Open
Close

Какие бывают скрипки по размеру. Выбор скрипки для ребенка

28.12.2016

Скрипка - один из самых востребованных и красивых по своему звучанию музыкальных инструментов. Учеба на этом инструменте достаточно сложна и при этом крайне интересна. Но для того что бы обучение было таковым, к выбору хорошего инструмента стоит подойти с особым вниманием.

По общим принципам выбор скрипки достаточно схож с выбором гитары, правда, с некоторыми дополнениями и особенностями. Эта статья поможет Вам самостоятельно выбрать инструмент для обучения вашего ребенка в музыкальной школе.

На сегодняшний день подавляющая часть всех скрипок производится в России, Китае, Индонезии, Германии, Румынии, Чехии, Италии и Японии. Скажем честно, скрипки Российского производства лучше обойти стороной. Если Вы хотите познакомить своего ребенка со скрипкой и не хотите пока приобретать дорогой инструмент, стоит обратить своё внимание на скрипки, произведенные в Китае и Индонезии. Но выбирая скрипки, произведенные в этих странах, стоит учесть, что качество может достаточно сильно разниться. И скорее всего вам придется потратить много времени на поиск хорошего инструмента.

Скрипки очень хорошего качества, при этом всегда стабильного и по весьма демократичным ценам, делают в Японии. Инструменты производятся из высококачественных материалов и считаются инструментами профессионального уровня.

А вот ситуация с инструментами, производимыми в оставшихся странах, достаточно сложная: Германия и Италия делают лучшие скрипки в мире, но и цена на инструменты, мягко говоря, впечатляющая. Румыния и Чехия делают как отличные инструменты, так и откровенное «барахло», сравнимое с инструментами, изготовляемыми в нашей стране. Поэтому, выбирая инструмент, главным аргументом должно стать качество инструмента, а не страна производитель.


И если страна производитель будет являться вторичным фактором, то начинать выбор скрипки следует с её размера. Скрипки бывают:

  • 1/16 – инструменты для самых маленьких (до 5 лет)
  • 1/10 – редкий, практически не встречающийся размер
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 – самые популярные детские размеры от 5 до 11 лет
  • 7/8 - редкий, практически не встречающийся размер
  • 4/4 – классическая «взрослая» скрипка
Выбрать размер достаточно просто, для этого нужно взять и примерить её, если середина ладони ребенка ложиться на оголовье грифа, и при этом ребенок не испытывает никакого дискомфорта - это его размер.

Очень важной составляющей скрипки для Вашего ребенка, станет подбородник. Они бывают разного размера и подбираются индивидуально. Если ребенок маленький, то можно в качестве временного решения приобрести специальные поролоновые клеящиеся подбородники.


Далее следует осмотреть тщательно саму скрипку на предмет трещин и вмятин, естественно у нового инструмента их быть не должно. Обязательно обхватите гриф скрипки и проведите вдоль него рукой несколько раз. На самом грифе и по краям накладки на гриф, не должно быть никаких неровностей. Покрутите все колки, они должны иметь свободный ход, без волчков и застреваний.

После этого переходите к смычку: наклоните его от себя и посмотрите вдоль него, он должен быть прямой, без изгибов. Сам смычек должен быть упругим, а в ненатянутом состоянии иметь достаточный прогиб так, чтобы волос касался трости самого смычка.


Вот и все принципиальные моменты, на которые следует обратить Ваше внимание при выборе скрипки. Следуя этим простым советам, Вы сможете легко подобрать скрипку даже в интернет-магазине, и быстро проверить её при получении.

Зачастую в симфонических оркестрах скрипка применяется для ведения основной музыкальной темы. Такую роль может исполнять одна или несколько скрипок. Скрипка-соло принадлежит первому скрипачу. Кстати, начинать учиться играть на скрипке лучше с четырехлетнего возраста.

