Open
Close

Журнальный столик своими руками из остатков дсп. Hand made: делаем журнальный стол из дерева своими руками

Для начала любителю самостоятельного изготовления мебели стоит научиться создавать табурет, поскольку это проще всего. А потом приходит время изучения вопроса создания стола.

Конструкции столов бывают разными, однако, простая версия очень похожа на процесс создания табурета.

Несложный стол для использования на даче или во время выезда на пикник можно собрать всего-то за несколько часов. Для этого понадобиться ножовка, молоток или дрель.

Однако стол на основе похожего подхода можно изготовить и для жилого помещения. Поскольку он способен идеально заменить текущий очень большой вариант, купленный в розничной точке продаж или мебельном магазине.

Процесс самостоятельного создания стола интересен и с другой стороны, поскольку с помощью него появляется свобода творческого выражения автора. Его можно представить в качестве заметного элемента интерьера помещения.

Создателей ручной любительской мебели не просто так называют столярами. К ним не применяются обычное определение вроде: диванщики или тумбочники, а, может, шкафники.

Получив опыт работы по этому направлению, со временем можно будет создавать эксклюзивные виды столов, отличающиеся продвинутыми характеристиками.

Сейчас рассмотрим вопрос самостоятельного создания столов на основе дерева.

Древесина отличается чистотой и доступностью, кроме этого, ее не так сложно обрабатывать, как другие материалы. Она передает максимальную энергию эстетического наполнения стиля жилой комнаты.

За счет своих свойств снисходительно относится к ошибкам новичков в области самостоятельного создания мебели. Однако, более тонкие версии столов потребуют продвинутый уровень мастерства.

Для начала, научившись работать с деревянными вещами, далее, будет проще использовать в качестве материала: стекло, пластик или даже металл.

Подбор инструментов и помещения для работы

Чтобы заниматься самостоятельным созданием столов или других деревянных элементов мебели, необходимо использовать лишь нежилое помещение.

Это связано со спецификой работы с деревом. Она приводит к образованию большого количества пыли, стружек и прочих отходов.

А процесс тонирования либо создания защиты для материала на основе морилки способен образовывать опасные выделения в воздух. Собственно и нитролаки также могут быть опасны.

Из-за этого для личной столярной мастерской придется позаботиться о проветривании помещения. Специалисты советуют создавать искусственную вентиляцию помещения.

Многие для этого используют гараж, однако, отходы производства могут загрязнить или повредить автомобиль из-за этого это не лучший вариант.

Столярные инструменты относятся к современным и традиционным видам

По большей части для начала можно ограничиться простым плотницким инструментом, однако, позже могут потребоваться современные версии в виде:

  • Поворотного варианта стусло, помогающего создавать спилы на основе двух плоскостей, придерживаясь необходимого размера.

  • Этот инструмент откроет все свои полезные свойства, прежде всего, с лучковой пилой. Эту парочку считают универсальной, она может пригодиться для выполнения многих работ.

  • Ручной версии универсального электрического лобзика, отличающегося наклоняемым башмаком, помогающего создавать пропил на основе необходимого угла в отношении вертикальной плоскости.

  • Дисковой версии шлифовальной машинки. Она поможет новичкам выполнить обработку поверхности дерева примерно за 5-15 минут. Опытный столяр вместе со шкуркой сможет выполнить такую же работу примерно за час.

И также существует обычная шлифовальная ленточная машинка и для пазов с углубленными местами, отличающаяся выступающим вариантом рабочей части.

Такие инструменты выделяются ценой и узкой специализацией выполнения работ, опытные мастера рекомендуют брать их на непродолжительный срок аренды.

Самые лучшие специалисты, используя, различные машинки для шлифования могут создавать даже эффект искусственного старения древесины, однако, это очень сложная работа, как для новичков.

Какое дерево подходит лучше всего?

Для создания деревянного стола удачно подойдет любая древесина, обладающая средней стойкостью к процессу гниения, однако, стоит воздерживаться от мягких версий вроде: тополя, ивы, древесины айланта, осины и еще ольхи.

Из отечественных видов древесины лучше всего использовать:

  • мягкие варианты в виде сосны, пихты, кедра, конского каштана, платана, можжевельника или ели.

  • твердые в виде идеального дуба, подходящего для многих работ бука, клена, ореха или ясеня, лиственницы, а также фруктовых пород, представленных яблонями, сливами, грушами, абрикосами и айвой. И также сюда стоит отнести вяз и рябину.

  • довольно твердые виды на основе акации, тиса, каменной березы, кизила и самшита.

Заключение

Стол и наверно все виды мебели, созданные своими руками, хочется украсить художественным вариантом росписи, а не обычными полосами.

Однако со временем рисунок может испортиться, чтобы этого не произошло необходимо втирать краску в глубину дерева до процесса лакирования. Это можно делать на основе техники – лессировки. Речь идет о послойном втирании, использующихся красок.

Фото столов своими руками


.

Тот, кто мобильностью особо не озабочен может загореться увидеть у себя в гостиной прочный столик, выполненный в деревенском стиле. Такому умельцу можно предложить сотворить столик из мощных досок. Этот вариант столика отлично впишется в интерьер любого загородного дома.

Ненавязчивая продуманная лень, вкупе с жаждой творчества зачастую может приводить к довольно интересным открытиям. И одно из таких открытий – мягкий столик из выработавшей свой ресурс автопокрышки.

Собрать его не составит труда:

  • В ДСП необходимо вырезать два круглых сегмента, по диаметру на 3-4 см меньше диаметра выбранной для столика покрышки.
  • К одному из круглых сегментов следует прикрутить четыре ножки желательно металлические, поскольку столик получится довольно увесистый.
  • Донный сегмент и столешницу к бортам колеса прикрепляют посредством саморезов.
  • После остается лишь задекорировать боковины со столешницей джутовым кантом.

В конечном итоге джутовая конструкция из старой покрышки смотрится отлично

Можно использовать случайные предметы. После всего нескольких часов работы с данным материалом, состоящим из 4 ящиков и паллет, может получиться вполне оригинальная и заслуживающая внимания конструкция.

Также можно использовать для изготовления столика строганные бруски и планки обычного заборного штакетника.


Каркас – основание, изготовленное из штакетника можно затонировать черной морилкой для придания конструкции своеобразного контраста.

Также неплохо древесина может сочетаться с металлическими частями. Вот модель столика, изготовленного из кусков шпунтованной доски в обрамлении карнизной планки на ножках из металла.


Ножки из гладкого арматурного прута смотрятся весьма элегантно

По изготовленному шаблону прутки с сечением 10-14 мм изгибаются, к ним посредством сварочного аппарата привариваются уголки толщиной от 1,5 до 2 мм. Столешница изготавливается из шпунтованных досок «сороковок». После того, как ножки прикручены к столешнице, следует ее зачистить, затонировать и покрыть лаком. Ножки можно покрасить в черный цвет.

Отличным выходом для изготовления каркаса для журнального столика будет профильная труба. Сварив из нее два идентичных квадрата, покрасив их и снабдив столешницей из крепких досок, вышел неплохой образчик загородной мебели.

Для устойчивости квадраты под столешницей также стоит соединить между собой посредством сварки и профильной трубы.

Древесный спил также весьма оригинально будет смотреться в образе столешницы для столика.

Электрорубанок, шлифмашинка, лак, пару часов времени и столешница готова. Отлично под такой массивной столешницей будут смотреться ножки из арматурного стержня.

Хороший вариант – комбинация стекла и древесины. Вот один из вариантов такого содружества.


Легкое стекло оригинально сочетается с массивным деревянным основанием

Весьма современно и стильно смотрится передвижной столик, сработанный из обычного деревянного поддона и накрытого сверху стекла.

Для любителей функциональных моделей может подойти столик – трансформер. Несколько манипуляций и столик кардинально меняет свой внешний вид.

Основой следующей трансформирующейся модели – пара металлических каркасов-тумб, шарнирно крепящихся к столешнице. При повороте крышки лежащая горизонтально конструкция встает в вертикальную позицию.

Крышку данного стола составляют две плиты, сдвигаемые по горизонтали. Одна плита вертится вокруг собственной оси. При желании данный трансформер легко развернуть в обеденный стол на 4 человека.

Столик-трансформер «три в одном»

После удачного эксперимента с фанерными обрезками может появиться и такое вот чудо

Долго же мастеру пришлось возиться с замерами и вычислениями.

По идее – все просто, а с виду – не скажешь.

Не иначе для расчета потребовалось воспользоваться программой трехмерного моделирования.

Некоторые домашние мастера не заморачиваются со сложностями конструкции и зачатую просто любят поиграть в кубики. И вот что из этого получается.

Щели так и просятся, чтобы их накрыли стеклянной столешницей.

Для соединения стекла с древесиной лучше всего подходит прозрачный оптический клей. Просверлить обычное стекло в домашних условиях без специальных приспособлений будет невозможно.

