Open
Close

Что такое налог с продажи. Налоги с продажи товаров и услуг в россии

Что лучше - налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Сегодня активно обсуждается вопрос о повышении налогов. И то, что налоги будут повышать, - это уже решенный вопрос, поскольку глава Правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе рабочего совещания, что в России будет увеличена налоговая нагрузка. Вместе с тем стало известно о принятии решения о том, что налоговая нагрузка на физических лиц повышаться не будет, по крайней мере до 2019 г. А это означает, что повысится либо НДС, либо будет введен новый налог - налог с продаж. Оба налога являются косвенными, однако о том, какой из них лучше, а какой хуже, мы поговорим в данной статье.

Плюсы и минусы налога с продаж и НДС

Возвращая налог с продаж или повышая НДС, фактически Правительство возвращается в прошлое. В России уже существовал и налог с продаж, и ставка НДС была установлена в размере 20%.
С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена до 18%.
Налог же с продаж вводился несколько раз в истории России. Первый раз налог был введен с 1 января 1991 г., однако с распадом Советского Союза налог с продаж утратил силу. Второй раз налог вводился во время кризиса 1998 г. До 2004 г. максимальная ставка налога с продаж составляла 5%. Ее конкретный размер устанавливали субъекты Российской Федерации. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10%, налогом с продаж не облагались. Но с 2004 г. он также не уплачивается.
Причем практика введения налога с продаж использовалась два раза в истории, но оба раза он отменялся, поскольку фактически данный налог дублирует уже существующий налог на добавленную стоимость.
Чтобы понять, что лучше, а что хуже для производителей, продавцов и конечных потребителей (НДС или налог с продаж), необходимо разобраться в различиях двух налогов.
Во-первых, налог на добавленную стоимость является федеральным, а налог с продаж региональным, т.е. различается и администрирование налога, и расходование средств. В случае с НДС средства поступают и расходуются федеральными властями, а в случае с налогом с продаж налог поступает в казну регионов, которые в свою очередь распределяют и используют поступившие от сбора налога средства.
Во-вторых, если НДС действует во всех регионах, то налог с продаж действует только там, где региональные власти приняли соответствующее решение.
В-третьих, НДС является более сложным с точки зрения администрирования. Главные претензии к налогу - сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами.
В отношении НДС нужно отметить, что, если организация реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18%. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам организация должна перечислить в бюджет. Если же разница будет больше, то можно возместить НДС из бюджета. Однако на практике в случае заявления НДС к возмещению возможны проверки налогового органа и иные сложности.
Налог с продаж уплачивается же при реализации товара со всей суммы реализации.
Рассмотрим основные плюсы и минусы двух налогов, которые почувствуют потребители при повышении НДС или введении нового налога (см. таблицу).

Плюсы и минусы НДС и налога с продаж

Налог с продаж

Налог с продаж поступает в региональный бюджет и может быть использован регионом для собственных нужд.

Производители могут выиграть от введения налога с продаж, поскольку НДС более выгоден агентам и посредникам, которые могут фактически не уплачивать налог.

Налог является более простым в уплате в отличие от НДС

Налог увеличит инфляцию.

Введение дополнительных налогов увеличивает налоговое администрирование в стране, снижает конкурентоспособность экономики, а также может снизить рейтинг страны в части ведения бизнеса в России.

Вместо одного налога компаниям придется уплачивать и подавать отчетность по двум налогам.

Налог с продаж начисляется на общий объем выручки, что будет способствовать повышению количества случаев ухода от данного налога

Налог на добавленную стоимость уплачивается давно, и потребители привыкли в счетах видеть сумму данного налога

Повышение налога увеличит цены на товары и инфляцию.

Налог взимается в федеральный бюджет, и в этой связи пополнение региональной казны от увеличения данного налога не зависит.

Налог предусматривает целый ряд льгот и вычетов, в этой связи агенты, экспортеры имеют преимущество перед производителями.

НДС предполагает ведение в некоторых случаях раздельного учета, что не предусматривает налог с продаж

К плюсам и введения налога с продаж, и повышения НДС можно отнести, безусловно, пополнение бюджета, причем не очень важно, какой бюджет будет пополняться (региональный или федеральный), поскольку в налоговом законодательстве закреплено единство налоговой системы. Однако в отношении собираемости НДС является более перспективным. Так, в 2011 г. министр финансов Антон Силуанов заявлял, что 1% НДС с точки зрения поступлений в бюджет равен 5% налога с продаж. Поэтому с арифметической точки зрения повысить НДС проще. Но в этом случае регионы не получат дополнительные средства, как это произойдет в случае введения налога с продаж.
При этом сегодня можно обратить внимание на то, что даже развитые экономики европейских стран повышают налоги. Но одним повышением налогов не обойтись, необходимо бороться с коррупцией, отмыванием денежных средств и выводом капитала за рубеж. Во времена кризиса 1920-х гг. в США были не только повышены налоги, но и вкладывались средства в развитие инфраструктуры и строительство дорог, подобный подход может быть эффективно использован и в России.
Однако, безусловно, повышение налогов имеет и очевидные минусы. Основным минусом для населения страны является повышение цен и увеличение инфляции - если в настоящее время планируется увеличение налогов на 3% (налог с продаж), то инфляция может подняться на все 5%.
Кроме того, сократившиеся инвестиции в российскую экономику в связи с введением санкций могут снизиться еще больше из-за увеличения налогового бремени, так как сегодня инвесторы не уверены в завтрашнем дне, не могут предугадать развитие ситуации и повышение налогов может также отпугнуть иностранные компании.
Повышение налогов негативно отразится и на конечных потребителях, физических лицах, ведь если юридическое лицо может принять НДС к возмещению, то граждане видят НДС только в чеках и вынуждены будут помимо данного налога нести еще и бремя налога с продаж.
Повышение налогов невыгодно и бизнесу: во-первых, введение нового налога может вызвать проблемы и сложности в администрировании у плательщиков налога, ведь на практике больше всего ошибок возникает именно при появлении новых налогов. Во-вторых, товары российских производителей из-за налогов повысятся в цене, а следовательно, будут менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами.
Наиболее сильное снижение доходов бюджета ощущается в части снижения по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 г. существенно снизили свою маржинальность на фоне снижения деловой активности, падения рубля и медленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. А следовательно, если доходы падают, то введение налога с продаж не будет достаточно эффективным. Ведь производство и так снижается на фоне рецессии и падения производства.

