Open
Close

Экономическая история доиндустриальных цивилизаций. Неолитическая революция, ее значение в истории

На рубеже 4-3 тыс. до н.э. начинается знаменитая неолитическая революция. «Неолит» означает «новый каменный век» («неос» по-гречески означает «новый»).

Прежде всего, новый шаг вперед сделала обработка каменных орудий . Люди научились сверлить камень, стали полировать его поверхность. Изготовлением массивных полированных острых топоров с отверстиями для насаживания их на деревянную рукоятку, скребков, ножей, наконечников, копий, стрел занимались целые мастерские. Замечательные камнетесы тех лет обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Начался первый обмен товарами. Это было преддверие будущей торговли . В качестве оружия появились булавы - огромные деревянные дубины, которые при ударе могли сокрушить даже сильного и большого зверя. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, челноки, строить бревенчатые хижины.

Широкое распространение лодок способствовало появлению рыболовства при помощи не только удочек и костяных крючков, но и сетей, которые делали из лыка и стеблей крапивы. Был изобретен в век неолита гончарный круг , в результате стало возможным изготавливать глиняную посуду, которую позднее стали обжигать. Сосуды стали ровными и удобными для питания, хранения продуктов, воды. В то же время зародилось прядение шерсти и ткачество , как из шерстяных, так и из растительных волокон. Это позволило человеку использовать более удобную одежду по сравнению с прежней, изготовленной из шкур животных, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. В период неолита люди изобрели колесо , что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту.

На исходе неолита в человеческом обществе окончательно сформировались такие новые отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие . Это были отрасли производящего хозяйства, означающего, что человек не просто брал то, что ему давала природа - ягоды, орехи, дикий мед, коренья, злаки, не только то, что он брал у нее с боя, убивая диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

Во многом это произошло потому, что люди стали использовать наряду с каменными орудиями труда и оружием металл. Сначала они научились выплавлять медь, которая, однако, была мягким металлом и не могла еще конкурировать с камнем. Позднее в мир камня, кости, дерева прочно вошла бронза - сплав меди и олова, что позволило в более короткие сроки делать твердые и острые орудия труда и оружие. Появились бронзовые мотыги, топоры, кинжалы, серпы, ножи, шила, а еще позднее мечи. Из бронзы стали делать и украшения. Постепенно каменный век стал уступать свое место веку бронзовому.


Раньше всего скотоводство, земледелие, выплавка металла появились там, где природные условия жизни людей были наиболее благоприятными. Этими районами стали Египет, Междуречье, Индия, Китай.

Основоположником производящего хозяйства явилась женщина . Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю семена дают всходы. Именно она первая в своем домашнем хозяйстве приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало пищу, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

Тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине - земледельцу, запахивающему обширные поля и вырубающему и выжигающему лес для новых посевов; скотоводу, пасущему тысячи голов скота и находящемуся долгое время в седле; охотнику, воину. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и мужская доблесть. Наступило время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине. Появилась даже традиция вместе с умершим главой семьи хоронить его жену, чтобы ему было не одиноко в загробном мире.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Слово "цивилизация " происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный".

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. В плодородные долины Нила, Евфрата, Тигра, Инда и Хуанхэ устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой.

обнаруживающаяся в Чатал‑Хююке, сияет точно сверхновая среди довольно тусклой галактики современных ей сельских культур… Наиболее длительное ее влияние сказалось не на Ближнем Востоке, а в Европе, ибо именно этот новый континент неолитические культуры Анатолии познакомили с первыми начатками сельского хозяйства и животноводства и культом богини‑матери, основой нашей цивилизации».

Здесь были обнаружены свидетельства беспрецедентного уровня развития технологии: сотни ножей, кинжалы, наконечники стрел и копья, из кремня или обсидиана, сработанные с поразительным и невиданным мастерством, намного опережающим уровень технического развития любых других культур, известных на Ближнем Востоке того времени. Обсидиан, в частности, является чрезвычайно твердым вулканическим стеклом, и отбитые куски этого стекла могут иметь невероятно тонкий режущий край, гораздо более острый, чем любое современное металлическое лезвие.

Были также найдены великолепно отполированные обсидиановые зеркала, бусы с тончайшими отверстиями, ювелирные украшения и тканые изделия высочайшей пробы, в их числе ковры - свидетельство жизни в комфортных условиях. Эти поселенцы не использовали глиняную посуду, однако пользовались деревянными и плетеными изделиями, которые по своей сложности и мастерству исполнения не имеют себе равных среди изделий той эпохи.

