Open
Close

Птолемей Первый Сотер. Можно ли повторить Александра? Птолемей I Сотер: биография Птолемей i сотер мемуары

Птолемей I Сотер

(род. ок. 367 или 360 г. до н. э. – ум. в 283 или 282 г. до н. э.)

Правитель и царь Египта в 324–283 гг. до н. э. Основатель египетской династии. Полководец Александра Македонского, бывший некоторое время его соматофилаком (телохранителем). Один из диадохов – преемников Александра Македонского, разделивших после смерти великого завоевателя его империю.

Имя человека, ставшего основателем династии, более 260 лет правившей Египтом, вполне отвечает характеру этого незаурядного человека. «Птолемей» в переводе с греческого означает «воинственный».

Обстоятельства жизни Птолемея позволяют судить о нем как о человеке выдающемся, своей выдержанностью резко выделяющемся на фоне многих спутников Александра Македонского. В сущности, его можно считать одним из главных продолжателей дела великого завоевателя, хотя масштабы приложения сил Птолемея были несравненно меньшими. Поэтому историческая наука считает его лишь диадохом (преемником) или эпигоном (последователем) гения, стремившегося распространить эллинистическую культуру на страны Ойкумены – известной эллинам (грекам) части мира с центром в Элладе.

Конечно, не ему, пусть даже отличному воину, было равняться с Александром Великим. Да он и не стремился к этому. Птолемей просто хотел в меру своих сил продолжить дело Александра в стране, откуда был начат великий поход на завоевание Ойкумены. Храбрый воин, талантливый полководец, мудрый политик, щедрый, справедливый и внимательный к друзьям – так характеризуют его немногочисленные исследователи, и древние, и современные. Его биография, собранная по кусочкам из древних источников, – свидетельство правильности такой точки зрения.

Будущий царь Египта, единственный из всех диадохов, умерший в преклонном возрасте, да еще своей смертью, был сыном знатной македонянки Арсинои и менее знатного, но почтенного македонянина Лага. Существует легенда о том, что Арсиноя была возлюбленной отца Александра Македонского, царя Филиппа II, поэтому Птолемей якобы является сводным братом Александра. Однако эта версия, скорее всего, возникла уже в период царствования Птолемея, дабы укрепить его власть и приоритет над остальными диадохами.

Зато сомнения не вызывает то, что юный Птолемей входил в число близких друзей юного Александра. Именно поэтому его и будущего знаменитого флотоводца Неарха, наряду с другими приятелями Александра, царь Филипп изгнал из Македонии, когда непослушный Александр вознамерился жениться против желания родителей.

В 336 г. до н. э. Филипп был заколот офицером Павсанием, возможно, при подстрекательстве Олимпиады. Александр и его друзья, в том числе Птолемей, вернулись в Македонию.

Если бы Александр, унаследовавший власть, был обычным, пусть даже незаурядным правителем, Птолемей так и остался бы одним из его верных приближенных. Но Александр был гением. Он стремился распространить эллинскую культуру на весь известный грекам мир. На этой волне Птолемей, обладавший достаточным умом и образованием, чтобы понять идеи Александра, после его смерти сумел выдвинуться на первый план и добиться значительных результатов.

Конечно, его военный талант проявился еще во время походов Александра. В 333 г. до н. э. Птолемей в числе других полководцев участвовал в битве при Иссе, в сражении у Ворот Персеиды, в битве при Гавгамелах. Именно его Александр направил в погоню за персидским царем Дарием III. В результате Птолемей пленил персидского сатрапа Бесса, зарезавшего своего повелителя, чтобы тот живым не попал в руки врага.

Во время индийского похода македонский военачальник сам сразился с индийским царем (или князем). Противник ударил македонца в грудь копьем, но броня спасла Птолемея от смерти. Он пронзил индусу бедро, свалил его на землю и снял с противника доспехи. Потом будущий властитель Египта по приказу Александра захватил крепость Пир-Осап (Аорн), участвовал во множестве других опасных эпизодов индийской кампании македонцев.

Однако руководящей роли при Александре Лагид не играл, да, по-видимому, и не стремился к этому. Тем не менее в числе приближенных царя он все же состоял. Недаром во время легендарной массовой свадьбы в Сузах, когда Александр попытался связать родственными узами македонцев и персиян, в числе новобрачных находился и Птолемей. Его супругой стала знатная персиянка Артакама.

Об обстоятельствах этого брака источники хранят молчание. Более известна связь Птолемея с афинской гетерой Таис, которую историки подозревают также в близких отношениях с самим Александром. Легенда гласит, что именно по ее требованию великий завоеватель отдал приказ о сожжении персидской столицы Персеполиса. Таис якобы мстила за сожженные персами Афины и другие греческие города. Скорее всего, это не более чем легенда. Биографы Александра Македонского Г. Лэмб и А. Боннар утверждают, что Таис «играла роль императрицы в Мемфисе». Достоверно известно, что у нее от Птолемея были дети: сыновья Леонтиск и Лаг, а также дочь Эйрена. Судьба сыновей неизвестна. Дочь же со временем была выдана замуж за Эвноста, царя г. Солы на Кипре.

Александр умер 10 июня 323 г. до н. э. Смерть его не была неожиданной для приближенных царя. Однако для людей, искренне любивших Александра – среди них был и Птолемей, – это, несомненно, было жестоким потрясением. Однако жизнь продолжалась, и нужно было решать судьбу завоеваний великого македонца.

Срочно было собрано македонское войсковое собрание. Среди немногих, отстаивающих идею единой сильной власти над завоеванными землями, был Птолемей. Он и его единомышленники предлагали выбрать царя из числа сподвижников Александра, пользовавшихся наибольшим авторитетом. Судя по положению среди ближайших военачальников, Птолемей явно не имел в виду лично себя. Однако собрание решило временно возвести на освободившийся престол сводного брата Александра, слабоумного Филиппа III Арридея. Позже его должен был сменить еще не родившийся сын персидской жены умершего, Роксаны.

Было ясно, что оба кандидата, один из которых, кстати, мог и не появиться на свет (Роксана могла родить девочку), не в состоянии обеспечить порядок в империи таких размеров, которых до той поры история не знала. Выборы определенно были фикцией: диадохи боролись за власть, и каждый стремился ухватить кусочек пожирнее.

В этой ситуации Птолемей проявил недюжинные политические способности. Раздел империи, пока предусматривающий создание сатрапий, произошел в Вавилонии, находившейся под контролем Пердикки, наиболее авторитетного из диадохов, ставшего великим визирем (регентом). Трудно сказать, как именно Птолемей вошел к нему в доверие. Но если бы они не поладили, Лагид вряд ли получил бы такой лакомый кусок, как Египет, хорошо известный ему еще по александровскому походу 332–331 гг. до н. э.

В то же время положение Птолемея в качестве египетского сатрапа было не слишком прочным. В стране существовала греческая колония Навкратис. Ее гражданин Клеомен уже осуществлял, причем довольно неплохо, управление провинцией. Военного столкновения между двумя правителями не произошло – Клеомен подчинился Птолемею. Однако тому стало известно, что грек поддерживает связь с Пердиккой. Чтобы устранить угрозу предательства (а также ликвидировать соперничество), Птолемей велел убить Клеомена, что, впрочем, не произвело особого впечатления ни на македонцев, ни на египтян. Дело по тем временам было вполне понятным и заурядным.

Следуя традициям Александра, Птолемей проявил большую терпимость к чуждой ему религии египтян. Он восстановил множество храмов египетских богов, но одновременно попытался создать некий синтез эллинской и египетской религий – культ бога Сераписа (Сораписа, Сараписа) , в наши дни очень почитаемого поклонниками эзотерических учений. Для египтян он был Осирисом, иногда Аписом, для македонцев и греков – Зевсом.

В то же время новый сатрап быстро сумел наладить контроль над доходами с сельского хозяйства Египта, поставив во главе всей хозяйственной деятельности этой, в основном аграрной страны, диойкета – своего рода министра финансов и экономики.

Главным делом Птолемея в этот период стало обустройство сатрапии. Будучи реалистически мыслящим человеком, вполне отдающим отчет в собственных возможностях, он не стремился захватить власть над всем наследием Александра. С него было довольно и Египта, где диадох всеми силами стремился воссоздать мечту покойного друга о распространении эллинской культуры среди «варварских» народов.

К военной силе Птолемей прибегал только в тех случаях, когда считал, что это необходимо для укрепления его трона в Египте. В поход он отправлялся, хорошо взвесив все обстоятельства, поэтому почти не знал поражений. Бывали случаи, когда Птолемей прекращал кампанию тогда, когда надежда на победу еще была. Из-за этого современники обвиняли владыку Египта в нерешительности; на самом же деле это был трезвый расчет осторожного военачальника. Личная храбрость Птолемея хорошо известна по походам Александра, но рисковать своим положением и страной он не любил и не хотел.

Тем не менее почти весь период своего правления, особенно вначале, первый из Птолемеев воевал. Известны его походы в Кирену, Келесирию, на Кипр, в Грецию. Кроме того, египтянам пришлось отражать вторжение армий других диадохов, в частности Пердикки и Антигона Одноглазого.

