Open
Close

Что римляне позаимствовали у этрусков? Этруски (расены) - это русские - Acta diurna — ЖЖ Изделия из бронзы.

Эта цивилизация процветала между 950 и 300 до н.э.. в северо-западной части Аппенинского полуострова между рекой Арно, протекающей через Пизу и Флоренцию, и Тибром, протекающим через Рим. Издревле эта область носит историческое название — Тоскана (в древности — Тусция), названная так коренными италийскими племенами по имени народа, населившего и облагородившего ее — тусков.

Этрурия располагалась в местности с прекрасным мягким климатом, широкими долинами, с плодородной почвой, словно самой природой приготовленной для земледелия. Хватало там и лесов, и минеральных ресурсов, которые этруски умело эксплуатировали, наладив производство замечательных металлических изделий, в особенности бронзовых скульптур, равных которым не было во всем Средиземноморье. Славились и этрусские вина, пшеница, лен. Раньше других на Аппенинском полуострове они занялись торговлей, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, что, впрочем, в те времена было почти синонимом. И делали они это с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне, сами они называли себя расенами или расна.

И кто, кроме греков, таких же славных мореходов, мог дать имя морю? Но именно этруски стали подлинными талассократами — хозяевами всего Западного Средиземноморья.

Но не только моряками и торговцами они были — этруски основали немало городов и колоний на Корсике, Эльбе, Сардинии, Балеарских островах и в Иберии. Они подчинили себе также важные области по западному побережью Италии — Лаций и Кампанию. Этруски проникли в Северную Италию, основав и там ряд городов. Они занимались осушением болот, возведением каменных стен вокруг городов, прокладкой канализации. Представители аристократии в этрусских городах, объединенных в лиги двенадцатиградий, уже жили в каменных домах, больше похожих на дворцы, когда жители соседнего Рима все еще обитали в примитивных постройках.

Но именно в Риме, возникшем на холмах среди болот, зародилась будущая угроза Этрурии. Спустя столетие, этруски предприняли немалые усилия для того, чтобы подчинить себе усиливающийся Рим — по преданию, три последних римских царя были представителями этрусской династии и многое сделали для «окультуривания» и города, и его жителей. Влияние Этрурии распространилось почти на всю Италию. Однако, счастье отвернулось от этрусков и неудачи стали преследовать их одна за другой. Вначале греки разбили в крупном морском сражении их некогда непобедимый флот. Затем, возмущенные неподобающим поведением царского сына, римляне изгнали из города весь царский род. Затем восстали самниты, после было нашествие галлов. Рим же окреп настолько, что не желал больше никому подчиняться. Уроки этрусков они усвоили хорошо, переняв многое и в военном деле. Время для Этрурии словно побежало быстрее. Золотой век окончился: уже бывшим повелителям Рима, еще недавним союзникам приходилось в тяжелых боях сдавать свои города один за другим. Но римляне были ненасытны — бесконечные войны требовали все новых средств. Сопротивление жестоко подавлялось. Последний этрусский город пал в 406 г. до н.э. Римляне щедро использовали раздачу привилегий для привлечения на свою сторону непокорных. Этруски смирились, со временем даже перешли на латынь.

Однако самое страшное, как оказалось, ждало впереди. Во время террора диктатора Суллы были уничтожены последние этруски.

Этруски многое дали римлянам — кроме уже упоминавшихся навыков в различных ремеслах и искусствах, они дали им алфавит и цифры (так называемые римские цифры, которыми мы пользуемся до сих пор, на самом деле были изобретены этрусками), даже символ Рима — знаменитая волчица — и тот этрусской работы.

Многое известно об этрусках. Многое, но не все…

Кто они были и откуда пришли на земли Италии? Некоторые источники сообщают, что они явно выделялись среди окружающих племен своими приземистыми фигурами с крупными головами и толстыми руками.
Этот народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии); из-за Альп (Реции); из Северно-Каспийских степей (Скифии).

В пользу этой теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа.

Тит Ливий приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племён. Проникновение мигрирующих северных племён - носителей культуры Протовилланова на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов. В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.

А отношение этрусков к женщинам настолько шокировало греков и римлян, что они называли его безнравственным. Для них было неприемлемо, что женщины этрусков пользовались независимым общественным положением и имели влияние в таких важных делах, как вопросы культа.

Происхождение этрусков остается тайной до сих пор. Одни археологи полагают, что они мигрировали из Эгейского региона, другие, что — из Северной Европы. Некоторые считают, что их культура зародилась непосредственно в Тоскане, внезапно получив толчок для быстрого развития.

Сами этруски верили, что являются потомками Геракла.

В XVI в. утверждалось, что после Потопа Ной основал двенадцать городов в Этрурии и что его тело покоится в окрестностях Рима. Добавляли к этому, что Геркулес Ливийский был основателем Флоренции. Эти идеи были весьма распространены во Флорентийской Академии.

