Open
Close

Предложения с придаточными места из литературы. Основные типы придаточных предложений

Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства, и в предложении относятся к глаголам или словам, которые имеют обстоятельственное значение.

По своему значению обстоятельственные придаточные, так же как и обстоятельства, делятся на следующие виды: придаточные времени, места, причины, следствия, цели, условия, сравнения, образа действия, меры и степени, уступки.

1) Придаточные времени указывают на время действия, которое совершается в главном предложении, отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени?

Они относятся ко всему главному или к обстоятельству времени в главной части и присоединяются союзами когда, пока, с тех пор как, едва, как только и др.: Летом, когда наступят каникулы, мы поедем отдыхать.

В предложении придаточное времени может находиться в любой позиции по отношению к главному (препозиция – перед главным, постпозиция – после главного, интерпозиция – внутри главного): Когда я вернулся, она уже ушла (препозиция). Мы отправимся в путь, как только рассветет (постпозиция). В доме, с тех пор как вернулся отец, все пошло по-другому (интерпозиция).

Действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить в одно и то же время или в разное время: Когда солнце выходит из-за горы, становится светло (одновременность действий). Они проснулись тогда, когда было уже совсем светло (разное время действий: сначала стало светло, а потом они проснулись). Выражение одновременности и разновременности действий осуществляется с помощью союзов, указательных слов и глагольных форм времени и вида.

2) Придаточные места указывают на место или направление действия, о котором говорится в главном, относятся к сочетанию сказуемого и указательного слова и отвечают на вопросы где? куда? откуда?: Я был там, где никто из вас не был.

Придаточные места присоединяются к главному союзными словами где, куда, откуда.

Иногда указательные слова могут опускаться, что характерно для разговорной речи: Я сделал, что хотел.

Придаточные места могут находиться в любой позиции по отношению к главному: постпозиция – «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (А. Пушкин). Где бы я ни путешествовал, я всегда вел дневник (препозиция). Только там, откуда я родом, есть такие красивые места (интерпозиция).

3) Придаточные условия указывают на условие, при котором происходит или может произойти действие, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?

Придаточные условия присоединяются к главному с помощью союзов если, если бы, ежели, когда, раз, коли, коль скоро, как скоро: Если ты не хочешь этого делать, скажи прямо. Раз уж ты начал, так ты должен и закончить.

Придаточные условия могут находиться в любой позиции по отношению к главному. Если придаточное условия стоит в препозиции, то главное может начинаться со слов то, так: Если завтра будет хорошая погода, то я уеду.

В качестве указательных слов могут выступать сочетания в случае, в том случае: В том случае, если мы свернем с дороги, мы заблудимся. Сочетание в случае если может сливаться в один сложный союз: Он собирался уехать, в случае если ничего не изменится.

4) Придаточные цели указывают на цель действия, о котором сообщается в главном, и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Придаточные цели присоединяются к главному с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в придаточном предложении остается союз чтобы, а в главное переходит оставшаяся часть сложных союзов: для того, с тем, затем. Эти слова становятся указательными словами и членами предложения: Я приехал, для того чтобы здесь работать (для того чтобы – сложный союз). Я приехал для того, чтобы работать именно здесь (для того – указательное слово, чтобы – союз).

Придаточное цели обычно относится ко всему главному и может занимать любую позицию по отношению к главному: Чтобы увидеть вас, я проделал трудный путь (препозиция). Я прилетел сюда, чтобы увидеть этот край своими глазами (постпозиция). Он, чтобы никто не заметил, тихо пробрался к выходу (интерпозиция).

5) Придаточные причины указывают на причину действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Придаточные причины присоединяются к главному союзами потому что, оттого что, из-за того что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др.: Осенью трава была еще зеленой (почему?), потому что все лето шли дожди.

Придаточное причины может занимать любую позицию по отношению к главному, кроме тех случаев, когда присоединяется союзом потому что (предложение не может начинаться с «потому что»).

Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в главном предложении останутся указательные слова: потому, оттого, из-за того и др., а придаточная часть будет присоединяться к главной союзом что: «Мне грустно потому, что весело тебе» (М. Лермонтов).

6) Придаточные следствия указывают на результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло?

Придаточные следствия присоединяются союзом так что, относятся ко всему главному предложению и всегда находятся в постпозиции по отношению к главному: Дом стоял на самом берегу моря, так что через окно доносились крики чаек.

7) Придаточные образа действия указывают на характер действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

Придаточное образа действия присоединяется к главному подчинительными союзами как, будто, точно, словно. Он говорил очень невнятно (как? каким образом?), будто испытывал сильную боль.

В главном предложении может быть указательное слово так, в этом случае придаточное относится к нему: Он жил так (как? каким образом?), как будто каждый его день был последним.

8) Придаточные меры и степени указывают на меру и степень действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени?

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько и стоят после главного предложения. В главной части могут быть указательные слова так, столько, настолько, до такой степени и др.: Ветер дул так сильно, что разбил окно. Свет был до такой степени яркий, что болели глаза. Книга была настолько интересной, что невозможно было оторваться.

9) Придаточные сравнительные поясняют то, о чем сообщается в главном предложении, отвечают на вопрос как?, относятся ко всему главному предложению, присоединяются с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др. Придаточные сравнительные могут занимать по отношению к главному любую позицию, но чаще всего они стоят в постпозиции: Воздух был чист и свеж, словно только что прошел дождь. Стемнело так быстро, как это бывает перед грозой.

10) Придаточные уступительные указывают на действие, которое противопоставлено действию в главном предложении, и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Придаточные уступительные присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, даром что и др.: Хороши по-своему и пасмурные дни, хотя не все их любят. В лесу было еще темно, несмотря на тс что солнце уже встало. «Пусть роза сорвана, она еще цветет». (Надсон) Пускай обидели тебя, ты веры в дружбу не теряй.

Придаточные уступительные могут также присоединяться к главному союзными словами как, сколько с частицей ни, при этом они приобретают добавочное усилительное значение: Как мы ни старались обойти его, нам это не удалось. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет» (пословица).

Придаточные уступительные чаще относятся ко всему главному предложению и занимают по отношению к нему препозицию или постпозицию: Хотя мороз еще злится, весна все равно придет. Нам пришлось уйти рано, хотя мы хотели бы остаться.

11) Придаточные присоединительные содержат различные дополнительные сведения, которые относятся к тому, о чем говорится в главном предложении.

Придаточные присоединительные чаще относятся ко всем; главному предложению, стоят после него, присоединяются союзными словами что, почему, отчего и др. Связь между главных предложением и придаточным весьма слабая, в главном предложении нет никаких указаний на то, что необходимо придаточное предложение: Он всегда был очень наблюдательным, что, собственно, и отразилось в его произведениях. Эта обстановка была дл. меня невыносимой, отчего я и ушел.

В результате частого употребления некоторые придаточные присоединительные превратились во фразеологизмы: с чем я вас и поздравляю, что и требовалось доказать.

СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы ) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).

    [указ. сл., (чтобы - союз), ].

    Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).

    , (дабы - союз).

    Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).

    , (с тем чтобы - союз).

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению