Open
Close

Митрополит Корнилий – биография, духовный путь, деятельность. Корнилий, епископ Волгодонский и Сальский (Синяев Владимир Александрович)

Митрополит Корнилий (Попов)

Митрополит Корнилий (в миру Константин Константинович Попов) родился в 1874 году в с. Никольском Вологодской губернии, в семье служащего. По окончании в 1894 году Вологодской духовной семинарии по первому разряду он был определен псаломщиком и одновременно учителем церковно-приходской школы в с. Черевково. В 1896 году принял диаконский сан, затем был рукоположен в священника. Служил священником, миссионером, наблюдателем церковно-приходских школ в Пермской епархии. В 1897 году овдовел.

В 1906 году Константин Попов окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего служил миссионером и епархиальным наблюдателем в городе Ярославле и Ярославской епархии.

12 сентября 1909 года иерей Константин Попов принял монашеский постриг с именем Корнилий, в честь св. прп. Корнилия Комельского.

За особые труды на поприще миссионерского служения иеромонах Корнилий 27 сентября 1913 года был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Ростовского Троице-Варницкого монастыря Ярославской епархии, с оставлением за ним послушания епархиального миссионера. Получив высшее богословское образование, архимандрит Корнилий стремился расширить круг своих познаний и в светских науках: в течение двух лет (1913-1914) он слушал лекции в Ярославском отделении Археологического института.

По докладу Святейшего Синода от 25 мая 1915 года о «быти архимандриту Корнилию епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии» 5 июля 1915 года он хиротонисан во епископа Рыбинского, с назначением настоятелем Ярославского Афанасьевского монастыря.

28 февраля 1921 года Святейший Патриарх Тихон поставил его епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. Но в 1922 году епископ Корнилий уклонился в обновленческий раскол, и 19 сентября 1922 года был определен на Вологодскую кафедру (уже в обновленчестве), а спустя полгода, 24 января 1923-го, возведен в сан архиепископа.

В мае 1923 года архиепископ Корнилий (Попов) участвовал в работе второго обновленческого Всероссийского Поместного Собора. В числе пятидесяти четырех обновленческих архиереев он подписал постановление о лишении сана и звания Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина).

С 23 января 1924 года Корнилий — архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1 мая 1925 года — архиепископ Саратовский (также обновленческий). В 1925 году — архиепископ, затем обновленческий митрополит Свердловский и Уральский, управляющий Уральской митрополией (прибыл на кафедру 1 сентября). В октябре 1925 года архиепископ Корнилий принял участие в работе третьего обновленческого Поместного Собора.

С 22 сентября 1926 года он возглавлял Воронежскую кафедру (митрополит Воронежский и всей Центральной Черноземной области). Член обновленческого Священного Синода. В обновленчестве был награжден правом предношения креста при богослужении (отличие, которого может быть удостоен только Патриарх. — Прим. Ред.) .

В 1935 году Корнилий был уволен на покой указом первоиерарха митрополита Виталия, но спустя семь лет, 21 июня 1942 года, указом первоиерарха митрополита Александра был назначен митрополитом Воронежским и Задонским, а с 1943 года — митрополитом Ярославским и Ростовским. Но, пребывая в качестве обновленческого митрополита на кафедре, где в 1915 году был возведен в сан епископа Русской Православной Церкви, он принял единственно верное решение — принести покаяние Святейшему Патриарху Сергию (Страгородскому) и вернуться в лоно Матери-Церкви.

4 декабря 1943 года, в 5 часов дня, в зале заседаний Священного Синода собрались Святейший Патриарх Сергий, архиепископ Иркутский Филипп, архиепископ Черниговский Симон, епископ Ульяновский Димитрий и управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Н. Колчицкий. Святейший Патриарх Сергий, в мантии и малом облачении, вместе с собравшимися архипастырями совершил краткое молитвословие, после чего присоединяемый из «обновленчества» епископ Корнилий прочел и вручил Святейшему Патриарху свое, за собственноручной подписью, покаяние, изложенное в следующих выражениях:

«Я, нижеподписавшийся, исповедую Господу моему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем Святым, и тебе, Святейший Владыко, и вам всем, боголюбезнейшие отцы и братие, мое великое согрешение: еще в 1923 году я уклонился в обновленческий раскол и вот закоснел в нем до настоящего времени. Неправду обновленчества я чувствовал, старался даже не участвовать в канонических нарушениях: второбрачных не рукополагал, в хиротониях женатых епископов не принимал участия. Сделавшись жертвою злостного обмана, будто бы обновленческий Собор 1923 года требует от епископов-монахов отречься от монашества, я было заявил об отречении, но когда обман раскрылся, я поспешил открыто и официально отказаться от своего заявления и остался верен своим монашеским обетам. Тем не менее в обновленчестве я коснел, занимая архиерейские кафедры и за свою службу получая от обновленцев немалые почести — сан архиепископа, митрополита и даже патриаршее отличие — предношение креста при богослужении. Теперь я обо всем этом глубоко сожалею и искренно раскаиваюсь. Навсегда отрекаюсь от всякого общения с обновленческим сборищем, отвергаю полученные от них награды. Клятвенно обещаюсь до последнего моего издыхания быть верным и послушным служителем Святой Патриаршей Русской Церкви, в общение с которой принять меня усердно прошу и молю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови, и помолися о мне, грешном».

