Open
Close

Распространение буддизма. Как распространялся буддизм

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн.

Буддизм в России

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

5.4. Особенности и история паломничества в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия). В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив. Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Религиозные объекты

5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий: 1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды; 2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни; 3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма; 4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой; 5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих: Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия). Четыре главных центра почитания Будды: - На территории современнго городка Лумбини(Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей. - Бодхгая(штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление. - Сарнатх(штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах. - Кушинагара(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет. Другие центры почитания Будды: - Раджгар(штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор. - Вайшали(штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира. - В штате Махараштранаходятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.

Буддизм повёл своё начало в той же местности Азии, в которой возникли и две другие мировые религии - христианство и ислам; родина буддизма только восточнее, в северо-восточной Индии, у южных склонов Непальских Гималаев. Отсюда это учение распространялось по всему бассейну Ганга, а затем южнее по всему Декану. От III века до Р.Х. сохранились множество остатков буддистских построек - ступы, каменные ограды, колонны, храмы - в Аджанте, Санчи, Гае,Барахате и др. Потом, в II - IV веках нашей эры возникает масса буддистских монастырей в северо-западной горной Индии, в пределах Гандахарского царства. Однако постепенно буддизм в Индии начинает падать; разбивается на секты и начинает проявляться тенденция к возрождению брахманизма.

То, что буддизм исповедовали чужеземные завоеватели Индии, обернулось ему во вред. Народные массы отвращались от религии своих угнетателей и предпочитали вернуться к своему древнему веро-учению брахманизму. А дальнейшее распространение ислама истребило буддизм окончательно в северо-западной Индии, в Кашмире и других местностях. Сохранился буддизм только кое-где в Гималаях, в Ладаке и Бутане.

Зато буддизм прочно укоренился за пределами Индии. Ещё в III веке до Хр. он был перенесён на остров Цейлон, где был разработан канон южной церкви, сохранившейся до сих пор в среде сингалезов. Особенно в среде коренной части, горожан и крестьян-собственников, в то время как низшие классы следовали первобытному курсу демонизма, ну а среди пришлых народов, торговцев и высшего класса, распространён в большей степени ислам.

В III веке буддизм был популярен в Китае, сам император Мин-ти проявил к нему интерес и приказал доставить ему индийские книги из Индии. В последующие века буддизм распространялся по Средней и Восточной Азии. В IV веке он был уже в Корее, а отсюда в VI веке его внесли в Японию.

После частичного изгнания из Индии, он нашёл себе новый центр в Китайском Туркестане, в бассейне Тарима. Здесь возникло множество буддийских монастырей и храмов. Это подтверждается сделанными недавно археологическими экспидициями англичан, немцев, русских и других, которые сделали многочисленные находки зданий, статуй, фресок, икон и рукописей.

Отсюда буддизм проник в пределы ныне русского Туркестана, однако распространение с юго-запада ислама положило конец другим религиям; особенно преследовался и истреблялся исламистами буддизм как язычество, хотя, например несторианство продолжало держаться до XIV века.

Зато буддизм укрепился в Индокитае, в Бирме, Сиаме, Аннаме, Камбодже и перенёсся на Яву, позже всё таки вытесненный исламом; сохранившиеся, однако, развалины древних храмов, со статуями и барельефами, свидетельствуют о некогда господствовавшем здесь учению Будды.

В VII веке буддизм впервые засвидетельствован в Тибете, где сначала он долго боролся с шаманизмом, пока наконец не стал преобладающей религией, однако всё равно приняв особую форму ламаизма. Из Тибета буддизм пошёл распространяться среди монголов, которые занесли его, через посредство калмыков, в астраханскую степь, и с другой стороны передали бурятам, у которых он начал укореняться с XVIII века.

После 200 года беспорядки по всей Евразии не мешали, а может быть, даже и помогали распространению двух великих мировых религий — буддизма и христианства. В первые 500 лет своего существования буддизм в основном ограничивался Индией. Он начал распространяться отсюда в первых веках новой эры и был занесен в Тибет, Центральную Азию и Китай — в последнем он адаптировался к китайским традициям примерно так же, как христианство в Римской империи.

