Open
Close

Детская скрипка размеры по возрасту. Как определить размер скрипки

Как правильно выбрать скрипку среди множества инструментов? Красивые резные инструменты радуют глаз, однако, далеко не все из них могут поразить чистым ровным звучанием. Скрипку называют королевой оркестра, поэтому и к выбору ее следует подойти серьезно. В этой статье мы поделимся с вами полезными советами о том, как правильно выбрать скрипку.

Электроскрипка или классика

Классическая деревянная скрипка подходит, как для начинающих музыкантов, учащихся и детей, так и для профессиональных скрипачей. Электроскрипка не подходит для обучения игры на ней, так как из нее очень трудно извлечь чистый ровный звук.

Прежде чем покупать скрипку, определитесь, для чего вам нужен инструмент. Если вы только начинаете на нем играть или обучаться игре, целесообразнее приобрести обычную фабричную русскую скрипку. Если вы уже умеете играть на инструменте, рекомендуется приобрести профессиональный немецкий инструмент.

В любом случае не выбирайте электроскрипку, так как играть на ней очень сложно, и этот инструмент имеет больше минусов, чем плюсов. Во-первых, электроскрипка перестанет играть, если отключится электричество или если его вообще нет. Во-вторых, на электроскрипке невозможно играть в оркестре, так как она резко отличается от других инструментов по тембру и тональности.

В-третьих, электроскрипка не подходит для начинающих, так как на ней нельзя научиться извлекать красивое качественное звучание. Ну и, наконец, электроскрипка намного тяжелее обычной, а это создает дополнительные трудности и неудобства во время игры.

Если вы все же решили приобрести электроскрипку, то вам понадобятся к ней дополнительные аксессуары. Так, необходимо будет приобрести звукосниматель, который подключается к любой аппаратуре, а также является легким и компактным. Они могут крепиться к подставке или к деке.

Размер

Скрипки делятся на множество размеров, среди которых различают стандартные и редкие. Самыми используемыми детскими размерами скрипок считаются 1/8, ?, ?, ?. Для малышей рекомендуются скрипки размером 1/16. К редким промежуточным размерам скрипок относятся 1/10 и 7/8. Стандартным размером взрослых скрипок считается 4/4.

При выборе скрипки важен не только его музыкальный размер, но и весовые габариты инструмента. Иначе игра на неправильно подобранной скрипке может вызвать физический дискомфорт. Так, тяжелая скрипка может вызвать зажатость мышц и перекос постановки у начинающих музыкантов.

Чтобы правильно подобрать инструмент по размеру, скрипку ставят на левое плечо и вытягивают левую руку вперед без напряжения. Головка скрипки должна свободно располагаться в ладони и доходить до ее середины, а левая рука - без напряжения обхватывать завиток скрипки.

Конструкция

Корпус скрипки состоит из верхней и нижней дек, которые соединены между собой обечайками. Стандартный размер корпуса составляет 355-360 мм. Верхняя дека изготавливается из ели. На ней расположены звуковые отверстия длиной 76-78 мм. Нижнюю деку изготавливают из белого клена.

Шейка изготавливается из клена. На шейку крепится гриф. За шейку инструмент держат во время игры. Общая длина шейки составляет 130-132 мм. Длина шейки от верхнего края деки до порожка 130-132 мм. Высота пятки над декой равна 4-6 мм, а углубление в вырез клотца - 4-5 мм.

Гриф представляет собой пластину черного дерева. Длина грифа составляет 270 мм, а его толщина равна 4-5 мм. Прогиб грифа составляет 1-1,5 мм для того, чтобы при игре струны не касались его.

Верхний и нижний порожки изготавливают из черного дерева. Верхний порожек предназначен для прохождения струн над грифом и колками. Ширина верхнего порожка должна составлять 23-24 мм. Нижний порожек предназначен крепления подгрифника, который плавного перегибается через него. Высота нижнего порожка над декой составляет 4-4, 5 мм.

Подгрифник

Подгрифник изготавливается из твердой древесины и крепится посредством жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Подгрифник отвечает за звучание струн. Расстояние пазов для струн на подгрифнике должно соответствовать расстоянию между струнами на подставке. Расстояние от нижнего края петли до крайнего порожка должно составлять 3-4 мм.

Если подгрифник тяжелый, а длина петли подобрана неверно, то струны будут дребезжать. Поэтому петлю необходимо выбирать синтетическую диаметром 2,2 мм и обязательно с возможностью регулировки. Подгрифник желательно выбирать углепластиковый со встроенными машинками.

Если длина петли подобрана правильно, то край подгрифника должен находиться около 5 мм от порожка. При этом синтетическая петля не годится для подгрифника, на котором ранее устанавливалась жильная петля большого диаметра, так как она может повредить деревянный подгриф.

Для настройки скрипки используют подгрифники с квинтовыми машинками для любого типа струн. Однако такие подгрифники весьма тяжелы. Для металлических струн подбирают и металлический подгрифник. Для жильных струн подходят деревянные подгрифники. Оптимальным вариантом являются подгрифники из черного дерева, на которые устанавливают две квинтовые машинки.

Струны

Струны скрипки изготавливают из различных материалов. Но наиболее популярным материалом является сталь. Стальные струны дают чистый красивый звук. Кроме того, на них прозе играть. Однако такие струны являются жесткими, но музыкант к ним быстро привыкает.

Канифоль

Канифоль для разных струн подбирается индивидуально. Так, для стальных струн подходит твердая жесткая канифоль. Непосредственно перед использованием новой канифоли, волос смычка необходимо протереть спиртом.

Душка

Душка представляет собой специальную палочку внутри деки. Душка передает вибрацию от одной деки к другой. От положения душки зависит звучание инструмента. Она уравновешивает сопротивление корпуса инструмента давлению струн. Душка изготавливается из выдержанной ели с годовыми слоями1-1, 5 мм диаметром 5-6 мм. Расстояние от душки до подставки скрипки составляет 1-4 мм.

Обечайки

Обечайки представляют собой шесть кленовых пластинок, выгнутых по форме дек. Высотой обечаек у основания шейки составляет 28-30 мм, а возле пуговицы - 29-31 мм. Толщина обечаек равна 1-1, 5 мм. Обечайки соединяются между собой посредством приклеивания шести клотцев.

Контробечайки

Контробечайки представляют собой полоски дерева треугольного сечения, которые клеятся с внутренней стороны к верхним и нижним бокам. Толщина контробечаек составляет 2 мм. При выборе скрипки также необходимо обратить внимание на ширину прокладок, присоединенных к подбороднику для крепления. Поверхность прокладки должна находиться на расстоянии не более 1 мм от контробечаек.

Обручики

Обручики представляют собой узкие полоски ольхи или ели, которые клеятся по бокам обечаек с внутренней стороны. Они предназначены для более надежного крепления обечаек. Ширина обручиков составляет 2-3 мм, а высота - 5-6 мм.

Колки

Колки изготавливают в основном из эбенового, черного дерева или палисандра. Колки предназначены для натяжения струн. Колки и их отверстия должны иметь одинаковую конусность. Также колки не должны выходить за пределы колковой коробки.

Колки должны легко вращаться. Нельзя сильно вдавливать колки в отверстия при их вращении, так как это может привести к выходу из строя колковой коробки. Если колки плохо держат струны, то их необходимо притереть мелом или притирочной пастой. Если колки проворачиваются туго, то их нужно натереть сухим мылом.

Пуговка

Пуговка предназначена для закрепления подгрифника. Она вставляется в специальное отверстие в нижнем клотце. Конус пуговки должен соответствовать конусу отверстия, а также длине и толщине клотца. Неправильный конус пуговки может вызвать трещины в нижнем клотце.

