Open
Close

Молитва об изгнании злых духов. Как иисус обращался с дьяволом

Рецензии

Когда уже пришедший Христос будет явлен миру, то в душах верующих произойдёт то, о чём пророчествовал Иисус: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища ПОКОЯ, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой (душу), откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным (пустым); тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Ев.от Матфея 12.43-45).

Ответ на рецензию на произведение «Как Иисус обращался с дьяволом» Станислава Витюкова, написанную Анатолием Карапыш.

Уважаемый брат Анатолий, я сердечно благодарен Богу за то, что Он продлевает нашу с Вами жизнь на сей земле и даёт возможность, и желание общаться, хотя письменно друг с другом, рассуждая о Его Вечном Слове, Которое ведёт нас ко спасению наших бессмертных душ. Сердечно благодарен так же и Вам, что Вы уделили время для прочтения моего произведения: «Как Христос обращался с дьяволом»? В своей рецензии Вы пишете: «Когда уже пришедший Христос будет явлен миру, то в душах верующих произойдёт то, что пророчествовал Иисус: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища ПОКОЯ, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой (душу), откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым (пустым), выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Ев. от Матфея 12:43-45). Уважаемый Анатолий, разрешите и мне изложить свои мысли по поводу Ваших кратких высказываний: 1. Вы пишите: «Когда уже прошедший Христос будет явлен миру». Но о явлении Христа мы читаем: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустыне до явления своего Израилю» Лук.1:80; и читаем ещё: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха» 1 Ин.3:2. И ещё: «Для того-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диялова» 1Ин.5,8. – Первое «явление» Христа миру уже исполнилось. И дальше Вы пишете: «то в душах верующих произойдёт то, о чём пророчествовал Иисус: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местах, ища ПОКОЯ, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой (душу), откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым (пустым), выметенным и убранным); тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом». – Да, к большому сожалению, и такое бывает, и в наши дни – но не с истинно «уверовавшими» христианами. И, Христос в своей речи, говорит об этом, и указывает причину этому явлению: Ведь Евангелия говорит, что «все люди согрешили и лишены славы Божией» Рим.3:23; «Как написано: ибо нет праведного нет ни одного» Рим.3:10; следовательно их «дома» (души), наполнены грехами и пороками, и требуют очищения. При искреннем покаянии перед Богом и окружающими, дом грешника очищается: ведь, «Он(Христос) явился для того, чтобы взять грехи наши», и «очистить от всякой неправды» 1Ин.1:9. И душа, покаянного грешника становится чистой и «незанятой». Но есть, всеми признанный закон, «что, созданная Богом природа, не терпит пустоты» (вакуума, в т. ч. и вдухоаном смысле). И мудрый хозяин своего дома (души), стремиться заполнить свои духовный дом Духом Святым, Его плодами, ведь первый шаг в рай, это добрые мысли; второй, это добрые слова, третий, добрые дела; и общение с Богом в молитве, в Его Слове, и с Его народом. Но, если этого нет, то приходит тот же дух, да не один, и заселяют пустой дом (душу) «и бывает для человека того последнее хуже первого», и старый хозяин (дух) продолжает творить свои дела; и выдворить его не так то просто, поэтому, Христос предупреждает нас об этом, чтобы подобного с нами не случилось, Слава Ему!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

КАК ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ КАК ЭТО ДЕЛАЛ ИИСУС

В последнее время в некоторых христианских кругах произошел “взрыв” практики изгнания бесов. Вокруг этих так называемых собраний “освобождения” или такого “духовного контакта” существует больше истерии и ажиотажа, чем то, что устраивают девочки-подростки на концертах своих любимых групп.

Подобно искусному дирижеру, который подводит целый оркестр к пику крещендо, опытный экзорцист может с легкостью привести целую толпу наблюдателей к эмоциональной невменяемости.

К сожалению, лукавое учение и не библейская практика некоторых бесчестных проповедников заманивают их слушателей в западню. Они заставляют своих последователей верить в ложь, тщательно манипулируя библейским текстом и рассказывая невероятные истории контакта со сверхъестественным. Такое искаженное богословие и практика приводят к колоссальным потерям в жизни Церкви и отдельных верующих.

Чтобы вы не думали, что я не верю в существование сатаны или в то, что его демоны могут вселяться в человека, я вам скажу следующее:

Я верю, что сатана и бесы существуют и имеют ограниченное влияние на наш мир. Я сам принимал участие в изгнании бесов. Я отчетливо видел буйство одержимости. Однако, моя статья не будет основываться на моем личном опыте в демоническом мире.

Почему?

Потому что я встречал слишком много учений, в основании которых лежал человеческий опыт. Историй о бесовской одержимости хоть пруд пруди. Большинство из тех, кто называет себя “экзорцистом”, также очень любят развлекать свою аудиторию рассказами о своих прошлых контактах с бесами.

При том, что проблема одержимости настоящими бесами существует, эти лжеучители основывают свое учение и обряды на своем субъективном опыте. Вместо того, чтобы смотреть на пережитое через линзу Слова Божия, они рассматривают происходящее через искажающую линзу своего личного опыта.

Что Новый Завет говорит об изгнании бесов и экзорцизме

Для начала давайте убедимся, что мы понимаем, что подразумевается под понятием одержимости в Новом Завете.

Главное слово, которое используется по отношению к злым духам, это просто “демон” (греч . Diamonion ), и оно встречается 60 раз. В других местах Писания используется фраза “нечистый дух” (24 раза) и один раз “дух питона” (в русском переводе дух прорицания) (Деян. 16:16).

Обычно, когда мы говорим о проявлении бесов в людях, мы называем это “демонической одержимостью”, но следует знать, что такая терминология отсутствует в Новом Завете. Авторы Писания описывают подобные ситуации двумя выражениями. Первое — это “одержимый” (греч. daimonizomai ), второе — о людях говорится, что они имеют нечистого духа или демона.

Дважды людей называют лунатиками или имеющими припадки. Неясно, были ли эти ситуации результатом одержимости в Мат. 4:24, но в Мат. 17:15 Иисус изгоняет беса из мальчика с припадками.

Когда производилось изгнание, оно описывалось, что демоны “вышли”, что наводит нас на мысль, что бесы занимали определенное место внутри человека.

Признаки “демонизации”

Демонизированные люди в Новом Завете проявляли некоторые очень отчетливые признаки бесовского присутствия. Существует 7 различных физических проявлений, они видимы не в каждом случае одержимости, но каждый одержимый человек демонстрирует один или более из нижеперечисленных признаков:

  1. Слепота (Мат. 12.22)
  2. Глухота (Мат.12.22)
  3. Немота (Мат. 9.32)
  4. Конвульсии (Мар. 1.26)
  5. Нечеловеческая сила (Мар. 5.3-4)
  6. Крики, дикий крик (Мар. 5.5)
  7. Нанесение себе телесных ран (Мар. 5.5)

В дополнение к этим физическим проявлениям одержимые пророчествовали (Деян. 16.16) и иногда признавали Иисуса Христа и Его апостолов (Мар. 1.34, Деян. 19.15).

