Open
Close

Внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу

Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Из статьи вы узнаете:

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ . Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда .

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.

Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:

диагностировать задатки и предрасположенность, способности к творческой деятельности, определенным видам искусства, спорта;

применять общеразвивающие программы с учетом возрастных особенностей детей;

устанавливать благоприятный психологический климат для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы;

использовать современные формы и методики, помогающие эффективно усваивать материал.

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.

Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Необходимые знания

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

Кто имеет право работать учителем или преподавать в вузе? Нужен ли опыт практической работы, чтобы стать воспитателем в детском саду? Профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ, ответит на все вопросы.

Из статьи вы узнаете:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Применение профстандартов в сфере образования

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что постепенный переход на профессиональные стандарты во многом изменит подход к оценке квалификации работников образовательных учреждений. Инструкции и справочники, на протяжении долгого времени регламентировавшие деятельность воспитателей, школьных учителей и преподавателей вузов, морально устарели и не соответствуют современным требованиям. Профстандарты, разработанные с учетом новых общественных запросов, призваны исправить положение:

создать инструментарий для повышения качества общего и профессионального образования;

сформировать четкие критерии отбора преподавательских кадров;

улучшить уровень подготовки и переподготовки преподавательского состава и создать благоприятные условия для профессионального роста специалистов;

установить квалификационные требования для педагогов, работающих в сфере воспитания, общего и дополнительного образования, профессионального обучения.

Идея внедрения современных стандартов в сфере образования не нова. Пилотный проект профстандарта, содержащего ряд требований к личным и деловым качествам учителей и воспитателей, был разработан еще в 2013 году. Но быстро перевести систему образования на новые рельсы не вышло: официальное утверждение документа переносилось, а условия его практического применения неоднократно пересматривались чиновниками.

Принятое в итоге решение о тестировании новых стандартов «в полевых условиях» (на базе отдельных учебных заведений, расположенных в 43 субъектах РФ), оказалось правильным. Итоговые результаты, продемонстрированные по завершении периода апробации большинством школ-участников, наконец-то позволили принять решение о допустимости перехода, и с 2017 года квалификация педагогов оценивается с учетом новых требований. Пошаговый план внедрения профстандартов разрабатывается на локальном уровне.

Профстандарт учителя (воспитателя)

Педагогическая деятельность, связанная с проектированием и реализацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях и школах, регулируется профстандартом учителя (воспитателя). Функциональная карта педагога дошкольного и среднего общего образования описывает восемь трудовых функций:

  • общепедагогическую;
  • воспитательную;
  • развивающую;
  • реализацию программ дошкольного образования;
  • реализация программ начального общего образования;
  • реализация программ основного и среднего общего образования;
  • предметное обучение по модулю «Математика»;
  • предметное обучение по модулю «Русский язык».

Для эффективного выполнения любой из вышеперечисленных функций педагогу необходима полноценная профессиональная подготовка, соответствующая шестому квалификационному уровню (кроме работы с программами дошкольного образования, к которой допускаются специалисты пятого уровня квалификации).

Профстандарт педагога-психолога

Документ, утвержденный приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015г., описывает требования к специалистам, занимающимся психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.

Педагогам-психологам поручается:

  1. оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в процессе освоения общеобразовательных программ;
  2. развитие и социальная адаптация учащихся (в том числе признанных обвиняемыми, подозреваемыми или подсудимыми по уголовным делам, а также свидетелей и жертв преступлений);
  3. оценка комфортности и безопасности образовательной среды;
  4. психологическая диагностика и консультирование учащихся;
  5. профилактика и коррекция нарушений поведения.

Все трудовые функции, выполняемые педагогом-психологом, относятся к седьмому квалификационному уровню. Чтобы справляться с поставленной задачей, специалисту необходимо высшее профильное образование.

Практическая ситуация

Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «

Отвечает Михаил ХАРИТОНОВ,
адвокат, к. ю. н., доцент кафедры трудового права и охраны труда СПбГУ (Санкт-Петербург)

Профстандарт – это характеристика квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции ( ). Все профстандарты делятся на обязательные и рекомендуемые ( ). Последние работодатели берут за основу, когда определяют, какой квалификацией должен обладать сотрудник. Мало выяснить, что профстандарт обязателен. Далее работодателю предстоит проверить, соответствует ли квалификация сотрудника требованиям стандарта. Если не соответствует – исправить этот недостаток.