В период после 400 года Китай стал истинным буддистским государством более чем на 600 лет, одновременно сделавшись центром дальнейшего проникновения буддизма в Корею и Японию. Экспансия буддизма была гораздо более экстенсивным явлением, чем распространение христианства в Римской империи то же самое время, и с тех пор являет собой самый сложный комплекс культурного обмена в Евразии вплоть до настоящего времени.

К последним двум векам до нашей эры буддизм в Индии был зафиксирован в установлении сангха, или религиозных норм для монахов, а также отметился возникновением монастырей, многие из которых постепенно приобрели значительные богатства. Это в свою очередь привлекало растущее число богатых последователей, особенно из среды купцов, которые помогали распространению идей буддизма во время своего передвижения по торговым путям.

Оригинальная буддистская доктрина (традиция Теравада) постулировала аскетизм сангха и важность индивидуального просветления через медитацию. Это дополнялось развитием Махаяны, или школы «Большей колесницы». Последняя настаивала на идее бодхисатвы или просветленного существа, которое познало нирвану и вступило в цепь непрерывных перерождений, ведущих в полному просветлению. Эти этапы развития были связаны с возросшей сложностью индийской буддистской философии, особенно с появлением Праджнапарамиты, или школы «совершенство мудрости», с ее идеями о вселенском вакууме и неотъемлемой пустоте всех явлений. Другие школы развили традицию, которая позднее стала особенно влиятельной в Тибете, делая ударение на мистических и религиозных аспектах буддизма и на полусвятости Будды. Увеличение разнообразия различных буддистских традиций значительно расширило его привлекательность для разных народов и социальных слоев.

Самыми важными регионами развития этих новых идей были северо-запад Индии и империя Кушан. Отсюда буддизм распространялся вдоль торговых путей, особенно по Шелковому пути. Он наверняка двигался на запад, в Парфянскую империю, и, вероятно, какие-то сведения о нем прошли еще дальше на запад, в Средиземноморье. Трудно судить о влиянии буддизма на развитие христианских идей — но он был единственной религией в мире того времени, которая имела высокоразвитую систему монашества, то есть именно его влияние лежало в основе более позднего развития христианского монашества.

Гораздо более важным было распространение буддизма на восток, в Китай. Первыми переводчиками буддистских текстов на китайский язык были не индийцы, а парфяне, согдиане и народы из оазисных государств Центральной Азии. Первое упоминание о буддизме в Китае датируется 65 годом н.э., и сделаны они в северном Ганьсу. Сначала он оставался лишь религией иностранных торговцев, которые достигали северного Китая по Шелковому пути, но затем стал захватывать и связанные с ними социальные группы. Вскоре после 300 года буддизм по морским торговым путям попал также и в Южный Китай. Вначале его влияние ограничивалось медитацивной практикой Теравада, но вскоре выросло и число переводов философских текстов Махаяны.

Великая экспансия буддизма в Китай началась в конце IV века, рост его влияния здесь очень быстро стал значительным явлением — как только буддизм создал китайскую базу и на него перестали смотреть, как на иностранный элемент. Буддизм легко внедрялся в китайские традиции, особенно в даосизм, который содержал элементы, на первый взгляд имеющие много общих черт с буддизмом. Идеи Дао о судьбе и предназначении могли приравниваться к буддистским идеям о карме. Многие буддистские этические учения и практики, такие как медитация, также совпадали с существовавшими китайскими традициями.

Двумя основными переводчиками и пропагандистами индийских работ стали Хуй-юань (334—417) в районе Янцзы и Кумараджива (350—413) на севере Китая. Здесь быстро привились монастырские порядки, многие паломники специально отправлялись в Индию вдоль торговых путей по земле или по морю, когда сложность, утонченность и непривычность буддизма вынуждали обратиться к подлинникам индийского знания. Существуют многочисленные рассказы об этих пилигримах, самым знаменитым из которых, вероятно, является история Фа-сянь. Он покинул Чанань в 399 году и отправился вдоль Шелкового пути в Северо-Западную Индию, а затем в долину Ганга, где посетил многочисленные буддистские святыни. Он проплыл на корабле до Шри-Ланки, Суматры и Явы перед тем, как в 414 году вернулся в Китай. Его труд «Фо-ш-чжи» («Отчет о буддистских царствах») дошел до нас в полном объеме. Этот отчет плюс рассказы других китайских паломников следующих веков стали основными источниками информации по истории Индии того времени.