Как Иисус вел себя с демонами

Иисус вел себя с демонами по разному, в зависимости от ситуации. Однако во всех случаях прослеживается несколько общих характеристик.

В Евангелиях записано только 6 случаев, когда Иисус изгонял бесов из кого-либо.

  1. Одержимый нечистым духом человек в синагоге (Мар. 1:23-30, Лук. 4:33-37)
  2. Немой (Мат. 9:32-33, Лук. 11:14)
  3. Немой и слепой (Мат. 12:22-23)
  4. Одержимый в стране Гадаринской (Мар. 5:1-20, Мат. 8:28-34, Лук. 8:26-39)
  5. Дочь женщины-хананеянки (Мар. 7:25-30, Мат. 15:21-28)
  6. Мальчик, одержимый глухим и немым духом (Мар. 9:17-29, Мат. 17:14-21, Лук. 9:37-43)

Есть еще ряд общих упоминаний о том, что Иисус Христос изгонял бесов, но из-за того, что в них отсутствуют детали, мы их не будет рассматривать. Вот несколько общих характеристик, присутствующих в каждом из случаев, когда Иисус изгонял демонов из людей:

1. Иисус никогда не искал одержимых, они сами приходили к нему.

Мы снова видим, что тактика Иисуса Христа отличалась от той, которую используют современные “экзорцисты”. События, описывающие как Иисус изгонял бесов, показывают нам, что Христос никогда Сам их не искал. Он никогда не собирал специальные экзорцистские собрания, Он никогда не готовил свою аудиторию историями о том, как Он ранее изгонял демонов. Иисус просто шел и проповедовал Евангелие, а люди сами приносили больных и демонизированных к Нему.

“Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных” (Мат. 8:16)

2. Иисус не вел себя агрессивно по отношению к демонизированным.

Не знаю почему, но многие экзорцисты сегодня чувствуют необходимость повышать голос и словесно поносить бесов для того, чтобы те вышли из человека. Возможно, они пытаются быть как можно громче и назойливей, чтобы бесам это надоело и они сами ушли искать мира и покоя!

В большинстве случаев Иисус просто запрещает демону и повелевает ему выйти.

“Иисус, видя, что сбегается народ, запретил нечистому духу, сказав ему: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него” (Мат. 9:25)

3. Иисус никогда не пользовался “святыми” реликвиями для изгнания бесов.

Кресты, святая вода, большие Библии — я видел, что все это использовалось для “мучения” демонов до тех пор, пока они не выйдут. Разве никому не пришло в голову, что невозможно мучить духовное существо физическим предметом, не говоря уже о том, что Иисус не делал ничего подобного?! Если следовать практике Иисуса Христа, то Он изгонял демонов ничем иным как Духом Божьим (Мат. 12:28).

Апостол Павел также говорит нам о борьбе между духом и плотью (Еф. 6:12), таким образом призывая нас не использовать физические предметы, сражаясь в духовной битве.

4. Иисус не делал представления из изгнания бесов.

Часто экзорцисты приводят демонизированного человека на сцену перед всей аудиторией, задают ему множество вопросов, затем заставляют его повторять какие-то заявления, отрекаясь от придуманных родовых проклятий, которые, якобы, связывают человека.

В конце концов, когда демонизированного довели до исступления, экзорцист тогда начинает показывать свои “духовные” фокусы, пока человек не успокоится и не вернется в нормальное состояние. Все это действо очень увлекающе для толпы и дает хороший пример для подражания следующему одержимому.

Но ведь Иисус Христос никогда так не делал! На самом деле Он просто запрещал бесам и говорил им замолчать, чтобы они не привлекали много внимания (Мар. 3:11-12).

5. Иисус не вел долгих разговоров с бесами.

Мне кажется странным, что многие современные экзорцисты подолгу беседуют с нечистыми духами и требуют, чтобы те сказали свое имя и как они оказались внутри того или иного человека и т.д. В Библии нет указаний, что мы должны беседовать с демонами, и, хотя иногда Христос разговаривал со злыми духами, эти разговоры были совсем недолгими.

Если нам необязательно разговаривать с демонами, нам и не нужно этого делать. Мы должны как можно больше ограничить свой контакт с ними.

6. Все случаи изгнания бесов были моментальными и окончательными.

Иисусу не нужно было много времени, чтобы пытаться изгнать бесов, он это делал моментально и окончательно. Когда ученики не могли изгнать демона, заметьте, как Иисус не приказал им использовать побольше святой воды, постараться разрушить родовые проклятия или громче кричать во имя Иисуса. Напротив, Иисус Христос просто сказал:

“Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста”(Мар. 9:29)

Нет библейского доказательства того, что мы должны вовлекать себя в подобные продолжительные “духовные” битвы, крича на бесов и требуя того или иного во имя Иисуса Христа. Более того, нет никакого библейского прецедента, в соответствии с которым мы должны потратить часы на расследование прошлого демонизированного человека, а потом изгонять по одному всевозможных бесов и пробиваться через “родовые проклятья”.

Если демонизированный не освобожден сразу же, мы призваны молиться и поститься. К сожалению, пост и молитва обычно не привлекают большие толпы народа, и, конечно же, их не так интересно смотреть на канале YouTube. Возможно это и стало причиной, почему мы не видим многих экзорцистов, поступающих по библейским стандартам.

7. Все, из кого Христос изгнал бесов, проявляли четкие симптомы демонизации до того, как встретились с Ним.

Важно заметить, что когда Иисус встречал демонизированных, все они проявляли четкие симптомы одержимости еще до того, как были приведены к Нему. Это идет вразрез практике современных экзорцистов, которым зачастую приходится поработать, чтобы заставить проявить какой-то признак демонизации человека, который, возможно, никогда не демонстрировал этих признаков и даже и не подозревал, что может быть одержим.

Секрет духовной свободы

Экзорцисты современности хотели бы, чтобы все люди верили, что где-то внутри них может прятаться бес. Они бы хотели, чтобы люди верими, что есть какой-то “секретный” ключ, которым можно открыть духовный мир и избавиться от своих бесов. Они бы хотели, чтобы люди верили, что без особой “разрывающей оковы” молитвы или “разрушения родового проклятия” им не иметь победы над грехом.

Однако Библия рисует нам совершенно иную картину о демонах и их влиянии на наш мир. Да, неверующие могут быть одержимы бесами и демонизированы, но единственное решение этой проблемы может быть не таким гламурным, как этого хотели бы телевизионные экзорцисты.