Впервые Птолемей отправил свои войска за пределы Египта уже в 322 г. до н. э. по просьбе олигархов, чтобы помочь им справиться с внутренней смутой. Однако армию вел не сам сатрап, а военачальник Офелла. Он сумел разгромить войско смутьянов во главе со спартанцем Фиброном. Земли богатой Киренаики перешли под власть Египта, и Лагид сразу же явился туда, чтобы навести порядок. Управлять колонией стали доверенные лица Птолемея, однако их права были ограничены диаграммой – законом, составленным египетским властителем.

В это время Пердикка решил разделаться с самым значительным, по его мнению, противником в борьбе за первенство среди диадохов. Кроме того, Египет был несомненно лакомым кусочком. Воспользовавшись тем, что Птолемей примкнул к его врагам, Пердикка в 321 г. до н. э. вторгся в пределы страны.

Обстоятельства этой войны известны недостаточно, а имеющиеся данные довольно противоречивы. Неоспоримым фактом является то, что войска Пердикки не смогли взять крепость Камелонтейхос. В ее защите принимал участие сам Птолемей. Легенда гласит, что он собственноручно длинным копьем ослепил одного из боевых слонов, убил многих вражеских воинов и сбросил их со стены. Армия Пердикки понесла большие потери при переправе через Нил. Множество воинов было растерзано крокодилами. Эти неудачи возбудили в войске сильное недовольство военачальником. В конце концов он был убит в собственном шатре бывшим телохранителем Александра Пифоном, которого Птолемей наверняка хорошо знал.

В первые годы после смерти Александра формально его империя еще существовала. Напомним, что диадохи лишь считались сатрапами вверенных им территорий. Главным среди них был регент, избиравшийся с согласия остальных. Первым регентом стал Пердикка. После его смерти Птолемею было предложено это место, но он отказался. Прозорливый правитель понимал, что империя вот-вот окончательно распадется.

В это время Птолемея больше заботило укрепление границ Египта со стороны Палестины. Щитом против нашествий отсюда могла стать Сирия. Птолемей действовал быстро и решительно. В короткое время его военачальник Никанор захватил страну, пленил ее царя Лаомедонта и оставил там египетские гарнизоны. Сам же Птолемей двинулся на Иерусалим. Воспользовавшись тем, что религия евреев запрещала им предпринимать что-либо в субботу, сатрап Египта назначил штурм именно на этот день и легко овладел городом.

Между тем противоречия между диадохами нарастали. Антигон, прежний союзник Птолемея по борьбе с Пердиккой, вместе со своим сыном Деметрием Полиоркетом сумел захватить всю Азию и начал угрожать благополучию и власти остальных диадохов. Он стремился к воссозданию единой империи, во главе которой, естественно, видел только себя. Тогда Птолемей заключил союз с Кассандром и Лисимахом, правителями Македонии и Фракии, а также с Селевком, бежавшим в Египет. К Антигону было направлено посольство с требованием уступить часть завоеванных земель. Тот заявил, что давно готов к войне с Птолемеем, и послы уехали ни с чем.

В 314 г. до н. э. Антигон напал на подвластные Египту Финикию и Сирию. Египет мог потерять не только зарубежные владения, но и собственную независимость. В 312 г. до н. э. на Кипре, до сих пор не проявлявшем недовольства, вспыхнуло восстание против власти Египта. Есть предположение, что местные царьки действовали по наущению Антигона. Птолемей во главе большого войска переправился на остров. Расправившись с мятежниками, он перебрался в Карию, дошел до Киликии, в этот момент отпавшей от Египта, разграбил страну и вновь вернулся на Кипр, а потом отправился в Египет, чтобы сразиться с противником.

Решающее сражение между войсками Птолемея и Селевка, с одной стороны, и Деметрия – с другой, произошло в этом же 312 г. до н. э., под Газой. Здесь египетский и вавилонский цари одержали впечатляющую победу. Было захвачено множество пленных, часть которых была поселена в Египте. Сирия и Финикия были возвращены под власть Лагида.

Однако на этом война не закончилась. В 306 г. до н. э. флот Птолемея возле Кипра вступил в сражение с кораблями Деметрия. Результатом стало страшное поражение египтян. Господство на море на долгие годы перешло к Деметрию. Воодушевленные победой, Антигон и Деметрий провозгласили себя царями. Их примеру срочно последовали и остальные диадохи. Птолемей сделал это, скорее всего, уже в 305 г. до н. э., стремясь подчеркнуть свое независимое положение.

А в это время Антигон собирался к походу на Египет. Огромное войско было готово переправиться через Нил. Однако Птолемей сосредоточил на противоположном берегу многочисленные войска и катапульты. Врагу не удалось высадить даже десант. Вскоре из-за недостатка продовольствия вражеская армия вынуждена была уйти ни с чем.

Вероятно, эта борьба не на жизнь, а на смерть длилась бы еще многие годы. Однако в 301 г. до н. э. Антигон пал в битве при Ипсе (совр. Сипсин), сражаясь против объединенных войск диадохов. Птолемей в ней участия не принимал. По известным ему одному причинам из Сирии он вернулся в Египет, а на упреки союзников ответил, что до него дошли слухи об их поражении.

Шли годы. Границам Египта больше ничего не угрожало, поэтому последний период жизни царя оказался сравнительно спокойным. Пора было подводить итоги, которые были достаточно впечатляющими.

По отношению к своим подданным, чуждым ему по обычаям и по крови, Птолемей стремился реализовать эллинский идеал царя-правителя. В представлении греков идеальный царь должен был стать благодетелем, спасителем и защитником своих подданных. По мере сил царь Египта стремился выглядеть именно так. Во всяком случае, никакого различия между греками и варварами он не делал. Поэтому как в самом государстве, так и на подвластных Египту территориях было сравнительно спокойно.

Мистическим покровителем своей державы Птолемей сделал самого Александра Македонского, подчеркивая этим свое право считаться первым духовным наследником великого завоевателя. После длительной борьбы Птолемея с диадохами в Египет было доставлено забальзамированное тело Александра. Сначала оно было помещено в древнем коронационном центре в Мемфисе. Позже тело было погребено в специально построенной гробнице – Севе, в Александрии. Птолемей считал, что Александр должен быть погребен в городе, лично им основанном.

Стремясь к распространению эллинской культуры, царь перенес столицу из древнего Мемфиса, где были сильны египетские традиции, в основанную Македонским Александрию. Здесь он воздвиг лучший памятник себе и своему времени – знаменитый Музей, ставший главным центром развития науки и культуры того времени. Сюда съезжались ученые со всех концов эллинистического мира, чтоб приобщиться к сокровищнице научных знаний – Александрийской библиотеке. Лагид и сам был не чужд учености и обладал несомненным литературным талантом. Его перу принадлежит труд об Александре, к сожалению, дошедший до нас лишь во фрагментах.

Известно, что Птолемей несколько раз женился, преследуя при этим чисто политические цели. О судьбе его первой жены, персиянки Артакамы, ничего не известно. Чтобы подчеркнуть и упрочить свое положение главного идейного наследника Александра, Птолемей, еще будучи сатрапом, пытался жениться на его 47-летней сестре Клеопатре, но та была убита по приказу Антигона, и свадьба не состоялась. Во второй раз царь заключил брачный союз с дочерью диадоха Антипатра, Эвридикой, что связало его родственными узами с другими «наследниками» Александра, многие из которых тоже приходились Антипатру зятьями. Эвридика родила много дочерей, а также сыновей Мелеагра и Птолемея Керавна. Последний одно время считался будущим наследником трона египетских царей. Однако с Эвридикой Птолемей расстался и в 317 г. до н. э., по обычаю фараонов, женился на своей сводной сестре Беренике. Своим наследником он сделал ее сына Птолемея Филадельфа.

Основатель династии умер в 283 г. или в начале 282 г. до н. э. За два года до этого он, чтобы предотвратить свары между претендентами на престол, прозорливо сделал своим соправителем Филадельфа. Птолемей заявил, что быть отцом царя лучше, чем быть царем самому. Птолемей II Филадельф стал достойным преемником отца, значительно укрепив славу дома Птолемеев.

(367/366 - 283/2 г.г. до н.э.), с 323 г. - сатрап, с 305 г. до н.э. - царь Египта, основатель династии Птолемеев. Выходец из семьи македонской аристократии, сын Арсинои и Лага. По одной из версий являлся незаконнорожденным сыном и единокровным братом .

Один из ближайших друзей юности . В числе прочих его друзей был изгнан из Македонии , после смерти которого в возвращен ко двору и назначен телохранителем .

Во время похода в Азию - один из его полководцев. Как военачальник впервые проявил себя в битве при Иссе. В число ведущих полководцев выдвинулся во время индийского похода. Наиболее яркие ратные дела Птолемея: пленение Бесса в Бактрии, битва с кассиями, переправа через Гидасп, осада Сангары. К концу индийского похода Птолемей стоял во главе одной трети войска . В Персии был назначен руководить торжественным сожжением индийского мудреца Калана.

Во время походов Александра Птолемея сопровождала гетера Фаида (Таида) родом из Аттики, известная тем, что по ее подстрекательству дал распоряжение поджечь дворец Ксеркса. В 324 г. до н.э. во время «свадьбы друзей» Александра женился на Артакаме, дочери персидского вельможи Артабаза.

После смерти в выступил против передачи власти его недееспособным наследникам, предложив избрать царя из среды ближайших сподвижников , ближе всего стоявших к нему, пользующихся уважением воином и управляющих отдельными областями империи. При распределении сатрапий получил в управление (совместно с Клеоменом) Египет.