Для изготовления столешницы лучше всего может подойти евровагонка. Также хорошо с нее выходят и распорки с ножками и бортиками.


Столешница из евровагонки

Из евровагонки можно выполнить столешницу любых форм. Ее легко вырезать посредством электролобзика.

Перед изготовлением журнального столика следует приготовить некоторые инструменты:

  • шуруповерт;
  • ленточная шлифмашинка;
  • электролобзик;
  • рулетка;
  • ножовка.

Также перед тем, как приступать к изготовлению следует выполнить чертеж, в котором будут отображена вся конструкция и схемы стыковочных узлов.

Отделку столика следует выполнять в два этапа. Перед сборкой следует отшлифовать наждачкой саму крышку, ножки и днище. После того, как столик будет собран производят покрытие изделия морилкой и лаком.

Еще более просто изготавливается столик из ДСП. Данный материал может выполнять одновременно две функции, образовывать поверхность и нести нагрузку. Лучше использовать для шпонированые листы, поскольку никакому лаку не под силу спрятать древесно-стружечную фактуру.


По завершении сборки все кромки как столешницы, так и ножек с днищем необходимо заклеять специальной мебельной лентой из пластика, пред наклеиванием прогревая ее строительным феном.

Видео: Самодельный журнальный столик

Журнальный столик нельзя назвать мебелью первой необходимости, однако в обустройстве гостиной или спальни он занимает не последнее место. Современные столики наделены массой функций, представляя собой систему хранения не только для прессы, но и для других полезных вещиц. Многие модели оснащены вместительными ящиками и отсеками, трансформирующейся системой, превращаясь в габаритный обеденный стол. Кроме всего прочего, журнальный столик выступает значимым элементом декора, который с успехом дополняет стильное оформление. Сделать подобную вещицу вполне реально своими руками, если приложить долю фантазии и терпение, и наша статья предоставит интересные идеи по домашнему конструированию журнального столика.

Материалы для изготовления

В изготовлении современных журнальных столиков используется много разнообразных материалов. В отличие от прежних времен, когда штамповались стандартные прямоугольные конструкции из МДФ, сегодняшние модели удивляют своей разноликостью. Одним из дорогих вариантов выступают деревянные столики, выполненные из натурального массива. Такая вещица украсит любой интерьер, всегда будет выглядеть шикарно и респектабельно. Конструкции бывают самые разнообразные – от строгих грубоватых столиков в скандинавском стиле до классических, украшенных ковкой или резными украшениями.

Поскольку дерево стоит достаточно дорого, заменить его помогают плиты ДСП и МДФ. Если говорить о долговечности, они, конечно, уступают деревянным, но выглядят ничуть не хуже. Компенсировать простоту материала позволяют конструкторские хитрости, например, трансформирующиеся столешницы, встроенные розетки и пр.

Металл также принимает участие в конструировании журнальных столиков. Из металлических труб формируют каркасы, дополняя их затем столешницами из других материалов. Очень красиво смотрятся изящные завитушки кованых элементов со стеклянными столешницами. Иногда можно встретить дизайнерские разработки, в которых столик полностью состоит из металла.

В современном мебельном производстве все чаще можно встретить стеклянные предметы интерьера, которые вносят некую легкость, воздушность в обстановку. Изделия изготавливаются из сверхпрочного закаленного стекла, стойкого к разного рода воздействиям, поэтому можно не бояться, что такой предмет интерьера разобьется или деформируется под воздействием высоких температур. В некоторых моделях стеклом оформляется только поверхность столешницы.

Пластик используется намного реже, так как не отличается высокой прочностью, но имеет большую цветовую палитру и невысокую стоимость. Чаще всего он встречается в качестве составляющих деревянной или металлической конструкции.

В домашнем изготовлении оригинальных журнальных столиков выбор материала значительно увеличивается, так как, помимо традиционных материалов, в ход идут различные подручные средства.

Как сделать журнальный столик: красивые идеи

Для изготовления журнальных столиков своими руками чаще всего используется фанера, которая стоит относительно недорого и легко поддается обработке. Можно также воспользоваться различными подручными материалами и соорудить самые причудливые конструкции. Более сложные детали, например, фигурные ручки, ножки, колесики, фурнитуру и другие декоративные элементы, можно приобрести в мебельном магазине.

Журнальный столик из фанеры в современном стиле

Изготовление такого оригинального журнального столика не потребует много времени, зато изделие займет достойное место в любом интерьере с нотками минимализма. Для работы необходимо приобрести лист фанеры, три ножки с креплениями, толстую нить, карандаш, сантиметр, лобзик и краску (желательно белую или черную).

Итак, первым делом нужно вырезать столешницу. На обратной стороне листа выбираем точку, которая будет центром, вбиваем маленький гвоздик. Отрезаем кусок нити длиной с радиус будущего столика. Один ее конец крепим к забитому гвоздику, а к другому привязываем карандаш и, натянув конструкцию, рисуем круглую форму столешницы. Далее можно пофантазировать и придать полотну более оригинальную форму. Примечательно, что для изготовления такого столика совершенно не понадобятся чертежи и замеры. Нарисованную фигуру столешницы вырезаем с помощью лобзика, шлифуем и красим. Когда конструкция полностью высохнет – крепим ножки. Столик готов.

Журнальный столик из палетт (поддонов)

Эта оригинальная конструкция превосходно «впишется» во многие стилевые оформления. Наиболее удачно он дополнит дерзкий лофт или природный эко-стиль. Сконструировать такой эксклюзивный столик несложно: для работы необходимо раздобыть поддон, металлические ножки или колесики (на свое усмотрение). Также не обойтись без саморезов и шуруповерта, пилы, краски или лака с кисточкой.

Пошагово все работы по конструированию столика будут проходить в следующем порядке:

1. Обозначаем размеры столика на поддоне и отпиливаем лишнюю часть.
2. Из остатков забираем дощечки и устилаем ими промежутки в основной конструкции, чтобы получилась сплошная поверхность, фиксируем с помощью саморезов.
3. Переворачиваем и оформляем пять поперечных планок: по две с боков (к ним будут крепиться ножки) и одну по центру для устойчивости.
4. Монтируем опоры и вскрываем конструкцию лаком или краской.

Журнальный столик из покрышки

Старая изношенная шина может стать удачной основой для создания прекрасного домашнего журнального столика. Дополнительно нужно подготовить фанеру. Перед тем, как приступать к конструированию, необходимо тщательно вымыть и высушить шину. Далее нужно измерить диаметр покрышки и вырезать два круга из фанеры: один – столешница – должен соответствовать диаметру шины, а другой – основание – быть на несколько сантиметров меньше. К основанию можно сразу прикрепить ножки, колесики или же оставить без опор на свое усмотрение. Круглые листы фанеры крепим к шине с помощью саморезов или садим на строительный клей – основа готова.

Далее выбираем один из двух способов: обматываем веревкой либо всю конструкцию полностью, либо только боковые стороны. В первом варианте нужно подумать, как обработать столешницу – возможно, покрасить или покрыть блестящим лаком.

Обматывать следует начинать с центра: конец веревки фиксируем с помощью самореза или клеевого пистолета и начинаем движения с наматыванием кругов, постепенно переходя на боковые стороны. Основание обматывать нет смысла, если только Вы не решили сделать столик наполовину двухцветным. По окончанию обмотки всю конструкцию следует покрыть прозрачным лаком, чтобы продлить срок службы.

Журнальный столик из ящиков

Если в вашем хозяйстве завалялись деревянные ящики из-под овощей – не спешите их выбрасывать. Всего четыре таких емкости способны превратиться в красивую и полезную деталь интерьера гостиной. Если же ящиков у вас нет – самым трудным в изготовлении столика будет раздобыть их. Далее все просто: ящики нужно отшлифовать, покрасить и сложить, как показано на фото. Используем лист фанеры, который необходимо прикрутить с нижней стороны конструкции, чтобы она не распадалась. Вот и готов наш журнальный столик. Достоинством такой конструкции станет организация вместительных мест хранений для различных журналов, книг и прочих вещиц.

Журнальный столик для любителей путешествий

В наше время путешествия по разным странам стали доступны многим. Но есть особая категория людей, которые просто не могут жить без постоянных поездок по отдаленным уголкам. Именно им наверняка понравится журнальный столик, напоминающий о тех или иных приятных вояжах. Для изготовления подойдет любой старый чемодан с жесткими стенками, не пригодный к использованию по прямому назначению. Также понадобится лист толстой фанеры, шуруповерт с шурупами, краски и, по желанию, ножки или колесики.

Из фанеры вырезаем два листа площадью, равной основанию чемодана, крепим их с внутренней стороны к основанию и крышке. Прикручиваем ножки или колесики. Далее нужно столик декорировать – для этого применяют разные способы. Один из простых вариантов – окрасить его в белый цвет, а когда конструкция высохнет, с помощью наждачной бумаги сделать потертости, указывающие на старинность предмета. Такое изделие достойно украсит гостиную в стиле шебби-шик. Черный цвет такого столика гармонично впишется в лофтовую гостиную, а украшение в технике декупаж станет настоящим шедевром провансовского оформления.

