Open
Close

Фундаментальные исследования. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза Социальный портрет современного студенчества кратко

Файлы: 1 файл

Введение………………………………………………………… …………….….3

  1. Понятие о психологическом портрете личности………………………………………………………… ……...….4
    1. Результаты исследований. «Портрет современного студента»……………………………………………………… …...…..10

Заключение…………………………………………………… ……………..…...14

Список использованных источников………………………………………..…15

Введение

Человек идет по пути жизни, и на этом пути проживает разные этапы, или периоды. Одной из граней проживания различных изменений является возраст. И тут спорить нет смысла – в 8 лет мы одни, в 20 совсем другие. Но речь не об этом.

Студент – это молодой человек, или девушка с 17-22 лет. Это средний возраст обучения молодежи в российских ВУЗах.

Студенчество, говорят прекрасная пора. И это действительно так, если ты еще и энергичен, полон идей, и не любишь прозябать дома у телевизора. А что свойственно современной личности студента, что он предпочитает. В данной работе рассматриватся 2 основных аспекта, в общем о психологической портрете личности, что это, и что туда включают разные исследователи; а второй аспект непосредственно затрагивает портрет студента – некоторые исследования в этой области и выведенные результаты в виде общей характеристики студентов.

Целью работы является попытать дать характеристику с точки зрения психологии современному студенту.

Объектом исследования являются молодые люди.

  1. Понятие о психологическом портрете личности.

Личность, как и интеллект, - это абстрактное понятие, которое нельзя увидеть, потрогать или непосредственно измерить. Для психологов личность – это относительно отличительный и устойчивый образ мышления, ощущения и действия какого-то человека 1 .

Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся "образующими" его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это развиваемое А. Н. Леонтьевым представление о личности (назову его "понятием о личности в узком смысле") достаточно сложно и требует пояснений 2 .

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это 3 – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности 4 .

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства - сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1. темперамент;

2. характер;

3. способности;

5. интеллектуальность;

6. эмоциональность;

7. волевые качества;

8. умение общаться;

9. самооценка;

10. уровень самоконтроля;

11.способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

  1. Психологический портрет студента

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)

    1. Исследования и опросы, проведенные среди студентов.

Прежде чем описать в данной работе о том, каким представляется сейчас студент с точки зрения его внутреннего мира: предпочтения,стремления, желания и т.п. Следует сказать несколько слов о том, как исследую психологический портрет личности.

Определить психологический портер личности можно как внешне, так и внутренне 5 . Первый вариант, это:

1) Особенности невербального поведения или язык тела. Жесты, поза, мимика, контакт глаз – это визуальные знаки, который производятся рукой, головой, телом передавая определённую информацию или же отображают эмоции людей.

2) Особенности вербального общения. Тут психологический портрет личности строиться на такой основе: особенности построения предложения, слова-маркеры, интонация и темп речи, резкое изменение темы разговора, двойное сообщение, конгруэнтность, противоречие и т.д.

3) Одежда. Быстрый и оперативный метод построения психологического досье, правда он не даёт стопроцентной гарантии, что информация, которую вы считаете по тому, как человек одет, будет соответствовать реальности. Поэтому его нужно использовать в системе с другими техниками или же наблюдать регулярно как конкретная особа одевается хотя бы на протяжении месяца.

4) Оперативный графологический анализ. Графология это наука, изучающая почерк. Графологический психоанализ – это чуть не самый эффективный метод составления психологического портрета человека. Не даром, эту науку постоянно использовали в органах КГБ, а сейчас всевозможные мировые спецслужбы не представляют свою работу без графологического психоанализа.

5) Черты лица (физиогномика). А по лицу, строению черепа, челюсти можно легко определить генетические задатки человека, заложенные в нём с рождения. Так «квадратная» мощная челюсть как у Арнольда Шварцинегера или Дольфа Лунгрена говорит про крепкий сильный тип нервной системы её хозяев. На основе этого такие люди решительные, неуступчивые, часто используют силу в решении жизненных проблем.

Что касается попытки заглянуть «внутрь», то тут уже вмешиваются в изучение различные опросники, анкетирование, тренинги, тестирования и т.п. Все, что с виду не увидеть и на что потребуется внутренняя работа самого исследуемого, то есть человека.

А теперь немного о проведенных исследованиях.

По результатам опроса студентов в одном из российским вузов 6:

Современные студенты предпочитают Интернет с огромн ым количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 28% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По результатам опроса преподавателей университета: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

    1. Результаты исследований. Портрет современного студента.

Попробуем нарисовать психологический портрет современного студента.

Первое, что следует отметить, - высокая активность и жизненная энергия молодежи. Результаты показывают, что в большинстве своем они гораздо более общительны, жизнерадостны и уверены в себе, чем старшие люди. Эта активность, любопытство и смелость способствуют выживанию в конкурентной среде, ведь, как известно, первые шаги молодого специалиста сопряжены с большими трудностями - компании-работодатели предпочитают принимать на работу уже имеющих опыт сотрудников, требуют от соискателей вакансии высоких практических умений, а не только хороших теоретических знаний. И в сложившейся ситуации без уверенности в собственных способностях и настойчивости сложно достичь успеха.

Описание работы

Студенчество, говорят прекрасная пора. И это действительно так, если ты еще и энергичен, полон идей, и не любишь прозябать дома у телевизора. А что свойственно современной личности студента, что он предпочитает. В данной работе рассматриватся 2 основных аспекта, в общем о психологической портрете личности, что это, и что туда включают разные исследователи; а второй аспект непосредственно затрагивает портрет студента – некоторые исследования в этой области и выведенные результаты в виде общей характеристики студентов.

Введение……………………………………………………………………….….3
Понятие о психологическом портрете личности………………………………………………………………...….4
Психологический портрет студента………………………………...….…8
Исследования проведенные среди студентов………………..........8
Результаты исследований. «Портрет современного студента»…………………………………………………………...…..10
Заключение…………………………………………………………………..…...14
Список использованных источников………………………………………..…15

Козловская Ю.П.,

Белорусский государственный экономический университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Учебная деятельность в высшей школе – это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, сформированности отдельных сторон учебной деятельности в высшей школе, в умственных операциях, особенностях личности, то есть в уровне общего и умственного развития. Учебная деятельность в высшей школе сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями и мотивами. Абитуриент, поступивший в высшую школу должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.

По итогам исследований психологических особенностей мотивации учебной деятельности, самоактуализации, коммуникативной сферы, системы самоуправления, ценностных установок в системе межличностных отношений и влияния волевого самоконтроля на успеваемость у студентов первого-второго курсов разных факультетов в УО «Белорусский государственный экономический университет», был составлен психологический портрет современного студента.

Анализ мотивов учебной деятельности, социальных установок студентов на этапе их профессиональной подготовки в БГЭУ показал, что студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение знаний (53%), как правило, важнейшей ценностью в своей жизни считают свободу и ориентируются на неё. Они всегда имеют своё мнение и свободно его высказывают, отстаивая свою позицию. При совершении поступков у них наблюдается проявление самостоятельности и индивидуальности.

Студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение диплома (42%), как правило, ориентированы на альтруизм, свободу, труд, процесс деятельности. Это студенты, которым в большей степени нравиться процесс учебной деятельности. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Студенты этой группы все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, каникул. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то другие занятия. Доминация альтруистических ценностей позволяет сделать вывод о том, что юноши и девушки этой группы часто безвозмездно помогая другим решать их проблемы, действуют в ущерб себе. Они отличаются от других высоким уровнем социальной и гражданской зрелости, независимостью в совершении поступков и выражении мыслей.

Среди студентов, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является овладение профессией (5%), не было отдано предпочтение той или иной изучаемой социальной установке и жизненной позиции. Среди этих студентов есть как ориентирующиеся на альтруизм, труд, свободу, процесс деятельности, достижения успеха, так и те, которые ориентируются на эгоизм, деньги, власть, результат деятельности и избежание неудач.

В процессе учебной деятельности преподавателю для развития мотивации учения и овладения профессией необходимо использовать активные методы обучения, организовывать межвузовские обмены между студентами, встречи со специалистами, достигшими успеха в профессии, формировать и развивать профессиональную компетенцию, проводить ознакомительную практику на ранних этапах обучения в высшей школе. Курс «Введение в специальность» читать с привлечением психолога, специалиста и студента- выпускника. Такой подход обеспечит всестороннее ознакомление с особенностями типичных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности, трудностями, с которыми предстоит столкнуться будущим молодым специалистам.

Анализ уровня развития самоактуализации у студентов в БГЭУ показал, что современный студент высоко ценит себя, нравится сам себе, причем при условии, что для этого есть объективные основания, обладает способностью осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Однако современным молодым необходимо развивать у себя стремления к приобретению знаний об окружающем мире, способность открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Им следует научиться правильно ориентироваться во времени, рассматривая его в единстве прошлого настоящего и будущего, не откладывать жизнь на завтра, не увязать в прошлом, а жить в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Учиться связывать свои цели с текущей деятельностью и учитывать свой прошлый опыт и его влияние на поведение.

Для повышения уровня социального интеллекта студентов БГЭУ необходимо включать в учебный процесс упражнения на развития познавательных способностей (память, восприятие, внимание, мышление, воображение). Проводить психологические тренинги на развитие эмоциональной сферы личности и ориентации во времени.

Исследуя коммуникативную сферу современных студентов, мы пришли к выводу, что студентам с низким уровнем потребности в общении свойственен очень высокий уровень организаторских склонностей, стремление к цели и продуктивной работе, низкий уровень коммуникативных склонностей (46%). Студенты со средним уровнем потребности в общении обладают низким уровнем организаторских (40%) и коммуникативных (50%) склонностей.

Современный студент предпочитает благоразумный стиль в общении, доброжелательно относится к деловой критике, критически относятся к высказываниям других людей. Однако ему необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворяться, не искать скрытый смысл в словах собеседника .

Для развития коммуникативных навыков и умений у студентов следует в учебном процессе использовать следующие активные методы обучения, способствующие установлению диалога или обратной связи между студентом и преподавателем, между студентами: 1) лекция-беседа; 2) лекция-дискуссия, лекция с интенсивной обратной связью; 3) лекция с применением элементов «мозгового штурма»; 4) лекция с разбором микроситуаций; 5) лекция-консультация, групповая консультация; 6) пресс – конференция.