В настоящее время на музыкальном рынке существует несколько основных размеров скрипок. К примеру, самым маленьким музыкантам подойдет скрипка размера 1/16. Самыми популярными размерами принято считать 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Обычно такие музыкальные инструменты подбирают для детей, которые уже занимаются в музыкальной школе или недавно приступили к обучению. Для среднестатистического взрослого наилучшим инструментом станет скрипка размера 4/4. Также могут создаваться и скрипки промежуточных размеров 1/1 и 7/8. Однако они являются наименее востребованными.

Также выделяют три основные категории скрипок - мастеровые, фабричные и заводские. Мастеровыми называются музыкальные инструменты ручной работы. Обычно они изготавливаются под конкретного заказчика и могут передаваться из поколения в поколение. В основном мастеровые скрипки полноразмерными.

Мануфактурные скрипки - это инструменты начала прошлого века. Правда среди них можно встретить битые и затем восстановленные инструменты. Поэтому лучше покупать такую скрипку с профессионалом.

Заводскими скрипками принято называть современные музыкальные инструменты, которые изготавливаются на различных фабриках. Правда скрипки такого уровня являются базовым и бюджетным вариантом. На вторичном рынке они не будут иметь никакой ценности.

Как правильно выбрать скрипку

Для того, чтобы подобрать скрипку под себя необходимо поставить ее на левое плечо и вытянуть впереди себя левую руку. При этом голова скрипки окажется в середине ладони музыканта. Пальцы же должны полностью обхватывать головку. Современные потребители могут выбрать для себя классическую или электроскрипку.

Некоторые музыканты предпочитают только классические скрипки, потому что электрический вариант инструмента не может дать такой же чистый звук. Тем более играть в симфоническом оркестре на электроскрипке просто невозможно. По тембру и тональности она сильно отличается от классической версии. При покупке скрипки не стоит выбирать первый попавшийся инструмент.

Скрипка – струнный смычковый инструмент, без которого не обходится ни один оркестр. Чтобы научиться играть на скрипке, необходимы годы тренировок под руководством опытного наставника.

Инструкция

Родина скрипки - Европа. Время рождения – тринадцатое столетие. Прежде чем скрипка обрела свою хорошо знакомую форму, она подвергалась различным изменениям и усовершенствованиям. Можно сказать, что скрипка формировалась столетиями, и связно это формирование с развитием и эволюцией музыки как искусства. Появлением классической формы скрипки мир обязан итальянскому мастеру Андреа Амати, который сумел добиться от скрипки приближенного к человеческому голосу тембра. Скрипка Амати благодаря сильному и насыщенному звуку вышла на сцену больших концертных залов и стала одним из самых популярных инструментов. Другой знаменитый итальянский мастер, Антонио Страдивари, усовершенствовал строение скрипки, что позволило добиться яркого звука в сочетании с мягкостью и нежностью, присущей только этому инструменту.

В наше время скрипка не потеряла свою популярность. Она является достаточно сложным инструментом, и овладеть игрой на нем значительно сложнее, чем, например, . Чтобы научиться профессиональной игре на скрипке, необходимо потратить несколько лет, и начинать желательно в детском возрасте. Чем раньше приступают к обучению, тем лучше, поскольку техника игры на данном инструменте требует большой гибкости и подвижности кистей рук. Для игры на скрипке вовсе необязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, куда важнее гармонический слух. Для его развития понадобятся регулярные занятия сольфеджио.

Выбор смычка зачастую становится трудно разрешимой задачей не только для новичка- любителя, но и для опытного музыканта. Не зря многие солисты ищут смычки на протяжении всей жизни и имеют несколько десятков смычков. Найти универсальный смычок, которым было бы одинаково удобно играть музыку Моцарта, Баха, Брамса или Крейслера, очень непросто.

Смычки бывают разными по цене и качеству. Разница в цене между самым дешевым смычком, произведенным в Китае, и раритетным смычком знаменитого мастера наводит на размышления. Так, например, смычок, изготовленный в 19 веке французским мастером Франсуа Туртом, которым более 40 лет играл знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин, был продан с аукциона Sotheby"s за 42 тысячи фунтов стерлингов.

