Open
Close

Выбор скрипки для ребенка. Выбираем скрипку новичку Скрипка какой размер лучший для начинающих

Как правильно выбрать скрипку среди множества инструментов? Красивые резные инструменты радуют глаз, однако, далеко не все из них могут поразить чистым ровным звучанием. Скрипку называют королевой оркестра, поэтому и к выбору ее следует подойти серьезно. В этой статье мы поделимся с вами полезными советами о том, как правильно выбрать скрипку.

Электроскрипка или классика

Классическая деревянная скрипка подходит, как для начинающих музыкантов, учащихся и детей, так и для профессиональных скрипачей. Электроскрипка не подходит для обучения игры на ней, так как из нее очень трудно извлечь чистый ровный звук.

Прежде чем покупать скрипку, определитесь, для чего вам нужен инструмент. Если вы только начинаете на нем играть или обучаться игре, целесообразнее приобрести обычную фабричную русскую скрипку. Если вы уже умеете играть на инструменте, рекомендуется приобрести профессиональный немецкий инструмент.

В любом случае не выбирайте электроскрипку, так как играть на ней очень сложно, и этот инструмент имеет больше минусов, чем плюсов. Во-первых, электроскрипка перестанет играть, если отключится электричество или если его вообще нет. Во-вторых, на электроскрипке невозможно играть в оркестре, так как она резко отличается от других инструментов по тембру и тональности.

В-третьих, электроскрипка не подходит для начинающих, так как на ней нельзя научиться извлекать красивое качественное звучание. Ну и, наконец, электроскрипка намного тяжелее обычной, а это создает дополнительные трудности и неудобства во время игры.

Если вы все же решили приобрести электроскрипку, то вам понадобятся к ней дополнительные аксессуары. Так, необходимо будет приобрести звукосниматель, который подключается к любой аппаратуре, а также является легким и компактным. Они могут крепиться к подставке или к деке.

Размер

Скрипки делятся на множество размеров, среди которых различают стандартные и редкие. Самыми используемыми детскими размерами скрипок считаются 1/8, ?, ?, ?. Для малышей рекомендуются скрипки размером 1/16. К редким промежуточным размерам скрипок относятся 1/10 и 7/8. Стандартным размером взрослых скрипок считается 4/4.

При выборе скрипки важен не только его музыкальный размер, но и весовые габариты инструмента. Иначе игра на неправильно подобранной скрипке может вызвать физический дискомфорт. Так, тяжелая скрипка может вызвать зажатость мышц и перекос постановки у начинающих музыкантов.

Чтобы правильно подобрать инструмент по размеру, скрипку ставят на левое плечо и вытягивают левую руку вперед без напряжения. Головка скрипки должна свободно располагаться в ладони и доходить до ее середины, а левая рука - без напряжения обхватывать завиток скрипки.

Конструкция

Корпус скрипки состоит из верхней и нижней дек, которые соединены между собой обечайками. Стандартный размер корпуса составляет 355-360 мм. Верхняя дека изготавливается из ели. На ней расположены звуковые отверстия длиной 76-78 мм. Нижнюю деку изготавливают из белого клена.

Шейка изготавливается из клена. На шейку крепится гриф. За шейку инструмент держат во время игры. Общая длина шейки составляет 130-132 мм. Длина шейки от верхнего края деки до порожка 130-132 мм. Высота пятки над декой равна 4-6 мм, а углубление в вырез клотца - 4-5 мм.

Гриф представляет собой пластину черного дерева. Длина грифа составляет 270 мм, а его толщина равна 4-5 мм. Прогиб грифа составляет 1-1,5 мм для того, чтобы при игре струны не касались его.

Верхний и нижний порожки изготавливают из черного дерева. Верхний порожек предназначен для прохождения струн над грифом и колками. Ширина верхнего порожка должна составлять 23-24 мм. Нижний порожек предназначен крепления подгрифника, который плавного перегибается через него. Высота нижнего порожка над декой составляет 4-4, 5 мм.

Подгрифник

Подгрифник изготавливается из твердой древесины и крепится посредством жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Подгрифник отвечает за звучание струн. Расстояние пазов для струн на подгрифнике должно соответствовать расстоянию между струнами на подставке. Расстояние от нижнего края петли до крайнего порожка должно составлять 3-4 мм.

Если подгрифник тяжелый, а длина петли подобрана неверно, то струны будут дребезжать. Поэтому петлю необходимо выбирать синтетическую диаметром 2,2 мм и обязательно с возможностью регулировки. Подгрифник желательно выбирать углепластиковый со встроенными машинками.

Если длина петли подобрана правильно, то край подгрифника должен находиться около 5 мм от порожка. При этом синтетическая петля не годится для подгрифника, на котором ранее устанавливалась жильная петля большого диаметра, так как она может повредить деревянный подгриф.

Для настройки скрипки используют подгрифники с квинтовыми машинками для любого типа струн. Однако такие подгрифники весьма тяжелы. Для металлических струн подбирают и металлический подгрифник. Для жильных струн подходят деревянные подгрифники. Оптимальным вариантом являются подгрифники из черного дерева, на которые устанавливают две квинтовые машинки.

Струны

Струны скрипки изготавливают из различных материалов. Но наиболее популярным материалом является сталь. Стальные струны дают чистый красивый звук. Кроме того, на них прозе играть. Однако такие струны являются жесткими, но музыкант к ним быстро привыкает.

Канифоль

Канифоль для разных струн подбирается индивидуально. Так, для стальных струн подходит твердая жесткая канифоль. Непосредственно перед использованием новой канифоли, волос смычка необходимо протереть спиртом.

Душка

Душка представляет собой специальную палочку внутри деки. Душка передает вибрацию от одной деки к другой. От положения душки зависит звучание инструмента. Она уравновешивает сопротивление корпуса инструмента давлению струн. Душка изготавливается из выдержанной ели с годовыми слоями1-1, 5 мм диаметром 5-6 мм. Расстояние от душки до подставки скрипки составляет 1-4 мм.

Обечайки

Обечайки представляют собой шесть кленовых пластинок, выгнутых по форме дек. Высотой обечаек у основания шейки составляет 28-30 мм, а возле пуговицы - 29-31 мм. Толщина обечаек равна 1-1, 5 мм. Обечайки соединяются между собой посредством приклеивания шести клотцев.