Их техническое совершенство столь велико, что нам до сих пор неизвестно, как эти люди создавали некоторые из предметов своего быта. Мы не знаем, как они полировали свои твердые обсидиановые зеркала, не оставляя ни единой царапины на поверхности; были найдены каменные бусы, а также несколько из обсидиана, в которых, трудно поверить, просверлено отверстие столь тонкое, что через него невозможно просунуть современную иголку.

Невозможно представить себе, как они могли сделать их, не прибегая к использованию очень твердых металлических сверл. Тем не менее они каким‑то образом сумели их сделать. Возможно, однажды мы узнаем их секрет.

Поселенцы исповедовали сложную и тщательно выстроенную религию, центром которой, судя по всему, была богиня‑мать, воспринимавшаяся как три человека в одном: молодая девушка, беременная женщина и старая ведунья. Даже в той небольшой части города, которую удалось раскопать к настоящему времени, было раскопано свыше сорока алтарей или святилищ, использовавшихся для отправления этого культа, хотя не все они действовали в одно и то же время.

Другими словами, что касается археологии, городская культура Чатал‑Хююка была уникальной; у нее не имелось никаких явных предшественников, не было никаких мест поблизости, где бы жители городища могли усвоить все свои навыки и умения.

Должно быть, жители города усвоили свои уникальные технические навыки где‑то еще. Но это не могло быть в каких‑либо известных общинах того времени, вроде тех, что найдены в Иерихоне в долине Иордана или в Джармо на плоскогорье Курдистана. Поскольку эти общины не имели даже отдаленно схожего уровня развития культуры и ремесла.

Нелепо полагать, что эта сложная, высокоразвитая городская культура взялась вдруг и ниоткуда около 8000 лет до н. э. И слепому ясно, что оседлая культура должна была начать свое развитие гораздо раньше и в каком‑то другом месте.

Вопрос в том, где и когда?

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме «Неолитическая цивилизация,:

  1. § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
  2. Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации

Студент , изучивший раздел I , должен:

  • знать : мирохозяйственные процессы, происходившие в условиях "неолитической революции"; причины и следствия глобального разрыва цивилизации на "Восток" и "Запад"; особенности развития экономики восточных деспотий, античного мира, европейского и российского феодализма; экономики прединдустриальной цивилизации;
  • уметь: определять и находить реликты доиндустриальных цивилизаций в экономической жизни современных стран и народов;
  • владеть : навыками самостоятельного поиска и систематизации историко-экономического материала из литературных, статистических и интернет-источников с целью пополнения собственных знаний истории доиндустриальных цивилизаций.

Расколотый мир "человека производящего"

Неолитическая революция – медленный процесс созревания цивилизации

Мы – экономисты – люди гуманные и предпочитаем говорить и писать о созидании, а не о разрушении. Мы не любим резких движений, так как стремительные процессы зачастую деструктивны. Многие из нас не интересуются войнами и политическими революциями, ибо чем больше люди борются, тем меньше они работают. А ведь только в труде создается богатство обществ.

Экономист, какой бы отраслью науки он ни занимался, так или иначе разрабатывает проблемы производства. Возьмите любой экономический текст, и вы обязательно встретите это хорошо знакомое всем слово – производство.

Однако дать определение процессу производства нелегко. Мало кто задумывался о том, что производство вообще, а тем более производство общественное, очень молодое явление. Поэтому и плохо знакомое большинству из нас.

По мере накопления археологических знаний все далее вглубь веков удаляется от нас период появления человека на земле. Говорят, что предки современного человека появились на территории современной Эфиопии 2,5 млн лет назад. И бо́льшую часть своей истории человек ничего не производил. Как же жили люди, ничего не производя? А так же, как живут некоторые северные народы России до сих пор, потребляя все то, что в готовом виде дает им природа. Охота, рыболовство и собирательство – вот сфера человеческой деятельности в течение многих тысяч лет . Даже огнем человек овладел всего каких-то 500 тыс. лет назад. И лишь 300 тыс. лет назад заговорил и стал строить наземные жилища. И где бы ни появились человеческие сообщества, стада, племена, родовые объединения, всюду человек сосуществовал с природой, не выделяясь из нее, примерно одинаковым способом. С экономической точки зрения бо́льшую часть человеческой истории занимала огромная эпоха потребляющего хозяйства. Нет, не будем преувеличивать и утверждать, что в далекие доцивилизационные времена человек ничего не производил вообще. С тех пор как человек прожарил для себя кусок мяса или соединил два куска шкуры, превратив их в подобие плаща, он уже начал производственную деятельность, но эта деятельность долго носила характер инстинктивных импульсов. Тем не менее человек отличался от животных хотя бы тем, что заботился не только о себе, но и об общине, добычу съедал не на месте охоты, а нес в пещеру для всех. И это уже показывало, что на земле появились, а это произошло около 100 тыс. лет назад, разумные существа, которых мы гордо именуем Homo sapiens .