Другой загадкой является язык этрусков. Несмотря на то, что известно около десяти тысяч различных текстов этрусков, и мы можем даже их прочесть, но никто еще не смог убедительно доказать, что он понимает, что означают эти записи. Потому что никто не знает, на каком языке говорили этруски.


Бамбук - одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день вырасти на целый метр. Некоторые историки считают, что смертоносная бамбуковая пытка применялась не только древними китайцами, а и японскими военными во время Второй мировой войны.
Как это работает?
1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;
2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука;
3) Бамбук быстро растет в высь, вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.
2. Железная дева

Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно. «Железная дева» была изобретена в конце 18-го века, т.е. уже на закате католической инквизиции.
Как это работает?
1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;
2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы» довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;
3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;
4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;
5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их оперативненько выкалывать.
3. Скафизм
Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву, чаще всего, военнопленного, в ходе пытки пожирали заживо различные неравнодушные к человеческой плоти и крови насекомые и их личинки.
Как это работает?
1) Пленника укладывают в неглубокое корытце и обматывают цепями.
2) Его насильно кормят большими количествами молока и меда, от чего у жертвы начинается обильный понос, привлекающий насекомых.
3) Пленника, обгадившегося, измазанного медом, в корыте пускают плавать по болоту, где водится много голодных тварей.
4) Насекомые незамедлительно приступают к трапезе, в качестве основного блюда - живая плоть мученика.
4. Ужасная груша


«Лежит груша - нельзя скушать», - сказано о средневековом европейском орудии «воспитания» богохульников, лжецов, женщин, родивших вне брака, и мужчин нетрадиционной ориентации. В зависимости от преступления, мучитель засовывал грушу грешнику(це) в рот, анальное отверстие или влагалище.
Как это работает?
1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;
2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья»-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;
3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.
5. Медный бык


Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.
Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека.
А дальше
Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе – алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.
Как это работает?
1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка;
2) Под брюхом быка разводится огонь;
3) Жертва поджаривается заживо, как окорок на сковородке;
4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев;
5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом..
6. Пытка крысами


Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции 16-го века Дидриком Соноем.
Как это работает?
1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.
7. Колыбель Иуды

Колыбель Иуды была одной из самых мучительных машин для истязаний в арсенале Супремы - испанской инквизиции. Жертвы обычно умирали от инфекции, в следствие того, что островерхое сидение пыточной машины никогда не дезинфицировалось. Колыбель Иуды, как орудие пытки, считалась «лояльной», ибо костей не ломала и связки не рвала.
Как это работает?
1) Жертву, у которой связаны руки и ноги, усаживают на верхушку остроконечной пирамиды;
2) Вершина пирамиды вонзается в анус или влагалище;
3) С помощью веревок жертву постепенно опускают все ниже и ниже;
4) Пытка продолжается несколько часов или даже дней, пока жертва не умирает от бессилия и боли, либо от кровопотери в следствии разрыва мягких тканей.
8. Затаптывание слонами

В течении нескольких веков эта казнь практиковалась в Индии и Индокитае. Слон очень легко поддается тренировке и научить его затаптывать своими громадными ногами провинившуюся жертву дело нескольких дней
Как это работает?
1. Жертву привязывают к полу;
2. В зал заводят дрессированного слона, чтобы тот раздавил мученику голову;
3. Иногда перед «контрольным в голову» животные отдавливают жертвам руки и ноги, дабы повеселить публику.
9. Дыба

Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба». Ее впервые испытали примерно в 300 году н.э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.
Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.
Как это работает?
1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;
2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.
3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего в Западной Европе
4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.
5. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.
10. Парафин в мочевом пузыре
Изуверский вид пытки, доподлинное применение которой не установлено.
Как это работает?
1. Свечной парафин раскатывался руками в тонкую колбаску, которую через мочеиспускательный канал вводили внутрь;
2. Парафин проскальзывал в мочевой пузырь, где на нем начиналось осаждение твердых солей и пр. гадости.
3. Вскоре у жертвы начинались проблемы с почками и она умирал от острой почечной недостаточности. В среднем смерть наступала через 3-4 дня.
11. Шири (верблюжья шапочка)
Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой - надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.
Как это работает?
1. Сначала рабам наголо обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
2. Экзекуторы забивали верблюда и освежовывали его тушу, первым долгом, отделяляя ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть.
3. Поделив выю на куски, ее тут же в парном виде натягивали на обритые головы пленных. Эти куски словно пластырь облепляли головы рабов. Это и означало надеть шири.
4. После надевания шири шею обреченного заковывали в специальную деревянную колоду, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы никто не услышал их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи.
5. Пытка длилась 5 суток.
6. В живых оставались единицы, а остальные погибали не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Неумолимо сжимаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Уже через день человек терял рассудок. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. .
7. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта - раба, не помнящего своего прошлого.
8. Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.
12. Вживление металлов
Очень странное средство пытки-казни применялось в средневековье.
Как это работает?
1. На ногах человека делался глубокий надрез, куда помещался кусок металла (железо, свинец и т.п.), после чего рана зашивалась.
2. С течением времени металл окислялся, отравляя организм и причиняя ужасную боль.
3. Чаще всего бедняги раздирали кожу в том месте где был зашит металл и умирали от кровопотери.
13. Разделение человека на две части
Эта ужасная казнь зародилась в Тайланде. Ей подвергались самые закоренелые преступники – в основном убийцы.
Как это работает?
1. Обвиняемого помещают в сплетенный из лиан балахон, и острыми предметами колют его;
2. После этого быстро разрубают его тело на две части, верхнюю половину тут же укладывают на раскаленную докрасна медную решетку; эта операция останавливает кровь и продлевает жизнь верхней части человека.
Небольшое дополнение: Эта пытка описана в книге маркиза де Сада «Жюстина, или успехи порока». Это маленькая выдержка из большого куска текста где де Сад якобы описывает пытки народов мира. Но почему якобы? По мнению многих критиков, маркиз очень любил приврать. Он обладал незаурядной фантазией и парой маний, так что эта пытка, как и некоторые другие, могла быть плодом его воображения. Но не стоит поле этого относится к Донасьену Альфонсу как к барону Мюнхаузену. Данная пытка, на мой взгляд, если и не существовала раньше, то вполне реалистична. Если, конечно, накачать человека перед этим обезболивающими (опиаты, алкоголь и т.п.), что бы он не умер раньше, чем его тело коснулось бы решетки.
14. Надувание воздухом через анальное отверстие
Ужасная пытка при которой человека накачивают воздухом через анальный проход.
Есть свидетельства, что на Руси этим грешил даже сам Петр первый.
Чаще всего так казнили воров.
Как это работает?
1. Жертву связывали по рукам и ногам.
2. Затем брали хлопок и набивал им уши, нос и рот бедняги.
3. В задний проход его вставлял мехи, при помощи которых закачивали в человека огромное количество воздуха, в результате чего тот становился похож на воздушный шар.
3. После этого затыкал ему задний проход куском хлопка.
4. Затем ему вскрывали две вены над бровями, из которых под огромным давлением вытекала вся кровь.
5. Иногда связанного человека ставили раздетым на крыше дворца и расстреливали стрелами до тех пор, пока он не умирал.
6. До 1970 года этот метод часто применялся в тюрьмах Иордании.
15. Полледро
Неаполитанские палачи любовно называли эту пытку «полледро” - «жеребенок” (polledro) и гордились тем, что она впервые была применена в их родном, городе. Хотя история и не сохранила имени ее изобретателя, говорили, что он был знатоком коннозаводского дела и для усмирения своих скакунов придумал необычное устройство.
Только через несколько десятилетий любители поиздеваться над людьми превратили устройство коневода в настоящий пыточный станок для людей.
Станок представлял собой деревянную раму, похожую на лестницу, поперечные перекладины которой имели очень острые углы, чтобы, когда человека положат на них спиной, они врезались в тело от затылка до пяток. Лестница заканчивалась огромной деревянной ложкой, в которую, словно в чепец, вкладывали голову.
Как это работает?
1. С обеих сторон рамы и в «чепце” были просверлены отверстия, в каждое из них продевались веревки. Первая из них затягивалась на лбу пытаемого, последняя связывала большие пальцы ног. Как правило, веревок было тринадцать, но для особенно упорных число их увеличивали.
2. Специальными приспособлениями веревки натягивались все сильнее и сильнее - жертвам казалось, что, раздавив мускулы, они впивались в кости.
16. Кровать мертвеца (современный Китай)


Пытку «кровать мертвеца» китайская компартия применяет в основном к тем заключенным, которые пытаются протестовать против незаконного заключения с помощью голодовки. В большинстве случаев это узники совести, попавшие в тюрьму за свои убеждения.
Как это работает?
1. Руки и ноги раздетого догола заключённого привязываются к углам кровати, на которой вместо матраца деревянная доска с вырезанным отверстием. Под отверстие подставляется ведро для испражнений. Зачастую верёвками туго привязывают к кровати и тело человека так, чтобы он вообще не мог шевелиться. В таком положении человек находится непрерывно от нескольких дней до недель.
2. В некоторых тюрьмах, например тюрьме № 2 города Шеньян и тюрьме города Цзилинь, полицейские под спину жертвы ещё подкладывают твёрдый предмет, чтобы усилить страдание.
3. Бывает также, что кровать ставят вертикально и 3-4 дня человек висит, растянутый за конечности.
4. К этим мучениям добавляется ещё и насильственное кормление, которое осуществляют с помощью трубки, вставленной через нос в пищевод, в которую заливают жидкую пищу.
5. Проделывают эту процедуру в основном заключённые по приказу охраны, а не медработники. Они делают это очень грубо и не профессионально, зачастую нанося серьезнее повреждения внутренним органам человека.
6. Прошедшие через эту пытку рассказывают, что при ней происходит смещение позвонков, суставов рук и ног, а также онемение и почернение конечностей, что часто приводит к инвалидности.
17. Хомут (Современный Китай)