Контробечайки

Контробечайки представляют собой полоски дерева треугольного сечения, которые клеятся с внутренней стороны к верхним и нижним бокам. Толщина контробечаек составляет 2 мм. При выборе скрипки также необходимо обратить внимание на ширину прокладок, присоединенных к подбороднику для крепления. Поверхность прокладки должна находиться на расстоянии не более 1 мм от контробечаек.

Обручики

Обручики представляют собой узкие полоски ольхи или ели, которые клеятся по бокам обечаек с внутренней стороны. Они предназначены для более надежного крепления обечаек. Ширина обручиков составляет 2-3 мм, а высота - 5-6 мм.

Колки

Колки изготавливают в основном из эбенового, черного дерева или палисандра. Колки предназначены для натяжения струн. Колки и их отверстия должны иметь одинаковую конусность. Также колки не должны выходить за пределы колковой коробки.

Колки должны легко вращаться. Нельзя сильно вдавливать колки в отверстия при их вращении, так как это может привести к выходу из строя колковой коробки. Если колки плохо держат струны, то их необходимо притереть мелом или притирочной пастой. Если колки проворачиваются туго, то их нужно натереть сухим мылом.

Пуговка

Пуговка предназначена для закрепления подгрифника. Она вставляется в специальное отверстие в нижнем клотце. Конус пуговки должен соответствовать конусу отверстия, а также длине и толщине клотца. Неправильный конус пуговки может вызвать трещины в нижнем клотце.

Подбородник

Подбородник представляет собой специальное приспособление для устойчивости скрипки между подбородком и плечом. Подбородники делятся на глубокие, плоские, высокие и низкие. Для малышей вместо подбородников используют специальные поролоновые подкладочки, которые клеятся на инструмент.

Подбородники выбираются исходя из высоты расположения над декой и кривизны поверхности инструмента. Также подбородники выбираются в зависимости от расположения поверхности для крепления. Подбородники могут располагаться слева от подгрифника или по центру инструмента, то есть, по бокам от подгрифа.

Центральное крепление подбородников считается оптимальным для акустики скрипки, так как в данном случае создаются незначительные преграды для колебаний, что благоприятно отражается на звучании скрипки. Следует помнить, что в любой конструкции скрипки пробковые или кожаные подбородники должны располагаться так, чтобы не выступать за контробечайки к центру дек.

Мостик

Мостик также используют для фиксации скрипки между подбородком и плечом музыканта. Существует множество разновидностей мостиков, которые классифицируются по форме и высоте. Для малышей используют мостики, которые раздвигаются на два размера.

Удобство положения скрипки зависит также от позиции мостика относительно самого инструмента. Качественным мостиком считается тот, который можно выгибать, подстраивая его форму под свое плечо. Некоторые модели мостов регулируются по высоте с обеих сторон и могут раздвигаться по ширине в зависимости от размеров скрипки.

Чтобы правильно выбрать мостик, необходимо, чтобы он был удобен во время игры на инструменте и не сковывал движений музыканта. Высота мостика устанавливается исходя из роста музыканта, а его крепление - из конструкции скрипки. Мостик не должен слишком сильно сжимать нижнюю деку, чтобы не препятствовать ее вибрации.

Подставка

Подставка скрипки должна быть изготовлена из клена с горизонтальными «лучами» и вертикальными «пятнами». Подставка должна быть идеально ровной и тонкой. От тонкости подставки зависит полнота и тональность звука. Толщина подставки вверху должна составлять 1,5-2 мм, а внизу - 4-4,5 мм.

Однако слишком тонкая подставка не годится, так как дальность звука скрипки будет ограничиваться довольно небольшим радиусом. Расстояние между серединой струн на подставке должно составлять 11,5-12 мм.

Высота подставки зависит непосредственно от высоты струн в конце грифа. Высота подставки составляет 30-32 мм. Ширина подставки равна расстоянию между верхними точками эфов. Толщина подставки зависит от породы дерева. Так, чем тверже дерево, тем тоньше подставка.

Смычок

Смычок, как и скрипка, имеет свой размер. Для взрослых изготавливается смычок размером 4/4. Бывают также взрослые смычки размером 7/8, который на несколько сантиметров короче обычного. Также бывают смычки размером 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4 и?. Чаще всего это ученические, то есть, детские смычки.

При выборе смычка необходимо его тщательно осмотреть на предмет трещин. Если же вы обнаружили трещины на смычке, его покупать нельзя. В ненатянутом состоянии трость смычка должна касаться волоса, то есть, наблюдается сильный его прогиб.

Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским. Цвет желательно белый. Черная синтетика годится только для начального этапа обучения. Чтобы проверить винт, сильно натяните волос до выпрямления трости и отпустить. При этом винт должен легко вращаться, а резьба - остаться на месте.

Чтобы проверить качество смычка, сильно натяните волос до выпрямления трости и слегка ударьте по ладони. При этом смычок не должен резко отскакивать или оставаться на месте. Смычок также не должен ослаблять свое натяжение после нескольких повторных ударов.

При выборе смычка проверьте его вес, упругость и прямоту. Для проверки прямоты смычка, посмотрите вдоль его трости, вам не должно быть видно поперечного искривления. Если вы обнаружили даже малейшее искривление, не берите такой смычок, так как он быстро выйдет из строя и не даст извлечь красивого звука из скрипки.

Материал смычка

Качественные профессиональные смычки изготавливают из бразильского тропического дерева фернамбука. Эта порода дерева характеризуется наличием симметричных полосок, которые образуют радиальное кольцо вокруг трости диаметром полмиллиметра.

Учебные смычки изготавливают из бразильского дерева, которое отличается своей плотностью и упругостью. Более дешевые смычки изготавливают из каучукового дерева и прочих пород древесины. Также делают смычки из углепластика, однако они намного тяжелее деревянных.

Параметры смычка

К важным параметрам смычка, кроме размера и материала, относят также его вес и длину. Так, вес скрипичного смычка может варьироваться от 55 до 65 грамм. Оптимальным весом смычка считается 59-62 грамма. Длина смычка должна составлять 74-75 см.

Центр тяжести должен находиться на расстоянии 16,5-19 см от начала колодки при не натянутом волосе. Оптимальным центром тяжести считается 18 см от крайнего положения колодки. Если центр тяжести оказывается смещенным к головке, то смычок получается тяжелым.