Профстандарты обязательны в той части, где указаны требования к квалификации ( ). Но при одном условии: если требования к квалификации установлены , другим федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ. Приказ Минтруда России об утверждении профстандарта не является тем нормативным актом, который делает его обязательным…

Полная версия ответа доступна после бесплатной

Профстандарт педагога дополнительного образования

Обучение детей и взрослых по дополнительным общеобразовательным программам проводится специалистами, соответствующими требованиям профстандарта №513 (утвержден приказом Минтруда России №613н от 8.09.2015г.). Документ охватывает три вида трудовых функций:

непосредственно преподавание и педагогический контроль усвоения знаний (квалификационный уровень 6.1, 6.2);

методическая и исследовательская деятельность в сфере дополнительного образования (квалификационный уровень 6.3);

организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе работа в сфере социального партнерства и проведение массовых досуговых мероприятий (квалификационный уровень 6.3).

Требованиями данного профстандарта следует руководствоваться при подборе специалистов на должность тренеров-преподавателей, методистов и педагогов дополнительного образования, а также педагогов-организаторов.


Скачать в.doc

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования-2018

Профстандарт педагога профессионального образования-2018 утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015г. Документ содержит требования к преподавателям средних и высших учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой учеников и студентов. Поскольку профессиональное образование осуществляется по разным программам, требования к педагогам тоже разные: стандарт преподавателя охватывает три квалификационных уровня (с шестого по восьмой).

Например, преподавать в частных или государственных учреждениях СПО (среднего профессионального образования) - колледжах и техникумах - может специалист, квалификация которого соответствует шестому уровню (подуровень 6.1 для преподавателей, 6.2 для методистов). Но к преподаванию по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры привлекаются сотрудники с более высокой квалификацией - не ниже седьмого уровня. Самые серьезные требования предъявляются к профессорам, обучающим аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров (восьмой уровень квалификации).

Профстандарт социального педагога

Профстандарт социального педагога-2018, утвержденный Правительством РФ не так давно (см. приказ Минтруда России №10н от 10.01.2017г.), постепенно внедряется в образовательных учреждениях разного уровня - от детских садов до колледжей и вузов. Основная задача социального педагога (специалиста в области воспитания) - организация воспитательного процесса, обеспечивающая позитивную социализацию и динамичный личностный рост учащихся. Он поддерживает социальные инициативы учеников и студентов, планирует воспитательный процесс, занимается организационно-методической работой и тьюторским сопровождением, курирует детские общественные объединения. Профессиональная деятельности социального педагога требует наличия высшего или среднего профессионального образования (шестой квалификационный уровень).

Где скачать профстандарты педагога

Рекомендуем всем работодателям, планирующим внедрять профстандарт педагога-2018, скачать официальную версию документа со специализированного сайта Минтруда России (proftrandart.rosmintrud.ru). Именно здесь содержится полный, постоянно обновляемый реестр обсуждаемых и утвержденных профессиональных стандартов для всех видов деятельности. Функция поиска по областям профессиональной деятельности позволяет быстро найти требуемый профстандарт педагога: скачать любой из пяти документов, содержащих актуальные требования к различным категориям педагогических работников, можно в разделе «Образование и наука».

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Профстандарт преподавателя дополнительного образования содержит в себе:

  • Описание трудовых функций преподавателя.
  • Особые требования допуска к работе.
  • Информацию о требованиях, предъявляемых к образованию, обучению и опыту работы педагогического работника.
  • Цель работы сотрудника.

Профстандарт помогает грамотно вести кадровую политику и управлять работниками. Документ используется при проведении аттестации преподавателя, определении размера заработной платы, подготовке должностных инструкций и заключении трудовых соглашений.

Можно продолжать работать

Профстандарт педагога дополнительного образования 2016 разрешает работать преподавателям, которые прошли обязательную или добровольную аттестацию.

Согласно приказу № 613н предъявляются такие требования к обучению и образованию педагогического работника:

«Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2016 г. регулирует деятельность сотрудника до 01.01.2017 г. С начала будущего года начнут действовать иные нормы.

Профстандарт: необходимость внедрения


Минюст РФ разработал профессиональный стандарт по причине возникших сложностей в процессе определения квалификации преподавателя. Некоторые законодательные нормы были приняты более 20 лет назад. Они уже не актуальны. Чтобы отвечать мировым тенденциям, внедряются новые стандарты.

Принятые на законодательном уровне нормы помогут повысить ответственность и заинтересованность сотрудников. Чтобы они выполнялись в полной мере, рекомендуется направлять сотрудников на курсы повышения квалификации.