Одной из средневековых пыток, применяемых в современных китайских тюрьмах, является ношение деревянного хомута. Его надевают на заключённого, отчего он не может нормально ни ходить, ни стоять.
Хомут представляет из себя доску от 50 до 80 см. в длину, от 30 до 50 см. в ширину и 10 – 15 см. в толщину. В середине хомута сделаны два отверстия для ног.
Жертва, на которую надет хомут, с трудом перемещается, должна заползать в кровать и обычно должна сидеть или лежать, так как вертикальное положение вызывает боль и приводит к травмированию ног. Без посторонней помощи человек с хомутом не может пойти поесть или сходить в туалет. Когда человек встаёт с кровати, хомут не только давит на ноги и на пятки, вызывая боль, но край его цепляется за кровать и не даёт человеку вернуться в неё. Ночью заключённый не в состоянии повернуться, а в зимнее время короткое одеяло не укрывает ноги.
Еще худшая форма этой пытки называется «ползание с деревянным хомутом». Охранники надевают хомут на человека и приказывают, чтобы он ползал по бетонированному полу. Если он останавливается, его бьют по спине полицейской дубинкой. Через час пальцы, ногти на ногах и колени сильно кровоточат, в то время, как спина покрыта ранами от ударов.
18. Сажание на кол

Ужасная дикая казнь пришедшая с Востока.
Суть этой казни состояла в том, что человека клали на живот, один садился на него, чтобы не дать ему пошевелиться, другой держал его за шею. Человеку вставляли в задний проход кол, который затем вбивали колотушкой; затем вколачивали кол в землю. Тяжесть тела заставляла войти кол все глубже и наконец он выходил под мышкой или же между ребер.
19. Испанская пытка водой

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.
20. Китайская пытка водой
Человека усаживали в очень холодной комнате, привязывали его, так, что он не мог пошевелить головой, и в полной темноте ему на лоб очень медленно капали холодной водой. Через несколько дней человек замерзал либо сходил с ума.
21. Испанское кресло

Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.
Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.
22. ГРИДИРОН (Решетка для пытки огнем)


Пытка святого Лаврентия на гридироне.
Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых – реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной – в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер.
Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.
На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.
К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.
23. Пектораль

Пекторалью в древности называли нагрудное женское украшение в виде парной резной золотой или серебряной чаши, зачастую осыпанной драгоценными каменьями. Она надевалась, как современный лифчик, и крепилась цепочками.
По издевательской аналогии с этим украшением было названо изуверское орудие пытки, применявшееся венецианской инквизицией.
В 1885 году пектораль раскаляли докрасна и, взяв ее щипцами, надевали на грудь истязуемой и держали до тех пор, пока та не сознавалась. Если обвиняемая упорствовала, палачи накаляли вновь остуженную живым телом пектораль и продолжали допрос.
Очень часто после этой варварской пытки на месте грудей женщины оставались обугленные рваные дыры.
24. Пытка щекоткой

Это кажущееся безобидным воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал от удушья.
При наиболее простом варианте пытки допрашиваемому щекотали чувствительные места либо просто руками, либо волосяными щетками, кистями. Популярностью пользовались жесткие птичьи перья. Обычно щекотали под мышками, пятки, соски, паховые складки, половые органы, женщин еще и под грудями.
Кроме этого часто примялась пытка с использованием животных, слизывавших какое-либо лакомое вещество с пяток допрашиваемого. Очень часто использовали козу, поскольку ее очень жесткий язык, приспособленный для поедания трав, вызывал очень сильное раздражение.
Существовала и разновидность пытки щекоткой при помощи жука, наиболее распространенная в Индии. При ней маленького жучка сажали на головку полового члена мужчине или на сосок женщине и накрывали половинкой скорлупы ореха. Через некоторое время щекотание, вызванное движением ножек насекомого по живому телу становилось настолько непереносимым, что допрашиваемый признавался в чем угодно
25. Крокодил


Эти трубчатые металлические клещи «Крокодил» раскалялись докрасна и использовались для того, чтобы рвать половой член истязаемого. Вначале несколькими ласкающими движениями (нередко производимыми женщинами), либо тугой перевязкой добивались стойкой твердой эрекции и затем начиналась пытка
26. Зубчатый раздавливатель


Этими зубчатыми железными щипцами медленно раздавливали яички допрашиваемого.
Нечто похожее широко применялось в Сталинских и фашистских тюрьмах.
27. Жуткая традиция.


Вообще-то это не пытка, а африканский обряд, но, на мой взгляд, это очень жестоко. Девочкам от 3-6 лет без анестезии просто выскабливали наружные половые органы.
Таким образом, девушка не теряла способность иметь детей, но навсегда лишалась возможности испытать сексуальное желание и наслаждение. Этот обряд делается «во благо» женщинам, чтобы у них никогда не было соблазна изменить мужу
28. Кровавый орел


Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.
Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел – это просто страшная легенда.