Полезные советы

Выбирать скрипку рекомендуется вместе со знатоком, а лучше скрипичным мастером, который сможет легко распознать любые дефекты инструмента. Чтобы определить качество инструмента, необходимо прослушать скрипку в исполнении нескольких музыкантов в помещении без звонкой акустики.

Иначе вы можете не заметить мелких дефектов у фабричных скрипок таких, как кривая или высокая подставка для поддержки струн, плохо пригнанные колки, которыми не позволят вам правильно настроить скрипку. Такие дефекты потребуют исправления, что создаст дополнительные расходы.

Еще одним частым дефектом скрипки является некорректно поставленная душка. Этот дефект ведет к быстрому выходу инструмента из строя. Так, туго поставленная душка в процессе усушки древесины может вызвать возникновение трещин на верхней и нижней деках.

При выборе скрипки также необходимо проверить ровность, упругость и вес смычка. Чтобы определить ровность смычка, нужно посмотреть на него со стороны винта, зрительно представив трость в одной точке. Покупку скрипки необходимо совершать только в специализированных магазинах, которые дают гарантию качества на товар.

При выборе скрипки внимательно осмотрите ее гриф, на не должно быть никаких неровностей, шероховатостей, сколов или трещин. Толщина и цвет лака на поверхности инструмента должны быть ровными и однородными. Колки и машинки на подгрифнике должны легко поворачиваться. Подставка не должна быть изогнутой при осмотре ее в профиль.

Советы по уходу за скрипкой

Чтобы скрипка прослужила долго и исправно, за ней необходим бережный уход. Необходимо хранить и переносить инструмент в плотном футляре. Чтобы внутри футляра не завелись клещи, которые поедают конский волос на смычке, необходимо положить вовнутрь гвоздику. Также желательно приобрести специальный мешочек из шелковой ткани для хранения в нем скрипки.

Хранить скрипку необходимо при комнатной температуре. Скрипка не любит сквозняков и перепадов температур. Поэтому скрипку необходимо держать подальше от батарей и окон, так как древесина может быстро рассохнуться.

Перед каждой игрой необходимо наносить канифоль на внешнюю сторону конского волоса смычка. Пыль от канифоли необходимо вытирать с поверхности инструмента, чтобы она не въедалась в скрипку и не оставляла грязевых разводов. После игры на скрипке нужно расслабить смычок, чтобы конский волос слегка провисал.

Нельзя браться за скрипку и смычок жирными или грязными руками. Оптимальная влажность воздуха, при которой можно хранить скрипку, составляет 40-60 процентов. Чтобы поддерживать постоянную влажность воздуха, нужно приобрести специальные увлажнители инструментов.

Нельзя доставать скрипку из футляра сразу после того, как вы занесли инструмент с улицы. Необходимо подержать скрипку в футляре в помещении 15-20 минут, чтобы она привыкла к комнатной температуре. Если на инструменте скопилась влага после того, как вы достали его из футляра, необходимо тщательно протереть скрипку.

Для ухода за скрипкой нужно приобрести несколько мягких салфеток. Одна из них пригодится для очистки деки, грифа и струн от канифольной пыли. Другая понадобится для удаления грязи и пота с шейки и обечайки. А третья салфетка послужит для протирания поверхности корпуса скрипки и придания ему блеска.

Чтобы почистить скрипку внутри, необходимо поставить в корпус стакан подогретого овса или промытого и высушенного риса. Затем зерно нужно тщательно потрясти зерно во всех направлениях и удалить его через эфы. Также для ухода за скрипкой можно использовать специальные средства такие, как политуры, колковые смазки и специальные чистящие жидкости.


Желаем удачного выбора!

(скрипок) могут немного варьироваться у того или иного производителя, изготавливающего серийные инструменты, так и мастера, который изготавливает инструменты штучно. Как результат - максимальное колебание размера 4/4 скрипки может иногда достигать 1,90 сантиметра (для скрипки полного 4/4 размера). Если вы не знаете или не уверены, какого размера инструмент у вас есть, будет необходимо тщательно произвести два замера: используя ленту/тесьму или шнурок/нить. Это позволит точно определить размер скрипки.

  1. Для начала замерьте длину от верхней части завитка до нижней части деки (за исключением расположенной в нижней части корпуса «пуговицы», за которую жилкой крепится подгриф (струнодержатель).
  2. Далее измерить заднюю деку от «плеча» скрипки (верхняя часть деки рядом с пяткой) до низа деки. Не включать в измерения часть деки ("пятка"), выступающую у основания шейки скрипки со стороны задней деки.

* Обратите внимание, что ширина скрипки (измерения верхнего или нижнего "овала") колеблется в широких пределах от производителя к мастеру или стиля к стилю. Инструменты, сделанные в стиле (по модели) Guarneri, как правило, имеют более широкие низкие овалы чем модели Strad и таким образом больший объем и глубину тона (может также зависеть от конкретного инструмента).

Используя данную таблицу можно подобрать ориентировочный размер* инструмента для ученика:

Размер

скрипки

Длина скрипки

корпус / общая (см.)

Примерный

возраст (лет)

35,5 см / 60 см

11 — 12 / взрослый

34,3 см / 57,2 см

11+ / взрослый

33 см / 53,3 см

9 —12

31,75 см / 52 см

7 — 9

28 см / 48,25 см

5 — 7

25 см / 43 см

4 — 6

1/10

22,9 см / 40,6 см

4 — 5

1/16

20,3 см / 36,8 см

3 — 5

1/32

19 см / 32 см

1 — 3

  • в силу индивидуальных данных ученика, необходимый размер инструмента может отличаться в меньшую или большую сторону.
  • размер скрипки 7/8 применим не только для учеников, но также для взрослых музыкантов чей рост и данные требуют использования данного размера скрипки.
Подобрать* смычок для скрипки можно используя данные параметры:

Размер скрипки

Длина руки

Размер смычка

(длина см.)

Примерный

возраст (лет)

58 см и более

75 см

11 — 12+ / взрослый

56 см и маленькие кисти рук

75 см (4/4)

11+ / взрослый

54,6 — 56 см

68,6 см

9 —12

50,8 см

62,2 см

7 — 9

45,7 — 47 см

57,15 см

5 — 7

42 см

48.9 см

4 — 6

1/10

38 см

45 см

4 — 5

1/16

35,5 см

42,5 см

3 — 5

1/32

менее 35,5 см

38 см

1 — 3

  • точный размер и замеры, могут слегка изменяться от мастера к мастеру или изготовителя.

