Open
Close

Магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе введен в эксплуатацию. Трубопроводная система «Заполярье-Пурпе

Продолжается строительство самого северного в России нефтепровода Заполярье-Пурпе. Магистраль даст импульс развитию новых перспективных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края.

Нефтепровод Заполярье-Пурпе - составная часть транспортной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор. Магистраль от нефтеперекачивающей станции (НПС) "Пурпе" до НПС "Самотлор" введена в эксплуатацию в 2011 году. По ней углеводороды Ванкорского месторождения начали поступать в трубопроводную систему Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО), вливаясь в экспортный поток, направленный на Восток. Магистраль Заполярье-Пурпе протяженностью 485 км - следующий этап строительства системы.

Это самый северный нефтепровод компании "Транснефть". Температура воздуха в тех краях колеблется от -56 ºС зимой до +34 ºС летом, а скорость ветра нередко превышает 40 м/сек. При этом северную нефть отличает высокая вязкость, и, чтобы избежать ее застывания при транспортировке, необходимо поддерживать определенную температуру. Для этого предусмотрено сооружение пунктов подогрева нефти на НПС и на трассе магистрального нефтепровода.

Самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда водоемы севера скованы толстым слоем льда

Над вечной мерзлотой

Самая главная сложность проекта определяется тем, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике "Транснефти" проложена не традиционным подземным способом, а над землей - на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы на вечномерзлые грунты. Впрочем, и подземный способ прокладки в этих специфических условиях тоже не вполне традиционен. Чтобы сохранить температурные свойства нефти и при этом не допустить растепления грунта, применены трубы с дополнительным теплоизолирующим слоем, наносимым в заводских условиях.

На этапе предпроектной подготовки специалисты "Транснефти" внимательно изучили как отечественный, так и зарубежный опыт подобного строительства, в частности опыт сооружения и последующей эксплуатации Трансаляскинского нефтепровода в США, также проложенного надземным способом. За годы работы эта магистраль столкнулась с достаточным числом проблем, не избежав в том числе таких серьезных инцидентов, как разрушение опор. Поэтому "Транснефть" решила сделать ставку на надежность основных технических решений проекта "Заполярье-Пурпе".

В ходе его разработки компания провела ряд тестовых камеральных и натурных испытаний различных типов конструкций опор и технологии их сооружения. Это позволило в итоге принять оптимальные технические решения с использованием нескольких типов опор: неподвижных, фиксирующих углы поворота трубопровода, свободно-подвижных и продольно-подвижных, обеспечивающих работу компенсаторов.

Для предотвращения процессов растепления грунтов в ходе эксплуатации как линейной части нефтепровода, так и сооружений нефтеперекачивающих станций установлены термостабилизаторы - специальные устройства, заправленные хладагентом. Они промораживают грунт, поддерживая в нем отрицательную температуру. Всего на проекте "Заполярье-Пурпе" "Транснефть" опробовала множество технологических новинок, получила 16 патентов РФ.

Линейная часть магистрального нефтепровода Заполярье-Пурпе. Фото: Олег Смердев

Самый северный участок системы возводится с юга на север: от НПС "Пурпе" - к нулевому километру, где уже за полярным кругом будет действовать головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС) N 1 "Заполярье". Все этапы строительства, все виды работ тщательно спланированы с учетом особенностей северной погоды и природы.

Дело в том, что самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда многочисленные болота и водоемы Севера скованы толстым слоем льда. В это время проще доставлять по трассе необходимую технику - сварочные комплексы, трубоукладчики, экскаваторы. Именно поэтому основные виды работ - сварка нефтепровода, погружение свай, установка опор, укладка трубы - тоже приходятся на зиму.

Весной темпы работ снижаются, поскольку в конце мая - начале июня местность, по которой проходит трасса Заполярье-Пурпе, едва ли не вся становится водной гладью. Но это вовсе не значит, что в теплый сезон стройка стоит, - там, где это возможно, работы продолжаются. Также летом проводятся гидроиспытания уже готовых участков нефтепровода, идет завоз техники, оборудования и материалов по действующим водным путям.

До нулевого километра

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Прошедшей зимой, которая в этих широтах завершается в мае, главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части (то есть самой трубы) третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС N 1 "Заполярье" до НПС N 2. Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идет над землей.