После принесения этого покаяния Преосвященным Корнилием Святейший Патриарх Сергий накрыл присоединяемого омофором и прочел над ним разрешительную молитву из чина исповедания, возложив затем на присоединяемого архиерейскую панагию. Взаимным архиерейским приветствием «Христос посреди нас» закончился чин принятия Преосвященного Корнилия (Попова) в сущем сане епископа в каноническое общение с Московской Патриархией и всею законной иерархией Русской Православной Церкви. В декабре того же года определено епископу Корнилию быть епископом Сумским и Ахтырским.

В феврале 1945 года Преосвященный Корнилий был возведен в сан архиепископа, а 13 апреля того же года он назначен архиепископом Виленским и Литовским и поставлен священноархимандритом Виленского Свято-Духова монастыря. В июле 1945 года ему поручено управлять Рижской епархией. На Пасху 1946 года, по случаю полувекового служения в священническом сане архиепископ Корнилий был награжден правом ношения креста на клобуке.

С 18 ноября 1948 года Преосвященный Корнилий — управляющий Горьковской епархией, с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского. 25 февраля 1955 года он возведен в сан митрополита.

По характеру своему Преосвященный Корнилий был скромен и сердоболен, никому из нуждающихся не отказывал в помощи, заслужив искреннюю любовь и уважение от вверенной паствы за время своего правления в нелегкие для Русской Православной Церкви (и, в частности, для церковной жизни Горьковской епархии) годы.

На первый и поверхностный взгляд может показаться, что послевоенный период был для Церкви временем спокойных и уравновешенных отношений с государственной властью. Однако свидетельства участников событий и архивные документы, доступ к которым стал возможен для православных историков нашего времени, говорят об ином. Условно послевоенный советский период церковной истории можно разделить на три временных отрезка. Первый (совпавший с годами управления Горьковской епархией митрополитом Корнилием) — весьма непродолжительный, но действительно давший Православной Церкви небольшую «передышку» после жестоких ударов по ней, нанесенных богоборческой властью в 1920-1930 годы. Второй временной отрезок (1957-1964 годы) представляет собой уже наиболее острый и разрушительный период для взаимоотношений РПЦ и советского государства (после окончания войны и до начала перестройки в стране): политическая «хрущевская оттепель» тогда обернулась лютыми морозами для Церкви, власть вновь объявила непримиримую войну верующим.

А с 1964 года и до середины 1970-х открытая ожесточенная борьба с Церковью приостановилась, но перешла в опасное русло постепенного вытеснения из сознания советского человека религиозных представлений, в русло застоя как политической, так и церковной жизни…

Однако вернемся в 1950-е годы в Горьковской епархии. На начало этого десятилетия в ней насчитывалось 47 зарегистрированных храмов (три из них — в городе Горьком); служило 70 священников, 19 диаконов, 34 псаломщика. Но потребность людей в действующих храмах была во много раз больше. Об этом свидетельствовали не только переполненные церкви и многочисленные факты ходатайств об открытии храмов, но и огромное число прецедентов, когда богослужения совершались в домах — заштатными или не имеющими регистрации и прихода священниками, а то и просто верующими мирянами. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской области (в тот период это был назначенный в 1945 году тов. Богданов А. М., член ВКП(б) с 1925 года, пробыл в должности уполномоченного до 1960 года) сообщал начальству о наличии 60-ти (!) незарегистрированных молитвенных домов в области. «Как бы мы не сдерживали открытия церквей, религиозные люди безнаказанно организуют службы по домам», — жаловался он в более позднем своем донесении. Но и молельные дома не вмещали всех желающих: во время праздников десятки молящихся стояли прямо на улице, при дверях же храмов их было до нескольких сотен человек. «За пасхальной службой в церкви пос. Высоково верующих было около 15000 человек… В церкви пос. Карповка молящихся было около 20000 человек», — сообщалось в донесении того же уполномоченного от 3 мая 1951 года. (На самом деле ни один из этих храмов не мог бы вместить такого количества верующих. Во время праздничного богослужения большинство прихожан стояли в церковной ограде, под открытым небом. — Прим. Ред.).

Подводя неутешительный для действующей власти итог, уполномоченный вынужден был констатировать: «Анализируя посещаемость церквей в городе Горьком, можно сказать, что религиозность растет. Посещаемость церквей верующими увеличивается». Рост религиозности населения власть неизменно объясняла «низким уровнем культурно-просветительной работы».

Необходимо напомнить, что вся деятельность духовенства епархии (в первую очередь, архиерея) и абсолютно все события религиозной жизни города и области являлись в те и долгие последующие годы предметом подробнейших докладов местного уполномоченного. Это были ежеквартальные отчеты, адресованные московскому начальству — председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, на тот момент — Г. Г. Карпову. Они содержали информацию о жизни церковно-приходских общин, а также подробности личной жизни духовенства и настроений в этой среде.