Некоторые дети являются исключения из этого правила, но эта диаграмма/таблица дает понимание общего возрастного диапазона и градаций для данного музыкального инструмента (скрипка).

Самое главное при принятии решения относительно правильного (необходимого) размера скрипки убедиться, что ученик/студент может с комфортом играть на инструменте в гармонии. Четвертый палец (мизинец) попадают в интонацию комфортно (может играть в интонации все необходимое?) может быть решающим фактором.

Как правило большинство взрослых людей играет на скрипке полного размера 4/4, за исключением очень маленьких взрослых и некоторых подростков. Эти музыканты будут играют на 7/8 размера скрипки как основном инструменте, если данный размер является для них идеально приемлемым.

Занятия ребенка в музыкальной школе всегда требуют некоторой подкованности родителей в вопросах выбора музыкального инструмента. Когда приходит время идти за ним в магазин, первый вопрос, которым задаются родители: скрипки?"

Конечно, беспроигрышный вариант - выбирать инструмент с преподавателем. Он сможет оценить скрипку по всем параметрам и выбрать лучшую из представленных на витрине, ведь даже посредственные фабричные инструменты могут сильно различаться между собой. Однако такая возможность бывает не всегда, и тогда родителям стоит немного подготовиться в теоретической части, ведь на самом деле все не так сложно, как кажется.

Терминология

Размер скрипки в сантиметрах может варьироваться у разных производителей, это относится как к фабричным, так и к мастеровым инструментам, однако есть общемировые стандарты, поэтому здесь нужно вооружиться линейкой или сантиметром. Но прежде всего, давайте разберемся в понятиях «половинка», «четверть», «целая» и т. д. Целой называют скрипку 4/4 (четыре четверти), это взрослая скрипка. Инструменты, меньшие по размеру, называют, например, «половинка» (т. е. половина целой или 1/2), «четверть» - 1/4, «восьмушка» - 1/8. Эти прижившиеся названия пошли от нот, соответственно, целой, половинной, четверти и восьмой, а вот промежуточные размеры таких прозвищ не получили.

Как определеить размер скрипки

Чтобы узнать, какого размера скрипка, нужно измерить ее по двум параметрам:

  1. Длина от завитка (головки) до нижней части деки (исключая пуговицу, ту часть, на которой крепится подгрифник).
  2. Длина от плеча (та часть, где заканчивается гриф с задней стороны скрипки) до нижней части деки (исключая длину «пятки», выступающей сзади в том месте, где гриф соединяется с декой).

Эти измерения и помогут определить размер скрипки:

  • соотношение 60 см/35 см соответствует целой скрипке;
  • 57,2 см / 34,4 см - размер 7/8;
  • 53,3 см / 33 см - размер 3/4;
  • 52 см / 31,7 см - размер 1/2;
  • 48,25 см / 28 см - размер 1/4;
  • 43 см /25 см - размер 1/8;
  • 40,6 см/ 22,9 см - размер 1/10;
  • 36,8 см / 20,3 см - размер 1/16;
  • 32 см /19 см - размер 1/32.

Однако следует учитывать, что порой разница в размере целых скрипок у некоторых производителей или у разных моделей может достигать двух сантиметров. А вот ширина деки никакого значения не имеет и часто отличается не только у разных мастеров, но и среди фабричных инструментов разных моделей, которые часто повторяют пропорции каких-либо известных мастеровых скрипок, например Страдивари или Гварнери.

Размеры скрипок по возрасту

Индивидуальные данные ученика могут повлиять на необходимый размер скрипки как в большую, так и в меньшую сторону. Иногда даже взрослый человек может, в силу своих физических особенностей, играть на скрипке 7/8, но, как правило, скрипка ребенка должна меняется раз в 2 года.

Таблица соответствия размер/возраст

Предлагаем вам таблицу, по которой можно примерно определить, какому возрасту соответствуют определенные размеры скрипок:

  • 1/32 - от 1 года до 3 лет.
  • 1/16 - с 3 до 5 лет.
  • 1/10 - 4-5 лет.
  • 1/8 - 4-6 лет.
  • 1/4 - 5-7 лет.
  • 1/2 - 7-9 лет.
  • 3/4 - 9-12 лет.
  • 7/8 - 11 лет и взрослые с маленькими кистями рук.
  • 4/4 - 11-12 лет и взрослые.

Следует при этом учитывать, что подобные соотношения могут и варьироваться.

Если линейки нет, а ребенок есть

Однако для того, чтобы правильно подобрать размер скрипки для ребенка, необязательно производить точные измерения, есть гораздо более простой способ. Нужно, чтобы юный музыкант вытянул левую руку чуть в сторону, не напрягаясь, затем положить скрипку на левое плечо. Если размер скрипки подходит, ее головка (завиток) окажется точно в центре ладони, а пальцы обхватят завиток без напряжения.

Так следует сделать, если вы перед покупкой не смогли посоветоваться с преподавателем, или если ребенок имеет какие-то особенности (например, довольно высок или мал для своего возраста).

Смена инструмента

Итак, как же понять, что ребенок вырос из своей скрипки? Достаточно каждый год проводить простую манипуляцию, приведенную выше. Если головка скрипки упирается в начало ладони или даже в саму кисть - пришла пора переходить на размер побольше.

Часто преподаватели обменивают и продают инструменты между своими учениками, что очень выгодно. К тому же в некоторых мастерских существует такая практика, когда купленная у них скрипка меняется с доплатой на бо льшую, что тоже очень удобно, поэтому не стоит считать, что обучение ребенка на струнных связано с серьезными расходами. Рынок сейчас наводнен огромным количеством китайских инструментов, которые, может, и не очень хороши, зато дешевы.

Есть еще один нюанс: иногда можно взять скрипку чуть больше, чем требуется. Это касается так называемых промежуточных размеров, особенно размера 7/8, ведь, в зависимости от скорости роста ребенка, этот инструмент потребует смены уже спустя 3-9 месяцев.

Однако есть и второй нюанс: играть на скрипке меньшего размера легче, поэтому не стоит брать скрипку на два-три размера больше. Подобное приводит к зажимам руки и неизбежному перенапряжению мышц. Это еще может быть как-то оправдано, если ребенок занимается дома редко или не занимается вообще. Поэтому приготовьтесь к тому, что если вы экономите на инструменте, покупая его «на вырост», скорее всего, вызовете у ребенка полное отвращение к занятиям, ведь они будут сопряжены не только с постоянным дискомфортом, но и даже болью (при длительной игре). Подумайте, стоит ли экономить, когда на рынке музыкальных инструментов представлен большой выбор бюджетных моделей, также можно поискать варианты в скрипичных мастерских.