С декабря прошлого года по апрель нынешнего строители уложили на опоры свыше 125 км нефтепровода. Таким образом, сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объеме, предусмотренном проектом. А в июле, после того как пройдет весенний паводок, начнутся гидравлические испытания нефтепровода и его внутритрубная диагностика. С помощью специальных приборов - профилемеров и комбинированных дефектоскопов, разработанных и изготовленных специалистами "Транснефть - Диаскан", - нефтепроводчики получат полную информацию о состоянии трубы.

Укладка плети дюкера на реке Пур. Фото: Илья Воробьев

На ГНПС N 1 "Заполярье" завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти - объемом 20 тыс. куб. м каждый. Летом они пройдут гидравлические испытания. Все резервуары стоят на сваях. На сваях и все остальные объекты станции.

В разгар строительства на станции жили и работали до 1500 человек. Для Заполярья это много. Если бы эту стройплощадку отнесли к разряду населенных пунктов, она бы заняла в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа четвертое место по числу жителей. На отсутствие работы никто не жаловался.

Строительство ГНПС N 1 "Заполярье" идет в условиях абсолютно автономного существования. Расстояние от стройплощадки до ближайшего населенного пункта - поселка Тазовский - составляет 130 км, до железнодорожной станции в Коротчаево, где производится разгрузка поступающих для строительства материалов и оборудования, - 350 км. При этом завоз материалов на площадку возможен исключительно зимой, когда открывается автозимник и начинает работу ледовая переправа через реку Таз - с декабря по апрель. Так что, пока стояли холода, ежедневно по трассе двигались сотни грузовиков.

Не наступи на ягель

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди скоро завершат строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи на 10 кВ, монтаж магистральной волоконно-оптической линии связи. В этом году летом планируется подать напряжение на объекты линейной части и провести пусконаладочные работы объектов связи, узлов запорной арматуры и узлов пропуска средств очистки и диагностики.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь - это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идет под землей, а другая половина - над ней. Сначала прошли лесотундру, затем началась тундра, и основные работы пришлось вести в самые суровые морозы. Дело в том, что летом там даже ездить запрещено. Ведь главное природное богатство Севера - ягель: если его потоптать, восстановится он только через 60 лет. Так что пик работ на первой очереди пришелся на январь - март 2013 года, когда здесь за сутки сваривали по 2 км трубы в тепловой изоляции, забивали до 120 свай, монтировали до 55 опор.

Все основные здания и сооружения на НПС № 2 "Ямал" уже построены. Проложено более 80% инженерных сетей и технологических трубопроводов, смонтированы магистральные насосные агрегаты, электросиловое оборудование. Сейчас идет внутренняя отделка помещений. До конца года планируется завершить основной комплекс строительно-монтажных работ, ввести в эксплуатацию внешние сети газоснабжения и котельные установки.

Вдольтрассовые линии электропередачи. Фото: Олег Смердев

Труба под Тазом

Одним из самых сложных этапов строительства стал подводный переход через крупную судоходную реку Таз. Под ее руслом проложили трубу длиной чуть более 1 км, но полная протяженность перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. Дело в том, что в пойме Таза находится много стариц, озер и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. На всем этом участке труба идет под землей, причем для надежности проложены две нитки нефтепровода - основная и резервная.

Переход непосредственно через русло Таза выполнили современным методом наклонно-направленного бурения: пробурили под дном реки своего рода тоннель, а затем протащили через него трубу. Это трудоемкий, но самый надежный метод, особенно с природоохранной точки зрения. В пойме Таза нерестится знаменитый северный муксун, и ставить под угрозу его существование - экологическое преступление.

Строить подводные переходы в подобных климатических условиях и на таких сложных грунтах "Транснефти" раньше не приходилось, поэтому готовиться начали задолго до строительных работ. Зато потом все прошло без единой заминки. Чтобы работа не останавливалась даже в сильные морозы, установки поместили в легковозводимые ангары, внутри которых поддерживалась положительная температура. Всего надо было пробурить три скважины: для основной нитки, резервной, а также для кабеля связи. Диаметр основной скважины - 1600 мм, так что пришлось пройти буром поперек реки восемь раз по 200 мм каждый.