Формирование умений и навыков целесообразнее реализовывать путем: 1) анализа и обсуждения конкретных ситуаций; 2) решения ситуационных (производственных) задач; 3) рассмотрения конфликтов, событий; 4) разбора деловой документации; 5) разыгрывание ролей; 6) деловых имитационных игр; 7) игрового проектирования .

На начальном этапе профессиональной подготовки в высшей школе необходимо выявлять уровень развитии коммуникативных навыков и умений и по результатам диагностики организовывать в студенческих группах тренинги общения.

Изучая влияние волевого самоконтроля на успеваемость студентов на этапе профессиональной подготовки в БГЭУ, было выявлено 62% студентов с высоким уровнем самоконтроля, которых можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, уверенных в себе, ответственных, способных контролировать свои действия людей. Среди студентов этой группы 86% имеют высокую успеваемость учебной деятельности. Студенты с низким уровнем самоконтроля (38%) характеризуются как эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с неустойчивыми намерениями. Среди студентов этой группы только 7% имеют высокую успеваемость.

В ходе исследования были выявлены студенты с высоким уровнем самообладания (72%) и настойчивости (54%). Они хорошо владеют собой в различных ситуациях, иногда внутренне напряжены, озабочены, стремятся завершить начатое дело. У 92,8% студентов с высоким самообладанием высокая успеваемость и у 78,6% студентов с высокой настойчивостью высокая успеваемость. Студенты с низким уровнем самообладания (28%) и настойчивости (46%) характеризуются как спонтанные, импульсивные, обидчивые, консервативные. 83,3% студентов с низкой успеваемостью имеют низкий уровень настойчивости. 50% студентов с низкой успеваемостью имеют средний и выше уровень самообладания.

Исследуя ценностные установки современных юношей и девушек, мы пришли к выводу, что 70 процентов девушек считают духовное для них важнее материального. Однако больше половины юношей предпочли материальное. Это, скорее всего, обусловлено тем, что в нашем обществе мужчина по-прежнему воспринимается как «кормилец семьи» и мальчики с ранних лет настраиваются на то, что они должны, просто обязаны работать и зарабатывать.

Чтобы более подробно выявить структуру приоритетов молодёжи, опрашиваемых попросили ранжировать такие понятия как «семья», «любовь», «деньги», «карьера» и «дружба».

Большинство девушек на первое место поставили любовь (более 50%), на вторе место - семью (40%). Таким образом, большинство девушек предпочли духовное материальному, почти 50% девушек поставили деньги на самое последнее, пятое место.

Юноши же противоречили сами себе: деньги 75% из них поместили на 4 место, предпочтя им семью, любовь и дружбу. Выходит, что и они больше места в своей жизни отводят духовным её аспектам, но боятся признаться в этом даже самим себе, ибо такая система ценностей не вписывается в современные модели поведения, где предпочтение следует отдавать деньгам и карьере. Причём карьера, оказавшаяся на третьем месте, как у юношей, так и у девушек, сейчас всё больше рассматривается не как самореализация в деле, которое тебе нравится, а как продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением заработка. И успешность карьеры соизмерятся как раз количеством нулей в зарплате, а не личной удовлетворённостью проделанной работой. Однако, как мы видим из результатов, у подрастающего поколения роль денег снижается. В отличие от старшего поколения они воспринимают их не как цель, а лишь как средство .

Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе должна основываться на знании психологических особенностей личности студента на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.

Список литературы

    Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева Проблема общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломов. М. – 1981. – С. 241–264.

    Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева [и др. ] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб, 2001. – 216с.

    Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. / Н.И. Шевандрин. – М: ВЛАДОС, 1995. –544с.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ДОСУГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL PORTRAIT OF STUDENT / YOUTH / VALUES / LEISURE / EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Белинская Дина Викторовна, Задонская Ирина Анатольевна, Томилин Виктор Филиппович

Рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, посвященного изучению социального портрета современного студента регионального вуза. Приведены мнения студентов о процессе обучения, способах реализации их целей, готовности участия в решении основных проблем современной молодежи , формах досуга . Как результат смоделирован обобщенный портрет современного студента. Это активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи , но и другие, касающиеся развития общества, как в социальных сетях, так и при непосредственных взаимодействиях. Студенты осознают проблемы девиантного поведения, они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни. Досуг студент предпочитает проводить в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, будут общаться в Интернете, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями. К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Белинская Дина Викторовна, Задонская Ирина Анатольевна, Томилин Виктор Филиппович

  • Типология студенческой молодежи по видам досуга

    2017 / Цветкова Ирина Викторовна
  • Здоровье и образ жизни молодежи: гендерный аспект (по результатам опроса студентов г. Вологды и г. Люблина)

    2012 / Морев Михаил Владимирович
  • Отношение молодежи к информационно-коммуникационным технологиям, своему здоровью и здоровому образу жизни

    2012 / Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович
  • Педагогическая программа организации досуговой деятельности студенческой молодежи как фактор профилактики правонарушений

    2009 / Блинова О. В.
  • Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде (результаты опытно-экспериментальной работы)

    2012 / Воротников Валерий Леонидович
  • Социальный портрет современного аспиранта

    2013 / Макарова Людмила Николаевна, Налетова Ирина Владимировна, Бессонова Анжелика Александровна
  • Социально-педагогические особенности формирования организационно-управленческих навыков студенческой молодежи средствами информационно-просветительных технологий

    2008 / Хворова Елена Борисовна
  • Культура свободного времени современного студенчества