Журнальный столик из коряги

Уникальность мебели, выполненной из пней и коряг, заключается в ее неповторимости – то, что создано самой природой, не имеет аналогичных рисунков и фактур. Такие изделия всегда притягивают взгляд своими изгибами и переплетениями. К тому же, достать исходный материал не так уж сложно – его можно найти в лесу, на берегу водоема. Корягу необходимо помыть, очистить от коры, удалить трухлявые отводы. Далее нужно подкорректировать, выровнять форму под столешницу и основание и дать заготовке хорошенько просохнуть (если в древесине есть большие отверстия, ее можно зашпаклевать).

Высохшую корягу тщательно шлифуют, покрывают морилкой (можно выбрать наиболее понравившийся оттенок) и лаком. Основа готова. Столешницу можно прикрепить с помощью строительного клея или саморезов (смотря из чего она сделана). Сейчас очень популярны стеклянные столешницы, через которые хорошо просматриваются извилистые деревянные ветви.

Журнальные столики своими руками – фото-идеи

Мы рассмотрели лишь некоторые варианты изготовления журнальных столиков своими руками. Гораздо больше информации и фото готовых изделий предоставит наша галерея, в которой Вы сможете почерпнуть массу интересных идей. Приятного просмотра!

Стол – второй после табурета предмет, за который следует приняться начинающему любителю-мебельщику. Конструкция простого стола не сложнее, чем у табуретки; непритязательный удобный стол на дачу или для пикника можно соорудить за полдня, пользуясь ножовкой, молотком и дрелью. Но выполненный по той же технологии и немного облагороженный стол может отлично смотреться и дома, слева на рис., взамен дорого покупного. Однако стол дает и большую свободу творческого самовыражения, он может быть значащим и даже ключевым элементом дизайна интерьера, недаром мебельщики-кустари именуются столярами, а не диванщиками, шкафниками или тумбочниками. Наловчившись в столярном ремесле, можно будет со временем взяться и за столы эксклюзивные, остальные поз. там же.

В настоящей статье рассматривается, как делать столы из дерева. Древесина экологичный, доступный и легко обрабатываемый материал, обладающий замечательными эстетическими достоинствами. В изделиях утилитарных она прощает новичками довольно грубые ошибки, но тонкая работа по дереву требует высокого мастерства. Научившись делать деревянные вещи, освоить затем стекло, металл и пластик будет куда проще.

Инструмент и мастерская

Чтобы сделать стол своими руками, нужно отдельное от жилых комнат производственное помещение: работа по дереву, как известно, пыльная. Кроме того, такие хорошие средства тонирования и защиты древесины, как морилки, в процессе морения выделяют вредные испарения; нитролаки тоже, хотя и в меньшей степени. Поэтому домашняя столярка должна быть хорошо проветриваемой, а лучше – с принудительной вентиляцией. Можно воспользоваться гаражом, но опилок будет много, и машине на пользу они не пойдут. Лучше работать в сарае; если его еще нет, то и построить можно, а на хозяйстве он много для чего пригодится.

Обычного плотницкого инструмента, слева на рис., для начала хватит. Но работа пойдет намного быстрее, а результат окажется лучше, если привлечь на помощь современные достижения, справа там же:

  • Поворотное стусло, поз. 1, позволяет точно в размер и по углу в 2-х плоскостях делать спилы. Желательно брать его с комплектной лучковой пилой, так все вместе будет дешевле, а работа точнее. Стусло – приспособление универсальное, оно всегда пригодится и его лучше купить.
  • Также универсален ручной электролобзик с наклоняемым башмаком, поз. 2, который позволяет вести пропил под углом к вертикальной плоскости.
  • Дисковая шлифмашина, поз. 3 и 4, новичку дает возможность за 5-15 мин получить поверхность деревянной пласти, на которую у опытного столяра со шкуркой в руке уйдет не менее часа, а ленточная, поз. 5, также быстро и качественно обрабатывать торцы; есть еще ленточные шлифмашинки для пазов и углублений с выступающим рабочим органом. Это уже инструменты специализированные, для других работ непригодные, и довольно дорогие, поэтому сначала их лучше брать в аренду. Правда, мастера шлифмашинами еще успешно брашируют, т.е. искусственно старят, дерево, но это уж тонкая работа.
  • Также предпочтительно на первых порах брать напрокат ручной фрезер по дереву, поз. 6, с набором фрез. Им обрабатывают фасонные кромки, выбирают лунки и пазы.

Очень полезен на хозяйстве вообще универсальный бытовой деревообрабатывающий станок (УБДС) разных модификаций. Он компактен, помещается на столе, питание – 220 В 50/60 Гц 380-500 Вт. УБДС совмещает в себе циркулярную пилу, фуговальный, токарный по дереву станки и комплект резцов. Правда, ножки стола на нем просто так не выточишь, вылет суппорта задней бабки маловат. Но самый суппорт – просто стальная круглая труба, удлинить его несложно. Упор резца остается штатный, он передвижной, ножка и с длинным суппортом точится в один установ.

Как выбрать дерево?

Деревянный стол можно сделать из любой древесины средней стойкости к гниению, кроме самых мягких пород: тополя, осины, ольхи, ивы, айланта. Из отечественных к таким относятся:

Породы выстроены в порядке доступности. Напр., заготовки древесины конского каштана, платана и можжевельника вообще не ведутся: первые слишком ценны для озеленения в южных регионах, а можжевельник под угрозой исчезновения и охраняется. Промышленные заготовки вяза почти полностью идут на обувные колодки, ткацкие челноки и пр., а рябины – на оружейные ложа; полноценной пластиковой замены им пока нет. Каменная береза растет очень медленно, в ограниченных местах, плохо возобновляется, поэтому ее заготовки строго регулируются, а древесина стоит дорого.

Примечание: особенно ценен для мебели орех – его древесина сочетает в себе высокую твердость с прекрасной вязкостью, самая ажурная резьба по ореху не колется. А древесина ореха из капов – больших наростов на стволе – по текстуре не уступает карельской березе.

В начале столярной карьеры лучше ограничиться сосной, березой, дубом, акацией и самшитом. На столешницу пойдет сосна или дуб; береза – на ножки соснового стола; в столешнице она сильно коробится от пролитого. Из акации и самшита получаются отличные шканты, см. далее.

На сосновую столешницу из досок можно и даже нужно брать несортовые дешевые доски – суковатые, свилеватые. Но, разумеется, без выпадающих сучков, трещин, червоточины и следов гнили в виде пятен неестественного цвета: черных, серых, синих, зеленых, в общем, не похожих на это дерево. Напр., следы гнили на черном (эбеновом) дереве могут быть беловатыми или желтоватыми.

Зачем на столешницу некондиция? Возможно, еще и необрезная, которую нужно доводить на циркулярке и фуганке? А их нее после умелой обработки получаются пласти замечательной красоты, слева на рис. Производители такое дерево не любят: затягивается производственный цикл, увеличивается отход. Но для себя своими руками это не так страшно сравнительно с результатом.

Деревянная горбушка

Деловая сосна имеет четко выраженную зональность древесины в виде годичных колец прироста; у прочих хвойных и многих лиственных пород она тоже есть. На спиле доски кольца образуют т. наз. горбушку в виде тонких концентрических дуг. Если горбушка дерева направлена поперек пласти доски, как на рис. в центре, то при сплачивании щита для столешницы (см. далее) доски ориентируют горбушками попеременно ввер-вниз, снизу на рис. Если же горбушки направлены к торцу доски (справа на рис.), то доски в щит укладывают горбушками в одну сторону. Эти тонкости необходимы, чтобы в процессе эксплуатации столешница не расщелилась и не покоробилась.

Лаки, краски, пропитка, клей

Бесплатное средство защиты дерева от гниения – отработанное моторное масло, но для того, с чего едят, это вариант не из лучших. Оптимальна будет 2-х кратная, с перерывом в 3-5 суток, пропитка водно-полимерной эмульсией (ВПЭ), столу она даст защиту на все время его жизни. Даже березовая фанера, пропитанная ВПЭ, пригодна для лицевых панелей мебели: покрытая сверху еще и лаком, она не расслаивается.

Старые мебельные нитроцеллюлозные лаки НЦ-218 и НЦ-2144 с растворителем №647 понемногу выходят из употребления: их по всем параметрам превосходят акриловые лаки на водной основе; кроме того, они безопасны в работе. Также и клеи, костный столярный и БФ-2 на спирту уступают ПВА; правда, для получения качественного шва последний требует нанесения клея на обе поверхности, выдерживания их до отлипа перед соединением и выдержки под гнетом на 1-3 суток, но в домашнем производстве для себя это приемлемо.

