Open
Close

Новая фскн: в госдуме призвали к радикальным мерам в борьбе с наркоманией . Сроки ликвидации госнаркоконтроля срываются С изменениями и дополнениями от

Ликвидацию Госнаркоконтроля дельцы отмечали так же, как бандиты — развал РУБОП в 2008-м. Она состоялась благодаря совпадению многих факторов, главные из которых были выпестованы внутри самой службы.

Первые две опиумные войны были развязаны в XIX веке Британией в Китае. В наши дни «третья опиумная» развернулась в Афганистане, и бенефициары ее несколько иные, а проигравшими можем оказаться все мы.



Из одной полиции в другую

На сегодняшний день, по данным ООН, в мире от наркотиков ежегодно умирают около 200 тысяч человек. Вопиющая прозрачность среднеазиатских границ позволила наркотической волне захлестнуть Россию.

В 90-х наркомания стала бичом молодежи — против ее роста государственные институты были бессильны.

В начале «нулевых», в ходе реформ госаппарата, президент решился на неоднозначный ход — вместо налоговой полиции создать структуру по борьбе с наркопреступностью. Причем большая часть налоговиков, которых оказалось сорок тысяч человек, должны были переучиваться на новую специализацию.

Учитывая, что исходное ведомство собиралось по принципу Ноевого ковчега, вся эта разношерстная публика из бывших военных, чекистов, милицейских, прокурорских одним росчерком стала наркополицейскими.

«Госнаркокартель»

Профессиональный состав новой службы хоть и был разномастен по происхождению, но впечатлял. Возглавил новую службу бывший первый замдиректора ФСБ Виктор Черкесов, имевший большой опыт следственной работы.

А к уже упомянутым сорока тысячам бывших налоговиков присоединились порядка трех тысяч милиционеров из расформированных тогда ОБНОН (отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков).

Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков, или в просторечии Госнаркоконтроль, начал работу с июля 2003 года, но для того, чтобы встать на ноги и начать приносить результаты, понадобилось порядка полутора лет.


«Оперативный костяк сформировался к 2005 году, — рассказывает бывший заместитель директора ФСКН генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. — И основной задачей, ставившейся тогда перед службой, было снижение спроса на наркотики. Без этой профилактики остальные функции просто не имели смысла».

«В 2006 году мы докладывали об уровне наркопотребления в стране в пределах от двух до трех миллионов человек, — продолжает Михайлов. — За время работы Черкесова этот показатель не вырос, даже удалось добиться небольшого снижения».

По его словам, если до 2005-го ежегодный прирост наркозависимых на учете составлял 25%, к 2008 году он сократился до 1,5%.

Один из бывших руководителей ФСКН районного уровня, назовем его Сидоров, на условиях анонимности рассказал «Ридусу», как выстраивалась работа службы на «земле».

Как оказалось, именно там стали развиваться первые в истории новой службы «ментовские войны» — конфликты силовых ведомств.

«Поскольку я работал в своем родном городе, ситуация была мне небезразлична, в отличие от многих коллег, — вспоминает бывший районный руководитель. — Поэтому за первые полгода работы удалось изъять почти 3 килограмма героина, что для районного уровня по тем временам было приличной цифрой».

Надо сказать, что палочной системы у ФСКН, в отличие от милиции, не было. Последние работали по схеме «АППГ (аналогичный период прошлого года) +1», то есть искусственно создавался постоянный прирост показателей.

«Для этого использовался самый разнообразный набор уловок, в том числе совершенно бесчеловечных, — рассказывает собеседник. — Например, на обслуживаемую территорию завозили цыган, которые начинали торговать наркотиками, а доблестная милиция отслеживала покупателей и забирала их до момента достижения необходимой цифры, параллельно получая мзду с преступников».

Но бывали случаи и «позабавнее».

Как-то раз в дежурную часть поступил звонок из фитнес-клуба, где нашли сумку с белым порошком и пачкой долларов, — снова на условиях анонимности рассказывает бывший сотрудник центрального аппарата ФСКН, назовем его Петров. — Выяснилось, что почти килограмм героина и деньги принадлежали сыну одного из среднеазиатских дипломатов. В итоге порошок оказался стиральным, деньги — билетами банка приколов, а дело не возбудили, зато весь отдел, чьи сотрудники потратили время, год пользовался мобильной связью бесплатно, — вспоминает правоохранитель о нестандартной благодарности.

Дурная слава ОБНОНов привела к тому, что многие начальники подразделений ФСКН сознательно не брали в свою команду бывших милиционеров, предпочитая им людей «с улицы», которые хоть и давали результат не раньше, чем через год, но не были замечены в порочащих связях.

«Справедливости ради скажу, что „крышевателей“ было немало и среди наших, — отмечает Сидоров. — Примеров, когда ранним утром квартиры торговцев смертью в других районах и областях брал спецназ и заставал там лишь следы спешных сборов, полно. Местный начальник, наш либо в ОВД, был в курсе и предупреждал, поэтому отношения испортились, как только стало ясно, кто есть кто».

Немало в ФСКН, по словам Петрова, оказалось и «временщиков», увидевших в службе источник заработка.

Оперативники умудрялись торговать изъятым добром прямо на Лубянской площади, нисколько не стесняясь ни «старших братьев», взирающих из окон зданий напротив, ни милицейских коллег из ОВД «Китай-город».

Однако сами экс-наркополицейские уверены, что полиция не сможет заместить ФСКН, какой бы плохой или хорошей она ни была.

«Реформа любой спецслужбы, — говорит Сидоров, — либо создание новой всегда влечет как минимум полугодовую паузу в работе, пока все устаканится».

По словам собеседника, «пока новый главк МВД сможет работать более-менее на уровне, пройдет пара лет, но наркопреступность всегда международная, и угроза исходит извне» .

С оставлением за бортом многих опытных сотрудников потерян огромный пласт оперативных возможностей. Вообще, если бы нужно было создать боеспособную структуру, можно было бы взять пару-тройку выпусков Академии ФСБ, и не было бы этой разномастной толпы, которая тащила службу в разные стороны, как лебедь, рак и щука, уверен правоохранитель.

«Либо же нужно было передавать функции ФСКН в ФСБ, а не МВД, поскольку наркопреступность является международной. Чтобы ей успешно противостоять, нужна совместная работа и ФСБ, и пограничников, и СВР», — резюмирует собеседник.

«Вопрос о ликвидации структуры периодически поднимался с момента ее создания, — говорит экс-замглавы ФСКН. — Но я считаю решение по прекращению существования ведомства ошибочным. Нужно было просто сменить самодуров обратно на профессионалов. Стране необходима служба, которая бы координировала противодействие наркоугрозе».

С генералом трудно не согласиться, учитывая, что шестую часть трудоспособного населения России, по статистике, составляют наркопотребители.

Ещё о и

«Путин видел реальное положение дел в ФСКН»
Интервью «Русской Планете» согласился дать известный эксперт в сфере борьбы с преступностью Александр Михайлов / Эксперт в сфере борьбы с наркопреступностью рассказал о причинах ликвидации ФСКН

У Александра Михайлова множество регалий. Собеседник РП является генерал-лейтенантом полиции в запасе и генерал-майором ФСБ в отставке.


Здание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ / Фото: Артем Геодакян


В настоящее время он занимается общественной работой в президиуме организации «Офицеры России», в Совете по внешней и оборонной политике и управляет Фондом по борьбе с терроризмом и наркотиками.
Михайлов стоял у истоков создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была создана 11 марта 2003 года и упразднена 5 апреля 2016 года. Он работал в должности заместителя директора ФСКН и покинул ведомство с приходом Виктора Иванова в 2008 году. Михайлов рассказал о причинах ликвидации ведомства, трудностях, с которыми столкнулись наркополицейские, а также о том, как можно победить наркомафию.


Александр Михайлов. Фото: из его личного архива


МВД не принимает сотрудников ФСКН

В сфере борьбы с наркопреступностью сложилась не очень понятная ситуация. Согласно указу президента ФСКН распустили, однако уволенных сотрудников в структуры МВД до сих пор не перевели. Наркополицейские оказались в подвешенном состоянии. Более того, как сообщила Общественная палата, 16 тысяч бывших работников ФСКН перестали получать какие-либо деньги. При этом в ведущих СМИ об этом молчат. Что происходит? Чем можно объяснить такое пренебрежение к сотрудникам ликвидированной ФСКН?

Невозможно дать однозначную оценку ситуации. Я попробую рассказать о множестве факторов, которые привели к проблемам при приеме на службу наркополицейских. Начну с того, что ФСКН прожила короткую жизнь - всего 13 лет. Однако ее развал - это в первую очередь вина бездарной политики руководства ведомства. От осознания этого, конечно, никому не легче. Просто надо понимать, что Иванов завел ФСКН в тупик, и все вернулось на исходные позиции, на которых мы стояли до 2003 года.

Печально, что созданный за 13 лет работы ФСКН оперативный базис, скорее всего, частично будет потерян. Хотя это неизбежный и закономерный процесс, когда происходит ликвидация какого-либо ведомства. Половина сотрудников ФСКН написала рапорты об увольнении, другая половина согласилась перейти в МВД. И здесь возникли трудности, потому что Министерство внутренних дел не было готово к приему столь большого количества людей из ФСКН, тем более с ней нередко возникали серьезные конфликты.

К тому же само МВД неоднократно сокращали. Последний раз штат министерства урезали на 110 тысяч человек, и начальство было вынуждено, что называется, «резать по живому». Естественно, что после вынужденных увольнений своих людей брать чужаков руководителям не хочется. И потому сотрудники ФСКН оказались не у дел. Я оставляю за скобками тех, кто не участвовал в оперативной работе. Беда в том, что пока пропадают опытные оперативники ФСКН.

Мы недавно участвовали в заседании Общественной палаты, где присутствовали представители МВД и ФСКН. От дискуссии сложилось ощущение, что у Министерства внутренних дел нет большого желания брать в свои подразделения наркополицейских. Если говорить о регионах, то в ряде субъектов РФ на работу изначально приняли минимальное количество сотрудников ликвидированной структуры. Все это привело к провалу в оперативной работе, то есть заниматься поиском и ловлей преступников в переходный период оказалось практически некому. В этом году показатели борьбы с наркопреступностью сильно упадут.

Тем не менее не стоит воспринимать такой вывод как катастрофу: в 2003 году, когда создавалась ФСКН, была точно такая же ситуация. Затишье на антинаркотическом фронте - явление временное. МВД - структура ресурсная. Помимо собственной службы по борьбе с наркотиками, в оперативном процессе участвуют многие подразделения. А они кратно больше упраздненного ведомства.

Сейчас на поляне остался один хозяин. Главный вопрос: сколько времени пройдет, пока не будут утрясены все бюрократические и кадровые вопросы? На мой взгляд, полной интеграции наркополицейских в МВД стоит ожидать к концу года. Я уверен, что после этого прежние результаты ФСКН будут быстро достигнуты, а потом значительно улучшены.

Нельзя недооценивать возможности и профессионализм органов внутренних дел. Я анализировал статистику уголовных дел по фактам наркопреступлений. В некоторых субъектах (Москва, Петербург) 85% дел раскрывали сотрудники МВД, а в некоторых ситуация была в пользу ФСКН. Но важно понимать, что на сотруднике Министерства внутренних дел «висит» гораздо больше обязанностей. Полицейский не только выполняет свои прямые служебные обязанности, его привлекают к охране общественного порядка во время массовых мероприятий, к разного рода усилениям…

На этом фоне у сотрудников ФСКН был «льготный режим». Их практически не привлекали к мероприятиям, не связанным с борьбой с наркотиками. Так что им придется примерять на себя новую шинель, хотя в ФСКН было много выходцев из МВД. Но здесь возникает иная проблема. Все-таки ФСКН имела и некоторые в последнее время не используемые профилактические задачи. Не получится ли так, что мы продолжим «рубить хвосты», а не заниматься решением первопричин распространения наркотиков (отмечу, что это компетенция не только правоохранительных органов)?

Хотя именно профилактическая работа является ключевой проблемой, и на сегодняшний день я не вижу людей, в том числе в МВД, которые бы знали эту тему досконально. В результате ведомственных пертурбаций мы пока отошли на нулевую отметку и теперь будем заново выстраивать систему комплексной борьбы с наркопреступностью.

Вы отказываетесь называть сложившуюся хаотическую ситуацию катастрофой, и в ваших словах присутствуют нотки оптимизма. Но нет ли у вас опасений, что наркомафия воспользуется затянувшимся переходом наркополицейских в МВД? Не захлестнет ли Россию волна наркотиков, пока в Москве и на местах оформляются бумажки?

Любая структурная реформа сопряжена с потерей качества до какого-то этапа. Вопрос лишь том, в какой форме это происходит, в каких масштабах и как быстро будет наверстано упущенное. Касательно качества работы ФСКН повторю, что туда пришло множество сотрудников из МВД. Однако некоторые искали более комфортной службы, а некоторые не прошли или по каким-то причинам не захотели проходить переаттестацию. Я не хочу быть резким, но в ФСКН порой брали откровенный «мусор», и сегодня избавление от этой помойки только пойдет на пользу.

Опять же медлительность МВД объясняется, в том числе этими кадровыми проблемами, в которых, по сути, повинно руководство ФСКН. Уходить надо красиво. Также министерству необходимо пристраивать выпускников ведомственных вузов. Под них нужно держать должности и ставки. И это после сокращений! Несмотря на это, честным и профессиональным сотрудникам ФСКН должны быть выделены места. И тут мы сталкиваемся с субъективным фактором - проблемой предвзятости.

Очень часто наркополицейских не берут по различным мотивам. Например, формальными причинами отказа в приеме на службу становятся административные правонарушения - как правило, превышение скорости, случаи ДТП и прочее. И понятно, что это лишь повод. По линии организации «Офицеры России» мы пытаемся исправить ситуацию и заступаемся на уровне министра за тех, кому отказывают в службе без реальных оснований. При этом мы понимаем, что таким образом проблему, конечно же, не решить.