В общей сложности огромными командами переводчиков на китайский язык было переведено более 1700 буддистских текстов, были созданы стандартизованные китайские термины для необычайно сложных индийских философских концепций. В течение четырех веков после 515 года было издано пятнадцать библиографических каталогов переводов. Эти работы вместе с текстами Теравады на языке пали в Шри-Ланке составляют ныне основной комплекс многочисленных буддистских текстов. Они дали фундаментальный и мощный толчок развитию китайской концепции мира, который был подкреплен тем фактом, что до Китая из Индии дошли не одни буддистские тексты. Почти столь же важны были и индийские работы по математике, астрономии и медицине, которые дали такой же толчок другим областям китайской мысли.

Быстро растущая популярность буддизма сильно повлияла на китайское общество. Перепись, проведенная в Китае в 477 году, показала наличие 6478 монастырей и более 77 000 монахов. К 534 году существовало уже 30 000 монастырей примерно с 2 миллионами монахов. Первые царские монастыри были созданы при правлении династии Северная Вэй в 476 году в Пин-чэне. Позднее столица Лоян стала самым важным буддистским центром в Азии. К 534 году в Лояне возникло более 1300 монастырей, самый большой из них (Юн-мин) с девятиэтажной ступой был и самым высоким зданием в городе. В нем жило более 3000 монахов, он имел более 100 комнат для посещающих монастырь иностранных пилигримов. Развились новые формы буддистского искусства — в особенности Чань-фо-дун, или пещерная наскальная живопись. Первые образцы этого искусства дают нам 1000 буддистских комплексов возле Тен-гуан на Шелковом пути, которые были созданы около 366 года. Отсюда эта практика стала быстро распространяться через Северный Китай и Сычуань. Столь же популярными были и настенные рисунки, но из них мало что сохранилось до настоящего времени.


Буддистские монастыри стали центрами культурной и художественной жизни Китая, но одновременно сделались и проблемой для государства из-за того влияния, которое они имели на общество и экономику. Постулаты буддизма требовали полной независимости от государства. Сангха были освобождены от соблюдения мирских законов и обязательств перед государством — например, от военной службы. Имущество монастырей было неотчуждаемым и росло с феноменальной скоростью из-за быстрого роста количества верующих. Это порождало две главные проблемы — недостаток солдат для комплектования армии и уменьшение годового налога, так как владения монастырей все увеличивались. В Северном Вэе был создан правительственный департамент — Чжянъ-фу-цао («Отдел по надзору за проявлениями добродетели») укомплектованный буддистскими монахами, и его глава стал инспектором над всеми монахами. Целью этой структуры была попытка создания механизма ограничения количества людей, уходящих в монахи, — были даже определены квоты на количество монахов для каждой местности. Но поддержка буддизма была столь активной, и не только на уровне простого народа, но и в среде аристократии, и даже в царских семьях, что эффективность подобного контроля оказалась очень мала.

Основатель буддизма и география распространения.

Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, букв.: Достигающий цели, Преуспевающий) Гаутама (из рода шакьев). Отца его звали Шуддходана (на пали - Суддходана, букв. ʼʼИмеющий рисʼʼ), мать - Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на пали - Капилаватгху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (ʼʼХранительница славыʼʼ), и у них родился сын Рахула (ʼʼСхватывающий на летуʼʼ). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревоᴦ. Он решается отказаться от права на царствование, покидает семью и уходит в отшельники под своим родовым именем Гаутама . В обителях аскетов Гаутама провел шесть лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителœей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи ).

С обретением дара Просветления он познал, что бытие есть страдание , безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил всœе свои предыдущие рождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению), стал Всеведущим и узнал, что достиг освобождения (мокша ) от цепи рождений (сансара ), что пребывает в данном мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный Путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что безжеланным шествует в мир покоя, нирваны (букв.: ʼʼнедуновениеʼʼ). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой , Просветлённым.

Произошло это событие близ местечка Гайя (в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму . Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам шести государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю - в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всœеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было, по меньшей мере, шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (ʼʼТот, кто есть Любовьʼʼ).

В течение последующих столетий после смерти Будды, его учение широко распространилось в Индии. Царь империи Маурьев Ашока (268 - 231 гᴦ. до нашей эры) объявил себя покровителœем и защитником буддизма. С этого же времени буддизм стал распространяться и в сопредельные страны. Учение Будды начало обретать некие стройные теоретические очертания. Распространился догмат о ʼʼтрех драгоценностяхʼʼ (первой драгоценностью считался Будда, второй - его учение и третьей - религиозная община, сохраняющая и укрепляющая учение), сформировались представления о формах и средствах передачи сакрального знания (среди которых предпочтение отдавалось передаче от учителя к ученику), оформилась система взглядов по вопросам аскезы и духовной помощи и выступила на передний план фигура бодхисаттвы - просветленого, который, однако, не спешит вкусить тихого блаженства нирваны и из сострадания помогает людям, которые, как и всœе прочие живые существа, пребывают в мире страданий, обрести спасение, которого, возможно, немногие из них сумеют достичь самостоятельно.

Наивысший расцвет буддийской культуры Индии относится к первым векам нашей эры. Около VII века буддизм был практически полностью поглощен индуистским религиозно-культурным комплексом, сделавшись его частью, а к XIII веху буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез. При этом буддизм оказал значительное воздействие на формирование индуистской культовой организации и практики, а Будда в индуизме стал воплощением божества Брахмы.

Самого большого расцвета буддизм достиг после распространения в сопредельных с Индией странах. В результате его взаимодействия с местными религиозными и культурно-идеологическими традициями сложились региональные формы буддизма. Выйдя за пределы Индии, буддизм утвердил свой статус мировой религии, и одновременно с этим в нем начал происходить процесс инволюции: появились своеобразные национальные формы буддизма, связанные с его взаимодействием с традиционными культами, распространенными в какой-либо восточной стране: тайский, китайский, японский, тибетский, монгольский, бурятский варианты и др.
Размещено на реф.рф
формы буддизма. Сформировавшись как религиозно-философское учение в Индии, буддизм создал огромную каноническую и комментаторскую литературу, богатую и разнообразную культовую практику, религиозные институты.

В большинстве государств, в которых буддизм получил свое распространение, в определœенные периоды истории он являлся государственной религией, способствовал формированию социально-политических и экономических институтов. Являясь мировой религией, буддизм по мере интеграции в культуру стран своего распространения сам стал частью культуры, национальной психологии, образа жизни народов, его исповедующих. Все это позволяет рассматривать буддизм как религиозно-философский и социокультурный комплекс, дает возможность подходить к нему и как к религии, и как к философии, и как к психологии (буддизм, прежде всœего, ориентирован на изменение сознаниячеловека ).

В 1996 ᴦ. во всœем мире, по очень приблизительной оценке, насчитывалось 325 млн. буддистов (что составляло 6% населœения планеты). Следует, однако, отметить, что в это число не входят исповедующие буддизм китайцы, поскольку переплетение трех базовых вероисповеданий – конфуцианства, буддизма и даосизма – у этого народа настолько тесно, что определить численность сторонников отдельных религий весьма сложно.

Подавляющее большинство всœех буддистов – около 322 млн. из 325 млн., ᴛ.ᴇ. 99%, – сосредоточено в Азии. Вместе с тем, 1,6 млн. сторонников буддизма живет в Европе (включая всю Россию, в т.ч. и ее сибирско-дальневосточную часть) и 1,5 млн. – в Америке.

Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть). Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере – Южная Азия.

В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всœех странах Индокитая (исключая полуостров Малакку): Мьянме, Таиланде, Лаосœе, Камбодже, Вьетнаме. Много буддистов и в Сингапуре.

В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелœен, хотя там распространены и другие религии.

В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух сравнительно небольших странах – Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддизм исповедует относительно незначительное меньшинство населœения. В России буддизма придерживаются часть жителœей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.

Сегодня буддизм продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию - его последователœей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.

Основатель буддизма и география распространения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основатель буддизма и география распространения." 2017, 2018.

Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру

3. Распространение буддизма

Так как буддизм в качестве последней инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к Учению как к догме. Будда призывает применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают такой проверки, отбрасывать их. Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары (несовершенного, изменчивого бытия) и достичь противоположного берега - нирваны. На берегу плот больше не нужен. Поэтому достигший нирваны оставляет учение. Его дальнейший путь лежит за пределами мыслей и слов.

После смерти основателя его учение передавалось из уст в уста, которое было записано к I в н.э. и составило буддийский канон - Трипитака (Три Корзины), состоящий из трех частей. Это сутры, считающиеся изложением подлинных проповедей Будды, виная - тексты, посвященные нормам монашеского общежития и монашеской дисциплине, и абхидхарма - тексты, посвященные изложению философской и психологической проблематике буддизма.

В буддийских сутрах много несоответствий, что связано не только с размыванием и развитием основ учения с течением времени, но и с тем, что слова Будды всегда были предназначены для определенного человека, слушающем его учение в определенное время и в определенном месте. Главной целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного человека к освобождению. Поэтому учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма.

«Буддийское учение,-- пишет английский исследователь М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то чистейшей филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм почти совпадает с какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования почти из всех вероучений».

Все же основа всех разнообразных ответвлений учения Будды - четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь. Постепенно в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна - малая колесница, самоназвание - тхеравада (учение старейших) и Махаяна - великая колесница. Первое из этих направлений называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение в странах южной и юго- восточной Азии, а второе - северным буддизмом по причине его преимущественного распространения в странах лежащих к северу от Индии.

Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиями. Достичь ее могут только монахи, цель же мирян - забота о сангхе и улучшение своей кармы. Будда - не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным трудам путь к освобождению и указавший его другим людям. Он обрел нирвану и в мире больше никак не присутствует. Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых отдание почтения памяти учителя и воспоминание о нем как о примере для подражания.

Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловили ее ограниченное распространение в странах традиционно связанных с Индией. Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (тот, чья сущность - просветление), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану(паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор пока ее не обретут все живые существа. Главные качества бодхисаттвы - премудрость, то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание, выражающееся в умении спасать различные типы живых существ.

В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно больше людей. При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды могут не только монахи, но и отдельные благочестивые и мудрые миряне.Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций (в частности синтез китайский традиционных учений и положений Махаяны породил одну из самых замечательных школ Буддизма - Чань-буддизм), что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.

Буддизм

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного...

Индуизм

Индуизм представляет собой религиозную систему, теснейшим образом связанную с историей и специфической социальной структурой народов, прежде всего, Южной Азии. Индуизм - это самая большая национальная религия в мире...

История ислама

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров -- Арабский халифат...

История распространения буддизма в России

История формирования буддийской духовной и социальной организации (сангхи) в России (на современных территориях Бурятии, Иркутской и Читинской областей...

История христианизации Сибири

Процесс распространения и внедрения в народные массы Сибири и Севера православного христианства составлял одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия...

История христианства

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э...

Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках

Из послания галльских церквей - лионской и вьенской к церквам асийским и фригийским мы знаем о гонениях на христиан в Лионе летом 177г, в 17й год правления Марка Аврелия. Из этих же посланий известно...

Основы христианского вероучения

Франция Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населе-ния страны (около 90%) придержива-ется католицизма Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты...

Принятие христианства на Руси

Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки...

Распространение христианства в России

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом...

Религии мира

Проповедь буддизма имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям разных слоев населения. Для городских классов - кшатриев и др. - буддизм был оружием борьбы против брахманской аристократии и ее привилегий...

Религии мира

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Выше уже говорилось о проникновении буддизма на Шри-Ланке...

Религии народов России

Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям разных слоев населения. Для городских классов буддизм был оружием борьбы против аристократии и ее привилегий. Угнетенным народным массам...

Современная культура буддизма в нынешнем Китае

Массовое распространение буддизма в начале новой эры связывают с растущей популярностью даосизма, в котором многое перекликалось с практикой буддийского учения, а так же с тем...

Христианское нравственное учение – истоки, содержание, ценностный смысл

христианство религия иисус христос Распространение христианства и рост численности общин обусловили изменение социального состава и усложнение организации. Появились надзиратели (епископы) и специальные служители (дьяконы) - духовные лица...