Дерево для мебели можно заранее затонировать и защитить морилкой, что позволяет делать красивые наборные детали; пример будет приведен далее. Для подкраски собранных узлов можно использовать краски на основе того же лака и художественных (не малярных!) красителей: масляных в тюбиках для лаков НЦ и акриловых водных для того же лака.

Сначала готовят «закраску»: берут 30-50 мл лака и выдавливают в него 1-1,5 см краски при непрерывном тщательном размешивании живописной кистью. Закраску хранят в плотно закрытом пузырьке и добавляют в лак до нужного тона; пробу на него делают на куске дерева, тон определяют по полном высыхании лака. Цветные лаки на НЦ и масляных красках можно смешивать по правилам смешивания масляных красок для живописи; акриловые – без ограничений.

Первые шаги

Дачный стол – первый из самодельных. Если от стройки остались 1-2 паллеты из-под кирпича, то стол из паллет будет первым из первых. Не только потому, что крайне прост, но и потому, что очень полезен на хозяйстве.

Из одной паллеты, отшлифованной, пропитанной и лакированной, получается садовый столик вроде журнального, слева на рис. Если в наличии есть пара, из них буквально за полчаса можно сделать настенный рабочий стол-стеллаж, в центре и справа. Цепи для него также можно сплести самому из мягкой проволоки, обтянутой трубкой из ПВХ или, лучше, термоусаживаемой. Для полного поднятия столешницы мелкий инструмент укладывают на полку настенной паллеты.

Приложив немного больше труда, из одной паллеты делается сборно-разборный разделочный стол для дачи, позволяющий перенести летне-осеннюю заготовительную кампанию на улицу, не мусоря шелухой и не топчась по кочерыжкам. На зиму этот стол собирается в компактный пакет. Конструкция ясна из рис; под люк в столешнице подставляют ведро.

Следующий по порядку сложности – всем известный дачный стол-козлы, в просторечии козёльчик. Его конструкция из 40-мм досок показана слева на рис., и в дополнение к ней – скамейка того же устройства. А справа – дачный раскладной стол на том же принципе. В нем соединения шарнирные (болты М8-М12, шайбы и гайки с контргайками); в месте, обозначенном зеленым, на гвоздях ставят между поперечинами столешницы бобышку-упор. В сложенном виде этот столик помещается в багажнике автомобиля, так что пойдет и для выезда на пикник. Если такового не предвидится, или багажник больше, столешницу можно сделать длиннее.

Наконец, также не требует особого инструмента и умения стол для беседки, см. рис. ниже. Материал – та же доска-сороковка и немного недорогого крепежа.

На шаг ближе к искусству…

Чтобы продвинуться в столостроении, теперь нужно усвоить кое-что из азов плотницкого мастерства. Стол, в общем, состоит из столешницы, ее опорной рамы, возможно, с нишами и/или механизмами, или просто плиты – подстолья – ножек, и скрепляющих все вместе узлов. Пройдемся по ним начиная с соединений вместе с ножками, т.к. их крепление – самое слабое место стола.

Соединения и ножки

На первых порах нам нужно освоить соединение на шкантах – круглых деревянных бобышках, см. рис. Собираются шкантовые соединения на быстросохнущем м не требующем выдержки клею: столярном, БФ-2, акриловом. Иногда для соединения тонких досок вместо шкантов используют гвозди с откушенными шляпками, поз. 4, но это плохо: дерево усыхает, а металл нет, и со временем соединение разбалтывается.

На шканты берут мелкослойное дерево прочнее обеих соединяемых деталей, т.е. самых твердых пород. Стол из сосны на березовых ножках можно соединять на дубовых или буковых шкантах. В продаже есть готовые круглые палочки для нарезки шкантов; перед применением с кромок шкантов снимают фаски. Продаются и пластиковые шканты, но они предназначены исключительно для разъемных соединений, напр. вставок в раздвижные столы.

Ножки к столам промышленного производства крепятся разъемными царгами, см. рис. справа. Поз., отмеченная желтым – самая простая, дешевая и плохая. С ее недостатками при полном отсутствии достоинств хорошо знакомы покупатели широптребовской советской мебели, пусть она там и остается. Надежны, хорошо держат, кроме ножек, и доски подстолья, царги с врезными укосинами, «зеленая» поз. Они же требуют наименьших затрат, но довольно трудоемки, поэтому в промышленности применяются редко, но любителю в самый раз. Царга с фасонной стальной укосиной, справа вверху на рис., еще прочнее; таким способом можно крепить ножки с круглым оголовком и вообще любые, однако требуются покупные фасонные детали из качественной стали.

Примечание: ножки к круглому столу крепятся, как показано внизу на рис.

Отъемные ножки нужны не только для удобства хранения и транспортировки. В малогабаритной квартире с узким коридором стол с ножками часто просто невозможно допихнуть до гостиной, как его ни верти. Современные квартиры просторнее, а в 1-этажных частных домах стол можно подать/выдать в окно, поэтому в таких случаях выходит на первый план прочность и долговечность стола с наглухо закрепленными ножками.

Для столов на прямоугольном основании оголовки ножек под глухое крепление должны быть также прямоугольными, поз. 1 на рис. Кстати, царги тоже бывают неразъемными: тогда ножки со шкантами, которые проходят сквозь врезную деревянную укосину. Изнутри шканты обрезаются заподлицо и расклиниваются кизиловыми или самшитовыми клиньями, вставленными поперек волокон древесины укосины. Собранное на клею, такое соединение столь прочно и долговечно, что этими столами 200-летней давности можно драться, ухватив за ножку.

Достаточно качественные столы на точеных ножках собирают просто на шкантах, поз. 2. Для столов попроще ножки делают из бруса и крепят саморезами после прикрепления столешницы к подстольнику, поз. 3. Еще проще и легче ножки из пары досок каждая, поз. 4 и 5. Чтобы они не цеплялись за пол, на них внизу нужно набить подпятники или поставить стол на колесики.

Столешница

Проще, но не дешевле всего, заказать столешницу из ламинированной древесно-стружечной плиты (ЛДСП, ламинат). ЛДСП для столешниц выпускается в виде т. наз. постформинга – плит 3,6х1,2 м толщиной 20-60 мм с декоративным покрытием. Верхний край постформинговой плиты закруглен, нижняя пласть с каплесборником, см. рис. Современный мебельный ламинат вполне экологичен, о чем бы ни судачили не желающие забывать совмебель, от которой месяцами воняло фенолом.

Постформинг хорошо покупают мелкие мебельные предприятия. У них всегда есть его отходы; из них вам охотно и за вполне доступную цену вырежут столешницу в размер, если на предприятии есть координатно-раскроечный станок. Возможно, такой заказ примет ИП-одиночка, если сидит без дела. Готовую плиту и закромкуют, т.е. прикроют торец ПВХ кантом (кромкой). Если же вы будете кромковать самостоятельно (доплату за кромкование иногда просят несуразную), то учтите:

  • Верхняя и нижняя полки канта имеют разный профиль, см. слева на рис. Перепутать – на столе всегда будет кантик из грязи.
  • Кант нужно брать точно по толщине плиты. Напялить 24 мм кант на 25 мм плиту можно, но он скоро сползет.
  • Паз под гребень канта нужно выбирать ручной дисковой фрезой; пилой, похоже, ни у кого еще не получилось как следует.
  • Перед установкой канта на поверхность торца наносят тонкий слой силиконового герметика и «колбаску» его выдавливают в паз; в данном случае силикон будет и смазкой, без чего гребень канта может просто смяться.
  • Гребень вводят в паз легкими ударами киянки, постепенно продвигаясь по контуру. Столешница должна при этом лежать на опоре лицом кверху; выдавившиеся излишки силикона немедленно стирают чистой ветошью, слегка смоченной столовым уксусом.

Дощатые столешницы сплачивают в дощатых же обоймах с клиньями и проставками – ваймах. Ваймы вполне возможно сделать самому; на столешницу нужно 3-4. Доски (щеки) вайм оборачивают полиэтиленом, чтобы щит к ним не приклеился. На рис. для примера – процесс изготовления круглой столешницы; прямоугольная сплачивается так же, только обрезка в размер проще. Сплачивается щит на столешницу на клею и шкантах (см. далее); если доски шпунтованные, шканты не нужны. При сплачивании на ПВА очередную делянку перед установкой в вайму выдерживают до отлипа нанесенного клея.

Нередко столешницы собирают без вайм на плазе – ровной поверхности, застеленной полиэтиленовой пленкой. Собрать на плазе хороший дощатый щит не получится: или он щелястым выйдет, или уже при сборке доски дыбом встанут. Но наборные столешницы из фрагментов получаются в умелых руках просто замечательные. Напр., на поз. 1-3 рис. – столешница из отходов распиловки, тонированных морилкой. А на поз. 4-5 основой столешницы стал сам плаз из толстой фанеры. Плитка и ее бой приклеены плиточным клеем, затем впадины заполнены затиркой для питки, поверхность отлакирована и контур обведен кромкой из деревянной рейки.

