Open
Close

Какие были православные храмы разрушены. От запрета колокольных звонов к разрушению храмов

СССР был создан большевиками в 1924 году, на месте Российской Империи. В 1917 году православная церковь была глубоко интегрирована в самодержавное государство и имела официальный статус. Это был главный фактор, который больше всего волновал большевиков и их отношения к религии. Они должны были полностью взять под свой контроль церковь. Таким образом, СССР стал первым государством, одна из идеологических целей которой, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм.

Коммунистический режим конфисковывал церковное имущество, высмеивали религию, преследовали верующих и распространяли атеизм в школах. О конфискации собственности религиозных организаций можно говорить долго, но частый итог этих конфискаций - незаконное обогащение.

Конфискация ценностей гробницы Александра Невского.

Суд над священником

Церковную утварь разбивали

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

Религия охотно одевается в узорные одежды искусства. храм это особого типа театр: алтарь - сцена, иконостас -декорация, духовенство - актеры, богослужение - музыкальная пьеса.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Конфискованные митры, 1921 г.

В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Арестованные священники, Одесса, 1920 год.

В 1920-х и 1930-х годов, такие организации, как Лига воинствующих безбожников были активны в антирелигиозной пропаганды. Атеизм был нормой в школах, коммунистических организаций (например, пионерскую организацию), и средств массовой информации.

С Воскресением Христовым боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали «горячие точки» и исповедовались в письмах. Если религия - опиум, то Пасха - его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник.

На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья.

Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго. «Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя.

В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам Олеси Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими. «Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, - рассказывает религиовед Виктор Еленский. - Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи». Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х - уж слишком издевательскую пародию представляли они собой.

В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне. «Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители - местную интеллигенцию, - приводит он пример из свидетельств участников тех событий. - Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию». Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество.

«Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики з корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость - идти в церковь на святую Пасху…».

Всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад - «братья и сестры!». А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», - отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.

На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Особенно наседали на Западную Украину. Приходилось брать данные с потолка, и бывало, Донецкая область показывала чуть ли не втрое больший процент крещеных детей, чем Тернопольская, что невозможно по определению».

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок - давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», - рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко. А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько на Черкасчине ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно - звук приглушался. «Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще - ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, - говорит Полегенько. - До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».

Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. «Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, - говорит Лосенко. - Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».

1961 год. Суд над верующими

В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Главным объектом гонений была Русская Православная церковь. В нашем обзоре фотографии 13 разрушенных храмов из разных уголков России.

В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

1. Церковь Антипия Пергамского



Построена в конце XVIII - начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.

2. Церковь Архангела Михаила


3. Введенская церковь


Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.

4. Храм Димитрия Солунского


Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.

В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


6. Церковь Рождества Божией Матери


Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны - каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX - начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.

7. Никольская церковь


Никольская церковь в Лыткарино - древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.

За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.

8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери



Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки - результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины

9. Церковь Рождества Христова



Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.

Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев - тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.

10. Церковь Покрова Божией Матери



Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.

11. Никольская церковь в Лыткарино


12. Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.

13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.

Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле. Древнейший каменный храм Москвы, основанный в 1330 году князем Иоанном Даниловичем Калитою. Разобран в 1933 году ради создания на его месте пристройки к Кремлёвскому дворцу со служебными помещениями (хранилище мётл и лопат).

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. Построена в 1731-ом году на средства гоф-интендантской конторы. Разобрана в 1932-ом году.


Церковь Константина и Елены в Московском Кремле. Основана вел. кн. Димитрием Донским между 1362 и 1367 г.г. В 1651-ом году вместо деревянной на средства боярина Ильи Милославского возведена каменная. Разрушена в 1928-ом году.


Церковь Петра и Павла в Малом Николаевком дворце в Московском Кремле. Дворец построен архитектором Казаковым в 1776 году. Иконостас церкви был сломан в конце 1922 года в связи с приспособлением части дворца под клуб сотрудников ВЦИК и СНК. Советской публике дворец известен по компилятивной книге В. Вересаева "Пушкин в жизни", в которой на первой же странице приводится отрывок из П.В. Анненкова о прибытии Пушкина из ссылки в Москву по вызову императора ранней осенью 1826-го года: "Чудов или Николаевский дворец занимало тогда августейшее семейство и сам государь-император, которому Пушкин и был тотчас представлен, в дорожном костюме, как был, не совсем обогревшийся, усталый и, кажется, не совсем здоровый." Полностью разрушена вместе с дворцом в 1929-ом году.


