Open
Close

Конспект урока биологии на тему «Иммунитет. Конспект урока:Иммунитет

Тема урока: Иммунитет.

Разработала: Куст И.В.– учитель биологии и химии

МБОУ Колюдовская СОШ

Задачи урока: давать определение иммунитета, называть органы иммунной системы, разъяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета; показать роль антител в обезвреживании антигенов; объяснять роль учёных в раскрытии сути иммунитета, изобретении вакцин и лечебных сывороток;

Формирование понимания ценности здорового образа жизни, умения использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Актуализация знаний по теме «Внутренняя среда организма»

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Вспомним основные понятия данной темы, используя карточку тренажёр.

Работаем в парах.

Отвечают на вопросы.

Работаёт в парах: один задаёт вопрос, а другой отвечает.

Опорная схема.

Изучение нового материала.

Мотивация. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание».

Что подразумеваются под «кораблями» и «гаваниями»?

Понятие «Иммунитет».

Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Частное проявление иммунитета – невосприимчивость к инфекционным заболеванием. Способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

В процессе эволюции сформировалась иммунная система.

Органы иммунной системы.

К органам иммунной системы относятся: костный мозг, вилочковая железа, селезенка, скопления лимфоидной ткани. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Иммунология – бионаука, изучающая защитные реакции организма, направленные на сохранение его строительной и функциональной целостности и биологической индивидуальности. Иммунология возникла как отрасль медмикробиологии в 19 веке.

Основоположниками иммунологии явились Э.Дженнер, Луи Пастер, И.И.Мечников. В дальнейшем Беринг, Ландштейнер, Эрмих и др.

Понятие об антителах.

Антитела -белки, синтезируемые в организме в ответ на присутствие антигена.

Пример: в крови появился яд-токсин. На него антителом вырабатывается антитоксин, который нейтрализует токсин, образуя комплекс - антиген-антитело.

Антитела специфичны для определенного вида белка

Антитела могут сохраняться в крови длительное время, и организм становится невосприимчив к заболеваниям.

Виды иммунитета

Врожденный: наследуется потомством от родителей (люди с рождения имеют в крови антитела)

Приобретённый: вырабатывается после попадания в кровь чужеродных белков, например после перенесения заболевания (корь, ветрянка)

Искусственный активный: после введения вакцины (культура ослабленных микробов или их ядов)

Искусственный пассивный: после введения лечебной сыворотки (препарат антител готовых)

Без антидифтерийной сыворотки погибало 60-70% болевших дифтерией детей (при дифтерии поражаются слизистая горла).

Противостолбнячная сыворотка применяется для предотвращения заболеваний при попадании в рану земли.

Какие прививки должны делать подросткам?

В нашей стране действует Национальный календарь профилактических прививок, утверждённый Министерством здравохранения РФ. Согласно этому календарю, в 13 лет девочкам проводится вакцинация против краснухи. В этом же возрасте ранее не привитые подростки проходят вакцинацию против гепатита. В 14 лет – против дифтерии, столбняка, полимеелита, туберкулёза. В 15-16 лет ревакцинация против кори, эпидемического паротита. После 17 лет от дифтерии и столбняка.

СПИД – заболевание, вызываемое вирусом ВИЧ, поражающее Т-лимфоциты, разрушающее клеточный и гуморальный иммунитет.

Предлагают варианты ответов.

(это говорится о лейкоцитах).

Какие функции они выполняют?

Сообщения учащихся: 1) И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Фагоциты поглощают чужеродные вещества и вызывают местную воспалительную реакцию организма, сопровождающуюся отёком, покраснением и болью.

В очаг воспаления привлекаются новые фагоциты

Поглощая чужеродные тела и поврежденные клетки, фагоциты гибнут в больших количествах, превращаясь в гной.

И.И.Мечников предложил фагоцитарную теорию иммунитета в 1863 году. Это клеточный иммунитет.

2)П.Эрлих открыл гуморальный иммунитет.

Специальные лейкоциты образуют особые белки-антитела, участвующие в обезвреживании чужеродных веществ.

Клетки, вырабатывающие антитела называются лимфоцитами.

Клетка, узнающая чужеродное тело, Т-лимфоцитом. Она передаёт информацию о чужеродном белке В-лимфоциту, который продуцирует антитела (гамма-глобулины).

