Open
Close

Конспект по обществознанию на тему "Конфликты в межличностных отношениях" (6 класс). Конфликты в межличностных отношениях (6 класс) Открытый урок конфликты в межличностных отношениях

Конспект открытого урока в 10 «е» классе по теме

«Конфликты в межличностных отношениях»

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагменты фильма «Ликвидация», демонстрирующих конфликтную ситуацию; дидактический материал для групповых заданий (разрезанные определения конфликта; конфликтные ситуации).

План урока:

    Понятие конфликта.

    Структура конфликта.

    Причины конфликтов.

    Типология конфликтов.

    Стили разрешения конфликта (работа в группах)

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие, проверка готовности к уроку

Добрый день. "Общение - это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить". Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.

II. Изучение нового материала.

1. Целеполагание урока.

А) Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

Б) Просмотр видеофрагмента из кинофильма "Большая перемена"

В) Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…) Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

Г) Слайд 1. И тема нашего урока… Конфликты в межличностных отношениях.

1. Понятие конфликта

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Какие ассоциации возникают у вас со словом "конфликт" (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Б) Что же такое конфликт?

3. Восприятие нового учебного материала.

А) Слово "конфликт" происходит (слайд 4) от латинского conflictus - столкновение.

Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. С такими же трудностями столкнулись и учёные-конфликтологи.

Б) Как вы думаете, что за наука - конфликтология? (5 слайд) Правильно. Конфликтология - это наука о конфликтах и способах их разрешения.

В) Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов - Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр (слайд 6).

Г) Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение конфликта (Приложение 1 слайд 7).

Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим.

    (Слайд 7) Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).

    (Слайд 8) Конфликт - это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).

    (Слайд 9) Конфликт - это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? (Слайд 10, противоречие, две стороны)

2. Структура конфликта

В) (слайд 11) Беседа по содержанию слайда.

5. Восприятие нового учебного материала.

А) Основные структурные элементы конфликта.

    Стороны конфликта - люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

    Предмет конфликта - то, из-за чего он возникает (объект, идея).

    Образ конфликтной ситуации - отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).

    Мотивы конфликта - внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).

    Позиции конфликтующих сторон - то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Б) Зафиксируйте структуру конфликта в своих тетрадях

3. Причины конфликтов

6. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Б) Упражнение "Копилка"

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

7. Восприятие нового учебного материала.

А (слайд 12) Причины конфликтов - это рассогласование:

    Целей, интересов.

    Взглядов, убеждений.

    Личностных качеств.

    Понимания информации.

    Ожиданий, позиций.

Б) Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в тетрадях.

4. Типология конфликтов

8. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Какие типы и виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ситуации:

    Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).

    Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: "Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти" (межличностный конфликт).

    Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Б) Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) (слайд 13)

9. Восприятие нового учебного материала:

А) По степени вовлечённости людей в конфликт:

    Внутриличностные

    Межличностные

    Межгрупповые

10. Первичное закрепление материала.

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма "

" (межличностный)

Б) (Слайд 14) По проблемно-деятельностному признаку:

    Педагогические

    Управленческие

    Производственные

    Творческие

    Политические

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма " В) (Слайд 15) По степени остроты противоречий:

    Недовольство

    Разногласие

    Противодействие

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма " ", с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)

5. Стили разрешения конфликтов

Работа в группах Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас. (слайды 16-20)

Карточка 1

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Он может выражаться в разных формах: молчание, демонстративный уход, полный отказ от дружеского общение, переход к чисто деловым отношениям, игнорирование партнера, затаенный гнев и т.д. Такая стратегия выхода из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности и не стоит тратить силы на столкновение или же отсутствуют условия для эффективного разрешения конфликта ("Вот придем домой - я тебе покажу!» - думает мать, выслушивая замечания учителя по поводу поведения своего сына).

Карточка 2

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Подобное поведение отличается высоким уровнем агрессивности и демонстрацией своего превосходства. Как правило, человек, предпочитающий подобный стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, с ним сложно поддерживать равноправные партнерские отношения. Хотя нередко к подобной тактике в ситуации конфликта прибегает человек, чувствующий свое возможное поражение и стремящийся сохранить свои позиции любыми средствами. Формы поведения при использовании стиля принуждения следующие: попытка перекричать оппонента, применение физического насилия, отказ от общения, пока партнер не согласится, шантаж, требование безоговорочного послушания и т.д.

Карточка 3

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Главный тезис этого стиля: "Ребята, давайте жить дружно!" Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах: человек стремится сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке; смиряется с поступками партнера ради сохранения мира; таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.

В результате применения этой стратегии отрицательные эмоции внешне не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно неразрешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого могут быть разрушительными для межличностных отношений. Однако подобный стиль вполне приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения. Возможна форма приспособления и в том случае, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию.

Карточка 4

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали? Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера. Признается возможным лишь частичное удовлетворение ваших интересов при таком же частичном удовлетворении интересов партнера. Компромиссное решение требует тщательного обдумывания и совместной проработки. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Однако с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть, так как в результате необходимости идти на уступки у человека остается чувство неудовлетворенности. Наиболее эффективен стиль компромисса в следующих ситуациях:

Технология этого стиля очень сложна и требует знания психологии партнера. Когда вы стараетесь найти компромиссное решение, вы должны не только выдвигать свои собственные предложения, но и внимательно выслушивать предложения противоположной стороны, быть готовым к уступкам.