Существует мнение, что скрипка меньшего размера звучит хуже и тише, нежели целая. В большинстве случаев это действительно так, однако относится только к фабричным инструментам. Многие мастерские делают хорошие скрипки размера 7/8, ничем не уступающие целым, поэтому если у вас маленькие руки, не нужно «бороться» с целой скрипкой, сейчас есть возможность выбрать концертный вариант промежуточного размера.

Вопросы о смычках

Выбор смычка - вторая, но не менее важная задача. Слишком короткий смычок неизбежно приведет к психологическому зажиму и сильному утомлению правой руки (ученик инстинктивно будет сдерживать движение, зная, что смычок короток). Чересчур длинный смычок тоже не годится, хотя если нет возможности взять нужный размер, то лучшим будет вариант «на вырост», но это крайний случай, и все должно согласовываться с педагогом. К тому же ученический смычок не должен быть слишком тяжелым. Неверный выбор может сказаться не только на постановке рук, но и на здоровье ученика.

Как выбрать смычок наверняка

Размеры смычков скрипок подчиняются тем же правилам, что и размеры самого инструмента.

В выборе снова поможет линейка, но теперь пришел черед измерений ученика. Длина руки от плеча до кисти - верный путеводитель в этом деле, однако не стоит забывать, что это касается только детей, взрослые играют смычком 4/4:

  • 1/32 - менее 35,5 см;
  • 1/16 - 35,5 см;
  • 1/10 - 38 см;
  • 1/8 - 42 см;
  • 1/4 - 45,7-47 см;
  • 1/2 - 50,8 см;
  • 3/4 - 54,6-56 см;
  • 7/8 - 56 см с маленькими кистями рук;
  • 4/4 - 58 см и больше.

Кроме того, можно не менее точно определить подходящий размер на практике. Нужно поставить смычок на струну верхним концом, при этом локоть должен быть без напряжения разогнут. В случае если размер мал, правая рука не будет разгибаться до конца, а если велик - правая рука будет заводиться за спину, не доводя смычок до конца.

Почему важно правильно подобрать размер?

Если какая-то вещь мала или велика, она смотрится неряшливо, но не более того. Но правильно подобранный размер скрипки - первая ступень в освоении нелегкого искусства, ведь если она окажется больше или меньше положенного, ученику будет сложно не только удерживать правильную постановку рук, но и понимать ее.

Все действия при игре должны доводиться до автоматизма и при этом не вызывать дискомфорта, что невозможно при неправильно подобранном инструменте.

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют “королевой оркестра”. И не только тот факт, что в большом симфоническом оркестре около ста музыкантов, и одна треть из них - скрипачи, подтверждает это. Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают скрипке ведущее положение как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.

Крайне важно найти достойную скрипку даже для начального этапа обучения, ведь хороший инструмент является большим подспорьем на пути становления профессионального музыканта. Не секрет, что занятия музыкой требуют большого усердия и трудолюбия. Отзывчивый и удобный в обращении инструмент, который обладает красивым тембром, не только создает условия для более продуктивных занятий, но и усиливает интерес к музыке.

Основатели фирмы Tononi - учителя музыки Йи-Ру Келер-Чен и Тобиас Келер, преподавая в различных музыкальных школах, часто удивлялись, сколько учеников играет на плохих инструментах. К этой проблеме музыканты подошли конструктивно – начали создание струнных инструментов, которые не только соответствовали бы высоким требованиям, но и были бы доступны большинству учеников.

Прежде чем выпустить инструмент в продажу, скрипку тестируют: смазываются колки, натягиваются струны, регулируется положение душки и подставки, проверяется натяжение струн. Затем инструмент настраивают, и происходит пробное обыгрывание. Если необходимо, вносятся дальнейшие корректировки. Только после такой тщательной проверки скрипка отправляется к покупателю или в магазин.

Главным скрипичным мастером и консультантом компании Tononi сегодня является Отто Феликс Круппа. Он также под заказ изготавливает мастеровые инструменты высокого уровня под брендом Tononi . До начала сотрудничества с Tononi в 2010 году Круппа имел свою собственную мастерскую в Дуйсбурге, а до этого обучался мастерству изготовления смычковых инструментов в Кельне и Дюссельдорфе.

Линейка скрипок Tononi обширна и включает в себя инструменты разных уровней – как по цене, так и по предназначению. Может показаться, что информация о сериях скрипок Tononi, представленная в данном обзоре, чересчур лаконична и даже скудна. Пусть это впечатление Вас не смущает. Как часто бывает, всех своих секретов мастера не раскрывают.

Скрипки серии 100 и 300 (ранее 1000 и 3000 соответственно) предназначены для начинающих музыкантов. Ровный по всему диапазону, приятный звук рождается благодаря качественным материалам и грамотным технологиям. Скрипки серии 100 отличаются ровностью цвета верхней деки и сглаженностью текстуры дерева. Серия 300 обладает более выраженной текстурой материала. Кроме того, она выполнена по другим лекалам и незначительно отличается по размеру в меньшую сторону. Однако, это не лишает инструмент объемного, сочного звука.

Серия 520 (ранее 5200) нацелена на взыскательных музыкантов продвинутого уровня, включая студентов музыкальных учебных заведений средней и высшей ступени. Она была создана командой ведущих производителей скрипок, которые регулярно консультировались с концертирующими музыкантами, педагогами и студентами. В результате, учитывая все пожелания до мельчайших деталей, была разработана эта линия скрипок. Инструменты имеют полуматовую отделку, что создает впечатление старины. Зачастую именно интересный внешний вид в первую очередь обращает на себя внимание при выборе инструмента.

Серия 920 (ранее 9200) Скрипка создается из тщательно отобранного дерева. Современные фабричные технологии опираются на традиции создания мастеровых инструментов. Скрипки отличаются отзывчивостью и соответствуют высоким требованиям музыкантов. У 920-й модели под благородным глянцевым блеском лака проглядывает глубокий и насыщенный тон древесины, который переливается различными оттенками от медового до золотисто-коричневого.

