Open
Close

Какую скрипку лучше купить. Выбор скрипки для ребенка

28.12.2016

Скрипка - один из самых востребованных и красивых по своему звучанию музыкальных инструментов. Учеба на этом инструменте достаточно сложна и при этом крайне интересна. Но для того что бы обучение было таковым, к выбору хорошего инструмента стоит подойти с особым вниманием.

По общим принципам выбор скрипки достаточно схож с выбором гитары, правда, с некоторыми дополнениями и особенностями. Эта статья поможет Вам самостоятельно выбрать инструмент для обучения вашего ребенка в музыкальной школе.

На сегодняшний день подавляющая часть всех скрипок производится в России, Китае, Индонезии, Германии, Румынии, Чехии, Италии и Японии. Скажем честно, скрипки Российского производства лучше обойти стороной. Если Вы хотите познакомить своего ребенка со скрипкой и не хотите пока приобретать дорогой инструмент, стоит обратить своё внимание на скрипки, произведенные в Китае и Индонезии. Но выбирая скрипки, произведенные в этих странах, стоит учесть, что качество может достаточно сильно разниться. И скорее всего вам придется потратить много времени на поиск хорошего инструмента.

Скрипки очень хорошего качества, при этом всегда стабильного и по весьма демократичным ценам, делают в Японии. Инструменты производятся из высококачественных материалов и считаются инструментами профессионального уровня.

А вот ситуация с инструментами, производимыми в оставшихся странах, достаточно сложная: Германия и Италия делают лучшие скрипки в мире, но и цена на инструменты, мягко говоря, впечатляющая. Румыния и Чехия делают как отличные инструменты, так и откровенное «барахло», сравнимое с инструментами, изготовляемыми в нашей стране. Поэтому, выбирая инструмент, главным аргументом должно стать качество инструмента, а не страна производитель.


И если страна производитель будет являться вторичным фактором, то начинать выбор скрипки следует с её размера. Скрипки бывают:

  • 1/16 – инструменты для самых маленьких (до 5 лет)
  • 1/10 – редкий, практически не встречающийся размер
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 – самые популярные детские размеры от 5 до 11 лет
  • 7/8 - редкий, практически не встречающийся размер
  • 4/4 – классическая «взрослая» скрипка
Выбрать размер достаточно просто, для этого нужно взять и примерить её, если середина ладони ребенка ложиться на оголовье грифа, и при этом ребенок не испытывает никакого дискомфорта - это его размер.

Очень важной составляющей скрипки для Вашего ребенка, станет подбородник. Они бывают разного размера и подбираются индивидуально. Если ребенок маленький, то можно в качестве временного решения приобрести специальные поролоновые клеящиеся подбородники.


Далее следует осмотреть тщательно саму скрипку на предмет трещин и вмятин, естественно у нового инструмента их быть не должно. Обязательно обхватите гриф скрипки и проведите вдоль него рукой несколько раз. На самом грифе и по краям накладки на гриф, не должно быть никаких неровностей. Покрутите все колки, они должны иметь свободный ход, без волчков и застреваний.

После этого переходите к смычку: наклоните его от себя и посмотрите вдоль него, он должен быть прямой, без изгибов. Сам смычек должен быть упругим, а в ненатянутом состоянии иметь достаточный прогиб так, чтобы волос касался трости самого смычка.


Вот и все принципиальные моменты, на которые следует обратить Ваше внимание при выборе скрипки. Следуя этим простым советам, Вы сможете легко подобрать скрипку даже в интернет-магазине, и быстро проверить её при получении.

Зачастую в симфонических оркестрах скрипка применяется для ведения основной музыкальной темы. Такую роль может исполнять одна или несколько скрипок. Скрипка-соло принадлежит первому скрипачу. Кстати, начинать учиться играть на скрипке лучше с четырехлетнего возраста.

В настоящее время на музыкальном рынке существует несколько основных размеров скрипок. К примеру, самым маленьким музыкантам подойдет скрипка размера 1/16. Самыми популярными размерами принято считать 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Обычно такие музыкальные инструменты подбирают для детей, которые уже занимаются в музыкальной школе или недавно приступили к обучению. Для среднестатистического взрослого наилучшим инструментом станет скрипка размера 4/4. Также могут создаваться и скрипки промежуточных размеров 1/1 и 7/8. Однако они являются наименее востребованными.