Как подготовиться к повышению налогов

Большинство физических и юридических лиц воспринимают повышение налогов как данность, кто-то при этом планирует закрыть свой малый бизнес ввиду роста издержек, затрат и налогового бремени, кто-то решает всерьез подготовиться к повышению налогового бремени. Как это сделать?
Конечно, для физических лиц, которые почувствуют введение налога с продаж или повышение НДС по ценам в магазинах, вряд ли повышение налогов может повлечь смену работы. Однако многие уже сегодня задумываются о повышении заработной платы. И согласно трудовому законодательству работник может рассчитывать на повышение заработной платы. Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, к сожалению, данная норма не гарантирует 100%-ного повышения заработной платы сотрудникам.
Для компаний дело обстоит намного сложнее. Ведь при повышении налогов необходимо спланировать политику ценообразования. При введении налога с продаж или повышении НДС многие производители могут просто стать неконкурентоспособными. Необходимо также пересмотреть политику ценообразования с поставщиками, поскольку при повышении налогов и поставщики могут повысить цены на сырье и оборудование и уже сегодня нужно отслеживать тенденции ценообразования поставщиков, закладывать увеличение расходов в бюджет компании.
Необходимо составить взаимосвязанные бюджеты доходов и расходов, которые бы учитывали новую налоговую ситуацию, в которых были бы указаны новые цены на сырье, материалы, основные средства с учетом новых налогов. В некоторых случаях целесообразно совершить крупные покупки, например приобретение оборудования, машин и иных основных средств в 2014 г., поскольку повышение налогов спровоцирует повышение цен на товары и услуги. В контракты с основными контрагентами возможно включить условия на запрет повышения цен, например, в первой половине следующего года, что позволит получить некоторое конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами, на которых повышение цен может отразиться с начала следующего года.
Некоторые малые предприятия и предприниматели, возможно, примут непопулярное решение о закрытии бизнеса. Так, после повышения страховых взносов в 2013 г., по некоторым оценкам, закрылось до 500 тыс. предприятий малого бизнеса. Аналогичная тенденция может наблюдаться и в 2015 г., так как наряду с введением налога с продаж повысятся и иные налоги, например можно ожидать повышения страховых взносов, увеличения налога на имущество, который с 2014 г. собирается с кадастровой стоимости. И тем компаниям, которые решат закрыть производство в 2015 г., необходимо продумать целый ряд мероприятий - от принятия решения учредителями до получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации компании.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, введение нового налога с продаж, равно как и повышение НДС, является непопулярной, но вынужденной мерой в условиях установления санкций против российской экономики, снижения внутреннего валового продукта и роста дефицита бюджета. Однако важно, каким образом будут израсходованы данные средства регионами или федеральным бюджетом, насколько эта мера будет эффективной. Возможно, конечно, повышение налогов является временной мерой, однако нет ничего более постоянного, чем временное, об этом нужно помнить при планировании как личного бюджета, так и бюджета компании.

Расчет налога с продаж рассчитывается в процентах. Налог с продаж это доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Любой бизнесмен делает примерные расчеты в голове, сколько получиться прибыли с продажи товара, а также сразу рассчитываются в голове налоги с продажи. Сравнить можно на примере урожая картошки или др. Часть этого урожая будет гнилой или порченной. Эту часть мы спишем на налоговую потерю.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 — 7 настоящего пункта;
2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) выручка от реализации покупных товаров;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ;
6) выручка от реализации основных средств;
7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 — 6 настоящего пункта.
При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса;
2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;
6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 настоящего пункта;
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
4) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
9. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса.

В Государственную налоговую инспекцию Приложение 3

по ————- району к Закону ——— области

от плательщика от 31.12.14. № 350-46

ИНН ************** Штамп (отметка)

г. ——-, ул. —————, 10-111 госналогинспекции

Получено

«_____» __________________200___г.

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРОДАЖ

налога с продаж, совершенных за _________________________________________

№п.п. Вид товара (работ, услуг) Стоимостьреализованноготовара(тыс. руб.) Ставка налогав процентах Сумма налога

Ю.И. Анина

Cогласно Федеральному закону от 21.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" перечень налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов дополнен новым видом налога - налогом с продаж.

Налог с продаж уплачивается как юридическими лицами (в том числе иностранными), так и их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, самостоятельно реализующими товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что исключений из числа налогоплательщиков применительно к видам их деятельности не сделано, торговые организации и их филиалы должны уплачивать налог с продаж в общеустановленном порядке.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) филиалы и другие обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками.

Одновременно частью второй ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Соответственно, после введения в действие части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организаций, не являясь плательщиками налога с продаж, выполняют обязанности этих организаций по его уплате.

Что касается малых предприятий торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то для них в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” уплата единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, заменяет уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Поэтому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.

Кроме того, со дня введения в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением тех, что предусмотрены в ст. 1 вышеназванного Закона.

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Постановлением Госкомстата России от 19.08.98 N 89 “Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий” определено, что оптовая и розничная торговля классифицируются применительно к определениям, данным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17.

К оптовой торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим или другим профессиональным пользователям.

К розничной торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления и домашнего использования.

Если торгующие организации кроме товаров, приобретенных для перепродажи, реализуют продукцию собственного производства (например, воздушную кукурузу, кулинарные изделия и т.д.), такие продажи также являются объектом обложения налогом с продаж.

Наличные расчеты используются в торговых организациях в основном при реализации товаров населению. Поэтому наибольший объем продаж, облагаемых этим налогом, приходится на розничную торговлю.

Однако в пределах лимитов, установленных указанием Банка России от 07.10.98 N 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами”, наличные расчеты могут применяться и во взаиморасчетах между юридическими лицами. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу определен в следующих размерах:

Между юридическими лицами - в сумме 10 тысяч рублей;

для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в сумме 15 тысяч рублей;

Для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний МВД России (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц - в сумме 15 тысяч рублей.

В целях начисления налога с продаж к продаже за наличный расчет приравниваются также продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Таким образом, целесообразно отметить, что фактор наличного расчета учитывать для начисления налога с продаж при реализации товаров в розницу не следует. Торговая организация обязана начислить этот налог вне зависимости от формы расчетов с физическим лицом.

Поэтому в объект обложения налогом с продаж будет включаться стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость проданных по подписке печатных изданий, стоимость товаров, проданных в кредит, стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования.

Кроме того, налогом с продаж облагаются и отдельные поставки юридическим лицам с использованием безналичной формы расчетов (посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков).

При осуществлении юридическим лицом оплаты за приобретенные товары ценными бумагами (в том числе векселями) оснований для начисления налога с продаж не имеется.

Применительно к основной деятельности торговых организаций объектом обложения налогом с продаж является стоимость перечисленных в Законе товаров не первой необходимости, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К видам товаров, стоимость которых является объектом обложения этим налогом, согласно Закону относятся подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция, компакт-диски.

Кроме того, указанный перечень товаров по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации может дополняться.

Не является объектом обложения налогом с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий и т.д.

С целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения перечень товаров первой необходимости, стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, может быть расширен законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Если в процессе хозяйственной деятельности у торговой организации возникнет необходимость продажи недвижимости (здания, сооружения, земельного участка) или ценных бумаг, то при осуществлении таких операций налог с продаж не взимается.

Определение облагаемого налогом оборота производится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров, и оплачивается как и косвенные налоги конечным потребителем.

Однако исчисление налога с продаж отличается, в частности, от исчисления НДС прежде всего отсутствием зачетного механизма по товарам, приобретенным с налогом с продаж и использованным на производственные нужды.

Письмом МНС России от 31.12.98 N ВГ-6-01/930 разъяснено, что в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (см. также “Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н; Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н).

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в случае, если использование этого имущества связано с процессом производства и реализации.

Пример 1.

Оптовый склад для ремонта холодильных установок приобрел у снабженческо-сбытовой организации датчики температуры на сумму 504 руб. (в том числе НДС - 80 руб., налог с продаж - 24 руб.). В отчетном периоде организацией было приобретено товаров на сумму 120 тыс. руб. и полностью реализовано на сумму 180 тыс. руб. по безналичному расчету. Прочие издержки обращения составили 2 тыс. руб. (учетная политика в целях налогообложения - по оплате).

Д-т 41 К-т 60 - 100 000 руб. - оприходованы товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 10 К-т 60 - 424 руб. - оприходованы поступившие запасные части (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 19 К-т 60 - 20 000 руб. - учтен НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 19 К-т 60 - 80 руб. - учтен НДС по поступившим запасным частям;

Д-т 60 К-т 50 - 504 руб. - оплачены приобретенные запасные части;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 80 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по запасным частям;

Д-т 60 К-т 51 - 120 000 руб. - оплачены товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 20 000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 44 К-т 10 - 424 руб. - отнесена на издержки обращения стоимость запасных частей (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 46 К-т 41 - 100 000 руб. - списана стоимость реализованных товаров, приобретенных для перепродажи;

Д-т 46 К-т 44 - 2424 руб. - списаны издержки обращения отчетного периода;

Д-т 62 К-т 46 - 180 720 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислен НДС с оборотов по реализации товаров;

Д-т 51 К-т 62 - 180 720 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислена в бюджет сумма НДС.

