Open
Close

Когда лучше приучить ребенка к горшку и как это сделать. Как научить ребенка пользоваться горшком — когда начинать, выбор горшка и методики

Без труда обучаться новым навыкам дети начинают, когда готовы физически и морально. Ни одна здравомыслящая мама не будет заставлять ребенка или стоять на ножках, если он для этого еще не созрел. Специалисты и в вопросе туалета рекомендуют родителям не спешить, так как приучить ребенка к горшку, когда ему уже исполнилось 2 года намного легче. Если малютку до этого возраста силой сажать на непонятный предмет, издавая звуки вроде «пис-пис», он ничего не поймет, и будет противиться. Иногда детей настолько запугивают, что они начинают плакать при одном виде горшка.

Когда же начинать приучение? Если ребенку не нужно скоро идти в садик, мама может отследить его поведение. Малыш всегда подаст знак, что хочет в туалет. У каждого он свой. Один начинает вздрагивать или замирать, другой будет тужиться или кряхтеть. Нужно улучить такой момент, и быстро посадить его на горшок. Если успеть вовремя несколько раз, кроха начнет понимать истинное предназначение горшка.

С какого возраста приучать ребенка к горшку, интересуются молодые мамы? Оптимальным считается 1,5-2 года.

До этого детям сложно контролировать свои потребности. То, что мочевой пузырь и кишечник наполнен, малыш не замечает. Если соседка хвастается, что ее годовалый сын уже может какать в горшок, это не значит, что проблема решена на сознательном уровне. Просто его высаживают туда с завидной регулярностью. Срабатывает рефлекс. Если успели посадить вовремя, все получается, если нет – он наделает в штанишки.

Когда ребенок уже способен:

  • присаживаться на корточки и подниматься без чьей-либо помощи;
  • собирать различные предметы с пола, раскладывать их по местам;
  • усаживаться на горшок самостоятельно (даже без снятия штанишек) или сажать на него игрушки;
  • хорошо понимать, что ему говорят, воспринимать похвалу от родителей, просьбы и поощрения;
  • произносить несколько слов, сообщать о своих желаниях;
  • оставаться сухим после пробуждения днем, не писаться, бодрствуя 1,5-2 часа;
  • чувствовать, что мокрые и грязные трусики доставляют неудобство

мама может смело начинать приучение к унитазу или горшку.

Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально. Возраст, с которого переходят к горшку после памперсов, также отличается. Если кроха писает на горшок в годик, это не связано с его осмысленными привычками. Он должен четко понимать, что делает, а не следовать рефлексам.

Какой горшок лучше покупать

В магазинах детских товаров предложен большой ассортимент горшочков для мальчиков и девочек любого возраста. Для девочек их изготавливают круглой формы, для мальчиков овальной с небольшой выпуклостью впереди, что соответствует анатомическому строению тела. Можно выбрать любую модель — от классической до горшка в виде животных или машинок. Консультанты расскажут молодым родителям о преимуществах и недостатках того или иного изделия.

Следует учесть несколько моментов, о которых может не знать даже опытный продавец:

  1. Теплый материал. Изделие не должно быть холодным. Вряд ли малышу, привыкшему к теплым памперсам, мягким пеленкам и нежным маминым рукам, понравится прикасаться попой к железу или керамике. Желательно выбирать модели из пластика. Они яркие, привлекательные и комфортные, а главное, теплые. Их легко мыть и дезинфицировать.
  2. Удобство. В таком деликатном вопросе не менее важное место занимает удобство и наличие спинки. Своему карапузу можно подобрать вариант, соответствующий анатомическим признакам. Главное, чтобы отверстие было достаточно широким, и не впивалось в тело малыша.
  3. Устойчивость. Неустойчивый туалетный предмет при неловком движении легко может опрокинуться вместе с ребенком. Это чревато категорическим отказом садиться на него в следующий раз.
  4. Мобильность. Модели, имеющие съемную крышку, можно брать с собой в поездку.
  5. Эффективность. Горшки со световыми или музыкальными эффектами мешают детям , отвлекая их от основного процесса. Зачастую их воспринимают как игрушки, а не предмет необходимости.
  6. Качество. Хороший горшок должен быть гладким, однотонным и твердым. Трещины или острые выступы не допустимы. Не нужно забывать о том, что содержимое нужно будет регулярно выливать в унитаз, поэтому крепкая удобная ручка – важный элемент изделия.

Если горшок состоит из нескольких деталей, следует проследить, чтобы они легко снимались и были доступными для мытья. Иначе в уголках будет скапливаться грязь, и предмет необходимости превратится в рассадник микробов.

Методики приучения

Родителям нужно запастись недюжинным терпением, так как приучить годовалого ребенка к горшку за один день не получится. Облегчить процесс можно, следуя некоторым рекомендациям:

  • знакомить малыша с новым предметом нужно не спеша, играя. Лучше объяснить, что это очень хорошая вещь, и если ей пользоваться, трусики не будут мокрыми, а луж на диване или на полу станет гораздо меньше. Хороший пример можно показать на игрушках, сначала усадив на горшок, к примеру, любимого мишку, а затем зайца;
  • ребенку нужно рассказать, что ходить в мокрой одежде неприятно. Попа начнет краснеть и болеть. Чтобы этого избежать, надо ходить на горшок. Предмет для туалета желательно поставить в детскую комнату и сжать на него кроху после пробуждения, прогулки и еды;
  • необходимо поощрение. Если все получилось, ребенка обязательно нужно похвалить. Тогда в следующий раз карапуз обязательно захочет повторить свой маленький успех. Если же случилась «авария», расстраиваться и ругать малютку не нужно. Достаточно мягко напомнить ему о существовании в доме горшка, который не позволит штанишкам снова намокнуть;
  • горшок должен быть на видном и привычном месте. Если ребенок сам сядет на него и сможет справиться со своими делами, радость будет огромная, а реакция мамы вдвойне его порадует;
  • не нужно уделять обычному процессу чрезмерного внимания, обкладывать кроху книжками и игрушками, устраивая кукольное представление. Акт испражнения не должен ассоциироваться с играми .

Нельзя, высаживая ребенка на горшок, держать его против воли, пока он не пописает. Это вызовет сопротивление, и когда кроху освободят, он испражнится в другом месте, но только не на коварном горшке. Тогда лучше забыть об этом предмете на время, и попытаться завлечь ребенка другим способом. Мальчику, как взрослому, можно предложить пописать стоя. Девочке — пустить ручеек в тазике. Если это помогло, к горшку можно смело возвращаться, но не так напористо.

Каждый человек индивидуален. Это нужно учитывать при воспитании детей. Нельзя равнять своего малыша на соседских деток-ровесников, которые уже научились туалетным премудростям.

Получить успешный результат можно, приняв во внимание несколько советов:

  • быстро приучить ребенка к горшку можно, когда он готов психологически и физически. Определить это могут родители, постоянно находящиеся рядом с ним;
  • усаживать на горшок карапуза необходимо после каждого пробуждения. Если он не уписался в постель, значит, есть вероятность того, что он успешно сходит на горшок;
  • если малыш заболел (режутся зубы, поднялась температура) не нужно начинать обучение;
  • не ругать кроху, если он забыл о горшке и намочил штанишки;
  • лучше всего начинать приучение летом, когда будет возможность долго ходить голышом или надевать минимум одежды;
  • внимание ребенка должно фиксироваться не только на процессе опорожнения, но и на снятии белья, выливании содержимого в унитаз, возвращении горшка на свое место;
  • во время мочеиспускания не следует использовать звуки льющейся воды. Это в дальнейшем может негативно отразиться на психике.