Есть ли у Этрурии своя история? Дюжина союзных друг другу городов, развитие которых шло не одновременно, и которые имели совершенно различные, а порой и противоположные судьбы могли ли они иметь общую и единую историю? Без сомнения, правильней было бы говорить об истории этрусской цивилизации, об истории людей, которые пользовались одним и тем же языком, и которых объединяла общая религия.

Фактически, эти города, одновременно столь различные и столь похожие, объединялись сознанием своей принадлежности к одной и той же нации и отмечали каждый год это единство, избирая в храме бога Воль­тумны , располагавшемся на территории Вольсинии,главу союза — rex Etruriae, символ их культурных и религиозных связей. Римляне, впрочем, рассматривали это несколько иначе говорили об этрусском господстве в Италии, не выделяя господства того или иного города.

Вопрос происхождения этрусков не является сегодня центральным.

С античных времен по поводу происхождения эт­русков выдвигались три версии: версия восточного происхождения, версия их прихода из северных аль­пийских стран и версия их местного происхождения.

После открытия в Вилланове (селении, расположенном неподалеку от Болоньи) В середине XIX века гробницы, которая была сочтена археологами при­ надлежащий к культуре, непосредственно предшествовавшей этрусской, весь период, растянувшийся от начала образования Этрурии до конца VIII века до н.э., стали называть виллановианским . Под этим термином подразумевается, таким образом, вся ранняя история этрусков.

Погребения, найденные в Вилланове, связаны с самой ранней в Италии практикой кремации мертвых ­ этот обычай, известный также в центральной Европе под названием культуры полей погребальных урн , не существовал на Апеннинском полуострове в эпоху бронзы. Захоронения этой « Апеннинской куль­туры» встречаются повсеместно во всех регионах, где говорили на италийских языках индоевропейского происхождения, одновременно с так называемой культурой «ямных погребений» (где мертвецов хоронили в могилах ­ямах в вытянутом положении вместе с предметами их повседневной жизни).

Таким образом, весьма соблазнительно идентифицировать появление этрусской цивилизации с обря­дом кремации в Тоскане. Однако это никоим образом не решает вопроса происхождения этрусков.

Следует запомнить две важные даты, связанные с формированием этрусской цивилизации: 1200 год до н.э. и 900 год до н.э. Первая дата соответствует появлению этой новой культуры и возможно, приходу групп людей, появившихся с Востока, хотя ничто не позволяет доказать это. Конец XIII века до н.э. был отмечен серьезными потрясениями, особенно на востоке Средиземноморья: падение империи xeттов, акты пиратства и попытки завоевания особен­но в Египте «народов моря»

Если имелись когда-то миграционные движения людей, пришедших с Востока, чтобы присоединиться к населению Тосканы с целью изменить куль­туру и привнести основы новой цивилизации, то их следует датировать началом XII века.

Вторая дата, 900 год до н.э. (начало железного века, после постепенного расширения практики кpe­мации на все то, что позже будет этрусской терри­торией), отмечает начало предурбанизации, которая знаменует собой новый рост и апогей виллановианс­кой культуры.

что касается городов, то в этот период наблюдается перегруппировка разбросанных зон обитания в места, которые в будущем станут крупными городами — Вейи, Цере,Вольсинии, Вульчи.

Возьмем пример Тарквиний , священного города Этрурии. Раскопки многочисленных некрополей, расположенных на всех его холмах, обнаружили нескольких зон обитания, рассеянных на высотах, в частности, на плато Монтероцци.

При­ мерно в 750­-720 гг. до н.э. все эти зоны обитания были заброшены в пользу единственного места, где и был создан город Тарквинии, в то время как Монтероцци стало некрополем нового города. Здесь, как и в Риме, выбор единого места жительства был оп­ределен местом, предназначенным для погребения мертвых. Археолог Марио Торелли сравнивает эти два знаменитых города и отмечает общность в про­цессе перегруппировки окрестных жителей и в про­цессе их основания.

Подобное же в образовании городов наблюда­лось почти по всей Этрурии с некоторыми отличия­ ми в различных эпохах и регионах.

Этруски в Италии

Изучение влияний и конфронтаций на Апеннинском полуострове до появления Рима позволяет отметить огромную роль, которую этруски сыграли не только в Италии, но и во всем Западном Средиземноморье. Очевидно, что они занимали там главен­ствующее положение, в отличие от греков и карфагенян. Отношения между этими тремя народами по­стоянно усложнялись.

Можно сказать, таким образом, что этруски сыграли важнейшую роль в образовании Италии.