В аналогичном порядке учитывается и налог с продаж, уплаченный торговыми (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми, розничными и др.) предприятиями по товарам, приобретенным ими в целях дальнейшей реализации, стоимость которых отражается на счете 41 “Товары”.

При реализации товаров, облагаемых налогом с продаж, как оптом, так и в розницу сумма, определенная налогоплательщиком по ставке, установленной местным органом власти (не более 5 % от облагаемого оборота), включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету.

Пример 2.

Снабженческо-сбытовая организация приобрела у индивидуального предпринимателя туши говядины на сумму 21 000 руб. (налог с продаж - 1 000 руб.), а затем реализовала их магазину за наличный расчет. Продажная цена без учета НДС и налога с продаж составила 30 000 руб.

В целях упрощения примера предполагается, что организация не понесла затрат по заготовлению мяса.

Д-т 41 К-т 60 - 21 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 60 К-т 50 - 21 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 46 К-т 41 - 21 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров.

При выписке расчетных документов покупателю (магазину) должны быть в установленном порядке определены НДС и налог с продаж, предъявляемые покупателю.

В рассматриваемом примере сумма НДС составит 6000 руб. (30 000 * 20 %), сумма налога с продаж - 1800 руб. [(30 000 руб. + 6 000 руб.) * 5 %];

Д-т 62 К-т 46 - 37 800 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 37 800 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислен НДС;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 1 800 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

Нередко встречаются ситуации, когда приобретаемый товар оплачивается покупателем одновременно как наличными деньгами, так и перечислением средств с расчетного счета.

В этом случае следует иметь в виду, что налог с продаж применяется только по товарам, оплаченным наличными денежными средствами. Поэтому при заключении договоров с покупателями следует предусматривать, что в случае расчетов за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся к оплате по выставленному счету-фактуре при безналичных расчетах, увеличивается на сумму налога с продаж.

Пример 3.

Лесоторговая база реализовала предприятию пиломатериалы на сумму 32 820 руб. Оплата поступила частично по безналичному расчету в сумме 24 000 руб., частично наличными деньгами в кассу предприятия в сумме 8820 руб. Покупная стоимость пиломатериалов составила 18 000 руб. (НДС - 3000 руб.)

Д-т 41 К-т 60 - 15 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 19 К-т 60 - 3000 руб. - отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиками;

Д-т 60 К-т 51 - 18 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 68 К-т 19 - 3000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по приобретенным товарам;

Д-т 46 К-т 41 - 15 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 62 К-т 46 - 32 820 руб. - выписаны расчетные документы покупателям;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислен НДС по реализуемым товарам;

Д-т 50 К-т 62 - 8820 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары наличными деньгами;

Д-т 51 К-т 62 - 24 000 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары путем безналичного перечисления;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 420 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

В случае неполучения от покупателей суммы налога с продаж, причитающейся по реализованным за наличный расчет товарам, расчеты с бюджетом по налогу с продаж должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражаться по дебету счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.

Розничным торговым организациям следует обратить внимание на то, что методы определения объектов обложения налогом с продаж и НДС для них принципиально отличаются. В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” при реализации товаров в розницу оборот, облагаемый НДС, определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками, в то время как налог с продаж исчисляется со всей стоимости реализуемых товаров (включая НДС и акцизы).

Кроме того, исходя из особенностей учета в розничных торговых организациях в целях определения налога с продаж, подлежащего отнесению на расчеты с бюджетом, необходимо применять расчетную ставку, позволяющую извлечь сумму налога с продаж, учтенную в цене реализации товара.

Расчетная ставка налога с продаж применительно к прямой ставке, установленной в размере 5 %, определяется в следующем порядке:

Стоимость товара, предъявляемая покупателю, определяется по формуле 100 % + 5 % (условно) = 105 %, где 100% - свободная рыночная (розничная) цена товара, 5 % (условно) - ставка налога с продаж;

Расчетная ставка, определенная как доля налога с продаж в выручке от реализации товаров, в этом случае составит 4,76 % .