Метод приучения за 7 дней

Некоторые мамочки, желая сократить количество используемых подгузников и уменьшить количество стирок, стараются быстрее приучить ребенка ходить на горшок. Как правильно приучить своего ребенка к горшку? Существует особый метод, позволяющий малышу привыкнуть к нему за 7 дней. Ее разработала известная акушерка, и автор множества пособий по уходу за детьми, Джина Форд. Методику одобрили многие женщины, дети которых уже умели снимать с себя штаны и понимать, что им говорят.

  • Первый день

Утром первого дня с малыша снимают подгузник и, предлагая сходить в туалет, подводят к горшку. Процедуру, если первая попытка была неудачная, повторяют каждые 15 минут, пока она не закончится успехом. Желательно добиться, чтобы ребенок просидел на горшке около 10 минут, этого ему хватит для опорожнения. Можно присесть рядом и развлекать кроху, чтобы он не вскочил с места. Если поймать момент не удалось, ребенок начинает противиться, лучше не настаивать. Здесь требуется терпение.

  • Следующие 2 дня

Во второй и третий день действуют по тому же принципу. За ребенком нужно следить, не давая ему забыться и справить нужду в штаны. Если выбран метод семи дней, памперсы не надевают даже на прогулку. Перед выходом малышу предлагают сесть на горшочек. А гуляя, интересуются, не хочется ли ему писать, дабы избежать неприятного сюрприза.

  • Оставшиеся 4 дня

Уже с четвертого дня родители и ребенок примерно знают, когда следует посетить «туалетного друга». Если малыш увлекся игрой, ему нужно напомнить об этом и обязательно похвалить в случае удачи. Мамина радость станет толчком для окончательного овладения ребенком туалетных навыков.

Метод приучения за 3 дня

Если кроху не подталкивать, процесс затянется надолго. Приучить ребенка к горшку за 3 дня можно, используя еще один проверенный метод. Но это не значит, что малыш ни разу не даст осечку, освоившись с ней. Такие методики доносят до ребенка важность посещения горшка, и сформировать основу туалетных премудростей. Чтобы все прошло успешно, нужно выяснить, готов ли он к этому.

Оценивая целесообразность быстрого метода приучения, нужно ориентироваться на следующие факторы:

  • такие методики используют для детей, не достигших 2 лет;
  • малыш способен не писаться 1-2 часа;
  • ребенок какает приблизительно в одинаковое время.

Эти критерии говорят о готовности малыша. Но прежде, чем приступить к приучению, следует подготовиться заранее. Начинают подготавливаться за 2-3 недели до перехода к намеченным действиям:

  • ребенку показывают туалетного друга, и каждый день рассказывают, для чего он нужен;
  • говорят, что все детки ходят на горшочек, а потом, как взрослые, на унитаз – и это правильно;
  • за несколько дней до приучения, малышу сообщают, что он не будет носить памперсы, ведь он уже большой. Вместо этого у него будут трусики и чтобы их не портить и не мочить, нужно писать в горшок. Дабы возбудить интерес у малыша, ему покупают пару трусиков с красивыми изображениями.

После того, как почва готова, можно приступать к процессу:

  1. В первый день с утра подгузник не надевают, заменяя выбранными трусиками. Быстрый метод приучения предусматривает, что карапуз научится писать на горшок, бодрствуя. Для ночного отлучения от подгузников потребуется больше времени. Когда ребенок начнет полностью контролировать свои физические потребности и процессы выделения.
  2. Если температура в комнате позволяет, лучше оставить кроху без белья на целый день. Если нет, надевать удобные штаны на свободной резинке. Даже после приучения некоторые малыши могут садиться на горшок в белье, забывая его снять. Взрослым стоит чутко следить за ним и при первых признаках, высаживать на горшок. Ребенок должен понять тесную связь между совершаемыми действиями и горшком. Если родители не успеют поймать его до исправления нужды, связь в сознании не зафиксируется.
  3. Каждое успешное попадание в горшок должно быть отмечено радостными эмоциями и похвалой. На неудачах внимания лучше не акцентировать, иначе с туалетом будут связаны отрицательные чувства и приучение затянется. Перед отходом ко сну (днем или вечером) малышу обязательно предлагают сесть на горшок.

Во второй и третий день проделывают то же самое. Можно пойти гулять на улицу, но выходить после того, как ребенок сходит в туалет. Перед сном или прогулкой планово малышу предлагают посидеть на горшочке, не забывая хвалить после того, как он справится со своими делами. После подобных активных действий у ребенка за три дня четко сформируется понятие о горшке. Он будет спокойно воспринимать «туалетную тему», и даже проситься или садиться на него самостоятельно. Со временем можно будет отказаться от ночного подгузника.

Приучение повторно

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их ребенок, который регулярно ходил на горшок, стал вдруг пропускать посещения и снова мочить и пачкать белье. Это может случиться и в 1,5, и в 4 года.

Причины такого поведения бывают разными:

  1. Стресс, связанный с переездом, рождением второго ребенка, дальним путешествием. Дети очень консервативны и подвержены волнениям. Даже из-за самых простых изменений в жизни, ребенок может перестать делать то, что раньше выполнял с радостью. Это касается и горшочка.
  2. В 3 года у детей происходит возрастной кризис. Ребенок пытается делать все наоборот. Это время проходит и все становится на свои места. Родителям нужно пережить эти моменты и не волноваться лишний раз.
  3. Скандалы между родителями в присутствии ребенка могут негативно отразиться на его психике, социальной адаптации и поведении.
  4. Во время болезни дети часто не просятся на горшок.

Причину неприятия туалетной принадлежности нужно выявить и по возможности быстро устранить.

Отказ от подгузников

Новоиспеченных родителей постоянно волнует вопрос, во сколько приучать ребенка к горшку, чтобы отказаться от дорогостоящих подгузников? Днем не пользоваться ими намного проще, чем ночью. Когда кроха бодрствует, его легко подловить и усадить на горшок. Когда четко выработается навык к регулярному посещению унитаза или горшка, ночной подгузник будет оставаться практически сухим. Тогда можно без опасений оказываться и от него.

Для подстраховки клеенку или непромокаемую пеленочку с кроватки спешить убирать не следует. Малыша нужно будить дважды за ночь и, сонного, усаживать на горшок. Постепенно пробуждения сокращают до одного раза. Маленький организм приучится к этому ритуалу, начнет контролировать во сне процесс мочеиспускания. Ребенок будет сам просыпаться, чувствуя потребность. Горшок необходимо ставить возле кровати и оставлять включенным ночник.

Почему ребенок может бояться горшка

Ребенка сложно приучить к горшку, когда он плохо на него реагирует. Это может произойти по нескольким причинам:

  1. Когда родители ругают и даже шлепают его за испачканные или мокрые штаны. Накапливаются негативные эмоции, мешающие малышу спокойно воспринимать горшок.
  2. Когда знакомство с туалетным другом оказалось неудачным. Иногда горшок кажется детям слишком холодным, неприятным, некрасивым. Горшок нужно спрятать на некоторое время, а затем повторить знакомство. Лучше покупать туалетного друга заранее, чтобы кроха смог к нему привыкнуть, знать, какой он на ощупь и не воспринимать как страшный предмет, на который нужно зачем-то садиться.
  3. Возможно, когда ребенок сидел на горшке, его испугали посторонние звуки, или он упал с него и больно ушибся.
  4. В детском садике может случиться «мокрая или грязная» неприятность с любым малышом. Недобросовестные воспитатели реагируют на это бурно, отчитывая ребенка при других детях. Отправляя свое чадо в группу, нужно интересоваться, какой там туалет, есть ли горшки, туалетная бумага, может ли ребенок уединиться, когда возникнет необходимость. Отсутствие этих условий вызывают задержку дефекации до прихода домой, что вызывает запоры.
  5. Причина, вытекающая из предыдущей, физиологический запор. Он может вызвать страх перед горшком. Процесс дефекации у малыша начинает ассоциироваться с пытками и болью. Переубедить кроху, что горшок не виноват, сложно.
  6. Детские страхи и фантазии не обходят стороной и горшок (унитаз). Ребенок может бояться, что его кто-нибудь, живущий в туалете, схватит за попу или укусит.