Италия стала трансформироваться под гречес­кую модель. Контакты, особенно торговые, городов Великой Греции с Кампаньей, Лацием и Этру­рией благоприятствовали эволюции этих регионов и способствовали их развитию. Тем не менее, надо отметить отсутствие греческих колоний на этрус­ской земле. При этом Этрурия, плодородная и богатая металлами, имела все, чтобы привлекать греков. Но этрусские города, которые к этому времени уже образовались, сами проявляли колонизаторские наклонности. Они сопернича­ли с греками на земле Италии.

VII век до н.э. ­ это время, когда Карфаген тоже задумал утвердиться в Западном Средиземноморье.В VI веке д.н.э греческое присутствие еще более усилилось: греческие колонии-полисы вознамери­лись перекрыть этрускам дороry в Сицилию.

Появление греческих колонистов на юге Италии сильно повлияло на обычаи этрусков. Этот период был отмечен наибо­лее высокой степенью изысканности этрусской цивилизации и благополучием таких крупных городов. Положение Рима стало еще более стратегическим, и этрусские города начали ссориться из-­за обладания этим пунктом.

Но блеск и изысканность этрусской культуры этого периода скрывали реальность упадка, который уже наметился в жизни Этрурии. В 545 году до н.э. была одержана победа над фокейцами при Ала­лии, но она поставила этрусков в еще более тяже­лое положение. Карфагеняне, объединившиеся с этрусками в борьбе против, отдали Алалию своим союзни­кам­ этрускам, а сами получили контроль над гораз­до большей частью острова. В то же самое время они обосновались в Западной Сицилии и начали

там войну против греков. При этом карфагеняне постоянно опирались на своих этрусских союзни­ков, С которыми у них был заключен договор о друж­бе. Однако этот пресловутый договор, похоже, навязывал этрускам нечто вроде карфагенского протектората.

К этим внешнеполитическим проблемам следует добавить внутренние потрясения в греческих колониях, начавшиеся с конца VI века до н.э., что не могло не отразиться на этрусках.

Тарквиний гордый правил в Риме, как тиран, вызывая ненависть римлян. В конечном итоге, Рим восстал и тирана с его семьей изгнали. Считается, что Тарквиний был выслан из Рима в 509 rоду до н.э.

Однако с изгнанием Тарквиниея борьба не кончилась. Тарквиний бежал к Порсенне , царю этрусского города Кьюзи. Порсенна, считая полезным для этрусков восстановление власти Тарквиния, пошел на Рим. По некоторым версиям, он захватил город.

После этого отряд этрусков под предводительством сына Порсенны Арунта двинулся против латинян, но был разбит греческим войском под начальством Аристодема .

Через некоторое время, в 474 roдy до н.э ., новый тиран Хиерон , объединив греческую коалицию, раз­бил под Кумами этрусков, союзных уже основательно ослабленным карфагенянам. Этруски, то они вынуждены были отступить за свои первоначальные границы, и, именно с этого поражения надо отсчитывать время, когда они окончательно оставили Рим.

Этруски в Риме

Есть мнение, что этруски придумали ле­генду, которая могла бы оправдать их присутствие во главе Рима с момента его основания. Мы знаем, что «официальная» легенда о Ромуле появлялась постепен­но и была оформлена только в IV веке до н.э... Согласно легенде, этрусский царь Tapхетий был дедом основателей Рима ­ Ромула и Рема.

Царствовал Тархетий в Альбе­-Лонrе и считался, очевидно, потомком Энея, то есть, в конечном счете, самого Зевса. В очаге его дома вдруг появился волше­бный фаллос, которого якобы и произошли римс­кие близнецы, вскормленные волчицей.

Присутствие тосканских торговцев в Ри­ме за­ долго до правления Тарквиния не вызывает сомнений, но этрусское господство так глубоко изменит город в таком множестве областей, что потребуется чересчур долго составлять исчерпывающий спи­сок.

Наиболее ярко этрусское влияние проявилось в области благоустройства. Мастерство инженеров­ гидравликов позволило осушить болотистую землю Форума, создать первый водосток и фактичес­ки новый городской пейзаж. Был оборудован Капи­толий и построен храм Юпитера ­ по образцу этрусских храмов, сооружены каменные здания, по­крытые черепицей. Они были украшены раскрашен­ными изделиями из терракоты, остатки которых об­наружены во всех важных местах центра (Форум, Капитолий), оборудован Большой цирк (Circus Maximus), проложено несколько улиц на террито­рии Форума, в том числе знаменитая Vicus Tuscus (улица тосканцев) со статуей бога Вертумнуса.

Этрусские цари не довольствовались тем, ­что изменили городской пейзаж. Они также ввели некоторые церемонии (триумф, игры), установили календарь и ­ главным образом, благодаря Сервию Туллию ­ провели важные реформы, создав новые общественные и военные структуры. Все граждане Рима были разделены на классы согласно их состоянию, и эти классы стали представлены в армии разными отрядами с разным уровнем вооружения.

К этим основным изменениям можно добавить ряд нововведений юридического и культурного порядка, которые надолго укоренились в нравах и обычаях римлян, до такой степени, что они и сами стали забывать об их происхождении. Наиважнейшим:

из этих нововведений являлся, без сомнения, алфавит, который этруски са­ми позаимствовали у греков.