Карточка 5

Опираясь на текст, попробуйте определить данный стиль разрешения конфликта. По каким признакам вы это сделали?. Этот стиль основывается на убеждении участников конфликта в том, что разногласия - это неизбежный спутник любых межличностных отношений, так как нет совершенно идентичных людей, с одинаковыми взглядами на мир, убеждениями, интересами и т.д. Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять. Следование данному стилю характеризует активную жизненную позицию, с одной стороны, и признание прав других людей - с другой, Несогласие человека с позицией его партнера не мешает ему сотрудничать с ним. Этот стиль требует более продолжительной работы, по сравнению с большинством других подходов. Для сотрудничества необходимо: 1) определить интересы и потребности всех участников; 2) признать ценности и взгляды других наравне с вашими; 3) проявлять объективность, отделяя деловые проблемы от личных; 4) поиск творческих решений, удовлетворяющих все стороны; 5) внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.

Как успешно разрешить конфликт (Игра-путаница «Стили разрешения конфликта) - слайд 22

(1 - Конфликт привел к открытой борьбе)

2 - Конфликт не принят и выведен в сотрудничество).

Как успешно разрешить конфликт (слайды 23,24,25)

III. Подведение итогов урока.

А) Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился.

Сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах.

Упражнение "Снежинки"

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие - работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх). Обсуждение: Почему все снежинки получились разными? Каждый из нас - индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Б) Это только начало вашего знакомства с конфликтологией и конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому

Г) Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить им за урок "отлично".

IV. Сообщение домашнего задания слайд 26

Самоанализ открытого урока обществознания

преподавателя Коршуновой Е.В.

Тема5. Личность. Межличностные отношения

Занятие 32/30 «Конфликты в межличностных отношениях»

10 е класс, профильная группа, 10 человек. Присутствовало 10.

Цель урока: выявление проблемы межличностного конфликта; определение путей конструктивного разрешения конфликта.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

Создать условия для понимания определение путей конструктивного разрешения конфликта.

2. Воспитательные: создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.

Данное занятие проведено в соответствии с рабочей программой, календарно-тематическим планированием и учетом требований, предусмотренных программой и Государственным стандартом по обществознанию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

При планировании занятия учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, их интеллектуальный потенциал, умение логически мыслить. Работа на уроке была нацелена на развитие аналитического потенциала кадет, их активности и рефлексивных способностей.

На мой взгляд, цель урока была достигнута. Все этапы урока были взаимосвязаны: орг.момент прошел организованно; затем на этапе подготовки обучающихся к активному усвоению знаний была проведена. Далее была проведена работа непосредственно по теме урока. Группа, разделившись на 3 подгруппы работали с презентацией, текстовыми источниками. В ходе урока обучающиеся показали умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме. Кадеты показали умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме. Обучающимся было задано домашнее задание в виде решения практических заданий и составление сложного плана по теме, что является одним из заданий части С на ЕГЭ по предмету. Был подведен итог урока.

Литература:

    Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. - Казань, 1992. - 142 с. - С. 81-84.

    Греков, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.: ил. - С. 128-134.

    Григорьева, Т.Г., Усольцева, Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 207 с. - С. 99-113.

    Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

    Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004. - 122 с. - (Педагогика. Психология. Управление). - С. 84-88.

    Корнелиус, Х., Фэйр, Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М.: АО Стрингер, 1992. - 116 с.

    Майерс, Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 794 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). - С. 607-658.

    Микляева, А.В. Я - подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). - СПб.: Издательство "Речь", 2003. - 118 с. - С. 33-35.

    Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2: Психология общения: 11 кл. - 192 с. - (Б-ка школьного психолога). - С. 73.

    Рогов, Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.: ил. - (Азбука психологии). - С. 232-280.

    Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с. - (Психол. наука - школе).

    Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. - 35 с. - С. 10, 19-21, 27-28, 31.

    Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. - № 3. - 2003. - С. 123-127.

Конспект урока по теме «Межличностные конфликты» (1 час 20 мин.)

Тип урока- урок объяснения нового материала

Вид урока- урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

Формы изучения нового материала на уроке-

лекция;
объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
самостоятельная работа с учебником и другими источниками

Организация учебной деятельности учащихся на уроке-

фронтальная (в 1 части во время урока-лекции)
индивидуальная (заполнение памяток по принципам управления конфликтом и способам разрешения конфликта)
групповая (работа с текстом по стилям разрешения конфликтов)

Оборудование:

    Карточки с заданиями для групп «Стили решения конфликтов»

    Текст с материалом «Способы решения конфликта» и «Принципы управления конфликтом»

    Карточки с домашним заданием

овладение знаниями по теме и отработка практического навыка решения межличностного конфликта

1.дать понятие о межличностном конфликте;

2.ознакомить с видами конфликтов, «порогом конфликтной реакции», стилях разрешения конфликтов;

3.способствовать выработке навыка правильного поведения в межличностном конфликте;

4.сформировать конкретные действия по решению конфликтов.

Структура урока:

1.Орг. момент (3 мин.)

2.Вводная беседа (2 мин.)

3.Основная часть: понятие межличностного конфликта, виды конфликтов, «порог конфликтной реакции» (20 мин.)

4. Работа в группах:стили разрешения конфликтов (20 мин.)

5. Работа с памяткой (20 мин.)

7. Рефлексия (10 мин.)