Повзрослевшему ребенку нужно создавать комфортные условия для уединения, чтобы он мог расслабиться и спокойно сходить в туалет. Нельзя держать кроху насильно на горшке, заставлять усаживаться, если он противится. Такие ошибки часто отбивают охоту у детей пользоваться горшком.

Мечты о том, когда же ребенок станет писать и какать на горшок, будоражат умы не одного поколения родителей. Неужели малышу нравится ходить мокрым? Ребенок подрастает, а вместе с ним и ваше нетерпение. Хочу вас успокоить: это обязательно случится, но не всегда это происходит в нужные для вас сроки. Как говорится, терпение и труд все перетрут. А терпения вам понадобится много. Конечно, бывают аккуратисты с пеленок, но все же основная масса детей не напрягается от того, что ходит под себя несколько раз в день.

Одним из этапов взросления ребенка является умение контролировать естественные потребности. К примеру, самостоятельно ходить на горшок. Все родители задаются вопросом: как приучить ребенка ходить на горшок и какой возраст наиболее благоприятный для этого. На этот счет существует много мнений, но мы рассмотрим лишь несколько популярных теорий.

Ранее высаживание ребенка на горшок

Как правило, многие родители являются сторонниками этого метода и начинают высаживать ребенка уже в первые дни жизни. Правда, малыш еще не сидит и справляет нужду над тазиком, ванной и другими емкостями. А примерно с 6 месяцев детей высаживают на горшок. Родители стимулируют процесс мочеиспускания звуками пись - пись или открывают воду. Высаживания ребенка происходит после сна, кормления, прогулки. Наиболее наблюдательные родители уже знают когда ребенок хочет на горшок. Стоит отметить, что этот метод имеет ряд достоинств:
  • экономит деньги на подгузники;
  • укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, так как мама постоянно прислушивается к своему малышу, тем самым учится его понимать;
  • а также закаливает малыша, так как ему часто снимают штаны.
Однако следует подчеркнуть, что ребенок в таком маленьком возрасте не может контролировать процессы мочеиспускания. Но благодаря постоянным повторением пись-пись у ребенка срабатывает условный рефлекс.
Следует еще подождать до года или до трех.
Каждый ребенок индивидуален и мочевой пузырь с кишечником функционирует у них по-разному. Большинство малышей начинают контролировать выделительные процессы после года и позже. Как правило интервал составляет от 1 года до 3. Достоинств у этого метода много, но самое главное ребенок после года умеет:
  • доносить родителям то, что он хочет;
  • знает свои части тела и как называются предметы одежды;
  • понимает значение слов какать и писать;
  • умеет сам раздеваться;
  • подражает родителям, а также старшим детям.
  • Именно поэтому в этом возрасте путь к горшку ведется осознанно.

Приучаем к горшку, правила

  • Снимите с ребенка подгузник. Он должен понимать, что когда он пописает его штаны станут мокрые. А это многим детям не нравится и сначала ребенок показывает лишь мокрые штаны и не стоит его за это ругать. Следует просто доходчиво объяснить, что нужно справлять нужду в горшок, а не в штаны.
  • Высаживайте ребенка на горшок после сна, прогулки, купания. И не заставляйте его сидеть на нем более 5 минут.
  • Следует хвалить малыша за каждую победу, тогда у него будет стимул, что бы радовать маму снова и снова!
  • Задействуйте всех членов семьи. Пусть отец и старшие дети покажут для чего нужен туалет. В качестве примера посадите игрушку на горшок.
  • Не стоит развлекать малыша на горшке игрушками. Он должен четко понимать для каких нужд горшок и не путать его с забавами.
  • Если ребенок сидит на горшке нехотя не стоит его насильно заставлять, так как вы вызовете только его вред и негативное отношение.
  • Не стоит ругать ребенка за мокрые штанишки.
  • Стоит отметить, что срок обучение ребенка к горшку индивидуальный. Как правило, стремление ходить на горшок возникает с 18-24 месяц, когда ребенок может открыто говорить о своих потребностях. Но, абсолютно все дети этому учатся и не стоит раньше времени переживать по этому поводу.
  • Вот такие несложные советы, как приучить ходить на горшок своего малыша, всем мамам. Весь сложный период приобщения к гигиене пройдут быстро.

Выбираем время для приучения ребенка к горшку

Ваши подруги хвастаются, что высаживали своих детей над ванной с рождения, и с тех пор в день пачкается лишь одна пеленка. А у знакомых малыш стал ходить на горшок с 8 месяцев. Не переживайте, если у вас нет таких достижений. Это не супер качество, развитое у этих малышей, просто родители хорошо изучили привычки детей, и они знают, когда примерно их ребенок хочет в туалет. Они его сажают в это благоприятное время - и (о чудо!!!) малыш делает свои дела. Со временем время "походы" в туалет смещается, потому что ребенок растет, и случайностей становится все больше. Получается, что это взрослые научились пользоваться горшком, а не сам их отпрыск.

Как только ребенок начал уверенно сидеть (некоторые мальчики сидят уже чуть ли не в 5 месяцев, девочек сажать НЕЛЬЗЯ, даже если они очень хотят, до 6-7 месяцев), можно начать знакомство с горшком. Не стоит помечать красным фломастером дату, к который вы обязуетесь приучить ребенка к горшку. Так вы только измотаете себе нервы и испортите жизнь своему малышу. После такого "учения" карапуз может просто возненавидеть сей символ чистоты и гигиены. Все зависит от ребенка, и когда он будет физически и эмоционально готов, он сам легко и непринужденно сядет на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку

Психологи и детские педиатры отмечают, что осмысленно малыши начинают пользоваться горшком примерно с двух лет, некоторые немного раньше, а есть дети, которым эта наука дается лишь к 4 годам. До этого времени испражнения происходят сами по себе. Есть признаки, по которым можно определить готовность ребенка писать и какать именно на горшок, а не в штанишки.
  • Малыш в "опасный" момент бежит в сторонку, приседает и кряхтит.
  • Несколько часов подряд трусики или подгузник остается сухим.
  • После дневного сна ребенок просыпается сухим. Хотя многие дети, даже когда уже научились пользоваться горшком, писают во время сна: дневного и ночного,
  • Ребенок ходит в туалет регулярно.
  • Малыш показывает на содержимое памперса, демонстрируя, что там случилась авария.
  • Ребенок может сказать, что хочет в туалет, или, что он уже сходил в штанишки.
  • Малыш дает вам чистый памперс.

Могут быть еще другие привычки, все происходит строго индивидуально, поэтому не стоит паниковать, если вы не отметили ни один из вышеперечисленных признаков.

Революция происходит в умах!
Вообще для начала рекомендую просто поговорить с ребенком о том, что надо писать и какать на горшок, для наглядности можно сводить его с собой во взрослый туалет и показать, что же там такого интересного делают его родители. Надо приучать к мысли о необходимости пользоваться горшком постепенно, любя. Вы же не видели здоровых взрослых людей, которые вдруг ни с того, ни с сего писались на совещаниях в офисе, хотя случаи бывают разные. Все это, конечно, шутки. На самом деле время сделает свое дело, и ребенок поймет, что именно от него хотят.

Как учить пользоваться горшком?