    2012 / Магранов Алексей Сергеевич
  • Модели потребления алкоголя в молодёжной среде

    2010 / Рыбакова Лариса Николаевна, Чекинева Татьяна Владимировна
  • Ценности досуговой сферы студенческой молодежи

    2016 / Ионова Ольга Владимировна

In article authors considered results of the flight sociological research devoted to studying of a social portrait of the modern student of regional higher education institution. They gave opinions of students on training process, ways of realization of their purposes, readiness of participation in the solution of the main problems of modern youth , leisure forms. As the result authors simulated the generalized portrait of the modern student. This is the active young man, ready to discuss not only youth problems, but also other, concerning developments of society, both on social networks, and at direct interactions. Students realize problems of deviant behaviour, they are ready to discuss them with the purpose of their permission. As a whole, students have a healthy lifestyle. The student prefers to spend leisure-time in shopping and entertainment centers in which there are various platforms for rest. Besides, students like to visit movie theaters and night clubs. In case they stayed at home, first of all, they communicate on the Internet, go to watch on TV various programs and movies, listen to music and it is obligatory to communicate at home with friends. It is possible to carry to main values of the modern student such, as a family, health, love, children, and material prosperity.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина)»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА)

БЕЛИНСКАЯ ДИНА ВИКТОРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ТОМИЛИН ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, посвященного изучению социального портрета современного студента регионального вуза. Приведены мнения студентов о процессе обучения, способах реализации их целей, готовности участия в решении основных проблем современной молодежи, формах досуга. Как результат смоделирован обобщенный портрет современного студента. Это активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, как в социальных сетях, так и при непосредственных взаимодействиях. Студенты осознают проблемы девиантного поведения, они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни. Досуг студент предпочитает проводить в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, будут общаться в Интернете, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями. К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток.

Ключевые слова: социальный портрет студента, молодежь, ценности, досуг, образование, профессиональная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

Изучение социального портрета той или иной социальный группы в системе образования всегда было актуальным, поскольку речь идет о специфических характеристиках, описывающих особенности сознания и деятельности ее представителей: преподавателей, аспирантов, студентов, школьников . Исследование социального портрета предполагает анализ социально -статусных и социально-ролевых особенностей, в которых проявляется специфика определенной социальной группы. То есть речь идет, как отмечает Н. Б. Николюкина, об информационной модели как совокупности информации о статусно -ролевом наборе, ценностях и нормах конкретного профессионального слоя или социальной группы .

С целью выявления типичных характеристик студенчества регионального вуза зимой 2014 г.

было проведено социологическое исследование на тему «Социальный портрет современного студента». Генеральной совокупностью явились студенты ТГУ имени Г. Р. Державина, выборочную совокупность составили студенты дневного отделения разных курсов таких направлений подготовки, как «социальная работа», «психология», «история», «международные отношения», «политология», «культурология», «лингвистика», «журналистика». Социологический опрос проводился в форме раздаточного анкетирования. В исследовании приняло участие 233 студента. Результаты социологического опроса были обработаны с помощью программы SPSS for Windows (Version 17).

В опросе приняло участие больше девушек, чем юношей (62,7 % и 37,3 % соответственно). Большая часть студентов в данный момент проживают вместе с родителями (45,9 %), снимают

квартиру (30,5 %) и живут в собственной квартире (17,6 %). Только 6 % студентов живут в общежитии.

Большинство опрошенных студентов в данный момент не работают, так как учеба занимает все их свободное время (44,6 %). 21 % респондентов уже работают, из них только 3,4 % по той специальности, на которой учатся. 6,4 % не работают, потому что им просто лень.

Несмотря на возможность дополнительного заработка (помимо получаемой стипендии) никто из опрошенных студентов не оценивает свой уровень доходов как высокий. Чаще всего студенты говорят о среднем уровне доходов (48,1 %), ниже среднего (17,2 %), низком (6 %), и выше среднего уровня (4,3 %). Почти каждый четвертый студент затруднился с ответом.

Основной вид деятельности студентов - учеба. Полученные И. А. Слетковым данные показывают, что большинство студентов учатся с интересом, проявленным в большей или меньшей степени (82,1 %), для 13,2 % студентов учеба в тягость или отношение к ней безразличное . Он выделил три группы студентов в зависимости от их отношения к учебе. Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию, учеба вызывает у них огромный интерес (38,8 % опрошенных). Вторая группа студентов (43,3 %) состоит из тех, кто, несмотря на некоторый интерес, проявленный к учебе, в перспективе ориентирован на бизнес. Третью

группу студентов (13,2 %) составляют те, кого можно было бы назвать не определившимися. Все их параметры отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп .

В задачах нашего исследования не стояла попытка выделения тех или иных групп в студенческой среде, однако вопрос об отношении современных студентов к учебе мы обойти не могли.

Как уже было отмечено, учеба занимает у студентов самое большое время. Было интересно выяснить, как относятся студенты к посещению учебных занятий. Результаты исследования показали, что 56,6 % регулярно посещают занятия, 37,8 % если и пропускают лекции и семинары, то редко, только 5,6 % часто пропускают занятия (необходимо отметить, что выборка исследования была случайная бесповторная, которая позволяет выделить лишь общие тенденции, но никак не претендует на репрезентативность).

