Open
Close

Церковь иоанна предтечи, что под бором, с домом причта. Чудо христианской веры

На другой день праздника св. Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И вполне прилично было почтить особым празднованием того, кто послужил таинству Божественного крещения, возложивши руку свою на главу Владыки. Итак тотчас после праздника Крещения Господня соборно почитается и прославляется песнопениями Креститель. Само же слово - собор означает, что народ собирается в церковь для совершения
богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне великого Предтечи и Крестителя Иоанна. Таковой собор, хотя совершался и совершается во всех храмах вселенной, но с особенною торжественностью совершается в храмах посвященных имени Крестителя, как это было прежде в храме его при Иордане, где он крестил Христа, и в Севастии1, где он был погребен по умерщвлении Иродом2, и в Антиохии, куда было первоначально принесена правая его рука святым евангелистом Лукой3, и в Царьграде, куда впоследствии та же святая рука была перенесена из Антиохии, и где в особенности торжественно справляем был собор Крестителя, так как рука его была перенесена в самое навечерие святого Богоявления, когда бывает освящение воды: казалось что тогда сам Креститель прибыл невидимо на освящение воды, и великая радость была царям и всему народу. Потому-то тогда с великим торжеством совершен был собор Крестителя на другой день Богоявления Господня и продолжал праздноваться также и в последующее время. И мы с радостью духовною совершаем собор сего великого Предтечи и Крестителя Иоанна, моля его о том, чтобы он просил за нас Владыку Христа собрать нас в церкви торжествующих в вечном нерукотворенном храме на небе, и где бы мы могли слышать голос празднующих и совершить празднество в честь вечного явления Бога. Там мы можем насыщаться со Христом видением лица Бога, явственно показывающего Себя святым Своим, и славить со всеми небесными ликами Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь!

1 Севастия - главный город Самарии. Такое название этот город получил после того, как был подарен Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его и украсил и, в благодарность Августу, назвал его Севаста, или Севастия, что значит город Августа.
2 Разумеется Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правивший Галилеей и Парией с тетрарха, т. е. четвертовластника, властителя над четвертою частью Палестины. Он имел законную жену, дочь Аравийского царя Арефы, но отверг ее, и отнял жену у Филиппа, брата своего, Иродиаду. Св. Предтеча Господень Иоанн обличал Ирода за сей беззаконный брак. За это Ирод заключил его в крепость Махерунт, находившуюся близ Мертвого моря на границе с Аравией. Здесь злобная Иродиада, воспользовавшись удобным случаем, представившимся во время пира, испроси у Ирода чрез дочь свою Саломию главу Иоанна Крестителя, и беззаконный царь, посреди пира, повелел отсечь главу Предтечи, что и было исполнено. Сия глава была отнесена Иродиаде, которая в злобной радости исколола Предтечев язык, а тело было выброшено за стены крепости и найдено здесь учениками Крестителя, которые с честью отнесли его в Севастии и здесь похоронили.
3 Апостол и Евангелист Лука был родом из Антиохии; потому-то он и озаботился перенести честную руку Предтечи в свой родной город. Память святого Луки совершается в октябре месяце, в 18-ый день.

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит св. Иоанна Крестителя, который послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

В нашей обители этот праздник отмечается особо. Богомольцы со всей Москвы приезжают в наш собор. И в то время, когда после двух молитвенных дней — Сочельника и Крещения во многих храмах стоит немного прихожан, Иоанновский Московский монастырь полон молящихся.

В сам день праздника была отслужена Божественна литургия. По Запричастном проповедь говорил иерей Авксентий Миминошвили. По окончании Богослужения была прочитана молитва св. Пророку Иоанну.

Предтеча Господа

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.

В земной жизни Иоанна есть много общего с земной жизнью Иисуса Христа. Начнем с того, что они были дальними родственниками. Мать Иоанна – праведная Елисавета – приходилась сестрой святой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Как и Иисусу, Господь Бог отвел Иоанну 30 с небольшим лет земной жизни. Как и Христос, Иоанн призывал людей покаяться в своих грехах, «ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). …Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

А когда у Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа назвала его Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. И когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать своего сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.

Тяжелые испытания выпали на долю Иоанна в детстве. Правда, он не пал от рук римских солдат во время избиения 14 тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях: его мать, услышав о приказе царя Ирода убить всех детей в возрасте до 2 лет, взяла сына и ушла с ним в горы. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном, – и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие от Иакова, XXII).

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.

…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.

И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).

И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. <…> Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Смысл великого Таинства Крещения в том, что человек при погружении в воду умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого для жизни вечной. Через Таинство Крещения человек делает первый шаг в жизнь со Христом, становясь членом Церкви. Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.

Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и стал сожительствовать с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.

Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбе, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…

…Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.