Подбородник

Подбородник представляет собой специальное приспособление для устойчивости скрипки между подбородком и плечом. Подбородники делятся на глубокие, плоские, высокие и низкие. Для малышей вместо подбородников используют специальные поролоновые подкладочки, которые клеятся на инструмент.

Подбородники выбираются исходя из высоты расположения над декой и кривизны поверхности инструмента. Также подбородники выбираются в зависимости от расположения поверхности для крепления. Подбородники могут располагаться слева от подгрифника или по центру инструмента, то есть, по бокам от подгрифа.

Центральное крепление подбородников считается оптимальным для акустики скрипки, так как в данном случае создаются незначительные преграды для колебаний, что благоприятно отражается на звучании скрипки. Следует помнить, что в любой конструкции скрипки пробковые или кожаные подбородники должны располагаться так, чтобы не выступать за контробечайки к центру дек.

Мостик

Мостик также используют для фиксации скрипки между подбородком и плечом музыканта. Существует множество разновидностей мостиков, которые классифицируются по форме и высоте. Для малышей используют мостики, которые раздвигаются на два размера.

Удобство положения скрипки зависит также от позиции мостика относительно самого инструмента. Качественным мостиком считается тот, который можно выгибать, подстраивая его форму под свое плечо. Некоторые модели мостов регулируются по высоте с обеих сторон и могут раздвигаться по ширине в зависимости от размеров скрипки.

Чтобы правильно выбрать мостик, необходимо, чтобы он был удобен во время игры на инструменте и не сковывал движений музыканта. Высота мостика устанавливается исходя из роста музыканта, а его крепление - из конструкции скрипки. Мостик не должен слишком сильно сжимать нижнюю деку, чтобы не препятствовать ее вибрации.

Подставка

Подставка скрипки должна быть изготовлена из клена с горизонтальными «лучами» и вертикальными «пятнами». Подставка должна быть идеально ровной и тонкой. От тонкости подставки зависит полнота и тональность звука. Толщина подставки вверху должна составлять 1,5-2 мм, а внизу - 4-4,5 мм.

Однако слишком тонкая подставка не годится, так как дальность звука скрипки будет ограничиваться довольно небольшим радиусом. Расстояние между серединой струн на подставке должно составлять 11,5-12 мм.

Высота подставки зависит непосредственно от высоты струн в конце грифа. Высота подставки составляет 30-32 мм. Ширина подставки равна расстоянию между верхними точками эфов. Толщина подставки зависит от породы дерева. Так, чем тверже дерево, тем тоньше подставка.

Смычок

Смычок, как и скрипка, имеет свой размер. Для взрослых изготавливается смычок размером 4/4. Бывают также взрослые смычки размером 7/8, который на несколько сантиметров короче обычного. Также бывают смычки размером 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4 и?. Чаще всего это ученические, то есть, детские смычки.

При выборе смычка необходимо его тщательно осмотреть на предмет трещин. Если же вы обнаружили трещины на смычке, его покупать нельзя. В ненатянутом состоянии трость смычка должна касаться волоса, то есть, наблюдается сильный его прогиб.

Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским. Цвет желательно белый. Черная синтетика годится только для начального этапа обучения. Чтобы проверить винт, сильно натяните волос до выпрямления трости и отпустить. При этом винт должен легко вращаться, а резьба - остаться на месте.

Чтобы проверить качество смычка, сильно натяните волос до выпрямления трости и слегка ударьте по ладони. При этом смычок не должен резко отскакивать или оставаться на месте. Смычок также не должен ослаблять свое натяжение после нескольких повторных ударов.

При выборе смычка проверьте его вес, упругость и прямоту. Для проверки прямоты смычка, посмотрите вдоль его трости, вам не должно быть видно поперечного искривления. Если вы обнаружили даже малейшее искривление, не берите такой смычок, так как он быстро выйдет из строя и не даст извлечь красивого звука из скрипки.