Среди опрошенных обучающихся на «5» и «4» оказалось подавляющее большинство - 73 %, на «4» и «3» учатся 27 % респондентов. Причем девушки учатся немного усерднее юношей.

Продолжая тему учебы, скажем, что опрошенные студенты желают принять участие в научных конференциях и политических партиях, но не так рьяно, как, например, в молодежных форумах и волонтерских движениях.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

затрудняюсь ответить

политические движения, партии

волонтерские движения молодежные форумы научные конференции

Рис. 1. Готовность принять участие в научных конференция, молодежных форумах, волонтерских движениях и политических партиях

К менее значимым проблемам студенты отнесли курение (17,6 %) и преступность (11,2 %).

Как мы видим, проблемы отклоняющегося поведения осознаются современной студенческой молодежью, и они готовы их обсуждать с целью их разрешения.

Подавляющее большинство опрошенных ведут здоровый образ жизни и не курят (80,7 %, тогда как курильщиков значительно меньше - всего 19,3 %). Среди тех, кто курит, преобладают юноши (26,4 %), но не девушки (15,1 %).

Что касается употребления пива и слабоалкогольных напитков, то нельзя сказать, что полученные данные свидетельствуют об отсутствии таковых. 34,8 % студентов употребляют пиво и слабоалкогольные напитки по праздникам, 28,8 % -один раз в месяц, 12,4 % - раз в неделю. Совсем не употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 21,5 % опрошенных, еще 2,6 % затруднились ответить на вопрос.

ных достаточно много затруднившихся с ответом, что связано с неопределенностью или неосознанностью интересов.

Итак, студенты показали свою потенциальную готовность обсуждать проблемы современной молодежи. Что же они сами относят к таким проблемам? Прежде всего, как считают наши респонденты - это проблема трудоустройства. Такой вариант ответа выбрали 58,4 %. 51,1 % опрошенных отметили проблему пьянства, 26,2 % - получения образования, 20,2 % - наркоманию.

Сами опрошенные негативно относятся к тем, кто употребляет наркотики. 72,1 % осуждают таких людей, потому что последствия весьма трагичны. Вместе с тем, почти каждый третий относится к наркоманам нейтрально, а еще 0,4 % полагают, что наркомания сегодня достаточно распространенное явление.

Среди причин, толкающих современную студенческую молодежь к разнообразным формам девиантного поведения, респонденты отнесли, прежде всего, неумение занять себя в свободное время - 47,2 %. Тот факт, что спиртные напитки можно купить без особых проблем заставил задуматься 36,1 % опрошенных. Именно они считают это основной проблемой пристрастия студентов к алкоголю, наркотикам или воровству, ведь в состоянии опьянения социальные нормы и принципы так легко можно нарушить. Еще 24,5 % причину видят в изменении нравственных принципов и стандартов общественного развития (рис. 3).

трудоустройство наркомания пьянство курение

получение образования преступность другое

затрудняюсь ответить

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 2. Актуальные проблемы современной молодежи

люди не знают, чем занять себя в свободное время изменяются нравственные принципы и стандарты по ТВ показывают жестокость и насилие наркотические средства доступны спиртные напитки продаются бесконтрольно потому что снижается уровень жизни

затрудняюсь ответить

Рис. 3. Причины употребления спиртных напитков, наркотиков, совершения преступлений, занятий воровством, проституцией

Как альтернативу девиантному поведению можно предложить занятие спортом. Однако тех, кто занимается физической культурой не так много. 35,2 % студентов занимаются спортом несколько раз в месяц, 26,2 % - несколько раз в неделю, и только 2,1 % - каждый день. 18,9 % респондентов не занимаются физкультурой вообще.

Думается, мера Правительства РФ по возвращению норм ГТО исправит данное положение дел, и заниматься спортом станет не просто необходимым для поддержания здоровья и ведения здорового образа жизни, но и престижно.

Сегодня многие студенты готовятся к учебным занятиям, не проводя много времени в библиотеках, а, наоборот, сидя в удобном кресле дома, за компьютером. На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в Интернете?» опрошенные студенты выбрали вариант ответа- более двух часов (табл. 1).

Таблица 1

Время, проводимое студентами в Интернете за день

Нам кажется это вполне естественно, учитывая, что в Интернете современная студенческая молодежь не только ищет необходимую для подготовки

к семинарам информацию, но в большей степени знакомится, общается, играет и т. д.

Чаще всего респонденты ищут в Интернете все то, что связано с развлечением (51,1 %), общением (20,6 %), поиском учебных материалов (9,9 %), деловой информации (8,2 %) и иными делами (10,3 %), например, играют в он-лайн игры, смотрят фильмы и слушают музыку.

Возникает вопрос, сколько же спят современные студенты, учитывая, что большую часть времени они проводят на учебных занятиях, а потом еще и сидят в Интернете? Участники опроса ответили, что спят они в основном по 7-8 часов (48,1 %) и даже более - 21 % опрошенных спят по 8-9 часов.

Социологический опрос показал также высокий уровень готовности к труду среди учащейся молодежи. Студентам был предложен ряд пословиц, из которых они должны были выбрать ту, которая соответствует их характеру больше всего. Самой популярной оказалась пословица «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» (23,2 %), причем чаще всего ее выбрила юноши, а не девушки (40,2 % и 13 % соответственно). На втором месте - пословица «Замки строятся по камушку» (22,3 %), именно ее больше выбирали девушки, чем юноши (28,8 % и 11,5 % соответственно). Далее указана была пословица «Кто ищет - тот всегда найдет» (21,9 %).

Ее тоже, как и самую популярную выбрали в основном юноши (32,2 % и 15,8 % соответственно) (рис. 4).

15-30 минут 5,2

30-60 минут 8,2

60-120 минут 22,7

более 120 минут 63,9

Рис. 4. Пословица, наиболее близкая к характеру студентов

Кто ищет - тот всегда найдет

Замки строятся по камушку

Кто не работает, тот не ест

Кто не рискует, то не пьет шампанского

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Всего «девушки > юноши

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Таким образом, получается, девушки готовы больше и усерднее трудится, стараясь добиваться всего постепенно, не рискуя, тогда как юноши готовы рискнуть и в итоге получить «царевну и полцарства в придачу».

Помимо трудовой активности, студенты всегда ярко себя проявляли в их досуговой деятельности. Сколько бы времени не тратили современные студенты на сон, просиживание часов в Интернете или в аудитории, слушая лекции, они всегда находили и находят время для развлечений.

Полученные данные свидетельствуют, что современные студенты любят посещать торгово-развлекательные центры (42,9 %). Как нам дума-

ется, это связано, прежде всего, с тем, что в них аккумулированы разнообразные формы досуга молодежи (сеть кинотеатров, кафе, парки развлечений, проходятся разные акции и т. д.). Это подтверждают и другие ответы: студенты активно посещают кинотеатры (38,2 %) и любят слушать музыку (27 %). Чуть менее популярными вариантами ответа были посещение ночных клубов (18,9 %) и чтение классической и современной литературы (18,5 %). Ни один из студентов не выбрал такой вариант ответа, как «посещение театра, оперы, балета». Среди других вариантов ответа указывались прогулки и общение с друзьями, занятие спортом (рис. 5).

посещение ночных клубов посещение театра, оперы, балета прослушивание современной и классической музыки посещение торгово-развлекательных комплексов чтение классической и современной литературы посещение кинотеатра другое

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 5. Развлечения, наиболее подходящие студентам

Отметим, что чаще всего студенты посещают кинотеатры (84,6 %) и ночные клубы (49,5 %).

Вариант ответа Распределение ответов,

Посещение ночного клуба

1 раз в неделю 7,6

1 раз в месяц 41,9

Никогда 50,5

Конечно, жаль, что театры не занимают должного места в структуре досуга современной студенческой молодежи.

Тем не менее, круг интересов студентов весьма широк. Многие отдают предпочтение музыке (87,1 %), интересуются модой (33,9 %), занимаются наукой и образованием (33,5 %), спортом (31,3 %), увлекаются фотографией (26,6 %) (рис. 6).

Таблица 2

Частота посещаемости кинотеатров, ночных клубов и театров

Распределение ответов,

Посещение кинотеатра

1 раз в неделю -

1 раз в месяц 84,5

Никогда 15,5

Посещение театра

1 раз в неделю -

1 раз в месяц 19,3

Никогда 80,7

фотография музыка мода спорт политика наука, образование рисование другое

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 6. Круг интересов современных студентов

Среди других вариантов ответа были указаны вышивание, кулинария, а также путешествия.

Несомненно, круг интересов определенным образом влияет и на стратегии домашнего досуга. Ведь помимо подготовки к лекциям и семинарам, Интернета, есть время, которые студенты проводят дома. Чем же они занимаются? 82 % любят смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, 70,8 % слушать музыку, 30 % общаются с друзьями дома, 29,2 % читают журналы и художественную литературу, 21 % респондентов предпочитают играть в компьютерные игры.

Таким образом, мы видим, что большинство студентов предпочитают пассивные виды досуга,

те, что не связаны с особыми усилиями для достижения высоких результатов своего собственного развития - через рефлексию услышанного и увиденного, а также творческого подхода к получению знаний, умений и навыков.

Интересными, на наш взгляд, являются данные о личностных качествах студентов с их же точки зрения. Более половины опрошенных считают, что они упрямы, думается, прежде всего, в достижении поставленных целей (64,4 %), любознательны (52,8 %), искренны (43,3 %) и коммуникабельны (34,3 %).

К менее характерным личностным качествам студенты отнесли трудолюбие (18 %) и креативность (16,3 %).

трудолюбие

любознательность

упрямство

креативность

коммуникабельность

целеустремленность

искренность

Рис. 7. Личностные качества, характеризующие современных студентов

Также опрошенные нами студенты, как показали результаты исследования, сердобольные, ведь большинство из них подают милостыню (табл. 3).

Таблица 3

Подают ли милостыню студенты

Как мы видим, современный студент - добрый человек, который готов заботиться об окружающих по мере своих возможностей. Отметим также, большинство опрошенных считают себя верующими людьми, но не активно верующими. 65,2 % респондентов верят в Бога, но редко посещают храмы, не всегда придерживаются религиозных обрядов, отмечают не все религиозные праздники и т. д.

При этом 79,8 % опрошенных студентов считают, что они еще не состоявшиеся люди, поскольку не всего добились в жизни. 5,2 % студентов пессимистично смотрят на свое будущее, считая, что им вряд ли чего-то удастся добиться.