Особое внимание при реализации проекта уделялось экологической безопасности. Ведь трасса магистрали прошла по местам, где исторически на протяжении столетий полноправными хозяевами бескрайних северных земель были, да и сейчас остаются, коренные малочисленные народы. Их основная хозяйственная деятельность - это животноводство, в том числе разведение оленей, рыболовство, охота на пушного зверя, сбор ягод и лекарственных трав. Для сохранения уклада их жизни необходимо было сохранить существующую флору и фауну в первозданном виде.

Поэтому еще до начала строительства "Транснефть" наладила тесное взаимодействие с представителями коренных народов и региональными органами исполнительной власти. Компания и ее дочерние общества тщательно изучили особенности местной почвы, флоры, фауны, путей миграции оленей, маршрутов и сроков движения рыбы на нерест. По требованию коренного населения на участках путей миграции диких и одомашненных оленей, пересекающих нефтепровод Заполярье-Пурпе, предусмотрены оленьи переходы.

Так что моральный принцип "не навреди", известный из врачебной клятвы Гиппократа, стал одним из главных и для нефтепроводчиков.

Цель реализации проекта "Заполярье-Пурпе" - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений в районах Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, Уренгойской группы месторождений "Газпрома", Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений НК "Роснефть", Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений ("Роснефть", "Газпром нефть"), Пякяхинского месторождения ("Лукойл")

В конце мая авторский коллектив компании "Транснефть" получил премию правительства РФ в области науки и техники за 2014 год за "разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях России". Речь идет о методике и технологии оптимизации строительства комбинированием надземного и подземного способов прокладки трубы. В работе успешно решены сложные научные задачи. На основе созданных математических моделей и методик, результатов проведенных многовариантных расчетов разработаны комплексные инновационные проектные и технические решения по полному циклу создания, испытания и внедрения новых строительных технологий и конструкций. Результаты разработки успешно внедрены в реальное производство на объектах трубопроводной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор

18 января 2017 года введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе. Запуск нового нефтепровода произвел Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции из г. Москвы.

О готовности объектов нефтепровода Заполярье - Пурпе к эксплуатации из насосного зала головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье» (ЯНАО) по видеосвязи доложил генеральный директор АО «Транснефть - Сибирь» Виктор Бронников.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе протяженностью 488 км и мощностью до 45 млн тонн в год является частью трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор. Ввод нового объекта позволит поставлять нефть новых месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа на нефтеперерабатывающие заводы России, а также на экспорт. В настоящее время общая протяженность трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор, проходящей по территории двух субъектов РФ: Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, составляет почти 1 тыс. километров.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе - уникальный проект, при реализации которого были использованы новейшие методы строительства и инновационные технологии. При проектировании трубопровода, учитывая условия транспортировки нефти и сложные инженерно-геологические условия местности, были определены два способа прокладки: подземный и надземный. Ранее ПАО «Транснефть» не применяла надземный метод строительства нефтяных магистралей в подобных условиях.

Первый стык магистрали Заполярье - Пурпе был сварен в марте 2012 года. Строительство нефтепровода велось в крайне сложных природно-климатических условиях. Успешное завершение строительства в столь короткие сроки стало возможным благодаря участию более 8 тыс. рабочих, было задействовано свыше 1,5 тыс. единиц тяжелой техники.

В числе объектов нефтепровода были возведены две новые нефтеперекачивающие станции - головная НПС «Заполярье», промежуточная НПС «Ямал». Проведены работы по расширению действующей линейной производственно-диспетчерской станции «Пур-Пе», построены восемь пунктов подогрева нефти, производственная площадка в пос. Коротчаево и здание аппарат управления Уренгойского управления магистральных нефтепроводов. Все объекты оснащены передовым оборудованием российского производства.

ПАО «Транснефть» в рамках реализации проекта «Трубопроводная система Заполярье - Пурпе» проводит масштабную работу по развитию сети социальной инфраструктуры территорий Крайнего Севера. В рамках проекта организованы новые рабочие места, построены жилые дома, детский сад, спортивный комплекс, новые дороги, современные инженерные сети, мостовые переходы.

