Open
Close

Знаки препинания (основные случаи). Простые правила

Пунктуация. Функции знаков препинания .

Методическая разработка

урока русского языка в 8-ом классе.

Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.

Цели урока:

    Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации

    Выявить основные функции знаков препинания

    Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания

    Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку учителя:

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Работа в группах:

«Орфографическая» группа : сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.

    О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.

    О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.

    Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем

    Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением

    Правописание наречий: изредка

«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар , разобрать по составу слова дешевый и парчовый , найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка )

«Синтаксическая» группа : произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.

«Лексическая» группа : дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый , найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе ), указать их признаки.

    Введение в тему урока.

Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Чей-то дом

Хвостом виляет

Из ружья стреляет

Чуть не слопал

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

    Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)

    Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)

    Какой раздел языка изучает знаки препинания?

    Запишите тему урока в тетради.

    Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)

В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».

    Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.

попасть в точку,

поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,

сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)

    Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.

    1. Беседа по вопросам:

    Что изучает пунктуация?

    Какие знаки препинания вы знаете?

    Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?

    Какие группы знаков препинания можно выделить?

    Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.

    Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)

    1. Работа с учебником – чтение текста упр.145.

Вопросы и задания к тексту:

    Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?

    Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?

    Как можно озаглавить этот текст?

    Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста

    Развитие пунктуационных умений.

    1. Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.

      Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»

      Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).

    Подведение итогов урока.

    Для чего же нужны нам знаки препинания?

    Назовите группы знаков препинания.

    Назовите ключевые слова темы.

Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий эти знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией .

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:

  • выделяющие : запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
  • отделяющие : точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Таблица. Знаки препинания (основные случаи)

(с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»

Выделяющие знаки препинания

В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.

  • Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
  1. обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
  2. обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
  3. обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
  4. обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
  5. междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
  6. вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
  7. обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
  8. сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
  • Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
  1. обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука - всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
  2. одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша - этот угловатый, щуплый подросток - сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
  3. вводное предложение: Он приник к замочной скважине - ключа в ней, к счастью, не было - увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
  • Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
  • Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав - поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
  • Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо - полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
  • Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
  • Восклицательный знак ставится, если есть:
  1. обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
  2. междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).

Отделяющие знаки препинания

Отделяющие знаки препинания в простом предложении служат для разграничения однородных членов, а в сложном - отделяют части простых предложений, входящих в его состав.

  • Запятая :
  1. при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные африканские буйволы. (Н. Гумилев);
  2. в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н. Гумилев);
  3. после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай с постными пирогами», -говорит отец. (И. Шмелев)
  • Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Санкт-Петербурге; для него он и вправду составляет всё. (М. Горький)
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчётливо виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева. (Н. Гумилев)
  • Тире :
  1. в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна - появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом. (Н. Гумилев);
  2. между подлежащим и сказуемым: Убить льва - затаенная мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
  3. в неполном предложении: С юго-запада сюда идут поохотиться люди, из Данакильской пустыни, испещрённой барханами, -львы. (Н. Гумилев)
  • Многоточие в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая, раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)

Конспект урока ««. Следующая тема:

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться ». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!

Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации; выявить основные функции знаков препинания;
  • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически), развивать монологическую речь;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ключевые слова урока :

  • синтаксис
  • пунктуация
  • знаки препинания
  • функция знаков препинания

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока

Подготовка учащихся к восприятию темы урока .

Слово учителя: Чтобы сформулировать тему урока, прослушайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза».
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал это довольно быстро.

«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
Я посмотрел на Благово.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

2. Беседа по тексту

– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока. Слайд.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?

синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания

3. Повторение

– Что такое СИНТАКСИС?
От греч. Syntaxis – «составление» – раздел грамматики, изучающий строй связной речи. Синтаксис включает в себя две основные части: 1) – синтаксис словосочетания; 2) синтаксис предложения.
– Что изучает ПУНКТУАЦИЯ?
от лат. Punctum – «точка» – собрание правил о постановке знаков препинания
– Какие существуют знаки препинания? Современные знаки препинания: . ! ? … ; , : – () « »
– Какова роль знаков препинания? Прочтите в тексте, найдите ответ, выпишите в тетрадь.

«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

– Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.

Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.

4. Работа по учебнику: § 20, упр. 145.

– Каково назначение знаков препинания?

Пунктуация – это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

5. Словарная работа

– Для чего служит письменная речь? Для общения. Каким словом еще называется общение?

Коммуникация, коммуникативный.

Задание: вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетание с этим словом. Коммуникативная функция знаков препинания хорошо иллюстрируется следующим примером, приведенным в книге Г. Граника «Секреты пунктуации».

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

– Как, по-вашему, когда появились знаки препинания? Тогда же, когда только появилась письменность?

6. Работа с текстом

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки:_вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

Анализ функций знаков препинания в данном тексте.

Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.

Определите, какие современные нам знаки препинания назывались: удивный знак, черта, знак пресекательный и отменительный, вместный знак, полуточие, молчанка.
Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, называл этот знак «молчанка» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».

7. Работа с текстом

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, какие знаки выделительные, какие – разделительные?

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить чтобы... передать свою мысль другому ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить, и умнее станешь, и тебя все сразу станут понимать, а это – хорошо.

М. Горький .

– Выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль высказывания М. Горького – это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза.

– Подумайте, какие родственные слова у слов препинание, запятая? (Препятствие, запинаться) . Действительно, в создании термина знаки препинания отразилось понимание их как знаков остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении письменной речи

Заполнение таблицы.
Функции знаков препинания

Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

8. – Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:

1) точка (.)
2) двоеточие (:)
3) многоточие (…)
4) точка с запятой (;)
5) запятая(,)
6) запятые(,)
7) кавычки: а) лапки (” “); б) елочки («»)
8) вопросительный (?)
9) восклицательный (!)
10) тире (–)
11) двойное тире (– –)
12) скобки ()
13 сноска, или астериск *
14) абзац или абзацный отступ.

9. Решите пунктуационную задачу : на месте каких цифр должны стоять запятые?

Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)

Ответ: 1, 2, 3, 4

10. В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот эти истории:

1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.

2) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

3) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?

11. Расставить знаки препинания.

Идя потихоньку напевал.

Идя, потихоньку напевал.
Идя потихоньку, напевал.

– Объясните причину недоразумений. Как их можно исправить?

Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многогранности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (Д. Лихачев)

– От чего зависит постановка знаков препинания?
– Правила пунктуации – пунктограммы. Объясните знаки препинания в высказывании Д. Лихачева.
– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Можно ли объяснить постановку знаков препинания пунктуационными правилами?
– Такие знаки препинания называются факультативные.

К. Бальмонт :

Я люблю далекий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костер вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджег – города,
Пламя зарева со мной – навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, – и горим!

– Объясните значение тире в стихотворении Бальмонта.
– Попробуйте расставить знаки препинания в стихотворении М. Цветаевой.

Зверю берлога,
Страннику дорога,
Мертвому дроги,
Каждому свое.

Женщине лукавить,
Царю править,
Мне славить
Имя твое.

М.Цветаева

Проверьте:

Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.

Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.

М.Цветаева

– Зачем М. Цветаева использует тире в своем стихотворении?

12. Выводы по уроку

– Ф.И. Буслаев о значении знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»

13. Домашнее задание: сочинение «Значение знаков препинания в тексте» (по упр. 148)

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.