Все это означает, что, несмотря на стремление самих римлян к преуменьшению этрусского влияния, присутствие этрусков в Риме было реально и оставило очень глубокий след.

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.


Константин Миляев

Еще мальчиком, зачитываясь детской энциклопедией, я обратил внимание на историю загадочного народа - этрусков. А когда прочитал, что язык этрусков до сих пор не могут перевести, несмотря на сохранившиеся многочисленные образцы письменности, то уже тогда подумал: "Этруски… Корень слова - рус… Это же очень похоже на слово "русские". Почему бы не попробовать для дешифровки этрусского языка древнерусский язык? И уже будучи взрослым, познакомившись с трудами писателя Владимира Щербакова и ряда других исследователей-этрускологов, я вновь вернулся к этой теме.

Потомки сынов леопарда

Римский историк Тит Ливии писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю… Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия... Одно из них италийские народы называют Тусским, по имени народа, другое - Адриатическим, от Адрии, колонии этрусков...".
Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от нее. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном, который римляне называли ростром (слово, несомненно, этрусское "отросток").
На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами. Нетрудно понять преимущества такого якоря: до его изобретения пользовались якорными камнями, корзинами с камнями.
Наиболее известные из городов этрусков - Чатал-Гююк и Чайеню-Телези - были найдены археологами в Малой Азии. Жители Чатал-Гююка строили дома из сырцового кирпича в VII тысячелетии до нашей эры. Они знали 14 видов культурных растений. Обрывки тканей того периода вызывают изумление даже у современных ткачей. Техника полировки зеркал из обсидиана была уникальна. Отверстия в бусинах из полудрагоценных камней просверливались тоньше игольного ушка. Мастерство и художественный вкус древних этрусков намного превосходят все известное для других регионов нашей планеты. Судя по некоторым признакам, эта древнейшая из человеческих цивилизаций могла во многом соперничать с легендарной Атлантидой.
В Чатал-Гююке найдены святилища и храмы, найден и целый жреческий район этого древнейшего поселения. Богиня-мать, дающая жизнь ребенку (одно из главных божеств Чатал-Гююка), восседает на троне, ручки которого оформлены в виде двух леопардов. Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше пирамид и других памятников древности, в том числе шумерийских.
Одна из древнейших этрусских фресок воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этрусков является все-таки Малая Азия. В языке хатгов, населявших Малую Азию пять-шесть тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этруски же называли сами себя расенами.
В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его - древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду - расу: расены, русы, русици. Именно они в свое время выдержали удар великих атлантов, вознамерившихся обратить в рабство все Средиземноморье.

Тайна этрусских письмен

К сожалению, с дешифровкой этрусских письмен еще много сложностей. Одна из причин тому - использование латинской транскрипции для "озвучивания" этрусских надписей. Но латиница не может передать особенностей этрусского языка, а значит, и привести к правильному пониманию этрусских слов. В этом состояло и состоит главное препятствие, которое не позволило западным специалистам приблизиться к цели. Большинство переводов с этрусского неверны, лишь малая часть их передает примерный смысл отдельных текстов. И даже найденные параллельные тексты на этрусском и финикийском языках не помогают делу.
Если же исходить из того, что русский язык сохраняет органическое родство с языком расенов-этрусков, мы получаем наконец-то ключ к расшифровке древних надписей.
Этруски, образно говоря, крупная ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" упоминаются не венециане, как трактуют переводчики, а "венедици" - венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" - вести, увести - подтверждает это. Плач по "уноши князи Ростиславу" тоже является этрусским следом. Имя одной из богинь Этрурии - Уна, "юная". Тогда говорили "уноша", а не "юноша". Корень этот оставил глубокий след в современном русском языке. Ему обязаны своим происхождением суффиксы "онок", "ёнок". Рысенок - это дословно "рысь юная".