Чудов (мужской) монастырь в Московском Кремле. Основан святителем Алексием митр. Московским в 1365-ом году. В монастыре были 4 храма с 7-ю престолами: Храм Чуда архистратига Михаила, Соборная церковь митр. Алексия, Церковь св. апостола Андрея Первозванного, Церковь Иоасафа Белгородского. Полностью уничтожен (взорван) со всеми храмами и престолами в декабре 1929-го года. На снимке: Собор Алексия митрополита и корпус, где находилась церковь Андрея Первозванного, 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 7)


Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Каменный возведён на месте деревянного, предположительно 1358-го года постройки, в 1501-ом году (освящён в 1503-ем). После пожара 1626-го года был устроен новый иконостас. Реставрировался в 1849-ом году под надзором академика Быковского. Подвалы под храмом белокаменные, двухэтажные, с отдельными входами.


Собор Вознесения Господня Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Возведён зодчим Алевизом в 1519-ом году на месте старой церкви 1467-го года постройки. Последнее здание выстроено к 1588-му году ктиторшей царицей Ириной (Годуновой) как реплика Архангельскому Собору, поскольку в Архангельском погребались цари, а в этом - царицы. Приделы: 1). Успения Пресвятой Богородицы (с Севера), 2). Иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (предп. в 1732-ом году, с Юга). Разрушен (взорван) в 1929-ом году. На снимке: Вознесенский собор, рисунок нач. XIX века. Взорван в декабре 1929-го года. Из жалобы сотрудников Центр. гос. реставрационных мастерских от 17-го декабря 1929-го года: "Мы, нижеподписавшиеся... явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне... только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены..." На снимке: Чудов монастырь в Московском Кремле. Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева - Колокольня, под которой находилась церковь Иоасафа Белгородского (также взорвана), 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 7А)


Вознесенский (женский) монастырь в Московском Кремле. Основан вел. кн., женою Димитрия Донского в 1387-ом году. В монастыре было 3 храма с 8-ю престолами: Собор Вознесения Господня, Церковь Михаила Малеина, Церковь влкмч. Екатерины. Екатерининская церковь. Каменная известна с 1517-го года, затем, после наполеоновского нашествия, разобрана. Последнее здание выстроено по проекту архитекора Росси в 1817-ом году в "готическом" стиле. Приделы: 1). Казанской иконы Божией Матери, 2). Рождества Иоанна Предтечи. В конце XIX века обновлена, появились мраморные иконостасы в главном алтаре и приделах. Полностью уничтожен со всеми храмами и престолами в 1929-ом году. На снимке: Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа - церковь Михаила Малеина (взорвана в то же время), 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 8)


Казанский Собор. Сооружён деревянным на вклад кн. Димитрия Пожарского в 1620-ых годах. Cгорел в 1635-ом году, на восстановление выделен царём кирпич от строившегося дворца в Кремле. Главный престол освящён в 1635-ом, придел Аверкия Иерапольского - осенью 1637-го года. В 1805-ом году выстроена новая колокольня на месте прежней. Пострадал при взрыве французскими ордами Никольской башни. В 1865-ом году колокольня стала трёхъярусной.
Закрыт в 1930-ом году якобы по ходатайству Исторического Музея. Разрушен в 1936-ом году. В 1937-ом на месте Собора - Павильон Б. Иофана в честь III Интернационала и туалет для посетителей павильона. После В.О.В. на месте Собора - только туалет, обслуживавший прибывающих поглазеть на Красную площадь туристов вплоть до конца 1980-ых годов.
В 1990-ые годы сооружён заново из железобетона в подражание стилю XVII века.


Собор Николая Чудотворца Николаевского греческого (мужского) монастыря (Никольская улица).
Построен в 1727-ом году. Освящён в 1736-ом году. На заднем плане справа хорошо виден Большой театр, разрушенный в начале 2000-ых годов Лужковскими "реконструкциями". Сейчас на месте Большого театра - железобетонный новодел.
Сломан Собор Николая Чудотворца в 1935-ом году.


Церковь Троицы, что в Полях. Впервые упоминается в т.н. "Никоновской" летописи прибл. в 1493-м году. Неоднократно перестраивалась (в последний раз - в 1832-ом году).
Разрушена в 1934-ом году, и на её место переставлен стоящий дотоле около памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (1909 г.).


Церковь (иконы) Владимирской Божией Матери (Никольская улица). Построена на средства царицы Натальи Кирилловны в 1691-1693 гг. Закрыта осенью 1932-го года, снесена в 1934-ом году вместе с колокольней, башней Владимирских ворот (видна проямо за церковью) и прилегающей стеной Китай-города.


Церковь Николая Чудотворца Большой Крест (улица Ильинка). Упоминается в Степенной книге XVI века, между 1680 и 1697 гг. построена каменной архангельскими купцами Филатьевыми.
Снесена в 1933 году.


Церковь свщмч. Ипатия Гангрского (Ипатьевский пер.). Известна с 1472-го года. Каменная построена в 1652-ом году на средства Ф.Н. Олябьева.
Поэтапно разрушалась с 1929-го года. Бывшая алтарная абсида, использовавшаяся дворниками для хранения инвентаря, уничтожена в 1967-ом году.