В одном из своих донесений Карпову Богданов, не без хвастовства, замечал, что горьковский архиерей всю свою деятельность детально согласовывает с ним: не делает никаких перемещений духовенства и рукоположений без предварительного согласования с уполномоченным. Для подтверждения своих слов Богданов приводил выдержку из отчетного доклада архиепископа Корнилия в Московскую Патриархию: «Как в прошлом году, так и в 1952-м я в своей работе согласовывался с уполномоченным, не предпринимал ни одного шага в моей деятельности без договоренности с ним».

Управляя Горьковской епархией, митрополит Корнилий, уже убеленный сединами, почтенный 80-летний старец, неукоснительно совершал богослужения. Служил он, по воспоминаниям современников, всегда необыкновенно торжественно, с большим подъемом и благоговением. Каждое произнесенное им слово было слышно во всем храме, а в сердцах верующих надолго сохранялась память о той радости, которую они пережили во время совместной молитвы с архипастырем. «Берегите нашу церковную обрядность: она полна глубокого смысла, высокой красоты и трогательной любви», — призывал Владыка в своих обращениях к священноначалию епархии. Несмотря на неусыпный контроль за его действиями, Преосвященный обращался к своей пастве и духовенству с вдохновенными речами и проповедями. Архипастырские проповеднические труды митрополита Корнилия неоднократно публиковались в те годы на страницах «Журнала Московской Патриархии».

«Настроения церковной жизни, ослабление церковного союза происходят от ослабления, омертвения веры и, прежде всего, от заметного оскудения веры в среде самих пастырей, — говорил Владыка Корнилий в одном из своих обращений к пастырям Горьковской епархии. — Может ли утолить жажду пересохший ручей? Как может пастырь дать пасомым то, чего сам не имеет? Как осветит чужие души сам не имеющий света веры? Не забыл ли ты, пастырь, свое призвание и не отдал ли свое сердце другому делу?.. Не ищи в селе, а ищи в себе. Оживляйте, духовные отцы, возгревайте в себе деятельную веру в Бога. А вера, по учению святых отцов, есть дар Божий, посылаемый по молитве. Молитесь часто и прилежно, продумывайте и прочувствуйте те святые молитвы, которые вы, быть может, по привычке, без внимания произносите. Вдумайтесь в свое служение, в свое назначение, мысленно приготовляйте себя к каждому богослужению, к каждой требе. Читайте творения святых отцов и жития святых, будьте строги к своим собственным мыслям и поступкам, удерживайте разум и волю ваши в послушании веры, а сердце — в любви к Богу и к ближним, страшитесь гордости ума пред Богом, от которой погиб первый из ангелов. И этими немногими и нетрудными способами, при помощи Божией затеплится в сердце вашем вера живая и деятельная. И в дальнейшем, питаемая вашим богомыслием и смиренномудрием, не угаснет, но возрастет и даст вам счастие и радость жизни во Христе.

Пастырь — духовная свеча. Здесь первое условие — личная вера и личный пример. Свои недостатки в духовном отношении прихожане всегда склонны оправдывать тем, что «попы не лучше нас». Вырвите у них это излюбленное оправдание, дабы и они, осознав себя грешными, считали единственно себя за это виновными и ответственными. Старайтесь устроить свой дом, как свой домашний храм: пусть входящий к вам чувствует, что он вошел в дом священника. Не допускайте соблазна ни в личном своем поведении, ни в поведении своей семьи, будьте сосредоточены, вдумчивы и отечески внимательны в обращении со всеми… Отдай же, пастырь, твоему служению все твое разумение, всю твою добросовестность и весь труд.

Знаю, что зову вас на подвиг, что подвиг всем не под силу. Но служение священников есть служение подвижническое… Изыдем же на делание свое. Оживляйте веру, и оживится приход. Благодать Божия да умудрит рабы Своя».

Государственный Совет по делам РПЦ вменял в обязанность своим уполномоченным особо следить за проповеднической деятельностью духовенства. Еще в год назначения Преосвященного Корнилия на Горьковскую кафедру вступил в действие указ Св. Синода от 25 августа 1948 года, выпущенный явно под нажимом властей. В нем духовенству разъяснялось, что «их проповеди по объяснению Евангелия должны быть чужды всякого вмешательства в политику и носить чисто церковный характер». Вероятно, не случайно Совет именно в это десятилетие начал проявлять обеспокоенность по поводу содержания церковных проповедей: понемногу Церковь приподнимала голову и, несмотря на тяжкий свой крест, несла свет правды, свет любви, объединяя все больше и больше верующих вокруг своих храмов.

В 1953 году в Горьковской области произошло резкое увеличение количества ходатайств об открытии храмов: это был год смерти Сталина, и у православных граждан появилась надежда на то, что отношение к Церкви нового руководства улучшится. Однако все просьбы о возвращении горьковским общинам церквей оставались безответными.

