Open
Close

Варианты. Краткий словарь нравственных понятий Какие понятия из названных характеризуют категории нравственности

Рассматривая общетеоретические вопросы преступлений против нравственности в уголовном праве Республики Казахстан, прежде всего, следует остановиться на самом понятии нравственности. Данный вопрос важен не только с познавательных моментов, но и с позиций законотворчества и правоприменительной практики. От того или иного подхода к решению данной проблемы зависит принципиальная позиция, с которой следует подходить к оценке содержания и сущности преступлений рассматриваемой категории. В зависимости от того, как будут сформулированы концептуальные подходы к разрешению проблем, соответственно будут решаться как теоретические, так и прикладные аспекты регламентации преступлений против нравственности.

Следует констатировать, что в течение многих лет ведутся споры о понимании категории нравственности. Хотя в литературе, как научной, так и ненаучной, очень часто обращаются к проблемам нравственности, морали и духовности.

Вопрос о понимании нравственности в правовом контексте в научной литературе до сих пор носит неоднозначный характер.

Философы, как и юристы, высказывают различные взгляды о круге общественных отношений, составляющих сущность нравственности, а поэтому каждый из них по-своему определяет это объективно существующее социальное явление.

Нравственность нельзя рассматривать в отрыве от понятий мораль и духовность. Тем не менее к числу спорных относится вопрос об их тождественности, а также следует ли вообще разграничивать данные категории. В литературе мораль и нравственность чаще толкуются как явления одного порядка.

Если обратиться к существующим определениям, то чаще всего нормы морали трактуются как правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, социальных групп, организаций.

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Например, В.С.Нерсесянц так и утверждает: «отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах».

Нравственные же нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Таким образом, там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствовался ими в своем поведении, по мнению философов, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного. ; В принципе в этических явлениях всегда присутствуют два момента: личностный (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Если исходить из этого правила, то первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй – нравственности. Поэтому вытекает некий посыл, в соответствии с которым, когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности, точнее о групповых и обще-социальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях. Это утверждение, пожалуй, самое распространенное и часто используемое в юридической литературе и в диссертационных исследованиях. ;


Вместе с тем, будучи особой формой общественного сознания и видом общественных отношений, мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный или идеализированный характер. Имея в виду осуждение или одобрение тех или иных поступков, моральная ответственность выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение.

В свою очередь, специалисты в области правовой этики также дифференцируют понятия «мораль», «нравственность» и «нравственное сознание». Например, по мнению А.С. Кобликова, нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону.

Исследователь М.С. Строгович, выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Существуют различные подходы к пониманию природы и специфики морали. В методологическом отношении можно выделить две основные концепции: историко-генетическую и историко-системную.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространённых в социальных исследованиях. Он развивался с опорой на эволюционные идеи, и его суть состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. В данном случае, история этикирассматривается как циклогенез этических систем, где на каждом этапе их развития выделяются качественные характеристики данных систем.

В нашем случае больший интерес представляет второй подход – историко-системный. Мораль здесь предстает как вид духовно-практического производства человека в качестве социально-нравственного существа. Такое представление о морали проводит линию на признание ее стороной человеческой жизнедеятельности, сквозным элементом всей (в том числе и юридической) общественной практики. При таком подходе подчеркивается, что с разными условиями духовно-практического «производства» связана целая серия расколов нормативной системы – между официальной и неофициальной моралью, между целесообразностью и нравственностью, между общественным мнением и совестью.

Такие расхождения порождают многочисленные противоречия между разными нормативными системами, в том числе и теми, которые являются предметом нашего исследования. Например, между личностным восприятием морали и официальной обязательностью правовых требований, между чувством морального долга и рациональностью правовой нормы и т.д. Индивид оказывается одновременно как бы в нескольких «аксиологических мирах», воплощая в каждом из них разные, подчас несовместимые, оценки и устремления.

В целом историко-системная модель объяснения морали исходит из философской традиции, представляющей мораль как сторону человеческой деятельности, основанную на дихотомии добра и зла. Вместе с тем она не учитывает регулятивного характера морали как существенного момента взаимосвязи ее с правом.

В этом же ключе описывал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства, – утверждал философ, – дана нам …для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».