Существует несколько общих правил при выборе смычка.
Для начала нужно выяснить какого размера должен быть смычок. Это касается ученических смычков для детей. Взрослые музыканты играют смычками размера 4/4, за исключением индивидуального строения рук предполагающего смычок на несколько сантиметров короче обычного, так называемого 7/8. Смычки современных производителей так же как и скрипки делятся на 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4.
Лучше всего проконсультироваться по поводу выбора размера смычка у педагога, который будет учить ребенка играть на скрипке. Если по каким то причинам этого сделать нельзя, главным критерием должна быть длинна руки ребенка, если поставить смычок на струну у конца, локоть должен быть разогнут, но без напряжения. При слишком коротком смычке ребенок не сможет разогнуть правую руку до конца, при слишком длинном- не будет доводить смычок до конца и будет заводить правую руку за спину. Неправильный выбор размера смычка в дальнейшем может отрицательно сказаться на постановке рук и даже на здоровье начинающего скрипача. Смычок для ученика не должен быть слишком тяжелым.
Итак, с размером определились, как выбрать качественный смычок?
Если предположить, что цена соответствует качеству - все просто. Не стоит ждать от дешевого нового магазинного смычка каких то особых игровых качеств и надежности при эксплуатации, но даже из имеющихся в наличии смычков всегда можно и нужно выбирать лучший.

Сначала нужно произвести визуальный осмотр всего смычка. Вы должны быть уверены, что на смычке нет трещин. Дешевые смычки обычно покрываются непрозрачным лаком и выявить наличие трещин непросто. Смычок достаточно сильно натягивается и претерпевает определенную нагрузку при игре и последующих вставках волоса, поэтому наличие трещин недопустимо. При покупке ненового смычка возможны следующие нюансы связанные с произведенной ранее реставрацией: смычок может быть доставлен под канителью, при реставрации сломанного в верхней части смычка иногда врезается новый кусок трости с головкой по принципу «ласточкин хвост», при реставрации головки делается врезка пластины, иногда встречаются склейки после поломки в середине трости. Наличие темных пятен может быть следствием непрофессионального вмешательства в пружину смычка путем неравномерного прогревания. Для того что бы выявить дефекты и правильно оценить состояние смычка лучше обратиться к специалисту.
Для изготовления самых лучших смычков используется бразильское тропическое дерево Pernambuco (фернамбук). Предпочтение отдается древесине с Севера Бразилии, благодаря ее особым физическим и механическим качествам. Несмотря на наличие других различных пород дерева, до сих пор не найдено равноценной альтернативы фернамбуку.
Как определить фернамбук?
Лучше всего конечно же обратиться к опытному специалисту. Визуально фернамбук характеризуется наличием равномерных полосок, образующих правильное кольцо вокруг трости, шириной около полумиллиметра или чуть больше. Существую сорта фернамбука без ярко выраженной « сеточки», так же есть сорта дерева не имеющие никакого отношения к фернамбуку, но с «сеточкой».
Смычки студенческого уровня изготавливаются из бразильского дерева (Brazilwood). Это дерево имеет достаточную плотность и упругость. Самые дешевые смычки изготавливаются из других пород древесины, в том числе и из Каучукового дерева.
Когда из фернамбука выпиливаются заготовки, они сортируются мастерами по качеству. На практике это выглядит так: ведущий мастер пробует руками каждую заготовку на упругость и осматривает, как расположены слои в дереве. У дешевых смычков часто упругость становится « дубовостью», а излишняя чувствительность откровенной слабостью и рыхлостью трости.
Любой косослой будет способствовать искривлению смычка. Заготовка фернамбука должна быть строго радиального распила. Различные ошибки в изготовлении трости смычка возникают как при выпиливании ее сразу с заданной кривизной, так и при изгибании трости после ее выпиливания в прямом виде. Вопрос о том, изгибать ли прямую трость или выпиливать с заданной кривизной, решается однозначно: трость следует выпиливать вдоль волокон дерева. Таким образом, при прямослойной древесине мы должны изгибать прямую трость. Процесс производства смычков достаточно трудоемкий, в основном это ручная работа.