Церковь Николая Чудотворца "Мокрого". Упоминается в летописях с 1468-го года. Последнее каменное здание построено в 1697-ом году.
Закрыли в 1932-ом году. Снесли вместе с остальными зданиями старого Зарядья в 1930-60-ые годы (часть стены Китай-города, выходящую на набережную, взорвали в 1951-ом году). В 1967 году на месте Зарядья возвели гостиницу "Россия" (форма - составленный из железобетонных панелей многоэтажный прямоугольный параллелепипед), остатки которой остаются неубранными до сих пор (разрушена в позднейшее Лужковское правление).


Церковь Николая Чудотворца "Москворецкого". Упоминается с XVI века. перестроена в 1829-ом (освящена в 1832) году.
Разобрана, как и вся чётная сторона Москворецкой улицы (единственная улица в Москве, на которой теперь нет ни одного строения!), в 1936-37 гг. при строительстве нового Москворецкого моста. На месте церкви с тех пор - проезд к мосту от Красной площади.

Из коллекции Юрия Елисеева
Полностью здесь:

Автору сайта "Помочь" довелось в 1993-2004 годах принимать участие в экспедициях детского клуб путешественников "Зюйд-Вест" Центра образования №109 г. Москвы. Клуб проводит экспедиции в трех регионах реки Волги. Две экспедиции: под Белым Городком Кимрского района, на участке Углич - Калязин - ежегодно проходят по одним и тем же местам. Третья экспедиция каждый год проходит новые маршруты, спускаясь ежегодно все ниже и ниже по Волге. За период с 1992 года участники клуба прошли от Твери до границы Татарстана с Ульяновской областью.
Автор сайта "Помочь", занимаясь с детьми выявлением мест разрушенных храмов, с целью установки на местах храмов памятных православных крестов, в какой-то момент осознал, что очень многие местные жители сообщают о том, что люди, которые участвовали в разрушении храмов, очень скоро погибали тем или иным образом. Подумалось, что подборка таких сообщений за много лет в разных селах может иметь на детей положительное воспитательное воздействие. Поскольку такая подборка о карах БОЖЬИХ смертных грешников является убедительным свидетельством бытия БОЖЬЕГО для детей, воспитанных преимущественно в материалистическом духе. Действительно одно, два таких сообщения ребенок может и не заметить, отнести к случайности, попросту не задуматься о нем. Но если из года в год разные участники экспедиций фиксируют в разных селах одни и те же свидетельства от разных людей, то это уже приобретает математическую статистическую убедительность.
Представляется целесообразным для педагогов, стремящихся дать своим ученикам православное воспитание, включать во время поездок по России в тематику опросов местных жителей вопрос о карах БОЖЬИХ за разрушение храмов и систематически фиксировать полученные сведения. Это имеет большое воспитательное значение для детей. Поскольку по сравнению с другими грехами, на искупление которых милосердная ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА дает человеку время, грех разрушения храма является, по-видимому, смертным. То есть его уже не возможно искупить, и пребывание человека на Земле становится, наверное, бессмысленным. Вероятно, поэтому человек очень быстро погибает. Следовательно, сведения о карах Божьих за такие грехи являются особенно наглядными и вразумляющими. Важно отметить, что одни из сел, упомянутых здесь, были русскими, другие мордовскими, третьи малаго народа - каратаи. Это, по-видимому говорит говорит, что воля ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ по наказанию грешников проявляется для всех народов России. Следовательно, у всех народов России - общая судьба.

Кары разрушителям храмов: первые свидетельства

Первое свидетельство этого рода я узнал еще в 1985 году во время работы в селе Заостровье Виноградовского района Архангельской области. Там многие жители вспоминали Митьку-комсомольца, который активно участвовал в осквернении храмов, и вскоре после этого погиб.
Все следующие сообщения относятся уже к экспедициям клуба "Зюйд-Вест" на Волге. В селе Воздвиженском Угличского района Ярославской области на реке Пукше рассказывали о двух людях, которые полезли снимать балки с уже закрытого храма и разбились. В селе Павловском свидетельствовали, что самые активные участники закрытия храма погибли в первые же дни войны. В селе Белом (это уже в Тверской области под Белым Городком) говорили о человеке - активисте осквернения храма, который вскоре умер прямо на дороге около села. Были и другие свидетельства, которые я по безалаберности документально не зафиксировал.
Необходимо иметь в виду, что чаще разрушали храмы приезжие люди, судьбу которых местные жители не могли знать, рассказывают старожилы только о своих земляках. Это говорит в пользу достоверности сообщаемых фактов.
Осознав важность темы, я с 2002 года уже специально ориентировал детей на особое внимание к этому вопросу. И опросы под Казанью дали сразу много свидетельств о наказаниях грешников. Некоторые из этих фактов имеют характер неопровержимых достоверных свидетельств, некоторые же являются доказательством живой народной православной веры, но не обладают стопроцентной исторической достоверностью. Приведу собранные факты в хронологическом порядке.

Кары разрушителям храмов: свидетельства собранные в 2002 году под Казанью.