С 1950 по 1956 год в Горьковской епархии не было открыто ни одного храма, но ни одного не было и закрыто. К радости православных начался постепенный, отчасти «подпольный», скрытный процесс реставрации и благоустройства зданий действующих храмов, а также строительства подсобных помещений, крестильных домов, жилья для священников и причта. На все это требовались значительные финансовые средства, которые церковная казна имела за счет громадного потока прихожан, однако возможности их расходования местная власть также ограничивала.

По поводу своих отношений с правящим архиереем уполномоченный Богданов сообщал начальству в донесении 1956 года: «Митрополит Корнилий стал реже посещать уполномоченного. Объясняется это его 82-летним возрастом и частым недомоганием, тем более что комната моя помещается на 4-м этаже, и такому старцу, как он, подниматься составляет большие трудности. Несмотря на это, я в курсе всех событий жизни епархии. Архиерей регулярно высылает мне протоколы заседаний епархиального совета, которые проходят еженедельно».

Оковы тоталитарного государства были крепки, а вскоре идеологические и экономические «тиски» вокруг Церкви еще более сжались. Завершалось послевоенное десятилетие, время достаточно лояльного к Церкви отношения со стороны верховной власти и коммунистической партии. Приближались 1960-е, времена ожесточения и новых гонений на верующих: властям стало ясно, что без принятия жестких мер Церковь и дальше будет оказывать огромное влияние на народ, усиливая свои позиции.

В 1958 году власть действовала еще не только «кнутом», но и «пряником», пытаясь, например, оказывать влияние на молодое духовенство, вынуждать его к сотрудничеству. Из Москвы шли инструктивные письма с указанием «о более глубоком изучении духовенства». «Одна из главных задач, — писал в отчете за полугодие 1958 года горьковский уполномоченный Совета по делам РПЦ Богданов, — это работа с духовенством и митрополитом. Митрополит так стар, что с ним трудно решать какие-либо вопросы. Я беру ставку на благочинных. Работа это кропотливая, сложная, так как ежедневно приходится соприкасаться с носителями чуждой нам идеалистической идеологии»…

1 июня 1959 года, в день памяти прп. Корнилия, чудотворца Комельского, в соборной Троицкой церкви города Горького состоялось чествование митрополита Корнилия по случаю его тезоименитства и 85-летия. Перед литургией настоятель храма протоиерей Георгий Молев приветствовал митрополита трогательной речью, пожелав ему, выдающемуся архипастырю Русской Православной Церкви, здоровья, сил, многих лет жизни и Божией помощи в трудах на благо паствы.

Чествуемому был поднесен прекрасный образ святителя Митрофания Воронежского, в воспоминание служения митрополита епископом Воронежским. Божественную литургию и молебен совершал сам именинник и юбиляр в сослужении городского духовенства. Несмотря на то, что торжество выпало на рабочий день (был понедельник), многочисленные верующие собрались в церкви со всех концов города, чтобы помолиться о дорогом архипастыре и поздравить его с днем Ангела…

Спустя два года после этого торжества преклонный возраст митрополита Корнилия и старческие немощи не дали ему возможности продолжать архипастырское служение. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 14 августа 1961 года митрополит Горьковский и Арзамасский Корнилий был освобожден от управления епархией.

В июле 1966 года Преосвященный Корнилий, проживавший на покое в городе Горьком, из-за болезни окончательно слег: жизнь его угасала. 27 октября 1966 года он скончался.

28 октября гроб с телом почившего митрополита был перевезен из его квартиры в Высоковскую соборную Троицкую церковь. Вечером того же дня правящий епископ Горьковский и Арзамасский Флавиан (Дмитриюк) совершил в церкви заупокойное богослужение по почившем иерархе. Святейший Патриарх Алексий прислал в Горький телеграмму с выражением скорби по случаю кончины старца-митрополита. Совершить отпевание почившего Владыки Его Святейшество благословил епископу Горьковскому Флавиану.

Погребение митрополита Корнилия состоялось 30 октября 1966 года. В отпевании почившего архипастыря приняли участие 16 священников и 4 диакона. Перед чином отпевания Преосвященный Флавиан выразил в своем слове общую печаль по случаю кончины митрополита Корнилия и зачитал телеграмму от Святейшего Патриарха.

После отпевания гроб с телом почившего иерарха был обнесен духовенством вокруг соборной церкви, при перезвоне колоколов, и захоронен, согласно завещанию митрополита Корнилия, в каменной часовенке на погосте храма, за алтарем.

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.

Дата рождения: 22 декабря 1976 г. Страна: Россия Биография:

Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у (ныне митрополит Псковский и Великолукский). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа , курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары.

3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

Окончил Самарскую духовную семинарию и . В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве , 11 сентября за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково во епископа Волгодонского и Сальского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

Самарская духовная семинария.

Киевская духовная академия.

2009 г. — Самарская гуманитарная академия.