АО «Транснефть–Сибирь» завершает строительство арктических объектов магистрального нефтепровода Заполярье – ​Пурпе.

Метет поземка. Позади – ​Новый Уренгой. Впереди – ​более 200 километров на микроавтобусе по дороге из бетонных плит, проложенных через тундру, в Заполярье. Навстречу и вслед за нами несутся большегрузные КамАЗы, МАЗы, «Уралы». Ловлю себя на мысли: на Севере не просто тяжело жить (морозы и ветра), но и работать.

Пересекаем реку Пур, затем – ​границу оленеводческих вотчин – ​Пуровского и Тазовского районов. По обеим сторонам чернеют редкие малорослые лиственницы. Немного жутко. На этой древней земле живут совсем другие духи – ​духи тундры. У них свои повадки, свой язык. И горе тому, кто не слышит их голосов…

Большая часть Тазовского района располагается на Гыданском полуострове. Часть населения является кочевниками и живет вне населённых пунктов. Кстати, снег здесь лежит вплоть до июня. Затем тундра понемногу начинает оживать. Появляется гнус. Пара месяцев, а там недалеко и до новых заморозков.

Первое поселение в Тазовском районе, основанное в 1601 году на берегу реки Таз, названо Мангазея. В 80-х годах прошлого века неподалеку была открыта группа Мессояхских нефтяных месторождений, самых северных в России, находящихся на суше. Свое название они получили благодаря реке Мессояха. Подготовка к разработке месторождений началась в 2010 году. В октябре 2012 года в рамках опытно-промышленных работ была получена первая нефть с Восточно-Мессояхского нефтегазоконденсатного месторождения.

В 2013 году сформирована концепция разработки месторождений, спроектированы ключевые инфраструктурные объекты. Нефть будет поступать в магистральную нефтепроводную систему «Заполярье – ​Пурпе». Предполагается, что промышленная добыча на Восточно-Мессояхском месторождении начнется уже в этом году.

Среди метелей и болот

Нефтепровод «Заполярье – ​Пурпе» не выглядит как натянутая нитка, он то уходит под землю, то под воду. Нефть с головной нефтеперекачивающей станции № 1 «Заполярье» (ГНПС‑1) будет поступать по линейной части на промежуточную НПС № 2 «Ямал», далее – ​на действующую линейную производственно-диспетчерскую станцию «Пур-Пе».

На НПС № 2 построено 10 резервуаров для хранения нефти, каждый из которых номинальным объемом 20 тысяч кубометров. В них будет содержаться двух-трехсуточный запас нефти на случай остановки трубопровода. Главный момент: нефть транспортируется при температуре до +60 градусов, поэтому на трубопроводе стоят пункты подогрева. В условиях сверхнизких температур необходимо поддержать рабочую температуру внутри резервуаров, поэтому они также утеплены. Теплоизолирован сам трубопровод. Раньше такого опыта по теплоизоляции резервуаров, по установке термостабилизирующих устройств не было.

Из бесед со специалистами АО «Транснефть–Сибирь» стало ясно, что при строительстве арктических объектов были использованы специальные технологии, сокращающие воздействие на окружающую среду. Так, методом наклонно-направленного бурения был построен самый северный в России подводный переход нефтепровода через реку Таз. Это позволило сохранить нетронутым природный ландшафт реки, максимально сократить техногенное воздействие на местные флору и фауну. Для минимизации воздействия на окружающую среду в местах миграции оленей нефтепровод был оборудован специальными проходами для животных. Для сохранения слоев многолетней мерзлоты применялась надземная прокладка трубопровода с системой термостабилизации опор.

На территории НПС‑2 «Ямал» расположены магистральная и подпорная насосные, операторная, автономная дизель-электрическая станция, резервуарный парк, блок фильтров-грязеуловителей, блок предохранительных клапанов, станция пожаротушения и станция биологической очистки вод. Это основные объекты станции, и все они стоят на сваях. Подрядная организация заканчивает строительство пожарного депо, автозаправочной станции. Что касается отличий НПС‑2 «Ямал» от других станций, то она может осуществлять внутрипарковую перекачку нефти, работать в реверсном режиме.