Отстаивая собственные права на владение Египтом, прежде всего избавился от своего соправителя Клеомена, а также присоединил к своим владениям Кирену. В следующем году Птолемей, стараясь сделать свое положение более легитимным, захватил тело и перевез его в Египет, где устроил пышные похороны в Мемфисе.

В 321 г. до н.э. предотвратил попытку регента державы вторгнуться в пределы Египта, в результате чего сам был убит, а основная часть войска перешла на сторону Птолемея. В 320/19 г. до н.э. полководец Птолемея I Никанор берет Иерусалим , а затем присоединяет к Египту Сирию и Финикию. В результате этого похода в Египет были переселены несколько десятков тысяч иудеев, часть из которых стала служить в армии Птолемея наравне с македонянами. Другим важнейшим территориальным приобретением Птолемея стал Кипр, протекторат над которым он установил в

В 315 г. до н.э. началась четырехлетняя война Антигона против коалиции в составе , Птолемея, Кассандра и , в результате которой от Египта отпали Кирена, Кипр, а также Сирия и Финикия. Некоторое время спустя Птолемеем был восстановлен контроль над Кипром. После битвы при Газе с сыном Антигона на несколько месяцев возвращены были также Сирия и Финикия. В Птолемей заключил мир с Антигоном, который продлился до 309/8 г. до н.э., когда египетские войска взяли ряд городов на малоазийском побережии, а также вторглись в Грецию, где Птолемей занял Коринф, Сикион и Мегару.

После образования новой коалиции против Антигона в Птолемей Сотер в очередной раз вторгся в Палестину и вновь переселил часть иудеев в Египет, покидая страну после получения известия о победе Антигона над . Однако, после поражения и гибели Антигона в битве при Ипсе он вновь возвращается в Палестину.

В 300 г. до н.э. Египтом сызнова покорена Кирена, которую Птолемей Сотер отдал своему пасынку .

В последующие годы царствования главная деятельность Птолемея I Сотера направлена на обеспечение мирного развития страны и безопасной торговли. Главными внешнеполитическими приоритетами становятся достижение господства на море и контроль над ключевыми торговыми центрами малоазийского побережья. Союзником Птолемея становится , между царями Египта и Фракии в этот период заключается несколько династических браков. Главным соперником Птолемея в Средиземном море является флот Деметрия Полиоркета и его сына Антигона Гоната, основным методом борьбы с которым становится постепенное вытеснение его без устроения решительного сражения. В Птолемей вновь овладевает Кипром. В Птолемей овладевает Тиром и Сидоном и выступает в качестве протектора Союза островитян. Итогом этой целенаправленной деятельности Птолемея становится господство египетского флота в восточной части Средиземноморского бассейна и превращение самого Египта в мощную морскую державу, главными опорными пунктами которой являются крупные приморские города Финикии, Кипр и многочисленные Кикладские острова.

За годы правления Птолемея I Сотера Египет превращается в строго организованное и централизованное государство. В своей внутренней политике Птолемей, наследуя лучшим традициям , опирается не только на греческие и македонские слои населения - но также привлекает к управлению государством представителей египетского жречества. Одним из ближайших советников царя становится египетский жрец .

Другим ближайшим советником Птолемея с является , имевший опыт успешного управления Афинами в течение 10 лет и ставший автором законов , близких, по-видимому, афинскому законодательству.

В целях сближения эллинского и египетского населения страны Птолемеем Сотером был введен культ бога Сераписа (Сараписа), вобравшего в себя черты целого ряда греческих и египетских богов. Помимо и , важную роль в релиозных реформах Птолемея играл афинянин жреческого рода Тимофей. Серапис сделался не только главнейшим, но и де-факто единственным божеством нового культа, что в дальнейшем позволило также сблизить его с богом монотеистической религии иудеев, населявших два из пяти кварталов . В целях еще более тесного вовлечения иудеев в культурно-языковые связи с эллинским населением в начале III в. до н.э. в был осуществлен перевод священных книг иудеев на греческий - .

В годы правления Птолемея I Сотера был осуществлен целый ряд мер и проектов, способствовавших экономическому росту страны: началась реконструкция ирригационной сети; была введена практика наделения наемных воинов участками земли; обновлен канал между Красным морем и Нилом; основан новый город Птолемаида вблизи Фив; развернуто строительство , в т.ч. масштабные портовые сооружения, Фаросский Маяк и многие другие объекты.

Огромное внимание уделялось развитию наук и культуры, без чего невозможно было привлечение в страну квалифицированных специалистов эллинского происхождения. Для воспитания наследников престола и Птолемея Филадельфа в духе эллинской культуры и получения ими образования самого высокого уровня Птолемеем Сотером в качестве учителей и воспитателей были приглашены философы-перипатетики и . По инициативе последних и при деятельной поддержке и покровительстве Птолемея I в в был основан , а спустя непродолжительное время - и всемирно известная , что привлекло в многих виднейших философов и ученых. При Птолемее I Сотере в Египте жили и занимались научной деятельностью , Стратон, , Евклид, киренаик . Птолемей лично встречался и приглашал в Александрию Феофраста и . Проявлял интерес к научным и философским занятиям. Известно, что заглянув в основной труд и вопросив: «Нет ли более короткой дороги к геометрии?», - он услышал в ответ: «В науке нет царского пути». Являлся автором исторического труда, посвященного походу , на который опирался Арриан, и который фрагментарно сохранился в книге последнего «

Птолемей I Сотер

Курсовая работа

Введение......................... 3 стр.

Глава 1 ............................. 7 стр.

Глава 2............................. 18 стр.

Заключение......................33 стр.

Список литературы.........36 стр.

Введение

История древнего Египта, несмотря на несколько столетий изучения, продолжает привлекать внимание исследователей. Птолемей I интересен нам не только как царь египетский, но и как полководец Александра. Кроме того, Сотер выделяется среди других участников похода великого македонца тем, что написал труд, описывающий походы сына Филиппа. На эту его работу, до нас в оригинале, к сожалению, не дошедшую, ссылаются многие древние учёные в своих изысканиях. Человек, проживший почти восемьдесят лет во время очень насыщенное различными событиями, имевшими настолько большой резонанс, что о них вспоминают даже через более чем две тысячи лет, принимавший активное участие в них, повлиявший на историю многих народов, описавший эти события и оставивший после себя богатое наследие заслуживает подробного описания своей жизни.

Хронологические рамки моей работы охватывают всю жизнь Птолемея Сотера с рождения и до момента смерти. Он прожил с 367 по 283 гг. до н.э., как считает Дройзен и Якоби, хотя рождение Птолемея можно назвать спорным вопросом 1 . Бенгстон считает эту дату слишком ранней и называет 360 г. до н.э. более приемлемым 2 . Но, всё же, присоединимся к мнению Дройзена.

В основе моей работы лежат письменные источники - работы античных авторов. Наиболее полную информацию по периоду похода Александра в жизни Птолемея даёт Флавий Арриан 3 . В предисловии к переведённому тексту академик В.Стуве пишет, что Арриан трезвый историк, и он заслуживает наибольшего доверия и по методу своей работы, и по источникам, доступным ему. По прочтении этой работы Арриана, можно с уверенностью согласиться со Струве.

Вторым по значению источником можно назвать Курция Руфа 4 , который также подробно описал поход Александра (особенно его финал) и описал события, произошедшие сразу же после смерти македонского царя. Из его работы можно почерпнуть множество подробностей полезных при интерпретации сущности происходивших событий и личности Птолемея.

По деятельности Птолемея на троне Египта даёт информацию Павсаний 1 , хотя она часто отрывочна и представлена, восновном, краткими упоминаниями. Он описывает отношения Лага с Аттикой, областью Греции, предоставление её жителям помощи в борьбе с Антигоном. Описывает архитектурное наследие Сотера и прочее.

О правлении Птолемея говорит Корнелий Тацит 2 , уделяя особое внимание созданию царём нового культа в Египте. Информация дана довольно лаконично, но содержит много деталей. В частности описываются сложности с принятием культа Сераписа у простого населения.

О захвате Птолемеем Иудеи говорит Иосиф Флавий 3 . Описывает также отношения Лага с иудейскими религиозными деятелями. Дана краткая, но детальная информация.

Полезную информацию даёт Страбон 4 , но так как он занимался созданием научного труда с точки зрения географии, то упоминания о Птолемее носят краткий и отрывочный характер. Птолемей упоминается, чаще всего, как правитель определённых областей, описанием которых занимался автор.

Небезынтересным является произведение Плутарха "Застольные беседы" 5 , где он собрал изречения многих известных людей древности, к которым причислен и Птолемей I. Нас интересует одна фраза Сотера, которая характеризует его как человека.

Современные учёные неоднократно обращались к информации, почерпнутой из источников, которая, иногда, по – разному интерпретируется авторами, и отношение к конкретному событию может разительно отличаться. Это приводит к тому, что приходится искать "золотую середину", а это, временами, очень осложняет поиск истины.

Детальную информацию, основанную на собственных исследованиях, даёт Иоганн Дройзен 1 . Он предоставляет чёткую информацию по данной теме, но другие исследователи, порой подвергают критике его суждения, что, однако, не может повлиять ни на авторитет учёного, ни на значение его исследований.