Позвольте мне объяснить это как можно проще.

Единственный способ духовного освобождения — это покаяние и вера в Иисуса Христа.

Реальность такова, что мы не можем напугать, своим криком выгнать или волшебным образом вытолкнуть демонов. Если каким-то образом мы и смогли изгнать демонов из человека, не проповедав ему Благую весть, мы просто открыли сердце демонизированного к дальнейшим мучениям (Мат. 12:43-45).

Те, кого дьявол еще держит в своих оковах, нуждаются в наших молитвах, а также в терпеливом и кротком учении, в ясном объяснении Евангелия и ободрении.

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины. (2 Тим. 2:24-25)

Абсолютная свобода от демонов, греха, смерти и нашей уродливой греховной природы находится только в истине евангельского послания!


Демонов изгонял не только Иисус, но в Старом завете этим занимались и фарисеи. Опубликовано на веб-портале

Лк.11:19 «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.»

Разница была в том, как это делалось. Когда Иисус начал изгонять демонов, то в синагоге удивились не потому, что Он изгнал, а потому, как Он изгнал – Он имел власть, и демоны Ему подчинялись.

Мр.1:27 «И ужаснулись все так, что спрашивали друг друга, говоря: «Что это? Учение новое, в котором со властью и духам нечистым приказывает, и слушаются Его?!» (BIMBF)

Другие же, до Иисуса, изгоняя демонов, применяли множество усилий, методики, всякие омовения, очищения, приношения и т.д.

Часть христиан до сих пор изгоняют демонов «методом фарисеев»: крича на демонов, запугивая их, применяя разные церемонии, специальные слова, методики и т.д. Другая часть изгоняет демонов без особенных усилий, так, как это было описано в Евангелиях и книге Деяний.

Да, мы должны учиться, иметь опыт, книги по изгнанию, методики, но это должно быть подготовкой, а само изгнание должно становиться проще и легче.

1. Начинается изгнание с понятия власти в Имени Иисуса.

Иисус выбрал из толпы семьдесят человек и послал их, дав им поручение исцелять больных и говорить о Царствии Божьем. Это были обычные люди, еще не обученные и не опытные в таком деле.

Лк 10:1 «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников , и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,»

Лк 10:9 «..и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: «Приблизилось к вам Царствие Божие!»

Лк.10:17 «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: «Господи, и бесы повинуются нам в имени Твоем!»

Лк 10:18-19 «Он же сказал им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; вот я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам.»

У этих семидесяти учеников были недостатки, и они не были постоянны и верны Иисусу, но демоны подчинялись власти Имени Иисуса Христа.

Поэтому, чтобы начать изгонять демонов достаточно быть:

  • призванным Иисусом (поверить в Иисуса, прийти к Нему и стать Его учеником);
  • посланным Иисусом (иметь желание проповедовать, исцелять и изгонять);
  • поверить во власть имени Иисуса, которую Он дал своим ученикам.

Нужно говорить людям об Иисусе, о Его жертве, о прощении и спасении и, затем, молиться за этих людей. Если нужно, то затем изгоняйте демонов. Достаточно просто запрещать демону или болезни во Имя Иисуса.

Не нужно говорить много пустых слов в надежде, что они помогут изгнанию. Все дело в Имени Иисуса, а не в том, насколько мы убедим демона, что мы имеем власть.

Иногда наше стремление доказать свою власть рассматривается демонами, как наша неуверенность во власти Имени Иисуса или как отсутствие веры.

«… Бойся меня демон … Я имею власть … Ты должен повиноваться мне …»

Демоны боятся Иисуса, а не нас.

2. Важно знать, когда и кому нужно изгнание.

Опытные служители имеют знание от Святого Духа - в ком есть демон, а в ком нет. Для тех же, кто только начинает изгнание, можно воспользоваться опытом других.

Из кого можно попробовать изгнать демонов:

  • Людей, которые сами говорят, что в них есть нечистый дух.
  • Людей, за которых просят другие, говоря, что в них есть нечистый дух.
  • Людей в очень плохом эмоциональном или болезненном состоянии.
  • Людей с повторяющимися болезнями, немощами, травмами, припадками.
  • Людей, проклятых другими, обращавшихся к колдунам, бабкам, гадалкам.

Из кого не нужно изгонять демонов:

  • Людей, которые не просят об этом или которые против этого.
  • Людей, сомневающихся или лукавых (чтобы испытать Бога или вас).
  • Людей, которые имеют не демонические корни проблем, а плотские.
  • Людей, старших вас по рангу, должности или духовному положению (если они только не попросили вас об этом).
  • Людей, которые сильно мучаются, травмируются, но не освобождаются.

3. Каких духов изгонять и как знать их имена.

Изгонять нужно всех духов и меньше классифицировать их на слабых и сильных, потому что они любят дурачить голову изгнателям внушая, что «он сильный дух» и так просто его не выгонишь. Иисус дал нам власть над всеми демонами и силами врага.

Также, необязательно изучать и знать имена демонов, нужно просто изгонять их. Но если и приходится называть демона, то нужно называть его согласно того, что он делает в жизни человека. Например:

  • Если у человека страхи – то изгонять духа страха.
  • Если у человека депрессия – то изгонять духа депрессии.
  • Если человек болен – изгонять духа болезни.
  • Если похотливые мысли – то изгонять духа похоти.

Если же вы получили откровение от Бога, какой именно дух в человеке, то можете обращаться к нему по имени. Если же вы сомневаетесь, что это за дух, то лучше просто изгоняйте духа, не вдаваясь в название.

Дело в том, что вы можете потратить все время на изгнание духа гнева, а там на самом деле, например, дух похоти. Соответственно дух походи и не выйдет, так как приказываете уйти именно духу гнева.

4. Исповедание, а затем дар знания.

Иногда изгнатели устраивают погоню за демонами уже с самого начала молитвы за человека. Важно не начинать сразу шарить во тьме и искать там «иголку», но предложить самому человеку вынести на свет большие «камни».

Когда демон начал проявляться в человеке или двигаться и не хочет уходить, то нужно предложить человеку самому исследовать себя. Нужно попросить Святой Дух показать тому человеку все тайное и греховное, что должно быть вынесено на свет.

Когда человеку уже нечего сказать или вспомнить, а освобождения не происходит, вот тогда пришло время для дара знания. Молитесь и ожидайте от Бога дальнейшего руководства. Много людей после того, как в них начинается всякое шевеление или давление демонов, сами начинают сознаваться в тайных грехах и поступках, потому что у них появляется страх от осознания того, насколько демоны реальны.

5. Не бойтесь – вы в преимуществе.

Иногда изгнатели так напуганы разными приготовлениями и «историями о неудачах», что допускают страх до, во время и после служений освобождения. Демоны это знают и пользуются этим!

Например (подготовка команды перед изгнанием):

Перед служением нужно обязательно хорошо промолить все, запечатать, помазать, продумать технику безопасности и т.д.

Это все важные атрибуты, но если вы забыли что-то, то это не должно делать вас уязвимыми. Вы не должны допускать страх и сомнения во власти имени Иисуса Христа. Неужели силы Крови и Имени Иисуса не достаточно и требуются наши дополнительные «примочки», чтобы усилить действие Иисуса на демонов. Мы умалили Имя Иисуса и превознесли наши методы и опыт, но в итоге демоны перестают слушаться нас. И затем, после провалов в служении, когда люди не освободились, мы находим причины неудачи:

« Я знаю, почему у нас не получилось изгнать демона, мы забыли двери елеем помазать и пришло подкрепление..»

Другой пример (подготовка команды перед изгнанием):

«После служения нужно быть готовыми, потому что диавол будет мстить, он будет бить по слабым местам, нужно покрывать себя кровью Иисуса» - и т.д.

Это случается, но нельзя все применять к себе. Иисус пообещал, что нам ничто не повредит. У нас есть выбор верить опыту других изгнателей или обещанию защиты, которое Иисус дал лично нам.

Да, мы должны быть аккуратны и бдительны, но атаки в наши жизни приходят не потому, что мы изгоняем демонов, а потому что у нас есть «дыры», куда бить. Тот, кто «не лезет под пули», не сильно ощущает эти удары врага, а кто лезет, тот не может избежать обстрела. Но Бог дал нам всеоружие, в которое мы должны быть «одеты», когда ведем борьбу.

Большинство изгоняющих демонов переживают удары потому, что они допустили в свою жизнь и живут с разного рода слабостями и «маленькими грешками». А не потому, что они изгоняют демонов. Иисус пообещал, что ничто вражеское не повредит нам, когда мы будем наступать на них. Основание для атак не ваше служение, а греховные проступки и «открытые двери». Залатайте «дыры», и атаки уменьшатся.

  • Примиритесь со всеми, кто сегодня против вас.
  • Перестаньте роптать и критиковать.
  • Перестаньте на мужей или жен обижаться.
  • Наведите порядок в отношениях с родителями.
  • Перестаньте всякую чепуху смотреть по телевизору
  • Почитайте пасторов и другую власть.
  • Начните, наконец-то, молиться и читать Библию по - настоящему.

И потом посмотрите, в чем была проблема: в демонах или в вас.

Демоны хотят, чтобы вы их боялись и чтобы вы боялись изгонять их. Они соврут что угодно и запугают вас, только чтобы вы не трогали их. Их учит лгать самый лучший специалист в этой сфере. Поэтому гоните демонов со спокойной душой, но с вашими грехами и проступками разберитесь как можно скорее.

Вывод.

Внимательно посмотрите в Библию и вы увидите, что изгнание демонов происходило очень просто, и было знамением, сопровождающим Евангелие. Сейчас же у нас развелось множество учений и методов, но демоны не подчиняются так, как это было в Писании.

Не нужно усложнять все, но возвратитесь в простоту Евангелия и доверяйте только власти Имени Иисуса.

Хочу дополнить, что я лично практикую изгнание более 20 лет и сам опробовал много методик и подходов. Также, я преподавал в Школе освобождения и написал много работ на эту тему. Но все это не помогло мне увеличить процент изгнания демонов.

Когда же я начал возвращаться «в простоту» и провел несколько освобождений как «новичок», то я обнаружил, что демоны выходят легче, быстрее, без моего участия, и после таких служений я не устаю, как это было раньше.

Толкование Евангелия, суть текста: Иисус так загонял бесов-легионеров, что они не нашли ничего лучшего, чем всей компанией броситься в воду внутри свиней на глазах у свинопасов и бесноватого. А, вот местные жители действо не оценили.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 8, стихи 28 - 34
Евангелие от Марка, текст: глава 5, стихи 1 - 20
Евангелие от Луки, текст: глава 8, стихи 26 - 39
Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование - Мф.:

Мф. 8: 28

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

Мф. 8: 29

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Мф. 8: 30

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

Мф. 8: 31

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

Мф. 8: 32

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Мф. 8: 33

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

Мф. 8: 34

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.


Читать Евангелие, от Марка святое благовествование - Мк.:

Мк. 5: 1

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Мк. 5: 2

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Мк. 5: 3

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

Мк. 5: 4

потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Мк. 5: 5

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

Мк. 5: 6

увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

Мк. 5: 7

Мк. 5: 8

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Мк. 5: 9

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Мк. 5: 10

И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Мк. 5: 11

Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Мк. 5: 12

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Мк. 5: 13

Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Мк. 5: 14

Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

Мк. 5: 15

Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

Мк. 5: 16

Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Мк. 5: 17

И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Мк. 5: 18

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

Мк. 5: 19

Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Мк. 5: 20

И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.


Читать Евангелие, от Луки святое благовествование - Лк.:

Лк. 8: 26

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Лк. 8: 27

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Лк. 8: 28

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Лк. 8: 29

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Лк. 8: 30

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.

Лк. 8: 31

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Лк. 8: 32

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Лк. 8: 33

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Лк. 8: 34

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

Лк. 8: 35

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Лк. 8: 36

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

Лк. 8: 37

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Лк. 8: 38

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

Лк. 8: 39

возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


Толкование Евангелия в вопросах и ответах:

Почему некоторые утверждают, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из гадаринских (они же гергесинские) бесноватых, когда каждый раз отправлял бесов в свиней?

Мнение о том, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской и каждый раз отправлял бесов в большое стадо свиней, которое утонуло, основано на том, что в Евангелии от Матфея 8: 28-34 упомянуты двое бесноватых, а в Евангелиях от Марка 5: 1-20 и Луки 8: 26-39 - по одному. Такой точки зрения о повторяемости действий вынуждены придерживаться те, кто, принципиально не желает признавать в Евангелиях никаких разночтений, а малейшие расхождения в текстах объясняет тем, что описанные события, вероятно, происходили несколько раз, даже если их описание во всём остальном сильно совпадает. У приверженцев такого подхода, большое стадо свиней утонуло два раза, и, в общей сложности, исцелено трое бесноватых.

Насколько были опасны один или двое бесноватых для окружающих?

Из Евангелия известно, что бесноватые характеризовались как весьма свирепые, видимо, они пугали людей, нападали на них и мешали им проходить мимо них. Но, нет сведений, что бесноватые убили кого-то, покалечили или напугали до смерти, т.е. пусть с трудом, но с ними справлялись местные жители самостоятельно. Если бы бесноватые представляли собой смертельную опасность для местных, наносили бы большой ущерб, то с ними расправились бы из мести родственники пострадавших или пожаловались бы на них властям, чтобы запереть в тюрьму или казнить.