Основные специалисты на НПС‑2 «Ямал» – ​энергетики, киповцы, механики, машинисты, электромонтеры, операторы НППС, линейные трубопроводчики. Станция готовится к сдаче летом 2016 года. Вахтовый режим предполагает 30-дневную смену. Работники размещаются по два человека в комнате в жилищно-бытовом комплексе, где располагаются столовая и прачечная. На станции для персонала будут построены спортзал, сауна.

Управление всеми объектами станции и линейной части, закрепленной за НПС‑2, ведется из операторной. Все сигналы, данные телеметрии по контролю технологического процесса перекачки нефти и работы оборудования в скором времени будут приходить именно сюда.

Задор и молодость

Начальник участка обслуживания АДЭС (автономной дизельной электрической станции) Павел Голобоков закончил в 2007 году Тюменский государственный нефтегазовый университет, получил специальность «проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Начал трудовую деятельность на Тюменском моторном заводе, на участке капитального ремонта газотурбинных двигателей. Затем перешел на электрическую станцию. Отработал на ней четыре года. А после устроился в систему АО «Транснефть–Сибирь», непосредственно в дирекцию по строительству нефтепровода «Заполярье – ​Пурпе». Проработал три года, и вот теперь логическое продолжение – ​возглавил участок обслуживания АДЭС.

Надежное электроснабжение объектов НПС‑2 не должно зависеть от погодных и иных условий. Поэтому было принято решение о строительстве своей автономной дизельной электростанции. Каждый мотор АДЭС имеет мощность 505,3 мегаватта. Всего их шесть. Задействованы будут четыре двигателя, пятый – ​в резерве, шестой – ​на техобслуживании. Этой мощности будет достаточно для снабжения энергией и станции, и самого нефтепровода. Работать АДЭС будет на собственной нефти.

– На НПС‑2 я с декабря прошлого года, – ​отметил Павел Голобоков. – ​Но уже вижу, что весь коллектив и подрядчики нацелены на результат, на запуск объекта. Сейчас на НПС‑2 одновременно идут строительные и пусконаладочные работы. Руководством утверждена программа комплексного опробования, в рамках которой мы будем запускать все дизель-генераторы, испытывать их в действии.

Испытания пройдут и в магистральной насосной. В пусконаладке будут участвовать представители заводов-поставщиков, механики, энергетики, киповцы.

Дмитрий Митович, инженер КИПиА участка обслуживания АДЭС НПС‑2, закончил Омский государственный технический университет по специальности «инженер автоматизации технологических процессов производств». До НПС‑2 «Ямал» трудился в Ленском районном нефтепроводном управлении АО «Транснефть–Восток», на НПС‑12, что в Якутии.

– Там было аналогичное оборудование, отличия незначительны. Поэтому можно сказать, что для меня весь этот комплекс – ​привычное место работы, – ​рассказал он. – ​С этим оборудованием я уже знаком, в данной должности работаю около двух лет. И думаю, что трудностей в его обслуживании у меня не возникнет.

– Дмитрий, а как попали на Ямал?

– Сюда приехал по приглашению. Узнал, что на севере вводится в строй новая станция, подал резюме, и меня пригласили. Кстати, по климату регионы не сильно отличаются. Разница в часовых поясах. Но этот порог очень быстро преодолевается. Поэтому особых трудностей в плане акклиматизации не было. Работа мне нравится, условия устраивают, вокруг хорошие специалисты, парни все молодые, активные, так что на НПС‑2 «Ямал» работать можно и нужно.
По словам Митовича, сейчас на объекте проводится работа по подготовке к пробному запуску трех дизель-генераторных агрегатов. А всего их шесть. Первые три уже опробованы. По основному процессу выработки электро­энергии готовность оборудования будет достигнута в ближайшее время. По автоматике объект уже практически готов к эксплуатации. На строительстве АДЭС трудятся около 200 специалистов.

Сердце станции

Редко где можно увидеть столько металла, металлоконструкций. Только на возведение эстакад НПС ушло порядка 400 тысяч тонн металла. Плюс сваи, их 18 тысяч, плюс резервуары. Сердце станции – ​магистральная насосная. В ней находятся четыре агрегата, которые способны перекачивать с месторождений Мессояха и Пякяхинское до 1800 кубометров нефти в час. Если на Гыданском полуострове будут вводиться в строй новые месторождения, то на НПС‑2 «Ямал» легко смогут увеличить производительность перекачки нефти до 3000-3500 кубометров.