Т-лимфоциты, разрушающие чужеродные и раковые клетки, называются Т-киллерами.

Сообщения: Вклад Э.Дженера и Луи Пастера в развитие учения об иммунитете .

Монологическая речь

На основе сообщений уч-ся заполняют схему:

Механизмы иммунитета:

Клеточный (фагоцитоз)

Гуморальный (образование антител)

Монологическая речь.

Формулировка вывода из сообщения.

Закрепление

И.П.Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?

Вопросы для закрепления.

1.Кто открыл явление фагоцитоза?

2.Как проявляется местная воспалительная реакция, какие клетки ответственны за неё?

3.В каком году Мечников предложил фагоцитарную теорию иммунитета?

4.Что такое Т-киллеры?

5.Что такое иммунитет?

6.От чего защищает иммунная система человека?

7.Что такое приобретенный иммунитет? Приведите примеры.

8.Кто и когда применил впервые прививки?

9.Что такое лечебные сыворотки? Какие лечебные вещества они содержат?

10.В каком случае применяется антистолбнячная сыворотка?

Отвечают, объясняют.

Творческая задача.

Фронтальная беседа.

Задание на дом

Изучить параграф

Подготовить сообщение: «Использование вакцин и лечебных сывороток в профилактике и лечении заболеваний»

Итоги урока

Рефлексия

Класс: 8

Цель урока: ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом.

  • Образовательные : раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации.
  • Воспитательные : сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
  • Развивающие : Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование: портреты Л. Пастера, И.И. Мечникова, самодельная схема “Иммунитет”, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

Слайд №2.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И.И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Чем это можно объяснить?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос, и рассмотрим значение защитных механизмов нашего организма.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Слайд №3.

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель: Инфекционные заболевания известны давно. Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Один из первых, кому удалось это сделать, был ЭДУАРД ДЖЖЕНЕР.

Сообщение учащегося. Слайд №4

Эдвард Дженнер - английский врач и изобретатель вакцины от черной оспы.

Учитель: Дело Эдварда Дженнера продолжил Луи Пастер. Лиу Пастер первый понял, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микробы и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило не болеет этой болезнью больше.

Сообщение учащегося. Слайд №5. Слайд №6

Луи Пастер - французский химик, величайший исследователь.

Учитель: Ребята, вы видите портрет И.И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

Слайд №7.

Учитель: Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии.

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.

Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.

Вы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета.

Слайд №8.

Учитель: Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

Мы с вами уже изучили явление фагоцитоза, но существует еще один путь защиты.

Суть его в том, что в ответ на появление чужеродных соединений в организме выделяются защитные вещества, которые ликвидируют чужеродные соединения.

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличаются от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками - лимфоцитами.

В организме существует несколько видов лимфоцитов.

Учитель: Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит.

(на доске проектируется избирательность антитела)

Учитель: Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память. Говорят – выработался иммунитет.

2. Виды иммунитета.

Слайд №9.

Учитель: Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: - Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет?

В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т.д.).

А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.

Учитель: Искусственный иммунитет вырабатывается двумя путями: введением вакцины и введением лечебной сыворотки.

Учитель: Вспомните, что вводил Э.Джженер для предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т.е. ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.

Учитель: Что же происходит когда вводят вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет.

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет.

3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Сообщение ученика “Аллергия”

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп.Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммуно

Д - дефицита

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель: Ребята, давайте представим такой случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.

Что нужно ввести ребенку: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа?Что нужно ввести: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации)

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма - иммунитет, виды иммунитета.

А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет, а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет”.

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.

Факторы ослабляющие иммунитет Факторы укрепляющие иммунитет
1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни
а) а)
б) б)
2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма
а) а)
б) б)
в) в
3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.
4. Гиподинамия 4

На экране Слайд №9.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, сообщает домашнее задание: параграф 15, заполнить таблицу “История развития представлений об иммунитете”.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры

Организм человека имеет внешние и внутренние защитные барьеры;

Внутренний механизм защиты – иммунитет;

Главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.

Страница 1 из 4

Васильева Н.В.

Учитель биологии МАОУЛ №1 г. Апшеронска

Цели урока:

Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

Методы:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Наглядные (демонстрация);

Частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;

Проблемные (проблемные вопросы);

Практические (решение теста).

