Open
Close

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными. II

Лекция 75 Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

План лекции

75.1. Последовательное подчинение придаточных.

75.2. Однородное подчинение придаточных.

75.3. Параллельное подчинение придаточных.

75.1. Последовательное подчинение придаточных

В лекциях 73 и 74 мы говорили о сложноподчиненном предложении, о различных типах придаточных, но в основном обращали внимание только на предложения с одним придаточным. Гораздо чаще в текстах встречаются предложения из трех и более частей, в которых используется несколько придаточных.

В зависимости от того, каким образом эти придаточные присоединяются к главному, сложноподчиненные предложения (СПП) делятся на:

1) СПП с последовательным подчинением придаточных;

2) СПП с однородным подчинением придаточных;

3) СПП с параллельным подчинением придаточных;

4) СПП с различными типами подчинения придаточных.

Проанализируем предложение:

Стрелочками мы показываем, откуда именно мы задаем вопрос к придаточному (с конца предыдущей части, с начала или с середины). В данном предложении к обоим придаточным мы задаем вопрос с конца предыдущей части.

Рассмотрим еще несколько предложений с последовательным подчинением придаточных.

Из данной схемы видно, что вторая часть разрывает первую, так как вопрос задается с середины главного предложения.

Хочу обратить внимание еще на один тип сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. Этот случай достаточно сложный, поэтому обратите на него особое внимание.

[Я подумал] 1 , (что впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки) 2 , (если в сию решительную минуту не переспорю старика) 3 .

Теперь попробуйте самостоятельно начертить схемы нескольких предложений. Для этого вам необходимо перетягивать различные элементы из нижнего поля в таблицу.

1) Она писала ему, что решилась ускорить свой отъезд из Дрездена, потому что здоровье ее тетки совершенно поправилось.

2) Мечику не верилось, чтобы Левинсон был действительно таким, каким изобразил его Чиж.

3) Она глядела на него, как смотрят на человека, в котором увидели то, чего давно ожидали.

75.2. Однородное подчинение придаточных

Об однородном подчинении придаточных мы говорит в том случае, если в сложноподчиненном предложении все придаточные

  • относятся к одному и тому же слову главной части,
  • являются однотипными,
  • связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Рассмотрим несколько примеров.

В других случаях однородный характер придаточных может быть не столь очевиден:

[Она пошла вместе с ним, довольная] 1 , (что угодила ему) 2 и (теперь может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика) 2 .

Между однородными придаточными стоит соединительный союз, но во второй придаточной опущено союзное средство (союз ЧТО), но он легко может быть восстановлен:

[Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение], (чему посвящено произведение) и (кем оно создано).

А сейчас попробуйте из рассыпавшихся простых предложений собрать сложные с однородным подчинением придаточных. Обращайте внимание на смысл предложения.

75.3. Параллельное подчинение придаточных

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных встречается в двух случаях:

  • если придаточные присоединяются к одному слову главной части, но являются разными по семантике ;
  • придаточные одинаковые по значению, но относятся к разным словам главной части.

Рассмотрим оба случая на примерах.

(Так как мы никогда не держали птиц) 1 , [то я понял] 2 , (что эта клетка принадлежит новому жильцу) 3 .

В этом предложении главной является вторая часть, оба придаточных зависят от одного и того же слова, но при этом являются разными по значению: 1 часть - это придаточное причины, а 3 часть - придаточное изъяснительное. Изобразим теперь это предложение схематично.

Обратите внимание на то, что схема очень похожа на схему сложноподчиненного предложения с однородными придаточными, но вопросы задаются при этом разные.

Теперь рассмотрим предложение с придаточными, одинаковыми по значению, но относящимися к разным словам главной части.

Оба придаточных в данном предложения являются изъяснительными, соединяются одинаковыми союзами, но при этом зависят от разных слов.

Укажите номера сложноподчиненных предложений с параллельным подчинением придаточных. В случае неверного ответа обязательно прочтите всплывающий комментарий.

Дата: 2010-05-22 10:47:52 Просмотров: 25279


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "последовательное подчинение" в других словарях:

    последовательное подчинение

    последовательное подчинение - Способ связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, когда главной части подчиняется придаточная часть первой степени, а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (возникает вторая, третья и т.д. степень… … Синтаксис: Словарь-справочник

    Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении … Википедия

    Соединение предложений при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Макар и не заметил раньше, что на равнине как будто стало светать (Короленко). Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Б. Полевой). ср …

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    Фирма - (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора

    схема анализа многочленного сложноподчиненного предложения - 1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей; 2) тип подчинения по способу связи придаточных: а) последовательное подчинение (указать степени подчинения); б) соподчинение: однородное соподчинение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Сложноподчиненное предложение, в составе которого имеется больше двух частей (см. параллельное подчинение, последовательное подчинение) … Словарь лингвистических терминов

Имеющие придаточные элементы, разделяются на несколько групп. Всего их три. В речи может встречаться выражение сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных, неоднородным (параллельным) и последовательным. Далее в статье рассмотрим особенности одной из указанных категорий. Что собой представляет сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных?

Общие сведения

Однородное подчинение придаточных (примеры таких конструкций будут приведены ниже) представляет собой выражение, в котором каждая часть относится к основному элементу или к определенному слову в нем. Последний вариант имеет место, если дополнительный компонент распространяет только определенную часть главного. Предложения с однородным подчинением придаточных имеют ряд особенностей. Так, распространяющие элементы однотипны, то есть отвечают на одинаковый вопрос. Обычно их связывают друг с другом сочинительными союзами. Если у них значение перечисления, то связь бессоюзная, как и у однородных членов. Вот, в целом, что значит однородное подчинение придаточных.

Связь в контексте

1. Притихшие мальчишки смотрели вслед автомобилю /1, пока тот не уехал за перекресток /2, пока поднятая им пыль не рассеялась /3, пока сам он не превратился в клубок пыли /4.

Попав в госпиталь, он вспоминал, как их внезапно атаковали фашисты, и как все попали в окружение, и как у отряда получилось попасть к своим.

3. Если союзы "ли... или" используются как повторяющиеся конструкции (в примере можно изменить на ли), связанные с ними однородные придаточные разделяют запятой.

Было невозможно понять, был ли это пожар, или же начинала всходить луна. - Было невозможно понять, был ли это пожар, начинала ли всходить луна.

Структуры с комбинированным соединением

Предложение с многочисленным однородным подчинением придаточных встречается в нескольких вариантах. Так, возможно вместе например. По этой причине, осуществляя разбор, не нужно сразу составлять общую схему или спешить расставлять знаки препинания.

Анализ контекста

Однородное подчинение придаточных разбирается по определенной схеме.

1. Выделяя грамматические основы, считают количество простых элементов, входящих в состав конструкции.

2. Обозначают все и союзные слова и, опираясь на это, устанавливают придаточные и главное предложение.

3. Главный элемент определяется для всех дополнительных. В результате образуются пары: основное-придаточное.

4. На основе построения вертикальной схемы определяется характер подчинения придаточных конструкций. Оно может быть параллельным, последовательным, однородным, комбинированного типа.

5. Строится горизонтальная схема, опираясь на которую расставляют знаки препинания.

Разбор предложения

Пример: Спор заключается в том что если ваш король будет здесь три дня то вы безоговорочно обязаны выполнить то что я вам скажу а если он не останется то мной будет выполнен любой приказ который вы мне дадите.

1. Это сложноподчиненное предложение содержит в себе семь простых: Спор заключается в том /1 что /2 если ваш король будет здесь три дня /3 то вы безоговорочно обязаны выполнить то /2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то мной будет выполнен любой приказ /6 который вы мне дадите /7.

1) спор заключается в том;

2) если ваш король будет здесь три дня;

3) что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

4) что я вам скажу;

5) если он не останется;

6) то мной будет выполнен любой приказ;

7) который вы мне дадите.

2. Главным предложением является первое (спор заключается в том), остальные относятся к придаточным. Лишь шестое предложение вызывает вопрос (то мной будет выполнен любой приказ).

3. Это сложноподчиненное предложение разбивается на следующие пары:

1->2: спор заключается в том, что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

2->3: вы безоговорочно обязаны выполнить то, если ваш король будет здесь три дня;

2->4: вы безоговорочно обязаны выполнить то, что я вам скажу;

6->5: мной будет выполнен любой приказ, если он не останется;

6->7: мной будет выполнен любой приказ, который вы мне дадите.

Возможные сложности

На приведенном примере несколько затруднительно понять, какого типа шестое предложение. В данной ситуации нужно посмотреть на сочинительный союз "а". В сложном предложении он, в отличие от подчинительного соединительного элемента, может находиться не рядом с относящимся к нему предложением. Исходя из этого, необходимо понять, какие простые элементы связывает данный союз. Для этого оставляются только предложения, содержащие противопоставления, а остальные убираются. Такими частями являются 2 и 6. Но поскольку предложение 2 относится к придаточным, то 6 тоже должно быть таким, так как с 2 оно связано сочинительным союзом. Проверить это несложно. Достаточно вставить союз, который имеет предложение 2, и связать им 6 с главным, относящимся к 2. Пример: Спор заключается в том, что мной будет выполнен любой приказ. Исходя из этого, можно сказать, что в обоих случаях присутствует однородное подчинение придаточных, только в 6 опущен союз "что".

Вывод

Получается, что это предложение сложноподчиненное с однородно связанными придаточными (2 и 6 предложения), параллельно (3-4, 5-7) и последовательно (2-3, 2-4, 6-5, 6-7). Чтобы расставить знаки препинания, требуется определить границы простых элементов. При этом учитывается возможное сочетание на границе предложений нескольких союзов.

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

  1. Языковая разминка
  1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю - это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? - подумал Едук. - Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь...

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал (в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.
  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

Связь – управление; таёжные звери

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

6, 10, 13

  1. Актуализация знаний

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

Приведите примеры.

  1. Закрепление
  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Предложение

Вид подчинения

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

не приводят , что только скрупулёзная работа позволит ему выйти прийти

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

придётся преодолеть множество препятствий,

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые учить родной язык, предпочитают

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

роль фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

За права народа, который обращается поэтом , который взывает

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

  1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Ответ: 4

  1. Используя текст рассказа-были Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.

(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) «Сейчас будет «жик»!» - объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог, как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», - охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Ответы

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
  • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
  • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
  • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
  • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
  1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
  1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
  2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
  3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
  4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

Список литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
  3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru
  2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

1. Параллельное подчинение

При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

2. Однородное подчинение

При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

3. Последовательное подчинение

При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Исторический опыт доказывает , что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят , что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.


Среди сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными по строению различают сложноподчинённые предложения

  • с последовательным подчинением,
  • с однородным подчинением
  • с параллельным подчинением.

Соподчинение - это когда два или несколько придаточных предложений подчиняются одному главному предложению.

  • При однородном подчинении придаточные части не только поясняют основную часть, но и являются придаточными одного вида.

При однородном подчинение придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения. Если однородные придаточные соединены повторяющиимися союзами, то между ними ставится запятая, и не ставится, если союзы неповторяющиеся.

  • Когда в сложноподчинённых предложениях разные придаточные принадлежат одному члену главной части или в которых одинаковые придаточные поясняют разные слова в главной части, представляют собой предложения с параллельным подчинением.

Пример: Человеку, когда он чрезмерно устал, кажется, что он проспит невесть сколько.

  • Последовательное подчинение - это последовательность придаточных частей, при которой каждая последующая придаточная связывается с предшествующей частью, а с главной частью связана лишь первая придаточная.

При последовательном подчинении придаточных рядом могут появляться союзы что и если, что и когда и др. Между союзами запятая ставится, если дальше нет второй части союза- то или так, например: Он предупредил, что, если огонь сейчас не потушить, пламя перекинется на крышу. Допустимо, чтобы перед вторым придаточным отсутствовал подчинительный союз.

Комбинированное подчинение - это различные комбинации подчинительной связи в одном сложноподчинённом предложении.

Виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении

  • Определительная

Относится к существительному или к словосочетанию существительного с указательными словами тот, такой. Отвечает на вопрос какой?

  • Местоименно-определительная

Относится к местоимениям тот, каждый, всякий; всё, такой, таков. Отвечает на вопросы; кто? какой? каков?

  • Изъяснительная

Относится к глаголу мысли, речи, восприятия или к существительному в сочетании с указательным словом тот. Отвечает на падежные вопросы.

  • Присоеденительная

Относится ко всей главной части.

  • Уступительная

Отосится ко всей главной части

Правила простановки знаков препинания

Если в неполном придаточном предложении присутствует одно союзное слово, то от главного запятой не отделяется, например: Я хочу вам помочь, но не знаю как.

Если придаточное в конце сложноподчинённого предложения является косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится (если, конечно, главное не является вопросительным), например: Укажите, какие из определений обособляются.

Запятая не ставится, если однородные придаточные соединяются соединительными или разделительными союзами, например: Как приговорённый к казни и уверенный в невозможности помилования.