Между тем, как это следует из вышеприведенных определений, мораль как и нравственность всегда общественна по своему содержанию и тесно связана с нормами права. Например, С.А. Комаров считает, что общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Нравственность в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова понимается как внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, долга, чести и т.п., которые проявляются по отношению к людям или природе. Духовность человека есть составная часть нравственности. Очень часто понятие духовности приравнивается к религии. Это связано по всей вероятности с тем, что речь идет о душе человека, его подчиненности неким высшим силам. Оставим это учение богословам. Констатируем тот факт, что духовность вплетена в ткань нравственности и неразрывна с ней.

Духовность человека, личности, индивида раскрывается через самопознание собственного бытия, собственного поведения, собственных ощущений и собственных желаний. Высокодуховный человек не способен на поступки, которые не отвечают его внутреннему ощущению, не согласуются с его разумом. Духовная жизнь человека связана с познанием мира, цели и смысла жизни. При непонимании этих категорий, а чаще потери смысла жизни, потере собственного «Я», могут наступить кризисы духовного здоровья человека. А это, в свою очередь, требует лечения, чем и занимается современная психология, т.е. лечением души. Оставим эту тематику психологам и вернемся к понятиям мораль и нравственность.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность следует рассматривать во взаимосвязи с духовностью.

Довольно четкая позиция по данному вопросу изложена в работе С.Арутюнян «Идентичность: от теории к практике». Исследуя культурологическую трактовку кризиса идентичности, она попыталась сравнить мораль и нравственность. При этом находит их совершенно различными, нетождественными понятиями. По её мнению:

1) мораль всегда есть явление социально-групповое: мораль семьи, сформированной социальной группы, классовая мораль и т.п.

Нравственность есть всегда общечеловеческая, нет нравственности группы, класса, партии;

2) мораль есть свод норм и предписаний, социальной группы, навязанных извне. Нравственность «произрастает» изнутри и не имеет ничего общего с нормами и стандартами;

3) мораль есть средство регуляции общественного поведения и создана в первую очередь для управления. Нравственность, «произрастая» изнутри, в первую очередь и направлена на себя. Если мораль направлена вовне, то нравственность направлена вовнутрь;

4) моральный поступок оценивается извне и может быть либо поощрен, либо наказан. Нравственный поступок находится вне наказания-поощрения, то всегда есть самоотношение и самооценка.

Переживания, связанные с аморальным поступком, всегда внешне ориентированы и ничего общего не имеют с глубинными личностными переживаниями. Поступок, связанный с нравственными переживаниями, всегда имеет внутриличностную основу. Трудно не согласиться с таким мнением. Безусловно, мораль и нравственность не есть некие статические показатели жизни человека. Они подвергаются постоянному движению и развитию. Индивид в течение своей жизни должен выбирать и строить свои действия сообразно сложившимся в обществе правилам и нормам поведения с учетом сложившегося (или складывающего) собственного духовно-нравственного мироощущения. Поэтому духовно-нравственное развитие играет важную роль в процессе жизни человека. Возможно, это несколько упрощенная формула процесса самореализации человека. Но в рамках данного исследования нами предпринята попытка определиться с понятиями и категориями изучаемого явления, механизмами их реализации в условиях социокультурной нестабильности и кризиса нравственности.

Процесс взаимодействия морали и нравственности в ходе личностного роста находится в состоянии конфликта, если у человека развита нравственность. «Отсутствие конфликта, – пишет С.Арутюнян, –свидетельствует о том, что личностного роста не происходит, сложность разрешения этого конфликта представляется как сложность личностного роста. Нормальное органическое личностное отношение в этих конфликтах – это первенство нравственности над моралью. В конечном итоге взаимоотношение морали и нравственности – центральная и сложнейшая проблема становления личности, которая должна быть решена на базе практической психологии, философии, педагогики. При этом отсутствие духовности есть препятствие на пути развития личности».

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам.

1. Мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность как категория общечеловеческая всегда имеет внутри-личностную основу. Мораль выступает как свод предписаний для общества.

2.Духовно-нравственное развитие человека обеспечивает его психическое здоровье и должно рассматриваться в контексте объекта посягательства в уголовном законодательстве в группе преступлений против нравственности.

Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и зло проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относят мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, отношением к человеку как к цели. К проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяния за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека» (Гусейнов А. А. Счастье // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3). Наиболее кратким и емким является бытующее определение счастья как отсутствия несчастья, или жизнь без горя, по В. И. Далю.