Примечание: эти примеры иллюстрируют далеко не все возможности изготовления наборных художественных столешниц своими руками.

Подстолье

Подстолье стола с несъемными ножками – простая деревянная рама, слева на рис. Ниши и детали механизмов в силовой схеме не участвуют. Если стол длиннее 1,2 м, или столешница съемная/раздвижная, или предполагаются большие эксплуатационные нагрузки (напр. стол рабочий), подстолье укрепляют ребрами жесткости, в центре. Если же ножки крепятся царгами, то подстолье выполняют заодно со столешницей, чтобы получилась единая силовая схема, справа на рис.

Без рамы

Известны и столы без подстолья, в которых столешница с ножками работают в единой несущей системе. Очень прочен, напр. фанерный стол слева на рис; соединения его шкантовые. К сожалению, это конструкция для любителя не из экономных: боковины собирать из кусков нельзя, они должны быть цельными. В массовом производстве отход не очень велик, но единоштучно на большие боковины уйдет лист фанеры толщиной от 24 мм, и еще 1 на меньшие. Стол, который справа, уже вполне возможно сделать своими руками: несущий каркас сборный; соединения – в шип с подтяжкой болтом и вполдерева. Однако столешница в этом случае должна быть круглой или квадратной, со скругленными или прямыми углами.

… и попадаем в кухню

Именно так. Стол для кухни – следующий по порядку сложности после простейших дачных. Он уже должен соответствовать требованиям квартирной эргономики, размеры – 75 см в высоту для людей средней комплектности; ширина места на 1 едока/седока 60-80 см смотря по его корпулентности, ширина столешницы не менее 70 см. Эстетичный внешний вид весьма желателен, но определяющим не является: вдруг нахомутал с отделкой, на то и скатерть. Столешница должна быть легко моющейся, прочной, стойкой к пролитому нагреву от горячей посуды.

Всем этим требованиям удовлетворит стол из ЛДСП на металлических ножках; они также есть отдельно в продаже комплектами по 4 шт, с крепежом, слева на рис. Фабричные ножки для столов, как правило, снабжаются пятками, регулируемыми по высоте. Стол, изготовление которого сведется к привинчиванию винтами-конфирматами гнезд ножек, обойдется на 30-50% дешевле целиком покупного, а по виду ему не уступит, справа на рис.

Если не лень руки приложить, стальные ножки можно сделать и своими руками. Это не только более дешевый, но и более прочный вариант: гнезда фирменных ножек литые из довольно хрупкого силумина, крепления со временем слабеют, их нужно подтягивать. Самому же можно вырезать гнезда из хорошей стали, а самые ноги вварить в них.

На кухне попросторнее, возможно, найдется место и для стола побольше. На такой случай – на след. рис. чертежи кухонного стола в рустикальном стиле. «Деревенский» этот стол не только по виду: в нем нет ни единого гвоздя и вообще металлического крепежа. Только дерево и клей. Знаток, увидев такой, понимающе-одобрительно покивает головой, а конструкция проста и доступна начинающему. Правда, кроме столешницы придется сплачивать и щиты на боковины, но в данном случае лишний труд того стоит.

Кругляши

Стол с круглой столешницей уместен в любой комнате, если он там помещается. Но столешница из досок в данном случае не самый лучший вариант: из-за наличия острых углов она без обрамления, весьма сложного и трудоемкого, подвержена расщеливанию. От этого недостатка свободны наборные столешницы из мелких фрагментов, наподобие описанной выше из отходов; в отличие от кругляшей из ламината они декоративны, стильны, уникальны и практически бесплатны.

Острых углов в мелко-наборной столешнице еще больше, но тут срабатывает «закон веника». Не американского сенатора Веника, который любит демократию в России до полного забвения об оной у себя дома, а того веника, которым сор метут. Как известно, сломать его (веник, не сенатора) связанным невозможно, а прутик за прутиком поломает и ребенок. Так и здесь, благодаря легкости распределения нагрузок между мелкими фрагментами, наборная из них столешница работает как цельная плита, и обрезать ее после сборки можно хоть «буквой зю».

Примечание: на мысль о сенаторе-венике, пардон, Венике, навело высказывание его соотечественника Сэмюэля Клеменса, всемирно известного как Марк Твен: «Я утверждаю, и берусь доказать это, что у мистера Купера фантазии не больше, чем у быка. Но не того быка, который мычит на пастбище, а того, который является опорой моста».

Как сделать полураскладной круглый стол, показано на рис; справа там размеры столешницы и порядок сборки. А на рис. справа выше – небольшой круглый столик для прихожей, по старинной классификации – визиточный. Его особенность – минимальной количество соединений; сборка на клею. На столешницу пойдет любой кругляш, от спила пня до картонного, сделанного по способу изготовления картонных полок, но подстолье – обязательно прочное, из дерева (доска-двухсотка) или ЛДСП.

Идем дальше: в гостиную

Стол в главной комнате дома должен быть к лицу всему дому. Вместе с тем при современном стремлении к лаконизму дизайна (который еще и экономит затраты на жилплощадь) стол должен до поры, до времени не бросаться в глаза и занимать поменьше место. Поэтому одним из самых востребованных предметов мебели наших дней стал стол-трансформер.

Простейший трансформируемый стол, который при всех его преобразованиях так и остается столом, а не превращается в шкаф или кровать – стол-тумбочка; его вполне возможно сделать своими руками «с нуля». Тут более всего употребительны 2 варианта. Слева на рис. – стол разворачиваемый, у него рекордное отношение занимаемых площадей в развернутом и свернутом виде. Такие чаще всего ставят в квартирах-студиях перпендикулярно стене на границе кухонной и гостиной зон. С опущеннымии крыльями столешницы он послужит баром. Поднимая крылья по одному, можно получить кухонный или каждодневный обеденный стол, а полностью развернутый (в центре), он обеспечит местом довольно многолюдный банкет.

Живущему в малогабаритной квартире холостяку более подойдет складной стол-тумбочка, справа на рис. Это, в сущности, 2 маленьких круглых раскладных стола, описанных выше, соединенные прямоугольной вставкой. Одному с него сложенного можно пообедать, т.к., в отличие от предыдущего варианта, есть куда деть ноги. А развернув, провести романтический вечер с прекрасной незнакомкой или душевные посиделки с приятелями.

Все указанные выше качества сочетают в себе журнально-обеденные столы-трансформеры с механизмом. Разнообразие механизмов трансформации велико, но для столов, которые всегда столы, они в основном сводятся к 2-м типам: лифту (пантографу) и книжке. Как действуют тот и другой, см. видео:

Теоретически книжка устойчивее лифта, хотя тут многое зависит и от качества исполнения. У любителей книжки популярнее, потому что механизм-книжку еще можно сделать самостоятельно, а лифт вне производственных условий вряд ли.

Как раскладывается стол-книжка, показано поэтапно на рис. справа. Для самостоятельного его изготовления нужно знать, что ключевой узел – демпфирующе-балансировочное упругое звено. В достаточно дорогих фирменных конструкциях используют очень мягко работающие газовые демпферы (газлифты), но любителю лучше остановиться на пружинном демпфере, и не потому, что газлифт намного дороже.

Дело в том, что газлифт должен быть в довольно узких пределах согласован с кинематикой рычажной системы, весом столешницы, подстолья и собственным весом рычагов. Если баланс всей системы не укладывается в его характеристики, механизм просто не будет работать. А пружину всегда можно подтянуть/ослабить; в крайнем случае заменить. В общем, неудачный самодельный стол-трансформер с газлифтами редко удается «довести до ума», а пружинный – почти всегда. Если вы решитесь все-таки помучиться с самодельным столом-акробатом, на рис. – чертежи пружинного механизма трансформации.

Без наличия сверлильного, токарного и фрезерного по металлу станков или доступа к ним большинство деталей механизма трансформации придется заказывать. Тогда его изготовление обойдется немного около $40, а купить хороший готовый можно за $50-$60. Фабричный же журнальный стол-трансформер редко когда тянет менее чем на $200, так что и при таком раскладе экономия выходит существенная.

Стол-трансформер делается под механизм. Одними из самых популярных являются механизмы трансформации Mazetti, благодаря хорошему качеству при умеренной для данного класса изделий цене. Кроме того, механизмы Mazetti выпускаются в несущей раме (врезка в центре на рис.), что намного упрощает установку. Остальные поз. на рис. показывают устройство и размеры стола под этот механизм.

Для крепкой пирушки

Что ни говори, но в нормальной семье с детьми, друзьями и родственниками без многолюдных сборищ за столом не обходится, и тут стол-трансформер не всегда выручит. Однако банкетные столы для гостиной в более-менее полном объеме оставим, как говорится, на потом: это изделия более высокого порядка сложности; прежде всего из-за механизма раздвижения.