Каковы рамки разумной платы, ущерба, расходов по исцелению бесноватых или избавление от них окружающих?

Видимо, такое количество свиней, потерю которых жители могли бы пережить как плату за свои грехи, если посчитают, что бесноватые им справедливо докучали по их грехам. В таких случаях исходят из принципа соразмерности наносимого ущерба и платы за избежание или исправление ущерба, т.е. исцеление не должно быть чрезмерно дорогим. Иначе, теряется польза и практический смысл действий. Из текста следует, что когда местные жители узнали об исцелении бесноватых Иисусом, они, с одной стороны, наверняка, обрадовались такому чуду, но с другой, поняв, что в результате исцеления лишились такого огромного количества своих свиней, огорчились. По реакции жителей видно, что они огорчились потере огромного стада больше, чем обрадовались чуду исцеления. Потому и просили Иисуса удалиться, просили вежливо, но настойчиво, совсем не желая слушать проповедей Иисуса.

Почему Иисус просто не выгнал бесов, запретив им губить стадо свиней?

Религия тем и отличается, что любая болезнь, включая и одержимость у душевнобольных, рассматривается не с современной медицинской точки зрения, а как проявление вселения в человека нечистого духа или бесов.

Для исцеления одержимого злым духом больного изгоняют злого духа разными методами, например, заставляют покинуть больного, лишив оснований там находиться. Причиной вселения бесов считаются грехи больного или окружающих, из-за которых бесы получают право или попустительство Бога на такое вселение, чтобы вредить больному и окружающим его людям. Считается, что страдание больного и окружающих направлено на искупление грехов и совершенствование их духовных качеств, а грехи исцеляются молитвами, добрыми делами и добровольными пожертвованиями, т.е. принесениями различных жертв.

В данном эпизоде, стадо свиней выступило как пожертвование жителей с целью исцеления больного от власти бесов, получивших власть над больным по грехам самого больного или грехам окружавших его жителей. Подразумевается, что бесы имели право получить такое пожертвование, чтобы покинуть больного, о чём и просили Иисуса.

У евреев свинья считается нечистым животным, они не едят свинину, тогда для чего свиней разводили в таком количестве?

Некоторые народы, живущие среди евреев считают возможным есть свинину и содержать свиней. Возможно, после этого случая исцеления бесноватых, почти вылившегося в конфликт, Иисус и заявил, пытаясь отказать хананеянке в просьбе исцелить её дочь, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (описано в Мф. 15: 21-28) , что так шокирует многих читателей Евангелия.

Описанные Евангелистами случаи бесноватости дают возможность составить представление о характерных признаках этой болезни. Из этих признаков самым типичным, и безусловно общим, для всех случаев, является: непризнание бесноватыми себя больными и отсутствие у них просьбы о помощи. Эти больные никогда сами не приходят ко Христу за исцелением, но их «приводят». Или же, Христос Сам исцеляет их по своему милосердию, или по просьбе родных и друзей.

Но, по форме, бесноватость бывает очень разнообразной: самая сильная форма – это бесноватость двух гадаринцев, которые проявляли буйное помешательство и самоистязание, без всяких перерывов, в течении многих лет. Случай с лунатиком был также очень тяжелый, т. к. здесь болезнью было охвачено и тело, и душа человека, но были перерывы или ослабления в припадках между новолуниями.

В других случаях бесноватость, не затрагивая глубин духа человеческого, поражала только отдельные органы (слух, зрение, речь) или весь телесный состав (как у скорченой женщины). Следовательно «бесноватость», как видно, может поражать или душу, или тело, или то и другое вместе. Из этого можно заключить, что определенного «клинического» симптома-комплекса у этой болезни нет; это болезнь «духа», и может ассоциироваться с любым телесным недугом, по тесному единству всего состава человека. Диавол пользуется болезненностью человека, как следствием первородного греха, чтобы наносить свой удар по самому чувствительному месту. Во всяком случае, «медицинских» средств от одержимости нет. Это болезнь «духа» и лечится она исключительно духовными путями. И не следует заблуждаться в распознавании «одержимости». Не всякая «эпилепсия» и не всякая «параноя» или «циркулярный психоз» и т. п., есть «одержимость». Здесь пет знака равенства, но часто бывают совпадения, которые смогут распознать только истинные врачи, не зараженные предрассудками «материалистического мировоззрения».

По свидетельству о. Иоанна Кронштадского, из находящихся в больницах душевно больных, характер болезней значительного большинства – духовной, а не психофизической природы.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ БЕСНОВАТЫХ В СТРАНЕ ГЕРГЕСИНСКОЙ

(Мтф.8, 28–34; Мрк.5, 1–20: )

Итак, после укрощения злых стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка пристала к восточному, скалистому и пустынному берегу страны Гергесинской (или Гадаринской, как ее называют Евангелисты Марк и Лука). Сразу же, как только Христос вышел на землю, «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (т. е. из могильных пещер), «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город», т.е. в Капернаум.

Так повествует об этом событии Ев. Матфей. В Евангелиях Марка и Луки, об этом же говорится более подробно и с той разницей, что у них речь идет не о двух, но об одном бесноватом, и страна называется Гадаринской. Противоречий тут нет, т. к. в Десятиградии имелись, в составе городов – и Гадара, и Гергсса; и ближайшая к ним область могла называться и тем, и другим именем. А что касается числа бесноватых, то хотя и было их двое, но говорил от имени двоих, главным образом, один. Он же был, по-видимому, более страшен, более активен и более всем известен, т. к. раньше жил в ближайшем городе и был «одержим бесами с давнего времени» (); ходил всегда голым, терроризовал всех, и именно его много раз пытались заковывать в цепи, которые он, обладая невероятной силой, разрывал и убегал от людей, «гонимый бесом в пустыню».

Иоанн Златоуст говорит, что разность в числе бесноватых у Синоптиков «не есть признак разноречия, а показывает только различный образ повествования». II если соединить рассказ трех Евангелистов, то возможно представить себе картину события в следующей последовательности:

Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (). Затем один из бесноватых, тот, которого никто не в силах был укротить, «прибежал, пал пред Ним» (т. е. Христом) «и поклонился Ему... Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека». Тогда бесноватый, «вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня». (Мрк.5, 6-Я; ).

Бес, державший в своей власти несчастного человека и кричавший его голосом, не сразу повиновался повелению Христа, как бы медлил. Тогда Христос спросил одержимого: «Как тебе имя?» Но вместо человека отвечает бес: «Легион имя мое, потому что нас много» (Мрк.5, 9). После этого «просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас (), пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя» (из человека), «вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море». (Мрк.5, 12–13).