Очень хорошо описывает Птолемея Г.Бенгстон 2 . Отдельная глава его книги, посвящённая непосредственно Сотеру, освещает все стороны жизни Лага. Описание жизни Лага у этого автора, тем не менее, нельзя назвать объёмным. Но в сравнении с другими авторами, которые, Лага, порой, игнорируют, например Шахермайр, труд Бенгстона очень ценен, как обобщение информации о Птолемее.

Подробную и детальную информацию предоставляет А.Шофман. На многие спорные вопросы даны развёрнутые ответы. Исследования качественно оформлены и упрекнуть в чём-либо автора трудно. Две книги, касающиеся данной темы характеризуют восточный поход Александра 3 и распад его империи 4 . Птолемей упоминается в общем контексте, но сведения в обеих книгах даны о нём удобной форме.

Неплохо даёт информацию Ф.Шахермайр 5 , хотя его можно упрекнуть в некоторой предвзятости по отношению к Птолемею. Несмотря на это он предоставляет детальные сведения по многим вопросам.

Очень полную информацию о династии Птолемеев, вцелом, и конкретно о Птолемее I, даёт А.Ранович. 6 Исследователь описывает множество событий из истории Птолемеев, при этом даёт множество полезнейших комментариев и ссылок на других учёных.

Неплохо раскрывает данную тему И.Свенцицкая 1 , уделяя особое внимание экономическим вопросам. Описывает она экономику и экономические отношения Птолемеевского Египта с другими государствами. Она описывает правления всех Птолемеев в сравнительном анализе их деятельности на престоле. Много внимания уделяет Птолемею первому.

О культуре Египта этого периода и о реформах в этой сфере Птолемея и его наследников пишут Д.Брестед и Б.Тураев 2 . Эти авторы дают сравнительную характеристику египетской культуры при правлении Птолемеев и периода им предшествовавшего.

А.Боннар 3 даёт хорошую критическую статью по Птолемею и оппонирует по некоторым вопросам вышеперечисленным авторам. Говоря его же словами, он углубляется в семейные истории Лагидов. Подробно описывается финал жизни Птолемея Сотера и его взаимоотношения с наследниками.

Краткую характеристику Птолемея Сотера даёт Лубченков Ю. Он кратко описывает все стороны жизни Лага. Поскольку книга посвящена полководцам, то несколько больше внимания Лубченков Ю. уделяет Птолемею – полководцу 4 .

Как вывод по историографии данного вопроса можно сказать следующее. Жизнь Птолемея Лага описана многими исследователями и в историографии представлена довольно широко, хотя биографических работ не много. Птолемей часто упоминается в работах об Александре Македонском. Гораздо меньше информации о Птолемее, взошедшем на египетский трон. Античные авторы не составили биографии Лагида, что осложняет описание этого периода его жизни.

Описание Птолемея I Сотера, как исторической личности и анализ его деятельности, является целью этой работы.

Главной задачей является создание биографии этого царя и сравнительная характеристика Птолемея – государственного деятеля, и Птолемея – человека, базирующееся на античных источниках и на работах современных исследователей.

Птолемей Лаг – соратник Александра Македонского

Птолемей прошёл длинный жизненный путь. Был и другом Александра Великого, и его телохранителем, был и фараоном Египта, и учёным – летописцем. Он написал труд, который стал, без преувеличения, эталоном для многих авторов древности. Назвал он свою работу "Воспоминания", в котором стремился противопоставить истину романтическому вымыслу об Александре и его соратниках 1 . Лаг подробно описал не только походы сына Филиппа II и свою роль в этом предприятии, но и войну диадохов. К сожалению, его работа до нас не дошла, но многие античные авторы, как например, Арриан Флавий, часто ссылаются на Птолемея.

Благодаря Лагу мы знаем много об Александре и связанных с ним событиях, но мало о самом Птолемее, который, по видимому, не считал нужным описать собственную жизнь. О нём мы узнаём от других греческих и римских авторов, но это, зачастую, отрывочные сведения или информация "из третьих рук", которая, к тому же, может быть противоречивой.

Птолемей был сыном Лага 2 и Арсинои 3 . Семья матери была более знатной, она состояла в родстве с македонским царским домом. Отец Птолемея - Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на земельных владениях 4 . А.С.Шофман, ссылаясь на Павсания, говорит о второй версии происхождения Птолемея: македоняне считали Птолемея сыном Филиппа и внуком Аминты, а сыном Лага его именовали только официально 5 . Македонский царь выдал мать Птолемея - Арсиною замуж за Лага 6 , когда она уже беременна им 7 . Однако, по мнению Бенгтсона, это маловероятно и, возможно, было придумано лишь с целью узаконить Птолемея, правителя Египта, в качестве царского сына. Здесь, как считает он, речь идет о позднейшей версии, являвшейся не редкостью во времена диадохов 1 .

О юности Птолемея известно очень немного. Во всяком случае, как считает, уже упомянутый Бенгтсон, Птолемей принадлежал к друзьям юного наследного принца Александра, Вместе с ним он покинул Македонию, когда Олимпиада и её окружение стали неугодны царю Филиппу II Македонскому. Это произошло, когда Филипп выбрал себе новую избранницу – Клеопатру, а Аттал – отец последней – на свадебном пиру попросил богов "даровать македонскому царю законных детей". Александр, в порыве гнева, бросил в Аттала кубок, Филипп заступился за нового тестя и поднял меч на своего сына. Находясь в сильном алкогольном опьянении, царь не удержался и упал. Потом Александр сказал фразу из - за которой и бежал на родину матери в Эпир: "Вот человек, который собирается идти походом в Азию, а не в состоянии даже пройти от ложа к ложу" 2 . Ф.Шахермайр считает, что Александр после этого не просто бежал в изгнание, но и готовился к войне с отцом за престол – искал союзников в Эпире и Иллирии 3 .

После убийства Филиппа в 336 г. до н.э. Птолемей с Александром возвратились из Эпира, в Македонию. Уже тогда, по-видимому, Лаг принадлежал к друзьям македонского правителя, хотя и не занимал ещё ключевых позиций.

Нужно уделить внимание тому, как Александр подбирал себе друзей или пареа, если пользоваться термином, который использует Шахермайр. Пареа – это сообщества молодых людей, сверстников. Термин современный, но вполне подходящий в данной ситуации. В близкий круг АлександраIII входили: Гефестион из македонской знати, Птолемей, представитель эордейской знати, Гарпал, происходивший из элимиотской знати и другие представители знатных семей 4 . Это были не просто друзья, это были люди, имевшие достаточно могущественный род за своей спиной. Таких друзей можно использовать в борьбе за престол, тем более что сильный союзник в дворцовых интригах лишним не бывает. В окружении Филиппа также были "друзья" и они использовались правителем в основном для укрепления собственной власти и для сохранения целостности государства.

Не помешает также сказать пару слов об образовании при дворе Филиппа. Больше, чем кто-либо прежде, он привлекал сыновей знати на
службу при дворе. Он создал для них нечто вроде придворной школы "пажей". "Пажи" общались с царем, греческие учителя обучали их риторике, знакомили их с мифологией, с Гомером. Поэтому офицеры Александра отличались необычайным знанием мифологии, философии и литературы. 1 Не стоит забывать и об Аристотеле – прославленном наставнике полководца, великом учёном и философе. Аристотель видимо сильно повлиял на молодого Александра, если у того возникли идеи об эллинлзации варваров. Аристотель, тем не менее, считал, что греки и македонцы стоят над варварами, и должны ими править.

Примерно так выглядела обстановка с образованием в среде знати, к которой и принадлежал Птолемей.

Грамотно используя "кнут и пряник", Александр получил расположение многих влиятельных родов, за исключением разве что Линкистидов и горцев – элимиотов. Арриан говорит о собрании, которое созвал двадцатилетний наследник престола Македонии после смерти царя. На нём он обратился к "эллинам, живущим на Пелопоннесе", чтобы они дали ему командование походом против Персии. Просьбу его удовлетворили все, кроме лакедемонян" 2 . Филипп старался объединить страну и действовал в зависимости от обстоятельств. Александр был правителем совершенно другого типа, который не приспосабливал себя к обстоятельствам, а обстоятельства приспосабливал к себе. 3 Тем не менее, поддержка родов ему требовалась как воздух. С претензией на престол не только Греции и Македонии, но и Персии требовалась любая поддержка, в том числе и от "друзей".

Молодой Лаг сопровождал Александра на протяжении всего азиатского похода 1 . Бенгстон утверждает, что Птолемей участвовал в битве при Иссе (333 г. до н.э.) и вместе с царём вступил на землю Египта 2 . Но занимать достаточно высокое положение он стал только после событий связанных с Филотой и Парменионом (осень 330 г. до н.э.). Эти события можно трактовать по-разному. Главным вопросом остается, участвовал ли Филота в заговоре против Александра или нет. Ведь, даже под пытками, как утверждает Арриан, Филота не сознался, а только сказал то, что от него требовали. Пармениона же убили для предотвращения возможной мести за смерть сына 3 .