Вес скрипичного смычка обычно составляет от 55 до 65 г. Оптимальным весом принято считать скрипичные смычки от 59 до 62 г. Альтовые 68-74 г, виолончельные - 78- 88г, контрабасовые 130- 170г.
Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и центр тяжести (18-19 см от колодки) были найдены эмпирически. Так, положение центра тяжести устанавливалось путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической канители на трость и металлических деталей на колодке с винтом.
Параметры идеального смычка, подходящего для многих скрипачей: вес 60 гр. Центр тяжести 18 см от колодки. Обычно центр тяжести находится в 16,5 - 19 см от начала колодки при не натянутом волосе, то есть колодка находится в крайнем положении. Если центр тяжести смещен к головке смычок кажется тяжелей и наоборот.
При натягивании волоса хороший смычок полностью выпрямляется, т.е. не остается никаких прогнутостей, ни у конца, ни в середине. В старинных смычках встречается обратная выгнутость рядом с колодкой или в верхней части, такими особенностями обладают многие смычки знаменитых французских мастеров, например Лями.
Натянув волос в игровое состояние, держите двумя пальцами (указательный и большой) за колодку и трость. Конец смычка направлен вверх. Безымянным пальцем ударьте по трости - она будет вибрировать в темпе обычного рикошета или сотийе. Очень быстро и мелко - не хорошо. Медленно - не совсем плохо. Не вибрирует - смычок не будет давать ни звука, ни штрихов.
Поставьте смычок на струну и попробуйте не проводя звука медленно наклонить трость влево и вправо, из стороны в сторону. Трость должна гнуться плавно, без провалов и скачков.
Чем меньше волоса тем сильнее трость и наоборот. Многие старые французские смычки изначально изготавливались под маленькое количество волоса. Пазы в колодках, полукольца в них рассчитаны на 100- 130 волосков. Достаточно посмотреть на оригинальные колодки Турта, Кнопфа и многих других старых смычковых мастеров что бы понять что в такие колодки нельзя ставить много волоса.

Звуки скрипки - завораживающие, успокаивающие, чарующие. Пожалуй, этот инструмент является одним из самых лиричных и душевных в мире музыки. Не зря в симфоническом оркестре их больше, чем любых других инструментов. Игра на скрипке - настоящее искусство, которому не каждому дано обучиться. Но на качество исполнения влияют не только навыки музыканта, но, безусловно, и сам инструмент.

Правильно выбрать скрипку - задача не из самых легких, поэтому лучше всего ее доверить профессионалам.

Немного истории

Точное время изобретения скрипки до сих пор не установлено, но приблизительно относится к концу пятнадцатого - началу шестнадцатого веков. Конечно, с тех пор прошли сотни лет, она со временем усовершенствововалася и становилась все более востребованной и любима музыкантами. В современном мире электронной музыки чистое звучание данного инструмента остается по-прежнему высокоценимым.

В симфонических оркестрах скрипка очень часто используется для ведения основной музыкальной темы . Эту роль может исполнять как несколько инструментов, так и одна-соло, принадлежащая первому скрипачу. Одиночная солирующая она может придать особую нежность и чувственность исполняемому произведению.

Начинать осваивать игру на скрипке рекомендуют с самого раннего возраста - 4-5 лет - дети этому быстро учаться. Все дело в том, что игра на этом инструменте требует хорошо развитой мышечной памяти и отличной чувствительности пальцев. А эти навыки лучше всего приобретаются в самом молодом возрасте.