Основные понятия урока:

Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

иммунная система, виды иммунитета, возбудители,заболевания, виды заболеваний, вакцина, лечебная сыворотка.

Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент - 3 мин.

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»: учитель-

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

А сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема нашего урока «Иммунитет».

II. Актуализация знаний -5-7 мин.

Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

1. Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.

2 .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде теста(для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)

.(6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).

3. Задания для устного блиц - опроса: проверка вопросов по слайдам.

1. Что такое внутренняя среда?

2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда?

3. Как компоненты среды связаны с понятием гомеостаза?

4. Каков состав крови?

5. Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?

6. Что такое форменные элементы?

7. Какие форменные элементы крови тебе известны?

8. Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.

9. Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?

10. От чего зависит количество лейкоцитов и лимфоцитов в крови человека?

Тестовые задания на карточках для избирательного письменного опроса. (Приложение)

III. Изучение нового материала -20 мин.

Показ Презентации «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета» (по ходу объяснения нового материала)

1. Знакомство с новым, постановка проблемы:

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету

Карточки рефлексии выданы с вопросом что вы знаете об иммунитете.

(запись темы в тетрадях, демонстрация слайда № 1-4 с темой урока).

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов. Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека (слайд №5).

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий. Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):

(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).

Откуда взялись защитные свойства организма

Демонстрация слайда 6-7

Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.

Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Как вы считаете есть ли особая защитная система в организме человека?

Ответы учащихся

Правильно, это иммунная система.

Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?

На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система» текст учебника, доп материал.

Иммунная система в нее входят:

красный костный мозг;

тимус, или вилочковая (зобная) железа,

первичный орган иммунной системы;

лимфатические узлы;

селезенка.

2. Клеточный и гуморальный иммунитет

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74,прочитайте второй и третий абзац (частично-поисковый метод)

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты

3. Физкультминутка. 1минута Упражнение «Привет солнцу, привет Земле»

4. Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток)

Демонстрация слайда:

Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа - клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам - В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» - сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами - перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ - то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

Ответы учащихся.

5. История создания вакцин и прививок.

1. Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение учащегося)

Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

2. Вклад Л.Пастера в медицину. портреты

Стр.74 – 75. Сам. Работа с учеб. книгой, беседа по вопросам.

3. Какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся)

6. Какие виды иммунитета существуют? (схема) Виды иммунитета. заполнение опорной схемы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом (Приложение)

IV. Закрепление -5 мин.

Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней теме урока, нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» по группам (тест для первичного контроля знаний).

Выполнение теста. Взаимопроверка

Какие ошибки вы допустили?

Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.

Рефлексия:

Что Вы знаете об иммунитете? Что нового Вы узнали об иммунитете?

Заполняется графа, что нового узнали.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?

Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?

V. Домашнее задание: цели домашнего задания, дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.

Скачать презентацию к уроку биологии «Иммунитет».

Скачать презентацию к уроку биологии «Внутренняя среда организма».



Более старые статьи:

  • Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

План-конспект урока по теме: Иммунитет

Цель: углубление знаний об иммунитете — важной составной части здоровья человека

Задачи урока.

Образовательные. Формировать понятия: «иммунитет», «иммунная система», «антитела», «антиген», «вакцина», «лечебная сыворотка»

Познакомить с видами иммунитета.

Воспитательные. Продолжить гигиеническое, физическое воспитание, убеждая в необходимости здорового образа жизни.

Воспитывать чувство патриотизма, убеждать в познаваемости и материальности физиологических процессов.

Развивающие. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, формировать коммуникативные умения.

Оборудование и материалы: телевизор, компьютер, презентация, комплект заданий для групп, тест для контроля знаний, тетрадь с печатной основой, портрет И.И. Мечникова.

Ход урока.

I этап. Обоснование цели урока, актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

На доске эпиграф «Наш организм — государство, а силы иммунитета — армия стоящая на страже его независимости». (Рем Петров)

Чтение эпиграфа.

Наша задача: выявить способы защиты человека от болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета.

Почему это важно?

Мы живем в агрессивном мире, испытываем стрессы и влияние неблагоприятного экологического окружения, наш организм постоянно окружают невидимые враги — бактерии, вирусы, патогенные грибки, вызывающие инфекционные заболевания.

Если бы человек не имел «армию защиты» ,он оказался бы бессилен в борьбе с «чужаками».