Одной из проблем, не урегулированных налоговым законодательством, является правомерность исключения налога с продаж из оборота, облагаемого НДС при реализации товаров в режиме розничной торговли.

Как уже отмечалось, оборотом, облагаемым НДС, в указанном случае является выручка от реализации товаров за вычетом стоимости товаров, уплаченной поставщикам при их приобретении. Какие-либо вычеты из налогооблагаемой базы, определенной в таком порядке, не предусмотрены.

Однако если придерживаться мнения, что налог с продаж не исключается при начислении НДС, создается ситуация, когда объектом обложения НДС становится не только разница между ценами реализации и ценами приобретения товаров, но и налог с продаж, взимаемый с покупателей сверх продажной цены, что не предусмотрено вышеназванным порядком.

Рассмотрим порядок исчисления налога с продаж организациями розничной торговли на примере организации, ведущей учет товаров по продажным ценам.

Пример 4.

Продовольственный магазин реализовал товары, облагаемые налогом с продаж, на сумму 110 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара составила 88 000 руб. (с учетом НДС).

В целях упрощения примера принято, что все реализуемые товары облагаются НДС по ставке 10 %.

Д-т 41 К-т 60 - 88 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 41 К-т 42 - 22 000 руб. (88 000 руб. x 25 %) - отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

Д-т 60 К-т 51 - 88 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 50 К-т 46 - 110 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров;

Д-т 46 К-т 41 - 110 000 руб. - списана стоимость реализованного товара;

Д-т 46 К-т 42 - 22 000 руб. (красным) - сторнирована сумма торговой наценки;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 5238 руб. (110 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1523,7 руб. [(22 000 руб. - 5238 руб.) * 9,09 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Движение товаров, реализуемых в розницу с налогом с продаж, учет которых ведется по покупным ценам, отражается идентичными записями (без использования счета 42 “Торговая наценка).

В целях определения объекта обложения по налогу с продаж к розничным поставкам, облагаемым этим налогом, приравнивается также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Поэтому оплата труда работников торговой организации (включая выдачу премий, вознаграждений) товарами, приобретенными для перепродажи либо собственного производства, бартерные поставки товаров по договорам с физическими лицами, а также натуральная оплата оказанных ими услуг должны включаться в оборот, облагаемый налогом с продаж.

В бухгалтерском учете организации стоимость натуральных продуктов (готовой продукции, товаров), выдаваемых в счет погашения числящейся задолженности организации по заработной плате работникам, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по расчетной ставке исходя из суммы погашаемой задолженности по оплате труда. Указанная сумма налога списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”.

Пример 5.

Магазин в счет погашения задолженности по заработной плате отпустил своим сотрудникам бытовую технику на сумму 42 000 руб. Покупная стоимость отпущенных товаров составила 30 000 руб.

Д-т 20 К-т 70 - 42 000 руб. - начислена заработная плата сотрудникам;

Д-т 70 К-т 46 - 42 000 руб. - отражена выплата заработной платы сотрудникам;

Д-т 46 К-т 41 - 30 000 руб. - отражена стоимость товара, реализуемого в счет погашения задолженности по заработной плате;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 2000 руб. (42 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1667 руб. [(12 000 руб. - 2000 руб.) * 16,67 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Отдельно следует рассмотреть вопрос применения налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет по договорам комиссии.

Если согласно условиям договора комиссии реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж должен взиматься с покупателей комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж уплачивать не следует.

В бухгалтерском учете комиссионера операции по начислению налога с продаж отражаются в следующем порядке.

Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в корреспонденции со счетом 50 “Касса”. Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”. Сумма налога с продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

Пример 6.

Снабженческо-сбытовая организация, являющаяся комиссионером с участием в расчетах, реализовала за наличный расчет аптеке парфюмерно-косметические товары. Продажная цена без налога с продаж составляет 300 000 руб. Учетная политика в целях налогообложения - по отгрузке.