Виды скрипок

На сегодняшний день существует несколько основных размеров. Так, к примеру, для самых маленьких музыкантов потребуются скрипки размера 1/16. Для детей постарше - размеры 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Наконец, для взрослого музыканта она имеет размер 4/4.

Подбор и выбор скрипки

Чтобы подобрать этот музыкальный инструмент под себя, необходимо поставить ее на левое плечо, затем свободно вытянуть левую руку в сторону и немного вперед себя. Головка скрипки при этом должна оказаться в середине ладони, а пальцы - полностью обхватить головку.
На современном рынке музыкальных инструментов можно выбрать как классическую, так и .

Как утверждают специалисты, для начала обучения игре на этом музыкальном инструменте, подойдет только классический вариант, потому что из электроскрипки гораздо сложнее извлечь чистый звук. К тому же, играть в оркестре среди классических инструментов на электронном варианте попросту невозможно: она значительно отличается по своему тембру и тональности. И еще одно немаловажное отличие: в классическом варианте она гораздо легче электронной, что может иметь значение во время игры на этом инструменте.

В любом случае, выбирать скрипку нужно исключительно в компании профессионала, способного найти для вас наиболее подходящий вариант, ведь на ней потом играть всю жизнь практически, поэтому отнестись к этому надо серьезно. Специалист поможет вам проверить качество звучания, проверить инструмент на наличие различных дефектов, которые могут повлиять на качество звука. Словом, покупка скрипки это не тот случай, когда стоит торопиться и покупать первый понравившийся инструмент. Известный российский скрипач Дмитрий Коган в одном из своих интервью высказал мнение о том, что найти идеальный инструмент для музыканта так же сложно, как идеальную жену для мужчины. Тем не менее, пытаться стоит! Поэтому мы желаем вам успехов в выборе и покупке этого удивительного и чарующего инструмента - посмотрите -

Скрипка – это классический четырехструнный инструмент, на котором играют с помощью смычка и регулирования игры пальцами по струнам. Чаще всего скрипка используется в классической музыке, но также и в кантри, фолк, рок и некоторых других музыкальных стилях.

Если родители решили, что их ребенок будет играть на скрипке, то они пойдут в музыкальную школу или найдут педагога. Однако часто и взрослые «новички» хотят освоить этот музыкальный инструмент.

И в том и в другом случае возникает вопрос – как правильно выбрать скрипку?

Не следует срочно бежать в ближайший музыкальный магазин за приобретением инструмента, это очень ответственное дело, отнестись к нему нужно серьезно. Убедитесь, что располагаете достаточными средствами для покупки скрипки.

Лучше всего совершить покупку в специализированном узконаправленном магазине, где гарантировано качество товара.

Все скрипки, даже фабричного производства, разные, поэтому обязательно возьмите с собой человека, который уже играет на скрипке. Он сможет оценить удобство, звучание и качество инструмента.

Фабричные скрипки могут иметь различные мелкие дефекты, не всегда заметные неопытному глазу. Например, слишком высокая или кривая подставка, которая поддерживает струны. Она не должна быть изогнута, если смотреть на нее в профиль. Также это могут быть плохо пригнанные колки, ими тяжело будет настраивать скрипку. Колки и машинки на подгрифнике (это нижний крепеж струн) должны легко поворачиваться без всяких дополнительных физических усилий.

Подобные дефекты может устранить только скрипичный мастер, что ведет к лишним расходам. Да, и обязательно проверьте смычок. В ненатянутом состоянии должен быть сильный прогиб посередине. Иначе говоря, трость должна касаться волоса. Волос, кстати, предпочтительнее натуральный (конский) и белый. Черный синтетический допустим только на самом начальном этапе освоения инструмента.

Чтобы проверить винт, нужно волос натянуть до выпрямления трости и отпустить. Вращаться винт должен без усилия, а резьба не должна быть сорвана, что весьма часто бывает даже с новыми фабричными смычками.