Прежде чем посадить ребенка на горшок, предварительно согрейте сей предмет для того, чтобы на нем ребенку было комфортно сидеть. Можно просто сполоснуть "ночную вазу" горячей водой и тщательно вытереть насухо. Вот и все. Предмет готов к употреблению. Не паникуйте, если сидеть на горшке ребенку не понравится, при малейшем недовольстве со стороны вашего чада, процедуру следует прекратить.
  • Сажать ребенка на горшок надо в определенное время, когда вероятность благоприятного исхода велика. Например, сразу после сна или когда малыш пьет сок.
  • Не надо чертить графики отправления естественных потребностей, на то они и естественные. Просто следите за мимикой ребенка, мамочки обычно знают, как их дети сигнализируют о приближающемся "потопе".
  • Время от времени предлагайте ему горшок, спрашивайте, хочет ли он сходить в туалет. Выполняйте советы регулярно и без напора, и у вас с ребенком все получится!

И вот малыш делает свои дела на горшок к удовольствию любимых родителей. Вас всех можно похвалить, но не забывайте, что автоматически ходить в туалет он будет еще не скоро. Так что, напоминайте малышу о горшке в благоприятное для всяких "грязных делишек" время. Это ведь так здорово: чистый, опрятный малыш и в десятки раз уменьшившаяся кучка грязного белья в ванной.

Приучение ребенка к горшку

Умение самостоятельно ходить в туалет (пользоваться горшком) является непременным доказательством «взрослости». Поэтому вполне понятно, что все родители с нетерпением ждут наступления этого момента в жизни малыша, и желают приблизить его. Острых переживаний добавляют рассказы бабушек, соседок и знакомых о том, как их «маленькие умники» делают свои дела «по-взрослому» уже «аж» с 7 месяцев. Находятся даже такие, которые кичатся, что их малыши «справляют малую нужду» над горшком уже даже в 5 месяцев. Все эти басни разжигают настоящие страсти вокруг горшка и тем самым огорчают родителей менее ловких в этом деле детишек, и тех, у кого проблема «мокрых штанишек» встречается в 4-5, и даже в 6-7 лет. Давайте попробуем разобраться в том, где есть «мифы», а где реальность в истории с горшком, а также в том, почему возникают проблемы после того, как горшечная навык уже сформировалась, и с этим делать.
Безусловный и условный рефлекс.

Новорожденный малыш не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, они подчинены действиям безусловного рефлекса, который не требует участия коры головного мозга. Приучение к горшку - это введение элемента сознательного контроля над этими процессами (задействование коры головного мозга), а следовательно преобразования безусловного рефлекса на условный. Звучит разумно, но что это значит на практике? А это значит, что для того, чтобы ребенок сознательно контролировала свои естественные потребности, она должна достичь определенного уровня развития нервной системы (коры головного мозга), и органов, участвующих в процессах мочеиспускания и дефекации.

В этом плане можно выделить следующие возрастные этапы:

  • от 0 до 6 месяцев. Мочеиспускание у малыша происходит от 15 до 20 раз в день.
Малыш еще совсем способен контролировать этот процесс - мочеиспускание происходит рефлекторно;
  • от 6 месяцев до 1 года. Количество мочеиспусканий сокращается до 10 раз в день.
Малыш начинает чувствовать когда его мочевой пузырь полон. При этом он может начать капризничать или плакать, подавая таким образом маме знаки.
  • от 1 до 3 лет. Мочевой пузырь малыша развивается, он становится достаточно прочным, его емкость увеличивается на 100 ~ 130 ml. У ребенка возникают позывы к мочеиспусканию, он начинает осознавать, что ей нужно в туалет, и уже к 2 годам малыш может контролировать этот процесс. Примерно около 18 месяцев уровень развития ребенка позволяет начать приучение к горшку. Однако каждый ребенок неповторим и развитие каждого протекает по-разному, а значит термины «готовности к горшку» могут колебаться от 12 до 36 месяцев.
  • от 3 - х до 5 лет. Емкость мочевого пузыря увеличивается до 160 ~ 200 ml. Малыш уже более явно чувствует позывы к мочеиспусканию, начинает самостоятельно контролировать и при необходимости сдерживать этот процесс. Это время тренировки условного рефлекса и окончательного закрепления нового умения, а это значит, что на этом пути вполне возможны и «аварии».
  • после 5 лет. До 5-летнего возраста условный рефлекс должен сформироваться уже окончательно, а значит «аварии» после достижения этого возраста связаны либо с инфекционными заболеваниями или с психологическим неблагополучием ребенка.
Что же касается раннего высаживания, то «успехи» в нем достигаются преимущественно двумя способами:
Мама постоянно «ловит моменты» и высаживает малыша на горшок, достигая минимального количества «мокрых штанишек» в день, но это достижение не малыша, а исключительно мамы. Поэтому можно говорить, что к горшку приучена мама, вместо малыша.
Второй путь к «успеху» достигается изнурительными высадками на горшок («жизнь на горшке»), пока мочевой пузырь ребенка не переполнится и рефлекторно НЕ опорожнится. Можно назвать это успехом? Вряд ли. Все это очень часто сопровождается приговариваниями вроде: «пи-пи» или «пись-пись», и «а-а». Условный рефлекс несомненно возникает, но на слова «пи-пи», «пись-пись» или «а-а", не на наполнение мочевого пузыря. Таким образом мотивом, побуждающим к опорожнению становится НЕ физиологический процесс (наполнение пузыря), а звуковой раздражитель.

Таким образом, чем раньше вы начнете приучать малыша к горшку, тем больше усилий потратите. И чем выше уровень физиологического развития ребенка, тем проще, успешнее и безболезненнее пройдет этот процесс.
К тому же каких бы удивительных успехов вы не достигли в приучении малышей, условный рефлекс способен сохраняться в промежуток от 14 до 24 месяцев, а у малыша, которому всего год, даже наработанный рефлекс будет очень неустойчив и быстро потеряется.

Физиологические нормы перехода к контролируемому стулу являются:
Естественный переход к контролю над испражнениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
Средний возраст наработки относительно устойчивых навыков колеблется в интервале между 22 и 30 месяцами.
Стойкие условные рефлексы формируются у трехлетнего возраста.

Готов малыш к горшку?

Мы уже узнали, что «именно то время» наступает после года. Но как понять когда именно это время наступило у вашего ребенка, если у каждого этот процесс индивидуален. Чтобы понять развитие мочевыделительной системы и система пищеварения у малыша, вы можете попробовать вести специальный график. Понаблюдайте за ребенком несколько дней: зафиксируйте характер испражнений, а также их количество и промежутки между ними. Вот признаки, которые вам помогут понять сформировалась у ребенка «готовность к горшку»:
  • промежутки между мочеиспускании составляют 1,5 - 3 часа;
  • малыш ходит «по-большому» регулярно - 1-2 раза в день;
  • может проснуться сухим после дневного сна и потерпеть несколько минут, чтобы добежать до горшка.
  • понимает обращенную к нему речь,
  • знает части тела и называет предметы одежды;
  • пытается подражать взрослым, копируя их действия,
  • проявляет интерес к унитазу или горшке, или даже хочет попробовать как все взрослые самостоятельно сходить в туалет;
  • знает и понимает слова «пописал» и «покакал»;
  • проявляет неприязнь относительно пребывания в грязных подгузниках, требует их снять или заменить;
  • пытается самостоятельно раздеться;
  • может высказывать (в любой способ) желание сходить на горшок;
Лучшее время для приобретения нового навыка - лето!
Приучение к горшку должно быть систематическим, не раз от раза. Поэтому выберите время, когда вы сможете посвятить себя малышу максимально.
С развитием мочевого пузыря, малыш начинает осознавать, что у него возникает желание сходить в туалет и он начинает подавать вам знаки. Будьте внимательны, присматривайтесь к своему малышу: может он говорит одно слово или звук, делает какой жест или знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д.. Когда вы заметите, что малышу нужно в туалет, попробуйте объяснить ему «что к чему» и расскажите, что должно находиться в горшке после того, как на нем посидит.
Если малыш откажется снимать подгузник, не стоит сильно настаивать, пусть сидит в подгузнике. Использованный подгузник бросьте в горшок. Это поможет ему понять связь между сидением на горшке и нужным результатом.
Перед приучением ребенка к горшку нужно отказаться от подгузников полностью (исключение на первом этапе может быть только ночью). Надо, чтобы малыш почувствовал неудобство пребывания в мокрых штанишках, и понял, от чего это происходит. Почувствовав дискомфорт от влажного белья, ребенок будет стараться звуками или жестами сообщить об этом. Вам только нужно следить за ее поведением.
Как малыш может давать знать о своей потребности справить нужду? - Он может заглохнуть, притаиться, напрячься, покраснеть, потужиться, может уединиться в выбранном им самим месте и т.д..

Важно!!!

  • Ставьте горшок в одно и то же место, желательно в туалете - ребенок должен легко его доставать.
  • Надевайте малышу минимум одежды, чтобы при необходимости его можно было легко и быстро снять.
  • Поддерживайте малыша каждый раз, когда у него появляется желание воспользоваться горшком по назначению. Давайте малышу иногда бегать голышом при условии, что горшок находится в его поле зрения. Объясните малышу, что он может пользоваться им, когда предпочтет, и иногда напоминайте ему о существовании горшка, если он в нем нуждается.
  • Не заставляйте сидеть на горшке! Особенно неугомонных. Если ребенок оказывает сопротивление, кричит, выгибается - процесс обучения теряет смысл, разъяренная ребенок ничего не усвоит.
  • Предлагайте горшок тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после приема пищи, когда поведение ребенка указывает на то, что пора.
  • Ласково поощряйте, если все получилось как надо, но не переусердствуйте. Не стоит встречать каждую удачную попытку аплодисментами.
  • Не начинайте обучение ребенка, когда он болен, или капризничает.
  • Перед прогулкой и после нее пробуйте посадить малыша на горшок.
  • На прогулке, время от времени предлагайте ребенку сходить «в кустики» (если вы далеко от дома), или в специальный горшок для путешествий; берите с собой запасную одежду.
  • Не ругайте ребенка за «мокрые штанишки».
  • Сосредоточьтесь ребенка не только на самом горшке, но и на действиях, связанных с ним: как получить, открыть горшок, снять штанишки и трусы, надеть их снова, как и куда вылить содержимое горшка, затем поставить его на место. Возможно, сначала малыш может пытаться садиться на горшок и делать все «дела» прямо в одежде - это ничего, это лишь этап, который надо пережить. Следующим этапом может быть раздевание голышом, перед тем как сесть на горшок, а потом уже малыш научится делать это по-взрослому.

Мальчиков надо приучать писать стоя

Постепенно организуйте встречи с горшком не только тогда, когда ребенку хочется, но и тогда, когда того требует дневное расписание: до и после сна, перед прогулкой и т.д..

Заметьте! Если ребенок оказывает сопротивление и отказывается пользоваться горшком, не заставляйте и на ругайте ее. Попробуйте найти причину ее нежелания садиться на горшок: он может быть холодным, приклеиваться, быть неудобным - слишком большим или слишком маленьким, неустойчивым.

Какие нюансы нужно иметь в виду, приучая ребенка к горшку?

Допустим, ваш ребенок научился пользоваться горшком, а даже сам говорит о том, что хочет в туалет. Тем не менее, испытания пройдены еще не все.
  • Вплоть до 4-5 лет некоторые дети писают в штанишки. В таких случаях педиатры рекомендуют обратиться за помощью к неврологу.
  • Если в вашей семье разлад, ребенок чувствует это, даже если толком еще даже не разговаривает. Малыш может перестать ходить на горшок в стрессовых для него ситуациях. Также "авария" может произойти, если в жизни ребенка что-то поменялось, например, его отдали в детский сад.
  • Возможно, малышу трудно оставаться сухим всю ночь напролет. Если ему еще нет полутора лет, можете одевать ему на ночь памперс. Время от времени вместо памперса одевайте трусики. Некоторые родители потихоньку сажают ребенка на горшок для того, чтобы он сходил в туалет. Этот способ имеет право на жизнь, если малыш после этой процедуры не просыпается окончательно и не начинает плакать.
  • Если утром малыш просыпается мокрым, не злитесь и не расстраивайтесь. Ни в коем случае не стыдите и не обижайте дитя, не надо устраивать скандал по поводу грязного белья. Малыш просто еще не контролирует свой мочевой пузырь, а не писает назло вам из лени.
  • Чтобы увеличить шансы на "сухое" пробуждение, перед сном не давайте ребенку много пить. Нескольких глотков вполне достаточно. Когда придет время отправляться в кровать, надо обязательно посадить ребенка на горшок.

Особое мнение перинатального психолога Жанны
Последние двадцать лет многие родители прислушиваются к советам перинатального психолога, педагога, консультанта по грудному вскармливанию, мамы семерых детей Жанны Владимировны Цареградской. Она считает, что носить круглосуточно памперсы вредно. Приучать малыша к чистоте можно и надо с рождения!

  • В своих работах она пишет, что нам, родителям, только кажется, что до шести месяцев малыш беспорядочно писает и какает в пеленки. А затем плачет из-за дискомфорта. Жанна Владимировна Цареградская советует попробовать прислушаться к позывам малыша. Для этого надо на несколько дней отказаться от памперсов, матерчатых подгузников, позволить ребенку голопопить в одной кофточке. В эти дни надо побольше времени проводить с ребенком на руках, и давать ему грудь. Выяснится, что малыш испражняется или во время кормления, или сразу после него. Многие детки кряхтят, задумываются или плачут, давая понять, что вот-вот случится авария. врачи советуют: когда малыш выражает дискомфорт, надо, цитирую, "повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится." Почему это происходит? Врач объясняет это первобытным инстинктом: малыш старается не какать и писать на маму, потому что враги могут найти их по запаху.
  • Следующий этап приучения к чистоте занимает два месяца: от шести до 8 месяцев. В это время, по мнению Цареградской, ребенок захочет самостоятельно делать "свои дела". В этом возрасте испражняться ребенок предпочитает наедине: он начинает протестовать против высаживания, в самый ответственный момент старается уединиться.
  • От 8 месяцев до 1 года и 3 месяцев малыш начинает играть с содержимым горшка. Кстати, в это время никто ему этого предмета и не предлагает. Вот что пишет Жанна Цареградская: "Приучаем малыша делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем". Максимум за три месяца, обещает автор, дети проходят этот этап. Теперь они готовы выражать свое желание сходить в туалет самыми разными способами.
  • К достижению полуторогодовалого возраста ребенок по всем правилам должен начать изъявлять желание сходить на горшок. Малыш к этому возрасту уже установил связь между ощущением дискомфорта переполненного кишечника или мочевого пузыря и последующими отправлениями. У всех это происходит по-разному. Кто-то ведет маму к взрослому туалету, также малыш может демонстрировать сове желание звуками: у нас все поколения детей ассоциируют это занятие громким кряхтением - "А-А-А-А!!!"
  • После полутора лет малыша все больше захватывает окружающий мир, его действия становятся все более организованными. Мама, конечно, нужна, но постепенно ребенок начинает воспринимать себя как индивидуальность, отдельную от матери. Это процесс длится до исполнения малышом 2 лет. Только в это время, по мнению Цареградской, ребенок дорос до горшка. Сначала этот предмет просто появляется в комнате. Если малыш в доме не единственный ребенок, пусть более опытные товарищи продемонстрируют, что же надо делать с горшком. Можно сажать на ночную вазу кукол, мишек ит.д. Момент, когда ребенок сам сядет на горшок - обязательно наступит. Чему и требовалось научить. Кому-то этот способ покажется довольно муторным и долгим. Я точно знаю, что он подойдет не всем деткам. Но лично я знаю крошку, которая после выписки из роддома именно "демонстрировала" маме, что она хочет в туалет. В результате двухнедельная крошка пачкала максимум одну-две пеленка в день. Так что, товарищи родители, все очень и очень индивидуально. Ищите свой метод и, как говорится, обрящете.