В селе Ключищи мы беседовали со священником Сергием, настоятелем храма ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Священник нам рассказал, что при строительстве каменного храма в 18 веке на месте деревянного крестьяне бревна от разобранного храма продали богатому крестьянину. Вскоре в селе произошел пожар, сгорели все дома, кроме домов священников. Этот же священник рассказал, что в 1961 году, когда с храма снимали колокола, подломилась балка. Одного рабочего убило, а двоих поколечило. Надо отметить, что священник Сергий приезжий - из Подмосковья. Следовательно эти рассказы он мог узнать только у местных жителей.
В селе Теньки бабушка Маша - активист общины храма ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ рассказала, когда с храма снимали колокола, одного из рабочих парализовало.
В селе Мор Каратай завуч местной школы Тимофеева Елена Александровна, что местный храм долго не удавалось разрушить: тросы рвались и отказывала техника. Дети, игравшие на территории и на руинах церкви впоследствии стали калеками или слепыми. Интересно отметить, что эти истории, которые могут показаться кому-то не достаточно достоверными, рассказала наиболее образованная свидетельница. Это, думается, с одной стороны говорит о живой православной вере рассказчицы, а с другой стороны особо подчеркивает неопровержимую достоверность других приведенных в статье свидетельств, сообщенных простыми малообразованными людьми.

Кары разрушителям храмов: факты, собранные в 2003 году под Казанью.

Волжская экспедиция 2003 года по маршруту Камское Устье - село Урюм дала особенно обширный и глубокий материал по рассматриваемой теме.
Вот основные из собранных фактов:
Факт №1. Все местные жители, участвовавшие в разорении храма села Бессоново, погибли на войне (инф.: Пичугина Екатерина Семеновна 1923 г.р. с. Бессоново).
Факт №2. С храма селе Бессоново хотели снять колокол. Никто не соглашался это сделать. Вызвался один учитель "маленький, черненький". Колокол снял и вскоре заболел. Его положили в больницу, вырезали желудок, он умер (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р. с. Бессоново).
Факт №3. В селе Тертели хотели сломать храм (это недавно было). Никто не соглашался. Один человек (Пронин муж) согласился, полез и разбился. После этого все боятся прикасаться к церкви в с. Бессоново, даже для того чтобы сломать старую с целью строительства новой церкви (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р. с. Бессоново).
Факт №4. В селе Кадышево давно пытаются сломать храм (наполовину разрушили). Как начинают вновь разрушать, кто руку, кто ногу сломает. Так его и оставили (инф.: Еропкины Федор Михайлович1933 г.р. и Тамара Федоровна 1934 г.р. с. Бессоново).
Обратите внимание, что в приводимых фактах конкретные детали "маленький, черненький", "Пронин муж" и другие повышают достоверность получаемых сведений. Поэтому такие детали надо обязательно фиксировать.
Факт №5. Когда ломали поповский дом, человеку, который его купил, на голову упала балка при сборке дома на новом месте. Через 2 дня он скончался. Пред разборкой дома его предупреждали, что если он хочет жить в нем, то пусть дом останется на том же месте, а переносить его нельзя. Держали балку перед тем как уронить сын хозяина и еще мужчина (не вспомнила Анна Сергеевна, кто именно). Опять конкретные детали. Произошло это лет пять назад (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р., Еропкины Федор Михайлович1933 г.р. и Тамара Федоровна 1934 г.р. с. Бессоново).
Факт №6. Здание церкви в с. Бессоново, после того как там закрыли школу стали растаскивать местные жители (инф. Еропкины) и дачники (инф. Яшина). "Вот им ничего не делается…" - сказала Яшина Анна Сергеевна с некоторым удивлением. "Но ничего хорошего это никому не принесло. Муж Тамары Федоровны тоже оттуда что-то стащил, и после этого попал в аварию" (инф. Еропкины).

Быть достойным установить крест (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Анна Сергеевна вспоминала, что в молодости ей "люди рассказывали" следующее.
В каком-то селе стали строить храм. Когда храм был закончен, надо было установить крест. Полез сын священника. Залез наверх и вместо одной дырки увидел две. Закружилась голова. Священник крикнул ему: "Прощайся с народом и с вольным светом". Сын священника упал и разбился.
Эта история не имеет конкретных деталей. Ее рассказывали Анне Сергеевне в ее молодости о прошедших годах, так как в 1920-х - 1930-х годах храмы уже не строили. Эта история полулегендарная и представляет интерес как образец устного народного сказания самого начала 20 века (до революций 1917 года). Ее, возможно, надо истолковать так: "сын священника был не достоин установить крест на храме". Эта история напоминает всем, что участие в установке креста, работа на строительстве православного храма - это очень ответственное дело.

"Стирать нельзя в праздник". (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана).