8.Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

    Организационный момент

    Вводная беседа

Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодействие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлений этого взаимодействия. На первый взгляд любой конфликт - это зло, от которого страдают как отдельные личности, так и общество в целом. И каждый человек должен прилагать усилия, чтобы этих конфликтов избежать, ведь если это удастся, то наступит полное взаимопонимание, мир и согласие.

Но все значительно сложнее. Бесконфликтного общества не существует и существовать не может. Каждый человек - не только часть группы и не просто "деталь" общественного механизма. Любой человек - это уникальная неповторимая индивидуальность со своими желаниями, потребностями и интересами, которые нередко противоречат потребностям и интересам других людей, людей с которыми он вынужден считаться, в которых нуждается как в партнерах по взаимодействию.

3.Основная часть: понятие межличностного конфликта,

виды конфликтов, «порог конфликтной реакции»

Конфликт - это столкновение различных мнений, интересов, потребностей, целей. Если бы человек не был существом социальным, то он бы удовлетворял бы только свои личные интересы, не считаясь с окружающими, но он в них нуждается, а значит - от них зависит. Ведь чем больше мы нуждаемся в человеке, тем больше от него зависим, и тем больше нам приходится считаться с его интересами и тем сильнее нам хочется доказать ему значимость. важность своих собственных интересов, поэтому конфликты между близкими, нужными друг другу людьми происходят чаще, чем между людьми посторонними, не имеющими точек соприкосновения в процессе социального взаимодействия. В человеке постоянно происходит борьба индивидуального и социального, стремления к независимости и потребности в партнерах по взаимодействию.

Таким образом, глубинной социально-психологической причиной большинства межличностных конфликтов является противоречие между стремлением человека к независимости и удовлетворению своих собственных интересов и субъективным ощущением зависимости, которое порождается потребностями в партнерах по взаимодействию.

Конфликты так же являются неизбежным следствием отношений соперничества, когда другой человек воспринимается как препятствие к достижению поставленной цели. Это самый непримиримый вид конфликтов и, пожалуй, самый древний. Однако, признавая неизбежность конфликтов, отметим, что в обществе всегда существует возможность свести их количество к минимуму и избежать нежелательных конфликтов, оказывающих разрушительное воздействие на процесс взаимодействия. Большинство людей, осознавая необходимость поддерживать нормальные отношения с окружающими, стараются не разрушать гармонию межличностных отношений.

Виды конфликтов

В зависимости той роли, которую играет конфликт в межличностном взаимодействии, выделяют конструктивную и деструктивную конфронтацию. Конструктивная конфронтация - это вид конфликтов, связанных с процессом совместной деятельности. Возникают они из-за разногласий по поводу способов достижения общей цели, распределения функций и т.д. Наличие конфликтов этого типа говорит о том, что люди, входящие в данную группу, заинтересованы в решении общих задач и искренне считают предлагаемые ими способы наиболее эффективными. Такие конфликты, например, могут возникнуть в классе при подготовке к смотру художественной самодеятельности, фестивалю, КВНу и т.д. Обычно конструктивная конфронтация проявляется в виде споров, в процессе которых стороны приходят к соглашению, но иногда она принимает и более агрессивные формы: возникают ссоры, взаимные упреки и оскорбления, конструктивная конфронтация может перерасти в деструктивную.

Деструктивная конфронтация основана на неприятии людьми друг друга, неприязни, ненависти. Важную роль в возникновении деструктивной конфронтации играет явление психологической несовместимости. Психологическая несовместимость - это неспособность двух или нескольких людей взаимодействовать друг с другом. Вынужденные контакты в этих условиях приводят к резкой конфронтации и постоянным конфликтам, которые возникают, казалось бы, без всякого повода.

Психологическая несовместимость бывает двух видов: индивидуально- психологическая и социально-психологическая. Индивидуально- лсихологическая основана на несовместимости таких характеристик партнеров, как скорость протекания нервных процессов, уровень эмоциональности, темперамент, особенности мыслительной деятельности. Дело не в простом различии

темпераментов или познавательных процессов. Речь идет о таком сочетании индивидуальных черт личностей, которое ведет к невозможности их взаимодействия. Психологическая несовместимость редко бывает абсолютной. Например, два человека с ярко выраженными чертами холерика и флегматика, скорее всего. не смогут нормально взаимодействовать в трудовом процессе: холерика будет раздражать медлительность и обстоятельность флегматика, а флегматик будет считать, что его партнер слишком торопится и проявляет излишнюю эмоциональность. Недаром же говорят, что нельзя "запрячь в одну упряжку вола и трепетную лань". Однако, сочетание флегматик - холерик в супружеских отношениях может быть вполне совместимо, так как они будут дополнять друг друга в эмоциональном плане. Тогда как союз двух холериков с их высоким уровнем эмоциональности может быть источником постоянных скандалов и привести к взаимной неприязни. Однако, как уже было сказано выше, полная несовместимость встречается редко, а потребность в партнерах, как правило, побуждает человека терпимее относится к другим людям.

Социально-психологическая несовместимость - это несходство социальных установок: мировоззрения, нравственных идеалов и принципов, норм социального поведения, верований и т.д. Как правило, этот вид психологической несовместимости присущ представителям различных социальных, в том числе возрастных групп. Конфликты между родителями и их взрослеющими детьми обусловлены часто именно этим видом психологической несовместимости. Родителей раздражает одежда, которую носят их дети-подростки, музыка, которую они слушают, их речь, манеры и т.д. Чувство раздражения связано с тем, что их дети принадлежат в данный момент к другой групповой культуре, нормы которой не совпадают с их Собственными, поэтому воспринимаются и оцениваются ими негативно.