Жанна Владимировна в своих прекрасных пособиях для успешного родительства пишет, что малыш во сне просто так никогда даже не пописает. Он обязательно закряхтит, хоть немного попищит, начнет возиться и т.д. Многие детки просто просыпаются и начинают истошно кричать: они хотят в туалет, утверждает педагог. Это наблюдение Цареградской верно: все подруги, в том числе и я сама, подметили эту особенность. Зная о ней, и желая своему ребенку побыстрее разделяться с памерсами, можно уже к годику (кому-то немного попозже) начать одевать на ночь обычные хлопчатобумажные трусики. Кто-то в момент беспокойства ребенка высаживает его тихонько над тазиком, у кого-то малыш не сопротивляется высаживанию на горшочек. Обычно детки быстро принимают новые правила, и аварии случаются очень и очень редко.

Одно очень и очень простое правило для успеха

Вы должны понимать, что в тот момент, когда в решили помочь ребенку стать с горшком "на ты", вы должны сначала хотя бы на дневной период не надевать на малыша памперсы (летом даже на улице). Во-первых, вы таким образом узнаете, когда и сколько раз ходит в туалет ваш малыш. Через несколько дней вы уже сможете "подлавливать" ребенка в опасный период. Во-вторых, и сам ребенок узнает, как у него там все интересно функционирует. Запаситесь терпением и трусами, избежать этого не удавалось никому. Вы женщины, и сами знаете, что ходитьв обычном белье гораздо гигиеничнее и, что там говорить, комфортнее, чем в самых лучших прокладках. Так? Вот и ребенку лучше без памперсов. Вы дали себе немного отдохнуть от стирки и глажки, но хотя бы ближе к году надо потихоньку отказываться от одноразовых подгузников.

Обычно не стесненные в средствах мамочки откладывают проблему приучения к горшку в долгий ящик. У их детей обычные памперсы сменяют памперсы-трусики, которые по заверению производителей, помогают в процессе приучения к горшку. Товарищи взрослые: становитесь уже умными тетями и дядями и научитесь отличать грамотный маркетинг от реальных вещей. Это то же самое, что с экранов телевизор заявить: велотренажеры научат вас быстрее ездить на велосипеде! Многие родители после использования памперсов-трусиков отмечают у детей такое поведение: малыши привыкают писать и какать стоя, у них даже в мыслях нет, что для этого надо хотя бы присесть.

И в еще одной проблеме винят памперс: дети после использования одноразовых подгузников просто-напросто играют с горшком или вокруг него, при этом свои дела в него делать и не собираются. Психологи не столь категоричны в данном случае к памперсам. Проблема в этом случае не в нем. Просто после года ребенок потихоньку отделается от мамы, он все больше настаивает на своем в самых неожиданных вопросах, а горшок зачастую становится камнем преткновения между очень настойчивым родителем и дитем. Поэтому эту чисто психологическую проблему можно решить временем (отстать от ребенка на пару дней), или заменой горшка.

Памятка для взрослых, которые умеют пользоваться горшком

Это большое событие в жизни ребенка, когда он начинает осознанно пользоваться горшком. Малыш должен контролировать собственные ощущения, свое тело и быть физически к этому готовым. Не стоит насмехаться над ребенком в этот сложный для него период. Это то же самое, что и учиться ходить, или есть с ложки. Это умение, которое требует тренировок, а значит, времени. Если ребенок сопротивляется и не хочет иметь ничего общего с горшком, прислушайтесь к нему. Только когда малыш САМ удостоит его вниманием, только когда САМ захочет сесть на горшок без принуждения, только тогда вы сможете малышу помочь избавиться от памперсов раз и навсегда.

В каком возрасте приучать ребёнка к горшку?

Мой первый опыт со старшей дочерью был весьма успешен. В 7 месяцев я начала приучать дочку к горшку. Горшок купили самый обычный, круглый, серый в крапинку, без наворотов. Дочь горшок полюбила, садилась на него охотно. С переменным успехом делала дела то в горшок, то куда придется. В полтора года она пошла в ясли, и там мои усилия были приняты по эстафете воспитателями, которые в своих стараниях продвинулись гораздо дальше меня. Ведь воспитатели попались старой закалки, а уж они то знают, как правильно приучать ребенка к горшку! Представьте, что когда ваше чадо позавтракало, его сразу же отправляют сидеть на горшке (памперсы нам запретили приносить почему-то). Теперь посчитайте - если ваш малыш ест быстро, то он уходить сидеть на горшке первым, сидит на нем и ждет, когда подтянется остальная часть детей (это может пройти около получаса). И вот оно торжество - все дети наконец-то уселись на горшки и сидят там дружно положенные полчаса. Таким образом, ребенок, ушедший сидеть на горшок первым, сидит на нем, по меньшей мере, час. И так после каждой трапезы (завтрак, обед, полдник, ужин).

Я не шучу! Никакого юмора. Это действительно так было в наших яслях, которые мы посещали. Иначе воспитателям просто не успеть переодеть всех обсикавшихся детей, коих собралось в группе 20-25 человек. К ужасу своему от медиков слышала истории, когда ребенок, насидевшись таким вот образом на горшке, зарабатывал себе проблемы с прямой кишкой (она попросту вываливалась).

К сожалению, эти страшные истории я узнала уже гораздо позже, когда моя старшая дочурка перешла благополучно в старшую группу, которая явилась для нее вторым домом. Но с тех пор засела мне в голову идея ненасилия в отношении приучения к горшку. Согласна заранее с теми, кто скажет, что на это повлиял лишь мой отрицательный опыт, и возможно в других, хороших ясельных группах, такого нет, потому что там созданные иные условия. Но, как правило, хорошие условия - это удел частных садов, где нет такого сумасшедшего количества полуторагодовалых детей на всего-навсего двух воспитателей, работающих посменно.

Кроме того, к моменту рождения младшей дочери, я стала мудрее и менее эмоциональна (имею в виду то, что эмоции направляю теперь в нужное русло, и меньше страдаю истерией по поводу мелочей). Поэтому мне всё равно, во сколько моя младшая дочь сядет на горшок и сделает туда свои делишки. Это не означает, что я ничего не делаю. Мы просто идем с ней тем путем, который комфортен для нас обеих.

Каков же этот путь приучения к горшку?

Извините, что приведу такое дикое сравнение. Вспоминаю свою кошку, которая неожиданно для нас стала ходить в унитаз делать свои дела. Как она к этому пришла? Очень просто. Она сначала долго и пристально изучала, как это делают люди. Потом с первой же попытки начала это делать правильно САМА. Причем, даже пыталась смыть за собой. Попытка смыть не удалась по причине технической сложности аппарата, поэтому кошка стала просить сделать это взрослых, бегая вокруг них и мяукая.

В точности таким же образом стала ходить на горшок (а точнее, сразу на унитаз) дочка моих знакомых. Произошло это в ее неполных два года, до этого времени она тщательно изучала процесс вместе с мамой. А потом сразу уселась на унитаз и продемонстрировала свое «мастерство».

Именно этим путем идем сейчас мы с младшей дочерью. И у нас уже есть определенные успехи. Она достаточно долго изучала процесс, и однажды в ее голове какие-то мысли встретились и состыковались. Она скопировала действие взрослого и, присев на корточки, пописала на пол, произнося при этом слово «псс-с-с-с». В срочном порядке поставили в уборную горшок, подаренный нам на годовасие. Теперь дочь с удовольствием садится на этот горшок в виде стульчика и торжественно произносит «псс-с-с-с», правда, при этом ничего не делая в горшок. Сейчас нам год и три месяца. Думаю, что остался заключительный этап, на котором в голове у дочки состыкуются еще несколько мыслишек, и она поймет, куда именно нужно сделать свои «псс-с-с-с».