В поведении бесноватого, обращает на себя внимание как бы раздвоенность его личности. Сначала он прибежал к Иисусу, пал перед Ним и поклонился Ему, как бы ища защиты от объявшего его ужаса, но когда Иисус повелел нечистому духу выйти из него, тогда этот человек начинает говорить слова совершенно не соответствующие его поведению: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня». Ясно, что здесь уже слышится чей-то другой голос. Устами человека выражается иная чужая воля. Это и есть голос того «нечистого духа», который вселился в человека, овладев его сознанием и волей. Сам по себе, этот несчастный человек, совершенно одичавший и с давних лет не имевший нормального общения с людьми, конечно, не мог ничего знать о Иисусе Христе; не помня даже своего человеческого имени, как мог он исповедовать Христа Сыном Божиим? Но бесы-то знали Христа, т. к. Он повсюду и всегда изгонял их – они «веровали и трепетали» () и, быть может, вперед знали, что Христос плывет в страну Гадаринскую.

Факты «раздвоения личности» вообще говоря, очень часто встречаются в нашей жизни и иногда они бывают очень сходны с теми, что описаны в Евангелии. Это очень хорошо знают врачи психиатрических клиник, но не имея в своем научном арсенале термина «одержимость», стараются по разному объяснять эти явления, но по большей части, неубедительно.

Кстати сказать, у тяжелых психических больных, страдающих буйными припадками, спутанностью сознания и почти полною потерею «личности», со склонностью к крикам, самоубийству и богохульству, иногда вдруг наступает как бы перерыв болезни, «ремиссия». Тогда сознание проясняется, душевные бури утихают, больной становится спокойным, тихим, смиренным, прилично одетым, но увы, не надолго. Вскоре приближается к нему что-то страшное, человек чувствует свое ужасное положение, становится подозрительным, беззащитным и... вновь теряет свою «личность»; чужая, враждебная воля овладевает им, заполняет собою все его нутро. В конце концов, если не приходит неожиданная, необъяснимая «чудесная помощь», – такой больной погибает от истомления, или самоубийства.

В данном Евангельском случае, к больному, одержимому бесами человеку, пришла эта чудесная, могущественная, целебная сила, давшая ему полное и окончательное исцеление.

Пришедшие посмотреть, что случилось, жители Гадаринской страны увидели, что «бесновавшийся», в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, «и устрашились».

Бывший бесноватый теперь уже не хотел уходить от Иисуса, боясь, видимо, вновь впасть во власть духов нечистых; он просил Христа, «чтобы быть с Ним». Но опасности уже никакой не было, а исцеленный человек нужен был Господу для проповеди Царствия Божия в Десятиградии. Гибель двух тысяч свиней была настолько чувствительная для их владельцев, что о ней, несомненно, говорили во всем Десятиградии, как о факте неопровержимом а, на основе этого факта, проповедь исцеленного человека – о власти Христа, Его чудотворной силе и Его учении о Царствии Божием – была убедительной и доказательной. А главное – сам исцеленный, всей своей преображенной личностью, не мог не привлекать внимание всех. Буйный помешанный, «параноик», гроза населения, – и вдруг, он же – горячий проповедник мира, любви и правды Божией. Он был послан на проповедь Самим Богочеловеком. «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя», – сказал ему Христос. «И он пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились».

Исцеление бесноватого отрока произошло в Галилее, на следующий день после Преображения Господня. Краткое описание этого чуда дает Евангелист Матфей, другие синоптики его дополняют.

Ев. Матфей говорит: «Когда они» (т. е. Христос и сопровождавшие Его на Фавор Петр, Иаков и Иоанн), «пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. II запретил ему Иисус; и бее вышел из него, и отрок исцелился в тот час».

Евангелист Марк дает яркую картину явления Христа пред народом. Он пишет, что, когда Христос пришел, большая толпа народа окружала группу Его учеников и книжников Иерусалимских, которые спорили между собою. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников. Но появление Христа прервало спор.

«Увидев Его», – говорит Евангелист, – «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними?» Книжники молчали. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его; и они не могли»...

Можно предположить, что отец отрока, некоторое время тому назад, приводил своего сына именно ко Христу, но, не застав Его, обратился за помощью к ученикам, а те не смогли изгнать беса. Не исключено, что это и было темою «споров» книжников и учеников и причиною их смущения.

Далее, по Евангелисту Марку, можно составить полное представление о характерных симптомах болезни отрока. Оказывается, что по внешности они очень близки к хорошо известной современной медицине эпилепсии. Однако, говорить о полном тождестве здесь едва ли возможно. Признаки «эпилепсии» отрока, по Евангелию, следующие: припадки случаются «в новолуния» и приходят «внезапно»; отрок, как бы кем-то «схваченный», падает на землю, «скрежещет зубами», «испускает пену», «сотрясается» всем телом в конвульсиях; проявляет попытки к самоубийству, ибо «бросается в огонь и воду». В то же время он «глухой и немой». Но уже одна периодичность припадков – по «новолуниям» – совсем не характерна для классической эпилепсии. А главное – причина болезни у клиницистов и у Евангелистов, совершенно различна. И если у врачей причиной припадков предполагаются те или иные аномалии в состоянии вещества мозга или состава крови, то у Евангелистов эти аномалии, если и существуют, то являются не причиной, а следствием внедрения в человека инородного, болезнотворного духа. Отец отрока не сомневался, что сын его «одержим духом немым», и беда его состояла только в том, что ученики Христа не могли «излечить» его.

Кроме того, – немота и глухота также не характерны для эпилепсии, хотя иногда и совпадают с нею.

Наконец, склонность к самоубийству ни в коем случае не может считаться постоянным симптомом эпилепсии; скорее, редким ее спутником. Поэтому, Евангельский случай с отроком бесновавшимся в новолуниях, современные нам врачи могли бы определить, как эпилепсию «психогенного» или «истерического» характера, коренящуюся в психике больного. И в этом не было бы ошибки, т. к. именно болезнетворный «дух», овладев психикой человека, вызвал в нем и все патологические явления.

Итак, но свидетельству Евангелистов, болезнь припадочного отрока была настолько тяжела, что ученики Христа не могли исцелить ее. Тогда Христос в скорбном сердце, дивясь неверию людей, порабощенных духом зла, сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь, по милосердию Своему, укрепил надежду отца и помог ему найти в себе зачатки веры, «...если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!» ().

И эти слова не прошли мимо внимания людей; в течении многих столетий они повторяются всеми, кто подавлен скорбью и жаждет найти исход ее в вере в Божию помощь. Здесь, из многолетних страданий и слез, в душе несчастного отца родилась вера, победившая его прежнее неверие.

Но пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его», – говорит Ев. Марк, – «вышел; и: он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Но отрок был жив, и Христос «отдал его отцу его». ().