Так почему мы не можем придать примитивной хозяйственной деятельности человека статус производства?

Потому что производство – это сознательное, постоянно повторяющееся преобразование веществ и сил природы с заранее поставленной целью создать материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить возрастающие человеческие потребности .

Такого рода производство появилось совсем недавно – всего каких-то 10–12 тыс. лет назад. Из 2,5 млн лет существования человека на земле! Человеческая цивилизация еще очень молода. Более того, человечество даже еще не расселилось как следует по земле. Большинство людей и сегодня живет там, где оно исторически появилось – в Азии и в некоторых благоприятных зонах Африки.

С легкой руки английского археолога В. Г. Чайлда период перехода человеческих сообществ к производящему хозяйству называется неолитической революцией. Исторические и археологические данные подтверждают, что этот относительно длительный, но революционный процесс произошел в эпоху неолита, когда большинство орудий труда еще оставались каменными, но человек уже научился пользоваться металлическими орудиями, сначала медными, а затем более прочными бронзовыми. И произошло это в различных ареалах расселения людей в период с XII по III тысячелетие до н.э. Наиболее бурно процесс перехода к производящему хозяйству осуществлялся в VI– IV вв. до н.э. Примерная карта неолитических культур выглядит так :

Именно в период неолита появились земледелие и скотоводство, искусственное орошение, гончарный круг и горн, обжиг глиняной посуды, прядение и ткачество. Наконец, именно в эпоху неолита появилась письменность – первая знаковая форма передачи информации . При повсеместном распространении кочевого образа жизни в этот период появляется оседлость и соответствующая ей форма хозяйства, когда человек не просто присваивает предметы потребления, а воспроизводит их. Именно переход к воспроизводству благ, т.е. к постоянному сознательному повторению процесса производства, и придает неолитическим преобразованиям статус революции. Революция – это кардинальное изменение качества социально-экономической жизни. Иной раз в сознании людей слово революция ассоциируется с краткосрочными и взрывными процессами. Однако в экономике понятия "быстро" или "медленно" очень трудно связывать исключительно с астрономическим временем. Здесь главное – понять сущность происходящих процессов. Календарная протяженность изменений не отрицает их кардинальности, революционности.

Неолит принес человечеству возможность сделать первый шаг па пути к свободе. Правда, пока только к свободе от господства сил природы .

  • Уже понятно, что не следует преувеличивать человеческий прогресс. Огромная масса людей на профессиональном или любительском уровне и сегодня занимается охотой, рыболовством и собирательством.
  • В вопросе о разумности человека много спорного. Грубо округленно современный человек живет в среднем около 75 лет. Треть своей жизни, 25 лет, человек просто спит. Еще примерно треть жизни тратит на удовлетворение своих биологических потребностей: готовит пищу, ест, пьет, занимается поиском одежды, приведением в порядок жилища, производит детей, занимается гигиеной своего тела, просто гуляет, разминая затекшее тело. Остается для разумной деятельности всего 25 лет. И чего только мы ни делаем, чтобы сократить это время? Курим, злоупотребляем алкоголем и наркотиками, мучаем ближних своих, бесконечно воюем друг с другом в переносном и, к сожалению, буквальном смысле слова, бездумно тратим время на массу бессмысленных поступков. Вот мы какие, Homos sapiens!
  • Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Руси. От Европы до Монголии. М.: Вече, 2001. С. 11; citycat.ru/historycentre/. Легко увидеть, что все эти даты приходятся на период "неолитической революции", с которого и начинается цивилизация.
Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир Коллектив авторов

НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Неолит - эпоха, охватывающая в областях динамического развития древних культур примерно три тысячелетия (VII–V тыс. лет до н. э.) и знаменующая начало принципиально нового этапа эволюции человеческой культуры. Изменения, произошедшие в эту эпоху в материальной культуре, хозяйстве, быту, этносоциальной и демографической сферах, были столь значительны, что получили в науке название «неолитическая революция». В это время уже окончательно утверждается оседлость. Происходят решающие перемены во всей стратегии жизнеобеспечения, связанные с переходом от простого присвоения природных пищевых ресурсов к их активному «искусственному» воспроизводству. Возникшая производящая экономика положила начало культурно-хозяйственной дивергенции земледельческого tf скотоводческого направлений развития. Новые возможности стабильного самообеспечения, основывавшиеся на земледелии и скотоводстве, вызывали ускорение темпов роста народонаселения. Производящая экономика и связанная с нею оседлость и хозяйственная дивергенция приводили к формированию этнокультурных общностей, имеющих значительно большую пространственную стабильность, чем в предшествующие эпохи. На характер этой стабильности стал оказывать влияние не только природный, как прежде, но и демографический фактор, значение которого с наступлением неолита неизмеримо возросло. Коренные изменения в хозяйственной деятельности стали во многом определять социальные отношения во всех основных сферах жизни общин - в системе брака и семьи, в родственных, экономических и общественных регламентациях. Утвердившийся в неолите хозяйственный механизм, по существу, уже предопределял возникновение частной собственности, имущественного расслоения, разрушение социального эгалитаризма и появление государства. Таковы наиболее показательные характеристики неолита, если рассматривать эту эпоху максимально обобщенно - как этап в усредненной схеме эволюции человеческой культуры. Конкретные проявления эпохи, разумеется, многообразны и порой даже трудно сопоставимы при рассмотрении различных территорий.

Орудия и утварь эпохи неолита: 1 - каменный топор в деревянной муфте (стоянка Воймежное, Русская равнина); 2 - зернотерка (Телль Гихейю, Южная Аравия); 3 - каменные сосуды и песты (Телль Гихейю, Южная Аравия); 4 - расписные сосуды (поселение Хаджилар, Юго-Западная Анатолия).

Приведенные выше общесоциологические признаки базируются на конкретном археологическом и палеоэкономическом содержании неолита. С собственно археологической точки зрения, эта эпоха характеризуется появлением новых технологий: регулируемого обжига глины, шлифовки каменных орудий, ткачества. Принципиально важным является первое из этих достижений. Благодаря ему в быт широко внедрилась керамическая посуда - кухонная, столовая, тарная. Использование шлифовки было вызвано необходимостью изготовления крупных утилитарных каменных орудий (топоры, тесла, навершия булав и др.) и престижных изделий (жезлы и т. п.), потребность в которых именно в это время возрастает. Указанные предметы не могли быть изготовлены в требуемом совершенстве при использовании только существовавших прежде способов и приемов обработки камня. Некоторые из этих орудий требовались для разнообразных работ по дереву (строительные работы, изготовление деревянной утвари, саней-волокуш, лыж и т. д.). Общий набор орудий в рассматриваемое время дополнился прежде всего еще довольно простым земледельческим инструментарием (специализированные мотыги, серпы).

В неолите получили дальнейшее развитие и бытовавшие ранее технологии. Археологически неолит остается все-таки эпохой камня. Обработка камня традиционными способами достигает в нем полного расцвета, а состав сложных и комбинированных орудий становится максимально разнообразным. Наконечники стрел, копий и дротиков настолько совершенны, что в последующем эти же изделия из металла только повторяли форму и размеры существовавших ранее каменных. В неолитическую эпоху подверглись одомашниванию животные и окультурации растения.

Выдающийся вклад в решение проблемы происхождения культурных растений был сделан академиком Н.И. Вавиловым после более сотни экспедиций, охвативших десятки стран мира и практически все регионы СССР. Первый вариант схемы центров культивирования растений был опубликован Н.И. Вавиловым в 1926 г. Наибольшую стройность эта схема получила в последней работе ученого в 1940 г. В этом, четвертом, варианте она содержит семь основных географических центров происхождения культурных растений. Наиболее значительным среди них является юго-западноазиатский центр, включающий Анатолию, Кавказ, Иран, Афганистан, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию. В пределах этого центра выделены три очага, имеющие самостоятельное значение: кавказский, переднеазиатский (с территориями внутренней Сирии, Анатолии, Палестины, Иордании, Ирана, Северного Афганистана и Средней Азии) и северо-западноиндийский (охватывает Пенджаб, Северную Индию, Белуджистан, Южный Афганистан и Кашмир).

Работы Н.И. Вавилова, основывавшиеся на сформулированном им «дифференциальном ботанико-географическом» методе, во многом гениально предвосхитили последующие открытия археологов. В частности, именно в пределах юго-западноазиатского центра были открыты памятники, содержащие наиболее ранние находки культурных злаков (пшеница, ячмень, просо). Подтвердились и предположения о самостоятельности в рамках этого центра кавказского и других очагов. Н.И. Вавилов, по существу, положил основу для нового - палеоэтно-ботанического подхода к изучению древности. В частности, он писал по этому поводу: «Невольно исследователь растительных культур подходит вплотную к проблеме автономии и взаимоотношения человеческих культур. Мы не сомневаемся в том, что, детально изучив очаги формообразования важнейших культурных растений, ботаник в состоянии внести существенные поправки в представления историков и археологов. Автономные очаги генов культурных растений являются и вероятными автономными очагами человеческой культуры» (Избр. труды. М., 1965. Т. 5. С. 119).