"Мини мулуванеце авиле випена" - так выглядит одна из этрусских надписей. Надписи на изделиях древних мастеров часто начинаются с местоимений "я", "меня". В приведенном примере перевод на русский язык должен быть таким: "Меня художник Авиль (выполнил)". Мулуванец (мулюванец) - это художник, примерно так соответствующий глагол звучит в современном украинском языке. Однако в специальных работах можно найти иной перевод: "Меня посвятил Авл Вибенна". Но этот перевод противоречит уже установленным нормам самого этрусского языка, в котором глагол всегда завершает фразу. Так что "мулуванеце" никак не может быть глаголом.
Вот несколько этрусских слов (некоторые из них известны этрускологам): уна - юная; тур - дар; туруце - подарил; туран - дарительница; спур - сбор; тес - тес; авил - год - овал; свидан, звидаи - свидание; слав - слава; торна - дорога; венев - венок; тум - дума, мысль; лепо - прекрасно; рош - рожь, пшеница, хлеб; аде, яде - яд; сил - сила; жинаце - жать, ларь; тел - делать; жиси - жизнь; скатера - покрывало, скатерть; зусле - сусло; разторопеви - расторопность; apex - зоркость; аис, яис - первоначало, бог, яйцо; пуя, поя - жена; пуин, пуинел - опьяненный, буйный; карчазь, карчаже - кабан (ср. "корчевать" от привычки кабанов вырывать из земли корни); синивица - синица; арел - орел; али - или; ита -эта; ан, ен - он; ми - я; мини - меня; ти - ты; ени - они.
Есть в этрусском языке трудное слово "лаутни". Перевод его означает зависимую группу людей, рабов например. Есть и другие расшифровки этого термина: домочадец, вольноотпущенник, член семьи и т. д. Обратим внимание на звучание слова. Лаутни - лаудни - людни - люди. Много позже слово это как бы вернулось в выражениях "люди графа такого-то", "людская" и др. Зилак в Этрурии - должностное лицо. Понять его звучание помогает цепочка: "зилак - силак - силач". Смысл самого слова таков: "могущественный", "сильнейший", "предводитель".

Впрочем, возможна и другая аналогия. "Солнце" на этрусском языке звучит как "усил". В нем должен быть сокрыт один из древнейших корней, сохраненный в слове "сиять". "Усил", "осил" как бы сближают силу и сияние.
В сложном термине "зилак мехл расенал" можно уловить уже знакомые созвучия. Перевод, по-видимому, должен звучать так: "предводитель силы расенов".

Тин - главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово "день".
Сыны леопарда в свое время были силой, способной опрокинуть атлантов.
Катастрофа, которой еще не знала Земля, уничтожила все города Восточной Атлантиды - родины общечеловеческого праязыка. Только спустя тысячелетие начали подниматься первые поселки - в основном на континенте, вдали от берегов. Так возник Чатал-Гююк (название современное), Иерихон.
Но даже четыре тысячи лет спустя районы побережья не достигли былого расцвета. Древнейшие племена лишь частично оправились от страшных потерь. Они сохранили язык и культ леопарда. Позже их назвали пеласгами. В древнейших финикийских, критских, малоазийских, эгейских поселках говорили на том же праязыке. На рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры из континентальных районов пришли греки-ахейцы, племена которых в древности менее пострадали от катастрофы, так как районы их обитания не были связаны с морем и не подвергались опустошению стихиями.

Подлинные варвары-греки захватили территорию нынешней Греции, разрушили города пеласгов, их крепости, сровняли с землей крепость Пеласгикон, на месте которой лишь через полторы тысячи лет построили Парфенон. Многие из пеласгов переправились на Крит, спасаясь от вторжения. На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их прочитана, но не понята до сих пор. Язык их неизвестен лингвистам, хотя это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, кимерийцы, трипольцы, этруски, жители Трои и многие, многие другие.
В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Полнокровное искусство минойцев-пеласгов уступает место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской живописи мотивы - цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля - исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.

И все же ахейская культура греков смогла многое заимствовать от минойцев. В том числе линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с самими богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое.
Примерно через семьсот лет наступил расцвет ахейской микенской культуры. Но на земли Греции и прилегающие районы обрушилось новое нашествие греков-варваров, известных под именем дорийцев. После него начался новый период греческой истории - гомеровский, как принято его называть. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Дворцы, цитадели и целые города лежали в развалинах.

Пеласгами были и филистимляне (от их имени происходит само слово "Палестина"). Филистимляне пришли на палестинское побережье примерно в то же время, что и первые кочевые и полукочевые племена с Востока. Пеласги и филистимляне - ближайшие родственники этрусков-расенов.
Многое из их культуры стало достоянием других народов, в том числе греков, кочевников, пришедших в Палестину, и т. д. И пеласги, и многие племена так называемых народов моря, и трипольцы - создатели трипольской культуры на Днепре - были в конечном счете сынами леопарда, то есть русами, русичами Малой Азии.

Этрусское "ци" означает "три". "Циполи" означает дословно "три боли". Так называли лук. Ведь от него болит горло, нос, болят глаза.

Украинская "цибуля" и итальянское "чиполло", "чиполлино" свидетельствуют об этрусских корнях. А русское слово "цыпленок" - дословно "трехпалый".
Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, "на родину". Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов.
Что же дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти все, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов и сегодня является частью городского хозяйства Рима.

В городе Никония (район Днестра) был найден фигурный сосуд, на котором можно прочесть русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос". Перевод: "Храни себя жена с его дочерью (дош - дочь)". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком - ребенок. Это соответствует надписи. Оказывается, русские тексты - явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Надписи из Никонии более двух тысяч лет, Аль-Хорезми назвал некогда в своей книге черноморские города: Растиянис, Арсаса, Арусиния. Теперь-то можно с уверенностью сказать: это города русов, потомков легендарных сынов леопарда .