Грамотное использование стандарта

Для достижения высоких результатов необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не применять профстандарт в качестве жесткой регламентации работы сотрудников.
  • Не вынуждать сотрудников выполнять работу, которая отвлекает их от прямых обязанностей.
  • Подталкивать работников к поиску нестандартных решений.

По стандарту, но нестандартно


По профессиональному стандарту педагогический работник обязан:

  • Осуществлять набор детей на обучение согласно разработанной программе.
  • Отбирать детей для обучения согласно разработанной программе (вместе с комиссией).
  • Мотивировать учащихся.
  • Разрабатывать мероприятия по улучшению оснащения учебного кабинета.
  • Подготавливать требуемые информационные материалы.
  • Консультировать ребят и их родителей.
  • Помогать учащимся, контролировать их.
  • Корректировать поведение детей.
  • Понимать потребности учеников.
  • Набирать группы учащихся, принимая во внимание особенности образовательных программ.
  • Обеспечивать сохранность и правильное применение расходных материалов, оборудования и т.д.
  • Создавать комфортные условия для развития детей.
  • Подготавливать учеников к участию в конкурсах, выставках и прочих подобных мероприятиях.
  • Формировать условия для развития самооценки и самоконтроля детей.
  • Сотрудничать с коллегами, поддерживать благоприятную атмосферу.

Чтобы воспитательный процесс протекал по стандарту и при этом нестандартно педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами личности:

  • Высокий интеллектуальный уровень.
  • Осознание потребностей детей.
  • Чувство юмора.
  • Высокий творческий потенциал.
  • Чуткость.
  • Толерантность убеждений.

Согласно изменениям, внесенным в текущем году в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2017 году каждый педагог дополнительного образования должен пройти обязательную аттестацию. Эта процедура показывает степень мастерства сотрудника. Педагогический работник обязательно должен представить доказательства своих достижений: благодарности, грамоты, дипломы. По результатам аттестации ему присваивается та или иная квалификационная категория. Результат аттестации можно оспаривать в суде. Также для решения вопроса может быть создана специальная трудовая комиссия.

Незначительные изменения, которые случились в 2016 году, не доставляют проблем. Все понятно и выполнимо. Руководители центров и муниципальных учреждений дополнительного образования детей должны подготовиться к 1 января 2017 года. Вступит в законную силу профстандарт, от которого зависит не только уровень и в итоге результат работы преподавателей, но и их заработок.

Чтобы не допустить ошибок, внедряя план поэтапного перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, примите участие в вебинаре «Разработка плана постепенного перехода на профстандарты для организаций дополнительного образования » , который состоится 11 ноября.

В условиях последовательного реформирования образовательной среды особо актуальным становится вопрос пересмотра устаревших требований к квалификации учителей, долгое время определяемые в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями. Переход на профессиональный стандарт педагога , составленный с учетом актуальных задач отрасли и новых общественных запросов, призван помочь:Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

  • сформировать четкий образ современного учителя, соответствующий целевым ориентирам образовательной сферы;
  • определить точные критерии отбора преподавательских кадров;
  • обеспечить должный уровень информированности педработников о предъявляемых квалификационных требованиях;
  • разработать пути и методы целевого образования школьных учителей, в том числе посредством переподготовки;
  • создать оптимальные условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Профстандарт педагога – это ориентир для руководителя в выборе курсов повышения квалификации, на которые нужно регулярно отправлять учителей. В собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта. Например, учителю русского языка стоит пройти программу «Компетенции учителя русского языка» . Преподавателю математики – «Компетенции учителя математики» .

Профессиональный стандарт учителя: нормативная база и трактовка

Идея внедрения профстандартов в образование не нова - пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога - это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) - утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от 8.09.2013 г.);
  • педагога-психолога - утвержден приказом Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 г.;
  • специалиста в области воспитания (приказ Минтруда РФ № 10н от 10.01.2017 г.).

Что касается унифицированных требований, определяющих уровень квалификации и перечень компетенций педагог-психолога и специалиста в области воспитания, то сомнений в их содержании и порядке применения нет. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, скачать текст которого можно по ссылке в конце статьи, нуждается в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. В соответствии с инициативой Общероссийского Профсоюза образования на государственном уровне планируется приостановление реализации проекта Профстандарта педагога до 1 сентября 2019 года, что обусловлено рядом причин:

  1. Необходимостью установления дифференциации владения учителями профессиональными компетенциями.
  2. Важностью оперативного установления соответствия между ФГОС высшего образования и требованиями профстандарта (на конец 2019 года имеются различия).
  3. Значимостью разработки траекторий развития для разных категорий педагогических работников, которые на момент внедрения правительственного проекта оказались в неравных условиях, что стало причиной снижения уровня мотивированности и стремления к успешной профреализации.