Раннеземледельческое неолитическое население вело, как правило, комплексное хозяйство. Первые следы доместикации животных (овцы, козы) отмечаются в материалах переднеазиатских памятников, относимых к VIII тысячелетию до н. э. Этот процесс зависел от биологических ресурсов конкретных территорий, этологии животных и прежде всего их способности поддаваться одомашниванию, а также от уровня культуры, исторического и социального опыта человеческих коллективов. Так, овцы и козы были одомашнены в Передней Азии и на Кавказе, так как именно там располагался естественный ареал того единственного вида дикого барана (переднеазиатский муфлон), который оказался оптимальным для этих целей. Значительно позже подошло к доместикации животных население пустынных районов Юго-Западной Азии (например, Аравийского полуострова). Здесь, по всей видимости, был одомашнен верблюд, но уже много тысячелетий спустя после овец, коз и начала разведения коров на территории соседнего Восточного Средиземноморья. Еще более масштабны различия механизмов этого процесса, если сопоставлять его проявления на различных континентах. Однако при всех различиях того, какие виды животных приручались и когда это происходило, последствия перехода к скотоводству, так же как и к земледелию, везде были однонаправленными.

Масштабы последствий при переходе к производящему хозяйству на различных территориях оказывались различными. В плодородных долинах крупных рек этот процесс потенциально приводил к созданию раннегородских цивилизаций, развившихся уже в посленеолитическое время. А в районах с экстремальными природными условиями он не получал своего полного завершения. Но и здесь последствия перехода к производящему хозяйству имели принципиальное значение для будущей социальной эволюции тех или иных обществ. Наиболее существенным здесь явилось то, что новая форма хозяйства позволяла получать избыточный продукт.

Труд при оседлом земледельческом хозяйстве индивидуализировался в несравненно большей степени, чем прежде. Соответственно персонифицировались и результаты труда. Иным становилось отношение к экономической территории, эксплуатируемой общинами. Подготовка разрозненных участков земли к посеву, долгий уход за ними, включавший иногда и искусственное орошение, неизбежно приводили к закреплению конкретных участков земли за минимальными социальными ячейками - семьями. Земли, не требовавшие приложения дополнительных усилий по их использованию, оставались одинаково доступными для всех членов коллектива, но и они находились во владении определенной общины или рода. Таким образом, прежняя достаточно аморфная система племенных территориальных приоритетов в неолитическое время постепенно конкретизировалась в понятиях дифференцированной собственности племени, общины, рода и семьи.

В областях своего интенсивного развития земледелие приводило к разрушению племенной структуры и замене ее на относительно небольшие союзы общин, объединенных экономическими интересами и не предполагающих жестких регламентаций. Экономический фактор приобретал все большее значение и во внутриобщинной жизни. При этом родовые связи не утрачивали своей роли. Трудовая кооперация, различные виды взаимопомощи, семейно-брачные отношения - все это находило свое выражение, прежде всего в сфере родовых структур. Однако по мере утверждения отношений собственности и появления новых ценностей социального престижа и тут происходили определенные трансформации. Они особенно проявлялись в сегментации родов и сосредоточении норм родовых отношений в большей мере на круге лиц, объединенных относительно узким родством (большая семья, братская семья, патронимия и т. п.).

В ходе указанных перемен укреплялась социальная и экономическая роль семьи. Появление избыточного продукта и возможность его наследования привносили в семейно-брачные отношения фактор прямой экономической зависимости членов семьи друг от друга, главным образом, жены от мужа и детей от отца. Усложнились брачные обряды и церемонии. Они стали сопровождаться различными формами выкупа в виде дарений родителям невесты. Дарение стало практиковаться и в других сферах внутриобщинной и межобщинной жизни. Смысл его состоял в утверждении отдельными членами общины своего социального статуса и налаживании дружеских отношений между соседними общинами.

Появление элементов частной собственности и разрушение эгалитарного общества не могло не сказаться на формах общественной регламентации и организации власти. Регламентации расширялись за счет экономической сферы, особенно в отношениях землепользования и взаимных экономических обязательств как между членами общины, так и между общинами в целом. Решения по важным вопросам жизни, вероятно, принимались по-прежнему еще собранием всех взрослых членов. Однако вес голосов участников собраний не был одинаковым. Традиционно признавалось первенство мнений авторитетных представителей родов, знахарей и колдунов. С появлением имущественных различий этот круг пополнялся лицами, владевшими относительно большой собственностью, которая использовалась хозяином частично на нужды рода и общины. Потомки таких лиц имели больше возможностей играть впоследствии важную роль в жизни общины, так как вместе с имуществом отца они наследовали и атрибуты социального престижа.

Наследственной власти в эпоху позднеродовой общины еще не существовало. Но уже появились элементы представительской власти, которые передавали право решения межобщинного или племенного уровня конкретным лицам, представляющим отдельные общины и роды.

Происшедшие в неолитическую эпоху изменения в хозяйстве и образе жизни людей привели к значительным переменам в мировоззрении, религиозных представлениях, культах и обрядах. Более эффективным стало накопление позитивных знаний, прежде всего в областях, имеющих практическое значение - в селекции животных и растений, в агро- и зоотехнике. Более детализованным стал счет времени. С утверждением земледельческих производственных циклов вырабатывался земледельческий календарь, с которым увязывались новые общинные праздники и обряды. Видоизменилась иерархия культов. Появилась тенденция к персонификации природных явлений и зародились умилостивительные обряды. Отражением наметившихся перемен в социальной сфере жизни явилось усиление культа предков, служившего, в частности, освящению общинных и родовых норм обычного права. Изменились характер и акценты религиозного отношения к животным. Объектом почитания наряду с дикими становятся и домашние животные, и их место в верованиях определяется реальным местом, занимаемым ими в хозяйственной жизни людей. Одной из основных мировоззренческих идей становится идея единства всех природных стихий, цикличности происходящих в мире перемен, круговорота жизни и смерти в виде умирания и воскрешения.

Как уже отмечалось выше, развитие неолитических производств имело окончательным результатом возникновение городской цивилизации и становление государств. Это произошло, например, в долинах крупных рек - Нила, Тигра, Евфрата. Сложившееся поливное земледелие, водообеспеченность и наличие пригодных для возделывания земельных ресурсов делали возможным здесь непрерывный и поступательный характер исторического процесса.

Иначе обстояло дело на обширных пространствах степей и гор Евразии, в пустынных областях Африки и Азии. В середине IV тысячелетия до н. э. в этих регионах происходят грандиозные по масштабам культурные катаклизмы. Начавшееся в это время резкое изменение климата в сторону иссушения привело к подвижкам целых культурных массивов, их перемещениям и внутренним трансформациям на огромной территории от окраин Центральной Азии до Карпат и Балкан.

Цветущие оседло-земледельческие культуры Средней Азии и Ирана, Кавказа, Причерноморья и Балкано-Карпатского региона прекращают свое существование. Дальнейшие судьбы некоторых из них, олицетворявших в свое время высшие достижения тех или иных регионов, зачастую даже не фиксируются археологически.

На историческую арену выходят новые динамичные культуры, приведенные в движение теми же климатическими изменениями, которые захватывают небывало широкие пространства. Так, например, ареал древнеямной культуры охватывает территорию между Волгой и Дунаем, а куро-аракская культура распространяется от Северного Кавказа до Сирии и Палестины. Масштаб миграций и культурных трансформаций этого периода столь велик, что определяет собой перелом эпох. На смену неолиту-энеолиту приходит эра металла.

Указанные перемены не коснулись территорий экстенсивного развития неолит-энеолитических культур. Конечно, климатические изменения IV тысячелетия до н. э. коснулись также пустынных и лесных культур, развивавшихся более или менее изолированно от внешнего мира. Но здесь перемены ограничились сужением их ареалов соответственно изменению границ лесного пояса или скоплением населения в природных убежищах в виде водообеспеченных долин и оазисов Евразии. В этих своеобразных культурных «рефугиумах» развитие культур, как правило, происходило без кардинальных сдвигов или даже перемен.

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Неолит Примерно в то самое время, когда Леруа-Гуран писал о своих находках, наши знания о доисторических временах продвинулись намного вперед благодаря впечатляющим результатам раскопок двух поселений времен неолита: Чатал-Хююка и Хаджилара. Они были найдены в древней

автора Берчу Думитру

Глава 4 НЕОЛИТ АКЕРАМИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ Первые земледельцы и скотоводыВот на этом фоне и из этих элементов и должен был сложиться неолит - эпоха, когда человек поднялся на новую ступень развития и научился производить для себя средства существования. В Румынии проблему

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

РАННИЙ НЕОЛИТ: 5500–3500 ГГ. ДО Н. Э Происхождение и источники Рис. 7. Ранний неолит в Румынии.I - культура хаманджия; II - культура дудешти; III - культура криш; IV - культура линейно-ленточной керамики; V - культура Нижнего Буга1 - Молдова-Векь; 2 - Вэршанд; 3 - Чумешти; 4 - Беря

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами] автора Киддер Джейн Э.

Глава 2 НЕОЛИТ Деление эпохи Дзёмон на периоды было произведено в соответствии с типами керамики, которые С. Яманучи соотносит с пятью стадиями эволюции гончарного мастерства. Эти периоды довольно продолжительны и потому не требуют наличия специальных знаний типологии

автора Бадак Александр Николаевич

Неолит Неолит - высшая и последняя стадия каменного века. О его общих хронологических рамках говорить сложно, поскольку с усилившейся неравномерностью исторического развития неолитическую эпоху первобытные племена проходили в разное время.Так, например, на ближнем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит на юге и западе Европы Процесс перехода от охотничье-собирательского и рыболовческого хозяйства к земледелию и скотоводству, от мезолитических орудий труда к неолитическим был своеобразным в различных областях и совершался в несравненно более сложных и

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в восточной Европе Восточное побережье Балтийского моря в неолитический период было населено рыболовческо-охотничьими племенами.Следы их обитания обнаружены в нескольких местах, в том числе в верхних наслоениях островной стоянки в торфянике Кунды и в стоянке

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в средней Азии У разных племен Средней Азии в период неолита культура находилась на разных ступенях развития.Так, например, если в южных районах современной Туркмении и Таджикистана еще в V тысячелетии до н. э. возникли центры древнейшего земледелия, то в Приаралье

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в северной Азии На сегодняшний день несколько ранних неолитических памятников IV тысячелетия до н. э. открыты и на Урале и к востоку от него.Стоянки древних племен, населяющих в древности эту территорию, тоже принадлежали охотникам и рыболовам, которые только что

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Неолитическая революция Около 12 тысяч лет назад заканчивается последний ледниковый период. В это же время первые племена делают следующий шаг в своем развитии - от древнекаменного века к среднекаменному (мезолиту). Изобретен лук и стрелы, появляются новые орудия труда,

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Неолитическая путешественница На север Европы неолит приходит гораздо позже. В тот период здесь не было больших городов, подобных азиатским, однако неолитические европейцы создали не менее поразительные памятники культуры.В 1990-х гг. фермер Мартин Грин из Дорчестера в

Из книги Прародина Русов автора Рассоха Игорь Николаевич

P.P.S. Ностратики, Y-хромосомы и неолитическая революция Данное дополнение, как и несколько небольших вставок в основном тексте, сделано уже после выхода книги в свет, для ее второго издания.Первый вопрос, который здесь следует разобрать, касается переживаемого сегодня бума

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Неолит Собиратели растений должны были наблюдать, что в некоторых условиях зерна, брошенные в почву, прорастали и превращались в растения. От наблюдения природного явления до его намеренной реализации был только один шаг, и возможно, что многие собиратели начали то, что

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Карта-схема 1. Неолит в Китае Карта. Неолит в Китае

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

«Неолитическая революция» 6600 год до н. э. (?) Специалисты по древнейшей истории разделили ее на эпохи в зависимости от «индустрии» - обработки камня нашими предками. Технику оббитой гальки сменила более совершенная техника расщепленного камня, а затем - шлифованного

Из книги История Европы. Том 1. Древняя Европа автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II НЕОЛИТ И ЭНЕОЛИТ 1. «НЕОЛИТИЗАЦИЯ» ЕВРОПЫ В VI-V ТЫС. ДО Н.Э.Новый каменный век, или неолит, начинается на крайнем юго-востоке Европы, на юге Балкан, на рубеже VII и VI тыс. и примерно в то же время - в Северо-Западном Средиземноморье. Определенный промежуток времени он

За 10 000 лет до нашей эры географическое строение Земли в общих чертах было похоже на современное. Вероятно, именно в это время океанские воды прорвали тот перешеек, где теперь находится Гибралтарский пролив, и на месте бывшей низменности образовалось Средиземное море, примерно в тех же берегах, что и сегодня. Возможно, более обширным был тогда Каспий, который мог соединяться с Черным морем севернее Кавказских гор. Вокруг этого Центрально-Азиатского моря, на месте нынешних степей и пустынь, простирались плодородные и уже заселенные земли. В общем, мир тогда был более влажным и изобильным; в европейской России преобладали болота и озера, а Азия и Америка на месте Берингова пролива соединялись перешейком. К этому времени уже сформировались современные главные расы. Теплые области тогдашнего жаркого и лесистого мира населяли смуглые народы гелиолитической культуры, предки нынешних обитателей Средиземноморья: берберов, египтян и большинства жителей Южной и Восточной Азии. Конечно, в пределах этой великой расы имелось немало разновидностей: иберийская или средиземноморская раса на побережье Атлантики и Средиземного моря; «хамитские» народы, к которым относятся берберы и египтяне; темнокожие жители Индии - дравиды; многие из населяющих Восточную Индию племен; полинезийские расы, а также маори из Новой Зеландии. Западные разновидности оказались светлее восточных. В лесах Центральной и Северной Европы появился светлый тип людей с голубыми глазами, которых теперь многие называют нордической расой. На просторах Северо-Восточной Азии расселились монголоидные народы - иная разновидность смуглого человека - с раскосыми глазами, широкими скулами, желтоватой колеей и прямыми черными волосами. В Южной Африке, Австралии, на тропических островах Южной Азии сохранялась древняя негроидная раса. Зато Центральная Африка стала областью расового смешения: почти все современные цветные африканские народы являются, вероятно, результатом смешения смуглого северного типа с негроидным субстратом.