Серия 950 (ранее 9500) Это верхняя модель скрипок немецкого производителя. Каждая скрипка tononi серии 950 уникальна, она доводится вручную в мастерской компании в Мюнстере. Оригинальная подставка из Франции и профессиональные струны обеспечивают сильный, яркий звук. Спиртовой лак, также нанесенный вручную, придает инструменту теплый, выразительный тембр. Модель отличается ярко выраженной текстурой волокон дерева. Уровень профессионализма, проявленного при производстве инструментов 950-й серии, приближается к уровню изготовления мастеровых инструментов. Оказываясь в руках профессионального скрипача или мастера, скрипка неизменно получает высокую оценку за качество изготовления и звуковые характеристики.

Несколько вопросов скрипичному мастеру.

Олег Цолакович Мурадян, мастер по струнным смычковым инструментам Михайловского театра в течение более чем 20 лет, в настоящее время – мастер Городского Дворца творчества юных.

Бытует мнение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари. Долгое время математики, физики, мастера-настройщики подробно изучали звучание скрипок этого мастера, но так и не смогли теоретически обосновать их уникальную акустику и дать рекомендации по изготовлению такого инструмента. Но, может быть, есть какие-то каноны построения скрипки, которым следуют мастера?

Сегодня существуют различные школы и направления в искусстве изготовления скрипок, наиболее яркими признаны итальянская, французская и немецкая школы. Безусловно, каждая имеет свои достоинства и недостатки. Они ощутимо отличаются друг от друга по способам изготовления и по звуку. Хотя, во всех школах иногда попадались инструменты с признаками, несвойственными данной школе, "чужими".

Какие материалы сегодня применяют при изготовлении скрипок и почему?

Могу отметить, что в процессе изготовления скрипки используют три вида дерева: ель, клён и эбеновое (чёрное) дерево. Из этих пород изготавливают различные детали инструмента, что зависит от свойств дерева. Поскольку от верхней деки, в основном, зависит звучание басовых струн, самым идеальным для неё является сочетание упругости и мягкости. Этими качествами обладает древесина ели. Из клёна готовят нижнюю деку, головку и обечайки, поскольку эта дека ответственна за работу верхнего регистра, частотам которого соответствует плотность клёна. Гриф изготавливают из чёрного дерева, которое, благодаря отличной прочности и жёсткости (кстати, оно относится к той древесине, которая тонет в воде) максимально устойчиво к износу от работы струн. Стать соперником ему может только железное дерево, но оно очень тяжёлое, к тому же зелёного цвета.

Возможно ли по внешним признакам, взяв скрипку в руки, каким-либо образом оценить работу мастера, ее изготовившего?

Да, безусловно. Во-первых, грамотный подбор фрагмента материала. Кроме проверенной породы дерева и правильной подготовки нужно еще отобрать наиболее удачный фрагмент для каждого элемента скрипки. Во-вторых, аккуратность соединений, качество врезки уса и множество других мелких деталей. Если вы сами занимаетесь изготовлением скрипок, вы увидите это невооруженным глазом. Наконец, покрывающий корпус лак, состав которого каждый мастер обычно держит в секрете. Это значит, что, несмотря на обилие компьютерных технологий, до сих пор в ремесле изготовления скрипок на первом месте искусство и талант мастера. Именно от его интуиции в конечном счете и зависит, каким получится инструмент и как он будет звучать.

Каково Ваше впечатление от скрипок Tononi? Каким образом Вы можете оценить увиденные модели (520, 920, 950)?

Могу сказать, если вы собираетесь купить скрипку , то это на удивление удачный вариант. Все скрипки, которые я до сих пор видел, соответствуют всем критериям, о которых мы только что говорили. Видно, что производятся они "по уму", грамотно и со знанием дела. У этих инструментов есть все, чтобы звучать отлично. Некоторые нюансы возможно улучшить, но это уже работа мастера после покупки инструмента. В целом же можно только порадоваться и высказать пожелание, чтобы и дальше фирма Tononi сохраняла такой же подход к производству струнных смычковых. Сегодня редко встретишь в продаже скрипки настолько высокого качества по умеренной цене.

Несколько вопросов педагогу класса скрипки.

Федоренко Евгения Соломоновна, преподаватель ДШИ им. П. А. Серебрякова

Скрипка – инструмент особый, требует деликатного подхода как при выборе, так и в обращении. Что нужно знать в первую очередь, чтобы выбрать подходящую скрипку для человека, начинающего обучаться игре на этом инструменте?

Первое, с чего нужно начинать – это размер скрипки. Никакой привязки к возрасту ребенка здесь быть не может, поскольку физическое развитие у детей сильно разнится. Универсальный способ – положить инструмент на плечо, как при игре, и вытянуть левую руку параллельно скрипке. Завиток должен упираться в нижний край ладони. Другими словами, из-под скрипки должна быть видна только ладонь целиком. Я как педагог также сужу по размеру кисти ребенка. Она должна быть соразмерна грифу так, чтобы положение руки и пальцев при игре было естественным.

Затем – качество дерева. К сожалению, большая часть новых скрипок современного производства производится из сырой, недосушенной древесины. Производителям в условиях конкуренции невыгодно соблюдать сроки выдержки дерева, а искусственно высушенный материал будет все же отличаться по свойствам от древесины естественной сушки. Поэтому зачастую сложно понять, что собой представляет новый инструмент, каким тембровым потенциалом он обладает. По-настоящему такая скрипка зазвучит через 3-5 лет, когда естественным образом пройдет процесс высыхания дерева.

С другой стороны, если звук инструмента в момент выбора достаточно хорош, то можно надеяться, что со временем он станет еще лучше. Одно условие – на скрипке нужно постоянно играть, сама по себе она не разыграется. В связи с вышесказанным, новый инструмент лучше пробовать по звуку. Хотя мое личное мнение заключается в том, что на ранней стадии обучения звуковые характеристики не имеют для маленького скрипача решающего значения. В любом случае, до размера 1/4-1/2;, ребенок только начинает учиться работать со звуком. Это та стадия, где можно обойтись и не очень дорогим инструментом. Но, уже начиная с размера 1/2;, я слежу, чтобы у всех учеников были скрипки как минимум европейского производства – Чехии или Германии.

Какие еще нюансы, связанные со звуком, нужно учесть при выборе инструмента?

Вообще, в качестве звучания скрипки нет малозначительных деталей. Все имеет свое значение и складывается в общий результат.

В отношении факторов, влияющих на звук, я бы расставила приоритеты следующим образом. На первом месте правильная постановка душки и подставки. Между ними должно быть небольшое расстояние, которое может определить только скрипичный мастер. Подставка должна быть подогнана под форму деки и плотно к ней прилегать. Обычно я рекомендую брать не слишком толстую подставку, это тоже важно.

Следующее по значению – подгрифник (струнодержатель), лучше, чтобы он был деревянным. Металл и пластик могут давать нежелательные призвуки. Кроме того, металлический подгрифник зачастую утяжеляет скрипку, этого следует избегать. На первые две струны можно поставить машинки для точной настройки, а вот третью и четвертую я советую настраивать только при помощи колков, без машинок.

Остальные части – мостик, подбородник, петля, пуговица, колки – также оказывают влияние на звук, но здесь во многом определяющим фактором является удобство. Хотя традиция делать их из одного и того же вида дерева тоже возникла неслучайно. В идеале можно поставить гарнитур, выполненный в одном стиле и из одного материала (черное дерево, палисандр, орех и т.д.) – обычно в него входят подбородник, колки, пуговица, а также жилка.

Многие сейчас ставят подушку вместо мостика, кто-то вообще обходится без него – зависит от физиологии. В моем классе многие дети начинают без мостика – так, по моему мнению, они лучше чувствуют контакт с инструментом. На начальном этапе это более важно, чем преимущества, которые дает использование мостика.

Какое значение Вы придаете выбору смычка для своих учеников?

Смычок – это отдельный, чрезвычайно существенный элемент в процессе игры, стоит уделить выбору смычка пристальное внимание. Он должен отвечать многим требованиям, причем для начинающих скрипачей это важно – может быть, где-то даже важнее, чем инструмент. Если мы говорим о деревянных смычках, то первое условие – трость должна быть прямой! То есть если вы возьмете смычок с натянутым волосом за колодку, упрете головку в горизонтальную поверхность и надавите так, чтобы трость прогибалась вниз – она должна двигаться параллельно волосу. Во всяком случае, должно быть легко ее контролировать, удерживать по центру. Если же она уходит в сторону – не стоит рассчитывать, что этот смычок будет удобен при игре. Второй вариант – это современные карбоновые смычки. Для маленьких скрипачей они часто оказываются находкой, поскольку даже если ребенок сел на него, трость не сломается и – более того – останется прямой. Не всегда дети берегут свои инструменты, как бы нам этого ни хотелось.

Проверяйте, чтобы винт в колодке был исправен и позволял как следует натянуть и отпустить волос. Обязательно отпускайте волос на смычке после занятий – это существенно увеличит срок его службы, позволит менять волос реже. Для ребенка я обычно выбираю смычок с более тонкой тростью, чтобы детской руке было удобно его держать. То же, кстати, относится к грифу – иногда можно встретить скрипку (1/4 или 1/8, к примеру) с толстым грифом, который просто толком не помещается в руку. Конечно, о результативных занятиях с таким инструментов речи уже не идет, ребенку неудобно.

К весу смычка у меня нет определенных пожеланий, это момент из разряда "кому как удобно". Хотя есть одно правило – девочкам я даю более тяжелые смычки, чтобы они могли больше играть весом самого смычка, а физических сил прикладывали меньше.

Если скрипач занимается серьезно и хочет добиться каких-либо заметных результатов, то материал смычка может быть только один – фернамбук, другие сорта дерева я просто не рассматриваю. Это единственный материал, который обладает подходящими для комфортной игры свойствами – прежде всего, достаточной упругостью. Несмотря на это, если вы собрались покупать такой смычок, то не стоит думать, что конкретный экземпляр не потребует проверки. В любом случае нужно протестировать его на отсутствие кривизны или дефектов винта, а также по качеству и количеству волоса.

Несколько вопросов скрипачу-студенту Консерватории.

Елизавета Гольденберг, студентка 2 курса СПбГК им. Римского-Корсакова, (класс н. а. РФ, профессора Гантварга М. Х.), концертмейстер Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга.

Елизавета, всем известно, что профессиональные скрипачи играют на мастеровых скрипках. Такой инструмент приобретается, когда скрипач выходит на определенный уровень мастерства. Хотелось бы узнать, а каким был Ваш самый первый инструмент?

Первой моей скрипкой была самая обыкновенная фабричная "восьмушка", которую мне дала мой педагог в музыкальной школе. Это очень распространенная ситуация, когда преподаватель на начальном этапе обучения дает ученикам инструменты из своей «коллекции». И я не стала исключением. К сожалению, я не могу сказать, насколько хороша была та скрипка.

Как Вы считаете, на что в первую очередь стоит обращать внимание при выборе скрипки для тех, кто только делает первые шаги?

Должна сказать, что это прекрасно, когда есть возможность выбора, потому что, как правило, ребенок играет на том инструменте, который ему дали в школе. Но если есть возможность выбрать, то первостепенное значение имеет удобство. Очень важно определиться с размером. Инструмент должен быть удобен ребенку. Пожалуй, это самое главное. Не думаю, что стоит обращать большое внимание на звук, потому что на начальном этапе важнее научиться правильно держать инструмент.

А на что Вы обращали внимание, когда выбирали для себя уже более серьезный инструмент?

Для меня существенный момент – равномерность тембра всех четырех струн. Дело в том, что часто крайние струны (ми и соль) – слишком кричащие, а средние струны (ля и ре) выпадают по тембру, звучат очень глухо.

Также важна степень кривизны подставки. Контур подставки должен повторять изгиб грифа, и при этом этот изгиб подставки не должен быть слишком плоским, потому что тогда три струны окажутся на одном уровне, и будет неудобно играть.

Но это все индивидуально. Главное, чтобы инструмент просто понравился, как говорится, лег в руку. Практически каждый скрипач сразу понимает, его это инструмент или нет. По своему опыту могу Вам сказать, что не музыкант выбирает инструмент, а скрипка выбирает музыканта.

Выбор смычка зачастую становится трудно разрешимой задачей не только для новичка- любителя, но и для опытного музыканта. Не зря многие солисты ищут смычки на протяжении всей жизни и имеют несколько десятков смычков. Найти универсальный смычок, которым было бы одинаково удобно играть музыку Моцарта, Баха, Брамса или Крейслера, очень непросто.

Смычки бывают разными по цене и качеству. Разница в цене между самым дешевым смычком, произведенным в Китае, и раритетным смычком знаменитого мастера наводит на размышления. Так, например, смычок, изготовленный в 19 веке французским мастером Франсуа Туртом, которым более 40 лет играл знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин, был продан с аукциона Sotheby"s за 42 тысячи фунтов стерлингов.

Существует несколько общих правил при выборе смычка.
Для начала нужно выяснить какого размера должен быть смычок. Это касается ученических смычков для детей. Взрослые музыканты играют смычками размера 4/4, за исключением индивидуального строения рук предполагающего смычок на несколько сантиметров короче обычного, так называемого 7/8. Смычки современных производителей так же как и скрипки делятся на 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4.
Лучше всего проконсультироваться по поводу выбора размера смычка у педагога, который будет учить ребенка играть на скрипке. Если по каким то причинам этого сделать нельзя, главным критерием должна быть длинна руки ребенка, если поставить смычок на струну у конца, локоть должен быть разогнут, но без напряжения. При слишком коротком смычке ребенок не сможет разогнуть правую руку до конца, при слишком длинном- не будет доводить смычок до конца и будет заводить правую руку за спину. Неправильный выбор размера смычка в дальнейшем может отрицательно сказаться на постановке рук и даже на здоровье начинающего скрипача. Смычок для ученика не должен быть слишком тяжелым.
Итак, с размером определились, как выбрать качественный смычок?
Если предположить, что цена соответствует качеству - все просто. Не стоит ждать от дешевого нового магазинного смычка каких то особых игровых качеств и надежности при эксплуатации, но даже из имеющихся в наличии смычков всегда можно и нужно выбирать лучший.

Сначала нужно произвести визуальный осмотр всего смычка. Вы должны быть уверены, что на смычке нет трещин. Дешевые смычки обычно покрываются непрозрачным лаком и выявить наличие трещин непросто. Смычок достаточно сильно натягивается и претерпевает определенную нагрузку при игре и последующих вставках волоса, поэтому наличие трещин недопустимо. При покупке ненового смычка возможны следующие нюансы связанные с произведенной ранее реставрацией: смычок может быть доставлен под канителью, при реставрации сломанного в верхней части смычка иногда врезается новый кусок трости с головкой по принципу «ласточкин хвост», при реставрации головки делается врезка пластины, иногда встречаются склейки после поломки в середине трости. Наличие темных пятен может быть следствием непрофессионального вмешательства в пружину смычка путем неравномерного прогревания. Для того что бы выявить дефекты и правильно оценить состояние смычка лучше обратиться к специалисту.
Для изготовления самых лучших смычков используется бразильское тропическое дерево Pernambuco (фернамбук). Предпочтение отдается древесине с Севера Бразилии, благодаря ее особым физическим и механическим качествам. Несмотря на наличие других различных пород дерева, до сих пор не найдено равноценной альтернативы фернамбуку.
Как определить фернамбук?
Лучше всего конечно же обратиться к опытному специалисту. Визуально фернамбук характеризуется наличием равномерных полосок, образующих правильное кольцо вокруг трости, шириной около полумиллиметра или чуть больше. Существую сорта фернамбука без ярко выраженной « сеточки», так же есть сорта дерева не имеющие никакого отношения к фернамбуку, но с «сеточкой».
Смычки студенческого уровня изготавливаются из бразильского дерева (Brazilwood). Это дерево имеет достаточную плотность и упругость. Самые дешевые смычки изготавливаются из других пород древесины, в том числе и из Каучукового дерева.
Когда из фернамбука выпиливаются заготовки, они сортируются мастерами по качеству. На практике это выглядит так: ведущий мастер пробует руками каждую заготовку на упругость и осматривает, как расположены слои в дереве. У дешевых смычков часто упругость становится « дубовостью», а излишняя чувствительность откровенной слабостью и рыхлостью трости.
Любой косослой будет способствовать искривлению смычка. Заготовка фернамбука должна быть строго радиального распила. Различные ошибки в изготовлении трости смычка возникают как при выпиливании ее сразу с заданной кривизной, так и при изгибании трости после ее выпиливания в прямом виде. Вопрос о том, изгибать ли прямую трость или выпиливать с заданной кривизной, решается однозначно: трость следует выпиливать вдоль волокон дерева. Таким образом, при прямослойной древесине мы должны изгибать прямую трость. Процесс производства смычков достаточно трудоемкий, в основном это ручная работа.

Вес скрипичного смычка обычно составляет от 55 до 65 г. Оптимальным весом принято считать скрипичные смычки от 59 до 62 г. Альтовые 68-74 г, виолончельные - 78- 88г, контрабасовые 130- 170г.
Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и центр тяжести (18-19 см от колодки) были найдены эмпирически. Так, положение центра тяжести устанавливалось путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической канители на трость и металлических деталей на колодке с винтом.
Параметры идеального смычка, подходящего для многих скрипачей: вес 60 гр. Центр тяжести 18 см от колодки. Обычно центр тяжести находится в 16,5 - 19 см от начала колодки при не натянутом волосе, то есть колодка находится в крайнем положении. Если центр тяжести смещен к головке смычок кажется тяжелей и наоборот.
При натягивании волоса хороший смычок полностью выпрямляется, т.е. не остается никаких прогнутостей, ни у конца, ни в середине. В старинных смычках встречается обратная выгнутость рядом с колодкой или в верхней части, такими особенностями обладают многие смычки знаменитых французских мастеров, например Лями.
Натянув волос в игровое состояние, держите двумя пальцами (указательный и большой) за колодку и трость. Конец смычка направлен вверх. Безымянным пальцем ударьте по трости - она будет вибрировать в темпе обычного рикошета или сотийе. Очень быстро и мелко - не хорошо. Медленно - не совсем плохо. Не вибрирует - смычок не будет давать ни звука, ни штрихов.
Поставьте смычок на струну и попробуйте не проводя звука медленно наклонить трость влево и вправо, из стороны в сторону. Трость должна гнуться плавно, без провалов и скачков.
Чем меньше волоса тем сильнее трость и наоборот. Многие старые французские смычки изначально изготавливались под маленькое количество волоса. Пазы в колодках, полукольца в них рассчитаны на 100- 130 волосков. Достаточно посмотреть на оригинальные колодки Турта, Кнопфа и многих других старых смычковых мастеров что бы понять что в такие колодки нельзя ставить много волоса.