Однако представленная выше информация не означает, что плановую подготовку к реформированию кадровой работы следует отложить на длительное время. Напротив, ввиду значимости грядущих изменений руководителям образовательных организаций важно детально изучить проект профстандарта педагога 2019, утвержденный Правительством РФ , чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закрепленный в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте, при приеме на работу в школу новых сотрудников.

Для повышения уровня компетентности действующего педагогического состава, разработайте план повышения квалификации педагогов. создана специально для руководителя образовательной организации. В Академии вы сможете заранее спланировать обучение каждого сотрудника, выбрать подходящую программу обучения. Так вы заранее подготовите педагогов к введению профессиональных стандартов.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост. Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Структура и характеристики профстандарта педагогов 2019

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, скачать который в хорошем качестве можно одним кликом, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

  1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование), основная цель профактивности (оказание образовательных услуг), группа занятий, в которой представлена дифференциация педагогического персонала и вид экономической деятельности.
  2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
  3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
  4. Сведения об организации-разработчике документа.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы, учителей -предметников характеризуется рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

  1. Наличие списка профкомпетенций и требований к уровню квалификации граждан, занимающихся педагогической деятельностью профессионально.
  2. Возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы.
  3. Наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык (предметы, успешная аттестация по которым является обязательным условием для успешного прохождения ЕГЭ).
  4. Закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации.
  5. Отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования.
  6. Отказ от формального подхода в пользу личностного: при оценке показателей педагогической работы следует принимать во внимание индивидуальные особенности учителя, что гарантирует возможность успешного применения нестандартных (но эффективных!) педагогических методик.

Разработчики нового стандарта педагога уверены, что реализация проекта позволит создать оптимальные условия для непрерывного профессионального совершенствования учителей начальной и основной школы, поиску возможностей для улучшения показателей труда и саморазвития. Вместе с тем важно отметить факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, что может обусловить возникновение ряда трудностей.

Профессиональный стандарт педагога 2019: компетенции учителей

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций. В соответствии с проектом нормативного документа, развитие профессиональных навыков и умений современного педагога следует обеспечивать через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей, внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов, что и отражено в таблице.

Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ

Перечень компетенций Педагог начальной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ начального общего образования

Педагог основной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Трудовые действия, закрепленные в тексте профстандарта педагога 2019
  1. Проектирование учебно-воспитательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и уровня развития первоклассников.
  2. Обеспечение последовательного перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством применения целевых педагогических приемов.
  3. Формирование у младших школьников предметных и метапредметных знаний и умений на уровне, гарантирующем возможность осмысленного изучения программного содержания средней школы, а также закрепление адекватной социальной позиции у обучающихся.
  4. Осуществление корректировки образовательного процесса с учетом возрастного, психоэмоционального и индивидуального факторов, а также с целью сохранения интереса к учебной деятельности.
  5. Осуществление объективного оценивания успехов и учебных возможностей младшеклассников, формирование высокого уровня мотивации и целеустремленности.
  6. Проведение с психологом профилактических действий, направленных на предупреждение сложностей в адаптации к условиям обучения в основной школе (реализуется с учениками четвертого класса).
  1. Формирование у школьников понимания значимости изучаемого предмета в общей картине мира, оптимальных способов овладения учебным материалом с учетом актуального образовательного контекста.
  2. Определение совместно с родителями, другими педагогами и специалистами школы траектории развития для каждого ученика (разработка индивидуального образовательного маршрута).
  3. Проектирование специальных видов учебной работы для детского контингента с особыми образовательными потребностями, одаренностью на основе типовых, авторских и собственных программных разработок.
  4. Формирование у детей навыков поликультурного общения.
  5. Организация учебной конкурсной деятельности - предметных олимпиад, конкурсов, проектной работы, образовательных игр.
Необходимые умения

Стандарт педагога начального образования предусматривает наличие у специалиста таких компетенций:

  1. Оперативное реагирование на неформальные обращения детей, которые могут свидетельствовать о серьезных проблемах личностного характера.
  2. Ставить перед классом и учащимися различные учебные задачи и организовывать их решение (с обязательным сохранением предметного и надпредметного содержания), тем самым обеспечивая оптимальные условия для интеллектуального развития младших школьников.
  3. Систематически осуществлять корректировку индивидуальных образовательных маршрутов при взаимодействии с узкими специалистами, педагогами, родителями.
  1. Проводить учебные занятия с учетом психолого-педагогических, санитарных требований в соответствии с программным содержанием.
  2. Применять на уроках новаторские педагогические, информационные, проектные технологии, средства ИКТ и методы проблемного обучения.
  3. Своевременно выполнять разработку рабочей программ, обеспечивать реализацию поставленных учебных задач.
  4. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, в т.ч. с использованием современных технологий (ведения электронных журналов).
  5. Владеть навыками работы с текстовыми редакторами, браузерами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием.
  6. Владеть методами аргументированной защиты своей позиции.
  7. Устанавливать контакты со всеми участниками образовательного процесса, применять технологии выявления, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Необходимые знания Для успешного выполнения должностных обязанностей, последовательного профессионального роста учитель начальных классов должен знать актуальные методы обучения, воспитания и развития младших школьников, содержание ФГОС НОО, программное содержание преподаваемого образовательного кластера, основы дидактики. Также важно понимание региональных условий и особенностей ведения учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.

В соответствие с требованиями профстандарта педагога в школе учитель-предметник обязан владеть основами общетеоретических дисциплин - педагогики, возрастной физиологии, психологии (в объеме, необходимом для решения педагогических, методических, исследовательских задач), а также преподаваемым программным содержанием.

К числу обязательных компетенций также относят современные педагогические технологии, методы дифференциального и развивающего обучения, основы социологии и экономики, экологической культуры поведения, правила по охране труда, нормы безопасности образовательной среды и правила внутреннего распорядка ОУ.

Другие характеристики От всех педагогов без исключения требуется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование правилам профессиональной этики.

Помимо перечисленных компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года, скачать который можно в хорошем качестве, предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями работниками отрасли по трем уровням:

  1. Учитель - осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  2. Старший учитель - улучшение широко распространенных педагогических методик, разработка передовых приемов работы, проектирование программ коррекционной деятельности для участников образовательного процесса.
  3. Заведующий учителями - курирование образовательной работы по вопросам внедрения инноваций, координация деятельности педагогов и узких специалистов.

Применение профессиональных стандартов в образовании

Грядущая реформа, обуславливающая необходимость оценивания профессиональных компетенций педработников, вызывает много сомнений ввиду масштабности возможных изменений. Внедрение профстандартов в образовании с 2019 года обязывает образовательные организации разработать механизмы перехода на новые требования, что вызывает некоторые сомнения ввиду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса. Ведущие эксперты образовательной сферы пришли к выводу, что наиболее рациональным решением может стать уполномоченной рабочей группы, на которую будет возложен ряд значимых обязанностей:

  1. Разработка списка профстандартов для педколлектива конкретной школы с учетом регионального фактора, учета материально-технических, финансовых, кадровых возможностей.
  2. Приведение в соответствие с профстандартами педагогов приказов , должностных инструкций и других локальных актов, регламентирующих порядок выполнения должностных обязанностей.
  3. Проектирование методов и утверждение порядка проверки сотрудников на соответствие новым квалификационным нормам.
  4. Составление отчета по результатам реализованных мониторингово-коррекционных действий и передача его директору школы.

Высокий уровень обеспокоенности вызывает возможность увольнения учителей, которые по ряду причин не смогли приобрести требуемые компетенции. Критики нового проекта указывают на тот факт, что компьютерная грамотность многих педработников остается на низком уровне ввиду наличия в школе только устаревшей техники, в то время как в профстандарте закреплен широкий перечень умений по данному направлению. Вторая значимая проблема - кадровая недоукомплектованность ОУ, вследствие которой один педагог вынужден работать на 1,5-2 ставки, что делает невозможным индивидуализацию обучения и апробацию инноваций. Вместе с тем важно не забывать, что основная функция профессионального стандарта педагога - создание возможностей для профреализации. Более того, пока нет прописанного порядка увольнения учителя, который не соответствует профессиональному стандарту. Даже если такое несоответствие будет обнаружено, однако работник принят согласно трудовому законодательству, прошел аттестацию и хорошо выполняет свои обязанности, то оснований для его увольнения нет.

При организации процесса внедрения профессионального стандарта педагогической деятельности в школе эксперты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Обеспечить широкое обсуждение вопроса, в котором будут участвовать педагоги, представители профсоюзов, представители администрации населенных пунктов, родители и ученики.
  2. Провести тщательный анализ профстандарта педагога и рекомендованных изменений, чтобы утвердить базовый документ путем консенсуса.
  3. Создать мониторинговую группу, осуществляющую контроль деятельности учителей в период перехода на новые стандарты.