В отличие от индивидуально-психологической социально-психологическая несовместимость преодолима: человек может изменить свою позицию, принципы, пойти на компромисс или просто в интересах дела не касаться тех аспектов мировоззрения партнера, которые вызывают у него наиболее резкое неприятие. Наиболее легко удается избежать конфликтов, если оба партнера заинтересованы во взаимодействии и готовы идти на взаимные уступки ради достижения согласия.

Таким образом, деструктивная конфронтация не имеет отношения к совместной деятельности, а связана с личным неприятием партнерами друг друга, поэтому она может сыграть очень разрушительную роль во взаимоотношениях людей. В процессе живого межличностного общения трудно бывает деструктивную конфронтацию от конструктивной, так как нередко личная неприязнь сознательно или неосознанно прикрывается интересами дела.

По форме проявления выделяют еще два вида конфликтов: открытые и скрытые. Открытый конфликт разрешается в непосредственном столкновении сторон, когда противоречия между партнерами достигают наивысшего напряжения.

Причем участникам конфликта, высказавшим взаимные претензии и выяснившим позиции друг друга, часто удается избежать дальнейшей конфронтации, а нередко даже прийти к взаимному согласию. Подобное разрешение конфликта позволяет снять эмоциональное напряжение: высказав партнеру свою точку зрения, просто "выпустив пар", человек испытывает чувство облегчения, успокаивается, сняв стресс, вызванный отрицательными эмоциями, он может более спокойно оценить обстановку и принять правильное решение.

Однако мы далеко не всегда идем на открытый конфликт. Живя в обществе, человек связан с другими людьми множеством социальных связей, возможный разрыв которых вследствие конфликта может быть крайне нежелателен. Так, например, подчиненный стремится избежать конфликта с начальником, ученик - с учителем, дети - с родителями и т.д. Уход от конфликта в явно конфликтной ситуации приводит не к его разрешению, а к возникновению скрытого конфликта. Раздражение, неудовлетворенность партнером не проходят и продолжают влиять на поведение человека. Более того, это раздражение с течением времени накапливается и усиливается: какое-то неприятное слово, неприемлемый поступок партнера усиливают отрицательные эмоции и напряжение, вызываемое скрытым конфликтом. Это явление называется аккумуляцией (накоплением) конфликта. Довольно часто процесс аккумуляции конфликта можно наблюдать в отношения супругов, избегающих открытых столкновений, что, в свою очередь, связано со стремлением сохранить мир в семье. Но мир этот напоминает гнетущую тишину перед бурей. Какие-то сравнительно мелкие проблемы, неразрешенные в момент их возникновения и отложенные на "потом", недовольство друг другом, не высказанное вовремя из-за нежелания конфликта, постепенно" накапливаются. Это может привести не только к возникновению стойкого раздражения по отношению друг к другу, но рано или поздно вызовет разрешение конфликта в очень резкой, взрывной, деструктивной форме. Иногда для "выхода во вне" скрытого конфликта достаточно незначительного события, той самой капли, которая может переполнить чашу.

Довольно часто в отношениях людей складывается ситуация, когда скрытый конфликт приводит к возникновению так называемой переадресованной агрессии, когда эмоциональное напряжение, вызванное конфликтной ситуацией снимается в агрессивном поведении по отношению к человеку, не имеющему к конфликту никакого отношения, просто попавшемуся в это время "под руку" или более слабому.

Как правило, люди стремятся сохранить хорошие отношения со своими партнерами и не желают конфликтов. Как показали исследования, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Важную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова и действия, провоцирующие конфликт. Мы очень чувствительны к словам и поступкам других людей и стремимся защитить себя, но за своими поступками и словами следим не так строго. Болезненно реагируя на обиды и оскорбления. Мы проявляем ответную агрессию: на оскорбление стремимся ответить еще более сильным оскорблением, на обиду - еше большей обидой. Наша агрессия, в свою очередь, вызывает ответную реакцию партнера, и конфликт разрастается как снежный ком. Это явление называется эскалацией (расширением) конфликта.

"Порог конфликтной реакции"

Говорить о причинах конфликтов сложно, так как конфликт - закономерное явление межличностного взаимодействия и порождается самой природой отношений людей в обществе. Однако, одни люди более склонны к конфликтам, чем другие, и в любой группе они играют роль своеобразного катализатора конфликта. Уровень конфликтности человека в психологии определяется таким личности как "порог конфликтной реакции". "Порог конфликтной реакции" - это та грань в межличностных отношениях, за которой человек идет на конфликт. Он зависит от индивидуальных особенностей человека: темперамента (у холериков, как правило, порог конфликтной реакции ниже, чем у флегматиков, их легче вывести из себя), от волевых качеств (слабовольный человек, с одной стороны, менее сдержанный, а, с другой стороны, более осторожен), от жизненного опыта (люди с большим жизненным опытом более уверены в себе и поэтому, как правило, менее конфликтны). Более конфликтны люди неуверенные в себе, чувствующие чье-то превосходство, стремящиеся скрыть свою неуверенность за повышенной агрессивностью. Порог конфликтной реакции так же зависит и от конкретной ситуации: склонность человека к конфликтам увеличивается под влиянием негативных эмоций (страха, обиды, разочарования) и в условиях стресса.