Начальник участка обслуживания механо-технологического оборудования НПС‑2 Олег Иконников трудится на станции с марта 2014 года. Месяц в Заполярье, месяц дома, в Тюмени. И каждый раз, выезжая на вахту, видит, как станция меняется, благодаря строителям приобретает новые, более четкие очертания.

– В моем ведении все технологическое оборудование: магистральные и подпорные насосы, канализация, водоснабжение, вентиляция. Учился я в Тюменском государственном нефтегазовом университете, по профилю. Диплом получил в 2008 году, – ​поделился руководитель.

– Олег, вы все тут такие молодые, но при этом на ваших плечах такая огромная ответственность. Не страшно?

– Нисколько! На самом деле, все очень интересно. Я никогда не был на Севере, в Заполярье, и у меня это первый опыт. До этого я трудился в АО «Транснефть–Восток». НПС‑2 «Ямал», в отличие от той, где я работал, находится на многолетних мерзлых грунтах, и у нас все здания, все оборудование, все резервуары и трубопроводы стоят на сваях. Основное – ​это запустить станцию в работу, а в дальнейшем – ​безаварийно ее эксплуатировать, набираться опыта.

К слову, площадь станции около 67 га. Вокруг и на линейной части были замечены рыжая лиса, песцы, олени.

– Было бы интересно побывать на стойбище, посмотреть, как живут местные жители, – ​поделился Олег Иконников. – ​Мы-то тут временно, а они всю жизнь посвящают тундре, оленеводству. Как им это удается, непонятно.

По словам Иконникова, несмотря на кризисы, падение цен на нефть, компания АО «Транснефть–Сибирь» уверенно идет вперед. У всех работников достойный социальный пакет, куда входят медобслуживание, санаторно-курортные путевки, оплата дороги к месту отпуска и другое.

У Павла Голобокова подрастают две дочки, у Олега Иконникова – ​трехмесячный сын. И ради их будущего, а также будущего нашей огромной страны, все эти трудовые вахты и полярные ночи, 40-50-градусные морозы и ледяное дыхание ямальской тундры.

На снимках: вид на магистральную насосную НПС-2 «Ямал»; начальники участков Павел Голобоков и Олег Иконников; идет настройка оборудования АДЭС; резервуарный парк НПС-2 «Ямал».

Радослав ВАСИЛЬЕВ, Олег БЕЛЯЕВ /фото/

Тюмень – ​Новый Уренгой – ​Тазовский –Тюмень.

Арктический вектор

Инвестиционный проект по строительству трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе» в Ямало-Ненецком автономном округе фактически выходит на финишную прямую. Уже осенью 2016 года по нефтепроводу начнется транспортировка нефти. Отличительной особенностью этого магистрального нефтепровода от уже действующих является способ строительства: значительная часть трубы проложена над землей на специальных опорах. Об уникальности и темпах реализации проекта нам рассказал заместитель генерального директора, директор Дирекции по строительству инвестиционного проекта «ТС Заполярье – Пурпе» АО «Транснефть-Сибирь» Михаил Саяпин.

– Михаил Васильевич, на каких основных задачах сосредоточены усилия Дирекции по строительству инвестпроекта и строителей на данный момент?

– Отмечу, что линейная часть нефтепровода Заполярье – Пурпе полностью построена и испытана на прочность. Также готова к эксплуатации конечная точка магистрали – нефтеперекачивающая станция «Пур-Пе-3». К завершению близятся строительные
и пуско-наладочные работы на
нефтеперекачивающих станциях № 1 и 2, пунктах подогрева нефти.

В апреле этого года мы приступили к заполнению трубопровода нефтью. Сейчас этот процесс продолжается. Мы уже заполнили нефтью первую и вторую очереди линейной части от НПС «Пур-Пе-3» до промежуточной НПС №2. Частично технология НПС-2 тоже заполнена, сейчас ведутся подготовительные работы второго этапа по заполнению нефтью резервуарного парка станции. После этого мы приступим к заполнению линейной части третьей очереди нефтепровода. Следующий этап – заполнение головной нефтеперекачивающей станции № 1.