Вспомним пройденное.

1.Какие клетки крови участвуют в защитных реакциях?

2.Где образуются и созревают лейкоциты?

3.Какова форма лейкоцитов, какое это имеет значение?

Чужими могут быть не только микробы, но и белки другого организма, ведь каждый человек — индивидуальность, у каждого организма свой набор признаков.

Вспомним группы крови человека. Почему следует переливать кровь строго учитывая группы и резус фактор? Приведите примеры

Какой вывод напрашивается?

При попадании в кровь несвойственного человеку белка организм отторгает «чужое». Это тоже иммунитет, сохраняющий биологическую индивидуальность.

II этап. Изучение нового материала.

1. История открытия фагоцитоза: презентация или сообщение обучающихся о И.И. Мечникове, его работе и значении этой работы для человека. Демонстрация портрета учёного.

2. Демонстрация слайда о специфическом и неспецифическом иммунитете. Пояснения учителя.

3. Демонстрация слайда о взаимодействии «антиген — антитело». Пояснения учителя.

4. Демонстрация слайда о физиологической сущности иммунитета, об образовании Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, выработке антитела против узнанного антигена т. е.

о возникновении высокоспецифичного иммунитета. Записи терминов: иммунитет, антитело, антиген.

5. История создания вакцин и виды иммунитета.

а) Самостоятельная работа с текстом стр. 137.

б) Заполнение задания № 118 в рабочей тетради.

в) Проверка схемы, пояснения обучающихся.

г) Беседа с обучающимися:

Приведите примеры вакцинации в школе.

Каково ваше отношение к этому процессу?

Почему некоторые люди отказываются от вакцинации?

Проблемный вопрос:

Почему человеку при экстренной помощи вводят сыворотку, а не вакцину? (Обсуждение, выяснение, чем вакцина отличается от сыворотки). Запись в р/т.

6. Способы укрепления иммунитета, работа в группах. Задания для обсуждения.

I Группа. В результате чего может наступить энергетическое истощение?

Предположите, как это отразится на иммунитете?

II Группа. Как отразится стрессовое состояние (нервное напряжение) на сохранение иммунитета?

Предложите правила здорового образа жизни.

III Группа. Предположите, как скажется на иммунитете вредные привычки.

Предложите правила здорового образа жизни.

IV Группа. Предположите, почему меньше болеют дети, занимающиеся физкультурой.

Предложите правила здорового образа жизни.

V Группа: Предположите, какое влияние на иммунитет оказывает переохлаждение.

Предположите правила здорового образа жизни.

Отчёты групп. Сверка с ответами. Выводы. Запись общих правил укрепления иммунитета (приложение №1).

III этап. Закрепление знаний.

Вопросы базового уровня.

    Что такое иммунитет?

    Какую роль играют антитела?

    Какие клетки крови выполняют защитную функцию?

    Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?

    Для чего делают предупредительные прививки?

Вопросы повышенного уровня.

    Чем обеспечивается иммунитет?

    Какова роль В- и Т-лимфоцитов, фагоцитов?

    Чем отличается действие вакцины от действия лечебной сыворотки?

    Какие виды иммунитета бывают?

    Почему увеличение лейкоцитов в крови может свидетельствовать о присутствии инфекции в организме?

IV этап. Итоги урока: оценивание, пояснение домашнего задания.

Стр. 136-137, вопросы 1-9. Сообщение о СПИДе.

Литература.

Учебник. Сонин Н.И., Сапин М.В. «Биология. Человек». Москва. Дрофа 2009 г.

В.З. Резникова, В.И. Сивоглазов. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Методические пособие для учителя. Москва 1998 г.

Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.В. «Билогия.Человек». Москва. Дрофа 2007г.

Тарасов В.В. «Иммунитет. История открытий». Москва. Дрофа 2004г.

Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. Твоё здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург. 1997 г.

План конспект урока по биологии в 8 классе

Тема: « Иммунология на службе здоровья»

Цель: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с наукой иммунологией; определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении; познакомить с классификацией иммунитета;

Развивающие : продолжить развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах; формировать умения и навыки систематизировать и обобщать полученные знания;

Воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся стремление сохранения и укрепления своего здоровья; ответственное отношение к выполнению заданий.

