Open
Close

Буддизм – основы философии и базовые идеи кратко. Буддизм – чем уникальна эта религия

Вероятно, у каждого в возникают вопросы, ответы на которые найти не так просто. Многие задумываются о духовном начале, начинают искать путь к осознанию своего бытия. Одна из древнейших религиозных конфессий - буддизм, помогает в таких поисках, учит постижению мудрости и повышению собственной духовности.

Что это за религия

Ответить кратко, что такое буддизм, сложно, поскольку эта , её постулаты больше напоминают философское учение. Одним из принципиальных положений является утверждение того, что постоянно только непостоянство . Говоря проще, в нашем мире постоянен лишь непрекращающийся круговорот всего: событий, рождения и смерти.

Считается, что мир возник сам по себе. А наша жизнь это, по сути, поиск причин нашего появления и осознания , для которых мы появились. Если говорить о религии кратко, то буддизм и его путь - это нравственное и духовное , осознание того, что вся жизнь есть страдание: рождение, взросление, привязанности и достижения, боязнь потерять достигнутое.

Конечная цель - просветление, достижение высшего блаженства, то есть «нирваны». Просветлённый независим от каких-либо концепций, он постиг своё физическое, ментальное, разум и дух.

Истоки буддизма

На севере Индии в городке Лумбини в царской семье родился мальчик Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э., по другим сведениям - 1027-948 гг. до н. э.). В возрасте 29 лет, задумавшись о смысле жизни, Сиддхатрха, покинул дворец и принял аскетический . Поняв, что суровый аскетизм и изнуряющие , не дадут ответов, Гаутама решил очистить путём глубокой .

К 35 годам он достиг просветления, став Буддой и учителем для своих последователей. Основатель буддизма Гаутама прожил до восьмидесяти лет, проповедуя и просвещая. Примечательно, что буддисты принимают в качестве учителей просветлённых других религий, например, Иисуса и Магомета.

Отдельно о монахах

Сообщество буддийских монахов считают самым древним религиозным сообществом. Образ жизни монахов не подразумевает полное отдаление от мира, многие из них активно участвуют в мирской жизни.

Обычно путешествуют небольшими группами, останавливаясь вблизи от мирян, разделяющих их веру, так как именно на монашество возлагается миссия сохранения, просвещения в вере, наставление и распространение учения Гаутамы. Примечательно, что после принятия решения посвятить свою жизнь монашеству от посвящённых не требуется полного разрыва с семьёй .

Монахи живут за счёт пожертвований мирян, довольствуясь лишь самыми необходимыми вещами. Кров, и им предоставляют миряне. Считается, что мирянин, помогающий монаху в его миссии, улучшает свою , прорабатывая её негативные моменты. Поэтому верующие миряне обеспечивают монастыри материально.

Задача же монахов - показать своим примером правильный образ жизни, изучать религию, самосовершенствоваться и нравственно и духовно, а также хранить религиозные письмена, священную книгу буддизма - Трипитака.

Знаете ли вы? Вопреки существующему мнению, что монахами в буддизме являются только мужчины, женщины среди них также были, называли их бхикшуни. Классический тому пример - мать Гаутамы Махапраджапати, которую он сам и возвёл в монашеский сан.

Основы учения

В отличие от других религий в буддизме больше философии, чем мистицизма или слепой веры. Основные идеи буддизма зиждутся на «четырёх благородных истинах». Рассмотрим кратко каждую из них.


Истина о страдании (духкха)

Истина о страдании заключается в том, что оно непрерывно : мы рождаемся из страдания, в течение жизни испытываем его же, постоянно возвращаясь мыслями к каким-то проблемам, достигнув чего-либо, боимся потерять, опять страдая по этому поводу.

Мы мучаемся в поисках исправления поступков прошлого, испытываем вину за проступки. Постоянные переживания, боязнь , страх пред неминуемой старостью и смертью, неудовлетворение, разочарования - это и есть круговорот страдания. Осознание себя в этом круговороте - это первый шаг к истине.

О причине страдания (тришна)

Следуя по пути самосознания, мы начинаем искать причину постоянной неудовлетворённости. При этом все и поступки поддаются скрупулёзному анализу, в результате приходим к тому, что жизнь - это постоянная борьба со страданием . Стремясь к чему-то и получая желаемое, человек начинает желать ещё большего, и так по кругу. То есть первоисточником наших страданий является ненасытная жажда всё новых и новых свершений.

О прекращении страдания (ниродха)

Вращаясь в круговороте борьбы с собственной неудовлетворённостью, многие ошибочно полагают, что избавиться от страданий можно путём победы над своим эго. Однако этот путь приводит к саморазрушению. Прийти к пониманию пути без страдания можно, лишь прекратив борьбу с ним .

Отпустив негативные мысли (злость, зависть, ненависть, разрушающие ум и душу ), начав искать в себе благочестие, мы можем отстранёно посмотреть на свою борьбу. При этом приходит понимание об истинной цели - прекращение борьбы есть нравственное очищение, отказ от нечестивых мыслей и желаний.


Истина о пути (марга)

Важно правильно понять истинный путь к просветлению. Будда называл его «серединным путём», то есть саморазвитие и духовное очищение без фанатизма. Некоторые его ученики понимали истину о пути превратно: они видели её в полном отречении от желаний и потребностей, в самоистязании, а в медитативной практике вместо спокойного сосредоточения, старались ввести довести себя до .

Это в корне неверно: даже Будда нуждался в еде, одежде, чтобы иметь силы для дальнейшего проповедования. Он учил искать путь между суровым аскетизмом и жизнью в наслаждениях, без крайностей. На пути просветления важную роль играет медитативная практика: при этом сосредоточение направлено большей частью на обретение душевного равновесия и наблюдения за потоком своих мыслей в настоящий момент.

Научившись разбирать свои поступки здесь и сейчас, в будущем можно избежать повторения каких-либо ошибок. Полное осознание своего «я», умение шагнуть за пределы эго приводят к осознанию истинного пути.

Знаете ли вы? На холмах к востоку от г.Монива в Мьянме есть необычные статуи Будды. Обе полые внутри, открыты для всех желающих, внутри же находятся изображения событий, связанных с развитием религии. Одна из статуй возвышается на 132 метра, вторая изображающая Будду в лежащем положении, имеет длину 90 метров.


Во что верят буддисты: этапы буддийского пути

Последователи учения Будды считают, что каждый человек появился на этой земле не случайно, у каждого из нас с каждым нашим появлением (реинкарнация) есть шанс очистить карму и достичь особой благодати - «нирваны» (освобождение от перерождений, состояние блаженного покоя). Для этого нужно осознать истину и освободить свой разум от заблуждений.

Мудрости (праджня)

Мудрость заключается в решимости следовать учению, осознании истин, проявлении самодисциплины, отречении от и желаний . Это - видение ситуации сквозь призму сомнений и принятие самого себя и окружающей действительности таковыми, какими они есть.

Постижение мудрости заключается в противопоставлении своему «я», интуитивном прозрении путём медитации, преодолении заблуждений. Это - одна из основ учения, заключающаяся в постижении реальности, незамутнённой мирскими предубеждениями. Само слово на санскрите означает «сверхзнание»: «пра» - высший, «джня» - знание.

Нравственности (шила)

Нравственность - ведение правильного образа жизни : отказ от насилия в любой его форме, торговля оружием, наркотиками, людьми, злоупотребление . Это соблюдение морально-этических норм: чистота речи, без употребления бранных слов, без сплетен, лжи, грубого отношения к ближнему.


Сосредоточения (самадхи)

Самадхи на санскрите - объединение, завершение, совершенство. Овладение методами сосредоточения, осознание себя не как индивидуальности, а в слиянии с высшим космическим разумом . Подобное просветлённое состояние достигается путём медитаций, успокоения своего сознания и созерцания, в итоге просветление приводит к совершенному сознанию, те есть к нирване.

О течениях буддизма

За всю историю учения образовалось много школ и ответвлений от классического восприятия, на сегодняшний момент выделяют три основных течения, о них и поговорим. По сути, это три пути к знанию, которые Будда передал ученикам разными методами, в разной интерпретации, но все они ведут к одной цели.

Хинаяна

Хинаяна представляет собой старейшую школу, претендующую на точную передачу учения его основателем - Буддой Шакьямуни (в миру - Гаутамой), основанной на первых проповедях учителя о четырёх истинах. Основные постулаты веры последователи черпают из самых авторитетных (по их утверждению) источников - Трипитаки, священных текстов, составленных после ухода Шакьямуни в нирвану.

Из всех школ (восемнадцать) хинаяны сегодня существует «тхеравада», больше практикующая медитативные занятия, чем философия учения. Цель последователей хинаяны - уйти от всего мирского путём строго отречения, достичь просветления, подобно Будде, и покинуть цикл сансары, уйдя в состояние блаженства.

Важно! Ключевое отличие Хинаяны от Махаяны: в первой Будда - реальная личность, достигшая просветления, во второй - метафизическое проявление.


Махаяна и Ваджраяна

Течение Махаяна связывают с учеником Шакьямуни - Нагарджуной. В этом направлении теория Хинаяны переосмыслена и дополнена. Это направление получило распространение в Японии, Китае и Тибете. Теоретическая основа - это сутры, письменная форма духовных откровений, по утверждению практиков самого Шакьямуни.

Однако сам учитель воспринимается как метафизическое проявление природы, первоматерия. Сутры утверждают, что учитель не покидал сансару и не может её покинуть, поскольку часть его находится в каждом из нас.

Основы Ваджраяны - . Само направление вместе с практикой Махаяны использует , различные ритуалы и обряды, чтение для укрепления личности и её духовного роста, и самосознания. Наиболее почитают тантристы Падмасамбхаву, основателя тантрического течения в Тибете.

Как стать буддистом

Для человека, заинтересовавшегося учением, есть несколько рекомендаций:

  • До того как стать буддистом, почитайте соответствующую литературу, незнание терминологии и теории, не позволит погрузиться в учение полностью.
  • Следует определиться с направлением, выбрать подходящую для себя школу.
  • Изучите традиции выбранного течения, медитативные практики и основные постулаты.

Чтобы стать частью религиозного учения, необходимо пройти восьмеричный путь осознания истины, который состоит из восьми этапов:

  1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия.
  2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего.
  3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова.
  4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела.
  5. На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни.
  6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли.
  7. На данном этапе человек должен достичь полного , отрешения от всего внешнего.
  8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

Пройдя этот путь, человек познаёт философию учения и приобщается к ней. Новичкам рекомендуют обратиться за наставлением и некоторыми разъяснениями к учителю, это может быть странствующий монах.

Важно! Учтите, что несколько встреч не дадут того результата, который вы ожидаете: учитель не сможет дать ответы на все вопросы. Для этого рядом с ним нужно прожить бок о бок продолжительное время, возможно годы.

Главная работа над собой заключается в отречении от всего негативного, нужно применять в жизни всё, о чём вы прочтёте в священных текстах. Отказаться от вредных привычек, не проявлять насилия и грубости, сквернословия, помогать людям, не ожидая ничего взамен. Только самоочищение, самосовершенствование и нравственность приведут вас к пониманию самого учения и его основ.

Официального признания вас как истинного последователя можно добиться на личной встрече с Ламой. Только он решит, готовы ли вы следовать учению.


Буддизм: отличия от других религий

Буддизм не признаёт одного бога, творца всего сущего, учение основано на том, что в каждом есть божественное начало, каждый может стать просветлённым и достичь нирваны. Будда - это учитель.

Путь просветления, в отличие от мировых религий, состоит в самосовершенствовании и достижении нравственности и морали, а не в слепой вере. Живая религия признаёт и признавала науку, плавно под неё подстраиваясь, признаёт существование других миров и измерений, считая при этом Землю благословенным местом, откуда путём очищения кармы и достижения просветления можно попасть в нирвану.

Священные тексты не являются непререкаемым авторитетом, а лишь руководством и наставлением на пути к истине. Поиск ответов и осознание мудрости лежит через познание самого себя, а не беспрекословное подчинение постулатам веры. То есть сама вера основывается, прежде всего, на опыте.

В отличие от христианства, ислама и иудаизма, буддисты не признают идею об абсолютном грехе. Грех с точки зрения учения - это ошибка личности, которую можно исправить в последующих перевоплощениях. То есть, нет строгого определения «ад» и «рай» , поскольку в природе нет морали. Всякая ошибка поправима и в итоге любая личность путём реинкарнации может очистить карму, то есть погасить свой долг перед Вселенским разумом.

В иудаизме, исламе или христианстве единственным спасением есть Бог. В буддизме спасение зависит от самого себя, постижения своей природы, следованию морально-этических норм, воздержании негативных проявлений своего эго, самосовершенствования. Есть отличия и в монашестве: вместо полного бездумного подчинения настоятелю, монахи принимают решения всей общиной , руководителя общины выбирают также коллективно. Конечно, к старшим и опытным должно проявляться уважение. В общине также, в отличие от христианских, нет званий или рангов.

Всё о буддизме узнать сразу невозможно, учение и совершенствование идёт годами. Проникнуться истинами учения можно, лишь всецело посвятив себя этой религии.

Считается самой древней мировой религией. При упоминании этого слова воображение уносит многих в красочный храм со вздернутой вверх крышей куда-нибудь в Азию: в Таиланд, Камбоджу, Китай, Монголию или Тибет.

Между тем он распространился далеко за пределы Востока: в Европу, Америку и даже в самые отдаленные уголки нашей планеты. Буддизм в России существует не только в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува, но и в других городах нашей страны — там постепенно появляются буддийские центры.

Задавались ли вы вопросом — во что верят буддисты? Сегодня мы будем искать на него ответ. Эта статья расскажет кратко, на чем стоит вера буддистов, как они смотрят на мир, кому поклоняются, как относятся к богу и как стараются жить.

Итак, вперед, на поиски ответов!

Основы веры

Понятие «буддизм» появилось всего два века тому назад благодаря выходцам из Европы. Сами же приверженцы называют его « » – учением или «Будхадхармой» – учением Будды. Это название будет более точным, потому что буддизм скорее философия, культурная традиция, мировоззрение со своими правилами этики и морали, нежели религия.

Буддисты верят в слова своего Учителя Будды Шакьямуни о том, что вся жизнь – это страдания, а главная цель жизни – избавиться от них.

Мы приходим в этот мир, взрослеем, привязываемся к людям, вещам, достигаем материальных высот, болеем, умираем и все это время страдаем. Главная причина страданий лежит в нас самих, в привычках, неправильных ценностях, иллюзиях.

Освободиться можно, избавившись от них. Для этого нужно следовать определенным правилам, медитировать, созерцать внутренний дух, ограничиваться от чувственных наслаждений. Любые догмы можно понять, только пропустив их через призму себя, собственного опыта – тогда возможно достижение нирваны.

Человек живет в иллюзорном мире, не замечает окружающих его заблуждений, получает последствия действий в прошлом, умирает, а после смерти перерождается, снова страдает, пока не достигнет Просветления. Такое видение жизни тесно связано с определенными понятиями:

  • – причинно-следственная связь любых событий, плохих или хороших. Все, что происходит с нами сейчас – следствие действий прошлого, а каждый поступок, слово или даже мысль в настоящем станет причиной будущих событий. Карма может работать вне пределов этой жизни и распространяться на последующие перерождения.
  • Майя – отражение иллюзорности жизни, переменчивости мира, беспрерывной цепочки страданий. Хорошей метафорой для майя может стать представление облаков, которые постепенно меняют свою форму, мозаику из пузырьков на воде, которая изменяет очертания.
  • – череда перевоплощений, которая преследует всех людей. Буддисты верят в реинкарнацию – цикл перерождений. Рождаясь все в новых образах, человек не перестает страдать, чувствует кармические последствия прошлых жизней, жить в изменчивом мире с переходящими вещами, и так по кругу. Разорвать колесо сансары значит достичь нирваны.


Образ жизни буддиста

Буддист свято верит в догмы Учения, переданного Буддой. Он изучает , ведет правильный образ жизни, медитирует и стремится к высшей цели – Пробуждению. В этом ему помогают истины, предписанные заповеди, этапы восьмеричного пути.

Учение основывается на четырех истинах, непреложных для любого приверженца буддизма.

  1. Дукха – говорит о круговороте страдания. Вся человеческая жизнь пропитана страданием: рождение, взросление, проблемы, привязанности, страхи, чувство вины, болезни, смерть. Осознать свое «я» в гуще этого вихря – начальный этап познания истины.
  2. Тришна – рассказывает о причинах дукхи. Желания и связанная с ними неудовлетворенность порождает страдание. Получив одно, человек начинает желать большего. Все возрастающие аппетиты, воля к самой жизни – в этом вся причина.
  3. Ниродха – ведает о завершении дукхи. Обрести свободу можно только отпустив ненужные привязанности, деструктивные эмоции, обнаружив в себе благочестие. Лучшая победа над страданием – прекратить борьбу с ним, избавиться от желаний, очиститься духовно.
  4. Марга – говорит об истинном пути. Следуя тропой Будды, важно соблюдать Срединный путь – не ударяться из крайности в крайность, от полного пресыщения до абсолютного аскетизма. Самому Учителю нужна была одежда, пища, кров, поэтому истинному буддисту не следует изводить себя до изнеможения.


С маргой также связан так называемый . Согласно ему, последователь буддийской философии соблюдает чистоту во всем:

  • правильно видит мир;
  • чист в мыслях и добр в намерениях;
  • не позволяет плохих слов, пустых фраз;
  • честен в поступках;
  • ведет праведный образ жизни;
  • старается на пути к цели;
  • контролирует мысли и чувства;
  • учится сосредоточению, медитирует.

Настоящий буддист может с легкостью выиграть в игру «Я никогда не…», потому что он никогда:

  • не убивает, не причиняет вред всему живому;
  • не крадет;
  • не врет;
  • не прелюбодействует;
  • не употребляет алкоголь или наркотики.


Настоящие приверженцы учения могут поразить высокой нравственностью, моральными устоями, которые подкрепляются непререкаемыми правилами жизни, силой воли, которая помогает им в медитациях, чтениях мантр. Высшая цель – достижение нирваны, и они смело идут по пути к ней.

Отношение к богу

Каждая религия предполагает веру в бога: ислам – в Аллаха, христианство – в Святую троицу, индуизм – в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм – в Будду, скажете вы? Дело в том, что это не совсем так.

Будда – не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя . Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидел боль и страдания мира, ушел в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны.


Таким образом, Будда – не Всевышний, а великий Учитель.

Согласно буддийской философии, мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал. Человека спасет не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя и совершенствуясь.

Значит ли это, что в буддизме бога нет? Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка.

В некоторых течениях философской мысли, особенно в , Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться. Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением.

Причина тому – пережитки шаманизма, который оставил следы в поглотившем его буддистском учении.

Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего.


Заключение

Буддистская вера, как и вера вообще, придает сил, воодушевляет, окрыляет, помогает встать на истинный путь. Мы были рады немного приоткрыть вам дверку в душу буддиста. Пусть в вашей жизни будет свет и умиротворение!

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны за ссылку в социальных сетях)

До скорой встречи!

Золоченые пагоды, гигантские статуи, умиротворяющая музыка – знаменитые буддистские символы. Раньше они ассоциировались исключительно с культурой Востока. Но в последние десятилетия европейцы активно заинтересовались азиатским учением. Почему это происходит? Давайте разберемся, в чем заключается суть буддизма.

Суть буддизма.

Краткая суть буддизма: история и современность

Почти 300 млн жителей Земли называют себя буддистами. Учение принес людям индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший 2,5 тыс. лет назад. Легенда рассказывает, что будущий вероучитель провел детство и юность в роскоши, не зная тревог и волнений. В 29 лет он впервые увидел бедность, болезнь и смерть других людей.

Принц понял, что богатство не избавляет от страданий, и отправился на поиски ключа к истинному счастью. Шесть лет он странствовал по свету, знакомился с философскими теориями разных народов. Духовные поиски привели Гаутаму к «буддхи» (просветлению). Дальше Будда преподавал принципы нового учения до своей смерти.

  • жить порядочно и честно;
  • изучать мысли и действия других людей и свои собственные;
  • относиться к окружающим с мудрым пониманием.

Буддисты верят, что, следуя этим идеям, можно избавиться от страданий и прийти к блаженству.

Буддизм: суть религии, духовные основы

Учение Гаутамы распространилось по всему миру. В нем есть решения для проблем современного общества, нацеленного на погоню за материальными благами. Буддизм учит, что богатство не гарантирует счастья. Буддистская философия интересна тем, кто хочет постичь глубину человеческого мышления, узнать природные методы оздоровления.

Буддисты терпимо относятся ко всем другим религиям. Эта система убеждений основана на мудрости и понимании. Поэтому в мировой истории ни разу не было войн во имя буддизма.

Для любого цивилизованного человека приемлемы 4 буддистские благородные истины.

  1. Суть жизни – страдание, т. е. болезни, старение, смерть. Мучительны и душевные страдания – разочарование, одиночество, тоску, гнев, страх. Но учение буддизма не призывает к пессимизму, а объясняет, как освободиться от страданий и прийти к счастью.
  2. Страдания вызваны желаниями. Люди мучаются, если их ожидания не сбываются. Вместо того чтобы жить ради удовлетворения своих страстей, нужно просто изменить желания.
  3. Страдания прекратятся, если отказаться от бессмысленных страстей и жить сегодняшним днем. Не стоит застревать в прошлом или воображаемом будущем, лучше направить свою энергию на помощь людям. Избавление от желаний дает свободу и счастье. В буддизме это состояние называется нирвана.
  4. К нирване ведет благородный восьмеричный путь. Оно состоит из правильных воззрений, устремлений, слов, поступков, средств к жизни, усилий, осознанности и сосредоточения.

Следование этим истинам требует мужества, терпения, психологической гибкости и развитого ума.

Буддийское учение привлекательно тем, что его можно постичь и проверить на собственном опыте. Эта религия утверждает, что решение всех проблем находится не снаружи, а внутри самого человека. Она дает своим последователям стойкость перед любыми невзгодами, душевную гармонию и счастливую размеренную жизнь.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Что же, начнем.

Что такое буддизм

Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.


Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.


Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.


Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
  • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
  • – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.


Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – .

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.


Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».


«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

  • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
  • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
  • количество миров бесконечно;
  • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
  • нет безоговорочных догматических правил;
  • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
  • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
  • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и .

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.


Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

  • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
  • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
  • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

  • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
  • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
  • гнева и злости.

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

  • изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
  • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
  • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.


Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.


Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.


Тхераваде присущи следующие черты:

  • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
  • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
  • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
  • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
  • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

2. – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.


Отличительные черты:

  • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
  • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
  • Святые выстраиваются в пантеон.
  • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
  • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
  • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

3. – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.


Особенности:

  • направленность на самосознание;
  • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
  • медитативные и йогические практики;
  • чтение мантр;
  • разнообразные обряды, праздники, службы.

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – . Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».


Японский монах дзен-буддизма

К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

  • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
  • отсутствие священных сутр, проповедей;
  • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

Сегодня у нас будет невероятно полезная, и я даже сказал бы «просветляющая» тема, так как поговорим мы об основных идеях, сути, философии и основных принципах буддизма, а также об основной цели, смысле и жизненной философии буддистского учения, как одного из самых продвинутых как в интеллектуальном, так в нравственном и духовном смысле – религиозных учений на планете.

Естественно, как Портал Обучения и Саморазвития, сегодня в такой важной теме, (так как религия Буддизм входит в тройку главных мировых религий вместе с Христианством и Мусульманством, и насчитывает на данный момент более миллиарда приверженцев и последователей) мы не будем придерживаться книжных фраз или «религиозных забобонов», ни одной из религий, и чтобы избежать «предвзятости» конкретно и по существу разберем, все чем может помочь данная религия в реальной жизни.

Поэтому, прочитав данный текст, вы будете знать о принципах практического, а не книжного буддизма в разы больше, чем знают многие практикующие буддисты.

Цель Буддизма

Более того, Учение и наставление Будды в действительности является настолько продвинутым учением, что по-настоящему поняв философию и суть буддизма, подготовленный человек может достичь буквально моментального «просветления». Или как минимум, полностью понять причину своих страданий и страданий всех близких людей в жизни и, естественно, узнать, как от них можно избавиться, чтобы начать жить в действительности счастливой и успешной жизнью.

Собственно, именно освобождение от страданий мирской жизни, и самое главное, от иллюзий этого мира, и есть цель буддизма.

Такая цель понятна и оправданна, ведь страдания — это самое неприятное для нас чувство, которое существует. Наверное, никто не хотел бы сознательно начать страдать, так как все хотят быть счастливыми. Но при этом, как показывает практика, все люди страдают тем или иным образом, но при этом думают, что они все же могут постоянно находиться в состоянии счастья.

И самая большая проблема в том, что люди постоянно делают то, что считают нужным для того, чтобы стать счастливыми, но именно из-за этих же действий, они и становятся несчастными.

То есть, это невероятный парадокс обычных людей планеты земля. Эти люди несчастны именно из-за тех действий, которые они предпринимают для того, чтобы быть счастливыми.

И это, как минимум огромное заблуждение, постоянно делать одно, получая всегда противоположный результат. И более того, все равно не прекращать делать тех вещей, которые мы делаем, при этом даже отчетливо понимая, что чаще всего они приводят к абсолютно противоположному результату.

Кто такой Будда и чего он хотел?

Вот собственно Будда и хотел своим древним учением объяснить, почему люди страдают, и как эти страдания максимально обходить стороной, чтобы оставаться счастливым даже в таких условиях, а самое главное, как избавиться от этих странных иллюзий нашего бренного мира.

Вообще слово Будда по большому счету и означает «пробуждающий» и освобождающий от оков иллюзий . Кстати, не странно, что славяне его понимают, так как ведическое знание в Индии, по приданиям самих же индусов и славян принесли именно Арийцы, наши предки.

Так что Буддизм, по сути основывается именно на славянских ведах (от слова ведать, знание), поэтому также он очень сильно напоминает большинство славянских учений и имеет очень похожую суть.

Сколько существует Будд?

Собственно, корнем слова Будда является обычное славянское слово «Будить». То есть настоящий Будда, это по сути любой человек, который помогает конкретным людям и всему обществу «пробудиться» ото сна и от глупых заблуждений.

И именно поэтому любого пробудившегося от сна человека, и тем более, настоящего «пробудившегося» духовного учителя можно назвать Буддой. И на самом деле, только в буддизме были Десятки, если не сотни «официальных» Будд.

Так что говорить, что Будда это какой-то один «гениальный» и святой человек, это большое заблуждение.

Ведь как минимум «Царевич Гаутама», которому современный официальный буддизм и дал нарицательное имя «Будда», самолично настаивал на том, что Буддой может стать абсолютно любой человек. А в древних текстах говориться что Будд на самом деле многие тысячи и более.

И более, того «Будда» Гаутама дал личное и прямое указание ни в коем случае ему не поклоняться, как давал такое же личное и прямое указание и Иисус, не поклоняться иконам и любым рукотворным образам.

Что с успехом было проигнорировано как буддистами, так и христианами. И это объяснимо так как природа «обычных непросветленных людей» требует поклонения чему-то или кому-то. И поэтому «обычные люди, живущие в иллюзии» поклоняются, лишь бы чему, только бы не брать ответственность за свое «саморазвитие» на себя лично.

Также очень показательно, что по сути, в Буддизме вообще нету Бога, так как высшей ценностью является скорее саморазвитие и приход к пониманию истинной сути вещей (к просветлению). Хотя при этом существование Бога и не отрицается. Просто, как разумный человек — «просветленный» не должен думать, что Бог - это «дедушка с бородой» сидящий на небе.

Бог в Буддизме - это скорее понимание обычным человеком «Божественной энергии» и изначального гармоничного замысла этого мира, а также очень серьезная опора для смертного, чтобы вырваться из иллюзий этого постоянно изменяющегося мира.

От чего страдают люди?

И того, суть буддизма сводиться к тому, что человеку просто надо понять, как перестать страдать и освободиться от иллюзий и заблуждений, тогда он автоматически станет Буддой и просветленным.

Но как же тогда перестать страдать? Ведь как люди мы понимаем, что это практически невозможно. Ведь в мире постоянно что-то меняется. Например, только мы привыкаем к детскому саду, нас сразу ведут в школу, как только мы привыкаем к школе, нас ведут в институт или жизнь нас заставляет идти на работу. На работе, тоже не дают расслабиться, то и дело происходят разные кризисы, то нас выгоняют, то снова повышают в должности.

А в семейной жизни и того хуже. Сначала мы сильно привыкаем к матери и отцу, но государство отрывая их от заботы, отдает нас в детский сад или школу. Далее начиная со школы мы начинаем встречаться с представителями и представительницами противоположного пола, но и тут нас ждут практически сплошные разочарования.

Чаще всего, даже если мы находим «свою идеальную вторую половинку», то уже буквально через пару месяцев, а то и дней, мы начинаем понимать, что на самом деле, она не такая уж и идеальная, как казалось раньше.

Страстная любовь очень быстро проходит, женщины очень быстро начинают пилить своих мужчин и при этом очень быстро терять свою внешнюю красоту. В отместку им, мужчины начинают пить, пропадать с друзьями или даже изменять. Что в свою очередь, женщинам снова же приносит еще большие страдания и разочарование законами и сущностью этого жестокого мира.

Философия буддизма

И это еще я не упоминал про депрессии, болезни, несчастные случаи, войну, смерти близких людей и подобное. Да что говорить, в принципе, все мы знаем отчего в этом мире страдают люди.

Но вот как избежать этих страданий мы как раз и не знаем, а в этом нам поможет разобраться именно философия буддизма, как религиозного и философского учения.

Итак, практическая философия буддизма настаивает, что все несчастья и страдания человека возникают от его неправильного и не морального поведения. От его слишком большой привязанности к материальным объектам этого мира, от его излишних и зачастую неверных оценочных суждений, а также от через чур сильного желания добиться чего-либо.

Причины человеческих страданий в Буддизме

Соответственно главными и самыми тяжелыми привязанностями, и причинами страданий для человека, а можно даже сказать 10тью заповедями Буддизма (существуют и настоящие 10 заповедей этого учения, но они все имеют отношение к правильному поведению, а не всему буддизму в целом), которые из них можно вывести, лично я бы мог назвать:

Девять моих заповедей буддизма

Привязанность к плодам своего труда и ожидание отдачи.

Привязанность к материальным объектам и деньгам.

Привязанность к своему телу и своим качествам.

Привязанность к наслаждениям и еде.

Привязанность к другим людям.

Сильное желание чего-то добиваться и получить.

Нежелание идти по срединному пути.

И конечно плохое и неправильное поведение человека.

Суть Буддизма

Собственно, все так просто, по моему мнению, суть буддизма в том, что избавившись от буквально этого минимального десятка неправильных привычек и негативных сторон своей личности, человек по сути становиться святым и счастливым, вообще, независимо от внешних обстоятельств.

И так, давайте попробуем проанализировать все «десять моих заповедей буддизма» и понять, как же именно они вредят и делают нашу жизнь несчастливой.

  1. Не привязываться к результатам своего труда

Это очень простая заповедь, тем не менее уже сама по себе отражает в себе практически всю суть буддизма.

Дело в том, что человек, чтобы стать счастливым, не должен делая что-либо хорошее, ожидать обратной похвалы в свой адрес, и тем более, расстраиваться если он её не получит.

Человек должен получать счастье уже по факту того, что сделал доброе дело , ведь добрые дела - это прекрасно, особенно если он на 100% уверен, что оно доброе.

Ведь вспомните, мы чаще всего огорчаемся, когда мы сделали доброе дело, но нас за него не поблагодарили, или даже наоборот наказали, тогда мы часто перестаем делать добрые дела. Так вот Буддизм и ведическое знание уверяет, что это великое заблуждение.

Делая бескорыстные добрые дела и не ожидая ничего взамен, что, кстати, также является идеалом Христианства, мы рано или поздно все-таки получаем десятикратную отдачу от этих вложений сил, добра и любви в других людей. И становимся счастливыми.

Примеры практического и бытового буддизма

Более того, эта заповедь работает во всех сферах человеческой жизни, от обучения в школе до ведения международного бизнеса, можно сказать, что это практический буддизм и применение его принципов в быту.

Ведь, когда мы учимся в школе, если мы перестанем учится сразу, как только поймем, что предмет, которому мы обучаемся не залезает к нам в голову, так как надо. То в итоге, мы так и не освоим этот предмет и останемся двоечниками до окончания школы. А если мы будем учить этот предмет самоотверженно, не обращая внимания получается у нас это или нет, то буквально через несколько месяцев мы станем его понимать не хуже отличников. Вот вам и секрет того как стать гением.

Но и в бизнесе, и в семейных отношениях это не менее важно, ведь если директор фирмы при первой неудачной сделке будет расстраиваться и закроет фирму, а главное опустит руки, то он никогда не станет богатым.

Напротив, большинство супер бизнесменов этого мира по 2-3 раза полностью разорялись до копейки и даже оставались должны, но буквально через пару лет, они снова пробовали и на 2-3-4 или даже 5тый раз становились сказочно богатыми.

Также и в семье, если при первой проблеме начать опускать руки и разводиться, то никакого семейного счастья у вас никогда по определению не будет. В семье и в любви наоборот должны цениться самопожертвование и умение долго делать добрые дела не ожидая похвалы, тогда в итоге вы быстро начнете жить в счастливой семье, которой не имеют 99.9% современных людей, которые не живут по этому принципу.

В общем этот принцип гласит «делай что правильно и что надо, не ожидая ничего взамен, и будь что будет» .

  1. Не привязываться к материальным объектам, предметам и деньгам

Соблюдать этот второй основной принцип буддисткой философии еще проще, а горя и страданий не соблюдающим его людям он приносит еще больше.

Все просто, все предметы материального мира имеют непостоянную природу. То есть они приходят и уходят очень быстро. Поэтому если мы начнем «сильно любить» какой-то материальный предмет, то, когда он исчезнет из нашей жизни мы будем сильно страдать.

Например, если вы купили новую машину за большие деньги, то при любой аварии, или даже царапине на обивке этой машины, вы будете получать большие страдания.

Вспомните свой опыт, ведь самые неприятные моменты в вашей жизни связаны именно с потерей или поломкой «любимой вещи». Мы так часто расстраиваемся, когда теряем любимый мобильник или значимую для нас сумму денег, рвем любимое платье или украшение, когда ломается бытовая техника и т.д.

Соответственно, чем меньше мы привязываемся к этим пусть и ценным, и очень дорогим для нас вещам, тем наша жизнь становиться более счастливой. Причем необязательно их не иметь, просто вещи пришли и вещи ушли, это идеальное отношение к жизни осознанного человека и тем более мудреца.

  1. Не привязываться к своему телу и своим достижениям

Дело в том, что даже привязанность к своей красоте, хорошей памяти, зрению белым зубам, стройной фигуре и так далее, это также привязанность.

Ведь если женщина сильно привязывается к своей красоте, то, когда она станет стареть, она будет очень сильно страдать. Если она вдруг потолстеет она будет страдать еще больше, она даже будет страдать если обломает любимый ноготь.

Также и все остальное в нашем теле и все наши качества преходящие и уходящие, сила, память и все остальное покинет нас с возрастом, как говориться Бог дал и Бог взял назад. Не стоит винить его в этом, ведь все это просто уроки для нас, чтобы мы поняли, что все на Земле бренно и привязываться к этому не стоит. Ну, а кто не усвоит этого урока, обречен на вечные страдания.

  1. Привязанность к наслаждениям и еде

Тут все совсем просто, философия буддизма говорит, что любим видом наслаждений очень легко можно пресытиться. Например, если есть по 2 килограмма красной икры каждый день, то через месяц, а то и быстрее, вас от нее уже будет тошнить.

Более того, пресытиться можно также материальными вещами, ведь если ребенку подарить одну игрушку он будет её очень ценить, если ему подарить грузовик игрушек, он вообще потеряет к нам интерес, он их просто будет копить в коробках или раздарит другим детям, но настоящей любви к игрушкам у него уже не появиться никогда.

Также и в семье, если эксплуатировать и постоянно максимум наслаждения от другого человека, то и ему, и даже вам это быстро надоест. Это приведет к болезням, депрессиям и в итоге распаду семьи.

Еда же - это также не меньшая привязанность, и к ней надо относиться максимально спокойно. Ведь если у вас есть привязанность к любому из продуктов питания, значит он для вас становиться наркотиком, то есть, не получая его вы начинаете очень сильно страдать.

Именно поэтому буддисты чаще всего не едят мяса, не пьют алкоголь, не принимают наркотиков и прочих стимуляторов, так как все они вызывают привязанность и ведут к страданию от их отсутствия.

Хотя на самом деле Будда утверждал, что просветленному можно есть и пить все что угодно, поэтому настоящий буддист скорее своего рода «пофигист». Он в принципе может делать все что захочет, если научиться к этому не привязываться, то есть по сути станет идеальным человеком.

  1. Не привязываться к другим людям

Ну и конечно, самое сложное это не привязываться к другим людям. Ведь если у нас есть пара, то мы даже не можем себя представить без нее, и часто не отходим от нее ни на шаг. Это вроде бы логично, но мы не понимаем, что именно наше повышенное внимание в конечном итоге и отталкивает от нас близких людей.

Страшный и вместе с тем справедливый закон отношений гласит, что «чем меньше мы привязываемся сами и пытаемся привязать к себе насильно нашего партнера, тем больше он сам привязывается к нам».

То есть, если вы не привязываете человека к себе, то словно по магии он привязывается к нам. Поэтому Пушкин и сказал «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей». Соответственно с этим, основной принцип буддисткой философии и объясняет нам секрет счастливых семейных взаимоотношений.

Да и факт, что те люди, которые предназначены вам по судьбе никогда от вас не уйдут, а те, кто был дан вам только для опыта, уйдут от вас, даже если вы их привяжете наручниками к батарее. А ведь именно семейные отношения чаще всего и рождают в нашей жизни самые большие страдания.

Основные принципы буддизма

Ведь как сказал Будда, по сути любая привязанность к материальному и мирскому есть страдание. Так как ничто материальное не вечно. А сами буддисты очень любят часами заниматься садом камней или рисовать очень сложные мандалы из цветного песка, а потом их сразу разрушать, после иногда нескольких дней труда, тренируя не привязанность к предметам, а любовь именно к самому процессу труда, чего кстати не хватает большинству обычных людей.

Поэтому основным принципом буддизма является то, что привязываться можно только к Богу. Ведь по сути Бог никогда вас не придаст, никогда не умрет, и он всегда рядом с вами, где бы вы не находились в данный момент, а возможно даже внутри вас.

Более того, как говорит ведическое знание, кого мы любим больше всего в этой жизни, тем вы и станете в следующей. То есть мужчины чаще всего в следующей жизни рождаются женщинами и наоборот, именно из-за их привязанностей, но самое печальное если женщина уже деградировала и решила вместо людей любить кошечек и собачек, так как с живыми людьми счастливые отношения выстроить она не в состоянии.

Идеал буддизма

Естественно, такие несчастные и при жизни люди, в итоге, после смерти рождаются в теле объектов их любви, чтобы они уяснили, что все далеко не так прекрасно, как кажется на первый взгляд. Поэтому, по мнению буддистов, Бога или истину любить на старости лет намного более предпочтительно, чем кошечек и собачек.

Да и вообще, человек в идеале по буддизму должен всегда следовать именно тому пути, который ему больше всего нравиться, а также заниматься той работой, которая приносит максимальное удовольствие, а не той которая приносит больше денег. Ведь лучше всего он будет себя чувствовать, именно, если будет счастлив и вся Вселенная будет ему помогать на этом пути.

А если он променяет счастье на деньги и начнет заниматься нелюбимым делом, тогда и однозначно эти деньги не принесут ему никакого счастья, а возможно его ограбят или они просто обесценятся, но в любом случае продав свою любовь за деньги, счастье от денег он не получит однозначно.

Поэтому идеал буддизма, это именно человек выбирающий свои жизненные пути, работу, предназначение и любимых людей, только открытым сердцем и любовью, а все материальные блага приложатся к правильному выбору. А вот за неправильным выбором будут стоять только грусть, боль и разочарование, даже если по началу кажется, что этот путь куда более заманчив и популярен.

Что такое оценочные суждения?

Далее в буддизме есть еще и другая проблема, это проблема и буддистский принцип оценочных суждений. В христианстве она формулируется фразой «не судите, и не судимы будете» . Естественно ни буддисты, ни христиане, вообще, не понимают смысла этой фразы.

Но что такое принцип оценочных суждений в буддизме и как он работает не знает почти никто. На самом деле «оценочное суждение» — это любая сильная негативная или даже позитивная оценка действиям окружающих, а иногда даже и любым происходящим событиям.

В общем на практике, если девушка говорит, что ненавидит алкоголиков, то муж у нее в 90% случаев будет хроническим пьяницей, а если не муж, то сын или отец, или даже она сама начнет вместе с ними через какое-то время прикладываться к бутылке.

Об этом сказано в русской народной поговорке «от сумы и тюрьмы не зарекайся», ведь человек который орет громче всех, что никогда не станет бедным, буквально через несколько лет по иронии судьбы потеряет свой достаток, а тот, кто кричал что в тюрьме одни опущенные люди, то очень скоро он на своей шкуре опробует, так ли это на самом деле.

  1. Не о оценивай критично и не суди других строго

В общем, из этой странной закономерности современного мира, которую даже не надо доказывать, так как если вы пороетесь в своем опыте найдете кучу этому примеров, выходит то что разумный человек никогда не должен давать вообще, чему бы то ни было однозначно позитивной или негативной оценки. Тогда он избежит очень многих неприятностей в жизни и очень больных уроков судьбы.

Да позитивные суждения тоже плохо, так как сказав, что богатые очень счастливы, можно стать несчастным богатым инвалидом, и убедиться, что реально не все богатые люди счастливы.

Поэтому идеальный буддист соблюдая суть буддизма, дает минимум оценок окружающих, и как сказал Иисус «он не судит, поэтому и его не судит Бог, за эти же дела». То есть по сути человек осуждая другого получает примерно 50% проблем того, кого осудил даже просто в мыслях.

  1. Сильное желание получить что-либо

Ну тут совсем просто, по одному из законов вселенной, слишком сильное желание получить что-либо, приводит к противоположному результату, либо к тому результату, что человек хотел, но его «заветная мечта» не приносит ему удовольствия.

То есть, если вы очень сильно хотите новую очень дорогую машину, то вы скорее всего будете на нее копить очень долго, при этом отказывая себе во всем, потом она будет часто ломаться и заберет у вас оставшиеся деньги, что вы не сможете на ней ездить, а потом эта машина попадет в аварию или просто сгниет у вас в сарае без мотора. В любом случае, от такой машины счастья будет минимум.

Поэтому основной принцип Буддизма и его философия гласит, что к вещам и людям надо относиться бережно и с заботой, но желать их получить до потери сознания, нежелательно.

Опять же, вспомнив слова великого поэта, чем вы больше женщине будете показывать, что она вам нужна больше воздуха, тем вам будет сложнее её заполучить, а когда вы её наконец получите, она станет огромным камнем на вашей шее. Будет вас эксплуатировать, а потом просто бросит, или сама окажется несчастной.

Вот такое чудесное наказание ждет людей, которые страстно желают получить что-либо ценное, готовы пойти ради этого на любые жертвы и слишком переоценивают пользу и качества.

Поэтому хороший Буддист просто делает что надо и что должен, а получит он вещь или человека не так важно, ведь судьба более мудра, и хорошему человеку она просто не даст получить то, что его погубит, так зачем же этого так страстно добиваться себе во вред? Если вы не верите Богу, что он для вас приготовил лучшее, значит вы достойны самого худшего. Тут все просто.

  1. Надо идти по срединному пути

Ну и мы подходим к одному из главных постулатов и сути буддизма, это конечно же срединный путь. То есть идеальный человек, не должен вдаваться в слишком большие крайности, иначе после большого веселья его ждет такое же большое страдание.

Богатый человек не должен пытаться заработать ценой своего здоровья сотни миллиардов, которые он даже не сможет потратить. Ребенок не должен пытаться съесть ведро мороженного, а любовник познать всех девушек в своем городе. Ведь все излишества в итоге не ведут к счастью, а наоборот сулят одни страдания.

Поэтому мудрец и буддист идет всегда по срединному пути, старясь не делать слишком мало, но и не делать слишком, там, где делать этого явно не требуется.

  1. Надо жить праведно, не делать злых дел и соблюдать моральные нормы

Ну и самая последняя из моих Буддистских заповедей, как раз и состоит из обязанностей поведения и моральных норм.

10 Буддистских заповедей о морали

Настоящие буддистские заповеди это все те же:

  1. Не убивать;
  2. Не красть;
  3. Не прелюбодействовать;
  4. Не врать и не клеветать на невинных;
  5. Не употреблять дурманящие вещества;
  6. Не сплетничать;
  7. Не превозносить себя и не унижать других;
  8. Не скупиться если перед нуждающимися;
  9. Не держать зла и не провоцировать его;

Но как вы понимаете, настоящему буддисту, знающему все вышеперечисленное в нюансах, а также как это на самом деле работает, даже и в голову не придет совершать плохие поступки. Так как он знает, что за плохие дела его ждет негативная карма, которая максимально усложнит его счастливую жизнь, а также привяжет его к тем людям, которым он сделал плохо.

Именно поэтому я в начале и сказал, что человек понимающий философию и истинную суть буддизма знает в чем проблема его собственных неудач и страданий и проблем окружающих его людей, поэтому он может прожить жизнь гораздо более правильно и, соответственно, счастливо, не нарушая законы Вселенной и Божественные принципы, а возможно и получив это такое желаемое «просветление».

Основная идея буддизма

Ну а на этом сегодняшний рассказ о философии и основных идеях буддизма я закончу, возможно получилось немного сумбурно, но на самом деле дочитав до конца этот текст вы станете понимать основные принципы и идеи буддизма в разы лучше, чем большинство тех, кто считает себя буддистом.

И закончу я высказыванием шестого патриарха Дзен буддизма Хуэнэна о сущности и сути буддистского учения: я говорю тебе: «Ищи прибежище в себе самом». Будда - внутри тебя, ибо Будда - значит пробуж­денный, а пробуждение может происходить лишь из­нутри. Дхарма - внутри тебя, ибо Дхарма - значит праведность, а праведность ты можешь найти только в себе самом. И Сангха - внутри тебя, ибо Сангха есть чистота, а чистоту ты можешь найти только в себе са­мом .

Именно поэтому я призываю вас, скорее не к большому книжному знанию, а больше к его конкретному применению на практике, поэтому сегодня я дал вам максимальное количество живых примеров и вариантов применения основных идей буддизма в реальной бытовой жизни для обретения счастья.

Ну и, естественно, Основные идеи, суть и философские принципы буддизма как религии и учения - это очень обширная тема, поэтому в рамках данной статьи не получилось рассказать все что надо, но на нашем Портале Обучения и Саморазвития вы сможете найти еще большое количество статей об этой замечательной и мудрой религии.

А также, если вы заметили, я в основном писал сегодня о том, что не надо делать, а вот что необходимо делать буддисту читайте отдельно. Еще советую прочесть и ее одну попытку объяснить и и отличие их от монастырей других религий. Ну и конечно также будет неплохо узнать , и