Тем не менее, большинство студентов настроены оптимистично. Так, 57,9 % респондентов уверены, что у них в будущем все будет хорошо, 31,8 % - затрудняются сказать что-то определенное, и 10,3 % ничего хорошего не ждут.

Студенчество, отмечает И. А. Задонская, - определенный этап в профессиональном становлении

молодежи. Опираясь на сложившуюся систему ценностных ориентаций, молодежь выбирает вуз, факультет, будущую специальность, т. е. самоопределяется в профессии. Но поступление в вуз не снимает для молодого человека вопросы профессионального выбора, поиска своего профессионального пути. Начинается сложный процесс переосмысления студентами своего выбора, его оценки с учетом новых знаний, полученного опыта учебы в вузе по выбранной профессии, взаимодействия с преподавателями, студентами старших курсов, однокурсниками. За годы обучения проблема профессионального самоопределения все более актуализируется ориентацией на профессиональную карьеру уже после окончания вуза .

Определяющим фактором жизненного успеха для студента ТГУ имени Г. Р. Державина, согласно данным И. А. Слеткова, на современном этапе развития общества выступают «связи, поддержка влиятельных лиц». Вес и значимость данного фактора сегодня несколько сократился (уменьшение с 23,7 % в 2005 г. до 18,9 % в 2012 г.) в пользу усиления таких качеств, как трудолюбие и добросовестность, а также природная одаренность, способности. В целом это говорит о том, что студенчество постепенно приобретает новые очертания ранее размытых убеждений в необходимости профессионализма, компетентности для достижения успеха .

Важным для достижения успеха и поставленных целей студенты считают целеустремленность (67 %), развитие своих способностей (35,2 %), а также трудолюбие (30 %) (рис. 8).

Вариант ответа Распределение ответов,

Да, часто 19,3

Да, иногда 69,5

Нет, никогда 9,4

Другое 1,7

способности везение трудолюбие богатые родители хорошее образование целеустремленность другое

затрудняюсь ответить

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 8. Качества, не<

К менее важным качествам студенты отнесли хорошее образование и богатых родителей. Как мы видим, для многих важны именно собственные усилия, все те знания, умения и навыки, которые есть у них. Главное - правильно и целеустремленно использовать свои способности в процессе достижения поставленных целей.

имые для достижения успеха

Интересным представляет и анализ ценностей современных студентов. Какие ценности важны для них? На что им следует опираться в построении своего будущего?

Проведенное исследование показало доминирование традиционных ценностей в жизни современных студентов: семьи, здоровья, любви и детей.

здоровье творчество дети

материальный достаток работа любовь уважение окружающих образование семья

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 9. Важные ценности для современных студентов

Данные рисунка 9 показывают, что ценности семьи для молодежи по-прежнему на первом месте. Конечно, высокий уровень ценности материального достатка (24 %) свидетельствует также о том, что, помимо духовных составляющих жизни, в ней место должно быть и материальным факто-

рам, позволяющим реально, предметно развивать и достигать новых жизненных высот.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило нам сделать следующие результирующие выводы о социальном портрете современных студентов.

Социальный портрет современного студента можно описать следующим образом: незамужняя девушка или неженатый юноша, проживающие вместе с родителями или снимающие квартиру, ориентированные на получение образования. При этом студенты стараются вести здоровый образ жизни, готовы к трудовой деятельности и активно проводят свой досуг.

Учеба у современных студентов занимает большую часть времени, они усердно учатся, стараясь не пропускать занятия и получая во время сессии хорошие отметки. Однако, они не против дополнительного заработка, кроме стипендии. Тем не менее, только лишь некоторые из них совмещают учебу и работу, что свойственно скорее студенту-заочнику, чем очнику.

Современный студент - активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, на различных площадках: Интернет, молодежные форумы, научные конференции, общественные движения. При этом Интернет-площадка является одной из основных форм общения и проведения свободного времени студента, где современная студенческая молодежь не только ищет необходимую для подготовки к учебным занятиям информацию, но также общается, играет и т. д.

Проблемы девиантного поведения в студенческой среде самими студентами осознаются, и они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни, не курят и уж если употребляют пиво или слабоалкогольные напитки, то только по праздникам.

В основном студенты предпочитают проводить свой досуг в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями.

К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как: семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток. Сами о себе студенты говорят, что они упрямые и целеустремленные, любознательные и коммуникабельные, добрые и искренние.

И, несмотря на толику пессимизма в их рассуждениях, ведь они еще несостоявшиеся люди, поскольку не всего добились в жизни, большин-

ство студентов настроены оптимистично и уверены, что у них в будущем все будет хорошо.

Литература

1. Слетков И. А. Социологический портрет сту-дента-державинца // Молодежь и социум. Тамбов,

2. Макарова Л. Н., Налетова И. В., Бессонова А. А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 1(117).

3. Макарова Л. Н., Налетова И. В. Интеграция аспирантов в научно-исследовательскую деятельность: сравнительный анализ мнений 1990 и начала 2010-х гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 9.

4. Задонская И. А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105).

5. Николюкина Н. Б. О некоторых результатах социологического исследования социального портрета вузовского преподавателя Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 2 (18).

6. Архипова И. В. Исследование социального портрета личности современного старшеклассника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76).