Кстати, на долю мощей Иоанна Крестителя выпало не меньше испытаний, чем на долю Иоанна Предтечи-человека. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Иоанна Предтечи скажем лишь вкратце.

Тело Иоанна Предтечи забрали его ученики: они погребли его в самарийском городе Севастия близ могилы святого пророка Елисея. Там оно и находилось почти 1000 лет до Первого крестового похода, когда их по велению Господню нашел крестоносец знатный генуэзец Гульельмо Эмбриако. Он перевез мощи Иоанна Крестителя к себе на родину, в Геную, и теперь они хранятся в специальном ковчеге из белого камня в генуэзском монастыре Святого Лаврентия.

Цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений выпала на долю отрубленной головы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя благочестивая христианка Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла голову Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.

Через много лет сосуд с головой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, тогда и наткнулись на сосуд с головой Крестителя.

С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…

Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком.

Правда, католики пытаются доказать, что глава Иоанна Предтечи находится у них и хранится в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капито. А мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует и коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. И, наконец, сообщалось, что в августе 2010 года в Болгарии, на острове Святой Иван близ Созополя, в ходе археологических раскопок найден ящичек с восемью лицевыми костями, по краю которого шла надпись: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, июнь, 24». Болгарские археологи и священники утверждают, что эти кости – часть главы Иоанна Крестителя.

Отдельная судьба у правой десницы Иоанна Предтечи – той самой, которую Иоанн Креститель возложил на голову Христа, когда крестил его в водах Иордана. Когда святой апостол Лука, направляясь в Антиохию, проезжал через Севастию, где было погребено тело Предтечи, он захотел взять его мощи с собой. Но жители Севастии отказались с ними расставаться. Они только позволили Евангелисту взять с собой правую десницу Крестителя. Так началась длинная цепь пути этой реликвии. Святой Лука, как и планировал, привез десницу Крестителя в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но, когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.

Позже, уже в конце XVII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.

Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и наконец в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.

С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но, когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме Святой Марии Сиенской.

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

СОБОР ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории.

Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.

Иоанн Предтеча засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. По милости Божией он избежал смерти среди 14 000 убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях (рассказ об этом содержится в Протоевангелии Иакова).

С юных лет Святой Иоанн рос в пустыне недалеко от Хеврона, где жил в пещерах, ведя суровую подвижническую жизнь и проводя время в посте и молитве. Он носил грубую одежду из верблюжего волоса, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи).


В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. Свою проповедь Иоанн начал в 29 году н. э. (в пятнадцатый год царствования императора Тиверия).

Проповедь Иоанна Крестителя

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное" , то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство. Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.


Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев). Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещение Иисуса Христа


Иванов. Явление Христа народу.

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» . Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Он обличил царя Ирода в беззаконном сожительстве с Иродиадой, за что был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. 14:1-10). Святое тело Иоанна Предтечи было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, где совершилось злодеяние.

Иоанн именуется Крестителем и Предтечей по двум причинам — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него, чтобы предвозвестить приход Спасителя, в соответствии с ветхозаветными пророчествами.

По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом.

Частицы мощей Иоанна Предтечи находятся в Храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (м.«Петровско-Разумовская», Дмитровское шоссе,170) и в Храме святителя Николая в Пыжах (м.«Третьяковская», ул. Б. Ордынка,27а/8).

Чтимая икона Иоанна Предтечи «Ангел Пустыни» и Храмовая икона «Рождество Иоанна Предтечи» находятся в Храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (м.«Краснопресненская», М. Предтеченский пер.,2).

Местночтимая икона Иоанна Предтечи находится в Храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (м.«Петровско-Разумовская», Ижорская ул.,1).

Древняя чудотворная икона и частицы мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится в Иоанно-Предтеченском женском монастыре (м.«Китай-город»,М. Ивановский пер.,2).

Церковное почитание святого Пророка Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от головных болезней. Иоанн Предтеча исцеляет не только головную боль или более тяжелые заболевания головы по молитве к нему, но он помогает покаяться, т.е. помогает изменить образ мыслей, все сознание человека устремить ко Христу, и уже в свете Христовой Истины осмыслить свою жизнь.

Память Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 7 раз в году:

20 января (по новому стилю) - Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
9 марта - Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.
7 июня - Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
18 сентября - Память пророка Захарии и праведной Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи.
6 октября - Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
25 октября - Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799)

Краткая молитва ко святому Иоанну Предтече:
«Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас».

Кафедральный собор Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista, Duomo di Torino) находится в центре Турина, недалеко от других известных – , Палаццо Мадама и Королевского дворца. Это главное религиозное сооружение в Турине и единственный сохранившийся в городе образец архитектуры Ренессанса. Иоанн Креститель является покровителем города, а в храме, названном его именем, хранится знаменитая плащаница, на которой отпечатались лик и тело Христа.