После раскрытия заговора царь доверил Птолемею освободившееся место соматофилака (телохранителя). Арриан об этом пишет так: "Александр, заподозрив Деметрия, одного из телохранителей, в причастии к заговору Филоты, он (Македонский) арестовал его (Деметрия), и назначил телохранителем, вместо Деметрия, Птолемея, сына Лага" 4 . Таким образом, он стал принадлежать к ближайшему окружению македонского властителя и находиться на должности способствующей дальнейшему росту. Лагиду не только вменялась в обязанность охрана царя, но и поручались различные важные дела, при выполнении которых предоставлялась возможность отличиться. Так, ему удалось схватить цареубийду Бесса, который убил Дария III, пытавшегося спастись бегством, чтобы не дать царю попасть в руки Александра; и ставший новым предводителем персов под именем Артаксеркс IV. Впрочем, пленение Бесса, по мнению Бенгтсона, надо оценить высоко, так как эту операцию пришлось провести против коварного и жестокого врага, который к тому же опирался на симпатии большой части населения, проживающего на территории современного Ирана 5 . Хотя Ф.Шахермайр представляет Бесса на момент его пленения как полностью опустившегося нравственно человека, труса и предателя, от которого отказались его соратники: " Не оказав сопротивления, Бесс, цареубийца и вероломный мятежник, трусливо сдался" 1 . После такой оценки ситуации трудно говорить о каком – либо геройстве Птолемея, но также нужно признать, что отзывы Шахермайра не льстят Птолемею, особенно скептически он отзывается о трудах Лагида: "Хотя Птолемей часто цитирует официальные данные самого Александра, относиться к его сведениям нужно с такой же осторожностью, как и к данным, сообщаемым Цезарем. Опасаться следует не искажений, вкравшихся в традицию, а извращения истины, которое присуще диктаторскому режиму" 2 После таких слов можно заподозрить Шахермайра в некоторой предвзятости к Лагиду. Но так как это достаточно авторитетный исследователь его позицию нельзя не учитывать. Бесс несмотря ни на что был сильным противником ведь он, даже после потери поддержки своих союзников, продолжал боевые действия, хотя его поведение больше напоминало партизанскую войну, и он избегал прямой стычки с войсками Александра. Бесс допустил несколько непростительных ошибок, как например, сдача Бактрии и Согдианы, отступление от переправы без сопротивления и другие. Согдиана не была раем для Александра и его войска. Местная знать могла отнестись лояльно к Александру, только если бы он оставил всё, как было при Ахеменидах, но реформаторская деятельность, создание нового города и ряд других причин повергли страну в народную войну. 3 Продвижение по Согдиане Птолемею и его отряду могло быть сопряжено с определённым риском, даже не смотря на то, что, как считает Ф.Шахермайр, знать, фактически, отдала Бесса Александру. Арриан 4 пишет об этом так:" Перейдя через Окс, Алекандр спешно направился туда, где, по его сведениям, находился Бесс с войском. В это время к нему пришли от Спитамена и Датаферна сказать, что если он пошлет им хотя бы небольшой отряд с его начальником, то они схватят Бесса и передадут его Александру. Он и сейчас у них под стражей, хотя они еще и не надели на него цепей. После такого известия Александр дал войску передохнуть и повел его медленнее, чем раньше, а Птолемею, сыну Лага, приказал спешить к Спитамену и Датаферну; он дал ему три гиппархии "друзей" и всех конных дротометателей, а из пехоты Филотов полк, хилиархию щитоносцев, всех агриан и половину всех лучников. Птолемей двинулся, как ему было приказано, и, проделав за четыре дня расстояние, которое положено проходить за десять дней, прибыл в лагерь, где накануне ночевал Спитамен со своими варварами. Тут Птолемей узнал, что у Спитамена и Датаферна отнюдь не было твердого решения выдать Бесса. Он приказал пехоте следовать за ним в строю, а сам с конницей поскакал в селение, где находился Бесс с небольшим числом воинов. Спитамен со своим отрядом уже ушел оттуда; им было стыдно выдать Бесса собственными руками. Птолемей окружил селение своими всадниками (оно было обведено стеной с воротами) и объявил варварам, находившимся там, что они останутся целыми и невредимыми, если выдадут Бесса. Они впустили отряд Птолемея к себе.(3) Птолемей, забрав Бесса, пошел обратно и отправил вперед гонца к Александру с вопросом, в каком виде следует представить Александру Бесса. Александр приказал вести его голым, в ошейнике и поставить справа от дороги, по которой Александр должен был пройти с войском. Птолемей так и сделал... Так пишет о Бессе Птолемей. Аристобул же рассказывает, что Бесса привели к Птолемею Спитамен и Датаферн и что они передали его Александру голого и в ошейнике" 1 . Эта цитата довольно объёмна, но поскольку по поводу того был ли захват Артаксеркса подвигом Птолемея, как считает Бенгстон 2 , или нет, как считает Шахермайр 3 , есть разногласия то она не будет лишней. Множество деталей по убийству Дария и пленению Бесса предоставляет Курций Руф. Правда, его рассказ прерывается подробным описанием заговора Филоты 4 , но так как Птолемей был непосредственным участником обоих событий то в данном случае Руфу можно простить перескакивание с одной темы на другую.

Описывая события, произошедшие с Бессом в Бактрии Курций Руф обходит своим вниманием Птолемея и говорит, что Артаксеркса IV, как назвал себя Бесс, привели к Александру ближайшие соратники пленника – Спитамен, Катен и Датаферн.

Тем не менее, с этого времени Птолемею доверяли труднейшие поручения. Так, он получил задание подготовить захват горной крепости Аорн (Пир-сар), которая препятствовала продвижению войска Александра в Индию. Правда, ему не удалось овладеть этим укреплением с первого приступа, оно было взято лишь после систематической осады 1 . Вообще же при оценке войн македонян с индийцами надо принять во внимание, что последние не могли состязаться с военной техникой македонян 2 .

Но вернёмся к военным действиям. Когда при штурме города маллов Александр был тяжело ранен стрелой в грудь, его телохранителя Птолемея, по собственному его свидетельству, не было поблизости, и, хотя более поздний источник изображает его спасителем царя, это, возможно, не соответствует исторической действительности 3 . О том, что Птолемей, в свою очередь, был ранен отравленной стрелой в боях под городом брахманов Гамарталией, свидетельствует только предание, восходящее к Клитарху, однако факт этот сам по себе не кажется невероятным 4 . Но то, что Александр во сне увидел целебную траву, необходимую для ран Птолемея,- это, несомненно, позднейшая легендарная версия. 5 К вышесказанному следует добавить слова А.С.Шофмана, что явное превосходство над врагом инды имели в стрельбе из лука. Они достигли в этом выдающихся результатов – высокой точности, ловкости и дальнобойности. Стрела пробивала и щит, и нагрудную броню, сражая противника наповал. Именно такой стрелой, по его мнению, был ранен в Индии сам Александр; пущенная с близкого расстояния, она пробила панцирь и вонзилась глубоко в ребро, оставив опасную рану, чуть не оказавшуюся смертельной. 1

Именно в азиатском походе Птолемей принимал активное участие и смог себя проявить с лучшей стороны. В индийском походе Лаг укрепил своё положение при Александре. Птолемей благодаря военной добыче сделался богатым человеком. Он не случайно принадлежал к триерархам, назначенным Александром для построения флота на Гидаспе. Триерархия была первоначально чисто аттическим явлением. Здесь, в Индии, она была возрождена Александром в новом виде. И лишь богатейшие среди приближенных царя были в состоянии взять на себя триерархию. Птолемей часто упоминается как исполнитель воли царя, выполняющий поручения не всегда связанные с военной деятельностью. Например, Арриан упоминает о болезни Калана:"...Александр долго возражал ему, но увидел, что его не переубедить и что если ему не уступить, то он иным способом, но всё равно уйдёт из жизни. Он велел, следуя собственным указаниям Калана, сложить огромный костёр; распорядиться этим он велел Птолемею, сыну Лага, телохранителю 2 ". На основе вышесказанного можно предположить, что "карьерный рост" Лага проходил довольно долго. Во время болезни Калана Птолемей ещё не занимал такого положения, как, например, Пердикка. Ответственность за сооружение погребального костра (даже не всей процессии, а только костра) свидетельствует о недостаточно высоком статусе сына Лага среди телохранителей и друзей Александра, хотя это только субъективное мнение. Его влияние при царе увеличивается постепенно. Когда происходит инцидент с Клитом, то Лаг выступает в роли миротворца и, вместе с Пердиккой, пытается успокоить Клита и Александра. 3 Этот эпизод, на мой взгляд, также показывает положение Птолемея в иерархической лестнице. То, что он находится на пиру среди друзей царя и успокаивает с Пердиккой – Клита свидетельствует о не последнем месте среди элиты. "Росту" Птолемея способствовали его военные победы. Фраза Курция Руфа, очень красноречива: " Птолемей взял очень много городов, зато Александр – самые значительные" 1 . Росту его славы способствовал поединок с индийским царем, состоявшийся в области Певкелаотиде. Героические поединки - мотив, часто используемый в античной традиции для приукрашивания черт главного героя произведения который, часто является заказчиком, но в данном случае моё мнение совпадает с мнением Бенгтсона, который "не имеет ни малейшего основания сомневаться в исторической достоверности этого события" 2 .

Интересовался Птолемей военными проблемами и системой управления. Всякий раз, как об этом заходит речь у Арриана, он, как правило, ссылается на Птолемея 3 . Эти виды деятельности - военное дело и система управления - были его сильнейшими сторонами. Птолемей проявил себя, в особенности на заключительном этапе Азиатского похода, способным офицером, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью, однако руководящей позиции он еще не занимал. Люди, подобные Пердикке и Кратеру, бесспорно, стояли ближе к царю, не говоря уже о Гефестионе, самом близком друге Александра. Но Гефестион умер уже осенью 324 г. до н.э.

