Open
Close

Спиральная Динамика Грейвза. Основные характеристики мимов

Идея спиральной динамики широко используется в коучинге. В частности, в сертификационной программе МЭУК, студенты знакомятся с ней на третьем модуле, посвящённом ценностям. Потому что ценности человека составляют ядро его картины мира. А какая картина (карта) мира, таков и мир конкретного человека.

Мемы – это картины мира, согласно концепции спиральной динамики Клэра Грейвза. Подробно о спиральной динамике Вы можете прочитать в соответствующей литературе (Д.Бек, К. Кован и др.). В данной статье представлены общие характеристики каждого из спиральных уровней.

Эволюция мемов происходит по нескольким траекториям:

От менее сложного к более сложному природному, технологическому и социальному окружению.

От выживания в «джунглях» к серфингу в Интернете и за его пределами посредством пробуждения новых способов мышления и сознания

От маленького клочка земли к «глобальной деревне» и кибер-пространству посредством межтерриториальной и информационной миграции.

Первый уровень – «Мемы потребностей»

Бежевый мем – Выживание

Основная тема: Делать все необходимое, чтобы остаться в живых

Индивидуальное» я» проявлено слабо

Приоритеты: пища, вода, жильё, секс и Безопасность

Использует инстинкты и привычки, чтобы просто выжить

Формирует группы выживания для продления жизни

Где наблюдается : первобытные люди, новорожденные, немощные старики, тяжело больные, бомжи, голодающие массы.

Фиолетовый мем – Мистика (Мир духов)

Основная тема : Ублажать духов и поддерживать уют и безопасность в племенном «гнезде»

:

Повинуется желаниям духов и мистическим знакам

Соблюдает ритуалы, связанные с этапами жизни, временами года и племенными обычаями

Проявляет верность «главному», вожаку, старшим, предкам, племени

Охраняет священные места, события и воспоминания

Где наблюдается: Вера в ангелов-хранителей и проклятия, клятвы, трансовые пение и танцы, приворотные чары, семейные ритуалы, защитные амулеты и т.п. Силен в странах Третьего Мира, преступных группировках, спортивных командах.

Красный мем – Боги силы

Основная тема: Будь тем, кто есть, и делай то, что хочешь, ни с чем не считаясь

Характерные убеждения и действия:

Мир – это джунгли, полные опасностей и хищников

Покоряет, силой или обманом, и доминирует над другими агрессивными персонажами

Вырывается на свободу от любого принуждений, чтобы делать все, что захочет

Возвышается надо всеми, ожидает внимания, требует уважения и всеми командует

Наслаждается «на полную» прямо сейчас, без чувства вины или угрызений совести

Где наблюдается: эгоистичные маленькие дети, бунтующие подростки, феодальные царства, эпические герои, рок-звезды.

Синий мем – Сила правды

Основная тема : Жизнь имеет смысл и цель с предопределенными результатами

Характерные убеждения и действия :

Человек жертвует собой ради великой идеи

Правильная жизнь дает стабильность в настоящем и обеспечивает награду в будущем

Импульсивность сдерживается чувством вины, каждый должен знать и иметь свое место

Закон предписывает правила поведения, основанные на вечных, абсолютных принципах

Законы, предписания и дисциплина формируют нравственные качества и силу характера

Где наблюдается: пуританская Америка, конфуцианский Китай, Хассидский Иудаизм, кодекс рыцарства и чести, чиновничьи структуры, патриотизм.

Оранжевый мем – Успех

Основная тема : Действуй в личных интересах. Главное – выиграть.

Характерные убеждения и действия:

Перемены и прогресс – неотъемлемый атрибут природы вещей

Основой процветания общества является стратегия, технология и конкуренция

Прогресс через изучение секретов природы и поиск наилучших решений

Манипулировать ресурсами Земли, чтобы создать и распространять изобилие в жизни

Оптимистичные, идущие на риск и самодостаточные люди заслуживают своего успеха

Где наблюдается: Эпоха Просвещения, философии «успеха», средний класс, массовая культура, новые русские.

Зеленый мем – Сообщество

Основная тема : Искать мира в глубине своей души и вместе с другими людьми развивать узы в сообществе.

Характерные убеждения и действия :

Дух в человеке должен быть свободен от жадности, догмы и отделения

Эмоции, чувства и забота главенствуют над холодной логикой

Достигать решений через процессы примирения и консенсуса

Распределять ресурсы земли и возможности равно среди всех

Освежать духовность, привносить гармонию и обогащать человеческую среду обитания

Где наблюдается : Музыка Джона Леннона, хиппи, Грин Пис, шведский социализм, права животных.

Второй уровень – «Мемы бытия»

Желтый мем – Поток гибкости

Основная тема : Жить полной и ответственной жизнью в соответствии с тем, кто ты есть, и кем ты учишься стать

Характерные убеждения и действия :

Жизнь – это калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм

Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высшую ценность

Величие бытия имеет большую ценность, чем материальные объекты

Знание и компетентность должны главенствовать над званием, властью и статусом

Различия можно интегрировать во взаимозависимые, естественные потоки

Где наблюдается : теория хаоса, экоиндустриальные парки, «новая физика» Ф.А. Вольфа

Бирюзовый мем – Целостность

Основная тем : Ощущать целостность бытия – разумом и духом

Характерные убеждения и действия :

Мир – это единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом

«Я» – обладает уникальностью, и вместе с тем является частью большего, единого, целого

Все связано со всем остальным в единые экосистемы

Энергия и информация целиком пронизывают атмосферу Земли

Ожидает холистического интуитивного мышления и деятельности в духе сотрудничества

Где наблюдается: интегральная философия Кена Уилбера, идеи Ганди, концепции Вернадского.

В заключении отмечу, что очень важно помнить один из герметических принципов, принцип аналогии, который гласит: «Как вверху, так внизу; как внизу, так вверху». Изучая концепцию спиральной динамики, внимательный и эрудированный читатель легко может обнаружить однотипную логику эволюционного развития в системах разного уровня, начиная с элементарной физики и химии, проходя сквозь развитие психики отдельного человека и социальных отношений, в целом, и заканчивая космическими циклами эволюции вселенной. Идея спиральной динамики очень хорошо ложится на все планы бытия, что в очередной раз доказывает единство и целостность высшего замысла. И осознание этого может являться базой мировоззрения, или, как минимум, крайне полезным инструментом для собственного развития и достижения своих целей.

Спиральная динамика компании анализирует текущий и определяет дальнейший уровни ее развития. Читайте в статье о том, как, зная уровень развития, определить лидера, способного вывести компанию на следующий уровень.

Из статьи вы узнаете:

Теория спиральной динамики Грейвза и ее применение в практике HR-менеджмента

Основоположник теории спиральной динамики (spiral dynamics) - американский психолог Клер Уильям Грейвз. Он также называл ее теорией развития человеческих биопсихосоциальных систем. Сущность теории в том, что взрослые человеческие системы, будь то отдельная личность или коллектив, в том числе производственный, развиваются одинаково. При этом развитие происходит снизу вверх, поступательно. Каждый уровень основан на знаниях, ценностях и принципах более низких уровней. Визуально процесс развития можно представить в виде спирали.

Последователи Дон Бек и Кристофер Кован развили теорию спиральной динамики Грейвза, добавив уровни, определяющие уже не бытие, а сознание. Авторы присвоили каждому уровню свой цветовой код. При этом каждый уровень отображает отдельную парадигму сознания и мировосприятия. На рисунке изображена концепция спиральной динамики и уровни развития человеческих систем.

Модель спиральной динамики можно рассматривать с точки зрения психологии отдельной личности, фазы развития компании и востребованности лидерских качеств на каждом этапе. Результаты представлены в таблице.

Таблица. Уровни спиральной динамики в разрезе отдельной личности, предприятия, востребованных лидерских качеств .

Уровень

Отдельная личность

Компания

Необходимые лидерские качества

«Выживание»

Фокусировка на выживании

Подготовительный этап, когда учредители только обдумывают бизнес-идею, ищут пути выживания на рынке

Лидеров нет – есть только основатель

Фиолетовый

«Принадлежность»

Желание стать частью коллектива, группы, обеспечить безопасность

Набор персонала, создание команды единомышленников

Высокий уровень коллективизма исключает потребность в лидерах

Утверждение своей самостоятельности, подавление окружающих, жажда власти и денег

Конкурентная борьба, завоевание новых рынков, внутри компании - конкуренция между группами и лидерами

«Правила»

Подчинение иерархии, дисциплине и закону

Установление четких внутрикорпоративных регламентов, интересы компании в приоритете

Ответственность, дисциплина, строгое соблюдение установленных правил, абсолютистский тип мышления

Оранжевый

«Результат»

Достигнуты цели, энергия направляется на расширение кругозора, исповедуется научно-материальная система ценностей

Сформирован коллектив, правила и законы. Компания приносит стабильную прибыль, целью становится эффективность

Уверенность в собственной успешности и эффективности, желание научить других, как добиться успеха

«Согласие»

Уважение к чужому мнению, толерантность, гармоничное отношения с собой и окружающими

Общие ценности и единая команда. Сотрудники понимают и разделяют стратегические цели компании, мотивированы, вовлечены, лояльны

Коллегиальный стиль руководства, желание соблюсти интересы каждого, стремление обеспечить комфортную обстановку и защиту коллективу

«Развитие»

Поиск баланса между своими и чужими потребностями, компетентность, повышенная адаптивность. Самореализация как способ существования.

Ценностями компании становятся опыт и знания ее сотрудников. И руководство, и коллектив стремятся соблюдать баланс между собственными потребностями и целями компании

Гибкая интеграция всех лидерских качеств, умение применять их широкий спектр в конкретных ситуациях, руководствуясь исключительно интересами системы. При этом демократичность и гуманность при отсутствии децентрализации в управлении.

Бирюзовый

«Эволюционное равновесие»

Достижение дифференциального и холистического мышления, понимание законов и общности всех процессов

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу»

Отвечает Анна Никулина

Одна торгово-промышленная компания заняла новый сегмент рынка, поэтому предстояло открыть сервисные центры другого уровня, работать с более требовательными клиентами. Словом, требовалось перенастроить бизнес -процессы, обучить сотрудников трудиться не так, как прежде , иначе взаимодействовать с покупателями, то есть, перейти на новый уровень развития…

Корпоративная культура и спиральная динамика компании

Если менеджер понимает законы развития компании, то подбор руководителей и их воспитание будут соответствовать этапам этого развития и корпоративной культуре. Теория спиральной динамики организаций предполагает, что тип корпоративной культуры меняется вслед за сменой этапа развития компании. Это значит, что меняются принципы и стили управления, а также качества руководителей на данном этапе. В результате эффективность управления предприятием повышается..

Используйте модель спиральной динамики для решения следующих задач:

  • диагностика текущего уровня корпоративной культуры , ее преимуществ и недостатков;
  • выявление и предотвращение возникновения конфликтов между структурными подразделениями как следствия несоответствия реального и желаемого состояния корпоративной культуры;
  • эффективный подбор менеджеров и прогнозирование того, насколько успешно они смогут работать в компании;
  • оценка персонала и выявление будущих лидеров , востребованных на каждом этапе развития предприятия по спирали;
  • формирование перспективных планов организационного развития и своевременный выбор актуальных систем управления;
  • прогнозировать возможные кризисы в компании и предотвращать их, выходя на новый уровень развития.

Чтобы развитие компании шло по спирали, менеджеры-лидеры должны иметь уровень развития выше, чем действующая корпоративная культура. Повышение уровня менеджмента обеспечивает и дальнейшее развитие корпоративной культуры организации.

Основатель компании был единственным ее сотрудником. Постепенно штат расширялся, но в определенный момент основатель понял, что энтузиазм сотрудников пропал.

Он проанализировал свои методы управления с использованием теории спиральной динамики. Проведя анализ, он понял, что методы устарели, так как соответствовали «красной» зоне, а сама компания уже перешла в «синюю» зону.

Решить проблему удалось после того, как часть полномочий были переданы новой команде системных менеджеров и был запущен цикл постоянного улучшения системы управления задачами и заявками. Работа всех подразделений была строго регламентирована, для каждого сотрудника определили зону ответственности.

Как определить лидеров, используя теорию спиральной динамики Грейвза

При выборе лидера используйте специальные методы диагностики лидерских качеств, в основе которых лежит спиральная динамика. На рисунке представлен пример анализа компании согласно теории.


Представленные результаты показывают, что высокие значения лидерских качеств испытуемый продемонстрировал в оранжевой, желтой и бирюзовой зонах. Можно предположить, что такие качества будут востребованы в организации, находящейся в синей зоне своего развития. По данным, полученным с помощью спиральной динамики, Россия – страна с преобладающим количеством организаций, чьи фазы развития соответствуют именно синей зоне.

Уровни спиральной динамики помогут диагностировать, на каком этапе развития находится компания и какие лидерские качества нужны менеджменту для ее перехода на новый уровень.

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.

Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).

Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.

Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека – общество, а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.

Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.

В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс , а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.

1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

3) Красный – эгоцентричное, силовое.

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.

4) Синий – абсолютистское, священное.

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.

5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

6) Зеленый – социоцентрическое.

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

7) Желтый – системное, интегрирующее.

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.

Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

Обсуждение

Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный – на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне. Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.

Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.

По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.

Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».

Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.