Следовательно, вот истинный, указанный Христом, путь лечения подобных больных: вера, молитва и пост.

Но что на это могли бы сказать современные врачи-психиатры, в большинстве случаев зараженные неверием? Вероятно, они только улыбнулись бы на такой совет. Но улыбка их, увы, не имела бы целебной силы и не спасла бы больного от тяжкой болезни.

ЗАОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОЙ ДОЧЕРИ СИРОФИНИКИЯНКИ

(; Мрк.7, 24–30)

Исцеление бесноватой девушки, дочери язычницы Сирофиникиянки, описано двумя Евангелистами, и вполне совпадает. Это событие имело место в «пределах Тирских и Сидонских», т.е. в языческой Финикии. Сюда Христос пришел из Галилеи после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и после хождения по водам (-ая глава и Мрк.6-ая глава). После этих чудес, популярность Христа, как чудотворца, достигла крайних пределов и настолько, что «куда бы ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». ().

И сколько бы Христос ни запрещал распространять о Нем вести, как о Чудотворце, – не раз случалось, что жители того места, куда Он пришел – «узнав Его, послали во всю окрестность ту» и принесли к Нему всех больных». ().

При таких обстоятельствах, Иисусу Христу трудно было проповедовать Свое учение о Царствии Божием, т. к. массы народа шли не столько для учения, сколько для получения исцелений. И, кроме того, можно себе представить, что Христос при всем том, как Человек, нуждался и в уединении, и в отдыхе. Вероятно по этим причинам, «выйдя оттуда» (т. е. из Галилеи), «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (), «и войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться» (Мрк.7, 24).

Языческие массы народа, здесь, не так много знали о Христе, как Галилеяне, хотя и, несомненно, слышали о Нем. Поэтому, появление Иисуса Христа в пределах Тирских и Сидонских не могло остаться незамеченным. И как только Господь, с группою Своих учеников пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом» (Мрк.7, 25), и, «выйдя из тех мест», – говорит Евангелист Матфей, – «кричала Ему: помилуй меня Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».

Видимо, эта женщина неотступно и долго шла за Христом и назойливо вымаливала к себе Его внимание и милость. Она откуда-то узнала и верила, что впереди нее идет не просто врач и учитель, но «Господь, Сын Давидов». Однако, сама женщина не принадлежала к «дому Израиля», а была Хананеянка, родом Сирофиникиянка, язычница, и конечно знала, что, как Римляне считали все народы кроме себя варварами, так и Израильтяне считали всех своих соседей – язычников – «невеждами в Законе», дикарями и «псами». Христос, вняв как бы просьбе учеников, остановился, хотя и сказал им, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина подойдя ко Христу, припала к ногам Его, кланялась Ему и говорила: «Господи, помоги мне». Он же сказал ей в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

Это обидное слово могло, казалось бы, оскорбить и прекратить дальнейшую просьбу и надежду женщины, получить какую либо помощь от Христа. Но к общему удивлению, язычница эта проявила в своем ответе Христу необычайное смирение, веру и мудрость. «Так, Господи, сказала она, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Поистине, можно сказать, что смирение этой язычницы было колыбелью ее веры. Ее смирение имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот и другой пример, утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.

Сам Господь удивился вере женщины. «О женщина!» – сказал Он ей, – «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». (). «За это слово пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели». (Мрк.7, 29–30).

Таким образом, изгнание беса было совершено заочно, по вере матери и без всякого участия самой бесноватой. Как раньше было указано, каждое чудо Христово, самим фактом своим, проповедует ту или иную истину в общем учении о Царствии Божием и путях к нему. Так, данное чудо свидетельствует прежде всего о том, что иногда испытывает душу человека, глубину его смирения и силу его воли в настойчивости его прошений, молитв. То и другое укрепляет веру человека в помощь Божию. Кроме того, случай с Хананеянкой учит нас тому, что вселение беса в человека, как и изгнание его, не есть что-то отвлеченное, не какое-либо «самовнушение», а нечто вполне реальное. С другой стороны, «бесноватость», как душевная болезнь, не является здесь следствием каких-либо физиологических аномалий в жизни организма, а наоборот, патологические явления в теле, в данном случае, имеют своим началом внедрение в человека инородного, нечистого духа. Причина болезни духовная. Так учит Христос.

Интересно отметить, что Сирофиникиянка или Хананеянка, как называет ее другой Евангелист, хотя и была язычница, но понимала, что дочь ее не просто больная, а «бесноватая», т.е. верила в реальность «духа зла», чему не верили даже и сами некоторые израильтяне, как например саддукеи, чему мало кто верит и в наше время. Но подрыв верования в реальность темной злой силы, неизбежно парализует бдительность человека. Враг, которого воин не видит и существование которого не подозревает, – есть самый опасный враг, и удары его могут оказаться, по их неожиданности, смертельны. Вот почему, некоторые духовидцы утверждают, что самое большое «достижение» диавола в наши дни есть то, что он внушил людям неверие в его бытие.

Наконец, нелишним будет еще раз подчеркнуть тот замечательный факт, что Сирофиникиянка не возражала, а смиренно согласилась, что она и ее дочь есть люди как бы «низшей расы», не обиделась на слова Христа о «псах», а только вымаливала к своей семье милосердия и снисхождения. К тому же, ученики Христовы не могли не видеть насколько эта простая душа выше, чище и прямее тех Иерусалимских фарисеев и книжников, которые, постоянно атаковали их Учителя, стремясь «уловить Его в слове» и требуя от Него «знамения с неба». Их гордые и самоуверенные души, не в пример хананеянке, не могли найти путей в Царствие Божие. И такие люди никогда их не найдут, если не смирятся пред Богом.

Пребывание Иисуса Христа среди язычников этой области было, по-видимому, кратковременным. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских», – говорит Евангелист Марк, – «Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия», т.е. не переходя Иордан и не переплывая озера, вернулся в область Капернаума и Вифсаиды. Там Он восшел на гору и сел. И немедленно – по Ев. Матфею – «приступило к Нему много народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их. Так что народ дивился... и прославлял Бога Израилева» ().

ИСЦЕЛЕНИЕ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРУЮ СВЯЗАЛ САТАНА

На пути в Иерусалим, в одной из синагог, Христос по обыкновению Своему, учил в субботу. «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Невозможно сказать, да и не так важио знать, что за болезнь была у этой женщины в смысле медицинской классификации. Во всяком случае, это была болезнь, которая настолько деформировала весь становой хребет, что все тело женщины оказалось скорченным и лишенным свободы действия; в таких случаях бывает, что голова опускается почти до земли и человек не в состоянии видеть не только небо, но и лиц проходящих людей; все это угнетающе действует на психику и, кроме того, нередко связано с постоянными, мучительными болями и, конечно, исключает всякую работоспособность. Евангелист Лука говорит, что женщина эта имела в себе «духа немощи», т.е. болезнь ее имела духовную причину, а физическое обезображивание тела явилось лишь следствием сего. Но что это за духовная причина? Об ней говорит Сам Христос: «сию дочь Авраама связал сатана».