Кстати, старые добрые «раздвижки» с деревянными направляющими и деревянными же ползунами половинок столешницы (поз. 1 на рис.) при надлежащем исполнении вполне удобны и надежны, помимо этого их можно сделать самому, но процесс такой требует особого обстоятельного описания. Современные механизмы раздвижения с телескопическими направляющими полного выноса, поз. 2, позволяют применять уже не 1, а до 3-5 вставок, что увеличивает емкость стола на 6-10 персон соответственно, но достаточно дороги, а их монтаж требует описания не менее объемного.

Существуют банкетные столы со вставками-раскладушками, поз. 3. В элитных моделях при раздвижении/сдвигании половинок столешницы вставки поднимает, раскладывает и ставит на место или убирает обратно в подстолье весьма сложный механизм, но его ручные варианты доступны для изготовления в домашних условиях.

Что до банкетных столов с выдвижными индивидуальными столиками, устроенным наподобие подставки под клавиатуру в компьютерном столе, то их никак нельзя назвать популярными: подавшись вперед (а как этого избежать, если дом без слуг?), получим доску обратно в подстолье, а свою порцию угощения – на праздничную одежду.

Но не будем о грустном. Вспомним, что стол раздвигают далеко не всегда, и можно воспользоваться приставным, цельный же стол в любом случае надежнее. Поэтому на серии рисунков ниже – способ сделать очень прочный и недорогой обеденный стол, а как он выглядит «живьем» – см. слева на рис. в начале.

Вдобавок

Стол, да и любую мебель, часто хочется раскрасить не просто полосами или художественно расписать. Чтобы защитить рисунок от внешних воздействий и обеспечить возможность подновления лака при необходимости, краски нужно не наносить, а втирать в дерево до лакировки. Техника живописи способом послойного втирания красок называется лессировкой. Так что в заключение предлагаем мастер-класс по лессировке дерева.

Видео: мастер-класс по лессировке дерева

Журнальный столик существует в неисчислимом количестве разновидностей. Сделать его легко; чертежи если и потребуются, то совсем не сложные. Правда, в столиках-трансформерах есть раскладной механизм, но и его при желании можно реализовать своими руками, не будучи очень уж искусным мастером; этого момента мы еще коснемся.

Но, с другой стороны, журнальный столик в интерьере – все равно что деловой костюм для мужчины или макияж для дамы. Один и тот же материал, сходный покрой, такая же косметичка могут придать обладателю облик респектабельного джентльмена или безалаберного бонвивана, холеной уверенной в себе львицы, игривой инженю или расфуфыренной кокетки.

Поэтому мы не будем очень уж подробно останавливаться на пошаговых рецептах, как сделать журнальный столик самому (хотя и этому будет уделено должное внимание), но остановимся прежде всего на эстетической и креативной стороне дела. Затем – на надежности и долговечности в сочетании с дешевизной. Это тоже немаловажный момент: журнальный столик принадлежит к числу наиболее интенсивно используемых предметов мебели.

А что это вообще?

Есть ли какое-то определение того, за что мы решили взяться? Какие-то нормы, требования, правила? Условия по эргономике? Только одно: высота – от 40 до 50 см. И все, твори, как бог на душу положит, но чтобы красиво и удобно было.

Оформление

Вид столику придает прежде всего декор, поэтому начать уместно будет с конца: с художественного оформления и отделки. Решив этот вопрос, уже не трудно будет подобрать конструкцию из готовых или же разработать свою собственную: нагрузки на предмет невелики, а вдруг огрех вышел, нетрудно переделать или сделать заново. Затрат труда и средств – всего ничего.

Украсить столик можно разными способами, см. рис. Позиции будем перебирать как читают, слева направо и сверху вниз. В таком же порядке они расположены по степени возрастания сложности работы.

Обои

С помощью самых обычных обоев можно быстро и недорого облагородить самый древний обшарпанный столик, лишь бы крепок был. Зачистка, грунтовка, покраска особенностей не имеют. Кусок обоев на пласть столешницы тоже подойдет любой: его по застилке на клею покрывают в несколько слоев прозрачным бесцветным или тонированным лаком НЦ или акриловым.

Каждый слой, кроме финишного, по высыхании шлифуют, но шкурка для этого нужна бархатная, которую в продаже не всегда найдешь. Поэтому делаем так: берем два куска наждачки номер 240-280 и трем друг об друга, пока не начнет проглядывать основа. Этим и шлифуем.

Примечание: сыплющийся абразивный порошок желательно собрать. Он очень хорошо пригодится для разных работ, особенно по стеклу.

Если обои рельефные, то шлифовку начинают со слоя, над которым уже не выступают неровности рельефа. Как правило, это 2-й – 4-й слой. Над ним должно быть еще не менее 3-4 слоев лака.

Лак наносят конвертом от центра к краям. Первые слои – обильно, чтобы затекло на торцы; столешницу при этом ставят на подставки, пол застилают пленкой. Слои под шлифовку наносят слегка съеживающимися, чтобы получился сбег лакового покрытия (его толщина может доходить до 4 мм) к краям столешницы. Повисшие внизу капли после полного застывания всего покрытия срезают и край нижней пласти шкурят.

Элегантность столику придадут обойные гвозди или металлические канцелярские кнопки, вбитые рядком по краю. Важнейшее условие, чтобы смотрелось – бляшки должны располагаться ровными рядами и с равномерным шагом. Тут выручит простейшее приспособление: кусок металлического уголка с насверленными по одной стороне отверстиями диаметром чуть более толщины стержня кнопки (чаще всего – 1,2 мм). Его используют как шаблон, передвигая по периметру. Крайние отверстия должны отстоять от кромки на величину шага забивки минус полдиаметра шляпки.

Камни-ракушки

С отдыха на море можно привезти груду пустых ракушек и морских камушков. Столик с такой россыпью под стеклом выглядит романтично. Но популярная конструкция с рамкой из бамбучин, как на рис., не очень-то практична. Стебли бамбука сужаются к верху, и подобрать четыре куска равномерной одинаковой толщины не так-то просто, а в закутке между стеклом и бамбучинами скоро собирается пыль, вычистить которую трудно. Стекло на клее плохо держится на гладких полукруглых деталях. Наконец, бамбук возле соленой воды просто не растет, и выглядит такой столик не вполне естественно.

На изготовление рамки для морского столика целесообразнее всего пустить самый обычный плинтус. Конфигурация в разрезе, размер, тон, текстура – в огромном ассортименте, цена недорогая. Стекло аквариумным силиконом к верхней полочке плинтуса приклеивается намертво. Силиконовый клей для склейки аквариумов продается в зоомагазинах, вечен, держит невероятные нагрузки. Выпускается прозрачным (склейка не видна), белым и черным, что дает дополнительные возможности для дизайна. Камера с наполнением получается практически герметичной, внутри ничего не пылится.

Для столешницы 400х750 мм требуется стекло толщиной от 6 мм; для 600х900 мм – от 8 мм; для большей – от 10 мм. Стекло нужно зеркальное, без свилей и волнистости. Если не полениться и выбрать с внутренней стороны плинтуса четверть глубиной в толщину стекла, оно вклеится заподлицо и столик выйдет абсолютно надежным и безопасным.

Примечание: в начале 80-х какая-то французская фирма произвела было фурор на рынке эксклюзивной мебели, пустив в продажу столы-аквариумы. Сквозь прозрачную столешницу виден был подводный мир. Производители уверяли, что ресурс замкнутой экосистемы в толстой полой столешнице – 40 лет, но вышел полный конфуз. Рыбки начинали размножаться, биологическое равновесие летело в тартарары, и стол-аквариум превращался в могильник мерзкого вида. Знакомая автора статьи по этому поводу заметила: «Им бы сначала рыбок вывести, которые по-французски…»

Зеркала

Зеркальный столик впишется в любой интерьер. Зеркала, отражая окружающее, автоматически включают его в стиль дизайна.

Основа – обычный ящик достаточной прочности со сглаженными углами, старательно выкрашенный. Оставлять деревянные промежутки на виду нельзя: дерево – естественный благородный материал. Оставить его узенькими полосками – значит намеренно подавить то, что по природе своей должно доминировать, а это безвкусица. Обнаженную древесину можно и нужно оставить под зеркалами, так они будут прочнее держаться на клее – монтажном нитро, строительном или аквариумном силиконе. Ящик-основу предварительно нужно прогрунтовать грунтовкой на нирооснове, не на водной!

Авторы конструкции рекомендуют красить основу серебрянкой (алюминиевой пудрой), что вполне оправданно: серебристый цвет гармонирует с зеркалами в любой обстановке. Но, если столик изготавливается под определенный интерьер, тон покраски может быть и другим. К примеру, в гостиной ар деко – золотистым (красить бронзой или сусальным золотом), черным или белым – в классическом модерне; в хайтеке – тоже черным или синим, фиолетовым; в гостиной фьюжн – ярко-красным, в минималистической – любым в общий тон; скажем, салатовым.

Декупаж

Декупаж – наклеивание на основу готовых фрагментов рисунка, что-то вроде модифицированных переводных картинок. Техника собственно декупажа проста, и все необходимое продается в наборах, но подготовка основы (верхней пласти) и закрепление рисунка требуют некоторого труда.

Декупированная мебель до недавнего времени считалась признаком простецкого (если не сказать – дурного) вкуса, но техника декупажа совершенствуется, выбор готовых рисунков непрерывно расширяется, и ныне даже знатоки нередко путают декупаж под лаком с ручной художественной росписью.

Столешницу сначала шкурят, выравнивают, заделывают зияющие трещины, как при реставрации мебели. Затем грунтуют мелом, замешанным на прозрачном мебельном лаке НЦ до густоты сметаны. Грунтовки на воде использовать нельзя! После декупирования пласть покрывают прозрачным акриловым лаком в два слоя или мебельным нитролаком в 3-4 слоя. Каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего, описанным выше способом.

Видео: мастер-класс по декупажу

Мозаика

Журнальные столики украшают с тех пор, как они вообще появились. Но мало кому известно, что столешницы для них делались из мрамора или алабастра – сделать на деревянной основе прочную классическую мозаику невозможно: уж очень различаются по температурно-механическим и прочностным характеристикам волокнисто-слоистые органические материалы с монолитными минеральными.

Примечание: не путайте алабастр – полупрозрачный розоватый полудрагоценный и поделочный камень – со строительным алебастром.

В наши дни прочную и красивую мозаику на дереве можно набрать из пластика. Фрагменты можно вырезать их ПВХ пластиковых коробов для электрокоммуникаций. Выпускаются они преимущественно белыми, изредка – черными или темно-серыми. Но покрасить – не проблема. В ПВХ с наполнителем намертво въедается краска для граффити. Одно лишь условие – красить нужно уже вырезанные фрагменты, иначе белые ниточки будут видны по их краям на уже собранной композиции. Наклеивают пластиковые смальты на дерево монтажным клеем; основу предварительно выравнивают и грунтуют, как под зеркала.

Художественная роспись

Тут уже нужен художественный вкус и поставленная рука живописца. Трафарет использовать нежелательно – не потолок и даже не стены, малейшие потеки прямо перед глазами. Основу грунтуют, как под зеркала, для всех видов росписи, кроме хохломской, там грунтовка глиной входит в технологический процесс.

Желательно использовать традиционные русские техники росписи по дереву: кроме хохломы (которая весьма сложна) – полховскую и городецкую. Они предназначены для деревянной посуды и кухонной утвари; столиком же не едят и тесто в нем не творят, так что будет на долгие годы.

Видео: декорирование столика витражными красками

Кракелюр

И, наконец, техника краке. Принцип: не вполне еще высохшую краску (палец отпечатывается, но без отлипа) покрывают специальным лаком-краке. Высыхая, он тянет за собой краску, та трескается сеточкой, и готовое покрытие выглядит благообразно-старинным. Это особенно ценно в стилях кантри или традиционных – барокко, ампир и т.п.

Краке на столике обязательно нужно отлакировать, иначе в трещины скоро набьется грязь и вид пропадет. Это позволяет обойтись без дорогостоящего кракелюрного лака. Вместо него можно применить:

  • Клей ПВА, разведенный вдвое-втрое – для красок на водной основе (гуашь) и нитро. Наносить по чуть-чуть, тончайшим слоем, после определения дозировки по опытному образцу точно такой же краски! Контуры гуашевой росписи выходят немного размытыми, воздушными. Яркие цвета крайне нежелательны.
  • Яичный белок – для масляных красок.
  • Столовый уксус – для алкидных и акриловых эмалей.
  • Пищевой желатин – для всех видов красок, но покрытие держится не более 5 лет даже под лаком.

Видео: полная реставрация старого стола

Круглые столики

Круглые журнальные столики наиболее популярны: у маленького стола тесновато, и углы мешают. Мы для примера даем три конструкции. Слева на рис. – круглый столик с откидной столешницей. Вид архаичный, пойдет в любую старомодную (или просто старую) гостиную.

Такие столы в старину назывались визитными, на них гости по уходе оставляли свои визитные карточки. Если, выходя, визитер видел тыл столешницы (о чем втихомолку отдавалось распоряжение прислуге), это был недвусмысленный знак, что его появление в этом доме впредь нежелательно. Но повода для вызова на дуэль такой пассаж не давал. В наши дни визитному столу можно найти не столь оскорбительное применение: аквариумным силиконом на столешницу прочно приклеивается акриловое зеркало.

Справа вверху – деревянный столик-этажерка, диаметром тоже 700 мм. Конструкция элементарно проста, но, если на столике будет что-то тяжелее перчаток или шарфика, полку со столешницей лучше подпереть под края стойками из полированной металлической трубы. Вариант – радиальные перегородки из ламината, дерева, ДСП. Подпорки из бруса испортят вид.

Внизу справа – тоже 700-мм круглый столик, требующий минимума труда и затрат. Почему? Видно из рисунка. Столешница прибивается к ножкам из обрезков палок насквозь, затем грунтуется и отделывается начисто. Треногу нужно собрать заранее не клее и гвоздях; деревянное кольцо на ней – декоративное. Верх обрезается в плоскость по разметке самодельным псевдо-рейсмусом из подручных материалов, см. раздел о столах из пня.

Идея: необычный круглый столик из пластиковых труб (it)

Трансформеры

Раскладной журнальный столик также не новость. Их давно уже делали по образцу обеденного стола: с раздвижной столешницей и вставной доской. Тумбе, как правило, отводилась роль винного погребка. Партработники держали там вместе в бутылкой и стопками-фужерами том Ленина или Карла Маркса. В зависимости от принимаемого посетителя на «палубу» вызывалось то или другое. Технари, не склонные к лицемерию, презирали этакое двурушничество от всей души.

В наше время журнальные столики избавились, наконец, от фарисейства владельцев. Самая популярная конструкция – столик одновременно и журнальный, и обеденный. В малогабаритной однушке – находка. Как работает такой столик-трансформер, показано на рис. выше.

Его изюминка, разумеется, механизм трансформации. Покупные достаточно дороги, но можно сделать самому. Для этого придется сначала освоить какую-нибудь программу, позволяющую производить трехмерное моделирование. Проще всего Google Sketch Up. Она не так функциональна, как PRO 100, но гораздо проще в пользовании, а на трансформер для стола ее хватит.

Принцип действия механизма – система рычагов с двумя мертвыми точками в крайних положения и с точкой неустойчивого равновесия между ними. Это обеспечивает легкость преобразования без грохота и хлопков. Этапы создания механизма следующие, см. рис:

  1. Рисуем принципиальную схему (поз. 1), хоть от руки или в CorelDraw;
  2. Разрабатываем макет в трехмерке и проверяем взаимодействие частей, поз 2;
  3. Изготавливаем одну секцию в натуре из деревяшек (поз 3), проверяем, как все ходит, подгоняем размеры;
  4. Делаем деталировку уже под металл, поз 4;
  5. Собираем секции, окончательно проверяем в натуре, поз 5;
  6. По механизму делаем тумбу, доски и собираем столик, поз 6.

Для такого механизма понадобится около 4 м профтрубы 20х20, 1,2 м ее же 50х25, метр полосы 20х4, 6 болтов М8х120, по 2 М8х60 и М8х50, 8 М4х20, 26 гаек М8 и 30 шайб 30х8, 12 межсекционных стяжек, 6-см кусочек уголка 45х25 и 4 газлифта 120-140N. Деревянные детали – согласно выбранной конструкции столика. На столешницу лучше пустить МДФ, она легче и прочнее ДСП. Затрат – около 1000 руб., что более чем вдвое дешевле фирменных моделей.

Видео: пример готового стола-трансформера

Примечание: на следующем рисунке – чертежи трансформирующего механизма без газлифтов, на пружинах. Такой обойдется еще дешевле, но с пружинами придется поколдовать, подбирая их силу.

Оригиналы

То, что журнальный столик лучше иметь оригинального вида, тоже общее место. Перефразируя известное высказывание об индейцах, можно сказать: хороший журнальный столик – оригинальный журнальный столик. Для начала разберем три конструкции (см. рис.) в порядке возрастания сложности изготовления.

Из прессы

Журнальный столик из старых газет и журналов (слева на рис.) – это не только оригинально по виду, но и тонко по замыслу. Что есть свидетельство пусть и не традиционного, но развитого вкуса. Правда, и помещение под него должно быть оформлено соответственно. В любом интерьере расхожего дизайна, хоть старинном, хоть современном, смотреться он не будет.