Совесть - способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга; феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение - необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.



Честь (по В. И. Далю) есть внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг. Понимание чести определяется положением человека в конкретной социальной среде, поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести. Социально-групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести (например, дворянский кодекс чести включал в себя сатисфакцию, удовлетворение претензий, связанных с оскорблением достоинства личности; это требовало поединка, дуэли, кончавшихся ранением или гибелью одного из противников).

Рассмотренные понятия морали (или нравственности) вместе с аналогичными ей понятиями составляют важнейшую часть науки этики.

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 776.). Этика включает в себя, помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику , теорию нравственного воспитания , а также общеметодологические проблемы профессиональной и прикладной этики, вопросы социологии и психологии морали.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов-врачей, ученых, инженеров и т. п. В качестве примера профессиональной этики можно рассмотреть этику ученых, которая связана с поиском истины, решением научных проблем, а также с взаимоотношениями между коллегами. Здесь, несмотря на своеобразие, действуют преимущественно общие нравственно-этические принципы, особенно если возникают споры, дискуссии. Имеется немало фактов, свидетельствующих о том, что в рамках научного сообщества принципы морали иногда попираются. Вспомним, к примеру, некогда происходившую дискуссию по проблемам генетики между школой Н. И. Вавилова и взглядами Т. Д. Лысенко и его приверженцев. На одной стороне, как показала история, была перспективная концепция, то есть истина, на другой - концепция механоламаркистского свойства, то есть заблуждение. К сожалению, в 40-е годы победила вторая концепция. Здесь столкнулись нравственные принципы противоположного характера.

Нравственно противоречивые ситуации складываются порой и в научных сообществах западных стран. Профессор Калифорнийского университета Т. Шибутани, например, констатирует своеобразную обстановку, в которой работают представители социальной психологии: «Некоторые из тех, кто занимает ключевые позиции в высоко котирующихся организациях, создают целые интеллектуальные империи... Как и во многих других кругах честолюбивые ученые часто образуют фракции. Иногда расхождения обсуждаются открыто, в достойных критических выступлениях, но рассмотрение альтернативных гипотез, особенно когда доказательства не очевидны, часто выливается в мстительную личную ссору... Садистская критика взглядов, отличающихся от концепций лидеров данной области, часто имеет своим результатом широкое распространение приспособленчества. Те, кто защищают неортодоксальные теории, подвергаются негативным социальным санкциям, во многом так же, как еретики в религиозном мире» (Шибутани Т. Социальная психология . М., 1969, С. 501-502).

Нормальная этическая атмосфера внутри хорошо организованного коллектива включает в себя учет того, что научное творчество по своей природе антиконформистское. Вместе с тем, умеренный конформизм, как утверждают некоторые ученые, всегда нужен. В любом случае нравственность ученого, какое бы место он ни занимал в научной иерархии, должна быть нравственностью не индивидуалиста, не эгоиста, враждебного инакомыслию, а нравственностью честного и порядочного человека. Сложность поиска истины в науке, достижение крупиц истины через системы относительно достоверного знания путем преодоления неизбежных ошибок вызывает необходимость наличия у исследователя таких качеств, как объективность, интеллектуальная честность, доброта, принципиальность, мужественность, самокритичность.

Само понятие «истина» в русском языке не ограничивается разумом (рационалистичностью), но имеет сторону, выводящую его на нравственные представления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «истина» поясняется как «все, что верно, подлинно, точно, справедливо»; «ныне слову этому отвечает и правда»; «...истинный - истину составляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный, искренний, непритворный» (Т. 2. С. 60). Правдивость и справедливость должны быть присущи подлинному искателю истины. Первое требование духа науки - объективность как необходимая составляющая развитой нравственности. Академик А. Д. Александров отмечает, что стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям (Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск. 1987, С. 27-35). Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него основы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служили угнетению личности. Неуважение к истине, безразличие к ней выражают неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им, не заботясь об истине. Само понятие «правда» , пишет А. Д. Александров, охватывает и объективную, и моральную правду, и объективную истину, и моральную правоту. В глубинах народного сознания эти понятия соединились теснейшим образом, и если теперь мы понимаем их глубинное различие, то мы также должны понимать их глубинную связь. Без истины не может быть моральной правоты, и истина не может быть открыта и утверждена без того же условия объективности, которое заключено в серьезной морали.