Скорченная женщина присутствовала в синагоге во время проповеди Христа. Слушала Его слово, но, вероятно, не видела Его лица. Она сама не подошла ко Христу и ни о чем Его не просила. Сам Христос подозвал ее к Себе и, по милосердию Своему, исцелил от недуга. Христос видел, что она жертва действия врага рода человеческого. Освобожденная от «духа немощи» женщина сразу выпрямилась, увидела Христа и «стала славить Бога».

В этом исцелении стало очевидным, что женщина, хотя и не была «бесноватой», т. к. темная, нечистая сила не завладела ее душою, бес не вселился в нее, как например он вселялся в отрока лунатика или в дочь Сирофиникиянки, но она была "связана духом» и, вследствие этого, заболела телом. Это случилось в определенное время, т.е. восемнадцать лет тому назад. С тех пор, физическая болезнь ее не носила признаков улучшения и казалась неизлечимой. Но Христос, властию Своею, освободил несчастную женщину от «уз сатаны».

Исцеление женщины произошло в субботу, т. к. преимущественно в эти дни Господь проповедовал в синагогах. И, как всегда в этих случаях, блюститель законничества, начальник синагоги, с негодованием заявил протест народу: «есть шесть дней, в которые должно делать», – сказал он, – «в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» – (сухой, бездушный формализм). Но Христос обличил лицемера: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову» (т. е. представительницу избранного Богом народа), «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежит ли освободить от уз сих в день субботний?» Именно – «в субботний», – чтобы дать ей завещанный Богом Израилю истинный покой от долголетних мучений.

И когда Господь говорил эти слова, то «все противящиеся Ему стыдились и весь народ радовался о всех славных делах Его».

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО НЕМОГО

Евангелисты Матфей и Лука повествуют об исцелении немого бесноватого. Был ли это один и тот же случай, или два подобных, – различия это, по существу, не составляет; условия, т.е. события, предшествующие исцелению, у Евангелистов различны, но факт исцеления описан одинаково. Согласно Ев. Матфею, исцеление имело место "в доме" после дарования зрения двум слепцам. «Когда же те» (прозревшие слепцы) «выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского».

У Ев. Луки, исцеление немого описано после проповеди Христа: «просите, и дано будет вам» и т. д. «Однажды изгнал Он беса», – говорит Св. Лука, – «который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов сплою веельзевула, князя бесовского».

Здесь бесноватость проявлялась, прежде всего, в немоте; но, может быть, и в каких-либо других признаках, не столь явных, о которых не упоминается. Во всяком случае, те люди, которые привели немого ко Христу, были убеждены, что его болезнь темного, духовного происхождения, что он «бесноватый». И они не ошиблись, т. к. после изгнания беса «немой стал говорить». К нему вернулся дар речи, как свидетельство освобождения от власти темных сил.

Подчеркнем, что немой бесноватый ни о чем не просил Христа и не сам пришел, а «был приведен» друзьями. И что исцеление было опять совершено по просьбе близких и, главным образом, по милосердию Христа к людям, мучимым врагом рода человеческого, диаволом.

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО И НЕМОГО БЕСНОВАТОГО

Об этом исцелении, говорит только один Евангелист Матфей. Этот случай Евангелист выделяет из множества других исцелений, совершенных Христом после выздоровления сухорукого и ухода Христа из синагоги, когда «последовало за Ним множество народа и Он исцелил их всех».

«Тогда», – продолжает св. Матфей, – «привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».

Здесь невольно возникает вопрос: чем отличался этот слепой и немой от других слепых и немых, которых во множестве исцелял Христос, и которые не считались бесноватыми? В тексте можно усмотреть только один признак: «его привели», а не сам он пришел; за него просили, а не сам он просил. В самом деле, обычно все больные сами искали себе помощи, но бесноватые никогда не считали себя больными, и если просили о чем-нибудь Христа, то только об одном: «оставь, уйди от нас». Возможно, что слепой проявлял и какие-нибудь другие признаки одержимости, по которым фарисеи судили, что он одержим бесом, и потому говорили, что Христос «изгоняет бесов сплою князя бесовского». Однако, Евангелист о других признаках не упоминает.

В этом случае, как и в случае с «немым» бесноватым, у современных медиков, может возникнуть вопрос: – не являлись ли эти два случая проявлением истерии? Ведь эта нервно-психическая болезнь очень характерна появлением у больных внезапных параличей, внезапной слепоты, глухоты, потерей способности речи и т. п. Но эти явления, под влиянием каких-либо резких психологических шоков, также внезапно исчезают, как и появляются; например, под влиянием сильного испуга – «параличный» вскакивает и бежит; или «немой» начинает говорить, и т. д.

Но это предположение едва ли здесь уместно. Ведь врачи знают, что истерия характеризуется определенным симптомом-комплексом, где большую и непременную роль играет так называемый «истерический характер», а этот характер классически формулируется следующим образом: «мимолетные импульсы бывают неудержимы, внешняя реакция на внутренние психические процессы происходит быстро и сильно. Смех и плач легко приобретают судорожный характер и не поддаются остановке. К этому присоединяются этические дефекты: постоянное недовольство окружающим, крайняя неуживчивость, желание сосредоточить на себе всеобщее внимание, эксцентричность поведения, способность к логическому мышлению и память могут быть отлично развиты.» Истерические больные, кроме того, сами себе приписывают различные болезни, любят обращаться к врачам и крайне озлобляются, когда врачи не находят в них никакой болезни, а все приписывают самовнушению и воображению.

Однако, ничего подобного у Евангельских бесноватых, – слепого и немого, – не отмечено. Следовательно, предположение об их «истерии» ни на чем не основано; в тексте Евангелия нет на это никаких указаний. И никакого психического «шока», «испуга», «аффекта», при исцелении этих больных не было. Все происходило помимо их воли, а может даже и желания.

Таким образом, нет причин сомневаться в правдивости свидетельства Евангелистов об, истинном основании болезни упомянутых больных. Причина их болезни – «бесноватость», и лечение ее – изгнание духа зла. Ни друзья Христа, ни враги Его, в этом не сомневались; но фарисеи были уверены, что Христос «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». В связи с этим, Христос объявил народу, что такое мнение фарисеев есть хула на Духа Святого: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов», – сказал Христос, – «то сыновья ваши» (т. е. апостолы) «чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие... Посему говорю вам: всякий и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам».