Open
Close

Пётр Андреевич Клейнмихель: биография. Нижегородская энциклопедия Кто такой п а клейнмихель

Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля.

Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851

Пётр Андре́евич Клейнми́хель (11 декабря (30 ноября) 1793 - 3 февраля 1869) - русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской железной дороги.

Воспитывался во 2-м петербургском кадетском корпусе , директором которого был его отец А. А. Клейнмихель . Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву , при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений . В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I . В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает». Девиз Клейнмихеля был пародийно использован как афоризм Козьмой Прутковым ; впоследствии один из создателей образа, Алексей Жемчужников , характеризуя образ Пруткова, писал: «Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё превозмогало…»

В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года . За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа , проведена Николаевская железная дорога и проч. Казенные постройки во времена Клейнмихеля возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу - человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II , Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

День рождения 11 ноября 1793

русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской железной дороги

Биография

Воспитывался во 2-м Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А. А. Клейнмихель . Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву , при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I . В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. Казенные постройки во времена Клейнмихеля возводились быстро. По восшествии на престол Александра II , Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

Исторические факты

  • «Усердие всё превозмогает». Данный девиз, начертанный на гербе Клейнмихеля, был пародийно использован как афоризм Козьмой Прутковым; впоследствии один из создателей данного образа, Алексей Жемчужников , характеризуя образ Пруткова, писал: «Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё превозмогало…»
  • Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», который поэтически утверждал, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.
  • Будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако за Петра Андреевича принимала подношения его супруга Клеопатра Петровна. С ней и «решали» необходимые вопросы просители.
  • Супруга Клейнмихеля была известна в высшем свете как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток от Его Императорского Величества Николая I. Именно это обстоятельство, по мнению современников, служило причиной карьерного взлёта П. А. Клейнмихеля. Всего в семье Клейнмихеля было семеро детей..
  • После возведения в графское достоинство (1839), в обществе получил прозвище «Клейнмихель-Дворецкий».

При строительстве одного из мостов через Неву в период царствования Николая I несколько тысяч человек были заняты забиванием свай. Не говоря уже о громадных расходах, это крайне замедляло ход работ. Искусный строитель генерал Станислав Валерианович Кербец пораскинул своей умной головой и выдумал машину, значительно облегчившую и ускорившую этот воистину египетский труд. Успешно проведя испытания, генерал представил описание машины главноуправляющему путей сообщения графу Петру Андреевичу Клейнмихелю и ждал по крайней мере благодарности. Граф не замедлил с ответом. Кербец получил официальный и строжайший выговор ретивого министра: почему, дескать, не изобрёл эту машину раньше и потому ввёл казну в огромные расходы.

П.А. Клейнмихель – военный и государственный деятель первой половины 19 века. На протяжении длительного времени занимал различные ответственные посты в российском правительстве, приобрел славу благодаря тому, что в короткие сроки построил железную дорогу между двумя российскими столицами.

Жестокий граф Петр Андреевич Клейнмихель

Его имя упоминается в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога». Считался жестким, непопулярным в народе деятелем, являлся предметом ненависти народа. Современники отмечали, что его жестокость превосходила даже тяжелый нрав прославленного Аракчеева.

Родился в 1793 году в семье генерала. Начало карьеры связано с войной 1812 года. Был адъютантом графа Аракчеева, после войны – флигель-адъютантом царя Александра I. Благодаря аккуратности и исполнительности получил повышение, став начальником штаба военных поселений, где и получил первый опыт в области строительства.

При Николае I его карьера развивалась. Его заслуги были признаны новым императором, и Клейнмихель продолжил руководить военными поселениями, а также принял участие в работе комитета для создания устава пехотной службы.

Руководил ремонтными работами в Зимнем дворце после пожара в 1837 году, выполнив работы в рекордные сроки, за что получил титул графа. В дальнейшем ему предложили принять участие в строительстве первой в России железной дороги.

Первая российская железная дорога

В то время считалось, что постройка железнодорожных путей в России в принципе невозможна из-за особенностей грунта и трудных погодных условий, затяжных дождей в осенние и весенний сезоны. Однако граф Клейнмихель взялся за работу, обещав царю провести железнодорожное сообщение в нереально короткие сроки. Инженеры и другие эксперты не верили, что это будет возможно.

На посту руководителя Главного управления путей сообщения и публичных зданий в период с 1842 года по 1855граф отличился преданностью делу и жестокостью к подчиненным. Использовал неэффективный ручной труд крестьян.

Строительство сопровождалось многими человеческими жертвами. Работа продолжалась даже зимой, людей от холода не спасали теплые вещи. Немало трагических, смертельных случаев произошло в этот период.

В ходе строительства железной дороги между Петербургом и Москвой лично объезжал и осматривал работы, проверяя их качество.

Построенная им Николаевская железная дорога, впервые соединив две столицы, оказала влияние на развитие экономики, оказала дальнейшее воздействие на внедрение в Российской империи новинок техники.

Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью царю. Действовал на своем посту энергично, предприимчиво, искал новые, неожиданные пути решения возникающих перед ним проблем.

В 19 веке были известны выпускаемые им документы – образец аккуратности и педантичного следования букве закона.

Петр Андреевич Клейнмихель

Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869), граф, генерал-адъютант, генерал от инфантерии. Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями (1842-1855). Руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года, строительством первого каменного (Николаевского) моста через Неву и Нового Эрмитажа. Возглавлял комиссию по составлению исторического описания одежды и вооружения российских войск.

Клейнмихель Петр Андреевич (30.XI.1793 - 3.II.1869), граф, - русский государственный деятель. Адъютант А. А. Аракчеева (с 1812), позднее начальник штаба военных поселений (с 1819 года). Один из приближенных Николая I . В 1842-1855 годы - главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Был замешан в крупных злоупотреблениях по службе, что привело к его отставке.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Клейнмихель Петр Андреевич (30.11.1793-3.02.1869), государственный деятель, генерал-адъютант. Сын генерала гатчинских войск, любимца Павла I , Клейнмихель получил домашнее воспитание. Начал службу в гвардии, в 1812 году был назначен адъютантом к А.А. Аракчееву , при котором выдвинулся и в 1819 году получил высокую должность начальника штаба поселенных войск. В 1826 году был членом комитета по составлению устава пехотной службы, а в 1837 году участвовал в особой комиссии по перестройке Зимнего дворца после пожара. В 1842 году был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, оставаясь на этом посту до 1855 года. При нем было закончено строительство Николаевского моста через Неву, построено здание Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога. В апреле - августе 1842 года управлял Военным министерством в отсутствие министра А.И. Чернышева . С апреля 1842 года член Государственного Совета, сенатор .

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Модест Корф про Клейнмихеля:

"Несмотря на всю внешнюю строгость и распорядительность, и на всю деятельность Клейнмихеля, управление его возбуждает общее неудовольствие и в подчиненных его, и в имеющих с сим управлением дело частных лицах. Что жалуются подчиненные, неудивительно и даже очень естественно: принятые им меры и строгий его надзор, если не пресекли и не искоренили, конечно, всех злоупотреблений, то однако же стеснили многих в прежних их прибытках и заставили быть деятельнее, оглядчивее, словом, над ними висит вечный Дамоклесов меч, тогда как прежде везде и во всем господствовало совершенное бесстрашие. Но, что жалуются частные люди 97 - это очень плохо!

Я знаю одного очень надежного человека, который издавна имеет многие подряды по ведомству путей сообщения. «Прежде, - говорит он, - правда, брали с нас взятки, но зато заработанные деньги выдавали всегда в контрактные сроки или с небольшим разве умедлением, а теперь - беда да и только: взяток не берут, но и денег не выдают, так что просто все грозит стать, а тогда начнут изворачиваться насчет подрядчиков, без внимания к тому, что виною в неустойке не они, а сама казна». - «Да что же вам отвечают, когда вы приходите за деньгами?» - «Ответ один и тот же: нет денег, и тут делайте себе, что хотите; а я уже целые месяцы проживаю и проживаюсь здесь за этим одним». - «Зачем же вы не жалуетесь самому графу, к которому, говорят, доступ открыт каждому во всякое время?» - «Да я был у него раз десять и не слыхал другого ответа, кроме: «Погодите», сперва вежливого и ласкового,

а потом уже почти ругательного, а теперь недели с три он и совсем уже никого не принимал, сказываясь нездоровым!»

Между тем, все благонамеренные люди жалеют, что Клейнмихель так внезапно, неосторожно и несправедливо отдалил от себя Девяткина. Он - человек умный, знающий, опытный, специальный, вскормленный на делах этого управления, а заместивший его Рокасовский, при всей своей честности и благонамеренности, настоящая - шапка! Дай Бог, что<бы> при быстрой и коренной ломке, которой Клейнмихель подвергает все, что было сделано и устроено прежде, часть его не пришла еще к большей запутанности. В городе рассказывают уже сон кн[язя] Меншикова: будто бы по реке плывет котел, в котором толпа офицеров путей сообщения варит кашу, а по берегу идет спокойно Девяткин, из котла же торчит рука увязшего в каше Клейнмихеля и слышен его голос: «Александр Петрович (Девяткин), помогите!»..."

Модест Корф. Дневник. Год 1843-й. М., 2004, с. 78-79.

«Какое чудо, что на балу Вы, а не Ваша тень!»

"...Гр[аф] Клейнмихель - человек со всеми приемами и вообще со всем тем, что нужно для большого нашего света, не говоря уже о власти и милости царской, которые проложили бы ему туда дорогу и без всяких других данных. При всем том, он во всю нынешнюю зиму <не являлся> решительно ни в одном салоне. Но это не новое. Я не помню, чтобы видел его где-нибудь и в прежнем звании дежурного генерала. Это дело отчасти вкуса, а отчасти и расчета. Как все знают, что ему везде были бы рады более множества (и почти всех) других, то надобно же показать, что не остается ни одной свободной минуты от занятий для напрасных и пустых выездов. Вчера, однако же, он сделал исключение для бала гр[афа] Воронцова. Разумеется, что все апостировали его, кто с открытым, а кто с

тайным подобострастием. «Quelle apparition, quel miracle, Vous a un bal, mais n"est pas votre ombre!»* - такие или тому подобные восклицания слышались во всех концах дома. Он отвечал всем, что вырос вместе с Воронцовым и никак не мог не отступить для него от обыкновенного своего правила.

Я лично имел с ним очень длинный разговор. Хвастовство непомерное. И Толь чуть ли не пошлый дурак, и Девяткин подлый обманщик, и все мерзавцы и скоты, и все части - расстроенный хаос. И мы все исправим, переделаем, приведем в образцовый порядок! Весело слушать, но как-то не верится и десятой части.

И не верится тем более, что, кроме записанных мною на днях жалоб на медленность Управления путей сообщения в удовлетворении подрядчиков, слышны теперь везде жалобы и на ужасное положение зимней дороги между столицами. Бока залиты каким-то полуснежным киселем, по которому невозможно ехать, чтобы не опрокинуться в канавы, а середина дороги до такой степени изрыта и избита обозами, что нельзя ехать ни на колесах, ни на санях. Один из моих знакомых принужден был 10 верст под Помераньем идти пешком, чтоб не сломать себе шеи, и на том же пространстве, в тот же день, опрокинулись три дилижанса. А, между тем, о ремонте нет и помину. Ямщики и жители говорят, что во всю нынешнюю зиму рука человеческая не прикасалась к дорогам. Подряд взят каким-то родственником Лярского, употребляемого Клейнмихелем для ревизии положения дорог. Не мудрено после этого, что никто за ними не смотрит; не мудрено также, что подряд взят гораздо дешевле, чем при Толе, при котором проезд между столицами был, по крайней мере, всегда содержим в исправности..."

* «Какое чудо, что на балу Вы, а не Ваша тень!» (франц.).

Модест Корф. Дневник. Год 1843-й . М., 2004, с. 88-89.

Анекдоты про Клейнмихеля

При построении постоянного через Неву моста несколько тысяч человек были заняты бойкою свай, что, не говоря уже о расходах, крайне замедляло ход работ. Искусный строитель генерал Кербец поломал умную голову и выдумал машину, значительно облегчившую и ускорившую этот истинно египетский труд. Сделав опыты, описание машины он представил Главноуправляющему путей сообщения и ждал по крайней мере спасибо. Граф Клейнмихель не замедлил утешить изобретателя и потомство. Кербец получил на бумаге официальный и строжайший выговор: зачем он этой машины прежде не изобрел и тем ввел казну в огромные и напрасные расходы.

Кукольник Н. В. Анекдоты // Отдел рукописей Института русской литературы, ф. 371, № 73, л. 14.

После Венгерского похода кому-то из участвовавших в этой кампании пожалован был орден Андрея Первозванного и в тот же день и тот же орден дан Клейнмихелю.

За что же Клейнмихелю? - спросил кто-то.

Очень просто: тому за кампанию, а Клейнмихелю для компании.

Кукольник Н. В. Анекдоты // Отдел рукописей Института русской литературы, ф. 371, № 73, л. 13.

Клейнмихель, объезжая по России для осмотра путей сообщения, в каждом городе назначал час для представления своих подчиненных, разумеется, время он назначал по своим часам и был очень шокирован, когда в Москве по его часам не собрались чиновники.

Что это значит? - вскричал разъяренный граф. Ему отвечали, что московские часы не одинаковы с петербургскими, так как Москва и Петербург имеют разные меридианы. Клейнмихель удовольствовался этим объяснением, но в Нижнем Новгороде случилась та же история и разбешенный генерал закричал:

Что это? Кажется, всякий дрянной городишко хочет иметь свой меридиан? Ну, положим, Москва может - первопрестольная столица, а то и у Нижнего меридиан!

Забавные изречения, смехотворные анекдоты, или домашние остроумцы // Отдел рукописей ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, ф. 608, № 4435, № 26.

Падение (П. А.) Клейнмихеля во всех городах земли Русской (произвело) самое отрадное впечатление. Не многие заслужили такую огромную и печальную популярность. Низвержению Клейнмихеля радовались словно неожиданному семейному празднику. Я узнал об этом вожделенном событии на Московской железной дороге, на станции, где сменяются поезда. Радости, шуткам, толкам не было конца, но пуще других честил его какой-то ражий и рыжий купец в лисьей шубе.

Да за что вы его так ругаете? - спросил я.- Видно, он вам насолил.

Никак нет! Мы с ним, благодарение Господу, никаких дел не имели. Мы его, Бог миловал, никогда и в глаза не видали.

Так как же вы его браните, а сами-то и не видали.

Да и черта никто не видел, однако ж поделом ему достается. А тут-с разницы никакой.

Кукольник Н. В. Анекдоты // Отдел рукописей Института русской литературы, ф. 371, № 73, л. 11 -12.

В Петербурге, в Гостином дворе, купцы и сидельцы перебегали из лавки в лавку, поздравляли друг друга и толковали по-своему.

Что это вздумалось государю? - спросил кто-то из них.

Простое дело, - отвечал другой. - Времена плохие. Военные дела наши дурно идут. Россия-матушка приуныла. Государь задумался, что тут делать. Чем мне ее, голубушку, развеселить и утешить? Дай прогоню Клейнмихеля...

В этом или том пункте парижских конференций, - сказал кто-то,- должно (найтись?) что-нибудь вредоносное для России.

Само собою разумеется. Союзники в этом пункте требуют уничтожения в России тарифа и восстановления Клейнмихеля...

Кукольник Н. В. Анекдоты // Отдел рукописей Института русской литературы, ф. 371, № 73, л. 12.

Источник - Википедия

Клейнмихель, Пётр Андреевич

Граф (с 1839) Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793 - 3 февраля 1869) - русский государственный деятель из рода Клейнмихелей, протеже Аракчеева и беспрекословный исполнитель воли Николая I . В 1842-1855 годах -главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий . Курировал строительство Николаевской железной дороги .

Воспитывался во 2-м Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А. А. Клейнмихель (1757-1815); мать Анна Францевна Ришар (1769-1833).
Выдвинулся главным образом благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. При нём возникла практика выплаты жалованья служащим неофициальным («серым») порядком. Например, архитектору в военных поселениях могли предложить получать «2000 рублей ассиг. явно, а 1000 инкогнито» при общем заработке 3000 руб. ассигнациями в год. В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы.
Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой, за что был возведён в графское достоинство (1839) и получил шуточное прозвище «Клейнмихель-Дворецкий». Тогда же была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

16 апреля 1841 года произведён в генералы от инфантерии. В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву, сооружён Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве, выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. В целом казённые постройки во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем ранее, однако возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора затянулось на долгие годы.
Сразу же по восшествии на престол Александра II Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом Государственного совета, в делах которого почти не принимал участия. Скончался от отека легких в феврале 1869 года, похоронен под Петербургом в Сергиевой пустыни рядом со второй женой.

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца. Он стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частных компаний. По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще. Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.
В общем и целом, те постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого - подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях. Например, подряд на поддержание в порядке тракта Москва-Петербург был отдан родственнику Клейнмихеля, при этом современники отмечали, что слишком уж нередки случаи, когда из-за неухоженных дорог и огромных ям опрокидываются дилижансы.
Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть. Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.

Семья
Первая жена (с 1816 года) - Варвара Александровна Кокошкина (ум. 1842) , внучка горнозаводчика А. Ф. Турчанинова и сестра петербургского обер-полицмейстера С. А. Кокошкина. По словам К. И. Фишера, брак её с Клейнмихелем был заключен против воли её родителей. Он же (по причине своего физического недостатка) не только не исполнял своего супружеского долга, но и требовал от неё благосклонного приема волокитства Аракчеева. Начались домашние распри, в которых утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков. Из-за жалоб обманутого мужа Булдакову было высочайше запрещено проживать в одном городе с госпожой Клейнмихель; но она сама стала ездить туда, где жил Булдаков. Наконец Клейнмихель, не имевший больше никакого интереса удерживать непокорную супругу, заключил с ней сделку. Она уступила ему свое приданое, а он обязался быть виновником в нарушении брачной верности, и они развелись. Варвара Александровна вышла замуж за Булдакова, впоследствии симбирского губернатора, с которым была очень несчастна.
Вторая жена (с 1832 года) - Клеопатра Петровна Ильинская (17.10.1811 - 17.01.1865), вдова штабс-ротмистра В. О. Хорвата; дочь Петра Ильича Ильинского и Елизаветы Николаевны Переверзевой; родственница фаворитки Николая I фрейлины В. А. Нелидовой. Была богатой, милой женщиной, а вдовье её положение облегчало Клейнмихелю способы исполнения супружеских обязанностей. В этом браке граф совершенно изменил свой характер семьянина, он сдерживал все свои пары, чтобы не ссориться с женой и её влиятельной родней. Считался «добрым мужем, нежным отцом и был очень кроток с личной прислугой».
За заслуги мужа 6 апреля 1835 графиня Клейнмихель получила ордена св. Екатерины (малого креста), а в августе 1851 года была пожалована в статс-дамы. Состояла председательницей Патриотического общества. В одной из исторических миниатюр Валентин Пикуль утверждал, что, будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако «они поступали в кубышку через его жену - Клеопатру Петровну, даму чрезвычайно строгую». Скончалась от туберкулеза в Париже, похоронена в Санкт-Петербурге. Была известна в высшем свете как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток Николая I. Именно это обстоятельство, если верить злоязычным сплетням, служило причиной карьерного взлёта П. А. Клейнмихеля. Всего в семье Клейнмихеля было восемь детей:

Елизавета (1833-1896), замужем за бароном Н. Г. Пилар фон Пильхау (1831-1886), генерал-лейтенантом; похоронена в родовом имении Клейнмихелей «Ивня-Троицкое».
Александра (1835-1912), фрейлина, замужем за полковником Ф. Ф. Козеном (ум. 1906).
Николай (1836-1878), генерал-майор; женат на графине Марии Эдуардовне Келлер (1846-1931), женщине «весьма предприимчивой и склонной вращаться в свете».
Александр (1837-1856).
Владимир (1839-1882), генерал-майор.
Константин (1840-1912), егермейстер, промышленник, почётный гражданин города Курска.
Ольга (1845-1920), с 1866 года жена шталмейстера князя П. Д. Волконского (1845-1919).
Михаил (1848-1872), умер в Париже.