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность - это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность - это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность - это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие "нравственность" отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность - довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность - это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

теплообмене 3) сохранении здоровья; 4) физической активности.

2. К потребностям человека, обусловленным его биологической

организацией, относится потребность в:

1) самореализации; 2) самосохранении; 3) самопознании; 4) самообразовании

3. Личность - это:

1) любой представитель человеческого общества; 2) социально значимые черты, характеризующие человека как члена об­щества; 3) всякий человеческий индивид; 4) совокупность биологических и социальных характеристик человека.

4. Индивидуальность - это:

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; 2) темперамент человека, его характер; 3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в чело­веке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

5. Социализация личности - это:

1) общение с окружающими; 2) изменение социального статуса; 3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством; 4) переход из одной социальной группы в другую.

6. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от по­ведения животных, является:

1) проявление активности; 2) целеполагание; 3) приспособление к окружающему миру; 4) взаимодействие с природой.

7. Что такое «нарушение экологического равновесия»?:

а) резкое ухудшение состояния природной среды;

б) изменения в экосистеме, ведущие, в конечном счете, к ее замене другой экосистемой на длительный или бесконечный срок.

8. К какой сфере относится понятие «нравственность»:

а) социальной;

б) духовной;

в) политической;

г) экономической.

9. Выберите правильные утверждения:

а) Свобода человека состоит в его способности жить вне об­щества.

б) Нет человека - нет общества.

в) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.

г) Жизнь общества не подвержена изменениям.

д) Знания, трудовые умения, нормы морали являются про­дуктами общественного развития.

10. Выберите правильные утверждения:

а) Труд создает все необходимое для жизни людей.

б) На протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо.

в) Труд связан с природой и воздействует - прямо или кос­венно - на природные объекты.

г) Появление автоматической техники освобождает челове­ка от необходимости трудиться.

д) Внедрение в производство машин позволило заменить на многих операциях руку человека.

11. Выберите правильные утверждения:

а) Политические отношения всегда касаются власти, госу­дарства.

б) Политика и политические отношения возникли вместе с появлением человеческого общества.

в) Только государство издает законы, обязательные для всех его граждан.

г) Интересы больших социальных общностей формулируют и выражают политические партии.

д) Членство в одной из политических партий является обя­занностью каждого гражданина.

12. Что является факторами производства?:

3) капитал;

4) предпринимательские способности;

5) информация.

13. Какой вид экономики встречается чаще всего?:

а) традиционная;

б) централизованная;

в) рыночная;

г) смешанная.

14. Выберите верное утверждение:

а) главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной или только для продавца, либо только для покупателя;

б) основная проблема экономики – распределение безграничных ресурсов;

в) три главных вопроса экономики – что, как и для кого производить.

15. Приведите в соответствие:

1) власть, государство, выборы прези­дента, избирательное право

2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля

3) классы, нации, первичные коллек­тивы, неравенство

4) театр, религия, наука, нравствен­ные нормы, ценности

А) духовная сфера жизни общества

Б) социальная сфера жизни общества

В) экономическая сфе­ра жизни общества

Г) политическая сфера жизни общества

Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

Нравственность - более детальная и тонкая регуляция поведения, чем мораль. Требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию. Она требует соответствия каждого поступка Человека своим требованиям, это захватывает и сферу отношения к самому себе. Отсюда вытекает, что сфера нравственности шире сферы морали, но менее формализована и нормативна. Нравственность можно представить в виде широкого поля стихийного формирования оценок Человеком своего поведения, в том числе и тех, которые не являются сферой действия норм морали. Некоторые из этих оценок с течением времени закрепляются нормативно и принимают форму закона. Пока этого не произошло, будет существовать большое число безнравственных людей, умело действующих у всех на виду, не преступая рамок закона.

Это слово появилось в русском языке в XVIII веке, произошло от корня «нрав» и стало употребляться в качестве синонима к словам «мораль» и «этика». Однако, через некоторое время эти термины стали различать.

Нравственность - понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность - это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность - сугубо индивидуальное понятие. Так, для одного жить с любимой девушкой вне брака и не изменять ей - это вполне нравственно, а для другого это недопустимо, так как жить полноценно с девушкой и не состоять с ней в браке - пример антинравственного поведения. Субъективная точка зрения позволяет оценивать нравственность как высокую и низкую в зависимости от конкретного мнения.

Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.