Также выделяют три основные категории скрипок - мастеровые, фабричные и заводские. Мастеровыми называются музыкальные инструменты ручной работы. Обычно они изготавливаются под конкретного заказчика и могут передаваться из поколения в поколение. В основном мастеровые скрипки полноразмерными.

Мануфактурные скрипки - это инструменты начала прошлого века. Правда среди них можно встретить битые и затем восстановленные инструменты. Поэтому лучше покупать такую скрипку с профессионалом.

Заводскими скрипками принято называть современные музыкальные инструменты, которые изготавливаются на различных фабриках. Правда скрипки такого уровня являются базовым и бюджетным вариантом. На вторичном рынке они не будут иметь никакой ценности.

Как правильно выбрать скрипку

Для того, чтобы подобрать скрипку под себя необходимо поставить ее на левое плечо и вытянуть впереди себя левую руку. При этом голова скрипки окажется в середине ладони музыканта. Пальцы же должны полностью обхватывать головку. Современные потребители могут выбрать для себя классическую или электроскрипку.

Некоторые музыканты предпочитают только классические скрипки, потому что электрический вариант инструмента не может дать такой же чистый звук. Тем более играть в симфоническом оркестре на электроскрипке просто невозможно. По тембру и тональности она сильно отличается от классической версии. При покупке скрипки не стоит выбирать первый попавшийся инструмент.

Скрипка – струнный смычковый инструмент, без которого не обходится ни один оркестр. Чтобы научиться играть на скрипке, необходимы годы тренировок под руководством опытного наставника.

Инструкция

Родина скрипки - Европа. Время рождения – тринадцатое столетие. Прежде чем скрипка обрела свою хорошо знакомую форму, она подвергалась различным изменениям и усовершенствованиям. Можно сказать, что скрипка формировалась столетиями, и связно это формирование с развитием и эволюцией музыки как искусства. Появлением классической формы скрипки мир обязан итальянскому мастеру Андреа Амати, который сумел добиться от скрипки приближенного к человеческому голосу тембра. Скрипка Амати благодаря сильному и насыщенному звуку вышла на сцену больших концертных залов и стала одним из самых популярных инструментов. Другой знаменитый итальянский мастер, Антонио Страдивари, усовершенствовал строение скрипки, что позволило добиться яркого звука в сочетании с мягкостью и нежностью, присущей только этому инструменту.

В наше время скрипка не потеряла свою популярность. Она является достаточно сложным инструментом, и овладеть игрой на нем значительно сложнее, чем, например, . Чтобы научиться профессиональной игре на скрипке, необходимо потратить несколько лет, и начинать желательно в детском возрасте. Чем раньше приступают к обучению, тем лучше, поскольку техника игры на данном инструменте требует большой гибкости и подвижности кистей рук. Для игры на скрипке вовсе необязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, куда важнее гармонический слух. Для его развития понадобятся регулярные занятия сольфеджио.

Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

Некоторые особенности устройства скрипки

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Как играют на скрипке?

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на , а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся . Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!

Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”

Интересный факт . Моцарт научился играть на скрипке в 4 года. Сам, по слуху. Никто ему не поверил, пока малыш не продемонстрировал свои умения и не поверг этим взрослых в шок! Так что, если уж 4-хлетний ребёнок справился с игрой на этом волшебном инструменте, то вам, дорогие читатели, сам бог велел взяться за смычок!

Фабричное производство инструментов скрипичного семейства насытило рынок скрипками, альтами и виолончелями разного класса и качества, но не справилось с главной задачей- созданием идеального инструмента в котором гармонично будут сочетаться звуковые качества с удобством игры.