Технология же изготовления совершенно проста:

  • Сворачиваем макулатурные СМИ в тугие трубки и фиксируем каждую несколькими денежными резинками.
  • Погружаем на 2-7 мин в ведро или корыто с водно-полимерной эмульсией; она не воняет и дешева.
  • Подвешиваем на проволочных крючках на бельевую веревку для просушки; сушить нужно в не пыльном помещении, подстелив внизу пленку под стекающие излишки.
  • Склеиваем пук-тумбу ПВА; сушим в вертикальном положении, обвязав ниткой, чтобы не рассыпался.
  • Размечаем плоскости псевдо-рейсмусом (см. далее) и обрезаем в размер ножовкой с мелкозубчатым полотном «чистый рез».
  • Наклеиваем аквариумным силиконом столешницу из зеркального стекла не менее 12 мм толщиной.

Из поленьев

Этот столик, средний на рис. сверху, уже сложнее в работе, но чурбаков нужно не так много, как может показаться. В основе его – все тот же деревянный ящик, приклеенный к доске из 20-мм фанеры на колесиках. Его обставляют со всех сторон чурбаками на клее. Высота каждого полешка – высота ящика плюс толщина круглящей из тех же чурбаков, выстилающих верхнюю пласть (20-50 мм).

Разметку плоскостей на чурбаках делают самодельным рейсмусом, о котором уже упоминалось и ниже будет сказано подробнее. При распиловке опилки тщательно собирают в любой подходящий поддон, чтобы не набрались грязи с пола. Кругляши наклеивают на пласть; затем опилки замешивают на жидких гвоздях до густоты пластилина и полученным составом затирают резиновым шпателем провалы между кругляшами. Осталось ошкурить, как следует пропылесосить, отлакировать верх – и готово.

У этого стола есть два нюанса. Во-первых, опилок от, так сказать, штатной распиловки, наверняка не хватит. Поэтому придется часть материала пустить именно на опилки. Во-вторых, поверх всей пласти желательно положить на аквариумном силиконе стекло толщиной не менее 6 мм. Оно не только защитит дерево от загрязнений, но и предохранит его от ультрафиолета, который вызывает потемнение древесины. А вид стеклянная фальшстолешница не испортит.

Гнутый

Столик справа ни рис. в начале раздела еще доступен для самостоятельного изготовления, но требует уже серьезных навыков, проветриваемого производственного помещения и строжайших мер безопасности при изготовлении. Его конструкция основана на свойстве древесины размягчаться при сухом нагреве (не путать с распариванием!) и затем сохранять приданную ей форму. Разные сорта дерева, а одного и того же – в зависимости от того, в массиве оно или в шпоне, по-разному поддаются формовке, на чем и основана самодельная технология.

Прежде всего нужно сделать наборный, на гвоздях, болван по форме внутреннего пространства стола. Материал – твердая лиственная древесина: дуб, вяз, бук, орех. Обойдется болван дорого, но он многоразовый, до 15 изделий. Болван сразу же обтягивают фторопластовой (тефлоновой) пленкой с нахлестом на нерабочие поверхности. Нерабочие – которые не будут облегаться шпоном. Закрепляют пленку мелкими гвоздями с фанерными подкладками под шляпки. Закреплять нужно хорошо, тефлон очень скользок и совершенно не клеится.

заводская вариация гнутого столика

Затем нужен шпон липовый, березовый или (лучше) бамбуковый. Длина полос – по длине всей поверхности стола; полосы в слоях должны быть цельными и ориентированы в соседних слоях взаимно перпендикулярно. Лучший, но трудоемкий и сложный способ укладки – диагональный.

Первый от болвана слой укладывают на сухую, подогревая шпон строительным феном; начальные концы полос закрепляют гвоздиками. Работать нужно в противогазе, не в лепестке! Стройфен развивает температуру до 400 градусов, и как раз при такой температуре начинает разлагаться тефлон, выделяя смертельно ядовитый фтористый водород. Вообще-то для размягчения шпона достаточно 300 градусов, а бамбукового и 160. На такую температуру и нужно выставить фен, но – береженого бог бережет. С летучими фторидами не шутят.

По остывании болвана с первым слоем закрепляющие его гвоздики удаляют и начинают укладку второго слоя; концы его полос также временно закрепляют гвоздями. Второй и последующие слои греют участками по 20-30 см, накладывают, выгибают по форме, держат до остывания, приподнимают, смазывают ПВА, ждут схватывания, греют и формуют дальше.

Так формируются все последующие слои до получения нужной толщины; минимум – 6 слоев и 12 мм. Крепежные гвоздики каждого слоя нужно не забывать удалять перед укладкой следующего. Наконец, готовый стол аккуратно отдирают от болвана (дорогой фторопласт придется выбросить), пропитывают 2-3 раза до протекания насквозь водно-полимерной эмульсией, сушат и производят декорирование любым из описанных выше способов. Разумеется, соблюдая стиль.

Из ящиков

В Сети уже довольно долго гуляет журнальный столик из винных ящиков, см. рис. Конструкция элементарно проста и весьма функциональна. Сразу видно, что содержимое тары авторы если и употребляют, то в умеренном количестве и высокого качества.

По эстетике здесь можно только порекомендовать вбить поглубже добойником гвозди и зашпаклевать лунки опилками той же древесины, замешанными на жидких гвоздях, как описано выше. Это не только скроет крепеж. Теперь можно центральное углубление закрыть каким-то листовым материалом. Кроме фактически полноценной пласти, это даст удивительную приспособляемость столика к стилю:

  1. Стекло – любой современный стиль.
  2. Дерево – кантри.
  3. Полированный металл – ар деко и хайтек.
  4. Белый, черный или цветной пластик – модерн, минимализм.

Подчеркнуть принадлежность к тому или иному направлению можно, водрузив в центр соответствующего вида светильник.

Простой

Очень простой и дешевый журнальный столик с отделением для книг можно сделать из ламинированной ДСП, см. рис. Без фасонных металлических стоек можно обойтись, заменив их отрезками бруса, как показано красным пунктиром. По одному или два на нишу, в центре или с краев – зависит от предполагаемой нагрузки и дизайна. Правда, в гостиную такой столик подойдет не очень-то; более в спальню или детскую.

Распиловку досок дешевле будет заказать в мебельной фирме, там же и закромкуют. Собирать не обязательно на эксцентриковых соединителях, можно на шкантах или саморезами насквозь. В последнем случае – шпаклевка лунок и обтяжка самоклейкой под дерево. После лакировки отличить от натуральной древесины можно будет, только процарапав.

Видео: простой столик с оригинальным элементом

Стеклянный

А можно ли самому сделать полностью стеклянный журнальный столик? Вот такой, как на рисунке? Или попроще, но полностью из стекла?

Да, можно, только обойдется он недешево: стекло нужно зеркальное толщиной от 12-14 мм. Порезку нужно заказывать на промышленном оборудовании со шлифовкой кромок; дома стеклорезом точно в размер с перпендикулярными кромками не вырежешь. Мастер-индивидуал в сарайчике тоже не вырежет, а стекольные фирмы такого уровня есть не во всех больших городах.

Склейка же в одно сложностей не представляет: аквариумный силикон, да и все тут. Неудавшийся стык можно разнять лезвием безопасной бритвы; потеки немедленно, до высыхания, удаляются ветошью, смоченной столовым уксусом. Металлическая фурнитура (колесики, к примеру) к стеклу аквариумным силиконом также приклеивается намертво.

Склеиваемые поверхности нужно тщательно обезжирить изопропиловым спиртом (пары ядовиты!) или составом для чистки фотооптики, а затем протереть до скрипа микрофибровой салфеткой для чистки очков. Затем смотрим против света почти по скользящей: если видны разводы, салфетка зажирилась, нужно менять на новую. Стирке не подлежит.

Видео: мобильные столики из стекла и фанеры

Из пня

Очень оригинальный и востребованный предмет меблировки – стол из кряжистого пня, см. рис. Но как обпилить пнище-то этакое ровно с двух концов? Вот тут и пришло время рассказать о псевдо-рейсмусе. Вообще-то рейсмус – специальный инструмент для разметки каких угодно корявин; широко используется с самодельном малом судостроении и моделизме. Но мы обойдемся проще.

Нужны две табуретки; нижняя, желательно, на не разболтанных колесиках. Еще нужен ровный гладкий пол. Если все это имеется в наличии – вторую табуретку ставим на первую вверх ножками. Вместе они скрепляются струбцинами. О дальнейшем вы, наверное, уже догадались: кусок рейки или трубы, карандаш, фломастер или маркер, скотч.

Штангу с «рисовалом» приматываем на нужном уровне к ножкам верхней табуретки и, передвигая приспособление, размечаем плоскость. Для пня – сначала на комле; не забудьте дать запас на обрезку корней!. Перед разметкой под корни, заранее обрезанные начерно, подкладываем клинья, пока комель не встанет, как надо (на глаз по эстетике, не по отвесу).

Затем отпиливаем от комля по разметке (лучше – мотопилой), переворачиваем и размечаем плоскость на кряже. Если кряж будет на полу, в середине корни убираем, чтобы получилась выемка, так стол будет устойчивее. Осталось изготовить столешницу, прикрепить ее – и совершенно неповторимый эксклюзив готов!