Надо понимать, что процесс перехода на службу в МВД для настоящих офицеров - это также вопрос чести. Если на порядочного человека начинают косо смотреть, придираться без причин, то он служить больше не будет. Один из моих знакомых, занимавший в ФСКН достаточно высокий пост, сказал, что после устройства в МВД уволится. Он решил добиться справедливости и потом самостоятельно уйти, а не ждать, пока его «съедят».

Представьте, в какой патовой ситуации оказались молодые ребята, у которых семьи, кредиты, ипотека… Их не берут в МВД, не выплачивают зарплат и пособий. Они рвутся служить, но вынуждены сидеть сложа руки, ожидая решения своей судьбы, не имея возможности на что-то повлиять. Это настоящая драма. На мой взгляд, мы наблюдаем далеко не последнюю реформу правоохранительных органов, которая будет сопровождаться кадровой перетряской. И здесь возникает неприятная ситуация в социальном да и просто человеческом плане.

Дело в том, что под сокращения в том числе попадают те сотрудники, которым осталось порой несколько месяцев до пенсии. Это совершенно негуманно. Понятно, что на рынке труда 50-летние офицеры в отставке будут никому не нужны. Мы бросаем офицеров на произвол судьбы, и потому законодатели должны продумать регулирование ситуации в случае подобного форс-мажора. Необходимо давать им возможность отслужить срок до пенсии. Поступать иначе неправильно и с политической точки зрения: преданный государству человек должен чувствовать защиту.

Меньшее из зол

Около двух лет назад в СМИ стали появляться сообщения о грядущем упразднении ФСКН. В ведомстве начались сокращения: ставки резали следователям, аналитикам и другим сотрудникам, не задействованным в оперативной работе. При этом Иванов упорно отрицал все слухи о возможной ликвидации структуры, а сокращения объяснял «оптимизацией». Есть ли у вас ощущение, что приговор ФСКН был вынесен задолго до апреля 2016 года?

Здесь есть два аспекта. Во-первых, я бы хотел заметить, что брать во внимание слухи и любую неподтвержденную информацию не всегда правильно. Когда я пришел в ФСКН, мне также говорили: «Вас скоро разгонят!». Но мы продолжали работать и, я думаю, доказали свою профпригодность. Другой момент в том, что произошло позже.

Иванов был кремлевским кадром. Он был, несомненно, «ресурсным» человеком, и, учитывая его влияние, казалось, что ведомство только обретет дополнительную динамику развития. Однако, как я полагаю, Иванов на должности главы ФСКН наделал кучу ошибок, в том числе и как бывший кадровик. Не знаю, кто ему внушил мнение, что он может заниматься политический деятельностью. Я говорю про то, что Иванов уделял повышенное внимание вопросам, далеким от реальной работы. Бесконечные поездки за рубеж, инициативы по экономическому развитию Средней Азии, конфликт с другими ведомствами, включая Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Минздрав... Это не мог не видеть Кремль.

Но самое отвратительное, что после 2008 года коренным образом изменилась внутренняя атмосфера ФСКН. Воцарившаяся морально-нравственная обстановка сделала невозможной службу для порядочных офицеров. В ФСКН возобладали чванливость и пренебрежение к коллегам (даже тем, у которых был колоссальный авторитет), а также принцип «я начальник - ты дурак». На высокие посты назначались люди с крайне сомнительной репутацией. Чем они занимались? Награды, многомиллионные субсидии…

Я, как и многие мои коллеги, ушел со службы в том самом 2008 году и с тех пор был последовательным критиком ФСКН. Потому что все перечисленные мною факторы в итоге затащили некогда эффективное ведомство в могилу. Взять хотя бы распространенную в МВД палочную систему, которая не направлена на выкорчевывание преступности как явления.

Думаю, что президент видел реальное положение дел в ФСКН. Но катализатором, скорее всего, стал возникший в России экономический кризис. Государство не в состоянии содержать такое количество оперативно-розыскного состава, особенно если правоохранители дублируют функции друг друга. Да, ликвидация ФСКН вызвала серьезные проблемы, о которых мы говорили выше. Но президент выбирал из двух зол меньшее.

Поэтому я соглашусь, что вердикт ФСКН был вынесен раньше апреля 2016 года. На этом фоне меня поражает, что ее руководство не ощущало скорого конца. До последнего момента звучали бравые заявления о том, что ведомство не будет распущено. На мой взгляд, глава ФСКН забыл, что такие решения принимает не он, а президент.

Ликвидировать рынок сбыта

Сложно рассматривать ситуацию в вакууме, но все-таки хочется внести ясность: наиболее эффективная борьба с наркотиками должна осуществляться с помощью какой-либо отдельной компактной структуры или же усилиями громоздкого ведомства наподобие МВД? Ведь на муниципальном уровне местные правоохранители нередко сращиваются с криминалом и теми же наркодельцами, покрывая притоны. В этом плане ФСКН воспринималась как относительно «чистое» ведомство, которое вступало в конфликты с погрязшими в коррупции сотрудниками МВД.

На бумаге можно красиво расписать любую схему уничтожения наркопреступности. Но то, что будет происходить на самом деле, предсказать практически невозможно. Поэтому имеет смысл пользоваться теми ресурсами, которые находятся под руками. Сейчас в составе МВД чуть менее миллиона человек, и половина из них может принимать в разных долях участие в борьбе с наркопреступностью. Это те же оперативные службы, участковые, сотрудники ППС, инспекторы, сотрудники уголовного розыска и даже специалисты по делам несовершеннолетних.

Около 400 тысяч полицейских могут включиться в эту работу (если все будет грамотно организовано). И представьте, что против этой армии была лишь 30-тысячная группа (имеется в виду штат ФСКН до расформирования. - РП), в которой менее 20% занималось конкретной работой по борьбе с наркотиками (оперативный состав ФСКН. - РП). Это же несопоставимые величины!

Но для этого новый главк должен «нарезать» каждому подразделению на земле задачи, включить в план отчета соответствующие графы и спрашивать за них. В той или иной степени этим, думаю, будут заниматься. И совокупные результаты их работы значительно превзойдут показатели ФСКН.

Тем не менее и это не будет идеально работающей системой. Важно не забывать про главный принцип выкорчевывания наркопреступности: главные усилия должны быть направлены на снижение спроса на различные виды дурмана, у дилеров не должно быть рынка сбыта! До 2008 года мы пытались выстроить подобную работу, искали контакты, запускали проекты с привлечением молодежи.

Сейчас политикой противодействия распространению наркотиков занимается Государственный антинаркотический комитет (ГАК) под председательством министра МВД Владимира Колокольцева. В него также входят главы всех силовых ведомств. Однако в связи с роспуском ФСКН возникает вопрос: стоит ли наконец выводить профилактику потребления наркотиков на первый план? По-хорошему, конечно, стоит. Но кто этим конкретно будет заниматься?

У министра внутренних дел море проблем. И назначение его на должность председателя ГАК… Но решения комитета носят рекомендательный характер. Наиболее оптимальное решение было бы, если бы председателем ГАК стал вице-премьер, у которого есть полномочия, возможности, влияние, в том числе и на силовой блок. Важно понимать, что профилактика потребления наркотиков носит не столько уголовный, сколько социально-политический и культурный характер.

К примеру, один из способов профилактики - это активное вовлечение молодежи в позитивные занятия: спорт, искусство… Это инструмент поднятия давления. Чем выше давление изнутри, тем меньше негатива проникнет в среду молодежи. Снизим спрос - снизится и предложение (при условии активной борьбы). Необходимо укреплять наркологические службы, расширять их права, улучшать оснащение кабинетов, принять на работу дополнительные профессиональные кадры. Именно это является ключевым звеном борьбы с наркопреступностью. Если его поставят во главу угла - ситуация будет меняться на глазах. Невозможно полностью очистить наши города от наркотиков, реально лишь минимизировать спрос, изменив отношение к потреблению не только наркотиков, но и алкоголя. И здесь необходимы не только усилия полицейских, но и в первую очередь других сопричастных структур.

Лично я не испытываю большой радости от того, что каждый год нам рассказывают, как оперативники изъяли немыслимое количество тонн дурмана или ликвидировали такие-то бандгруппы. Да, нужно ловить преступников, но такие новости свидетельствуют о том, что у криминала есть питательная почва, и ситуация не улучшается…

В продолжение темы борьбы с первопричинами хочется отметить порочность палочной системы, которая господствует в МВД и перекочевала оттуда в ФСКН. К сожалению, полицейские заняты выполнением показателей и строят всю работу на этом. Эксперты и журналисты очень мало говорят на эту тему. Но ведь корень зла порой именно в палочной системе. К чему она приводит? Например, сотрудники ФСКН выполняли планы по «закрытию» наркодилеров и притонов, но не имели возможности дотянуться до тех, кто наверху мафиозной структуры.

За решетку часто попадали и, наверное, продолжают попадать слабохарактерные парни, которым иногда даже нет 20. Они первый раз оступились в жизни, решив получить легкие деньги, но наша система не дает шанса на ошибку и жестко карает за сбыт, смешно сказать, коробка марихуаны. При этом наркобароны, получающие миллионы, а может быть, и миллиарды, чувствуют себя спокойно, понимая, что палочная система не предполагает выделения ресурсов на то, чтобы посадить их в тюрьму. Есть ли надежда, что эта работа все-таки начнется?

Такие задачи - это прежде всего компетенция руководства управлений правоохранительных органов, и они могут выполняться даже при палочной системе, которая на первый взгляд не предполагает погоню за качеством. Я приведу пример Чечни. Рамзан Кадыров однажды заявил: «Не рассказывайте мне, сколько вы изъяли наркотиков. Не надо этим хвалиться! У нас в республике их быть вообще не должно!». И это совершенно правильный подход.

Результат оперативной деятельности - это отсутствие наркотиков. Уже давно сложилась идиотская ситуация, при которой наркополицейские обязаны отчитываться за изъятие. При этом регион действительно может быть «чистым». Но нет пресловутого АППГ (аналогичный период прошлого года). Снизились показатели - наказали. В итоге полицейские «затаскивают» к себе в город партию дурмана, потом «накрывают» ее и докладывают об «успехах». То есть ради показателей оперативники буквально затаскивали груз домой.

Вот такие вещи нужно полностью исключать из оперативной работы! Хотя перекрытие каналов внешних поставок сегодня не решит всей проблемы, потому что активизируется производство наркотиков на местах: начиная от выращивания конопли на садовых участках и заканчивая мини-лабораториями по производству синтетических препаратов.

Кажется, что это замкнутый круг, но это не так. Ситуация с наркотиками обязательно выправится, если полицейские перестанут спекулировать показателями, а социальные и медицинские институты будут заниматься профилактикой употребления наркотиков, пропагандировать как норму здоровый образ жизни. И, наконец, в России исчезнет культ получения удовольствия от уколов и таблеток.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О мероприятиях во исполнение ]


Документ с изменениями, внесенными:
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными ).
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" :

1. Отнести к ведению МВД России организации, находившиеся в ведении ФСКН России, по перечню согласно приложению.

2. Утвердить председателем ликвидационной комиссии ФСКН России Яковлева С.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 года N 1491-р .

3. Завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы (далее - ликвидационные мероприятия), по 31 декабря 2016 года включительно.
____________________________________________________________________
Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН России, установленный настоящим распоряжением, продлен до 1 октября 2017 года - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года N 1412-р).
____________________________________________________________________

4. Председателю ликвидационной комиссии:

а) утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии ФСКН России (предусмотрев включение в него представителей Минфина России, Росархива, Росимущества и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), а также председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России;

б) утвердить в 14-дневный срок по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных упраздняемой ФСКН России в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на финансовое обеспечение ее деятельности;

в) провести в 2-месячный срок инвентаризацию имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования, и определить совместно с МВД России и Росимуществом перечень имущества для передачи его МВД России;

г) обеспечить в месячный срок представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФСКН России из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

д) представить по 31 декабря 2016 года включительно в Казначейство России утвержденный ликвидационный баланс на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;

е) принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России.

5. Минфину России предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

6. МВД России осуществить материально-техническое, медицинское и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФСКН России.

7. Росимуществу оформить до 29 декабря 2016 года в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за МВД России имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение. Перечень организаций, отнесенных к ведению МВД России, находившихся в ведении ФСКН России

Приложение
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 26 мая 2016 года N 1026-р

1. Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Центральная поликлиника", г.Москва

2. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий "Подмосковье", пос.Горбово, Московская область

3. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Космонавт", г.Красноармейск, Московская область

4. Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Москва

5. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Прибой", пос.Джубга, Краснодарский край

6. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Неринга", г.Зеленоградск, Калининградская область

7. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс", г.Сочи-45, Краснодарский край

8. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Северо-Западный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", пос.Мурино, Ленинградская область

9. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Дальневосточный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Хабаровск

10. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Красноярск



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

https://www.сайт/2016-07-26/evgeniy_savchenko_o_prichinah_likvidacii_narkokontrolya_i_vozmozhnyh_posledstviyah

«Для второго генерал-лейтенанта в ГУ МВД места нет»

Евгений Савченко – о причинах ликвидации наркоконтроля и возможных последствиях

ФСКН, знаменитый наркоконтроль, ликвидирована с 1 июня 2016 года указом президента РФ Владимира Путина. Люди и активы ведомства переданы в структуру МВД, и на сегодня в Челябинской области уже начинает работу новое подразделение в рамках полицейского главка - управление по контролю за оборотом наркотиков. Однако в этой структуре не нашлось места руководителю бывшей наркополиции, генерал-лейтенанту Евгению Савченко. В интервью сайт Евгений Юрьевич рассказывает о своем отношении к реформе и подводит итоги 13 лет существования наркоконтроля.

- Евгений Юрьевич, насчет ликвидации ФСКН есть мнение, что наркоконтроль был неэффективен.

Моя точка зрения - ту компетенцию, для которой когда-то создавали наркоконтроль, эта структура выполняла эффективно. Главной нашей задачей была борьба с организованной наркопреступностью. Любая ликвидация организованной группы наркоторговцев - это одновременно профилактика появления десятков, а то и сотен мелких наркогрупп, это профилактика распространения наркотиков, так называемого «одноклеточного сбыта», хранения. В чем особенность организованной наркопреступности? Борьба с ней на две трети должна состоять из негласных оперативно-розыскных мероприятий. И, таким образом, выявление и пресечение не так хорошо видны простому человеку, как действия других силовых структур. В отличие от классических примеров - вот идет по улице пьяный, его наряд задержал, все это увидели, вот реакция, все оценили - у нас было не так, особенно в крайние годы, когда набрал масштаб бесконтактный сбыт, когда начали работать не зарегистрированные на территории области курьеры. Одни снимали квартиры, другие приезжали-продавали, наличными деньгами никто не пользовался, в ход шли банковские карты, расчеты через интернет, диспетчеры всего этого процесса сидели за пределами области, а зачастую и за рубежом… Да, преступность не признавала ни административных, ни государственных границ. Словом, сложная система, которую с кондачка не возьмешь.

- Челябинская область - пограничная, к нам идут наркотики из-за рубежа…

Поэтому для работы выстраивались межрегиональные группы с подчинением центральному аппарату ФСКН, параллельно строилась система своих официальных представителей за границей, чтобы напрямую работать с иностранными коллегами. Понимаете, одно дело, когда взаимодействие осуществляется через Интерпол - сначала наш Интерпол, генеральная прокуратура, потом соответствующие органы другой страны… пока еще до соседнего силового блока дойдет какой-либо запрос! Или свой офицер связи контактирует напрямую с каким-то ведомством, получает запрос, передает его напрямую, и начинается работа. Так вот успешно поработали в прошлом году с Китаем, где удалось ликвидировать целый завод по производству синтетики, провели несколько операций в Афганистане, где уничтожались уже не плантации, а лаборатории. Это все успехи от межведомственного, межгосударственного взаимодействия.

- Тогда почему об этих успехах никто не знает?

Смотрите. Вот пошел после 2011 года поток синтетики. Мы отработали методику борьбы с этой напастью, но речь-то тогда шла о так называемой «разбавленной», уже готовой к употреблению курительной смеси. А на последнем этапе своего существования мы уже начали работать с концентратами, с тем, что завозится сюда и уже в России распыляется на гигантские объемы. Я тоже читаю в последние годы критику нашей работы, мол, поначалу в год изымалось по 129 тонн наркотиков по стране, а последнее время - по 26-29 тонн. Хорошо, всё так. Но их, тех 129 тонн, две трети составляла марихуана, условная доза которой - 2,5 грамма, уголовная ответственность за ее хранение вообще начиналась с шести граммов. А что такое 26-29 тонн последних лет? Значительная доля там - концентраты наркотиков, у которых объем условной дозы - 2-5 тысячных грамма. Сколько это могло быть тонн той же «травки»?

Нельзя нашу эффективность оценивать такими абсолютными числами. Вот недавно в совместной операции ФСБ, челябинского УФСКН и полиции Китая было изъято свыше полутора тонн концентратов. На Южном Урале - порядка 50 килограммов, наш вклад был поскромнее. Но все равно нам с такими объемами даже нет повода особенно гордиться параллельным изъятием 100 килограммов «травы». Так что результативность у нас даже росла.

Но если так, то почему было принято решение о ликвидации наркоконтроля? Ведь выходит, что организация была очень успешной?

Да, так и есть. Мое мнение - возникли экономические проблемы у страны, настала необходимость сокращать издержки на госаппарат, оптимизировать системы управления.

- Потому что «Крым наш»?

С Крымом это не связано! Здесь ведь и пресловутые санкции, и конъюнктура рынка, роль играет многое. В результате - сокращения, перевод аттестованных сотрудников в неаттестованные. Наиболее серьезные сокращения мы пережили в 2015 году. 30 декабря 2014 года получили бумагу, предписывающую подготовить сокращения порядка 15% личного состава. Новый год я никому портить не стал, руководителей собрал 2 января. Они выдали свои предложения, но я их не послушал.

- А какая была альтернатива?

На совещании руководители мне предлагали забрать из каждого подразделения по чуть-чуть. Но тогда мы имели бы на каждом участке командира и по «полтора» сотрудника. А ведь кто-то болеет, кто-то уходит в отпуск, кому-то положен отдых после дежурства. Подразделения стали бы не боеспособны. Ситуацию осложнял еще один факт: уже к 2015 году почти половина людей у нас была без погон. Ни одного аттестованного водителя, охрана помещений - гражданская. Я вынужден был ставить в наряд офицеров, потому что доверить гражданским людям охрану хранящихся в зданиях оружия, наркотиков, просто не имел права. В итоге - серьезная перегрузка людей. И при каждом сокращении мы все меньше поневоле отвлекались «на улицу». Понимаю, гражданам хочется видеть наркополицию на улицах, но зачем нам дублировать коллег из ППС, ДПС, участковых? У нас оставались силы только на свою, узкую специализацию - организованную преступность.

Я принял решение сократить полностью несколько межрайонных отделов, усилив другие. Чтобы в области оставались полноценные структуры с оперотделами, следователями, экспертами - структуры, которые могли бы продолжать выполнять задачу. В результате из девяти межрайонных отделов мы «ужались» до пяти.

И сейчас в масштабах страны, по сути, принято такое же решение. Нас становилось все меньше, и, если штаты ФСКН в целом еще сократить, понятно, что мы не смогли бы эффективно работать. Поэтому с управленческой точки зрения решение президента мне понятно. Оптимизируются службы финансистов, кадровиков, тыловиков - ведь все это в МВД есть свое. Но зато костяк оперативно-следственных подразделений, влившись в полицию, сохраняет свою работоспособность.

Как вы относитесь ко второй масштабной реформе в силовом блоке России? К тому, что из МВД забирают в Национальную гвардию СОБР, ОМОН, самых боеспособных людей?

Сложности, конечно, возможны, но тут всё будет зависеть от организации взаимодействия между полицией и нацгвардией. Но ведь никто не закрыл НАК, национальный антитеррористический комитет. А функция этого органа - именно налаживание межведомственного взаимодействия, координация боевых подразделений. Есть свод сил всех правоохранительных органов, четко регламентирован порядок взаимодействия. Да, реформа. Но Росгвардия в любом случае вливается в НАК, так что взаимодействие там внутри выстроят.

А сама Российская или Национальная гвардия вообще, по вашему мнению, нужна? Ведь были же Внутренние войска, так же не подчиненные руководству МВД на местах.

Логика в этом новшестве есть. Во-первых, в большинстве стран, которые сегодня принято называть развитыми, категорически запрещается участие армии во внутренних локальных конфликтах. Незаконными формированиями во всем мире занимаются именно подразделения вроде национальной гвардии. Наши внутренние войска во многом уже автономны и самодостаточны. А то, что к ним присоединены «разрешители», лицензионно-разрешительные отделы МВД, и вневедомственная охрана - тоже понятно. Это сделано, чтобы не допускать распространения частных армий, замаскированных под те же ЧОПы.

Слияние ФСКН и полиции не приведет к изменению специфики? Ведь ОБНОНы МВД занимались немного другой стороной наркопроблемы, как раз-таки «улицей».

Ну, начнем с того, что ОБНОНов в управлениях МВД в принципе не должно было быть. Все существующие подразделения - это личная инициатива руководителей. На момент начала нашей ликвидации специалистов по наркотикам в ГУ МВД по Челябинской области было не больше 30 человек на весь регион. В основном же работали сотрудники уголовного розыска. Мне сложно сейчас говорить, какую задачу поставят моим коллегам. Ведь в президентском указе изначально прописывалась упрощенная форма перевода аттестованных сотрудников.

Мы надеялись, честно говоря, что будет создано что-то вроде транспортной полиции - специализированная, независимая структура в составе МВД. То есть просто нас передадут как есть. Для дела оно бы было эффективнее.

Ведь коль скоро две трети борьбы с организованной преступностью - это негласные методы, надо обладать соответствующими возможностями. У нас были свои секретные службы, свой спецназ, свои следователи - словом, наркоконтроль выполнял полный цикл работы. На днях были утверждены штаты подразделения в составе ГУ МВД. По сути, оно представляет из себя оперативное управление. Следователи - отдельно, секретная служба - отдельно. Командирам сложнее будет организовать на должном уровне работу, потому что надо будет преодолевать еще и внутренние барьеры, а к тем же секретчикам обращаться «в порядке живой очереди». Это не смертельно, это просто значительно сложнее, новым командирам надо будет проявить большую управленческую мудрость.

- Но ведь и раньше было какое-то межведомственное взаимодействие? Вы сотрудничали с ФСБ, с полицией.

Обязательно взаимодействовали. Например, задержания низового слоя любой орггруппы всегда лучше проводить с помощью коллег из МВД. Потому что, когда преступника берет участковый или наряд ППС, это не вызывает у верхушки ОПГ особого беспокойства, они не понимают, что стали объектом системного внимания. А вот если наркоторговцы узнают, что на них охотится ФСКН… Преступники ведь тоже знают, что мы системны, но нас мало. Много раз наши оперативники перехватывали целые архивы, базы данных, которые вели на нас разные группировки. Преступники пытались переписывать наш автотранспорт, выставлять контрнаблюдение, фотографировать наших сотрудников. Мы все-таки были ограничены в людях и средствах: доходило до того, что в межрайоных отделах сотрудники не использовали автомобили, закрепленные за ними, потому что жулики эти машины уже знали. Приходилось одалживать машины у друзей, родственников, использовать личный транспорт. Словом, в таких условиях «низовая» реализация всегда была удобнее силами МВД. Где-то нам шли навстречу, где-то не могли помочь. Сегодня у МВД появился хороший козырь: барьер между разными ведомствами убран, это плюс. Главное, чтобы не было барьеров внутри самого главка.

- Могут ли сейчас начать притеснять, зажимать ваших бывших подчиненных?

Начнем с того, что до июля не было нового штатного расписания по этому новому управлению в ГУ МВД. Вся беда в том, что ликвидировали-то нас 1 июня, а принимать на службу в полицию фактически было некуда. Генерал Сергеев (Андрей Сергеев, начальник ГУ МВД по Челябинской области - прим. ред.), по крайней мере, поступил корректно по сравнению со многими другими регионами России. Принял людей, пусть на разные должности, разного уровня, показал, что они ему нужны. И устно пообещал парням, что как только будет «штатка», они будут переведены в новое управление и займутся своим делом.

Гораздо хуже в других регионах: я созваниваюсь с коллегами и узнаю, что оперов никуда не взяли, никаких вакансий не предоставили. Они были уволены по основанию «перевод», а их никуда не приняли. По данным Общественной палаты РФ, зависло 16 тысяч человек. Сейчас эта проблема законодательно решена, идет прием сотрудников ФСКН в ГУ МВД. Фактически в ГУ МВД на Южном Урале переведены и приняты порядка 80% аттестованных сотрудников УФСКН.

- Нельзя не спросить: а сами вы не планировали продолжать работу уже в полиции?

То, что сформировано в составе главка - это, на нашем сленге, просто «служба». В УФСКН было несколько служб, вот в составе ГУ МВД создана оперативная служба по контролю за оборотом наркотиков с дополнительными штабными функциями. Потолок там - полковник, и генералу там делать нечего. Жаль, что в новой структуре почти не оказалось командиров среднего и низового звена управления ФСКН. Из моих заместителей в эту структуру попал только один. Из оперативных руководителей - только начальник Миасского межрайонного отдела перешел в полицию.

Все остальные начальники отказались от службы в органах внутренних дел, потому что им были предложены неруководящие должности или не соответствующие, на их взгляд, их компетенции.

Вот это больно, это командиры, выращенные за 13 лет, вышедшие из наркоконтроля, знающие «кухню», носители созданной в ФСКН школы. Такая ситуация, кстати, по всей стране. Но опять-таки мне грех обижаться: честно, я не знаю, как бы сам поступил на месте Сергеева.

- Ну да, принимать «варягов» или сажать на руководящие посты своих людей…

Да, это ведь вопрос и определенного доверия, и компетенции. Я сам взял бы или нет? Доверие формируется пониманием внутренней компетентности человека, и, если я не понимаю его уровень, вряд ли принял бы такого. У нас вся эта ликвидация, благодаря решениям полицейского генерала, прошла все-таки нормально, не как в большинстве своем по РФ. Да, люди в чем-то потеряли, но их все-таки взяли. Теперь у них есть возможность доказать свой профессионализм и вырасти вновь.

Евгений Юрьевич, вам не впервой переживать ликвидацию ведомства. Наркоконтроль ведь строился на базе ликвидированной налоговой полиции.

Вы правы. Но в процессе ликвидации налоговой полиции в 2003 году пострадали в первую очередь оперативники. Многие ушли тогда как раз в МВД, так что неправильно говорить, что костяк ФСКН - это налоговые полицейские. У нас в первые годы порядка 70, наверное, процентов оперативников были как раз выходцами из милиции! Тогда тыловые службы остались на своем месте, следователям, конечно, пришлось переучиваться с налогов на наркотики - столько нюансов необходимо учитывать, чтобы доказать именно организованную группу в этом сегменте преступности! А эксперты? Это по жизни люди с воспаленными глазами, на них молились и божились и оперативники, и следователи! Так вот, пострадала при переформировании налоговой полиции в ФСКН как раз оперативная составляющая: «налоговые» опера ушли в МВД, взамен пришли ребята в основном из ОБНОНов. Кстати, большинство именно обноновцев в первый же год наркоконтроль и покинули.

И новый костяк составили парни из уголовного розыска - прижились те, кто раньше занимался убийствами, угонами. ОБНОН же был ориентирован на другого рода преступления, многие просто не понимали, для чего нужны такие тонкости - длительная разработка объекта, тщательная подготовка, сбор доказательств. Нас же с самого начала сиюминутный «галочно-палочный» результат не волновал, задачей было выйти на всю цепочку, ее разобрать - и тогда уже ликвидировать.

- Сегодня противоположная ситуация: опера почти все перешли в полицию. А другие специалисты? Те же эксперты?

Экспертов всех сразу забрали, это же специалисты самого высокого уровня, их всегда остро не хватает любой службе! У нас всегда уделялось внимание именно материальной базе экспертного отдела, мы помогали и МВД, и ФСБ. Пострадали тыловики, кадровые службы. Часть следователей - у них будут проблемы с узкой специализацией, а теперь им придется расширять свой кругозор.

Вы начинали в налоговой инспекции, служили в налоговой полиции, потом - 13 лет в наркоконтроле. Наверное, сильный стресс - оказаться вдруг без погон?

Ну, хорошо, что прошел в свое время через ликвидацию налоговой полиции. Опыт психологический есть, есть «прививка». Внутренне тяжело конечно: пытаешься поддерживать боевой дух, как-то подавать пример, а сам понимаешь, что в этой ситуации даже ты ничего сделать не можешь. Там не хватает денег на ремонт, там на специзделия, здесь надо списать автомобиль… Даже мой служебный автомобиль уже года два подлежал списанию. Когда у нас принимали автопарк, комиссия удивилась: неужели на этом ездил начальник управления? Так что, когда все закончилось, стало где-то легче.

- Но получается, вы всех перевели в полицию, а сами оказались на «гражданке».

Но я ведь прекрасно понимаю, что для второго генерал-лейтенанта в ГУ МВД места нет. Андрей Федорович (Сергеев - прим. ред.) спрашивал, желаю ли я продолжить службу. Желание-то, конечно, есть! Но что мне может предложить руководство МВД? Я читал, многие СМИ обсуждали вопрос, что мне предлагал Сергеев. Но Сергеев не компетентен что-либо мне предлагать! Даже руководство МВД не компетентно. У меня была указная должность, то есть назначить меня куда-то или снять мог только президент.

Очень теоретически руководство МВД могло предложить мне работу начальником ГУ МВД, заместителем где-нибудь. Но - чисто теоретически.

Но я же ясно понимаю уровень ответственности начальника регионального управления! Огромное количество подразделений со своими задачами, со своей спецификой, со своими требованиями. Уж там-то я точно был бы максимально некомпетентен. Но в любом случае руководство министерства внутренних дел ничего мне не предлагало, и мне ничего не оставалось, как уходить на пенсию.

- Вы, наверное, уходили на пенсию не в «никуда», вели какие-то переговоры?

Можно верить, можно нет, но я до последнего занимался трудоустройством своих сотрудников. Я исходил из позиции очень простой: если командир побежит вести переговоры о своей судьбе, это приведет только к панике. Поэтому я не бегал по кабинетам и никого не просил, не ходил к Борису Александровичу (Дубровскому, губернатору Челябинской области - прим. ред.). Я просто нескромно верил в свою компетенцию. Жизнь показывает, что такая позиция оправдана. Часть людей пристроены, я теперь тоже.

- Как-то официально прощались?

31 мая мы с руководителями вскладчину устроили прощание в одном ресторанчике. Никаких бюджетных денег, все из своего кармана. Мне понравилось, что все договорились: не давать никаких оценок ситуации. А атмосфера у нас всегда была рабочая. Мы сделали на свои деньги памятные буклеты с историей управления, заказали их в типографии, обменялись контактами.

Вы вторую неделю - советник губернатора. Чем будете заниматься в этой должности? Все-таки гражданская служба, приказы, как в армии, раздавать нельзя.

Так и приказывать особо некому. Я пока только размыто могу обозначить: рутинно-административная работа с элементами режимной деятельности, что не позволяет её публично конкретизировать. Фактически выступаю экспертом вместе с группой не подчиненных мне лиц в определенных сферах управленческой деятельности.

Если навскидку - вам нужно работать с теми же коллегами. Полиция, МЧС, управление по взаимодействию с силовиками…

Мне как советнику нужно будет, думаю, контактировать со всеми должностными лицами, не только силового блока. С главами муниципальных образований, например. Мы ведь и в наркоконтроле работали не только с силовиками! Антинаркотическая пропаганда - здесь и образование, и здравоохранение, и спортсмены, и культура…

Я просто пока не могу конкретизировать. Но сами знаете, у нас в стране много принимается качественных решений. А вот их исполнение - хромает. И вот нужно сделать так, чтобы каждый понимал: и за хорошее, и за плохое воздается, и в управленческой среде тоже. Нужно, чтобы от команды до реагирования на нее проходило как можно меньшее времени.

- Возникает ассоциация, что чиновники будут скоро пугать друг друга: «К нам едет ревизор губернатора!»

Нет, я же говорил: я не буду никем командовать. Моя задача способствовать повышению эффективности работы в определенных сферах управленческой деятельности региональной исполнительной власти. Я скромный советник, у меня зарплата сейчас меньше, чем пенсия, а генеральская пенсия - чуть больше 50 тыс. рублей.

Если резюмировать: работа ваших коллег в новом ведомстве будет более эффективной? Или полагаете, что сможете сказать: «А мы сделали бы лучше!»?

Я должен быть политкорректным. Я понимаю, что сейчас пойдет неизбежный и болезненный процесс притирок. Хочется, чтобы все было хорошо, хочется, чтобы работали эффективно. Я всегда открыт для общения, как и каждый из командиров. Главное, чтобы как можно быстрее прошла адаптация. А для этого нужно, чтобы как можно конкретнее были бы сформулированы цели и задачи. Не хочу делать прогнозов, не хочу никого обвинять, я вообще этого не имею права высказывать даже в кругу семьи.

- Кстати, а как пережила уход на пенсию ваша семья?

Понимаете, двояко. Во-первых, внутреннее облегчение у супруги. У меня приближался процесс ротации, меня пора было куда-то посылать служить в другое место. Я в любом случае крайний год служил в Челябинской области в качестве руководителя УФСКН. А переезд, согласитесь, для семьи всегда большой стресс. Здесь знакомые, друзья. могилы родителей. Во-вторых, меня стали чаще видеть дома из-за вынужденного отпуска и времени, когда чуть-чуть побыл просто пенсионером. С другой стороны, в финансовом плане, конечно, стало сложнее, но это не главное в жизни. Мою мудрую жену больше волновало, как мы куда-то уедем, дети маленькие, как они устроятся. А сейчас она немного успокоилась: муж - работающий пенсионер, и мы никуда не собираемся уезжать (смеётся ).

ФСКН России должна была быть расформирована к 1 июня 2016 года. Об этом говорится в указе президента РФ , посвященном упразднению этой службы. Однако на практике оказалось, что полностью завершить ликвидацию ведомства не успели. «Еще не все сотрудники ФСКН официально уволены. Есть постановление за подписью Медведева о том, что

служба прекратит свое существование как юридическое лицо в декабре нынешнего года.

Связано это с тем, что передача дел от наркоконтроля в МВД идет долго, кроме того, оба ведомства не успели по объективным причинам подготовить в достаточном количестве нормативные акты, необходимые для перехода функции в Министерство внутренних дел», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, штат управления МВД по контролю за наркотиками будет сформирован только 15 июня.

Вместе с тем в пресс-службе ФСКН «Газете.Ru» сообщили, что сейчас в главном здании службы работает межведомственная ликвидационная комиссия. «В ее составе есть множество представителей МВД, они ходят по кабинетам, принимают нашу оргтехнику и иное имущество. «Фээскаэнщиков в здании немного, они занимаются в основном вопросами своего увольнения и ничем более», — отметил представитель ведомства. Он добавил, что директор наркополиции сейчас находится в отпуске.

До своего расформирования Госнаркоконтроль обладал значительным арсеналом оружия, которое находилось у оперативных сотрудников и бойцов спецназа ФСКН «Гром». В частности, наркополицейские располагали пистолетами Макарова и Ярыгина, автоматами Калашникова, пистолетами-пулеметами «Кедр», снайперскими винтовками различных типов, а также помповыми ружьями, гранатометами и специальным орудием для бесшумной стрельбы. Однако, как рассказал «Газете.Ru» сотрудник спецназа по имени Сергей, сразу после публикации указа Путина о ликвидации службы все оружие было передано межведомственной комиссии.

«Сейчас мы все ходим безоружные, все оружие было сдано по описи полицейским»,

— сказал он.

Что касается вещественных доказательств по делам о производстве или продаже наркотиков, то они сейчас находятся в камере хранения ФСКН, описи переданы полицейским. «Дела еще расследуются, так что ко всем вещдокам, в том числе и наркотикам, применяются общие правила хранения этих доказательств. После приговора суда вещдоки, в том числе изъятые наркотики, уничтожаются», — рассказал «Газете.Ru» источник в ФСКН.

Как удалось узнать «Газете.Ru» из разговоров с теми сотрудниками ФСКН, которые еще не уволены, в настоящий момент большая часть из них просто сидят и ждут своей участи. «Мы сдали все дела в архив, ежедневно приходим на работу вовремя, сидим на местах, ждем штатной структуры МВД, переназначения на новые должности или хотя бы выведения за штат. Мы все написали рапорт на увольнение и на согласие служить в полиции на новых должностях. Нам сообщили, что всех нас устроят на службу в МВД, однако неофициально дали понять, что оперских должностей хватит не всем», — рассказал Константин, сотрудник управления про Центральному административному округу ФСКН. По его словам, это означает, что

некоторым вчерашним операм могут предложить служить патрульными полицейскими или участковыми.

«Конечно, это понижение в статусе, а иногда и в звании. Но я больше ничего не умею, кроме как работать в правоохранительных органах, так что соглашусь на ту работу, которую мне дадут в МВД», — сказал он.

Константин добавил, что большинству следователей ФСКН уже предложили работать в следственном аппарате Министерства внутренних дел, но не все на это согласились, кто-то предпочел уволиться. Константин также отметил, что за май всем сотрудникам его подразделения выплатили всю зарплату в полном объеме. Это же подтвердил и анонимный источник «Газеты.Ru» в руководстве ликвидируемого ФСКН. «При этом нам сказали, что в июне нам выплатят уже только оклад и надбавку за звание. Это на практике означает, что если за май я получил, условно, 50 тыс. рублей, то в июне получу порядка 30 тыс. рублей», — отметил оперативник.

По словам других сотрудников ведомства, точно так же в «режиме ожидания» существуют и некоторые другие подразделения Госнаркоконтроля, например бойцы «Грома».

«В указе о создании Нацгвардии сказано, что нас переведут туда. Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем.

Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», — отметил «громовец».

«По нормативным документам и внутриведомственным инструкциям, сразу после указа о ликвидации должен был последовать новый, внутриведомственный, — о выведении всех сотрудников за штат. И все работники ФСКН два месяца должны были, по идее, находиться за штатом. После этого им должны были предложить новые должности, уже в МВД. И если экс-наркополицейские отказались бы от новых должностей, то их должны были бы уволить из », — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, с большей частью тех, кто еще числится в ФСКН, никто не проводит совещания и не доводит информацию о происходящем, что действует на некоторых наркополицейских удручающе. Как следует из открытых источников, всего в ФСКН к моменту ликвидации службы числилось чуть менее 34 тыс. сотрудников.

По словам источника «Газеты.Ru» в службе,

главное здание ведомства на Маросейке, 12, тоже перейдет МВД,

там будет размещено управление полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое заменит Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а также, возможно, другие полицейские подразделения. Таким образом, эта постройка уже четвертый раз за свою новейшую историю меняет хозяина. В начале 1990-х годов там располагалась одна из структур завода «Моссельмаш», потом его передали налоговой полиции, однако после расформирования этого ведомства здание отошло ФСКН. И вот вскоре там разместятся полицейские.

ФСКН была создана в 2003 году, тогда эту структуру возглавил бывший высокопоставленный сотрудник , который руководил наркополицией до 2008 года. После этого ведомство возглавил другой выходец из Федеральной службы безопасности, Виктор Иванов. При Иванове ФСКН активно занималась мероприятиями в сотрудничестве с антинаркотическими подразделениями Китая, Латинской Америки, США и Прибалтики. Результатом стал целый ряд задержаний наркоторговцев и перехват сотен килограммов запрещенных веществ при попытке их ввоза в Россию или транспортировки по российской территории. В 2012 году ОСН «Гром» включен в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Впрочем, за годы существования ФСКН не обошли и насколько крупных скандалов.

В октябре 2007 года в сотрудники ФСБ задержали генерала управления собственной безопасности ФСКН РФ . Его обвинили в незаконных телефонных прослушках, взятках, «крышевании» бандитских группировок. Сам он свое задержание связал с участием в расследовании уголовного дела в отношении фирмы «Три кита», в котором, по его словам, оказались замешаны высокопоставленные сотрудники ФСБ. В 2009 году генерал был освобожден под подписку о невыезде, а еще через год приговорен к трем годам лишения свободы условно за мошенничество и превышение полномочий.

В 2013 году два оперативника ФСКН по САО, Челидзе и Калугин, были обнаружены в собственной машине без сознания неподалеку от здания наркополиции на Ленинградском шоссе. Они были госпитализированы в состоянии передозировки наркотиками, а в машине оперов нашли 7 кг кокаина и гашиш.

В марте 2016 года заместитель директора ФСКН генерал-полковник полиции был объявлен Испанией в международный розыск и заочно арестован по обвинению в связях с оргпреступностью. Официально его причастность к преступным группам Госнаркоконтроль тогда опроверг. В 2014 году Иванов вошел в списки граждан РФ, в отношении которых США, Канада и ввели санкции.