1. Sletkov I. A. Sotsiologicheskiy portret students-derzhavintsa // Molodyozh i sotsium. Tambov, 2012. № 1 (9).

2. Makarova L. N., Nalyotova I. V., Bessonova A. A. Sotsial"niy porteret sovremennogo aspiranta // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov,

2013. Vyp. 1 (117).

3. Makarova L. N., Nalyotova I. V. Integratsiya aspi-rantov v nauchno-issledovatel"skuyu deyatel"nost": sravni-tel"niy analiz mneniy 1990 i nachala 2010-kh gg. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. № 9.

4. Zadonskaya I. A. Rol" institutov professii i obra-zovaniya v regulyatsii protsessa professional"nogo samoo-predeleniya studencheskoy molodyozhi // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 1 (105).

5. Nikolyukina N. B. O nekotorykh rezul"tatakh sot-siologicheskogo issledovaniya sotsial"nogo portreta vu-zovskogo prepodavatelya Tambovskoy oblasti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2000. Vyp. 2 (18).

6. Arkhipova I. V. Issledovaniye sotsial"nogo portre-ta lichnosti sovremennogo starsheklassnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2009. Vyp. 8 (76).

SOCIAL PORTRAIT OF THE MODERN STUDENT (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN)

BELINSKAYA DINA VIKTOROVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

ZADONSKAYAIRINA ANATOLYEVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

TOMILIN VICTOR FILIPPOVICH Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors considered results of the flight sociological research devoted to studying of a social portrait of the modern student of regional higher education institution. They gave opinions of students on training process, ways of realization of their purposes, readiness of participation in the solution of the main problems of modern youth, leisure forms. As the result authors simulated the generalized portrait of the modern student. This is the active young man, ready to discuss not only youth problems, but also other, concerning developments of society, both on social networks, and at direct interactions. Students realize problems of deviant behaviour, they are ready to discuss them with the purpose of their permission. As a whole, students have a healthy lifestyle. The student prefers to spend leisure-time in shopping and entertainment centers in which there are various platforms for rest. Besides, students like to visit movie theaters and night clubs. In case they stayed at home, first of all, they communicate on the Internet, go to watch on TV various programs and movies, listen to music and it is obligatory to communicate at home with friends. It is possible to carry to main values of the modern student such, as a family, health, love, children, and material prosperity.

Key words: social portrait of student, youth, values, leisure, education, professional activity, research activity.

Время бежит, люди меняются, и социальный портрет студента 21-ого века претерпел серьезные изменения по сравнению со среднестатистическим студентом конца прошлого тысячелетия.

Студент конца 20-ого века – школяр, едва окончивший школу. Сегодня же за парту не стесняются садиться и те, кому уже перевалило за 40. Причем представителей мужского пола в аудитории стало гораздо больше, чем женщин.

И если студентов прошлых лет чаще можно было встретить в каком-нибудь баре, чем на лекции, то на сегодняшний день все обстоит с точностью на оборот.

И это только верхушка всех отличий, которые выделяют нынешний социальный портрет студента.

Социальный портрет студента заочника

Так, к примеру, сегодня как никогда актуальна заочная форма обучения. И не потому, что современным студентам лень ежедневно посещать лекции. Просто они не только учатся, но и работают. У них семья и дети.

Возрастная категория заочников очень разнообразна. Примерно от 24 до 45 лет. И самое интересное, что отдают предпочтение эти студенты таким специальностям, как «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Социальные науки», «Экономика и управление».

Если в период кризиса, в который впала Россия после перестройки и развала СССР, дипломированные специалисты оказались на улице, а высшее образование не гарантировало хорошей работы, то сегодня все поменялось. Отсюда и существенный спрос на заочную форму образования у старшего населения страны.

Что же представляет собой сегодня портрет очника?

В сущности, социальный портрет студента очника и заочника имеет много общего, но и немало отличий.

Посудите сами, хоть средний возраст современного студента очника (от 20 до 22 лет) существенно отличается от заочника, и те и другие в свободное от учебы время предпочитают работать. Просто одни работают в дневное время, а другие в ночное.

Большинство студентов очников холосты, но это не значит, что все заработанные деньги, они тратят на свои удовольствия. Зачастую родители современного студента заочника не имеют возможности полностью материально обеспечить своего отпрыска. Вот и вынужден студент очник отправиться на подработку, чтобы оплатить себе жилье, учебу, питание, а иногда даже и помочь родителям.

Если студент проживает в том же городе, в котором учится, то но не торопиться скорее вырваться из отчего дома, а предпочитает жить с родителями. Так проще выжить в современном мире.

И даже не смотря на то, что большинство студентов вынуждены работать после лекций, они отличаются хорошей успеваемостью. Многие из них, мечтают учиться на бюджетной основе и получать хорошую стипендию. Причем кое-кто, окончив обучение и получив диплом, не спешит покидать стены родного ВУЗа, а стремятся получить звание кандидата наук, или даже доктора.

Таким образом, перед нами предстает образ пусть и молодого, но уже серьезного, ответственного и целеустремленного студента с высокой самооценкой.

1

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как
Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон,
В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) .

По результатам опроса студентов: Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и
«В контакте». Любят проводить весело время, приходят на занятия вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, также он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По результатам опроса преподавателей университета: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000.- №3. - С.1006-1007.

2. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России - 2000. - №3. - С.99-1005.

Библиографическая ссылка

Таловская Н.А., Самигуллина Г.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 47-48;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=420 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»