Затем натяните волос до выпрямления трости и слегка ударьте по пальцу или ладони. При этом смычок не должен резко отскакивать, не отскакивать совсем, а также ослаблять натяжение после нескольких ударов.

Проверить ровность смычка можно, посмотрев на него со стороны винта, как бы сведя трость в одну точку. Упругость и вес – важные параметры смычка.

Гриф должен быть без заусенцев, во избежание дискомфорта при занятиях. Обратите внимание на толщину и цвет лака. Прикиньте приблизительно, чтобы он обладал естественным цветом и плотностью.

Дерево для скрипки. Самое лучшее - это клен, хвойные породы деревьев, ива, самшит, розовое и черное дерево. Постарайтесь избежать покупки инструмента, сделанного из другой древесины.

Размер скрипки должен соответствовать вашему физическому строению. От этого зависит такой немаловажный фактор, как удобство игры на ней. Скрипка должна быть и не маленькой, и не большой. Измерить скрипку можно, поставив ее на левое плечо и не напрягая, вытянуть в сторону, слегка вперед от себя, левую руку. Если скрипка доходит до середины вашей ладони, а пальцы при этом свободно обхватывают головку целиком, то эта скрипка вашего размера!

Существуют следующие размеры скрипок:

  • 1/16 – (для 3-4-х летнего возраста);
  • 1/10 – (редкий промежуточный размер);
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 – (самые употребительные детские размеры);
  • 7/8 – (редкий промежуточный размер);
  • 4/4 – (целая скрипка для среднестатистического взрослого).

Имейте ввиду, что игра на инструменте, который велик, тяжела физически и может привести к зажатости мышц плечевого пояса и их чрезмерному напряжению, а также к перекосам постановки у начинающих.

Уделите внимание стране–производителю инструмента. Российский производитель делает инструмент только для начинающих, чтобы понять, где какие ноты находятся. Китайский - в определенном ценовом диапазоне можно найти вполне рабочий учебный инструмент. Румыния и Германия производят инструменты, с которыми можно выступать на сцене.

Чтобы скрипка комфортно располагалась между подбородком и плечом, применяют два приспособления - подбородник и мостик (подушечку).

Подбородники существуют глубокие, плоские, высокие и низкие. Обычно он располагается слева от подгрифника или струнодержателя, но некоторые крепятся посередине.

Если вдруг фабричный подбородник неудобен для вас, то стоит поискать его ручной работы. Здесь не место для экономии. Как временная мера – вообще снять его до тех пор, пока не найдется подходящий.

Самым маленьким музыкантам вместо подбородника можно использовать небольшие поролоновые подкладочки-наклейки.

Исходя из физических особенностей, некоторым подходит подушечка. Некоторые скрипачи играют и вовсе без "подпорок". Есть фирменные, но можно сделать самому, используя поролон требуемого размера. Крепится просто – длинной резинкой перехватить поперек скрипки от пуговицы до угла.

Мостов существует великое множество, разной высоты и формы. Они дают возможность выгибать форму по плечу, варьировать высоту с обеих сторон моста и выдвигать по ширине как требуется для инструмента. Для маленьких, начиная с 1/16, один мостик раздвигается на 2 размера.

Теперь немного об «особенностях» электроскрипки .

Если вдруг отключится электричество, вы не сможете на ней играть. Даже на концерте. Также не получиться играть в местах, где электричества никогда и не было, например деревенский домик в лесной глуши. Или отсутствует возможность подключения к электричеству по какой-то причине

Забудьте про игру в оркестре. Звук вашей скрипки будет резко выделяться среди других по тембру, а на это любой дирижер отреагирует резко отрицательно.

Электроскрипка намного тяжелее простой, что создает дополнительные трудности для начинающих.

Тем, кто хочет играть на скрипке с современной усилительной аппаратурой, рекомендуется обзавестись звукоснимателем. Их можно подключать к любой аппаратуре, включая беспроводной радиомикрофон. Звукосниматели очень легкие и не создают скрипачу практически никаких неудобств.