Во время массовой свадьбы в Сузах Птолемей женился на знатной персиянке, дочери Артабаза - Артакаме. 4 Этой женитьбой он, как и другие офицеры, и солдаты, исполнил заветное желание своего царя: Александр хотел помирить и соединить в брачном союзе оба ведущих народа своей державы, македонян и персов, с тем, чтобы они могли в мире и согласии осуществлять господство в империи. При этом не следует упускать из виду, что македоняне - женатые и холостые - уже около десяти лет провели вдали от родины и что многие из них находились в близких отношениях с иранскими женщинами, которые теперь, по крайней мере, отчасти, были узаконены. Идея Александра относительно слияния народов была, прежде всего, политической идеей, и массовая свадьба в Сузах должна была быть лишь началом более грандиозного предприятия. Однако царь смог заложить лишь фундамент для этого слияния народов, все остальное осталось неосуществленным из-за его слишком ранней смерти.

О персиякке Артакаме (или Апаме) в позднейшей традиции мы не найдем никаких упомипаний - в жизни Птолемея она не сыграла никакой роли, чего нельзя сказать о Таис, гетере, которая следовала во время походов за войском Александра и, как сообщает Клитарх, дала повод к разрушению персидских дворцов в Персеполе. Однако последнее, по мнению Бенгстона, представляется романтическим преданием, и не заслуживает никакого доверия. Таис вошла в историю как возлюбленная Птолемея, который взял ее к себе после смерти Александра, но знал он ее еще раньше. От этой связи Птолемея с Таис родилось несколько детей - два сына, Леонтиск и Лаг, и дочь Эйрека. О ней известно, что она вышла замуж за Эвноста- царя города Солы на Кипре 1 . Но это относится уже к несколько более позднему времени.

Со смертью Александра в Вавилоне 10 июня 323 г. до н. э. началась новая эра для всех окружавших царя, включая Птолемея, но события этого периода его жизни стоит рассматривать более детально в следующей главе. К моменту гибели Александра Лаг достиг многого, хотя, по моему мнению, его роль была несколько неопределённой. Он принадлежал к свите царя и был очень богат, он был причислен к друзьям царя и постоянно находился при нём, исполняя свой долг телохранителя. Но Птолемей Лаг по-прежнему уступал Пердикке, Кратеру и Антипатру по статусу.

Он родился в знатной семье, получил достойное образование, прошёл путь друга и соматофилака Александра Македонского, стал полководцем и одной из самых заметных фигур в новом государстве Александра II, прозванного Великим. В истории не сохранилось свидетельств того, что он был интриганом и заговорщиком при дворе. Наоборот – он часто выступал в роли миротворца. Отношение к нему неоднозначно, как и ко многим неординарным личностям, оставившим свой заметный след в истории. Я взял на себя смелость так его назвать потому, что о заурядном человеке не вспоминали бы через две тысячи лет, и он не стал бы основателем новой, последней династии египетских фараонов.

Царь Египта, родоначальник династии Птолемеев.
Его прозвище «Сотер» означает «Спаситель».

Птолемей и его наследники создали державу, включавшую Египет, Кипр и Южную Сирию.

Столицей Египта в эпоху Птолемеев стала Александрия (строго говоря, Александром Македонским было основано много Александрий на пути следования его войска, но эта – самая известная).

В 322 году до н. э. в Египет было привезено тело Александра Македонского . Птолемей I Сотер и его сын – преследуя свои политические цели – похоронили выдающегося полководца именно в Александрии (хотя покойный хотел быть похороненным в святилище египетского бога Амона в оазисе Сива).

«Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона .
Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот.
Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и учёных того времени.
Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.
Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем.
При нём была обсерватория, оборудованная астролябиями, глобусами, телескопами.
Быстрому развитию научных исследований способствовало щедрое финансирование.
Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз.
У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.
Потомки основателя Мусейона поддерживали созданные им традиции. Царская казна продолжала снабжать учёных средствами на конструирование научных приборов, организацию экспедиций, покупку необходимых материалов и создание библиотеки.
Александрийская библиотека стала крупнейшим книгохранилищем Древнего мира.
Здесь было собрано около 500 тысяч свитков.
Библиотека сильно выросла и получила широкую известность при Птолемее II, обманным путём, хотя и за большие деньги, получившем самые ценные рукописи афинского собрания.
В числе знаменитых учёных, возглавлявших библиотеку, хочется упомянуть замечательного географа и
математика Эратосфена , сумевшего вычислить диаметр Земли с невиданной по тем временам точностью - до
75 километров».

Сергеев Б.Ф., Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 21-23.

«Просвещённая династия Птоломеев всеми силами содействовала упрочению за своею столицей значения духовного центра человечества. Её усилиями было создано в Александрии небывалое по богатству собрание книг, привлекавшее искателей познания со всего мира и служившее ярким доказательством потребности в систематизации и сличении всех документов человеческого мышления, всех проявлений человеческого искания истины.
Птоломей I Сотер всюду обращался с заказами и просьбами о присылке рукописей для основанной им библиотеки; есть предание, что книги взимались в виде особой дани с судовладельцев и торговцев, отовсюду стекавшихся в Александрию как в центр мировой торговли.
По-видимому, с особенной тщательностью собирались трактаты по философии и религии, и если бы эта бесценная библиотека сохранилась до наших дней, то мы могли бы восстановить и изучить многие религиозные системы античного мира, о которых ныне имеем лишь самое смутное представление.
Предание гласит, что когда эта сокровищница человеческой мысли была предана огню фанатиками-мусульманами при взятии города Омаром в 641 г., то книг и рукописных свитков будто бы хватило на топку 4000 бань в течение шести месяцев!
Следует помнить, что и до этого горестного события Александрийскую библиотеку неоднократно постигали бедствия - и от злобного людского невежества, и от стихий.
Так, бесценное книгохранилище было однажды почти уничтожено пожаром в 47 г. до P. X. , во время похода Юлия Цезаря на Египет; современники уверяли, будто зарево было видно из самого Рима.
Если даже отбросить эти преувеличения, приходится отметить указание древних писателей, будто уже в царствование первых трех Птоломеев количество собранных книг достигало громадного числа - 400 000 .
Эти цифры, конечно, недоступны никакой проверке и лишь дают представление о том, какой невозвратимой потерей для человечества является утрата великолепной библиотеки, имевшей такое громадное значение в истории умственного движения, названного нами великим духовным брожением перед зарею христианства.
Главным образом именно в Александрии происходило сличение религиозных систем Востока и Запада, здесь впервые были выработаны синтезы, лёгшие в основу позднейших религиозных определений.
Здесь воспитывались великие мыслители, нашедшие догматические формулы для мистических порывов человечества.
Здесь же впервые произошло слияние одухотворённого Востоком эллинизма с иудейством, освободившимся из рамок своего узкого национализма, - и это обстоятельство было впоследствии одной из причин быстрого распространения христианской проповеди в среде эллинизированного иудейства и вошедшего с ним в соприкосновение эллино-римского мира.
История этого сближения иудейства с эллинизмом тесно связана с историей перевода еврейской Библии на греческий язык для Александрийской библиотеки - перевода, имевшего, как мы увидим впоследствии, громадное значение для истории христианской догматики».

Николаев Юрий, В поисках Божества. Очерки из истории гностицизма, Киев, «София», 1995 г., с. 15-16.

Позже Птолемеи утратили своё влияние и Египет превратился в одну из провинций Римской империи.

Птолемей I Сотер (Ptolemaios, Спаситель) (ок. 367/366-283/283 гг. до н.э.). Македонский царь Египта и основатель династии Птолемеев. Друг Александра Великого . Около 337 года до н.э. был отправлен в изгнание, но возвращен после убийства Филиппа II (336 г. до н.э.). В 330 г. до н.э. вошел в состав гетайров (hetaims - «товарищ») Александра и продемонстрировал выдающиеся воинские успехи в его походах. В 324 году до н.э. женился на Артакаме (правнучка Фарнабаза), но после смерти Александра (323 г. до н.э.) развелся с ней и взял в жены Эвридику (дочь Антипатра), а затем (возможно, без развода) - Беренику I.

В конце лета 323 г. до н.э. стал сатрапом Египта. В 319 г. до н.э. захватил Палестину и Келесирию, однако позднее был вынужден уступить их Эвмену из Кардии. С 315 по 301 г. до н.э. периодически сражался против Антигона I и Деметрия I Полиоркета . В 312 г. до н.э. разбил Деметрия Полиоркета при Газе, а в 311 г. до н.э. был заключен мир между диа- дохами, определявший территорию владений каждого из них. В 310-309 гг. до н.э. поставил своего брата Менелая правителем Кипра, а также захватил Кос. В 309-308 гг. до н.э. вмешивался в греческие дела и в 306 г. до н.э. был разгромлен Деметрием I Полиоркетом в битве при Саламине (у берегов Кипра). После этого потерял все свои приобретения в Эгейском бассейне. В 305/304 г. до н.э. провозгласил себя царем. Примерно с 301 по 286/285 г. до н.э. вернул себе Палестину, Келесирию, Кипр и ряд других территорий в Эгейском бассейне и в Малой Азии.

Птолемей написал воспоминания об Александре Великом, которые послужили основным источником для труда Арриана. Создал новую военную и административную организацию Египта. Основал культ Сераписа и учредил музей и библиотеку в Александрии.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 87-88.

Птолемей I Сотер (367-283 гг. до н.э.) - сын Лага, полководец Александра Македонского, один из диадохов, основатель династии египетских царей Птолемеев. Птолемей I участвовал в восточном походе Александра Македонского; он был царским секретарем и вел дневник похода; отличился в битвах при Иссе и Гавгамелах. В 330 г. он захватил сатрапа Бесса, убившего последнего персидского царя Дария III. В том же году был назначен царским телохранителем. В 327 г. Птолемей I возглавил осаду крепости Аорн. В индийском походе спас жизнь Александру Македонскому, за что получил почетное прозвище Сотер (Спаситель). В 324 г. во время свадебных торжеств женился на дочери знатного перса Артабаза Артакаме.

При разделе державы Александра Македонского в 323 г. Птолемей I получил Египет, куда, видимо, увез забальзамированное тело царя. В 322 г. его полководец Офелла захватил Киренаику в Северной Африке. Вскоре после этого между диадохами возникли споры о власти. В 321 г. регент Пердикка обвинил Птолемея I в неповиновении и двинулся из Сирии в Египет с 25-тысячной армией. Птолемей I укрылся в крепости Пелусий на севере Египта, где одну за другой отражал попытки штурма. Пердикка понес большие потери и вскоре был убит взбунтовавшимися воинами.
На съезде диадохов в Трипа-радисе Птолемей I отказался от предложенного ему регентства и сохранил за собой Египет, к которому немного позже присоединил Сирию. В 317 г. он женился на своей сводной сестре Беренике.

В 316 г. к Птолемею I бежал изгнанный Антигоном I из Вавилонии Селевк I, а вскоре началась новая война диадохов. Совместно с Птолемеем I против Антигона I выступили Кассандр и Лисимах. Антигон I нанес удар первым и в 315 г. занял Сирию, после чего двинулся на Египет. Однако у Пелусия его наступление было остановлено Птолемеем I. На море господствовал египетский флот. В 314 г. Птолемей I разбил корабли Антигона I у берегов Ликии, а год спустя захватил Кипр, Кос и Лемнос. В 312 г. Птолемей I и Селевк I перешли в наступление и одержали победу при Газе над сыном Антигона I Деметрием Полиоркетом. Селевк I снова занял Вавилон, а Птолемей I укрепился в Сирии.

Торжество Птолемея I продолжалось недолго. Потерпев поражение у Миунта, его войска также быстро очистили Сирию, как год назад захватили ее. В 311 г. Птолемей I последовательно занимал и терял Киликию. В 308 г. он отплыл с флотом в Грецию, где захватил Коринф, Сикион и Мегары, однако не смог достичь большего, и Деметрий Полиоркет, появившийся вскоре в Греции, легко уничтожил плоды всех побед Птолемея I.

Итог войны решился на море. В 306 г. Птолемей I потерпел поражение от Деметрия Полиоркета у Саламина на Кипре. Победитель занял остров и осенью того же года вместе со своим отцом Антигоном I попытался с двух сторон напасть на Египет. Отразив нападение, Птолемей I в 305 г. принял царский титул по примеру других диадохов.

В 301 г. Птолемей I участвовал в военных действиях коалиции против Антигона I. Последний потерпел поражение и погиб в битве при Ипсе. Победа позволила Птолемею I восстановить былое могущество. В 283 г. он умер от старости.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Птолемей I Cотер - правитель и царь Египта в 324- 283 гг. до Р.X. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до Р.Х. + 283 г. до Р.Х. Жены: 1) Артакама; 2) Эвредика, дочь Антипатра: 3) Береника.

Птолемей с ранней юности был одним из ближайших друзей Александра Македонского. В свое время, когда стало известно о желании Александра жениться на дочери Пиксодора, сатрапа Карий, Филипп II в гневе изгнал из Македонии всех друзей сына, и в их числе Птолемея (Плутарх: «Александр»; 10). После смерти Филиппа Птолемей вернулся, и Александр назначил его своим телохранителем (Арриан: 3; 6). В битве при Иссе его называют уже в числе полководцев, хотя и на вторых ролях (Курций Руф: 3; 7). Во время сражения в Воротах Персеиды Птолемей руководил отрядом в 3 000 человек, захватившим персидский лагерь. Самостоятельные боевые задачи Александр стал поручать Птолемею после битвы при Гавгамелах. В Бактрии он послал его в погоню за Бессом. По свидетельству Арриана, Птолемей проскакал за четыре дня расстояние, которое обычно преодолевают за десять дней, захватил Бесса в одном из селений и доставил к Александру (Арриан: 3; 18; 29). Доверие Александра к Птолемею возросло после раскрытия заговора пажей, о котором Птолемей узнал от Эврилоха, сына Арсея. При подавлении восстания в Согдиане Александр разделил все войско на пять частей и одной из них поручил командовать Птолемею. В число ведущих полководцев выдвинулся во время индийского похода. И в самом деле, здесь его доблесть стала особенно заметна. Уже в самом начале похода, в области аспасиев, Птолемей отличился в сражении с тамошним князем. Заметив предводителя индов, Птолемей, имевший гораздо меньше людей, кинулся в погоню, сначала верхом, а потом, когда подъем стал слишком крут, бегом. Когда князь увидел, что Птолемей близко, он и его воины повернулись к нему лицом. Инд ударил Птолемея в грудь длинным копьем, но панцирь выдержал удар. Птолемей пробил инду бедро насквозь, свалил его на землю и снял с него доспехи. Вокруг тела вождя завязалась горячая схватка. Македонцы взяли верх, и это решило исход сражения. Через некоторое время Александр поручил Птолемею командование над третью своего войска, а сам ушел в горы. Птолемей, оставшись на равнине, сразился с кассиями и после жестокой битвы оттеснил их в горы. Позже, на берегу Инда, Александру пришлось брать крутую неприступную скалу, на вершине которой засело множество врагов. Отобрав легкую пехоту, Александр поручил Птолемею обойти скалу и зайти на нее в том месте, где его никто не ждал. Вместе с местными проводниками Птолемей, двигаясь по очень трудной, едва проходимой дороге, взошел на скалу, прежде чем варвары его увидели. Укрепив позицию частоколом и рвом, он зажег на горе огромный костер. Александр увидел огонь и на следующий день повел войско к скале. Варвары отбивались, и Александр ничего не мог поделать в силу природных трудностей. Варвары, поняв, что Александр не может идти на приступ, повернули и сами напали на отряд Птолемея. Между ними и македонцами завязалась жестокая битва; инды изо всех сил старались разнести частокол, а Птолемей - удержать за собой занятое место. Ему удалось продержаться до наступления темноты. А на другой день, следуя той же дорогой, Александр взошел на скалу и соединился с Птолемеем. Испуганные этим, а также начавшимися осадными работами, инды бежали (Арриан: 4; 16, 24, 29).

При переправе через Гидасп Птолемей командовал той частью войска, которая отвлекла на себя внимание царя Пора и позволила Александру благополучно переправиться через реку (Курций Руф: 8; 13). Позже, в стране кафеев, при осаде Сангары Александр поручил Птолемею охранять то место, где скорее всего ожидался прорыв врага. Птолемей велел на пути возможного отступления расставить брошенные телеги и вкопать в землю копья. Когда враги в темноте пошли на прорыв, их строй немедленно распался. Птолемей напал на них, многих перебил, а остальных загнал обратно в город (Арриан: 5; 24). Во время похода вниз по Инду и вдоль берегов океана Птолемей командовал третью македонского войска (Арриан: 6; 5), а именно, той, которая двигалась вдоль самого моря (Курций Руф: 9; 10).

По возвращении в Сузы, Александр выдал за Птолемея Артакаму, дочь Артабаза (Арриан: 7, 4; 15).

На совещании диадохов после смерти Александра Птолемей держался того мнения, что нельзя вручать государство в слабые руки. Поэтому он выступил против всех предлагавшихся наследников Александра - его брата Арридея, сына Геракла или того ребенка, которого должна была родить Роксана. Вместо них он предлагал выбрать царя из среды самих диадохов, притом такого, кто благодаря своим высоким достоинствам ближе всего стоял к царю, кто правил областями и кому подчинялись воины. Позже, на словах признавая власть Арридея, он в душе всегда оставался верен высказанному им предложению. При последовавшем далее распределении сатрапий Птолемей получил Египет. В помощники ему дали Клеомена, назначенного в сатрапы Александром и руководившего строительством Александрии (Юстин: 13; 2, 4). Переправившись в Египет, Птолемей первым делом велел убить Клеомена, считая его сторонником Пердикки и поэтому человеком, которого нельзя считать верным и преданным (Павсаний: 1; 6). Умелым и справедливым управлением Птолемей вскоре сумел привлечь к себе египтян, так что в последовавших затем войнах они не разу ему не изменили (Юстин: 13; 6).

В 323 г. до Р.Х. Птолемей присоединил к своей сатрапии Киренаиду. В том же году его посетили посланцы Антигона и Кратера, предлагая заключить союз против Пердикки. Птолемей, и до того бывший врагом Пердикки, а теперь еще больше обеспокоенный его возросшим могуществом, согласился.

Узнав о сложившемся против него союзе, Пердикка решил выступить с основными силами против Египта, оставив в Азии войско Евмена, чтобы сдерживать Антигона и Кратера.

В следующем году в Египет с великой пышностью привезенобыло тело Александра. Птолемей с почтением встретил его еще в Сирии и устроил пышные похороны в Мемфисе (хотя Александр завещал похоронить себя в оазисе Амона). Между тем царские войска, возглавляемые Пердиккой и Филиппом III, подошли к Нилу и стали неподалеку от Пелусия. К этому времени грубые замашки Пердикки, его непомерное властолюбие и жестокость, а также совершенно открытое стремление к царской власти, стали всем известны. Многие старые друзья покинули его и бежали к Птолемею, который был щедр, справедлив и внимателен к друзьям. Старым ветеранам он чем-то напоминал Александра. Они с великой охотой шли служить под его знамена и выполняли его приказания.

Когда Пердикка почувствовал опасность обаяния Птолемея, он постарался несколько смягчить свой нрав, а недостаток любви купить богатыми подарками и заманчивыми обещаниями. Усилив, таким образом, свою популярность, он осадил Птолемея в крепости, называемой Верблюжья Спина. Когда македонцы пошли на штурм, Птолемей, вооружившись длинным копьем, собственноручно ослепил с вала одного из слонов, а затем многих из македонцев убил и сбросил со стены вниз.

Исчерпав свои силы в бесплодных штурмах, Пердикка решил начать переправу через Нил. Но в то время, когда войско переходило вброд через широкую реку, уровень воды стал вдруг быстро повышаться. Множество македонцев утонуло, было убйТб неприятелем или съедено крокодилами. Погибло более 2000 человек, и это было последней каплей, переполнившей чашу терпения македонцев. Ночью по всему македонскому стану слышались плач и причитания. В этой обстановке всеобщего озлобления несколько военачальников устроили заговор против Пердикки. Во главе него стоял Пифон. Приблизившись к палатке Пердикки, они вдруг напали на него и убили. После этого все войско перешло на сторону Птолемея. Лишь немногие, оставшиеся верными Пердикке, бежали в Тир. Там же находился его наварх Аттал с флотом.

Вслед за ним Птолемей отрядил своего полководца Никанора, который в короткий срок завоевал Сирию и Финикию, а тамошнего сатрапа Лаомедонта взял в плен (Диодор: 18; 25, 36). Согласно Флавию, как раз в это время Птолемей хитростью захватил Иерусалим. Разузнав об обычаях евреев, он вступил в Иерусалим в субботу, под предлогом принесения жертвы, и легко овладел городом. Многих иудеев он переселил в Египет. Впрочем, убедившись, что они твердо хранят клятву, Птолемей стал принимать в свою армию евреев наравне с македонцами (Флавий: 12; 1).

Не участвуя в дальнейшей войне, Птолемей до 314 г. до Р.Х. оставался союзником Антигона, который к тому времени завоевал всю Азию. Положение изменилось после того, как в Египет бежал Се-левк. Птолемей принял Селевка очень благожелательно. Селевк много говорил о могуществе Антигона и о его намерении истребить всех сатрапов и прежних друзей Александра. ПтолеМей проникся его доводами и отправил от себя послов к Кайсандру и Лисимаху, чтобы и тех поднять войной на Антигона. Когда коалиция сложилась, Птолемей, Кассандр и Лисимах отправили к Антигону своих послов, требуя, чтобы тот поделился своими завоеванными провинциями и сокровищами. В противном случае они грозили войной. Антигон сурово отвечал, что уже готов к войне с Птолемеем, и послы ушли ни с чем.

В том же году Антигон начал войну в Финикии и Сирии. Птолемей отправил своих полководцев в Пелопоннес и на Кипр. В 312 г. до Р.Х. он сам с большим войском переправился на Кипр, где лишил власти или казнил местных царей, изобличенных в связях с Антигоном. С Кипра Птолемей переправился в Карию, дошел по берегу до Киликии, разграбив страну, и вернулся на Кипр. Затем он ненадолго съездил в Египет, но, подстрекаемый Селевком, стянул отовсюду войска и выступил из Александрии к Пелусию, имея 18 000 пехоты и 4000 конницы. Антигон в это время находился с армией близ Геллеспонта, предполагая переправиться в Европу, а в Финикии оставался его сын Деметрий. Узнав o движении египтян, Деметрий также стянул отовсюду войска в Газу. Друзья советовали ему не вступать в сражение, но он не послушался. Оба войска встретились у Газы, и после упорного кровопролитного боя Птолемей одержал полную победу над своим молодым соперником. Вся Финикия вновь отошла Египту. Только Андроник, начальник тирского гарнизона, один отказался сдать город Птолемею, но вскоре здесь начался мятеж воинов, и Андроник, схваченный своими собственными солдатами, был выдан Птолемею. Вопреки ожиданиям, Птолемей богато одарил пленника, прославляя его верность, и принял в число своих друзей (Диодор: 19; 81-85).

Вскоре пришло известие, что Антигон со всем своим войском перевалил через Тавр и соединился с сыном. Птолемей собрал полководцев и стал держать с ними совет. Большинство указывало ему на многочисленность противника, мудрость и опытность самого Антигона и не советовало сражаться в Сирии, так далеко от Египта, ставя все на карту. Птолемей согласился, велел отступать из Сирии и разорять захваченные города: Акен, Иоппию, Самарию и Газу. Антигон же в короткий срок восстановил свою власть в Сирии и Финикии.

В 309 г. до Р.Х. Птолемей предпринял еще один поход в Азию. Высадившись у Фасилиды и захватив этот город, он переправился затем в Ликию и взял Ксанф, потом приступил к Кавну и принял его сдачу. Из Минда он отправился в Грецию, высадился на Истме, овладел Сикионом и Коринфом и, оставив здесь свои гарнизоны, возвратился в Египет.

В 306 г. до Р.Х. Деметрий из Греции переправился на Кипр и осадил в Саламине Птолемеева брата Менелая. Узнав об этом, Птолемей с войском также переправился на Кипр. С ним было 140 кораблей и 12 000 пехоты. Стараясь не допустить соединения двух армий, Деметрий вышел со своим флотом против Птолемея. После того как корабли вступили в бой, Птолемей одержал полную победу на своем фланге, но в это время Деметрий совершенно разгромил другой его фланг. В виду этого Птолемей нерешился продолжать сражение и отступил. Он потерял в этом бою более ста своих кораблей, а сам остров Кипр перешел под полный контроль Деметрия (Диодор: 20; 47-53). Узнав, что после этой победы Антигон и Деметрий провозгласили себя царями, египетское войско также немедленно увенчало Птолемея диадемой, чтобы он мог пользоваться у своих не меньшим авторитетом (Юстин: 15; 2).

Между тем Антигон решил предпринять поход в Египет. Он собрал огромную армию, а командование флотом поручил Деметрию. Но, как и предыдущий поход, предпринятый Пердиккой, этот окончился неудачей. Птолемей расположил на берегу многочисленные войска и катапульты, так что Деметрию не удалось нигде высадить десант. Неудаче способствовали сильный ветер и волнение на море. Антигон также, к великой своей досаде, ничем не мог помочь сыну, будучи отрезан полноводным Нилом. Ощущая сильный недостаток продовольствия, он принужден был увезти свою армию (Диодор: 20).

Вместе с тем Птолемей и прочие эожди увидели, что Антигон будет одерживать победы над каждым из них поодиночке, пока они не объединятся. Обменявшись письмами, они назначили место, время и условия встречи и общими силами стали готовиться к войне. Решающая битва при Ипсе произошла в 301 г. до Р.Х. В этом сражении Антигон пал, а Деметрий спасся бегством.

Некоторое время спустя, не придя к окончательному соглашению при дележе добычи, союзники снова обратили оружие друг против друга. Селевк объединил свои силы с Деметрием, а Птолемей с Лисимахом (Юстин: 15; 2, 4). Эта новая война велась уже далеко от пределов державы Птолемея и не требовала от него того напряжения, что прежде, поэтому вторая половина его царствования прошла в относительном покое. Он умер в глубокой старости, прославленный своими великими делами. Еще до своей болезни он, вопреки праву, передал свое царство младшему из сыновей, Птолемею Филадельфу (Юстин: 16; 2). В подражание Александру Птолемей имел нескольких жен. Еще в первые годы своего правления он из политических соображений взял в жены Эвридику, дочь Антипатра. Уже имея от нее детей, он влюбился в Беренику, которую Антипатр послал вместе с Эвридикой в Египет. Именно ее сыну Птолемею он и передал после себя власть (Павсаний: 1; 6). Причины своего поступка он объявил народу, и поэтому, народ с такой же благосклонностью принял нового царя, с какой отец передал ему власть. Среди других примеров взаимного уважения отца и сына особенно привлек народную любовь к молодому Царю тот факт, что отец, всенародно передав царство сыну, нес далее службу как частный человек, в рядах царских приближенных, говоря, что быть отцом царя лучше, чем владеть самому любым царством (Юстин:16; 2).

Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

Далее читайте:

Птолемей II Филадельф - царь Египта из рода Птолемеев, в 283-246 гг. до Р.Х., сын Сотера.

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Македония - историческая область, диоцез (имперский округ) и византийская фема.