Епархия: Волгодонская епархия (Правящий архиерей)

Корнилий (Соболев), епископ Вязниковский

Епископ Корнилий (в миру – Гавриил Гавриилович Соболев) родился в ноябре 1880 года под Выборгом (по другим данным – в самом городе Выборге, который тогда находился в составе Великого княжества Финляндского).
Образование получил в Санкт-Петербургской семинарии, которую окончил в 1900 году, и Санкт-Петербургской духовной академии.
28 сентября 1902 года, когда ещё обучался на III курсе академии, Г. Г. Соболев принял монашеский постриг с именем Корнилия. Пострижение в мантию совершил ректор академии епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Страгородский). Вместе с Соболевым иночество принял его сокурсник Киприан (Шнитников). Обращаясь к новопостриженным инокам, Преосвященный Сергий произнёс пророческие слова: «Послушание имей во всем. Конечно, не без боли, не без тяготы совершен вами этот бесповоротный шаг. Многое вам пришлось оставить за собой, от многого отказаться навсегда. Перенесли вы и мучительный вопрос, отовсюду направлявшийся к вам: «Зачем вы делаете этот шаг, зачем не довольствуетесь обычной жизнью мирской, в которой ведь тоже можно спастись?» Да, зачем? Но зачем Петру было бросаться в озеро, когда он увидел, что Господь его стоит на берегу? Зачем было христианским мученикам добровольно проситься на костры, когда можно было и без этого спастись, когда и без этого Господь, быть может, их услышал бы и даровал бы им Царство Небесное? Ведь чтобы «войти в жизнь вечную» по слову Самого Господа, необходимо только «соблюдать заповеди», самые обыкновенные и для всех обязательные. Но разве любовь когда-нибудь спрашивает, когда-нибудь высчитывает, сколько нужно пожертвовать для любимого предмета? Разве дело любви – размерять величину своего подвига, как бы боясь передать лишнее? Любовь поэтому и любовь, что она себя не щадит, что она всегда на всё готова, – готова принести жертву даже тогда, когда этой жертвы от неё и не требуют. Та же любовь ко Христу, блеснув пред вашим духовным взором, увлекла и вас за собой, и вся привела к решимости оставить мир похотения, служение своим страстям, оставить жизнь по своим планам и желаниям и предать себя Христу в жертву чисту, благоугодну…
Решительный шаг совершён. Прошлого уже нет. Теперь начинается для вас новая жизнь. Может быть, она предносится вашему воображению в особенном свете, в виде славного поприща, исполненного небывалых, особенных подвигов. Предносится, может быть, одному из вас тихая подвижническая келья где-нибудь в пустынном скиту, где кроме Бога и Богом сотворённой природы, являющей каждому истинному подвижнику Божие величие и красоту, нет ничего, где он один в тиши и безмолвии может беседовать с Богом, молиться день и ночь. Другому, может быть, предносится поприще миссионерское, где он, оставив всё: свою родину, свой язык, идёт в неведомые страны, несёт язычникам свет Христов. Но, юные мои братья, слишком немудрена была бы монашеская жизнь и легко было бы спастись, если бы для этого нужно было только быть каким-нибудь героем, т. е. задумать какой-нибудь подвиг и раз навсегда совершить его, прославившись и здесь, и там. Не тот настоящий воин, который только в минуту особенного подъёма духа может блеснуть самопожертвованием. Жизнь созидается не минутным решением и состоит не в одном столь же поспешном исполнении этого решения. Жизнь, настоящая жизнь, состоит из постепенного упорного труда и незаметного делания».
Тогда же инок Корнилий был рукоположен в иеродиакона, а в 1903 году – во иеромонаха.
После окончания духовной академии в 1904 году иеромонах Корнилий 28 июля того же года был назначен членом Урмийской духовной миссии в северной Персии – в городе Урмия, столице Западного Азербайджана близ одноимённого озера Урмия. История миссии началась в 1898 году, когда девять тысяч сиро халдеев подали прошение о соединении с Русской Православной Церковью. В 1901 году в Северной Персии был построен первый православный храм, а с 1905 года при миссии на русском и сирском языках стал издаваться журнал «Православная Урмия».
Начальником миссии с 1904 года был кандидат Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Сергий (Лавров), под началом которого и служил иеромонах Корнилий. Персия в то время находилась в политической и финансовой зависимости от Российской империи. В её городах, в том числе и в столице, размещались русские казачьи части, персидские шахи являлись должниками Русского учётно-ссудного банка. Десятки тысяч персиян, жителей пограничных территорий, в том числе Западного Азербайджана, уходили на заработки в Закавказье и Закаспийскую область Российской империи. Поэтому Русская Православная Церковь стремилась как можно эффективнее воздействовать на население этой провинции. Когда о. Корнилий служил в Урмии, в Персии были сильны революционные настроения. В середине декабря 1905 года началась Персидская революция. Антишахское движение испытывало влияние революции в России. Весь 1906 год прошёл в демонстрациях, столкновениях митингующих с солдатами правительственных войск. Одним из центров революции стал Тебриз, расположенный в непосредственной близости от Урмии и южных границ Российской империи. В 1907 году при активном участии русских и английских войск революция в Персии была подавлена, а страна фактически разделена на русскую и английскую зоны влияния. Таким образом, служение иеромонаха Корнилия пришлось на бурные и опасные годы, хотя в Урмии было сравнительно спокойно.
14 августа 1907 года был назначен преподавателем, но уже 21 августа того же года перемещён на такую же должность в Александро-Невское духовное училище в Петербурге. Там в 1908 году он был награждён орденом Св. Анны III ст. 20 августа 1909 года его назначили преподавателем Санкт Петербургской духовной семинарии, а 25 января 1910 года – там же инспектором.
1 сентября 1911 года о. Корнилий был назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .
17 (30) сентября 1917 года архимандрит Корнилий был хиротонисан в Туле во епископа Каширского, викария Тульской епархии. 2 февраля 1918 года в Туле состоялся не разрешённый властями крестный ход. Шествие с иконами и хоругвиями, которое двинулось из кремля, было встречено пулемётным огнём красноармейцев. Десятки верующих были ранены, 13 человек убиты. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев). Запись об этом событии оставил в своём «Дневнике» профессор Московской духовной академии А.Д. Беляев: «В Сретенье в Туле был крестный ход, которого не желали и требовали отменить большевики, но Дума и всё население требовали… Большевики стреляли в идущую толпу богомольцев из пулемётов, есть убитые и раненые. В викарного епископа Корнилия попали 2 пули в ноги, навылет. А Тульского епископа Ювеналия после хода богомольцы одели в соборе в тулуп, и он пешком был проведён домой для безопасности».
С 22 января 1920 года владыка Корнилий – епископ Новосильский, викарий Тульской епархии.

Епископ Вязниковский 1921–1926 гг.
В 1921 году Преосвященный Корнилий был перемещён на Вязниковскую кафедру. Однако управлял епископ Корнилий недолго. Уже 27 марта 1921 года он был арестован в Вязниках, но затем отпущен под подписку о невыезде. Владыка обвинялся в антисоветской агитации. Решением коллегии Владгубчека от 7 июня 1921 года «…хотя юридически виновность Корнилия не доказана, ему было предложено в течение 2 недельного срока выехать в распоряжение Московской епархии».

Отец Корнилий (Соболев)

В январе 1922 года Преосвященному Корнилию разрешили вернуться в Вязники.
Повторно епископ Корнилий был арестован 1 декабря 1922 года. На этот раз его обвиняли «…в будировании народных масс на религиозной почве». Интересный случай из вязниковского периода владыки Корнилия вспоминал позднее в одном из писем святитель Афанасий (Сахаров). Этот эпизод произошёл летом 1922 года, когда отмечалось нашествие различных насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур. В целях прекращения этого бедствия епископом Корнилием по просьбе крестьян на полях был прочитан «Чин, бываемый на нивах… аще случится вредитися от гадов…», который принёс желанные плоды. Ковровский епископ писал: «Покойный преосвященный Корнилий, архиепископ Свердловский (Соболев) рассказывал мне, что, когда однажды, в бытность его Вязниковским, путешествовал по своему уделу, он сам видел на нивах, на которых накануне был совершён означенный чин, целые кучи мёртвых вредителей, именно тех, которые были закляты с призыванием мучеников Трифона, Евстафия и Иулиана». Эта история, по видимому, также стала одной из причин последующего в том же году ареста владыки. Решением комиссии НКВД по административным высылкам от 30 марта 1923 года епископ Корнилий был приговорён к высылке сроком на три года под гласный надзор ГО ОГПУ в Нарымский край Енисейской губернии.
После освобождения он в январе 1926 года был временно управляющим Владимирской епархией .
16 июля 1926 года Преосвященный Корнилий был арестован во Владимире без предъявления ему обвинения, а 18 августа освобождён под подписку о невыезде из Москвы.
В августе 1926 года он был определён архиепископом Свердловским и Ирбитским. Осенью 1926 года среди архиереев стала обсуждаться необходимость тайного избрания Патриарха, который смог бы положить конец церковным нестроениям. Инициатива тайного избрания принадлежала епископу Павлину (Крошечкину) и архиепископу Корнилию (Соболеву). Кандидатом в Патриархи стал первый из архиереев, назначенный в Местоблюстители по «Завещанию» святого Тихона, митрополит Казанский Кирилл, срок ссылки которого к тому времени заканчивался. В условиях постоянных гонений на Русскую Православную Церковь созыв Поместного Собора был невозможен. Поэтому каждого архиерея навещали лично и собирали их подписи за кандидатов. Владыка Корнилий одним из первых подписал акт об избрании митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) Патриархом. К ноябрю 1926 года было собрано всего 72 подписи об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Кирилла. За ходом выборов с самого начала следило ГПУ. Вскоре были арестованы почти все архиереи, поставившие свои подписи под избирательными бюллетенями. В тюрьмы, лагеря, ссылки было отправлено 40 архипастырей, в том числе и архиепископ Корнилий. Отбывавшего ссылку кандидата в Патриархи митрополита Кирилла вновь арестовали и бросили в тюрьму.


Заключённый Гавриил Гавриилович Соболев

Тогда в управление Русской Православной Церковью вступил митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). Владыка Иосиф не исключал и своего скорого ареста. 25 ноября 1926 года он составил завещательное распоряжение о преемстве высшей церковной власти, в котором назвал своих преемников – Корнилия (Соболева), архиепископа Свердловского и Ирбитского, Фаддея (Успенского), архиепископа Астраханского и Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского. 17 декабря 1926 года архиепископ Корнилий вместе с группой архиереев был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним по одному делу проходили митрополит Сергий Страгородский (с 10 августа 1917 г. по 16 июня 1922 г. носил титул Владимирский и Шуйский), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), викарий Нижегородский Григорий (Козлов) и викарий Курский Павлин (Крошечкин). Преосвященный Корнилий был обвинён за принадлежность к антисоветской группе архиереев. 29 апреля 1927 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58–6 УК РСФСР «Соболев Г. Г.» был приговорён к трём годам концлагерей и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Следующий месяц владыка Корнилий провёл на этапе вместе со своими «однодельцами» – епископом Афанасием (Сахаровым) и епископом Григорием (Козловым). Через ленинградскую пересыльную тюрьму они прибыли на Соловки. От того времени известно письмо архиепископа Корнилия к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) по поводу текущих событий церковной жизни, написанное 7 мая 1928 года. 23 ноября 1929 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ дело было пересмотрено, и епископа Корнилия выслали в Сибирь сроком на три года. Таким образом, он сначала находился в заключении на Соловках, а затем на поселении в Казанской области. Кафедру владыка Корнилий возглавлял до 1933 года. Всё это время он управлял епархией в большей степени номинально. Практически Преосвященный Корнилий с 1923 года не покидал тюрьмы и концлагеря.
Скончался владыка Корнилий 16 апреля (по данным архива Владимирского УФСБ – 17 апреля) 1933 года. По слухам, он был убит татарином, доставлявшим ему рыбу. Оставшись ночевать, он ночью зарезал архиепископа с целью ограбления. После этого владыка провёл в сильных мучениях 13 дней и умер в первый день св. Пасхи.
15 апреля 1993 года прокуратура Владимирской области реабилитировала епископа Корнилия за отсутствием в его деле состава преступления.

Глава Волгодонской епархии

епископ Волгодонский и Сальский

КОРНИЛИЙ

(Синяев Владимир Александрович)

Страна: Россия

Биография: Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у архиепископа Евсевия (ныне митрополит Псковский и Великолукский). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 3 июля 1993 г. в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре пострижен архиепископом Евсевием в малую схиму с именем Корнилий. Затем еще год оставался алтарником и иподиаконом архиепископа Самарского Сергия.

31 июля 1995 г. в Покровском кафедральном соборе рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма села Ореховка Алексеевского района Самарской области.

В 1997 г. переведен в клир церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самары и получил послушание строить в рабочих кварталах Безымянки первый на то время православный храм. 22 июня 1999 г. назначен настоятелем строящейся церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира г. Самары.

В 2000 г. возведен в сан игумена.

В 2003 г. по благословению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) был назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии, курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары.

3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

Окончил Самарскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Волгодонским и Сальским.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского.

11 сентября 2011 г., в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского.

Образование:

Самарская духовная семинария.

Киевская духовная академия.

2009 г. - Самарская гуманитарная академия.

Глава Волгодонской епархии (Правящий архиерей)

Из утренней почты:

"Обращение к Святейшему Патриарху Кириллу от верных чад Волгодонской и Сальской епархии.

Ваше Святейшество!

Обращаются к вам верующие люди, представители казачества, Волгодонской и Сальской
епархии. 7 лет назад Вашим указом, к нам прислали епископа Корнилия (Синяева). Мы
много раз писали Вам, докладывали о положении дел в нашей епархии, но на все просьбы
получали только отписки Ваших секретарей что все хорошо, а мы якобы вводим Вас в
заблуждение. Видимо епископ Корнилий имеет больших покровителей, которым возит
ежеквартально чемоданы денег и которые не доносят до Вас правдивую информацию о его
делах и положении в епархии. Многим известно что он мечтает о белой шапке митрополита
и хочет поскорее уехать. Сделайте ему такой подарок, Ваше Святейшество, пусть он
поскорее покинет наши чужие для него края, все верующие люди вздохнут с облегчением.

Сей нечестивый епископ поставил во главу угла своей деятельности езду по приходам и
грабеж церквей. Его не интересует общественная деятельность, встречи с молодежью,
студенчеством, с главами муниципальных районов, он их попросту избегает. Жадный,
наглый и просто хам, всем рассказывает о своем раннем подстриге, а на самом деле ни дня
не был нигде в монастыре, не имеет никакого опыта управления.
Достаточно просто посмотреть епархиальный сайт там сплошная показуха и имитация
деятельности. За время своего пребывания он ни разу не встретился с молодежными
сообществами города, не ответил на их вопросы. Неудивительно что в нашем молодежном
городе нет в храмах молодежи, они все у сектантов и баптистов, которые не боятся выходить
в народ со своими лжеучениями. Недавно был праздник 9 мая, ему даже не дали слова на
митинге, стоял просто на трибуне и все. Из за него в городе все отворачиваются от церкви.
Ни бизнес сообщество, ни власти не хотят с ним общения, он не смог ни с кем наладить
диалог из за его тупости, наглости и психического поведения. Всего его 7 лет нахождения
тут это деградация и разложение церкви.
Приезжая на какой либо приход, он не хочет встречаться с главами поселений, депутатами,
чиновниками. Для него проще приехать получить свой гонорар, рассказать одну и ту же
проповедь однообразную и уехать на другой приход. Совершенно безграмотный, психически
и телесно больной человек, который непонятно каким образом получил такой высокий сан.
С такими епископами вся концепция чтобы епископ был «ближе к народу» терпит крах. На
самом деле, на примере епископа Корнилия можно утверждать, что он стал ближе не к
народу а к деньгам! Народ он боится, избегает, на прием простому человеку к нему
невозможно попасть.
Вся его деятельность, фальшивка и показуха для Вас и это не трудно понять если
разобраться что конкретно он сделал за все время своего нахождения тут. Результаты этой
«деятельности» крайне удручающие.
Начнем с самого простого, это туалета. Его просто нет на территории кафедрального собора.
Люди которые приходят на богослужения с детьми, им просто некуда сходить в туалет и это
факт. Кафедральный собор среди недели постоянно закрыт, открывают его только в
воскресенье и в большие праздники и то, только тогда когда служит епископ Корнилий.
Мы готовы это подтвердить фотографиями что среди недели собор закрыт, что нет туалета.
В будние дни открыт нижний храм, который находится в подвале. Почему горожане не
имеют право среди недели прийти в собор поставить свечи, помолиться?

Почему они должны идти куда то в подвал? Собор Рождества Христова это подарок
Ростовской РОАЭС городу Волгодонску, и это достояние всего города и жителей а никак не епископа Корнилия.
Там в верхнем храме все в золоте и он просто боится что что то там могут украсть,
а посадить охранника и свечницу он не хочет, потому что им нужно платить.
Пару лет назал на местном новостном портале люди писали и возмущались о том что в
праздник Крещения Господня, сразу после литургии, когда вышел епископ Корнилий, всех
людей попросту выгнали и закрыли на ключ верхний храм. Отправили в нижний храм, опять
в подвал. Такой наглости, хамства, жадности местные жители не видели никогда. Понятное
дело что после таких поступков люди отворачиваются от церкви и уходят к сектантам,
которые отворяют двери для каждого человека и встречают всех чуть ли не с гитарами.
Моральный и психический облик епископа Корнилия вызывает так же очень большие
вопросы. Он ведет себя на богослужениях как истеричная, беременная баба, может орать на
своих подчиненных, психовать и все это видим мы, прихожане храмов. Все его
приближенные которые приехали с ним из Самары разбежались, постоянно меняются
иподиаконы, сотрудники, никто не выдерживает его отвратительное поведение. Зачем
рукополагать таких больных психически людей нам непонятно.
Как только Владыка прибыл к нам на кафедру, Его везде сопровождает как «супруга»
местный священник Антоний Савенков. Данный священник является ключарем собора
Рождества Христова и благочинным. Он имеет жену, и троих несовершеннолетних детей.
Владыка Корнилий в добровольно-принудительном порядке приблизил его к себе, начал
заставлять его сопровождать везде. Его постоянно не было дома, матушка одна с детьми
находилась, терпела все это долго время. Сейчас он отправил ее и детей в область, подальше,
чтобы не мешалась что называется и таскается с епископом Корнилием везде, живет с ним в
одном доме. Бросил семью и сопровождает его везде и всюду. Среди верущих людей
поползли слухи, что епископ Корнилий женился и все в таком духе, но понятно что речь
идет о нездоровой связи монаха епископа и женатого молодого священника, который бросил
семью, детей, променял их на жизнь рядом с Корнилием. У Владыки Корнилия были монахи
келейники, но он их всех повыгонял, а этого Антония пригрел. Таким образом Владыка
разрушил семью священника и не считает это чем то плохим, с амвонов храмов продолжая
учить людей. Стыдно и обидно все это наблюдать, что такие нечестивцы, скрытые
гомосексуалисты, проникают в нашу церковь и своим поведением разрушают ее,
отворачивая множество людей.

Ваше Святейшество!
Слезно молим, избавьте нас, нашу епархию, от этого нечестивца епископа Корнилия.
Пришлите независимую комиссию чтобы она проинспектировала, пообщалась с людьми
верующими в том числе и с матушкой Антония Савенкова, которая была брошена с детьми,
и вы увидите что все о чем мы Вам сообщаем это правда.
Пусть он получит сан митрополита и уедет подальше от нас вместе со своим любовником
Антонием. Он замучал грабить все приходы и возить чемоданами деньги в Москву.
С любовью и почтением, к Вам, казаки, прихожане храмов Волгодонской и Сальской
епархии.
М.Петренко, А.Матвеев, И.Прокофьев и многие другие.

P.S. Ваши обращения, жалобы, письма,
обращенные к ушам Его Святейшества,
присылайте на [email protected]