В селе Бессоново жила учительница Евдокия. Она стирала по праздникам. Сосед, дедушка сказал ей: "Евдокия, не стирай в праздники, в огне будешь гореть". Она не послушала. Через некоторое время загорелась ее изба. В избе были дети. Евдокия пыталась спасти детей. Дети сгорели, а она наполовину. Перед смертью она сказала: "Прав ты был, дедушка, "в огне будешь гореть". Дети и она похоронены на местном кладбище. Бабушки ухаживают за могилой. Помнят, где конкретно стоял ее дом. Эта история, имеет много конкретных деталей.

Плачущая икона. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Это уникальнейшая история со многими конкретными достоверными деталями.
В молодости Анна Сергеевна (напомню 1913 года рождения) ходила поводырем слепой старушки. Однажды они пошли в село за Ульяновском. Название села она назвала невнятно (Чердок?). Но указывает, что сейчас в этом селе остался один дом, что в 10 км. от него живет ее сестра (то есть Анна Сергеевна имела в виду совершенно конкретное место).
Когда Анна Сергеевна (тогда еще Аня), будучи поводырем слепой богомолки пришла в это село, там было много народу и священники. Стояла икона. Все пытались ее поднять, чтобы обнести вокруг храма, и никто не мог. Священники плакали, что нет достойных поднять икону "Боговерующих" как сказала Анна Сергеевна. Тогда два мальчика, один по возрасту примерно 15 лет, а другой моложе легко подняли икону и 2 раза обнесли ее вокруг церкви. Было очень много народу и, чтобы увидеть получше Анна обошла толпу сбоку. При этом Анна увидела, что икона плакала. Анна Сергеевна несколько раз показала на своем лице, как икона плакала. Этот рассказ имеет очень много конкретных достоверных деталей (указание на место села, обошла толпу сбоку).

Окаменевший мальчик. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Произошло это в 20 км. от места, где живет сестра Анны Сергеевны. Это было до войны. Была вечеринка молодежи в избе. Молодежь танцевала. Один парень во время танцев хотел украсть икону и окаменел. Сел на пол, и стал неподвижен. Врачи приходили и не могли определить, в чем дело. Одного "Боговерующего" человека не пустили. Этот человек сказал, что оживет на Пасху. Дом огородили забором, поставили караул милиции, чтобы никто не ходил в избу. Сначала ходило к этому дому народу много, потом меньше. То есть это событие произошло задолго до Пасхи. В Пасху окаменевший парень исчез, хотя был караул милиции. Этот дом показывала ей сестра. Далее Анна Сергеевна вспоминала, что в последствии сделали с этим домом. Обилие конкретных деталей тоже свидетельствует о достоверности рассказа.

Случай в Ульяновске. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

В молодости Анна Сергеевна приехала в Ульяновск на какой-то праздник. Увидела много народу. Подошла, спросила: "В чем дело?". Ей показали на дырки в земле и сказали: "Слушай". Она послушала, там раздавались "охи", похожие на человеческие. Ей сказали, что здесь собираются строить храм и "зарыли в землю девочку". Анна Сергеевна до сих пор сомневается, ложь это или правда, и спрашивала опрашивавших ее детей, участников клуба "Зюйд-Вест", могло ли такое быть? Этот пример не относится напрямую к теме статьи. Но он приводится в статье, поскольку, с одной стороны является интересным примером "антирелигиозной пропаганды" 1920-1930-х годов. Кроме того, этот рассказ, а особенно бесхитростный вопрос Анны Сергеевны "могло ли такое быть?" является очередным доказательством исторической достоверности и других ее рассказов. Девяностолетняя Анна Сергеевна, прожившая всю жизнь в родном селе, имеющая начальное образование сначала ничего не рассказывала, а только сидела и слушала рассказы своей дочери и более молодых соседок. Слушая эти рассказы Анна Сергеевна вдруг настроилась "на волну своей памяти" рассказывала все, что вспоминалось, не проводя какого-либо отбора или интерпритации. Это говорит об исторической достоверности сообщенных ей сведений.

Села Сюкеево и Мор-Каратай: кара Божия селу.

Село Сюкеево называют "черным селом". Говорят, кто в него из приезжих людей въезжает, тот не выезжает: пропадает в неизвестности. Поэтому ехали "зюйд-вестовцы" в это село с некоторым опасением. И действительно, когда были в Сюкеево, директор местной школы (Елена Ивановна Колесова) подтвердила, что в селе живут злые люди, убивают друг друга, и даже село было (в 18 веке) обнесено черными столбами (2 столба на въездных дорогах). Бабушка Елены Ивановны говорила о своих земляках: "Сами себя погубят люди". Бабушка даже увозила крестить Елену Ивановну в другой район (Буинский). Люди исчезают в селе Сюкеево и в наше время. Лет 5 назад девушка приехала в село работать в аптеку. Куда-то уехала и не вернулась (исчезла в данном случае вне села). Мужчина пропал в селе в 2003 году. Далее Елена Ивановна сама сказала безо всяких наводящих вопросов: "Может быть и правда, это все происходит, потому что жители села убили святого человека?". То есть святого Михаила, похороненного в расположенном неподалеку селе Мор-Каратай (о разрушении храма в этом селе рассказано выше). Надо отметить, что Елена Ивановна, судя по ее разговору, не верит в Бога. И тем более характерным является в таком случае ее фраза "Может быть и правда, это все происходит, потому что жители села убили святого человека?". То есть об этом в селе идут разговоры местных жителей. Что же это был за человек Михаил, почитаемый жителями села Мор-Каратай и многих окрестных сел святым? О нем рассказала уже упоминавшаяся Тимофеева Елена Александровна - заведующая учебной частью средней школы села. Вот эта история: На берегу Волги неподалеку от села Мор-Каратай поселился человек по имени Михаил. Он построил часовню на корнях деревьев, под часовней протекал ручей. Человек посвятил свою жизнь Богу. Он говорил, где буду похоронен, там не будет засух, больших пожаров, голода. К нему ходило много народу. Мужики из села Сюкеево убили Михаила, так как приревновали к нему своих жен, поскольку не понимали, зачем их жены ходят к нему. Убийцы хотели перевезти тело Михаила к себе в село. Но, когда погрузили тело в лодку, лодка не сдвинулась. Мужики были вынуждены занести тело убитого обратно в часовню и уехать. Жители села Мор-Каратай похоронили Михаила в своем селе возле храма. Храм был разрушен в 1930-х годах, а могила Михаила сохранилась. Жители села Мор-Каратай и окрестных сел почитают Михаила за святого, ухаживают за его могилой и часовнями, которых сейчас три. Интересно, что даже в "колхозные времена" власти выделяли автобусы, чтобы свозить жителей окрестных деревень молиться Михаилу о хорошей погоде. Эта история является радостным подтверждением неоскудевающей народной православной культуры. В тоже время можно предположить, что за убийство Божьего человека Михаила на жителей села Сюкеево и на многие поколения их потомков была наложена кара Божья. Село Сюкеево стало "черным" селом, заселенным злыми людьми.

О разрушении храма в селе Урюм

В мордовском селе Урюм Татарстана на месте нынешней школы был храм. Куркова Евдокия Евдокимовна (1928 года рождения) рассказала, что никто из тех, кто разрушал храм не умер своей смертью. Один из них сошел с ума. Он пошел в сторону Волги. Потом его нашли замерзшим в поле. Руки раскинуты, ноги вместе - он лежал в форме креста. Другой ярый активист разрушения храма сгорел в амбаре. Другие жители того же села Урюм Козлов Михаил Васильевич (1930 г.р.) и Козлова Клавдия Ивановна рассказали, когда мужик снимал крест с церкви, поднялась "буря вольная, что свет не видать". Невозможно было дойти до школы.

На Большой Ордынке есть дом № 25 – здание первой автоматической телефонной станции. Помимо исторического здания в комплекс входит появившаяся в 1990-х годах пристройка. На первый взгляд это ничем не примечательное здание, но стоит приглядеться к его фасадам - и вы увидите интересные мозаики. Если обойти пристройку со всех сторон, то можно насчитать дюжину мозаик: по четыре на трех фасадах. На мозаиках изображены церкви – это видно невооруженным глазом. Но это не простые храмы, а замоскворецкие храмы, разрушенные в советское время. После революции 1917 года в Замоскворечье была уничтожена двадцать одна церковь.

Девять из этих церквей – домовые при приютах, богадельнях, училищах, попечительстве о бедных и других богоугодных учреждениях. Остальные двенадцать изображены на фасадах. Автор этих замечательных мозаик - художник М.М. Дубцов, который известен москвичам благодаря панно «Немецкая слобода в XVII веке» на фасаде жилого дома у станции метро «Бауманская» и панно в центре техобслуживания завода АЗЛК в Кузьминках. Жители Москвы должны сказать спасибо Михаилу Матвеевичу за то, что он сохранил память о разрушенных замоскворецких церквях.

Мы годами (а порой и всю жизнь) ходим по знакомым улицам и переулкам, не догадываясь, что когда-то их украшали роскошные храмы – настоящие жемчужины Москвы, без которых раньше было трудно представить первопрестольную столицу. Двадцать одна церковь (и еще две часовни) – это слишком существенная потеря для сравнительно небольшого Замоскворечья (я имею ввиду часть, ограниченную Москвой-рекой и Садовым кольцом). Каждый из утраченных храмов достоин отдельной книги. И когда-нибудь эти книги обязательно будут написаны. Я же лишь немного расскажу обо всех разрушенных в советское время замоскворецких церквях.

Церковь Великомученика Никиты в Старых Толмачах. На углу Новокузнецкой улицы и Старого Толмачевского переулка до 1935 года возвышалась церковь Никиты в Старых Толмачах, или в Татарской слободе. Топонимические уточнения отсылают нас к древним московским урочищам – Старым Толмачам (поселению устных переводчиков – толмачей) и Татарской слободе, которая располагалась в районе современной Татарской улицы и Татарских переулков. Деревянный храм известен с 1613 года. В конце XVII века была выстроена каменная церковь Сретения Господня с приделом во имя великомученика Никиты в трапезной.

К середине XIX века Никитский храм (в Москве церкви именовались, как правило, по особо почитаемому приделу) обветшал, и было принято решение разобрать его и построить новый. К 1863 году новый храм был построен по проекту знаменитого московского зодчего М.Д. Быковского. Церковь Никиты в Старых Толмачах – одно из интереснейших творений Быковского. Архитектор придал церкви черты древнерусской архитектуры: пятиглавие, килевидную форму наличников, сдвоенные колонки, украшенные плетенкой. Но это не обычная стилизация. В пятиглавии Никитского храма центральная глава была намного больше и массивнее четырех боковых.

Центральную главу венчал огромный купол на широком световом барабане. К Кузнецкой улице (до 1922 года Новокузнецкая называлась так) церковь была обращена восточной стороной, что предопределило прямую линию стены и отсутствие апсиды. Церковь образовывала выразительный композиционный акцент в застройке этой части Замоскворечья. Описанные особенности делали храм Никиты не похожим ни на один другой московский храм. Тем трагичнее для Москвы его потеря. В 1935 году церковь была разрушена. На ее месте построен конструктивистский жилой дом (Новокузнецкая, 4/12) для работников милиции.

Церковь Троицы в Лужниках. Улица Бахрушина до советского переименования носила название Лужнецкой или Лужниковской – по находившейся здесь в XVII веке конюшенной дворцовой слободе Большие Лужники. В древности на этом месте располагались лужки для выгона скота. Церковь в слободе документально известна с 1625 года. Самое древнее ее название – Николая Чудотворца Мирликийского в Конюхах. Первый каменный храм был возведен в середине XVII века и освящен во имя Троицы. К концу века у Святотроицкого храма появился придел в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи.

В 1730 году с южной стороны к церкви был пристроен Никольский придел – в память о древнем храме. В середине XVIII века церковь украсили невысокой стройной колокольней. В 1785-89 годах храм Троицы в Лужниках значительно перестроили и расширили. Последний раз церковь обновлялась в 1858-61 годах. Святотроицкий храм знаменит своими прихожанами. В приходе церкви в разное время жили известнейшие и богатейшие купцы: например, меценат, коллекционер, создатель Театрального музея А.А. Бахрушин и московский городской голова М.Л. Королев, который был старостой храма Троицы в Лужниках.

В начале 1930-х годов храм Святотроицкая церковь была разрушена по просьбе завода «Мосэлектрик». К сожалению, Москва потеряла прекрасный храм, представлявший собой одноглавый четверик с трапезной и трехъярусной колокольней. На месте церкви была построена школа № 525 Замоскворецкого района. Сегодня школа носит имя народного артиста СССР Р.А. Быкова, который в ней учился в 1937-47 годах. В 2003 году почтили память об утраченном храме: на территории школьного двора, на том месте, где до Октябрьской революции 1917 года находился главный алтарь церкви, была установлена памятная Троицкая часовня.

Церковь Спаса Преображения в Наливках. В первой половине XVI века великий князь Василий III выстроил для воинов защитников Москвы (иностранные путешественники называли их «телохранителями») целый город Нали, или Наливки. Историк С.М. Соловьев объясняет это название тем, что воинам было позволено пить (и наливать) мед и пиво в любое время дня и года. Но есть и другая версия происхождения этого топонима – по рощам, которые назывались наливками. Кроме того, Наливками могли именовать заливные или наливные луга, коих в этой части Москвы было немало. Церковь в Наливках впервые появляется в документах в 1642 году.

Возведение каменного храма началось в 1713 году, но работы были остановлены указом царя Петра I о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга. Главный престол во имя Спаса Преображения освятили только в 1738 году. Через несколько лет у Спасопреображенской церкви появился Никольский придел. Новая большая теплая трапезная с двумя приделами (второй – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») построена в 1840-х годах по проекту архитектора М.Д. Быковского. Главную церковь перестраивали во второй половине XIX века. Тогда в храме появился Михаило-Архангельский придел.

Церковь Спаса Преображения в Наливках имела несколько ярких деталей. Крупный приземистый храм в стиле позднего классицизма венчал невысокий, как будто приплюснутый барабан с куполом. Внутри просторной церкви отсутствовали столбы и колонны, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. Храм был закрыт и снесен в 1929 году. В 1930-х годах на его месте построили два ничем не примечательных жилых дома в пять этажей для кооператива «Замоскворецкий рабочий» (современный адрес: 1-й Спасоналивковский переулок, 17 – на углу с Казанским переулком).

Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. В конце XV века в Замоскворечье (на территории современной Болотной площади) появился огромный Государев сад. Его обслуживали три слободы царских садовников, одна из которых – Нижние Садовники – дала название Садовнической улице. Единственная церковь Нижних Садовников была ярчайшим образцом московской архитектуры эпохи русского узорочья. Первое упоминание о храме Космы и Дамиана исследователи датируют 1625 годом, но с большой долей вероятности можно утверждать, что церковь на этом месте существовала и раньше.

В 1657 году в Нижних Садовниках появилась первая каменная церковь. Главный престол освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, а почитаемый Космодемьянский придел разместился в правой апсиде. В XVIII веке придел был перемещен в трапезную. Глядя на дореволюционные фотографии храма Космы и Дамиана, можно увидеть, насколько нарядным, или, как говорили раньше, изукрашенным, он был. Особенно выделялся наружный портал Космодамианской церкви с южной стороны. Бла¬годаря талантливому мастеру портал как будто бы превратился в причудливой формы вход в сказочный мир.

Нам остается лишь сожалеть о том, что Замоскворечье лишилось такой красоты! Без преувеличения, это был один из самых красивых храмов Москвы. На мой взгляд, это главная потеря Замоскворечья. Церковь Космы и Дамиана разрушили в 1932 году. На ее месте – юго-восточное крыло шестиэтажного жилого дома на углу Садовнической улицы и Комиссариатского переулка, который до революции назывался Космодамианским – по церкви. Единственное напоминание о стоявшем здесь когда-то замечательном храме – памятная доска на здании на углу Комиссариатского переулка и Космодамианской набережной.

Церковь Воскресения Словущего в Монетчиках. Монетчиковские переулки получили свое название по проживавшим здесь в начале XVIII века монетчикам – рабочим Кадашевского монетного двора. Слобода монетчиков интересна тем, что она была последней слободой в Москве. После переноса столицы императором Петром I в Петербург почти все ремесленные слободы разорились, так как потеряли своего главного заказчика – Государев двор. Монетная же слобода просуществовала до 1730-х годов. Церковь на этом месте известна с 1672 года и впервые упоминается под названием Воскресения в Стрелецкой слободе.

До появления здесь монетчиков территорию Монетной слободы занимало поселение стрельцов. Удивительно, но первый каменный храм по¬явился в Монетчиках только в 1750 году. В это же время была построена отдельно стоящая барочная колокольня – по одной из версий, это проект зодчего Д.В. Ухтомского. После пожара 1812 года церковь Воскресения в Монетчиках значительно перестроили: сделали новую трапезную, внесли в оформление фасадов классицистические мотивы. В приходе Воскресенского храма жили известные прихожане, например, издатель И.Д. Сытин, на средства которого в церкви появились беломраморные иконостасы.

Несколько лет недалеко от храма жила семья А.Н. Островского. Будущий великий драматург каждое воскресенье посещал церковь в Монетчиках. В начале 1930-х годов храм был закрыт и разрушен. На его месте построили типовое школьное здание, в котором разместилась школа № 529. В этой школе в начале 1950-х годов учился будущий многолетний мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2004 году старое здание школы снесли, и 1 сентября следующего года дети пошли в новую современную школу. Перед перестройкой жители Замоскворечья надеялись, что церковь Воскресения в Монетчиках возродится на прежнем месте.

Церковь Николая Чудотворца на Пупышах. Местность, на которой построили храм, была заболоченной. Отсюда и название церкви. Пупыши - это кочки на болоте. До прорытия Водоотводного канала территория часто подтоплялась во время таяния снега и весенних паводков. Сегодня церковь Николы на Пупышах украшала бы Космодамианскую набережную. Деревянный храм известен с 1565 года. В конце XVII века появилась первая каменная церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом. В 1730-х годах на средства купцов Щеголевых Николо-Пупышевский храм был перестроен.

Приблизительно в то же время в трапезной появился придел иконы Богоматери «Утоли моя печали», в котором хранился список с почитаемой чудотворной иконы. Следующая крупная перестройка случилась в середине XIX века, когда трапезная, приделы и колокольня были заменены новыми. Церковь Николы на Пупышах представляла собой пятиглавый храм с сильно вытянутым вверх четвериком, трапезной и шатровой колокольней. Возможно, столь необычная форма четверика связана с тем, что на этом храме делались специальные отметки высоты воды в большие паводки. Ни¬коло-Пупышевскую церковь закрыли в 1931 году.

Сначала ее изуродовали и приспособили под невзрачное общежитие работников конного транспорта. С 1934 года Никольский храм стали разбирать на материалы для нужд Метростроя. В 1950-х годах церковь окончательно разрушили, чтобы построить корпус огромного девятиэтажного жилого комплекса на набережной Максима Горького (ныне Космодамианская набережная, 40-42). Местные жители считали, что ступеньки из камня, которые вели на спортплощадку во дворе дома, остались от трапезной разрушенного храма. Сегодня на месте церкви Святителя Николая на Пупышах парковка автомобилей и гаражи-ракушки.