Нередко в качестве своеобразного "катализатора" конфликта выступает поведение отдельных людей, их поступки, раздражающие окружающих, вызывающие у них негативные эмоции. Можно выделить ряд особенностей личности, которые, проявляясь в обществе, создают в группе напряженные отношения и способствуют возникновению конфликтных ситуаций:

    стремление к превосходству, выражающееся в приказном тоне, угрозах, издевках, пренебрежительных высказываниях и т.д.;

    проявление эгоизма, которое характеризуется стремлением отстаивать свои, корыстные интересы, отношением к другим людям только как к средствам для достижения своей цели;

    агрессивность, выражающаяся в повышенной раздражимости, склонности вс всех своих неудачах винить окружающих и усматривать обиду в любом замечании. Агрессивность может быть врожденной (связанной с особенностями нервной системы), ситуативной и возрастной (например, агрессивность у подростков).

4.Работа в группах: стили разрешения конфликтов

Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас.

Карточка 1

Уклонение. Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Уклонение от конфликта может быть в разных формах: молчание, демонстративный уход, полный отказ от дружеского общение, переход к чисто деловым отношениям, игнорирование партнера, затаенный гнев и т.д. Такая стратегия выхода из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности и не стоит тратить силы на столкновение или же отсутствуют условия для эффективного разрешения конфликта ("Вот придем домой - я тебе покажу! - думает мать, выслушивая замечания учителя по поводу поведения своего сына).

Карточка 2

Стилъ конкуренции (принуждения). Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Подобное поведение отличается высоким уровнем агрессивности и демонстрацией своего превосходства. Как правило, человек, предпочитающий подобный стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, с ним сложно поддерживать равноправные партнерские отношения. Хотя нередко к подобной тактике в ситуации конфликта прибегает человек, чувствующий свое возможное поражение и стремящийся сохранить свои позиции любыми средствами. Формы поведения при использовании стиля принуждения следующие: попытка перекричать оппонента, применение физического насилия, отказ от общения, пока партнер не согласится, шантаж, требование безоговорочного послушания и т.д.

Если вы стремитесь поддерживать хорошие отношения с партнерами и ожидаете от них симпатии и уважения, то этот стиль использовать не следует, так как он может вызвать у другого человека чувство отчуждения. Подобный стиль возможен в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас принципиальное значение, вы уверены в его правильности и обладаете достаточной силой воли и властью. Хотя следует подчеркнуть, что предпочтение именно этого стиля выхода из конфликтов не прибавит вам популярности.

Карточка 3

Стиль приспособления. Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Главный тезис этого стиля: "Ребята, давайте жить дружно!" Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах: человек стремится сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке; смиряется с поступками партнера ради сохранения мира; таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.

В результате применения стратегии приспособления отрицательные эмоции внешне не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно неразрешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого могут быть разрушительными для межличностных отношений. Однако подобный стиль вполне приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения. Возможна форма приспособления и в том случае, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию.

Всегда следует помнить, что соглашаясь со своим партнером или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и сохранить гармонию отношений.

Карточка 4

Стиль компромисса. Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера. Признается возможным лишь частичное удовлетворение ваших интересов при таком же частичном удовлетворении интересов партнера. Компромиссное решение требует тщательного обдумывания и совместной проработки. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Однако с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть, так как в результате необходимости идти на уступки у человека остается чувство неудовлетворенности. Наиболее эффективен стиль компромисса в следующих ситуациях:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

    вы хотите быстро получить положительный результат;

    вас может устроить временное решение;

    все остальные способы выхода из конфликта и решения проблемы оказались не эффективны;

    компромисс позволит вам получить хоть что-то, в ином случае вы можете потерять все. Технология компромисса очень сложна и требует знания психологии партнера. Когда вы стараетесь найти компромиссное решение, вы должны не только выдвигать свои собственные предложения, но и внимательно выслушивать предложения противоположной стороны, быть готовым к уступкам. В идеальном варианте компромисс должен устраивать вас обоих. Умение находить компромиссное решение имеет большое значения для успеха в межличностных отношениях.

Карточка 5

Стиль сотрудничества. Этот стиль основывается на убеждении участников конфликта в том, что разногласия - это неизбежный спутник любых межличностных отношений, так как нет совершенно идентичных людей, с одинаковыми взглядами на мир, убеждениями, интересами и т.д. Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять. Следование данному стилю характеризует активную жизненную позицию, с одной стороны, и признание прав других людей - с другой, Несогласие человека с позицией его партнера не мешает ему сотрудничать с ним. Этот стиль требует более продолжительной работы, по сравнению с большинством других подходов. Для сотрудничества необходимо: 1) определить интересы и потребности всех участников; 2) признать ценности и взгляды других наравне с вашими; 3) проявлять объективность, отделяя деловые проблемы от личных; 4) поиск творческих решений, удовлетворяющих все стороны; 5) внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.

Сложность данного стиля связана также с тем, что человек должен постоянно контролировать свои эмоции, чтобы их проявление не углубило конфликтную ситуацию и не помешало делу. Сотрудничество является наиболее мудрым и взвешенным подходом к решению проблемы, хоть и требует значительных усилий и затрат времени.

Группы прочитывают текст и готовят краткий рассказ о стилях выхода из конфликта.

В итоге можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходится комбинировать различные стили.