Собор Иоанна Крестителя в Турине был построен в конце XV века. Его возведение осуществлялось не совсем «с нуля»: на этом месте уже была колокольня, к которой и пристроили остальные храмовые здания. Работы начались в 1491 году и завершились в 1498 году. Руководил строительством известный в свое время скульптор и архитектор Бартоломео ди Франческо по прозванию Мео дель Каприна. Фасад здания был целиком выполнен из белого каррарского мрамора и разделен на три портала, в каждый из которых вели деревянные двери, украшенные искусной резьбой.

По бокам собор был дополнен капеллами, в которые были помещены алтари, принесенные в дар храму знатными семьями Турина. План расположения внутренних помещений храма имеет форму романского креста, характерную для религиозной архитектуры .

По историческим свидетельствам, ранее на месте храма находился античный римский театр. В середине 1-го тысячелетия нашей эры здесь же возвышался храмовый комплекс из трех церквей, построенных в честь раннехристианских святых. Одна из них также носила имя Иоанна Крестителя.
Почти два века спустя, в 1667 году, начались работы по строительству капеллы, в которую планировалось поместить Святую плащаницу, привезенную в Турин в 1578 году. В ходе работ собор был частично перестроен.

Капелла Святой Плащаницы

Строительством капеллы Святой Плащаницы, ставшей частью собора Иоанна Крестителя в Турине, занимался архитектор Гуарино Гуарини. Иногда здание называют его именем – «Капелла Гуарини». Строительные работы продолжались 27 лет и закончились в 1694 году.

Войти в капеллу можно, поднявшись по одной из двух зеркально расположенных лестниц, расположенных в боковых частях здания. Каждая из лестниц ведет в круглую небольшую комнату, откуда можно увидеть главное помещение. От темного мраморного пола, украшенного бронзовыми звездами, взгляд посетителя постепенно поднимается выше, к более светлому куполу. Такая особенность архитектуры создает ощущение пути от земли к небу и, по задумке архитектора, должна символизировать вознесение воскресшего Христа на небеса.

Туринская плащаница

– одна из наиболее ценных и знаменитых христианских реликвий. Особенно ее чтут католики. Так называют отрез ткани или саван, в который, согласно библейским текстам, было завернуто тело Иисуса, снятое после смерти с креста. На ткани отпечатались его очертания и следы кровоточащих ран, особенно вокруг головы (по преданию, лоб и виски Спасителя были сильно изранены надетым на него терновым венцом – символом мученичества).
В 1997 году внутри капеллы произошел сильный пожар. Была сильно повреждена купольная часть, но плащаница не пострадала: ее быстро перенесли в безопасное место. Реставрация купола продолжается до сих пор, а реликвию после этого случая стали хранить в специальном огнеупорном футляре.

Плащаница, выставленная на всеобщее обозрение в капелле собора Святого Иоанна Крестителя, является точной копией святыни. Настоящая реликвия хранится в отдельном тайном помещении, и увидеть ее можно раз в 25 лет. В следующий раз взглянуть на настоящую плащаницу можно будет только в 2025 году.

Собор в наши дни

В современности собор святого Иоанна Крестителя в Турине – место паломничества верующих христиан и обязательный элемент большинства туристических экскурсий по городу. Кроме самого собора и капеллы посетителей интересует Музей священного искусства, расположенный на первом этаже здания.

Адрес, время работы

Собор находится по адресу Piazza San Giovanni, Torino . Он открыт для посещения туристами каждый день с 7:00 до 19:00; перерыв – с 12:30 до 15:00. По воскресеньям двери храма Иоанна Крестителя открываются с 8 часов утра. Побывать в капелле можно ежедневно с 14:00 до 19:00.

Музей Святой Плащаницы

Музей Святой Плащаницы (Museo della Sindone) в Турине находится не на территории собора Иоанна Крестителя, но имеет с ним тесную смысловую и историческую связь.

Собор и музей разделены 10 минутами неторопливой ходьбы. Осмотрев экспозицию и выслушав пояснения гида, можно ознакомиться с историей пребывания главной христианской реликвии в Турине, увидеть ее фотоснимки разных периодов, изучить документальные результаты исследований, которым подвергали ее ученые. Научные и богословские споры о ее подлинности ведутся до сих пор, и к общему мнению дискутирующие пока не пришли.

Адрес, время работы

Музей Святой Плащаницы находится по адресу 28 Via San Domenico. Он работает ежедневно с 9:00 до 19:00, перерыв в работе продолжается с 12:00 до 15:00. Обо всех изменениях в экспозиции и графике работы, стоимости билетов, услугах экскурсоводов и других деталях работы музея можно узнать по телефону 011 4365832 или на официальном интернет-сайте музея www.sindone.org.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