Д-т 004 - 240 000 руб. - получены товары от комитента;

Д-т 19 К-т 76 - 40 000 руб. - на сумму НДС, предъявленного комитентом;

Д-т 62 К-т 76 - 318 000 руб. - выписаны расчетные документы покупателю за реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 318 000 руб. - получена оплата от покупателя;

К-т 004 - 240 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 68 - 18 000 руб. - отражен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС, - 40 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 46 - 60 000 руб. - отражена сумма комиссионного вознаграждения, причитающаяся комиссионеру (с учетом НДС);

Д-т 46 К-т 68 - 10 000 руб. - начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

Д-т 76 К-т 51 - 240 000 руб. - выручка от реализации товаров перечислена комитенту;

Д-т 68 К-т 19 - 40 000 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по товарам, переданным на комиссию.

В случае если согласно условиям договора комиссии комиссионер не участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям производится комитентом, налог с продаж должен взиматься с покупателей комитентом и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается комитентом с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. При получении комиссионером вознаграждения от комитента как наличными, так и безналичными денежными средствами, налог с продаж не уплачивается. Сумма налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, субсчет “Налог с продаж”, и дебету счета 50 “Касса”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

В заключение следует отметить, что с момента принятия решения местным органом власти о введении на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж по всем товарам, подпадающим под налогообложение, в том числе по товарам, оприходованным в учете до его введения, начисление и уплата данного налога производится в общеустановленном порядке.

Если торговая организация в одном отчетном периоде реализует товар, как облагаемый, так и не облагаемый налогом с продаж, в целях исполнения налоговых обязательств ей следует вести раздельный учет по реализации таких товаров с отражением их стоимости на соответствующих субсчетах счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Порядок ведения раздельного учета в соответствии с приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98" должен оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации.

В российской и европейской налоговой практике существует понятие косвенных налогов. Суть таких налогов состоит в том, что это не конкретная четко установленная сумма, а , который заложен в стоимость товара и оплачивается фактически покупателем. Главная обязанность продавца в таком случае — перечислить денежные средства в государственный бюджет РФ.

Надо ли платить налоги с продажи товаров и услуг

Речь идет о налоге на добавленную стоимость (так называемый ) и , установление которых регламентируется такими нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при » (№1137 от 26.12.2011 года);
  • Приказ ФНС России от 29.10.2014 года №ММВ-7;
  • ФЗ №248 от 23.07.2013 года;
  • Гражданский кодекс РФ.

Уплата данного налога возможна как при оптовой, так и при розничной торговле. От обязанности платить НДС освобождаются:

  • , суммарная выручка которых от реализации товаров и услуг за три последних месяца менее 2 миллионов рублей;
  • организации, занимающиеся ;
  • компании либо , использующие упрощенную систему налогообложения;
  • бизнес, работающий по ;

Кроме этого, в процессе реализации товаров и услуг могут оплачиваться такие налоги:

Реализация товаров и услуг в 1С 8.3: примеры с проводками вы найдете в этом видео:

Особые виды продукции

Рассмотрим особенности налогообложения продаж отдельных видов продукции ИП и компаниями.

Бензин

Знаете ли вы, что почти половина цены бензина, которая установлена на АЗС, составляют различные налоги и сборы? Так вот, при продаже бензина собственники АЗС обязаны перечислять в государственный бюджет такие налоги:

  • (примерно 15%). Сумма акциза устанавливается в фиксированном виде распоряжениями Правительства РФ, поэтому четко вывести процент акциза в общей цене бензина невозможно;
  • . Налог рассчитывается по специальной формуле и составляет примерно 3,6- 3,7 рубля за 1 литр бензина (примерно 10- 15 % от стоимости бензина на АЗС).

Важность уплаты этого сбора заключается в том, что выбросы бензина наносят вред окружающей среде, а одна из важных функций государства состоит в том, чтобы максимально следить за состоянием экологии и максимально улучшать условия для проживания людей.