Следует помнить, что человеческие расы могут свободно смешиваться, расходиться и соединяться, подобно облакам на ветру, а не ветвям деревьев, которые никогда не сходятся друг с другом. Это надо постоянно учитывать, чтобы не впасть в жестокие разочарования и предрассудки. Люди употребляют слово «раса» слишком свободно и основывают на нем самые невероятные обобщения. Говорят, например, о «британской» или «европейской» расе. Однако почти все народы Европы представляют собой сложное смешение смуглых, темнобелых, белых и монголоидных черт.

Именно в неолите люди монгольского происхождения перешли в Америку, по-видимому, через Берингов пролив, и двинулись далее в южном направлении. На севере они встретились с канадским оленем, на юге - с бесчисленными стадами бизонов. Достигнув Южной Америки, они застали там глиптодонтов (гигантских броненосцев) и мегатериев (неповоротливых ленивцев величиною со слона). Последних пришельцы, вероятно, истребили, так как те были столь же беззащитны, сколь и огромны.

Большая часть американских племен так и не поднялась выше кочевой жизни, присущей эпохе неолита Они не знали железа и использовали преимущественно самородное золото и медь. Впрочем, в Мексике, Юкатане и Перу условия оказались благоприятными для оседлого земледелия, и здесь около 1000 г. н. э. возникли цивилизации, в чем-то похожие (но по своему типу отличные) на более ранние первобытные цивилизации Старого Света. Здесь также широко практиковалось принесение человеческих жертв во время сева и жатвы. Но если, как мы увидим, в Старом Свете эти обычаи отмирали и уступали место новым, в Америке они развивались и невероятно усложнялись. Цивилизованными странами Америки правили жрецы, которые, как и военные вожди, сами подчинялись жестоким законам.

В астрономической науке жрецы достигли очень глубоких познаний, например, определяли продолжительность года точнее, чем вавилоняне. В Юкатане была создана изощренная и своеобразная письменность, так называемое письмо майя. Частичная расшифровка показала, что ее использовали главным образом для ведения точных и сложных календарей. Искусство майя достигло вершины около 700-800 г. н. э. Их скульптуры поражают современного зрителя невероятной пластической выразительностью, а часто и красотой, но в то же время ошеломляют гротесковой фантастикой воображения и традицией какого-то безумия, выходящего за пределы нашего понимания. В Старом Свете нет ничего подобного. Очень отдаленное сходство можно уловить в работах первобытных индийских резчиков. И тут, и там мы видим переплетающиеся перья и свивающихся змей. Многие надписи майя напоминают рисунки пациентов европейских психиатрических клиник, словно их мышление развивалось в направлении, не только отличном от Старого Света, но, по нашим понятиям, совершенно иррациональном.

Предположение о всеобщей умственной «сдвинутости» этих американских народов находит свое подтверждение в их маниакальной приверженности к пролитию человеческой крови. Особенно отличалась этим мексиканская цивилизация, где жрецы вспарывали грудь еще живым жертвам и вырывали из нее бьющееся сердце. Общественная жизнь и народные празднества концентрировались вокруг этих фантастически-ужасающих действ.

Повседневное существование простых людей в таких обществах соответствовало тому, что мы видим у других земледельцев на стадии варварства. Они хорошо делали посуду, ткали и красили ткани. Письмена майя не только вырезались на камне, но и наносились цветными красками на шкуры и другие материалы. В музеях Европы и Америки хранится немало загадочных рукописей, почти не прочитанных, за исключением упомянутых в них дат. Похожая письменность зарождалась и в Перу, но была вытеснена совершенно другим способом - завязыванием узелков на веревках. Нечто подобное употребляли китайцы тысячи лет назад.

В Старом Свете четыре-пять тысяч лет назад существовали подобные первобытные цивилизации. Основой их служило святилище с многочисленными кровавыми жертвоприношениями и жрецами - искушенными астрономами. Но в Старом Свете цивилизации взаимодействовали друг с другом, и их развитие привело к образованию современного мира, а американские цивилизации так и не покинули первобытного состояния, поскольку каждая из них замыкалась в своем маленьком мирке. По всей видимости, до появления европейцев Мексика ничего не знала о Перу: например, главный продукт питания перуанцев - картофель - был там совершенно неизвестен.

Век за веком эти народы поклонялись своим богам, жрецы совершенствовали календарь и ритуалы жертвоприношений, но во всем остальном практически ничего не менялось.