Даже среди недорогих скрипок можно выбрать качественный инструмент с хорошим звуком. С удобством игры на дешевых инструментах дела обстоят не так оптимистично, практически каждая скрипка купленная в магазине требует доработки мастера в виде и верхнего порога, контроля расстояний между струнами. Частым дефектом магазинных скрипок так же является некорректно поставленная душка, что не только сказывается на звуке, но и может привести к более серьезным поломкам в процессе эксплуатации. Слишком туго поставленная душка при транспортировке и усушке древесины на свежих инструментах приводит к возникновению трещин в первую очередь на верхней деке, иногда на нижней. Естественно треснувший еще в магазине инструмент никто покупать не будет, но возникновение подобных дефектов может не заставить себя ждать сразу же после приобретения, например после перепада влажности и температуры так свойственных нашему климату.

Если играть на скрипке будет учиться ребенок-тут все ясно, нужно найти педагога и он подскажет, как выбирать инструмент. Выбирать скрипку для ребенка самому не желательно, она может не подойти в первую очередь по размеру. Лучше посоветоваться со знающим человеком и не просто знакомым скрипачом-любителем, а педагогом, который будет заниматься с ребенком.

Классическими размерами скрипок и виолончелей считаются размеры от 1/16 до 4/4. То же касается и смычков к ним. С размерами альтов и контрабасов дело обстоит немного по другому, это связанно с тем,что обучение игре на этих инструментах начинают в более позднем возрасте. Обычно выбор необходимого размера происходит так: скрипку прикладывают к ребенку, если левая рука свободно и без напряжения обхватывает завиток скрипки-это правильный выбор.

Большую опасность для здоровья представляют крупные инструменты. Для начинающего музыканта, будь то ребенок или взрослый, крупная неправильно подобранная скрипка или виолончель может стать непреодолимым препятствием в осуществлении мечты научиться играть на инструменте. Даже одинаковые на первый взгляд инструменты в магазине могут сильно отличаться в рамках одного размера. На недорогих инструментах редко встречаются удобные шейки, это опять таки связано с невыдержанной древесиной (тонкая шейка может просто согнуться или сломаться). Удобство шейки скрипки или виолончели определяется не только толщиной, но формой. Конечно же при фабричном производстве существуют определенные нормы и стандарты, но подбор прилично звучащего и удобного инструмента дело сугубо индивидуальное.

Этот вопрос часто задают взрослые новички, которые решили, что пришла пора наконец начать учиться играть на скрипке. 8-)

Когда начинает учиться малыш, то родителям понятно, что сначала нужно поступить в музыкальную школу и (или) найти педагога.
То же самое относится и к взрослым начинающим! Желательно не покупать скрипку самому по нескольким соображениям.

Все скрипки, даже фабричные, разные, поэтому желательно чтобы с вами пошел выбирать скрипку играющий человек, который сможет оценить удобство игры и качество звука. Среди кучи "деревяшек" может попасться случайно относительно приличный инструмент, не стоит исключать такую возможность.
То же самое в еще большей степени относится и к более дорогим инструментам ручной работы - необходимо слышать звук инструмента.
Есть другая сторона вопроса;) У скрипача, имеющего хорошо поставленную правую руку любая скрипка будет звучать превосходно, в крайнем случае, очень хорошо:
Не зря говорят: "Не имей Амати, а умей играти!" 8-)

В идеале - слушать инструмент в исполнении как минимум 2х исполнителей в помещении без звонкой акустики .

С этими дефектами придется обращаться к скрипичному мастеру - а это лишние расходы.

Кроме параметров самого инструмента могут встретиться другие непредвиденные "подводные камни", если вы самостоятельно купите себе скрипку.
Вот реальный случай - парень семнадцати лет пришел на первый урок с инструментом. Выяснилось, что его физическое строение ну никак к скрипке не подходит! Огромный рост, длиннющие руки, большие подушки пальцев - он на скрипке просто не поместился! Промучавшись из принципа полгода на скрипке он перешел на альт - тот был ему как раз по размеру.
Технические принципы игры на скрипке и альте практически не различаются. Разница лишь в размере, в настройке инструмента - на квинту ниже (на альте вместо верхней струны "ми" второй октавы присутствует нижняя струна "до" малой октавы, остальные струны "ля", "ре" и "соль" совпадают) и в альтовом ключе, который нужно выучить так же хорошо, как и скрипичный.

Бывает наоборот - из-за миниатюрного физического сложения нужна скрипка-недомерок - 7/8.

Размеры скрипок:
1/16 (для 3-4 леток),
1/10 (редкий промежуточный размер),
1/8, 1/4, 1/2, 3/4 (самые употребительные детские размеры)
7/8 (редкий промежуточный размер),
4/4 (целая скрипка для среднестатистического взрослого).

Нужно иметь в виду, что игра на инструменте, который велик, тяжела физически и может привести к зажатостям мышц и перекосам постановки у начинающих, что в свою очередь приведет, как минимум, в наш раздел "Руки музыканта" :-0.

Как мерить скрипку.

Поставить скрипку на левое плечо, вытянуть левую руку без напряжения в сторону (немного перед собой). Головка скрипки должна доходить до середины ладони, а пальцы обхватывать головку целиком.

Подбородник и мостик (подушечка)

Для того, чтобы скрипка держалась комфортно между подбородком и плечом, используют два приспособления - подбородник и мостик (подушечку). Их подбор индивидуален, и самостоятельно, без педагога, не всегда можно с этим справиться.

Важно помнить - в результате манипуляций с этими предметами должно быть достигнуто удобство и естественность положения скрипки. Если этого пока не произошло, то ваш вариант, возможно, не последний!

Подбородники бывают: глубокие, плоские, высокие и низкие. Как правило, подбородник располагается слева от подгрифника (струнодержателя), но некоторые крепятся посередине.
Если фабричный подбородник неудобен - ищите ручной работы, на этом не стоит экономить. Временный вариант в этом случае - снять его вообще, пока не найдется подходящий.
Для самых маленьких существуют небольшие поролоновые подкладочки-наклейки вместо подбородника.

Мостов есть множество видов - разной формы и высоты.
Из наиболее оптимальных кажутся мосты голландской фирмы "Willy Wolf" - есть возможность выгибать форму по плечу и варьировать высоту с обеих сторон моста, а также выдвигать по ширине в соответствии с требованиями инструмента.
Для маленьких (начиная с 1/16) один мостик раздвигается на 2 размера.

На удобство положения скрипки влияет также расположение моста относительно скрипки.

Электроскрипка или классическая деревянная?

Тем, кто раздумывает над этим сложным вопросом и хотел бы в будущем подключиться к звукоусилителю и играть эстрадную музыку - вот ответственный совет:

Не тратьте деньги на еще одну электрическую игрушку!

Потому что:

1. Вы не сможете играть на ней, если вдруг отключилось электричество - в том числе и на концерте! Слушатели могут подумать, что вся ваша музыка - просто фонограмма:(и ни за что не поверят, что это не так, пока вы не сыграете им несколько красивых, берущих за душу звуков. 8-)
А естественный звук электроскрипки - тихий и шипящий - не производит никакого впечатления:(

2. Также невозможно играть в местах, где этого электричества и не было никогда (скажем, в тихом деревенском домике в лесной глуши) или нет возможности подключиться к электричеству по какой-то причине - на центральной городской площади, например…

3. Невозможность играть в оркестре. Звук вашей скрипки будет резко выделяться среди других по тембру (даже если вы отрегулируете громкость), на что любой дирижер будет реагировать резко отрицательно. Этот вид музицирования будет исключен с самого начала.

4. Обучение на электроскрипке не имеет смысла для начинающих, т.к. на ней невозможно научиться извлекать настоящий красивый естественный звук, а это слишком большой недостаток для скрипача!

5. Электроскрипка намного тяжелее простой, а это создает дополнительные трудности для начинающих. Скрипка - один из самых неудобных для держания и игры инструментов, и дополнительный вес только усложнит ее освоение.
Вероятные проблемы - зажатость плечевого пояса.

Для тех же, кто хочет играть на скрипке с современной усилительной аппаратурой, рекомендуется звукосниматель.
Они бывают очень хорошего качества, могут быть подключены к любой аппаратуре, в том числе к беспроводному радиомикрофону.
Звукосниматели очень легкие и не создают практически никакого неудобства для скрипача.

Примеры звукоснимателей: крепящиеся к подставке или к деке.

2006 © Все права защищены. Перепечатка статьи только с письменного разрешения автора и администрации сайта с ссылкой на источник.