Товары с ebay и других интернет-магазинах

До начала 2017 года никаких налогов с продаж через интернет-магазины не было. 12 декабря 2016 года Президент РФ поручил специальной комиссии разработать правила торговли через интернет, суть которых состоит в таких моментах:

  • введение налогообложения покупок через зарубежные онлайн-магазины;
  • введение дополнительных таможенных пошлин при ввозе доставляемых из-за границы товаров.

Все эти платежи практически должны лечь на плечи россиян, которые активно пользуются американскими и европейскими площадками для онлайн покупок. По проекту решения не предусматривалось введение подобного налогообложения для российских онлайн-магазинов. Основная цель: создание искусственной ценовой конкуренции западным ресурсам и повышение популярности российских интернет- магазинов.

Размер НДС должен будет составлять 18 % от стоимости товара, а могут достигать 30% от цены товара.

Продаже через интернет товаров или услуг посвящен данный видеоролик:

Антиквариат

В процессе продажи антиквариата стоит рассматривать несколько возможных моментов:

  • если товар был продан по той же само цене, что и куплен, то налог в государственный бюджет не платится. Для этого продавец должен иметь доказательства в виде чеков, накладных, договоров о продаже и т.д.;
  • при продаже антикварного изделия через магазин (антикварную лавку) организация — продавец удержит и перечислит НДФЛ в размере 13% от стоимости товара;
  • существует возможность использования в размере до 250000 рублей.

Согласно норм ст.86.2 НК РФ в случае нотариального оформления сделок купли-продажи антикварного имущества нотариус обязательно сообщает про такую сделку в органы ФНС. Это единственный случай, при котором налоговая по любому узнает про сделку.

Если товар продается через магазин, то НДФЛ в налоговую перечисляет бухгалтер магазина. Если же, допустим, договор в устной или письменной форме заключается между двумя физическими лицами напрямую, то средства в ФНС перечисляет продавец (если в этом есть необходимость).

Техника

Техника — это имущество определенного хозяина. Правила налогообложения при продаже имущества для физических лиц установлены нормами ст.ст. 217 и 220 НК РФ. с дохода от продажи собственного имущества исходя из правил системы налогообложения по которой они работают, и уровня амортизации товара.

Для физических лиц действуют такие правила:

  • освобождение от уплаты НДФЛ при продаже товара, который находится в собственности хозяина более 3 лет (подтверждение — чеки, договора с магазином);
  • НДФЛ по ставке 13% платится при продаже товара дороже, чем 250000 рублей, либо если расходы, связанные с его приобретением меньше, чем размер доходов от продажи (подтверждается документально чеками, договорами и т.д.).

Животные

В ст.137 Гражданского кодекса РФ сказано, что животные — это такие же объекты права собственности, как и другие движимые, недвижимые вещи и предметы. Соответственно, по отношению к животным стоит применять такие же правила налогообложения, что и к другому имуществу.

Нерегулярная деятельность, связанная с реализацией животных, предусматривает такие правила налогообложения:

  • НДФЛ не платится, если сумма дохода от продажи животных менее, чем 250000 рублей;
  • не облагается налогом продажа животного, если оно находилось в собственности хозяина более 3 лет;
  • имущественный налоговый вычет в размере суммы расходов на приобретение животного применяется как альтернатива в размере до 250 тысяч рублей.

Стройматериалы

Реализация строительных материалов в РФ может проводится исключительно юридическими лицами или ИП. Согласно норм письма Министерства финансов РФ 17.09.2010 N 03-11-11/246 в случае продажи строительных материалов рекомендуется использовать .

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу - повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. - до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов . Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам - с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля - 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край - во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя », - указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков . «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации », - комментирует он.

Напомним: налог с продаж - не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того,власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против - такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, - пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения ».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС - 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж - максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях - производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов . «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, - пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени ».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике », - пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова - как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.