    Работа с памяткой

Учащимся предлагается поработать с предложенным текстом и составить памятку «Способы разрешения конфликта» и «Принципы управления конфликтом» (по вариантам)

Текст 1 (для варианта 1)

Принципы управления конфликтом:

1) следует определиться, действительно ли необходимо

обострять ситуацию, доводя ее до конфликта. Для этого желательно

ответить на следующие вопросы:

а) нужно ли устранять конфликт или следует рассматривать ситуацию как двигатель прогресса;

б) нельзя ли устранить противоречия мирным путем;

в) если мирный вариант невозможен, то хватит ли возможностей, чтобы оказаться в выигрыше;

г) если сил маловато, то как надолго может затянуться конфликт (важно рассчитывать свои силы);

2) собственные эмоции мешают правильно оценить ситуацию, поэтому следует осуществлять контроль над их проявлением;

3) следует проанализировать истинные причины конфликта, которые могут быть скрыты за мнимыми;

4)стремиться максимально локализовать границы конфликта;

5)отказаться от чрезмерной сосредоточенности на самозащите;

6) может быть полезной переформулировка аргументов противника;

7)проявление активности даже в случае поражения поможет держать инициативу в своих руках, задавая:

а) тематику («Давай вернемся к тому, с чего начали...»);

б) эмоциональный тон («Держи себя в руках...»);

в) язык общения («Пожалуйста, без оскорблений...»).

Текст 2 (для варианта 2)

Способы разрешения конфликта:

    прямые методы - когда ведется работа непосредственно с участниками конфликта:

а) руководитель поочередно выслушивает каждого из конфликтующих, требуя не эмоций, а конкретных фактов, затем принимает решение;

б) конфликтующие проговаривают свои претензии к оппоненту в присутствии группы.

Члены группы высказывают свои мнения, с учетом которых руководитель принимает окончательное решение.

в) если конфликт не находит своего разрешения, вводятся административные санкции;

г) в случае, когда и пункт в) не помогает, желательно изолировать конфликтующих друг от друга.

    косвенные способы, предложенные А. Б. Добровичем, предполагают в качестве главного действующего лица при разрешении конфликта «третейского судьи»:

а) принцип выхода чувств - предоставляется возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то, им сделанного что обычно, снимает накал страстей;

б) принцип эмоционального возмещения - действенное сочувствие неправому, а неправы обычно оба, которое чаще всего порождает у него проявление раскаяния;

г) принцип принудительного слушания, когда «третий» предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга;

е) принцип расширения духовного горизонта спорящих - реализуется путем записи ссоры на диктофон и предъявления ее конфликтующим, что обычно вызывает не просто их удивление, а даже шоковое состояние от того, что они услышали.

После составления памяток учащиеся зачитывают, что у них получилось.

7. Рефлексия

Вопросы и задания

    Что такое конфликт?

    Что является глубинной социально-психологической причиной конфликтов?

    Какие виды конфликтов вы знаете?

    Что такое аккумуляция конфликта?

    Что такое психологическая несовместимость?

    Чем отличается конструктивный конфликт от деструктивного?

    Какое явление называется переадресованной агрессией?

    Что такое "порог конфликтной реакции"?

    Какие особенности личности могут способствовать возникновению конфликтной ситуации?

    Дайте характеристику различным стилям выхода из конфликтной ситуации?

8.Домашнее задание

1.Подберите примеры конфликтных ситуаций, в которых проявлялись бы конфликты различных видов (конструктивные, деструктивные, открытые, скрытые, переадресованная агрессия)

2.Приведите примеры ситуаций общения, в которых бы оказались люди с: а) индивидуально-психологической и б) социально-психологической несовместимостью.

3.Напишите сочинение-размышление на тему: "Конфликтный ли я человек?"

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи урока:

    предметные : сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;

    метапредметные : на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

    личностные : сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
    проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы : технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Дата:

Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2015. – 111 с.

План:

    Понятие «конфликт»

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, присутствующих на уроке.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку:

Т – тетрадь;

Р - ручка;

У – учебник;

Д – дневник.

Мотивация

( притча-сказка)

Рассказ учителя:

В начале нашего занятия я расскажу вам притчу «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил не мало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочек. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Примерный ответ

Все люди разные у нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, пол, но и нравственные ценности. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Тема урока: “Конфликт в межличностных отношениях”».

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Слушают рассказ учителя

Как вы понимаете о чем эта притча, чему она учит?

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Изучение нового материала

Сказка

1. Понятие «конфликта"

Ученикам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Учитель подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.

Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.

Вывод учителя: Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. .

Я расскажу вам старинную индийскую сказку, а вы попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». . «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копьё», - воскликнул четвертый.

«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Примерный ответ:

Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Ребята, как вы думаете почему я рассказала эту сказку?

2. Основные стадии (этапы) конфликта

Учитель: Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

Учитель: нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта.

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

Этап конфликта

По мере выступления групп корректирует их ответы и заносит в таблицу

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо…

Я сегодня поймал, было рыбку,

Золотую рыбку, непростую…

Не посмел я взять с неё выкуп,

Так пустил ее в синее море.

Старика старуха забранила:

Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”

Р.н.с. “По щучьему веленью”

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Виды конфликтов

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран) (приложение 15, слайд 10)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание .)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Компромисс .)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

4. Способы поведения в конфликтной ситуации

Упражнение «Ящик недоразумений»

Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

Какая реакция учителя на слова Сергея?