Заполнение – это ответственный момент, предусматривающий 100-процентную готовность всей трубопроводной инфраструктуры. К этому этапу мы готовились основательно: провели все комплексные проверки, испытания, диагностику. Помимо того, что по всей линейной части мы провели контроль сварочных работ: радиографический, ультразвуковой, еще мы отдельно проверили участки высшей категории – это подводные переходы, пересечения с авто- и железными дорогами, где был осуществлен дополнительный дубль-контроль всех стыков. Пропуск приборов дал нам полную информацию по технологическому состоянию трубы и подтвердил качество работ. Также проверили работу линейного оборудования. При помощи автоматизированных систем управления и телемеханики мы уже имеем возможность автоматически управлять задвижками и контролировать все параметры трубопровода.

– Чем уникален нефтепровод Заполярье – Пурпе?

– Аналогичный трубопровод действует на Аляске. Мы почерпнули оттуда многие вещи. Увидели работу трубопровода на мерзлых грунтах. Четко уяснили необходимость их термостабилизации. В Тюмени эту технологию предлагает компания «Фундаментстройаркос». У них большой опыт по производству термостабилизаторов. Без термостабилизации несущая способность арктических грунтов сводится практически к нулю. При плюсовых температурах они превращаются даже не в болото, а в кашу. К тому же наш трубопровод будет «горячим». Ямальская нефть имеет высокую вязкость, застывает уже при температуре ниже +14 градусов по Цельсию, и для того чтобы прокачать, ее нужно нагреть до +60. Для этого на трубопроводе построены пункты подогрева. На нашей трассе их восемь. А чтобы не допустить растепливания вечномерзлых грунтов, мы поднимаем трубу на опоры над землей и упаковываем ее в теплоизоляцию.

Когда мы в 2011-2012 годах приступали к работам, у нас был экспериментальный участок, где мы опробовали все технологии, необходимые при строительстве трубопровода. Многое приходилось начинать с нуля. Например, не было опор, которые были бы рассчитаны для эксплуатации в арктических условиях с применением термостабилизации. Их разрабатывали в научном институте компании «Транснефть», проводили испытания в реальных условиях. Не было и готовых решений по использованию опор под трубопровод. Когда по трубе идет нефть, трубопровод слегка перемещается. Поэтому нам на этапе строительства надо было учесть эту особенность, чтобы при эксплуатации была обеспечена безопасная работа магистрали. Мы применили три вида опор: неподвижная, которая стабилизирует и держит трубопровод, продольно-подвижная и свободно-подвижная опоры для того, чтобы эксплуатировать трубу в условиях колебания температур. Также через каждые 500 метров наружного нефтепровода установлены компенсаторы.

С применением технологии термостабилизации грунтов были построены и нефтеперекачивающие станции – головная и НПС-2, вдольтрассовые линии электропередачи, мачты связи, камеры приема-пуска средств очистки и диагностики, пункты подогрева нефти.

На экспериментальном участке мы еще и отрабатывали технологию сварки. Сварщики умеют варить внизу, на земле, с применением автоматической сварки. А тут трубу надо строить над землей. Прорабатывали разные варианты: возвращение к ручной сварке – но это потери во времени и качестве, варили трубу секциями и укладывали на опоры, разрабатывали специальные площадки для работы сварщиков на высоте. В итоге пришли к тому, что научились работать на высоте автоматическими комплексами сварки. И теперь, наверное, кроме нас, так никто не умеет.

– Михаил Васильевич, с какими основными трудностями – климатическими, геологическими, инфраструктурными, иными – столкнулись сотрудники Дирекции, строители?