Когда лучше приучить ребенка к горшку и как это сделать

Оценка посетителей: (0 Голосов)

Приучение к туалету – важный этап в жизни ребенка и всей семьи. Кроха, который справляет свои естественные надобности должным образом, становится взрослее в глазах окружающих и приобретает большую самостоятельность. В том, когда приучать ребенка к горшку , специалисты единогласны. Оптимальный возраст колеблется в пределах от 1,5 до 3 лет. Однако существует много тонкостей и подводных камней, которые должны учитывать любящие родители, чтобы этот ответственный период прошел гладко.

Лучшее время для знакомства с туалетными премудростями

Самым подходящим временем года для претворения в жизнь планов по приучению карапуза к горшку считается лето. Для того чтобы кроха понял связь физиологических отправлений с ощущениями в теле, желательно большую часть дня оставлять его без одежды. Он должен осознать и почувствовать, как проявляет себя наполненный мочевой пузырь или кишечник, как можно удержать сфинктеры в сжатом состоянии и как их расслаблять при необходимости.

Когда нельзя торопиться с приучением?

Противопоказаниями для активных действий в этом направлении являются любые стрессовые ситуации. К ним относятся появление младшего брата или сестры, выход мамы на работу, адаптация к детскому саду, болезнь. Заставлять малыша садиться на столь интимный предмет в присутствии посторонних лиц тоже не надо. Он должен чувствовать себя максимально спокойно и расслабленно, чтобы суметь настроиться на нужную волну.

Влияют ли подгузники на скорость освоения горшка?

Есть мнение, что современные подгузники мешают младенцам естественным образом вырабатывать навыки опрятности и задерживают развитие. Некоторые приверженцы раннего высаживания приучают отпрысков справлять нужду по команде «пи-пи» или «а-а» с рождения, держа их над туалетом в соответствующей позе. Через некоторое время успехи действительно появляются, но от присматривающих за карапузом взрослых требуется предельное внимание, так как он еще не в состоянии сознательно контролировать сфинктеры и сдерживать позывы. Задача мамы и папы – при первых признаках беспокойства или строго по времени предлагать чаду испражниться. На такой подвиг способны не все, а результаты будут недолговечными и не всегда адекватными.


В возрасте двух лет многие малыши начинают отстаивать собственные границы и напрочь отказываются по доброй воле садиться на знакомый столь с раннего возраста предмет. Надо помнить и о том, что необходимо сформировать у чада способность улавливать и распознавать сигналы тела, а не реагировать на внешние приказы, которые могут идти с ними вразрез.

Как узнать, что ребенок готов приобрести горшечные навыки?

О готовности дитя к приучению говорят следующие признаки:

  • умение выразить желания или протест словами или жестами;
  • способность высиживать на одном месте четверть часа;
  • сухой памперс в дневное время в течение двух и более часов;
  • недовольство и брезгливость по отношению к мокрой и грязной одежде;
  • умение наклоняться и садиться на корточки;
  • отказ надевать памперсы;
  • мочеиспускание и дефекация по установившемуся графику;
  • любопытство к посещению туалета и интерес к тому, что там делают другие члены семьи;
  • умение самостоятельно снимать и надевать трусы, колготки, юбку или штаны;
  • дитя перед тем, как стать мокрым или испачкать штанишки, издает характерные звуки, напоминающие кряхтение.

Если большинство из этих признаков присутствует, значит, эпопея с туалетом должна закончиться благополучно и потребует минимума усилий у всех участников.

Как выбирать горшок?

Выбор такого незаменимого атрибута – дело ответственное. Если крохе он придется не по душе, уговоры и прочие действия, направленные на приучение, могут привести к нулевому результату. Лучше всего будет взять будущего владельца интимного предмета с собой в магазин и попросить его самого сделать покупку.

Эти изделия могут быть разной формы, цвета, конструкции. Некоторые из них издают звуки и мигают, если их использовали по назначению. Однако не стоит поддаваться на такие изыски: не всем малышам по вкусу такие активные проявления радости от безобидного на первый взгляд устройства. Многие могут испугаться навязчивой вещи и решить больше не иметь с ней ничего общего.

Удобнее, если горшок оснащен спинкой и сделан из пластика. Во время сидения колени крохи должны находиться под прямым углом или быть слегка приподнятыми. Желательно еще в магазине определиться с размером, усадив на понравившийся агрегат будущего пользователя. Устойчивость конструкции тоже очень важна. Если карапуз упадет, то потеряет желание делать успехи в освоении. Для мальчиков желательно покупать модели, вытянутые спереди, а для девочек – закругленные.

Как познакомить ребенка с горшком?

Для того чтобы владелец нового предмета интерьера понял, для чего он его приобрел, придется провести несколько показательных уроков. Высаживать дитя рекомендуется после сна, через 30 минут после еды или во время начавшегося процесса, замеченного родителями. Кроха может первые дни не запомнить последовательность действий и, например, не снять штанишки перед тем, как сесть на недавно купленный аксессуар. Не нужно за это ругать, наоборот – такое поведение заслуживает поощрения, так как свидетельствует о понимании связи между определенным предметом и физиологическими потребностями.


Важно, чтобы эта вещь не воспринималась как игрушка. Она должна стать незаменимым помощником в деле поддержания чистоты, и относиться к ней следует уважительно, извлекая только по вполне определенным надобностям, а не для того, чтобы хранить находящиеся в шаговой доступности предметы.

Основные этапы приучения

Если решено, что время для приучения пришло, придется создать соответствующие условия. Во-первых, надо полностью отказаться от памперсов дома днем. Если лужи или кучки будут периодически появляться, не стоит сильно расстраиваться и ругать за них виновника беспорядка. Вначале он еще сам не осознает, как это получилось, и не сможет сделать правильных выводов без помощи взрослых.

Мама и папа могут ненавязчиво доносить до чада мысль, что оплошности бывают в жизни, но нужно быть внимательным к своему телу и при первых сигналах бежать на горшок. Если малыш сумел вовремя посетить своего нового друга, то результат усилий нужно торжественно вылить в его присутствии в унитаз, можно также дать ему нажать кнопку сливного бачка. Сильно радоваться удачам тоже не стоит, чтобы не создавать иллюзии, что от поведения младшего члена семьи зависит настроение родителей. Карапуз должен понимать важность приобретения навыка лично для него. Нужно проговаривать, что теперь осталась чистой одежда, нет луж на ковре и можно не тратить время на уборку и переодевание, а поиграть во что-нибудь интересное.


На втором этапе, когда промашек дома уже нет, можно выходить без подгузников на улицу. Предварительно следует спросить у чада, не нужно ли ему сходить в туалет, и, если ответ будет отрицательным, объяснить, что мочить штаны на улице нельзя, а надо сказать маме о желании справить нужду. Поначалу можно брать с собой горшочек или поливать кустики неподалеку от площадки. Главное, чтобы у ребенка возник стимул терпеть на улице.

Последний этап – высаживание ночью, если соблюсти сухость в это время суток не получается. Однако в норме кроха может мочить постель по пяти лет, и не стоит из-за этого переживать.

Почему штаны снова стали мокрыми?

Иногда могут случаться непредвиденные регрессы, когда уже освоивший горшечную премудрость карапуз перестает подходить к нужному предмету, а снова начинает мочиться в неположенных местах. Родителям следует проанализировать предшествующие этому события, чтобы знать, как исправлять положение. Наиболее частой причиной подобного поведения становится избыточная настойчивость взрослых и принуждение к справлению физиологических надобностей, когда детский организм к этому не готов. За четверть часа малыш вполне способен сделать все свои дела, если в этом есть необходимость. Более длительное сидение вызывает негативизм и отдаленные проблемы со здоровьем.