Как бы вы сделали в этой ситуации?

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

Какова реакция девушки?

Как бы вы сделали на месте мамы?

4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».

Какова реакция ученика?

Как бы вы сделали на месте учителя?

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»?

Так что же мы можем назвать конфликтом?

Вы смеялись, когда я рассказывала эту сказку?

- В чем же было дело?

Что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Сколько групп нужно образовать? (5)

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Эмоциональное состояние,

Противоположные желания и интересы

Угадывают описание конфликтов

Работают с пословицами и поговорками

Выполняют упражнение

Домашнее задание

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

Чему научил вас урок?

Что такое конфликт?

Почему возникают конфликты?

Как ведут себя люди во время конфликта?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

 активно работал

делал то, о чем просили

внимательно наблюдал за работой других

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. Для этого я даю вам на память памятки «Формула успешного решения школьных конфликтов» ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Проводят рефлексию

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Таблица «Этапы конфликтной ситуации»

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

    Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

Приложение №2

Формула успешного решения школьных конфликтов

1. Доброжелательность.

2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3. Тактичность.

4. Разговор по существу.

5. Поиск компромисса

6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

7. Соблюдение чужого персонального пространства

8. Правильный выбор роли

9. Умение слушать и слышать друг друга

10. Справедливость.

Cлайд 1

Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и … Что произошло дальше? Почему события развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

Cлайд 2

Cлайд 3

СТАДИИ КОНФЛИКТА Возникновение конфликтной ситуации Осознание конфликта Проявление конфликтного поведения Углубление конфликта Разрешение конфликта Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Cлайд 4

Cлайд 5

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение. конфликты конструктивные неконструктивные

Cлайд 6

интеграция Варианты разрешения конфликта Прочитать стр.80-81 и объяснить каждый вариант

Cлайд 7

Задание на дом: § 9 прочитать, ответить на вопросы. Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.

Cлайд 8

Работа в группах. Заполнить таблицу. Этап конфликта Варианты поведения и характеристика

Cлайд 9

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…” эмоциональное состояние Причина конфликта? 1

Cлайд 10

различные представления о правилах или нормах поведения “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…” Русская народная сказка Причина конфликта? 2

Cлайд 11

Различия, связанные с положением в обществе … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…” Русская народная сказка Причина конфликта? 3

Cлайд 12

Уклонение от конфликта. “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Стратегия поведения 4

Cлайд 13

поведение– приспособление А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…” Стратегия поведения 5

Cлайд 14

В.Г.Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку». Стратегия поведения компромисс 6

Cлайд 15

Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. Сотрудничество Стратегия поведения 7

Cлайд 16

Разрешение конфликта «Худой мир лучше доброй ссоры» «С глаз долой, из сердца вон» «Сядем рядком, да поговорим ладком» компромисс интеграция прерывание конфликта 8

Cлайд 17

Кто конфликтует? Из-за чего конфликт? Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и себе причины конфликта) Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом) Изменения в процессе развития отношений. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось) Что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта?

Cлайд 18

Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс Случай, происшествие, недоразумение: 1) инцидент 3) аргумент 2) конфликт 4) поведение

Cлайд 19

Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание 1) причина 3) инцидент 2) осознание 4) посредничество Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

Cлайд 20

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.

Cлайд 21

Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту.

Учитель: Радюк И.П., учитель истории и обществознания Тема, класс: Конфликты в межличностных отношениях, 6 класс Учебник: Обществознание 6 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова Цели: Предметные УУД: дают определение понятия конфликт. Метапредметные УУД: Познавательные: определяют этапы конфликта, соотносят причины конфликта с заданной ситуацией. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы (слушают друг друга, обсуждают); Регулятивные: оценивают деятельность свою и одноклассников Личностные: адекватно реагируют на мнение других и отстаивают свою точку зрения Блоки урока Мотивационный 4 минуты Организационный 2 минуты Информационный 8 минут 10 минут Деятельность учителя Показывает мульт.фильм; задает к нему вопросы: 1 О чем данный мульт.фильм? 2 О чем пойдет речь на уроке? 3 Определите тему урока Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта? Проводит инструктаж: 1 Делит класс на группы 2 Объясняет принцип работы с оценочными листами (Приложение 1) 3 Просит придумать названия групп 1 Понятие «конфликта" ­ В группе ученикам предлагается сформулировать и написать на листах свой вариант определения понятия «конфликт». ­ После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Кроме того. Учитель добавляет вой вариант определения понятия, но вариант заведомо неправильный. Учитель подходит по очереди к каждой группе, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. ­ Таким образом, можно выйти на определение понятия «конфликт», затем записать в тетради. ­ Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Деятельность ученика Смотрят мульт.фильм, отвечают на вопросы, определяют тему урока 1 Делятся на группы 2 Выбирают эксперта группы (для заполнения оценочного листа) 3 Придумывают название группы 1 ­ Формулируют и записывают определение понятия «конфликт»; ­ Обсуждают получившиеся определения понятия; ­ Формулируют единое определение понятия «конфликт»; ­ Заполняют оценочный лист. 2 ­ Работают с текстом в группах (с 77);