– В чем основная трудность строительства на Ямале? Все грунты льдистые. В любом грунте в лучшем случае 10% льдистости. Бывает и до 40%. Зимой это незаметно. Грунт кладут, трамбуют, что-то на нем строят. Пришла весна, никуда не проехать: весь грунт растаял. Есть еще одно нехорошее свойство такого грунта – минимальная фильтрация. То есть вода сквозь него не проходит. Это, как сметана. И ничего на таком грунте невозможно построить – ни дорог, ни нормальных площадок. Решение заключалось в гидронамывном песке. И это снова проблема, но уже другая. При тех ветрах, что дуют на Ямале, это постоянное выветривание песка. Летишь на вертолете и видишь: тундра покрывается песком. И это вызывает нарекания местных жителей. Песок оседает на ягель. Олени таким ягелем стирают себе зубы. Поэтому не так все просто. Нужно песок чем-то закрепить. Как? Стали применять биоматы, некое подобие рулонного газона.

– Как себя проявили подрядчики, те коллективы, которые были привлечены к строительству трубопровода? Много ли было хлопот, или вы находились в состоянии комфорта?

– Если у вас с подрядчиками полный комфорт, значит, вы что-то не то строите. На самом деле с подрядчиками всегда находишься в дружеской драке: кто кого? Для них заработать, а для тебя – важно сэкономить и соблюсти качество. Качество – это главный приоритет. И строительный контроль у нас осуществляется очень строго и непрерывно. В ОАО «АК «Транснефть» настолько высокий уровень проверки качества, как строительно-монтажных работ, так и поставляемых материалов, что мы не раз выявляли заводской брак трубы. Приходилось возвращать продукцию обратно на завод. Контролем качества проводимых работ мы можем по праву гордиться. Не зря ОАО «АК «Транснефть» объявило 2016 год Годом качества в строительстве.

– Местные производители были задействованы в проекте? Можно ли говорить об их роли в процессе импортозамещения?

– Безусловно. Это «Фундаментстройаркос», завод теплоизоляции труб «Сибпромкомплект». Для челябинского «Конара» наш заказ по производству металлоконструкций был просто подарком судьбы – завод получил дополнительные ресурсы для развития и диверсификации производства. Сегодня на его основе запущен в работу завод по изготовлению магистральных задвижек, а это уже совершенно иной уровень.

– Можно ли сравнить этот проект по сложности проектирования, условиям строительства и будущей эксплуатации с таким проектом как трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)?

– На ВСТО я руководил строительством участка от 1941-го км (река Туолба) до Сковородино. Там дорог не было вообще, но все равно я понимал, что нахожусь на материке. А на Ямале иначе – во все стороны белая молочная пустота, теряешься в реальности. Безусловно, магистраль Заполярье – Пурпе сложнее и в плане строительства, и в плане эксплуатации. Это однозначно. Уже сам состав транспортируемой нефти ставит перед нефтепроводчиками серьезные задачи и возлагает на них очень большую ответственность.

– Михаил Васильевич, с какими ожиданиями вы начинали этот проект? Многое ли для себя почерпнули, участвуя в его реализации?

– В конце 2011 года мы только закончили строительство магистрального нефтепровода Пурпе – Самотлор. Не успели еще омыть грязь с сапог, и уже приступили к строительству магистрали Заполярье – Пурпе. Было сложно. Многому пришлось учиться. Были сомнения, переживания. Но мы с самого начала твердо знали, что мы построим магистраль в установленные Правительством Российской Федерации сроки. Пришлось разрабатывать и тестировать новые технологии строительства, в том числе по забивке свай. Поначалу в сутки забивали по 4-5 свай и радовались. А потом посчитали и увидели: если работать такими темпами, то магистраль будут достраивать уже наши внуки. Но мы быстро научились, и уже спустя несколько месяцев вышли на суточный шаг в 150 свай. Научились варить трубу автоматическими комплексами на высоте. Научились строить нефтяные резервуары на свайном основании высотой почти два метра над уровнем земли. Мы многому научились при реализации этого проекта, еще больше опыта, наверное, получили и наши подрядные организации.

– Как сейчас вы можете оценить реализованный объем работы?

– Когда вещь сделана качественно, она всегда смотрится красиво. Я как строитель, глядя на объект, сразу могу определить, как он построен: хорошо или плохо. Наша магистраль еще не введена в строй, но уже сейчас видно, что построена с должным качеством. Уже скоро, в четвертом квартале 2016 года, когда нефтепровод будет запущен в эксплуатацию, мы увидим результаты нашей пятилетней работы в реальных условиях.

Радослав ВАСИЛЬЕВ