Тип урока: комбинированный

Методы урока : проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, творческие, словесные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Универсальные учебные действия:

Предметные результаты обучения:

Знать значение иммунологии для решения проблемы сохранения здоровья человека;

Описывать применение вакцин и сывороток;

Сравнивать иммунитет: естественный и искусственный, пассивный и активный;

Воспроизводить определения понятий « аллергия», « аллерген», « тканевая совместимость», « донор», « реципиент»;

Знать группы крови человека и правила их переливания; объяснять механизм резус-конфликта.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные - использовать для решения по-ставленных задач различные источники информации, включая электронные; строить логическую цепочку рассуждений;

Регулятивные - контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

Коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

Осознавать практическую ценность знаний по им-мунологии;

Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение механизмов иммунитета.

Оборудование: компьютер, презентация "Иммунология на службе здоровья", инструктивные карты учащихся, учебник Биология. Человек. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, и.Н.Беляев

Ход урока:

I. Организационный момент:

II.Актуализация знаний об иммунитете и инфекционных заболеваниях.

Фронтальный опрос:

Назовите защитные барьеры организма.

Что такое иммунитет?

Что значит неспецифический иммунитет?

Что такое антигены7

Укажите различие клеточного и гуморального иммунитета.

Назовите иммунные системы.

Что такое СПИД?

Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции.

Перечислите инфекционные болезни.

III/ Целеполагание :"Ребята, буквально вчера, мы записали в дневники запись: « Будет проводиться вакцинация учащихся нашей школы против гриппа». Да и среди населения, тоже проводиться вакцинация.Для чего нам нужны прививки?

Как вы дмает, какая у нас тема урока?

I V . Изучение нового материала:

Слайд №1. Тема и цели урока.

История изобретения вакцины.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? ?

Что необходимо учитывать при переливании крови?

Что изучает наука иммунология?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами должны поработать с § №19.

Работать на уроке будем как индивидуально, так и в группах.

Откройте §№19, возьмите инструктивные карточки. (прилагаются).

Прочитайте и выполните задание №1.(индивидуальная работа).

Слайд №3 - Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить или дополнить.

Прочитайте задание №2. (индивидуальная работа). Ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана.

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». (Все это связано с искусственным иммунитетом)

Проверяется работа учащихся по слайду №4.

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Но вначале, я хочу задать вам вопрос, на который постарайтесь ответить после выполнения полученных заданий.

Слушайте внимательно:

Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, выводящие эти соли в осадок. Зачем это делают?

Работа по группам. (Задания одинаковые, но возможно, что группы выберут себе в качестве домашнего задания разный вид творческой работы). Учащимся предлагается сесть по группам. Координаторы, назначаются учителем заранее и они сами формируют группы.

Внимательно прочитайте задание №3. (прилагается).

Учащиеся знакомятся с понятиями «аллергия» и причинами тканевой несовместимости.

Группы получают разные задания.

Задание №4 для группы№1 . (прилагается)

Задание №5 для группы №2 . (прилагается)

Прочитайте задания.

Обратите внимание на правильность, точность выполнения задания.

Результаты на слайдах №5 и №6. Модели иммунологии обсуждаются фронтально и записываются в тетрадь.

Вернемся к вопросу, который я вам задала перед выполнением задания №3.

Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, предложить им вспомнить: что влияет на свертываемость крови?

Слайд №7 . Ответ на вопрос: Донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. В результате удаления кальция эта кровь не свертывается и ее можно хранить долгое время.

V. Закрепление:

Игра: «Крестики – нолики»

Группы выбирают либо «Х» Либо «О».

Вопросы для игры: 1. Что такое вакцина? 2. Назовите способ приобретения искусственного пассивного иммунитета. 3. Назовите способ приобретения естественного активного иммунитета. 4. Что такое аллерген? 5. Вещество, вызывающее иммунную реакцию. 6. Процесс пожирания чужеродного вещества. 7. Способность организма избавляться от чужеродных тел. 8. Человек, отдающий кровь. 9. Он создал первую вакцину.

VI. Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?

Чем вам помогли слайды

V II . Задание на дом: § №19.

Работа по группам. Задание №3. Выполнить творческое задание.

Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:

  1. мини-сочинение;

    мини-сказка или стихотворение;

    плакат и др.

выбор.(прилагается)

VI II . Подведение итогов урока и выставление оценок.

Инструктивная карточка к уроку