Материал смычка

Качественные профессиональные смычки изготавливают из бразильского тропического дерева фернамбука. Эта порода дерева характеризуется наличием симметричных полосок, которые образуют радиальное кольцо вокруг трости диаметром полмиллиметра.

Учебные смычки изготавливают из бразильского дерева, которое отличается своей плотностью и упругостью. Более дешевые смычки изготавливают из каучукового дерева и прочих пород древесины. Также делают смычки из углепластика, однако они намного тяжелее деревянных.

Параметры смычка

К важным параметрам смычка, кроме размера и материала, относят также его вес и длину. Так, вес скрипичного смычка может варьироваться от 55 до 65 грамм. Оптимальным весом смычка считается 59-62 грамма. Длина смычка должна составлять 74-75 см.

Центр тяжести должен находиться на расстоянии 16,5-19 см от начала колодки при не натянутом волосе. Оптимальным центром тяжести считается 18 см от крайнего положения колодки. Если центр тяжести оказывается смещенным к головке, то смычок получается тяжелым.

Полезные советы

Выбирать скрипку рекомендуется вместе со знатоком, а лучше скрипичным мастером, который сможет легко распознать любые дефекты инструмента. Чтобы определить качество инструмента, необходимо прослушать скрипку в исполнении нескольких музыкантов в помещении без звонкой акустики.

Иначе вы можете не заметить мелких дефектов у фабричных скрипок таких, как кривая или высокая подставка для поддержки струн, плохо пригнанные колки, которыми не позволят вам правильно настроить скрипку. Такие дефекты потребуют исправления, что создаст дополнительные расходы.

Еще одним частым дефектом скрипки является некорректно поставленная душка. Этот дефект ведет к быстрому выходу инструмента из строя. Так, туго поставленная душка в процессе усушки древесины может вызвать возникновение трещин на верхней и нижней деках.

При выборе скрипки также необходимо проверить ровность, упругость и вес смычка. Чтобы определить ровность смычка, нужно посмотреть на него со стороны винта, зрительно представив трость в одной точке. Покупку скрипки необходимо совершать только в специализированных магазинах, которые дают гарантию качества на товар.

При выборе скрипки внимательно осмотрите ее гриф, на не должно быть никаких неровностей, шероховатостей, сколов или трещин. Толщина и цвет лака на поверхности инструмента должны быть ровными и однородными. Колки и машинки на подгрифнике должны легко поворачиваться. Подставка не должна быть изогнутой при осмотре ее в профиль.

Советы по уходу за скрипкой

Чтобы скрипка прослужила долго и исправно, за ней необходим бережный уход. Необходимо хранить и переносить инструмент в плотном футляре. Чтобы внутри футляра не завелись клещи, которые поедают конский волос на смычке, необходимо положить вовнутрь гвоздику. Также желательно приобрести специальный мешочек из шелковой ткани для хранения в нем скрипки.

Хранить скрипку необходимо при комнатной температуре. Скрипка не любит сквозняков и перепадов температур. Поэтому скрипку необходимо держать подальше от батарей и окон, так как древесина может быстро рассохнуться.

Перед каждой игрой необходимо наносить канифоль на внешнюю сторону конского волоса смычка. Пыль от канифоли необходимо вытирать с поверхности инструмента, чтобы она не въедалась в скрипку и не оставляла грязевых разводов. После игры на скрипке нужно расслабить смычок, чтобы конский волос слегка провисал.

Нельзя браться за скрипку и смычок жирными или грязными руками. Оптимальная влажность воздуха, при которой можно хранить скрипку, составляет 40-60 процентов. Чтобы поддерживать постоянную влажность воздуха, нужно приобрести специальные увлажнители инструментов.

Нельзя доставать скрипку из футляра сразу после того, как вы занесли инструмент с улицы. Необходимо подержать скрипку в футляре в помещении 15-20 минут, чтобы она привыкла к комнатной температуре. Если на инструменте скопилась влага после того, как вы достали его из футляра, необходимо тщательно протереть скрипку.

Для ухода за скрипкой нужно приобрести несколько мягких салфеток. Одна из них пригодится для очистки деки, грифа и струн от канифольной пыли. Другая понадобится для удаления грязи и пота с шейки и обечайки. А третья салфетка послужит для протирания поверхности корпуса скрипки и придания ему блеска.

Чтобы почистить скрипку внутри, необходимо поставить в корпус стакан подогретого овса или промытого и высушенного риса. Затем зерно нужно тщательно потрясти зерно во всех направлениях и удалить его через эфы. Также для ухода за скрипкой можно использовать специальные средства такие, как политуры, колковые смазки и специальные чистящие жидкости.


Желаем удачного выбора!

Как выбрать скрипку и смычок?

Правильный выбор размера скрипки и смычка.

Наверное, каждый родитель, решивший обучать своего ребенка игре на скрипке, задается вопросами: "Как правильно выбрать размер скрипки, которая бы подходила моему ребенку по размеру, по возрасту и по удобству игры ? Каким образом можно определить этот самый правильный и подходящий размер скрипки? И как подобрать смычок к скрипочке? Какой размер смычка должен соответствовать размеру скрипки?“...
Ну, что ж, попытаемся внести ясность в выборе правильных размеров струнных инструментов и смычков.


Какого размера должна быть скрипка, для того чтобы легко и удобно было бы на ней играть? Ответ на этот вопрос всегда очень индивидуальный. Прежде всего правильный размер скрипки для ученика не зависит от роста ребенка или его возраста. Наиболее важным фактором при выборе размера скрипки и смычка является длина вытянутой руки ученика.
Мы хотели бы дать Вам некоторые советы, которые помогут при выборе правильного размера инструмента и смычка к нему.
При помощи нашей таблицы Вы можете в доступной форме проследить соотношение длины вытянутой руки ребенка, его роста и возраста и выбрать подходящий размер скрипки и смычка для ученика. Для удобства в таблице указаны размеры инструмента в миллиметрах и в дробях.

Длина руки рост возраст скрипка смычок
340-430 mm 1,00-1,20 m от 3 - 5 1/16 (230-240 mm) 460 mm
420-445 mm 1,10-1,30 m от 4 - 6 1/8 (255 -265 mm) 510 mm
445-510 mm 1,20-1,35 m от 5 - 8 1/4 (280-290 mm) 565 mm
500-570 mm 1,20-1,45 m от 6 - 9 1/2 (310-325 mm) 630 mm
560-600 mm 1,35-1,50 m от 7 - 10 3/4 (335-340 mm) 690 mm
от 600 mm от 1,50 m от 9 4/4 (355-360 mm) 745 mm

Для определения длины вытянутой левой руки ребенка необходимо измерить расстояние от плеча до центра открытой ладони. Также немаловажным является размер кисти ребенка- длина пальцев руки должна быть соразмерна размеру грифа скрипки. Некоторые родители полагают,что детям надо покупать вещи "на вырост", на пару размеров больше. Возможно, что покупка вещей "на вырост" - это естественный способ отодвинуть срок очередной покупки. Но при выборе нужного размера скрипки необходимо поступать с точностью до наоборот: игра на скрипке меньшего размера требует меньше усилий, чем игра на скрипке слишком большого размера, а это, в свою очередь, может привести к перекосам постановки у начинающих и зажатостям мышц.
Также при выборе нужного размера скрипки может быть полезно следующее правило. Поставить скрипку на левое плечо, вытянуть левую руку без напряжения в сторону (немного перед собой). Головка скрипки (завиток скрипки) должна доходить до середины ладони, а пальцы свободно и без напряжения обхватывать завиток скрипки.
Выбор правильного размера скрипки очень индивидуален, и самостоятельно, без педагога, не всегда можно с этим справиться. Опытный рпеподаватель всегда подскажет, какой именно размер скрипочки и смычка подходит конкретно для Вашего ребенка.


Необходимо остановиться на размере 7/8, поскольку он требует особого внимания.

7/8 - 345 mm - промежуточный, а в некоторых случаях,- окончательный размер при выборе скрипки.

Мы не рекомендуем приобретать промежуточный размер скрипки 7/8 потому, что он может потребоваться ребенку на короткий срок 3 - 6, максимум 9 месяцев - это очень индивидуально и зависит от быстроты роста ребенка. Кроме того, не следует забывать о материальной стороне вопроса и целесообразности такой покупки. Только в том случае, если в ближайшие полгода запланированы участия в кнкурсах и концертах, и скрипка размером 3/4 Вашему ребенку уже мала, а 4/4 пока велика, следует задуматься о размере скрипки 7/8,- ее покупке или аренде.

Для большинства взрослых музыкантов скрипки размером 4/4 являются оптимально подходящими для игры. Но, всегда при выборе нужного размера скрипки , необходимо учитывать индивидуальные физиологические особенности ученика или студента. Для музыкантов небольшого роста, или же, имеющих небольшие кисти рук, - размер скрипки 7/8 является оптимальным и очень удобным размером.
Многие взрослые музыканты обеспокоены тем, что бытует расхожее мнение о том, что небольшой инструмент звучит слабее и хуже полного размера - 4/4. И, как следствие, подолжают во время игры бороться с неподходящим по размеру инструментом. При этом музыканты сильно устают, не могут проявить свое мастерство и полностью реализовать себя в качестве успешного, вертуозного исполнителя. В таких случаях, как правило, страдает качество игры.

Опытный мастер, который специализируется на изготовлении небольших размеров сольных или концертных скрипок, учитывая индивидуальные особенности телосложения и роста музыканта, всегда сможет построить маломерный инструмент с характеристиками полной 4/4 скрипки.
специализируется на построении небольших размеров скрипок с прекрасными звуковыми характеристиками для участия в музыкальных конкурсах, сольной и концертной игры. К сожалению, не все музыканты знают об этой возможности. Мы получаем много благодарственных писем от скрипачей, которые смогли, несмотря на небольшой рост и маленький размер кистей и пальцев рук, самореализоваться осуществить свои мечты.
Надеемся, что эти рекомендации Вам помогут при выборе скрипки и смычка.

сайт, 2008 Скрипичная мастерская Laubach


Для тех, кто сомневается в правильности мензуры на своей скрипке приводим мнение, которое бытует среди музыкантов.
Если на струне Ми в третьей позиции до диез находится точно над обечайкой - мензура правильная.
Если до диез берется до корпуса скрипки - шейка длиннее нужной. Если до диез берется уже над усом или даже глубже - шейка короче нужной.
Если мензура правильная, но описанные вами ноты берутся не над грифом, а уже над декой - это короткий гриф.
Если шейка слишком длинная и нота до диез берется до корпуса скрипки, то и самые верхние ноты будут над грифом, а не над декой. Если же над декой - это короткий гриф.
В самых высоких позициях при игре любых нот струны никогда не прижимаются к грифу и звучат всегда хорошо. Поэтому, совершенно не важно, нота берется над грифом, или уже над декой. В любом случае прижатия струны к грифу никогда не случится.

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров - мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним .

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок - даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию? Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры . Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений . Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая» , где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.


Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации - размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер - это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера - 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

Занятия ребенка в музыкальной школе всегда требуют некоторой подкованности родителей в вопросах выбора музыкального инструмента. Когда приходит время идти за ним в магазин, первый вопрос, которым задаются родители: скрипки?"

Конечно, беспроигрышный вариант - выбирать инструмент с преподавателем. Он сможет оценить скрипку по всем параметрам и выбрать лучшую из представленных на витрине, ведь даже посредственные фабричные инструменты могут сильно различаться между собой. Однако такая возможность бывает не всегда, и тогда родителям стоит немного подготовиться в теоретической части, ведь на самом деле все не так сложно, как кажется.

Терминология

Размер скрипки в сантиметрах может варьироваться у разных производителей, это относится как к фабричным, так и к мастеровым инструментам, однако есть общемировые стандарты, поэтому здесь нужно вооружиться линейкой или сантиметром. Но прежде всего, давайте разберемся в понятиях «половинка», «четверть», «целая» и т. д. Целой называют скрипку 4/4 (четыре четверти), это взрослая скрипка. Инструменты, меньшие по размеру, называют, например, «половинка» (т. е. половина целой или 1/2), «четверть» - 1/4, «восьмушка» - 1/8. Эти прижившиеся названия пошли от нот, соответственно, целой, половинной, четверти и восьмой, а вот промежуточные размеры таких прозвищ не получили.

Как определеить размер скрипки

Чтобы узнать, какого размера скрипка, нужно измерить ее по двум параметрам:

  1. Длина от завитка (головки) до нижней части деки (исключая пуговицу, ту часть, на которой крепится подгрифник).
  2. Длина от плеча (та часть, где заканчивается гриф с задней стороны скрипки) до нижней части деки (исключая длину «пятки», выступающей сзади в том месте, где гриф соединяется с декой).

Эти измерения и помогут определить размер скрипки:

  • соотношение 60 см/35 см соответствует целой скрипке;
  • 57,2 см / 34,4 см - размер 7/8;
  • 53,3 см / 33 см - размер 3/4;
  • 52 см / 31,7 см - размер 1/2;
  • 48,25 см / 28 см - размер 1/4;
  • 43 см /25 см - размер 1/8;
  • 40,6 см/ 22,9 см - размер 1/10;
  • 36,8 см / 20,3 см - размер 1/16;
  • 32 см /19 см - размер 1/32.

Однако следует учитывать, что порой разница в размере целых скрипок у некоторых производителей или у разных моделей может достигать двух сантиметров. А вот ширина деки никакого значения не имеет и часто отличается не только у разных мастеров, но и среди фабричных инструментов разных моделей, которые часто повторяют пропорции каких-либо известных мастеровых скрипок, например Страдивари или Гварнери.

Размеры скрипок по возрасту

Индивидуальные данные ученика могут повлиять на необходимый размер скрипки как в большую, так и в меньшую сторону. Иногда даже взрослый человек может, в силу своих физических особенностей, играть на скрипке 7/8, но, как правило, скрипка ребенка должна меняется раз в 2 года.

Таблица соответствия размер/возраст

Предлагаем вам таблицу, по которой можно примерно определить, какому возрасту соответствуют определенные размеры скрипок:

  • 1/32 - от 1 года до 3 лет.
  • 1/16 - с 3 до 5 лет.
  • 1/10 - 4-5 лет.
  • 1/8 - 4-6 лет.
  • 1/4 - 5-7 лет.
  • 1/2 - 7-9 лет.
  • 3/4 - 9-12 лет.
  • 7/8 - 11 лет и взрослые с маленькими кистями рук.
  • 4/4 - 11-12 лет и взрослые.

Следует при этом учитывать, что подобные соотношения могут и варьироваться.

Если линейки нет, а ребенок есть

Однако для того, чтобы правильно подобрать размер скрипки для ребенка, необязательно производить точные измерения, есть гораздо более простой способ. Нужно, чтобы юный музыкант вытянул левую руку чуть в сторону, не напрягаясь, затем положить скрипку на левое плечо. Если размер скрипки подходит, ее головка (завиток) окажется точно в центре ладони, а пальцы обхватят завиток без напряжения.

Так следует сделать, если вы перед покупкой не смогли посоветоваться с преподавателем, или если ребенок имеет какие-то особенности (например, довольно высок или мал для своего возраста).

Смена инструмента

Итак, как же понять, что ребенок вырос из своей скрипки? Достаточно каждый год проводить простую манипуляцию, приведенную выше. Если головка скрипки упирается в начало ладони или даже в саму кисть - пришла пора переходить на размер побольше.

Часто преподаватели обменивают и продают инструменты между своими учениками, что очень выгодно. К тому же в некоторых мастерских существует такая практика, когда купленная у них скрипка меняется с доплатой на бо льшую, что тоже очень удобно, поэтому не стоит считать, что обучение ребенка на струнных связано с серьезными расходами. Рынок сейчас наводнен огромным количеством китайских инструментов, которые, может, и не очень хороши, зато дешевы.

Есть еще один нюанс: иногда можно взять скрипку чуть больше, чем требуется. Это касается так называемых промежуточных размеров, особенно размера 7/8, ведь, в зависимости от скорости роста ребенка, этот инструмент потребует смены уже спустя 3-9 месяцев.

Однако есть и второй нюанс: играть на скрипке меньшего размера легче, поэтому не стоит брать скрипку на два-три размера больше. Подобное приводит к зажимам руки и неизбежному перенапряжению мышц. Это еще может быть как-то оправдано, если ребенок занимается дома редко или не занимается вообще. Поэтому приготовьтесь к тому, что если вы экономите на инструменте, покупая его «на вырост», скорее всего, вызовете у ребенка полное отвращение к занятиям, ведь они будут сопряжены не только с постоянным дискомфортом, но и даже болью (при длительной игре). Подумайте, стоит ли экономить, когда на рынке музыкальных инструментов представлен большой выбор бюджетных моделей, также можно поискать варианты в скрипичных мастерских.

Существует мнение, что скрипка меньшего размера звучит хуже и тише, нежели целая. В большинстве случаев это действительно так, однако относится только к фабричным инструментам. Многие мастерские делают хорошие скрипки размера 7/8, ничем не уступающие целым, поэтому если у вас маленькие руки, не нужно «бороться» с целой скрипкой, сейчас есть возможность выбрать концертный вариант промежуточного размера.

Вопросы о смычках

Выбор смычка - вторая, но не менее важная задача. Слишком короткий смычок неизбежно приведет к психологическому зажиму и сильному утомлению правой руки (ученик инстинктивно будет сдерживать движение, зная, что смычок короток). Чересчур длинный смычок тоже не годится, хотя если нет возможности взять нужный размер, то лучшим будет вариант «на вырост», но это крайний случай, и все должно согласовываться с педагогом. К тому же ученический смычок не должен быть слишком тяжелым. Неверный выбор может сказаться не только на постановке рук, но и на здоровье ученика.

Как выбрать смычок наверняка

Размеры смычков скрипок подчиняются тем же правилам, что и размеры самого инструмента.

В выборе снова поможет линейка, но теперь пришел черед измерений ученика. Длина руки от плеча до кисти - верный путеводитель в этом деле, однако не стоит забывать, что это касается только детей, взрослые играют смычком 4/4:

  • 1/32 - менее 35,5 см;
  • 1/16 - 35,5 см;
  • 1/10 - 38 см;
  • 1/8 - 42 см;
  • 1/4 - 45,7-47 см;
  • 1/2 - 50,8 см;
  • 3/4 - 54,6-56 см;
  • 7/8 - 56 см с маленькими кистями рук;
  • 4/4 - 58 см и больше.

Кроме того, можно не менее точно определить подходящий размер на практике. Нужно поставить смычок на струну верхним концом, при этом локоть должен быть без напряжения разогнут. В случае если размер мал, правая рука не будет разгибаться до конца, а если велик - правая рука будет заводиться за спину, не доводя смычок до конца.

Почему важно правильно подобрать размер?

Если какая-то вещь мала или велика, она смотрится неряшливо, но не более того. Но правильно подобранный размер скрипки - первая ступень в освоении нелегкого искусства, ведь если она окажется больше или меньше положенного, ученику будет сложно не только удерживать правильную постановку рук, но и понимать ее.

Все действия при игре должны доводиться до автоматизма и при этом не вызывать дискомфорта, что невозможно при неправильно подобранном инструменте.