опять появилось наше кладбище, где, на той же скамеечке, дружно рядышком сидели наши бабушки...
– Хочешь покажу что-то?... – тихо спросила Стелла.
И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности... У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона...
– Это они... Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают.
– Ну, а теперь мне пора... – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой... Мне уже туда нельзя...
– Я обязательно приду к тебе! Ещё много, много раз! – пообещала от всего сердца я.
А малышка смотрела мне вслед своими тёплыми грустными глазами, и казалось, всё понимала... Всё, что я не сумела нашими простыми словами ей сказать.

Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя... Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу».... Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться...
Наконец, моя нетерпеливая душа дольше выдержать молчание была не в состоянии...
– Ну и о чём вы так долго беседовали? Если, конечно, мне можно это знать... – обиженно буркнула я.
– А мы не беседовали – мы думали, – спокойно улыбаясь ответила бабушка.
Казалось, она меня просто дразнит, чтобы спровоцировать на какие-то, ей одной понятные, действия...
– Ну, тогда, о чём же вы там вместе «думали»? – и тут же, не выдержав, выпалила: – А почему бабушка Стеллу учит, а ты меня – нет?!.. Или ты считаешь, что я ни на что больше не способна?
– Ну, во-первых, брось кипятиться, а то вон уже скоро пар пойдёт... – опять спокойно сказала бабушка. – А, во-вторых, – Стелле ещё долго идти, чтобы до тебя дотянуться. И чему же ты хочешь, чтобы я учила тебя, если даже в том, что у тебя есть, ты пока ещё совсем не разобралась?.. Вот разберись – тогда и потолкуем.
Я ошалело уставилась на бабушку, как будто видела её впервые... Как это Стелле далеко до меня идти?!. Она ведь такое делает!.. Столько знает!.. А что – я? Если что-то и делала, то всего лишь кому-то помогала. А больше и не знаю ничего.
Бабушка видела моё полное смятение, но ни чуточки не помогала, видимо считая, что я должна сама через это пройти, а у меня от неожиданного «положительного» шока все мысли, кувыркаясь, пошли наперекосяк, и, не в состоянии думать трезво, я лишь смотрела на неё большими глазами и не могла оправиться от свалившихся на меня «убийственных» новостей...
– А как же «этажи»?.. Я ведь никак не могла сама туда попасть?.. Это ведь Стеллина бабушка мне их показала! – всё ещё упорно не сдавалась я.
– Ну, так ведь для того и показала, чтобы сама попробовала, – констатировала «неоспоримый» факт бабушка.
– А разве я могу сама туда пойти?!.. – ошарашено спросила я.
– Ну, конечно же! Это самое простое из того, что ты можешь делать. Ты просто не веришь в себя, потому и не пробуешь...
– Это я не пробую?!.. – аж задохнулась от такой жуткой несправедливости я... – Я только и делаю, что пробую! Только может не то...
Вдруг я вспомнила, как Стелла много, много раз повторяла, что я могу намного больше... Но могу – что?!.. Я понятия не имела, о чём они все говорили, но теперь уже чувствовала, что начинаю понемножку успокаиваться и думать, что в любых трудных обстоятельствах мне всегда помогало. Жизнь вдруг показалась совсем не такой уж несправедливой, и я понемногу стала оживать...
Окрылённая положительными новостями, все последующие дни я, конечно же, «пробовала»... Совершенно себя не жалея, и вдребезги истязая своё, и так уже измождённое, физическое тело, я десятки раз шла на «этажи», пока ещё не показываясь Стелле, так как желала сделать ей приятный сюрприз, но при этом не ударить лицом в грязь, сделав какую-нибудь глупую ошибку.
Но вот, наконец-то, решила – хватит прятаться и решила навестить свою маленькую подружку.
– Ой, это ты?!.. – сразу же зазвучал счастливыми колокольчиками знакомый голосок. – Неужели это правда ты?! А как же ты сюда пришла?.. Ты что – сама пришла?
Вопросы, как всегда, сыпались из неё градом, весёлая мордашка сияла, и для меня было искренним удовольствием видеть эту её светлую, бьющую фонтаном, радость.
– Ну что, пойдём гулять? – улыбаясь, спросила я.
А Стелла всё никак не могла успокоиться от счастья, что я сумела придти сама, и что теперь мы уже сможем встречаться, когда пожелаем и даже без посторонней помощи!
– Вот видишь, я же тебе говорила, что ты можешь больше!.. – счастливо щебетала малышка. – Ну, теперь всё хорошо, теперь уже нам никто не нужен! Ой, а это как раз-то очень хорошо, что ты пришла, я тебе хотела что-то показать и очень тебя ждала. Но для этого нам придётся прогуляться туда, где не очень приятно...