2 Причины конфликта Учитель дает задание: ­ прочитать текст на с. 77, выявить в нем причины конфликтов; ­ соотнести причины с ситуациями и подобрать к ним соответствующие картинки (Приложение 2); ­ выполнит взаимопроверку (обменяться группам оценочными листами и экспертам, глядя на правильные ответы (на слайде) выставить баллы за работу) 3 Этапы конфликта ­ Учитель объясняет, что конфликт проходит пять этапов своего развития, обращает внимание учащихся на схему на с. 76 учебника; ­ Раздает текст (Приложение 3) для работы в группах (каждой группе раздает текст, соответствующий одному этапу развития конфликта); ­ Дает задание: определить этап, опираясь на схему – с. 76 учебника), затем озвучить свой ответ; ­ Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Учитель просит каждую группу составить ментальную карту по теме, а затем представить ее классу. (Приложение 4) Данный вид работы оценивается учителем (по одному баллу за каждый правильный элемент; всего 9 баллов) Задает вопросы: 1 Какое основное понятие вы изучали? 2 Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия? 3 Возможна ли жизнь без конфликта? 4 Конфликт – это всегда плохо? 5 Вспомните окончание мульт.фильма – какие варианты решения конфликта в нем отображены? Делает вывод: существуют разные пути его решения Д/з с. 76­78 прочитать; с. 82 «Проверь себя» ­ вопрос №1 (устно) – Б; с. 83 Задание №2 – П. Учитель просит группы в оценочных подсчитать баллы, полученные ими за урок и сдать оценочные листы ­ соотносят причины с ситуациями и подбирают картинки; ­ выполняют взаимопроверку заданий и оценивание 3 ­ определяют этап, опираясь на схему; ­ озвучивают свой ответ; ­ заполняют оценочный лист Составляют ментальную карту, устно ее представляют ­ Отвечают на вопросы (устно, фронтально) ­ Отвечая на проблемный вопрос (№3), дети приходят к выводу, что жизнь без конфликта не возможна ­ Записывают Д/з Оценивают работы своей группы, подсчитывая баллы за выполнение задний на всех этапах 10 минут Аналитический 6 минут Рефлексивный 3 минуты Оценочный 2 минуты

Приложение 1 №№ пп. Фамилии участников группы Оценочный лист «Работа в группах» Критерии оценивания Участие в обсуждении и принятии рабочего решения Баллы за правильное выполнение задания Оценка группы (максимальный балл за все задания) 1 2 3 4 5 50­69% – 3 70­89% – 4 90­100% ­ 5 Приложение 2 1 Маша зовет Галю в библиотеку готовиться к уроку, а Галя хочет пойти в бассейн. А (противоположные желания и интересы) 2 Галя часто говорит неправду, Маша никогда не лжет. Г (моральный барьер) 3 Маша рассказывает об общении «В контакте» Гале, которая никогда не работала с Интернетом. Б (смысловой барьер) 4 Галя получила 2, а Маша 5 и говорит Гале, что получит губернаторскую стипендию. В (эмоциональный барьер) А Б В Г

Приложение 3 Тест 1. Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер Текст 2. Противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество ­ направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс ­ для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление ­ только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание ­ заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Текст 3. необходим инцидент ­ «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. Текст 4. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. конфликте стороны не выходят за рамки деловых Текст 5. может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение ­ одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс ­ обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. ­ по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из­за объективного разделения конфликтующих Приложение 4 (ментальная карта) Возникновение Противоположные желания и интересы Осознание Этапы Причины Смысловые барьеры Проявление Эмоциональные барьеры Углубление Моральные барьеры Конфликт


Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликт – противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон. Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.




ТИПЫ КОНФЛИКТОВ По степени остроты противоречий недовольство недовольство разногласие противоречие размолвка раздор разногласие противоречие размолвка раздор перебранка перебранка стычка стычка ссора ссора скандал скандал вражда вражда война война По проблемно-деятельностному типу управленческие управленческие педагогические педагогические экономические экономические политические политические творческие творческие


Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; личностных качеств; межличностных отношений; межличностных отношений; знаний, умений, способностей; знаний, умений, способностей; функций управления; функций управления; средств, методов деятельности; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания: интерпретации информации; понимания: интерпретации информации; оценок и самооценок. оценок и самооценок.


Структура конфликта Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Объект конфликта Объект конфликта Участники конфликта Участники конфликта Инцидент Инцидент Стороны конфликта Условия протекания конфликта Образы конфликтных ситуаций Возможные действия участников конфликта Исход конфликтных действий




Поведение личности в конфликте Основные стили поведения Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы.


Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия Характеристика и анализ Избегание(уход) уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами Конкуренция (соперничество) стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других Приспособление пренебрежение собственными интересами ради других Сотрудничество стремление к интеграции интересов всех участников конфликта Компромисс соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» А. Компромисс 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Б. Сотрудничество 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» В. Избегание 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» Г. Приспособление 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Д. Конкуренция


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» В. Избегание 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Д. Конкуренция 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» Г. Приспособление 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» А. Компромисс 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Б. Сотрудничество






Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения. 2. Здоровый нравственно-психологический климат. 3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела. 4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента. 5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника. 6. Недопущение при деловом общении спора. 7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника). 8. Уважительная манера разговора.


Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций 1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную причину возникновения конфликта. 5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта. 6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении. 7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.


Несколько правил разрешения конфликта: Конфликтуйте не спеша Конфликтуйте не спеша Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Не конфликтуйте по пустякам. Не конфликтуйте по пустякам.


Правила высоконравственного поведения и общения: Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Дайте людям ощутить свою значимость. Дайте людям ощутить свою значимость. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.