Порой с этим естественным процессом могут быть связаны какие-то неприятные ассоциации: холодная поверхность, к которой дитя прикоснулось оголенной частью тела, испуг при падении, угрозы мамы. Все это тормозит формирование необходимых навыков и приводит к игнорированию телесных позывов, чтобы вновь не испытать боли или страха. Замкнутый круг можно разорвать очень просто: оставить больной вопрос в стороне на некоторое время. Когда главный герой успокоится и забудет о пережитых страданиях, можно начать все сначала. Взрослым следует учесть события, приведшие к неудаче, и попытаться в этот раз их избежать.

До какого возраста могут случаться «проколы»?

От того, как ребенка приучают к горшку , зависит скорость формирования навыка, который необходимо постепенно довести до автоматизма. Но следует быть готовыми к тому, что процесс может затянуться. Так, игры и другие захватывающие мероприятия часто приводят к непроизвольному расслаблению сфинктеров. Если родители вовремя не напомнят о необходимости сходить в туалет, может случиться конфуз. Нормой такие промашки считаются вплоть до 4 лет, когда окончательно дозревают зоны мозга, ответственные за контроль над естественными отправлениями.

Некоторым детям комфортнее ходить на унитаз. Так они ощущают себя равными со взрослыми и более охотно следуют общепринятым правилам. Для этого обязательно надо приобрести специальную детскую сидушку, с которой самый младший член семьи не упадет.

При первых неудачах не нужно винить себя в педагогической некомпетентности, а ребенка – в несообразительности. Придет время – и эта вершина окажется покоренной. А пока придется запастись терпением и чувством юмора, которое разрядит напряженную обстановку и этим приблизит успех.

«Как и когда приучать ребенка к горшку? Почему у некоторых родителей проходит легко и быстро, а у кого-то нет?». Такими вопросами задаются все мамы и папы. Начитавшись литературы, родители примерно знают, когда малыши начинают сидеть, ползать, вставать, говорить, а вот сроки, когда лучше приучать ребенка к горшку, сильно размыты. Некоторые родители стараются в раннем возрасте приучить ребенка ходить на горшок, чтобы избежать хлопот со стиркой, снизить расходы на приобретение подгузников, а некоторые спускают на самотек, чтобы их чадо самостоятельно проявило интерес к горшку.

Когда приучать к горшку ребенка

Существуют разные мнения о том, когда некоторые считают, что как только ребенок научился сидеть сразу же нужно сажать его на горшочек, а кто-то считает, что в два года с ребенком будет проще договориться и «подружить» его с горшком. Те, кто начинает приучать ребенка с раннего возраста, испытывают больше хлопот с малышом, потому что шестимесячный ребенок еще не может контролировать процесс мочеиспускания.

Если вы для себя решили, что будете приучать свое чадо к горшку с полугода, тогда нужно с первых дней жизни, когда малыш начинает писать или какать, приговаривать «пис-пис-пис» или «а-а-а». Таким образом, ребенок научится говорить вам о своих потребностях. Контролировать свое мочеиспускание малыш научится только к году, поэтому приучая малыша к горшку, будьте готовы, что у него будут происходить иногда «аварии».

Чаще всего детки до года, стремясь к самостоятельности, бунтуют против принуждений и запретов. Горшок - это не исключение. Детские психологи утверждают, что ребенок осознанно садится на горшок в полуторагодовалом возрасте. Поэтому познакомить малыша с горшком можно в год, а начинать ближе к полутора годам.

Если все попытки до двухлетнего возраста ребенка были тщетны, попробуйте снова, но смените тактику приучения. Например, так как малыш уже отлично понимает речь, попробуйте договориться с ним. Конечно, все цифры приблизительны, так как все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Чтобы понять, когда приучать ребенка к горшку ориентируйтесь по его поведению, и вы сами увидите тот самый момент, когда нужно будет действовать.

Как приучить ребенка к горшку

Итак, разобравшись, когда приучать ребенка к горшку, и дождавшись этого момента, необходимо незамедлительно действовать. Если малыш не приучен к подгузникам, то процесс обучения будет намного легче, чем у детишек, привыкшим к ним. Как научить ребенка к горшку:

  1. В течение дня не одевайте ребенку подгузники. Если вы приучаете ребенка в теплое время года, то пускай малыш бегает голышом по квартире. Дайте ему время изучить и исследовать свое тело, увидеть процесс дефекации и мочеиспускания.
  2. Если есть старшие дети, которые уже во всю используют горшок по назначению, то попросите их личным примером продемонстрировать для чего его нужно использовать.
  3. Храните горшок на полу в пределах досягаемости ребенка, чтобы малыш при необходимости мог на него в любой момент сесть. Если ребенок будет голый, то отпадет надобность в снятии одежды.
  4. Посадив малыша на горшочек, отвлеките его игрушками и книжками, а вы в это время приговаривайте: «пись-пись-пись» или «а-а-а». Если ребенок не хочет сидеть, насильно не заставляйте. И наоборот, не разрешайте ребенку играть с горшком, иначе он нескоро научится использовать его по назначению.
  5. Приучая ребенка к горшку, проговаривайте в слух все свои действия: «берем горшочек», «открываем его», «садимся на горшочек», «писаем», «одеваем штанишки», «выносим горшочек», «моем горшочек», «накрываем крышечкой его», «ставим на место». И тогда ребенок будет воспринимать поход на горшок как некую игру, которую он должен правильно выполнить.
  6. В возрасте до года дети ходят в туалет «по-маленькому» в среднем каждые 15-20 минут. Поэтому предлагайте ребенку сесть на горшочек, приговаривая: «Малыш, давай пописаем (покакаем) в горшочек. Горшок нам нужен для того, чтобы ты в него писал и какал. Куда пописаешь и покакаешь? Правильно, в горшочек!»
  7. Если ребенок все-таки «напрудил» на пол, то не стоит его ругать. Просто выразите свое разочарование. Малыш поймет, что огорчил вас, и будет стараться в следующий раз справить свою нужду в горшок. Если же наоборот поругать малыша, то горшок у него будет вызывать чувство отвращения, что значительно увеличит процесс приучения.
  8. После того как ребенок использовал горшочек по назначению, улыбнитесь ему, похвалите и погладьте по головке. И тогда он запомнит приятные эмоции от применения горшка.
  9. Предлагать горшок следует перед каждым сном, а также после сна, после приема пищи, перед гулянием и после прогулки.
  10. Бывают ситуации, когда малыш заигрался и не смог проконтролировать процесс мочеиспускания. Не ругайте его, спокойно вытрите лужу, показывая ему свое огорчение от сложившейся ситуации. А также «сбой» с горшком может произойти во время болезни ребенка и когда режутся зубки.
  11. Приучая ребенка спать без подгузника, стоит примерно 2-3 раза за ночь поднимать малыша, чтобы он пописал на горшочек. Периодичность времени вы поймете сами. Это нужно на короткий срок, далее малыш научится всю ночь терпеть, при условии, что он пописал перед сном. Чтобы не перестилать ночью полностью постель, можно застелить кровать одноразовыми и тогда вы сможете быстренько убрать последствия «аварии», не доставляя ребенку дискомфорт.
  12. Приучать гулять без подгузника лучше в теплое время года. Если ребенок пописал, не ругайте его, ведь он и так испытывает неприятные ощущения от мокрых штанишек. Спокойно переоденьте его и предложите ему в следующий раз, когда он захочет в туалет некую игру: полить травку или деревце. А также на улице регулярно спрашивайте ребенка, о том: не хочет ли малыш пописать.

Будьте терпимы и у вас все получится!